Но ло г и й. Карточки для домашнего задания "дифференциация звуков й - ль"

Взгляды данных авторов принято упоминать в ряду известной эспан- сивистической теории кредита. Бесспорно, для этого есть определенные основания, обусловленные общим представлением о неограниченных возможностях кредита. При всей близости теорий Джона Ло, Генри Даннинга Маклеода, Альберта Гана и Йозефа Шумпетера каждая из них - это по-своему уникальное воззрение на кредит, отличающееся многими компонентами.

Джон Ло о кредите

Дж. Ло можно считать родоначальником, основателем экспансионистской теории кредита. К сожалению однако, у Дж. Ло мы не найдем развернутого анализа кредита и капитала, свой взор, как представитель меркантилизма, он обращает на деньги. Богатство страны согласно этому направлению зависит от количества денег. По его мнению, «чтобы обладать могуществом и богатством соответственно другим нациям, мы должны были бы обладать деньгами и соответствующими пропорциями, ибо без денег самые лучшие законы не могли бы дать работы населению, ни усовершенствовать производство, ни расширить мануфактуры и торговлю» 1 . Бедность народа, по его мнению, является следствием недостаточного количества денег. «Масса денег, которую мы всегда имели,- писал он,- является большой презумпцией того, что мы никогда не имели достаточного количества денег» . Дж. Ло считал, что государство должно иметь известное количество монеты, пропорционально населению.

Являясь сторонником меркантилистических иллюзий, Дж. Ло, по свидетельству Н.Х. Бунге, в отличие от меркантилизма «заботился не о приумножении запаса золотой и серебряной монеты, а о создании таких денег, количество которых могло бы легко умножаться и соответствовало бы существующей потребности, и которая по дешевизне своей, т.е. по низкому платимому по ним проценту, были бы для всех доступны. Очевидно, что Ло ищет не увеличения количества прочного богатства, неумножаемого потребления, другими словами, монеты, а приобретения орудия производительности» 1 . Звонкую монету Дж. Л о считал ни ценностью, ни залогом, а только товаром, предметом торговли, обмена. Он хочет доказать, что «только бумажки хорошее орудие мены и обращения и далеко предпочтительнее монеты» .

Дж. Ло был горячим сторонником бумажных денег. «Ничто, - писал он,- не выполняет функцию денег лучше, нежели бумага» . Предлагаемые им к выпуску земельные деньги, «равные по ценностям как землям, так и звонкой монете», «более пригодны служить также и мерилом, с помощью которого оцениваются товары». При этом Дж. Ло считает, что «деньги не есть ценность, ради которой товары обмениваются одни на другие; они есть ценность, посредством которой взаимно обмениваются товары» .

Он полагает, что «земля гораздо более пригодна быть деньгами, чем серебро, хотя оно и добывается и производится в Шотландии. Ценность земли более определенна и надежна, она в высшей степени обладает качествами быть деньгами, а сверх того имеет и другие качества, которых лишено серебро. Земля, следовательно, способна служить всеобщим мерилом для оценки товаров, для оценки той ценности, на основе которой обмениваются товары и заключаются контракты» (глава 7). Выпуск таких денег, бумажных денег, будет равен спросу на них.

Дж. Ло убежден в том, что «торговля и численность населения, составляющих богатство и могущество государства, зависят от количества денег и способа оперирования ими. Большую роль здесь могут играть кредиты». Как он отмечает во «Второй записке о банках», обилие денег обеспечивается кредитом. В так называемом Третьем письме (о новой системе финансов), касаясь взаимосвязи денег и кредита, он справедливо заметил, что «сами деньги, если можно так выразиться, нуждаются в кредите для своей же циркуляции».

К сожалению, деньги Дж. Ло смешивал с капиталом (и кредитом). Как это подмечает Ср. Горн, у Дж. Ло всякое употребление денег дает прибыль, хотя бы то лицо, которое их употребило, понесло убыток 1 . Выпуск бумажных денег - это создание кредита, а создание кредита - это и есть создание капитала, и следовательно, выпуск бумажных денег и есть создание капитала . Как считает Дж. Ло, «чем больше банк раздает ссуд... тем больше он увеличивает количество монеты, приносящее доход стране, потому что при этом дается занятие большему числу рук, торговля расширяется, займы становятся легче и дешевле и, наконец, сам банк наживает барыши» .

Усматривая в деньгах и кредите существенную силу, влияющую на экономику, Дж. Ло в своей Второй записке о банках писал: «Деньги в государстве подобны крови в человеческом теле. Без крови не поживешь, без денег ничего не сделаешь. Циркуляция необходима там и тут, и кредит играет в торговле такую же роль, как кровяные тельца».

Касаясь особенностей кредита, Дж. Ло писал: «Кредит есть дело добровольное и зависит от количества образующихся в стране денег» (глава IV). «Хорошо и умело налаженная кредитная система,- отмечает он,-дает большие преимущества. Однако неумелое использование кредитов может нанести немалый ущерб. Поэтому всегда надо тщательно изучить кредитное дело, прежде чем прибегать к кредитам, а затем строго выполнять соответствующие правила» .

Выступая за развитие кредита, Дж. Ло, к сожалению, отождествлял его с деньгами. Кредиты для него - это то банковские билеты, то ассигнации, заменяющие собой звонкую монету. В целом золото, серебро, медь, билеты, помеченные и нанизанные ракушки, которыми пользуются на некоторых побережьях Африки,- все это лишь вещи, представляющие богатства, или, иначе говоря, знаки, позволяющие обмениваться реальными богатствами. В свою очередь «кредит - это свободно оплачиваемый билет, который свободно можно обменять на деньги - монеты, как, скажем, можно обменять луидор на четыре экю» 1 .

В представлениях Дж. Ло кредит ассоциируется с обязательством оплатить билет золотою монетою. Характерен образец предлагаемых им билетов.

Сто экю в монетах № 520

Банк обязуется выплатить держателю билета сумму в сто экю монетами веса и чистоты металла надень выдачи билета.

Управляющий печать Инспекторы

Как это следует из текста, в билете как долговом свидетельстве фиксируется обязательство выплатить его держателю эквивалент в монете на день выдачи. Дж. Ло осознавал, что слишком широкий кредит, чрезмерно большое количество билетов, что «даже хорошо продуманный проект подвергается опасности провала» (§ III. «Первая записка о банках»).

Касаясь ограничений при выдаче традиционного кредита купцам Дж. Ло отмечал необходимость изучения всех сторон их деятельности, учета сложившихся о них мнений. Он считал, что объем кредита должен ограничиваться не только собственными фондами его получателей и доверием к ним. Желательно, чтобы деньги, предоставляясь взаймы, были беспроцентными, а получаемая от них прибыль делилась между заимодавцем и заемщиком. Конструируя новую систему финансов, Дж. Ло отмечал, что нет более верного признака неблагополучного государства, скатывающегося к нищете, чем дороговизна денег.

В целом кредиту автор предавал большое значение. «Кредиты необходимы и полезны, - писал он, - они производят тот же эффект и то же благо в торговле, как если бы количество денег увеличилось» . При этом, как и впоследствии А. Ган, Дж. Ло полагает, что банк создает кредит. «Создание кредита через посредство банка увеличило бы в течение года количество денег в гораздо большой мере, чем это сделала бы выгодная торговля в течение десяти лет: поэтому для Франции необходимо прибегнуть к помощи кредита - или же она будет находиться в состоянии слабости по сравнению с другими державами, которые пользуются кредитом» 1 . И далее, то, о чем впоследствии писал Й. Шумпетер: «Только учреждение кредита может доставить обилие денег и дать первый толчок (premier movement), который в дальнейшем дает Франции блага» . Предоставление кредита Дж. Ло связывает с увеличением количества денег в стране, полагая при этом, что новые кредитные вливания, расширяя масштабы денежного предложения, увеличивают и массу капиталов, могут снизить уровень ссудного процента.

Размеры кредита Дж. Ло связывает с количеством металлического запаса. По его мнению, «только тот банк „надежен", металлический запас которого равняется количеству билетов, выпущенных им в обращение», «потому что он будет состоятелен даже при истребовании сумм по всем его обязательствам». И далее: «Кредит зависит от количества монеты, находящейся в стране, и падает и поднимается соответственно с этим количеством» .

Дж. Ло, однако, считал, что банковская практика не должна строго придерживаться этих правил. Понимая опасность излишнего выпуска, он вместе с тем полагал, что здесь имеется «верная выгода, которая... значительно перевешивает опасность, хотя бы банк в два-три года раз приостанавливал свои платежи» .

С подобного рода идеями Дж. Ло выступал и ранее. В своем проекте, представленном Шотландскому парламенту, он, как отмечалось, предлагал выпускать бумажные деньги (билеты), обеспеченные землею; в последующем в созданной им «Системе» обеспечение землею было заменено обеспечением в акциях Компании Индий (Compagnie des Judes). Как отмечал Н.Х. Бунге, «акции компании Индий не годились как обеспечение билетов и потому, что ценность их [акций] зависела от доходности торгово-финансового предприятия, имели... ценность, подверженную сильным колебаниям» . Дж. Ло при этом не предполагал каких-либо пределов для выпуска своих билетов, обеспеченных землею.

Первоначально выпуск акций во Франции согласно идеям Дж. Ло принес заметные успехи. Акции покупались весьма охотно. Ведь по ним за счет освоения богатств прибрежья Миссисипи. Предлагались высокие доходы компании и высокие дивиденды обладателей выпускаемых билетов. Публика активно покупала акции взамен золотых суверенов. Казна страны, накануне полностью опустошенная, за короткий срок наполнилась золотыми монетами. Из бедной страны Франция стала процветающим государством. Посулы высоких доходов владельцев акций подогревались соответствующей рекламой. Как отмечает Ср. Горн, «толпе показывали гравюры... подпись гласила: „там есть горы, наполненные золотом, серебром, медью, свинцом, ртутью. Металлы эти там столь обыкновенны, что дикари - и не подозревающие их ценности, - обменивают куски золота и серебра не европейские товары: ножи, котлы, маленькие зеркальца и даже глоток водки“». Умело манипулируя и разжигая ажиотаж к акциям компании, каждый выпуск акций подогревался ростом их курса. Старые и новые акции поднялись на 400-800% своей номинальной цены.

Ср. Горн так описывает события тех лет: «Многие коронованные особы Европы прислали в Париж своих агентов, которые униженно заискивали милости регента или шотландца по раздаче акций. В государственных архивах Франции хранится еще множество прошений, где славнейшие имена во французской истории красуются на самых униженных просьбах о предоставлении акций» 1 . «Ло был положительно осажден в своем кабинете»; все стремились «добиться расположения могущественного финансового чудодея; его слуги и лакеи разжились подачками всех тех, кого они допустили к своему хозяину или в бюро Общества» . К бюро компании образовались огромные очереди желающих записаться на приобретение акций, «многие запасались провизией, одни кряхтели под тяжестью мешков с деньгами, другие боязливо прижимали к груди туго набитый портфель. Давка людей и экипажей была такова, что ежедневно были задавления...» .

Очень скоро, однако, положение изменилось, доверие к выпущенным денежным знакам стало резко падать. Соединение банка, выпустившего денежные билеты, и компании (руководство было общим), обременение компании операциями, не имеющими прямого отношения к кредитному делу, например, занятие сбором некоторых налогов, интриги недоброжелателей, полученное Дж. Ло право на неограниченный выпуск бумажных денег сделали свое дело.

Как отмечал И. К. Бабст, система рухнула от чрезмерного выпуска банковских билетов и акций, наводнившего Францию бумажными деньгами. Не могло не сказаться и чрезмерное преувеличение возможностей кредита, слишком оптимистическое его использование несоразмерное доходам, создаваемым с его помощью, для возврата ссуд. Спекуляция на высоких доходах от проекта как источника погашения взятых обязательств неизбежно обернулась крахом.

Стараясь поддержать доверие к акциям, Дж. Ло предпринимает ряд произвольных искусственных мер, еще более усугубивших положение. Для поддержания доверия к акциям он распустил слух об увеличении в дальнейшем дивидендов на них, а затем, вступив в сговор с другими банкирами, организовал искусственный ажиотаж на акции. Как свидетельствует Н.К. Бабст, приказчики банкиров «бросались в толпу, в конторы, требовали акций по какой бы то ни было цене и покупали их. Толпа всегда готова к подражанию. Видя такой запрос на акции, многие стали их также покупать, особенно те, кто их продал по весьма низкой цене еше до появления приказчиков» 1 . Однако недоверие к акциям продолжало возрастать. Публика избавлялась от акций. «Чтобы предохранить кассу от совершенного уничтожения,- писал И.К. Бабст, - Ло прибегнул к ребяческому средству, к которому в конце прошедшего столетия обращался не раз английский банк. Он приказал производить уплату самым медленным образом; но как бы она ни происходила, золото все же текло из банка» . Чтобы удержать ассигнации на руках у населения, Ло издает декрет, где жалуется на людей, предъявляющих облигации и тем самым подрывающих к ним доверие, грозит строгими мерами и наказаниями и угрозой конфискации запрещает вывоз звонкой монеты из Парижа, разрешает оплату товаров звонкой монетой не выше 100 ливров, а затем и вовсе запрещает всем гражданам держать при себе золотую монету и вообще драгоценные металлы. «Строгому наказанию подлежал всякий, у кого найдут золото, равно как и тот, кто, зная об этом, не донесет. Доносчикам обещали половину конфискованной суммы, и их имена оставались известными... Всеобщее уныние и недоверие распространялось по Франции; господа боялись еще своих; старинные друзья перестали видеться, не доверяя друг другу. Один сын донес на отца, но такой поступок, хотя и законный, возбудил, однако ж, негодование, и регент велел наказать чудовище... но тщетно золото пряталось еще усерднее» 1 . В этих условиях Дж. Ло решается еще на один шаг - издает декрет 22 мая 1720 г., которым постоянно понижает курс всех бумажных денег, чем возбуждает еще больше недовольство в обществе, которое расценило данный акт как посягательство на частную собственность, как нарушение основной статьи банковских постановлений, обещавших неизменность и постоянство курсов билетов и счетной монеты. Парламент потребовал строгих мер, Дж. Ло арестован, но затем, обосновав предложенные им прежние меры, был освобожден, но тотчас сложил с себя полномочия генерала-контролера. Вместо Дж. Ло в управление финансами страны пришли старые чиновники, которые приняли решение о возвращении звонкой монеты к прежнему курсу, разрешили ввоз и вывоз золота и серебра, дозволили гражданам иметь при себе звонкую монету в любом количестве. 400 тысяч акций было сожжено, но банкротство банка уже невозможно было предотвратить. Банк прекратил платежи (кроме билетов в 10 ливров, находившихся на руках у людей бедного класса).

К концу 1720 г. экономика и финансы Франции находились в плачевном положении. Промышленность и торговля остановились. Дж. Ло уже не принимал никакого участия в делах, но ненависть к нему увеличивалась по мере ухудшения положения. Свои поместья Дж. Ло отдал компании и регенту. Сам он выехал из Франции почти без денег. «В Брюсселе остановился он в самой последней гостинице, откуда его перевез к себе в дом богатый банкир Миосс, и от него узнал Ло, в каких страшных размерах подделывались его банковские билеты. Нельзя не упомянуть здесь еще об одной странной встрече Ло. В Брюсселе нагнал его русский посланник, не заставший его уже в Париже, и вручил ему письмо от Петра Великого, который предлагал ему управление нашими финансами. Петр виделся с Ло и беседовал с ним в бытность свою в Париже в 1717-м году» .

Дж. Ло провел остаток дней своих в Венеции в глубокой бедности. Он «принужден был обращаться не раз к прежнему своему промыслу, к игре, чтобы спасти себя и семейство от совершенной нищеты. Мон- тескью посетил его в это время. Это был тот же человек, как и прежде,- писал он; он по-прежнему носился с разными планами и проектами, по-прежнему голова его была занята вычислениями и ценностями. Он представлял несколько проектов Венецианской республике, но их отвергли. Ло умер в 1729 году и оставил в наследство своему семейству несколько картин и бриллиант, оцененный в 40 000 ливров. Его жена умерла в Брюсселе в глубокой бедности» 1 .

Государство, посчитав компанию должником, которая не выполнила относительно него своих обязательств, все бумаги, книги, билеты банка и компании конфисковало.

Последствие проекта Дж. Ло оценивались по-разному. В самой Франции идея неограниченного позаимствования надолго замедлила попытку проведения финансовых реформ, сократила возможности развития кредита, тем самым и ее экономического развития.

Деятельность Дж. Ло нередко объявлялась мошенничеством, заблуждением. Н.Х. Бунге писал по этому поводу следующее: «Есть как истины, так и заблуждения, которым не суждено умирать. Мысль о создании богатства при помощи ограниченного выпуска ничего не стоящих лоскутков бумаги очень заманчива и всегда будет находить сторонников не только между людьми, заинтересованными возможностью легкой наживы за чужой счет (а бумажные деньги представляют для этого столько случаев), но и между теми, которых искушают перспективы или власти, позволяющей располагать невозбранно существующим достоянием жителей целой страны, без видимого для кого-либо ущерба, или осуществления великих государственно-экономических предприятий и небывалого благосостояния» .

С теоретических позиций нельзя, однако, не признать позитивным обоснование им необходимости расширения кредита как фактора развития промышленности и торговли.

Позитивными следует считать и его замечания о банках. В своих «Соображениях о деньгах и торговле» банки он относил к наилучшим способам умножения наличных денег, «чем больше они дают в долг, тем больше они способствуют увеличению наличности в обращении, а это есть благо для страны, поскольку больше людей привлекаются к труду и расширяется торговля. Они увеличивают количество денег для займов, и это делает займы более легкими и менее дорогими. Наконец, сам банк зарабатывает себе прибыль» . Он уверен, что «банк как весьма полезное кредитное учреждение, как публичное хранилище денег - это хранилище, куда купцы отдают металлические деньги и получают кредит для торговых сделок. Помимо облегчения и ускорения платежей, банки освобождают вкладчиков от издержек по хранению денег в их собственных кассах, от мешков для денег и их перевозок, от опасности получить фальшивые монеты. В банках деньги находятся в большей безопасности 1 . «Правильно учрежденный и хорошо работающий банк, - отмечает Дж. Ло в своей Второй записке о банках,- есть основа могущества государства и опора королевской власти» . При этом он не без оснований добавлял, что «банки похожи на железные дороги: ими нужно пользоваться, но соблюдая осторожность». «Хорошо работающий банк никогда не потеряет свою кредитоспособность, если только сам государь не пожелает его разорить, ибо всякие другие события вполне можно предвидеть и подготовиться к ним».

По его представлениям, даже если королю и потребуется кредит для покрытия каких-нибудь чрезвычайных расходов, «банк абсолютно не будет обязан давать ему сумму, превышающую гарантии возврата денег».

Конечно, нельзя не видеть допущенную Дж. Ло фетишизацию возможностей кредита. Несомненно, однако, он нашел своих сторонников в последующих теориях и на практике.

Профессор З.С. Каценеленбаум в советский период писал, что «во взглядах Джон Ло относительно кредита было гораздо меньше ошибочных мыслей, чем об этом говорят его противники» .

  • Law. Considerations sur Le numeraire, ed. E. Daire. Collection. T. 1. P. 506.

Технология лекарственных форм довольно молодая наука, которая сформировалась в 20-х годах прошлого века и перестала быть областью эмпирических знаний.

Суппозитории относятся к числу древнейших лекарственных форм. Первые упоминания о них были в Древнем Египте и других странах Древнего Востока до нашей эры. Указание на их использование с лечебной целью встречаются в папирусе Эберса. Они широко использовались Гиппократом, Авиценной, Галеном. В качестве основы использовали ланолин, который получали из шерсти овец, выполняя при этом ряд последовательных операции - кипячение, промывание смеси морской водой, фильтрование продукта, его отбеливание на солнце.

Более 90% лекарственных препаратов, поступающих в аптечное учреждение, выпускает фармацевтическая промышленность. Большинство фармацевтических заводов относится к категории крупносерийных производств. Для них характерны применение поточного метода, максимальные механические производственные процессы и в ряде случаев полная автоматизация производства.

В последние годы в мире увеличился промышленный выпуск и номенклатура суппозиториев, которая имеет тенденцию к более широкому использованию их в медицинской практике. Выпускаются суппозитории с ихтиолом, экстрактом красавки, нистатином, метилурацилом, пироксикамом, димедролом. В суппозиториях назначают стероидные гормоны, гормоны щитовидной железы, различные витамины, антибиотики, алкалоиды, производные фенотиазина, пиразолона и др.

Возросло значение ректальных суппозиториев как средства быстрой доставки лекарственных веществ в случаях, угрожающих жизни. Выпускаются суппозитории для купирования гипертонических кризов, спазма кровеносных сосудов и бронхов, быстрого восстановления сердечного ритма и расстройства дыхания. В ряде случаев лекарственные вещества, введенные в виде суппозиториев, поступают в кровь быстрее, чем при подкожном введении, и оказывают терапевтический эффект в меньших дозах (эстрогенные гормоны). Перспективность этой лекарственной формы становится более очевидной, если учесть, что некоторые лекарственные вещества, принятые внутрь, инактивируются пищеварительными соками, травмируют желудочно-кишечный тракт. Суппозитории находят особенно широкое применение в детской практике, заменяя инъекционные формы, при этом практически не уменьшая их биодоступность и скорость попадания в кровоток.

Д?л?я да?н?но?й ку?рсо?во?й работ?ы в качест?ве об?ъе?кта исс?ле?до?ва?н?и?я б?ы?ла в?ыб?ра?на хвоя ели обыкновенной в в?и?ду на?л?ич?и?я с?ы?р?ь?я на ба?зе кафе?д?р?ы и л?ич?но?го п?ре?д?почте?н?и?я а?вто?ра. Ле?ка?рст?ве?н?но?й фо?р?мо?й д?л?я исс?ле?до?ва?н?и?я тех?но?ло?г?и?и и?з?гото?в?ле?н?и?я б?ы?ли выбраны суппозитории с разными вспомогательными веществами. На ос?но?ве хвои ели обыкновенной не су?щест?вует н?и о?д?но?их и?з?вест?ных и за?ре?г?ист?р?и?ро?ва?н?ных сцппозиториев (?н?и на одной из существующих основ), по?это?му це?лесооб?ра?з?но б?ы?ло и?зуч?ит?ь е?го ха?ра?кте?р?ист?и?к?и, как качест?ве?н?н?ые, та?к и ко?л?ичест?ве?н?н?ые.

Це?л?ью ку?рсо?во?й работ?ы я?в?л?яетс?я а?на?л?и?з и?з?гота?в?л?и?вае?мо?й ле?ка?рст?ве?н?но?й фо?р?м?ы на ос?но?ве в?ыб?ра?н?но?го ЛРС и и?зуче?н?ие необхо?д?и?мо?й л?ите?рату?р?ы и но?р?мат?и?в?но?й до?ку?ме?нта?ц?и?и.

Да?н?на?я це?л?ь дост?и?гаетс?я путё?м ре?ше?н?и?я с?ле?дую?щ?их за?дач :

  • 1. И?зуче?н?ие л?ите?рату?р?ы по те?ме ку?рсо?во?й работ?ы;
  • 2. У?г?луб?ле?н?ие и рас?ш?и?ре?н?ие з?на?н?и?й по фа?р?ма?це?вт?ичес?ко?й тех?но?ло?г?и?и ф?ито?п?ре?па?рато?в;
  • 3. Качест?ве?н?н?ы?й и ко?л?ичест?ве?н?н?ы?й а?на?л?и?з и?з?гото?в?ле?н?но?й ле?ка?рст?ве?н?но?й фо?р?м?ы;
  • 4. А?на?л?и?з и обоб?ще?н?ие ре?зу?л?ьтато?в по п?ро?де?ла?н?но?й работе;
  • 5. По?д?ве?де?н?ие ито?го?в в в?и?де г?ра?мот?но?го за?к?люче?н?и?я на ос?но?ве по?луче?н?н?ых да?н?н?ых п?ра?кт?ичес?ко?й част?и работ?ы.

Об?ъе?кто?м исс?ле?до?ва?н?и?я я?в?л?ются суппозитории из хвои ели обыкновенной с использованием разных вспомогательных веществ.

П?ре?д?мет исс?ле?до?ва?н?и?я - тех?но?ло?г?и?я и?з?гото?в?ле?н?и?я ЛФ, ста?н?да?рт?и?за?ц?и?я по качест?ве?н?н?ы?м и ко?л?ичест?ве?н?н?ы?м па?ра?мет?ра?м.

В да?н?но?й ку?рсо?во?й работе а?вто?р ис?по?л?ь?зо?ва?л с?ле?дую?щ?ие мето?д?ы : мето?д с?исте?м?но?го а?на?л?и?за, мето?д с?ра?в?н?ите?л?ь?но?го исс?ле?до?ва?н?и?я, мето?д?ы э?м?п?и?р?ичес?ко?го исс?ле?до?ва?н?и?я (?наб?лю?де?н?ие, о?п?иса?н?ие и т.?д.), а та?к?же об?ще?ло?г?ичес?к?ие мето?д?ы и п?р?иё?м?ы.

Мате?р?иа?л в?з?ят и?з науч?н?ых стате?й, учеб?н?ых пособ?и?й, но?р?мат?и?в?но?й до?ку?ме?нта?ц?и?и и мето?д?ичес?к?их у?ка?за?н?и?й. Тео?рет?ичес?ко?й ос?но?во?й ку?рсо?во?й работ?ы я?в?л?яютс?я т?ру?д?ы отечест?ве?н?н?ых учё?н?ых.

ректальный лекарственный суппозиторий

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР

Послушай 3 похожих по звучанию слова-действия и повтори их в том же порядке, четко произнося звуки ЛЬ и Й.

Выпиливают - отпиливают - подпиливают; отклеивают - подклеивают - вкле­ивают; подглядывают - выглядывают - заглядывают; обливают - наливают - выливают; поехали - доехали - наехали; уехали - въехали - отъехали.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов

Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка­кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про­говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо­над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения

Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не­сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках

Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,

Ветви ели побелели. Только отдых подавай.

Дали лейку:

Мы ехали, ехали, - Лить не буду!

К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду

Яму объехали Или книги клеем склей,

И домой поехали. Котику воды налей!

Но лентяй одно в ответ:

Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,

Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,

Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,

Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,

Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!


Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках

Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.

Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.

Коля колья колет, Илья лейку моет.

Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.

Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.

Мы видели линей, один одного длинней.

Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах

Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.



ЛИЛИИ

Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли­лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.


БАБА ЛЮБА

У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по­дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те­бя все таблетки, только ты не болей!»

НА КАТКЕ

Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис­пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.



МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН

Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пе­ли птицы, цвели полевые цветы. Га­ля и Лида долго гуляли по лесу и за­блудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвони­ли домой, Лидиному папе. Папа при­ехал в лес на автомобиле.


3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С

Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и форми­руется, как правило, продолжительно. Он слу­жит базовым по отношению к прочим свистя­щим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым про­изводным.

Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.


ЭТАП ПЕРВЫЙ

ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА

Восприятие звука С в начале слов

Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.



фанки хянки фафна сясьна

танки санки хахна сосна

шанки тянки сосна сашна

ханки санки фасна сахна

сянки щанки шашна таена


Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправиль­ные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение дру­гих слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5).

1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»

Й – Ль - 1

ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/

3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:

1. «Слушай, не зевай»

Й – Ль - 2

ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
2. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/

3. Проговаривать/ 5-7 раз/

4. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.

1. «Слушай, не зевай и показывай буквы»

Й – Ль - 3

клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.

2. Проговаривать / 5 7 раз/

3. Придумать предложения со словами:
- улей – Пчёлы живут в у. Пчела заетела в ле.

Папа смастерил лй дя пчё.
- Абоит - …
- беь - …
- ии - …

4. «От 1 до 5 /7/ и обратно» - ека /зеёна/й/ лейка/

5. «Запомни, повтори»

клей – линейка – лилия
улей – лей – бельё
талия – больной - Илья



1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 4


2. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
- выивать воду из /зеёно/ еки


3. «Запомни, повтори»

ель – листья – выпиливают
аллея – июль – веселье
поехали – бледный - соболья

4. Придумать предложения со словами:

- отпиливают - …
- поливает - …
- выливает …
- поехал - …
- поехала …

1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 5

ёгки/й/ поень/йа/, кеновая аея, юбимы ник, динна инека, купенна ь, угоная пы

*Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.

2. «От 1 до 7 /10/ и обратно» - длинная линейка, купена/й/ /й/

3. «Закончи предложение»

- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /въехали/.

4. Выучить

Ла Мила земянику, а меля ел клубнику.
- Тёплы халат ене маловат.

1. Проговаривать / 5 – 7 раз/

звуки Й – Ль - 6

2. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»

3. Проговаривать предложения
- я выивает воду из еки. – Илья наливает клей в банку.
- Лиля и Юля несут бельё за калитку. – Лиля поливает лилию из лейки.
- Юля и Илья гуляют по аллее.

4. Выучить
У меня сть ека,
О, кака/й/ ека,
Видеи вы еку нову мо?
едяно водо, тало водо
наполню и цветы по

- Какая вода? – Какую воду называют «талой»?

1. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
ины именины
етом у и быи именины. Гая и ена были у и на обеде. Они купии дя и тюпаны, евкои и иии. На обед я, Гая и ена и седку, котеты и бины. Пии дети имонад и кюквенны компот. Потом мама и папа и катаи дете на новом автомобие. /Ткаченко Т.А./

- У кого были именины? - Когда были именины?
- Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
- Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?

2. «Чей? Чья? Чьё?»
У и тюпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это тюпаны.
У Гаи ь. – Чья это ель? - …
У ены ека. – Чья это лейка? - …
У ли хта. - …
У Лены ягоды. - …
У Гаи од. - …

Дифференциация Й-Ль


Дифференциация Й-Ль в слогах

Ля-я
ле-е
ли-йи
лё-ё
лю-ю
Ля-ля-я
ле-ле-е
ли-ли-йи
лё-лё-ё
лю-лю-ю
Ля-я-ля
ле-е-ле
ли-йи-ли
лё-ё-лё
лю-ю-лю
Ля-я-я
ле-е-е
ли-и-и
лё-ё-ё
лю-ю-ю
Ай-ай-аль
эй-эй-эль
ий-ий-иль
ой-ой-оль
ый-ый-ыль
Ай-аль-ай
эй-эль-эй
ий-иль-ий
ой-оль-ой
уй-уль-уй
Я-я-ля
е-е-ле
и-и-ли
ё-ё-лё
ю-ю-лю
Я-ля-я
е-ле-е
йи-ли-йи
ё-лё-ё
ю-лю-ю
Я-ля-ля
е-ле-ле
йи-ли-ли

Дифференциация Й-Ль в словах

Ели, клей, лейка, линейка, белье, талия, клюет, лилия, колея, аллея, Юля, Илья, Ульяна, Емеля, поленья, ульи, июль, колья, веселье, гулянье, клинья.

В действиях:
(я пою - они пели).
пою-пели
танцую-танцевали
катаюсь-катались
хлопаю-хлопали
пью-пили

Выпиливают, отпиливают, подпиливают, отклеивают, наклеивают, подклеивают, вклеивают, заклеивают, подглядывают, выглядывают, заглядывают, обливают, наливают, выливают, поливают, доливают, наблюдают, поехали, отъехали, объехали, съехали, уехали, наехали, подъехали, улетают, удивляют.

Дифференциация Й-Ль в словосочетаниях

Лёгкие поленья. Кленовая аллея. Любимый ельник. Длинная линейка. Купленная ель. Угольная пыль. Липкий фитиль. Новый улей. Постельное белье. Льняное бельё. Малиновая лейка. Легковой автомобиль. Политая лилия. Маленькая Юля. Скользкая колея. Автомобильная колея. Лимонный коктейль. Липкий клей. Далёкая Анталия. Клейкие листья. Целебный бульон. Лебединые клинья. Осиная талия. Тополиные листья. Оленья поляна.

Дифференциация Й-Ль в предложениях

У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку.
Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди.
Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лина улетает в Италию.

Дифференциация Й-Ль в стихах

*****
Иней лег на ветви ели,
Ветви ели побелели.

*****
Мой Илья такой лентяй,
Только отдых подавай.
Дали лейку:
- Лить не буду!
- Ну, тогда помой посуду.
Или книги клеем склей,
Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
- Нет! Нет! Нет!

*****
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали.
Яму объехали
И домой поехали.

*****
У меня есть лейка,
Ой, какая лейка,
Видели вы лейку новую мою?
Ледяной водою, талою водою
Я ее наполню и цветы полью.

*****
Мотыльки летают высоко,
Моль летает низко,
Мотыльки летают далеко,
Моль летает близко!

Дифференциация Й-Ль в текстах

Дикие лебеди
Дикие лебеди летели на юг. Они летели над селеньями, полями и долинами. Летели лебеди всю неделю и утомились. Увидели лебеди поляну. Опустились они на поляну, попили, поели, отдохнули. А потом опять по-летели на юг, в дальние дали.

Мультфильмы
Олег и Толя купили два билета в кино. Они пойдут на новые мультфильмы. Там Олег и Толя увидят кота Леопольда и олененка Бэмби. Будет мультфильм о двух ленивых тюленях, о том, как тюлени не поделили маленькую льдину. Потом Олег и Толя увидят любимый мультфильм «Ну, погоди!».

Лилии
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад

Баба Люба
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»

На катке
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.

Мобильный телефон
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.

Зайка
Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!
Доступно только для пользователей

Юленька
Юленька маленькая. Она лежит в коляске. Лиля гуляет с Юленькой, катает её в коляске, поёт ей колыбельную:
Люли - люли-люли,
Прилетели гули,
Колыбель качали,
Песню напевали.

Обед
Тётя Валя позвала Лену и Лилю обедать. Девочки вымыли руки и сели на стулья за большой овальный стол. Сначала Лена и Лиля ели бульон с хлебом. После бульона тётя Валя подала им котлеты с подливкой. На десерт Лена и Лиля съели малиновое желе и выпили клюквенный кисель.

Дифференциация Й-Ль в скороговорках

Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.