Мнение о некрасове. Сочинения по творчеству Н.А.Некрасова

Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

В начале творческого пути

Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

Современник

Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

Творческий расцвет

В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

Я за то глубоко презираю себя,
Что живу - день за днем бесполезно губя;
Что я, силы своей не пытав ни на чем,
Осудил сам себя беспощадным судом...

Самые яркие произведения

В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

«Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

Крылатые выражения

О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.

В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?

Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…

Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

Никола́й Алексе́евич Некра́сов 28 ноября (10 декабря) 1821— 27 декабря 1877 (8 января 1878) Детство Некрасова прошло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешнево Ярославской губернии, в уезде, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов, выйдя в отставку, переселился, когда Николаю было 3 года. Мальчик рос в огромной семье (у Некрасова было 13 братьев и сестёр), в тяжёлой обстановке зверских расправ отца с крестьянами, бурных оргий его с крепостными любовницами и жестокого отношения к «затворнице»-жене, матери будущего поэта. Запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова занять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, и ему, ещё будучи ребёнком, нередко доводилось видеть мёртвых, выбивание недоимок и т. п., что залегло в его душу в виде печальных картин народного горя.

В 1832 году, в возрасте 11 лет, Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он неважно и не очень ладил с гимназическим начальством. В ярославской гимназии 16-летний юноша стал записывать свои первые стихи в домашнюю тетрадку. В его начальном творчестве прослеживались печальные впечатления ранних лет, которые в той или иной мере окрасили первый период его творчества.

Его отец всегда мечтал о военной карьере для сына, и в 1838 году 17-летний Некрасов отправился в Санкт-Петербург для определения в дворянский полк.
Однако Некрасов повстречал гимназического товарища, студента Глушицкого, и познакомился с другими студентами, после чего у него возникло страстное желание учиться. Он пренебрёг угрозой отца остаться без всякой материальной помощи и начал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Однако экзамена не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 год пробыл в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка, так как рассерженный отец перестал оказывать ему материальную поддержку. В эти годы Николай Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имея даже возможность полноценно пообедать. Не всегда у него была также и квартира. Некоторое время он снимал комнатку у солдата, но однажды от продолжительного голодания заболел, много задолжал солдату и, несмотря на ноябрьскую ночь, остался без крова. На улице над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в одну из трущоб на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе подработок, написав кому-то за 15 копеек прошение. Однако ужасная нужда только закалила его характер.
После нескольких лет лишений, жизнь Некрасова начала налаживаться. Он стал давать уроки и печатать небольшие статьи в «Литературном прибавлении к „Русскому инвалиду“» и «Литературной газете». Кроме этого, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра (под именем Перепельского). Некрасов увлёкся литературой. Несколько лет он усердно работал над прозой, стихами, водевилями, публицистикой, критикой — вплоть до середины 1840-х годов.
У него начали появляться собственные сбережения, и в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых он выпустил книжку своих стихов под заглавием «Мечты и звуки». Сборник состоял из псевдоромантически-подражательных баллад с разными «страшными» заглавиями наподобие «Злой дух», «Ангел смерти», «Ворон» и т. п. Готовящуюся книгу Некрасов отнёс В. А. Жуковскому, чтобы узнать его мнение. Тот выделил 2 стихотворения как приличные, остальные посоветовал молодому поэту печатать без имени: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов скрылся за инициалами «Н. Н.».
Литературный критик Николай Полевой похвалил дебютанта, в то время как критик В. Г. Белинский в «Отечественных записках» отозвался о книге пренебрежительно. Книга начинающего поэта «Мечты и звуки» совершенно не раскупалась, и это так подействовало на Некрасова, что он, подобно Н. В. Гоголю (который в своё время скупил и уничтожил «Ганца Кюхельгартена»), стал также скупать и уничтожать «Мечты и звуки», ставшие поэтому величайшей библиографической редкостью.
Однако неудача поэтического дебюта была очевидна, и Некрасов пробует себя в прозе. В его ранних повестях и рассказах отразились собственный жизненный опыт и его первые петербургские впечатления.
В начале 1840-х годов Некрасов стал сотрудником «Отечественных записок», начав работу в библиографическом отделе. В 1842 году произошло сближение Некрасова с кружком Белинского, который близко с ним познакомился и высоко оценил достоинства его ума.
Издательское дело у Некрасова шло настолько успешно, что в конце 1846 года он, вместе с писателем и журналистом Иваном Панаевым, приобрёл в аренду у П. А. Плетнёва журнал «Современник», основанный ещё Александром Пушкиным. Литературная молодёжь, создававшая основную силу «Отечественных записок», оставила Краевского и присоединилась к Некрасову. В «Современник» также перешёл и Белинский, он передал Некрасову часть того материала, который собирал для задуманного им сборника «Левиафан».

Некрасов, как и Белинский, стал успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов, которые вскоре стали идейными руководителями «Современника».

Однако этот период нельзя было назвать лёгким. Обострившиеся в то время классовые противоречия отразились и на журнале: редакция «Современника» оказалась расколотой на две группы, одна из которых, во главе с Иваном Тургеневым, Львом Толстым и Василием Боткиным, которые ратовали за умеренный реализм и эстетическое «пушкинское» начало в литературе, представляла либеральное дворянство. Противовес им составили приверженцы сатирической «гоголевской» литературы, пропагандировавшейся демократической частью русской «натуральной школы» 1840-х годов. В начале 1860-х годов противостояние этих двух течений в журнале достигло предельной остроты. В произошедшем расколе Некрасов поддержал «революционных разночинцев», идеологов «крестьянской демократии». В этот нелёгкий период наивысшего политического подъёма в стране поэт создаёт такие произведения, как «Поэт и гражданин» , «Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога».

В начале 1860-х годов умер Добролюбов, были сосланы в Сибирь Чернышевский и Михайлов. Всё это стало ударом для Некрасова. Началась эпоха студенческих волнений, бунтов «освобождённых от земли» крестьян и польского восстания. В этот период журналу Некрасова было объявлено «первое предостережение». Выход в свет «Современника» приостанавливается, а в 1866 году, после выстрела Дмитрия Каракозова в российского императора Александра II, журнал закрылся навсегда.
После закрытия журнала Некрасов сблизился с издателем Андреем Краевским и через два года после закрытия «Современника», в 1868 году, арендовал у Краевского «Отечественные записки», сделав их боевым органом революционного народничества и превратив их вместе с М. Е. Салтыковым-Щедриным в орган передовой демократической мысли.
На всех этапах творчества Некрасова сатира занимала в нём одно из важнейших мест, тяготение к ней наметилось ещё в 1840-х годах. Эта тяга к острокритическому изображению действительности привела в 1860—1870-х годах к появлению целой серии сатирических произведений. В то же время он не забывал про лирическое начало, умел легко переходить от задушевных интонаций к приёмам колючего стихотворного фельетона.
В 1866 году репутации Некрасова как революционного демократа и нравственного человека был нанесён огромный ущерб, когда поэт, вероятно пытаясь сохранить свой журнал «Современник», прочитал хвалебную оду генералу Муравьёву-Виленскому («Муравьёву-Вешателю») на обеде в Английском клубе. В оде Некрасов призывал к скорейшей расправе над молодыми революционерами, которым ранее сам же адресовал призывы: «иди в огонь…», «иди и гибни…», «умри не даром: дело прочно, когда под ним струится кровь…». Ода вызвала шквал негодования в обществе и особенно в литературных кругах. Оскорблены поступком Некрасова были даже сотрудники его журнала «Современник» и члены Английского клуба, которым довелось услышать это произведение. Остаток жизни Николай Некрасов прожил в атмосфере презрения со стороны значительной части общества.
В 1866 году генерал Муравьёв, прославившийся до этого большой жестокостью при «усмирении» Польши, был вызван царём из отставки, чтобы подавить революционные настроения в Петербурге, после того как на жизнь царя было совершено покушение. Репрессии, немедленно начатые Муравьёвым и затронувшие даже князей и министров, посеяли страх и панику в среде столичной интеллигенции. Многие антимонархически настроенные люди, чтобы избежать репрессий, вынуждены были публично выражать ликование по поводу чудесного спасения царя и восхвалять его спасителя — Осипа Ивановича Комиссарова, толкнувшего террориста под руку в момент выстрела. Поддался этой панике и Некрасов, сначала подписав адрес царю, выражая свою «глубокую скорбь о неслыханном в России преступлении» и в то же время «беспредельную радость о сохранении горячо любимого монарха», а затем сочинив стихи в честь Комиссарова.
14 апреля Некрасов получает тайную записку от цензора Феофила Толстого с предупреждением о готовящемся закрытии журнала «Современник». В это же время старшина Английского клуба граф Г. А. Строганов, которому понравились стихи в честь Комиссарова, предлагает поэту приготовить стихи для обеда в честь Муравьёва, которого только что сделали почётным членом клуба. Опасаясь закрытия своего журнала, которому поэт посвятил много лет (и который в итоге всё равно был закрыт Муравьёвым), Некрасов решил сочинить и за обедом прочесть генералу оду. По словам присутствовавших, Некрасов начал заискивать перед Муравьёвым с самого начала обеда. Сидя за столом с Муравьёвым и слушая, как тот ругает революционные идеи, распространяемые журналами, поэт кивал ему и повторял:
«Да, ваше сиятельство! Нужно вырвать это зло с корнем! Ваше сиятельство, не щадите виновных!» После окончания торжества, когда обедавшие покинули обеденный стол и остались лишь немногие, перешедшие в галерею выпить кофе, Некрасов подошёл к Муравьёву и попросил позволения сказать свой «стихотворный привет». Муравьёв разрешил, но даже не повернулся к поэту, продолжая курить трубку.
«Крайне неловкая и неуместная выходка Некрасова очень не понравилась большей части членов клуба», — повествует барон А. И. Дельвиг в своей книге, стихи сильно покоробили присутствовавших. Сам Муравьёв лишь окинул Некрасова презрительным взглядом и советовал не печатать эти стихи. Весть о поступке Некрасова быстро разнеслась по Петербургу и вызвала бурю негодования.
Сам Некрасов никогда не отрицал подлости своего поступка, но поначалу отвергал право судить себя, полагая, что всё общество пропитано подлостью: «Да, я подлец, но и вы подлецы. Оттого я подлец, что я ваше порождение, ваша кровь. Вашего суда я не признаю, вы такие же подсудимые, как и я». В то же время, по мнению К. И. Чуковского, Некрасов до смерти испытывал мучения совести по поводу данного происшествия, критика по этому поводу глубоко ранила Некрасова и много раз вызывала ухудшение его здоровья. Особенно мучительным казалось ему, что теперь нарушена та идейная связь, которая явно для всех существовала у него с Белинским и Добролюбовым, которых Некрасов очень ценил.

Поздние годы

1877—1878 годы
Главной работой Некрасова в поздние годы стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», в основу которой легла мысль поэта, которая неотступно преследовала его в годы после реформы: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Эта поэма-эпопея вобрала в себя весь его духовный опыт. Это опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства, разорённого этой реформой.
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Врачи обнаружили у него рак кишечника — неизлечимую болезнь, которая на два последующих года приковала его к постели. На это время его жизнь превратилась в медленную агонию. Некрасова оперировал специально прибывший из Вены хирург Бильрот, однако операция лишь ненамного продлила ему жизнь. Вести о смертельной болезни поэта значительно подняли его популярность. Со всех концов России к нему в больших количествах стали приходить письма и телеграммы. Поддержка сильно помогла поэту в его страшных мучениях и вдохновила его на дальнейшее творчество.
В это нелёгкое для себя время он пишет «Последние песни», которые по искренности чувств относят к его лучшим творениям. В последние годы в его душе ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова.
Некрасов умер 27 декабря 1877 года в 8 часов вечера.
Проводить поэта в последний путь пришло огромное количество людей. Его похороны стали первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю. Прощание с поэтом началось в 9 часов утра и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения на петербургском Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) — жену писателя Ивана Панаева. Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева. Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку. Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось. Поначалу Панаева отвергла и 26-летнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.
о время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи — Иваном Панаевым. Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева.
Всё это вызывало общественное осуждение — про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу. В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы.
В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и сам Некрасов. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях. В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём.
В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами — родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен, с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году. Селина была актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе, а весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась. Это не прервало их отношений — в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.
Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, очень приятной и доброй, но простой и малообразованной. Ей было 23 года, а ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя — Зина. Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Обвенчались они только незадолго до смерти поэта, но он считал её своей законной женой. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви — Авдотье Панаевой — и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей. Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений — «Три элегии» — он посвятил только Панаевой.
Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота.

Авдотья Панаева вспоминала: когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы — везлись дорогие вина, закуски и просто провизия; с собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи.
Ставшая в 1870 году поздней музой Некрасова Фёкла Анисимовна, наречённая поэтом на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове — циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг. Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова — чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь.
Славная осень (отрывок из «Железная дорога»)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…

Дед Мазай и зайцы (отрывок)

Старый Мазай разболтался в сарае:
В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили;
Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут, —
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой.
С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, — ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой.
«То-то! — сказал я, — не спорьте со мной!
Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»
Этак гуторя, плывем в тишине.
Столбик не столбик, зайчишко на пне,
Лапки скрестивши, стоит, горемыка,
Взял и его — тягота невелика!
Только что начал работать веслом,
Глядь, у куста копошится зайчиха —
Еле жива, а толста как купчиха!
Я ее, дуру, накрыл зипуном —
Сильно дрожала… Не рано уж было.
Мимо бревно суковатое плыло,
Зайцев с десяток спасалось на нем.
«Взял бы я вас — да потопите лодку!»
Жаль их, однако, да жаль и находку —
Я зацепился багром за сучок
И за собою бревно поволок…
Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек:
«Глянь-ко: что делает старый Мазай!»
Ладно! любуйся, а нам не мешай!
Мы за деревней в реке очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились:
Смотрят, на задние лапы встают,
Лодку качают, грести не дают:
Берег завидели плуты косые,
Озимь, и рощу, и кусты густые!..
К берегу плотно бревно я пригнал,
Лодку причалил — и «с богом!» сказал…
Однажды, в студеную зимнюю пору… (отрывок из «Крестьянские дети»)

Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
«Здорово парнище!» — «Ступай себе мимо!»
— «Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
«А что, у отца-то большая семья?»
— «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— «Так вот оно что! А как звать тебя?» — «Власом».
— «А кой тебе годик?» — «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
Есть женщины в русских селеньях… (отрывок из «Мороз, красный нос»)

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
«Пройдет — словно солнце осветит!
Посмотрит — рублем подарит!»
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
И голод и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Платок у ней на ухо сбился,
Того гляди косы падут.
Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!
Тяжелые русые косы
Упали на смуглую грудь,
Покрыли ей ноженьки босы,
Мешают крестьянке взглянуть.
Она отвела их руками,
На парня сердито глядит.
Лицо величаво, как в раме,
Смущеньем и гневом горит…
По будням не любит безделья.
Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь. «Утеха!»
Твердят мужики меж собой.
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Красивые, ровные зубы,
Что крупные перлы, у ней,
Но строго румяные губы
Хранят их красу от людей —
Она улыбается редко…
Ей некогда лясы точить,
У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;
Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
В ней ясно и крепко сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде,
Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.
Идет эта баба к обедне
Пред всею семьей впереди:
Сидит, как на стуле, двухлетний
Ребенок у ней на груди,
Рядком шестилетнего сына
Нарядная матка ведет…
И по сердцу эта картина
Всем любящим русский народ!

Текст из Википедии.

Мне не понравились стихотворения Некрасова, в них нет того, что бы зацепило за живое и заставило перечитывать по нескольку раз.
Некрасов писал о назначении поэта и поэзии, о любви, также на тему идеала общественного деятеля. Во многом его считают выразителем общенационального сознания. Поэт много писал о том, что хотел сказать сам народ.
Герои стихотворений Некрасова это обычные люди-крестьяне, которые страдают, переживают свои жизненные трудности. Этим он принес новое направление в поэзию. Поэт заставляет читателей по-иному взглянуть на жизнь своих героев, пытается передать всю их боль и несчастье.
Некрасов продолжает традиции Рылеева, Ломоносова, Державина. В каждом его стихотворении есть что-то от этих поэтов. Его же наследие проявилось в стихотворениях Маяковского. «Визитной карточкой» поэта стало его стихотворение «На Волге». Это произведение стало началом пути Некрасова к статусу «народного защитника».

09-06-2014, 14:05:14 | Guest


Мне нравятся стихотворения Некрасова, потому что в них он показывает жизнь простого народа такой, какая она есть на самом деле.Его стихотворения действительно заставляют переживать за их героев, волноваться за их судьбу. Он в своей поэзии говорит от имени народа его же языком. Некрасов пишет о таких темах, как народные страдания, женская судьба, предназначение поэта и поэзии. Его поэзию можно легко отличить от поэзии других поэтов, как, например, поэзии Пушкина или Тютчего. В его стихах нет романтизма, свойственного стихам многих других поэтов. Он пишет от имени народа и показывает, какова жизнь народа на самом деле, не приукрашивая реальность. "Что не человек - то мученик, что не жизнь - то трагедия" - эти слова Некрасова и являются главной темой его стихотворений.Я считаю, что визитной карточкой поэта стало стихотворение "Железная дорога". Читая стихотворения Некрасова мы можем прекрасно представить всю красоту и живописность русской природы. Позже традиции Некрасова продолжил Маяковский. Лиза Е.

25-12-2013, 18:36:03 | Guest

1
Стихи Некрасова задевают меня своей простотой и тонкостью. Поэзию Некрасова можно назвать революционной в своём жанре и революционной по смысловой нагрузке.
Смысл строк Некрасова, в основном, заключён в повествование о тяжёлой судьбе народа. Герои произведений Некрасова - простой народ: двое загорелых мужиков в лаптях, девушка, мечтающая о полной и лёгкой жизни, и забытая крепостная деревня. Все герои Некрасова вызывают поток сочувствия.
Стоит отметить особенности письма поэта.Некрасов ввёл в свои стихи язык простого народа.
В некоторых стихотворениях можно рассмотреть аллюзию на известные произведения:
"Выдь на волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся-
то бурлаки идут бечевой!"
Среди любимых моих строк можно выделить:
"Барина всё нету..барин всё не едет"
"Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках".
"Раз я видел, сюда мужики подошли". Сафонов

25-12-2013, 18:23:18 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
К поэзии Некрасова отношусь неоднозначно. Я не могу сказать, что мне нравятся его стихи и произведения. Мне очень легко читать творчество Николая Алексеевича, не возникает никаких сложностей в понимании прочитанных фраз. Все, что он писал довольно воздушное и не нужно выискивать смысл между строк. Но особых впечатлений и эмоций у меня не возникает. Поэзия любви, народная поэзия, вот о чем пишет Некрасов. Поэзия народа, раскрывающая жизнь обычного крестьянина, проблемы сельского народа.
«Светильник разума», «Мрак заблуждения» эти выражения, на которых я заострила внимания. Н.А.Некрасов писал о страданиях народа, трагедии крестьянства. В поэзии Николая Алексеевича выразилась тесная, кровная связь поэта с родиной, с её прошлым и настоящим. Вне России он не мыслит ни жизни, ни творчества.
Некрасов внес в русскую поэзию богатство народного языка и начал использовать диалоги, разговоры между героями его стихов и произведений. Ввел разговоры о народе. Он мог сочетать лирические и сатирические мотивы в пределах одного стихотворения. Тому пример стихотворение «Тройка». Традиции Ломоносова, Державина продолжает Николай Алексеевич. В некоторых произведениях заметно сходство с Жуковским. Традиции Некрасова продолжал товарищ Маяковский, а также участники «некрасовской школы». Визитная карточка, по-моему, мнению, является стих «Тройка». Из живописных ассоциаций приходят на ум: деревня, лес, речка. Трудовые будни сельчанина. Иванова Оля.

25-12-2013, 16:06:01 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Я люблю стихи Некрасова, потому что они просты и понятны любому человеку. Поэт пишет о своём народе, Родине, природе. И делает это честно, без преукрашивания. Сразу становится понятно, что он человек-гражданин: ”Я лиру посвятил народу своему”. Некрасов не боится высмеивать пороки знатных людей. А, обращаясь к простым людям, выражает своё сочувствие, понимает, как им тяжело живётся на Руси. ”Народ! Народ! Люблю тебя, пою твои страданья. ” Некрасов восторгается силой духа русского человека, гордостью, трудолюбием, терпением.
Многие строки он посвятил женщинам. “Доля ты русская- долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”. Некрасов представляет женщину сильной, терпеливой. Она может все выдержать и защитить свою семью.
С какой любовью и нежностью Некрасов описывает природу родного края. В стихах он использует слова и обороты из народного фольклора. Не жалеет эпитетов и сравнений.“Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит”. Некрасов воспевает бескрайние леса, горные вершины, степи, неповторимый рассвет и закат. Простые природные явления в его поэзии наполняются жизнью, обретают душу. “ Спят деревья, мои бессловесные братья.
Их зеленые руки нежны и легки “.
Творчество Некрасова актуально и в наше время. Любовь к Родине, уважение к женщине, бережное отношение к природе - это вечные ценности, которые воспевают поэты уже много-много лет.
Дмитрий Михайлов

25-12-2013, 15:40:02 | Guest

Слово о поэзии Н.А. Некрасова
Поэзию Некрасова я открыла для себя совсем недавно. Мне нравятся его произведения тем, что они написаны простым, народным языком. Его лирика является неистощимым источником жизненной силы и мудрости. Некрасов пишет о народе и его судьбе; о гражданственности; о мужественных и сильных духом людях; о сильных, красивых, страдающих женщинах; а также
красоте русской земли.
Некрасова можно по праву назвать народным поэтом! Ему удалось воспроизвести самый дух русского народа в своих произведениях. В них сочетаются скорбь и ирония, городской или деревенский пейзаж, в описании которого поэт не стыдится самых безобразных картин унижения, пьянства, разврата, и трагические, но благородные характеры.
Некрасов в своем творчестве продолжал развивать лучшие традиции, завещанные русской литературе Рылеевым, Лермонтовым, Пушкиным и Гоголем. А его художественное наследие отразилось в творчестве таких поэтов, как Маяковский, Д. Бедный, Есенин, Исаковский, Твардовский и многие другие.
Гражданственности, революционный настрой — главное отличие стихотворений Некрасова. Но также для него характерно выражение простых человеческих чувств: дружеской нежности, привязанности, заботы, верности, чувство благодарности.
Леди Ди

25-12-2013, 15:36:24 | Guest

С.Э.
Старайтесь не пользоваться ничем, кроме книги и конспекта урока. Интересны только ваши мысли и чувства. И совершенно не интересно то, что вы перепечатываете из Интернета. Это ваше слово о Некрасове. Ничьи другие слова здесь не нужны!

25-12-2013, 14:42:10 |

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне нравятся стихи Некрасова, потому что они особенные.
Николай Алексеевич Некрасов - русский поэт-реалист. Высокое чувство гражданственности - такова особенность поэзии Некрасова. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов выразил общественный долг поэта. По мнению Некрасова, поэт не может быть равнодушен к несчастью и горю крестьян. Общение с революционерами-демократами сказалось на взглядах Некрасова, он продолжал традиции Рылеева и Лермонтова, а его традиции продолжил Маяковский, и все они были поэтами гражданской лирики.
У Николая Некрасова большинство стихотворений о страдание родины и страданий народа. Это можно увидеть в стихотворении «Забытая деревня», а так же в стихотворении «В дороге».
Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа. Муза не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе. По словам Достоевского, поэт "любил всех тех, кто страдал от насилья".
В своих стихотворения Некрасов вводит в диалог народ, который высказывает свое мнение обычными, разговорными словами.
Поэзия Некрасова - это не только отклик поэта на злободневные проблемы его времени, но и завещание потомкам.
Некрасов завершил свой творческий путь неожиданным признанием:
«Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом…».
DrDomi

25-12-2013, 14:15:14 | Guest

Мои впечатления о произведениях Некрасова
Мне, нравятся стихи Некрасова, потому что в них присутствует некая изюминка. У Некрасова представление о родине координально отличается от других писателей, таких как Фет и Тютчев. Отношение Некрасова К родине близко
лермонтовской «стран­ной любви». Русь Некрасова - «убогая и обильная, могучая и бессильная». Двойственность чувства определяется тем, что Некрасов с трепетом и восторгом воспринимает природу, красоту родной земли, любуется «разливом гордых рек», «живой степью», «люби­мым лесом», но как мне кажется ненавидит «зрелище бедствий народных», про­извол властей, бесчеловечность крепостного быта. Народная тема, была вечной темой Некрасова, тому свидетельствует множество написанных поэм о народе, в том числе и знаменитая поэма "Кому на Руси жить хорошо". Отдельное слово можно сказать о музе Некрасова: "Муза" - это не волшебница, не "прелестная дева", а молодая крестьянка, принимающая страдания за народ. Из всех прочитанных стихотворений мне больше всего понравились:"Княгиня", "Мать" и "Дума". Из всего вышесказанного можно сделать вывод:Круг поэтических интересов Некрасова был довольно широк - тема Родины, народной жизни, крестьянского труда, городская тема, назначение поэзии в жизни народа. Доронин Дмитрий

Творческие работы учащихся на тему

«Каким предстаёт народ в лирике Н.А.Некрасова?»

«Народ-создатель духовных и материальных благ».

(По стихотворению «Железная дорога»)

Сочинение ученицы 7 класса Краснопёровой Александры.

Н.А.Некрасов родился на Волге, много времени провёл с крестьянскими ребятишками, видел нелёгкую жизнь народа. С детства запали в душу ребёнка картины подневольного труда и жизни крепостных, тяжкая работа бурлаков. Во время жизни в Петербурге он сам вёл жизнь бедняка. Поэт вошёл в сознание русских людей как заступник и певец народа.

Стихотворение «Железная дорога» было написано Некрасовым в1865 году. Бытовой разговор в вагоне железной дороги автор превращает в разоблачение псевдонародности правящих кругов, в раздумья о судьбе простого человека. Это произведение опубликовано после 1861 года, то есть после освобождения крестьян от крепостной зависимости. Мы видим картины подневольного труда. Народ освобождён, но он не может быть хозяином своей судьбы, ею правит царь-голод. Некрасов называет голод царём, потому что он заставляет выполнять тяжёлую непосильную работу.

Водит он армии; в море судами

Правит; в артели сгоняет людей,

Ходит за плугом, стоит за плечами

Каменотёсцев, ткачей.

Поэт говорит, что в голоде виноват существующий строй. Голод убивает людей.

Многие-в страшной борьбе,

К жизни воззвав эти дебри бесплодные,

Гроб обрели здесь себе.

Некрасов в этих строках противопоставляет жизнь и борьбу - бесплодным дебрям и гробу, то есть смерти. С помощью антитезы выражается мысль о том, какой тяжёлый труд, какое напряжение всех сил требуется для создания, что людям приходится отдавать свои жизни для того, чтобы вдохнуть жизнь в бесплодные дебри. Автор сочувствует народному страданию. Писатель создаёт фантастическую картину, рисует «толпу мертвецов», которые бегут по сторонам дороги в свете луны. Но в песне мертвецов обозначается совершенно не фантастическая, а глубоко реалистическая картина угнетения народа:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной.

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мёрзли и мокли, болели цингой.

Слова «божии ратники, мирные дети труда» означают, что Бог всё равно на стороне тех, кто мирно и честно трудится. Страдания людей могли бы быть намного меньше, если бы к ним относились, как к братьям, уважали их труд. Некрасов обращается к Ване: «Это всё братья твои-мужики». Привычка к труду, народное терпенье и выносливость-качества, которые позволяют

верить в лучшее будущее народа.

Не видит созидательной силы в народе, из его уст вылетает злобная брань:

Ваш славянин, англосакс и германец

Не создавать-разрушать мастера,

Варвары, дикое скопище пьяниц!..

Авторское отношение к изображаемому противоположное. Рассказчик хочет донести до слушателей, что именно простой народ создаёт богатства, которыми гордятся поколения. Именно народ создаёт богатейшую культуру.

Несмотря на то, что стихотворение написано о прошлом, оно помогает нам лучше разглядеть те же проблемы в наше время, обратить внимание на современную нам несправедливость и попытаться её исправить.

Представление народа о счастье. (По поэме «Кому на Руси жить хорошо».)

Сочинение ученицы 10 класса Портных Юлии.

План.

    Народность лирики Некрасова.

    Проблема народного счастья в поэме.

        1. «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»

          Понимание счастья представителями различных классов:

а) поп;

б) помещик;

в) Матрёна Тимофеевна;

г) люди на ярмарке.

3. Народный заступник Гриша Добросклонов.

    Счастье человека – в служении народу, своей стране.

Народ освобождён!

Но счастлив ли народ?

Н.А.Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов – это целая эпоха в русской литературе. Он жарко сочувствовал народу, потрясал современников картинами рабства, нищеты, нотами искреннего сочувствия. Он умел чувствовать чужое горе, как своё. Весь ужас крестьянской жизни Некрасов пережил с героями поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Уже в самом начале поэмы, введя пролог, поэт стремился сразу же показать главную идею своей поэмы:

В каком году – рассчитывай

В какой земле – угадывай

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков…

Сошлися и заспорили

Кому живётся весело,

Вольготно на Руси?

Основная цель Некрасова – показать бедственное положение народа после отмены крепостного права. Даже название деревень: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка – отражают социальный смысл послереформенной России. Дорожная стычка мужиков по мере развития действия перестаёт быть просто бытовым вопросом, а становится великим спором, в который вовлечены все слои русского общества, все её главные социальные силы, призванные ан мужицкий суд.

Первым, кому пришлось поразмыслить над главным вопросом поэмы, стал поп:

В чём счастие по-вашему?

Покой, богатство, честь?

Дороги наши трудные

Приход у нас большой…

Нет сердца, выносящего

Без некоего трепета

Предсмертное хрипение,

Надгробное рыдание,

Сиротскую печаль!

Не выпало покоя и почёта на поповскую жену и дочь:

О ком слагаете

Вы сказки балагурные?

И всякую хулу?

После этих слов о поповской дочери и жене правдоискатели убедились, что нет почёта попу на русской земле:

Потупились ребятушки,

Молчат – и поп молчит…

Богатством поп также был обделён:

Живи с одних крестьян,

Сбирай мирские гривенки,

Да пироги по праздникам,

Да яйца о святой.

Крестьянин сам нуждается,

И рад бы дать, да нечего…

У попов нет ни покоя, ни почёта, ни богатства.

Это поэма о кризисном состоянии России, а кризис касается всех сословий. Следующими на пути странников встречаются помещики. У них, казалось бы, есть всё для счастья: покой, богатство, честь. Но по-настоящему счастливого мы не можем разглядеть ни в одном из них. Все они, если вдуматься, несчастны. Например, Оболд Оболдуев – богатый помещик знатного рода, считавший, что может делать всё, что его душа пожелает – вот его счастье:

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню,

Закон – моё желание,

Кулак – моя полиция.

Но счастлив ли он был? Нет, он был одинок, его никто не любил. Где-то в глубине души он чувствовал, что он несчастлив, но не осознавал или не показывал этого. Но то, как он поступал с крестьянами, преступно! Ведь, наверное, все знают пословицу: «На чужом несчастье счастье не построишь».

Крестьяне не представляют себе настоящее счастье. Как бедные люди, они искали счастье у богатых и знатных, но не нашли. А что думают об этом такие же, как они, мужики? Об этом глава поэмы «Сельская ярмарка», где и показано крестьянское понимание счастья. У одного единственное счастье – покупать недорогие картиночки, чтобы хоть как-то украсить своё убогое жилище, у другого – дворянская болезнь, которой он гордиться, так как это приближает его к высшему слою общества. Странники не находят счастливого среди солдат:

Солдаты шилом бреются,

Солдаты дымом греются.

Какое счастье тут?

Нашёлся солдат, который участвовал во многих сражениях, несколько раз бывал на грани смерти, но, весь искалеченный, он считает себя счастливым. Его счастье в том, что он остался жив. И таких «счастливых» в поэме много. Настоящая беда в том, что простой народ не понимает, что же такое настоящее счастье!

Не найдя счастливого среди мужчин, странники отправляются на поиски счастливой русской женщины. На примере судьбы Матрёны Тимофеевны поэтом показана судьба типичной русской крестьянки. Она была счастлива в детстве:

У нас была здоровая,

Непьющая семья.

Но ей пришлось начать трудиться с пяти лет:

И вывел из младенчества

По пятому годку,

А на седьмой за бурушкой

Сама я в стадо бегала,

Отцу носила завтракать,

Утяточек пасла.

Но все вокруг считали её счастливее других. С мужем повезло Матрёне, хотя и выбирал его отец, понравился он Матрёне Тимофеевне:

Пригож-румян, широк-могуч,

Рус волосом, тих говором –

Пал на сердце Филипп!

Но не суждено было стать счастливой и ей: издевательства мужниной родни, смерть любимого ребёнка, побои, вечный каторжный труд, постоянная нужда – вот как сложилась её жизнь.

Всю силу, Богом данную,

В работу полагаю я,

Всю в деточек любовь.

А как матери пережить смерть своего ребёнка.

Я клубышком каталася,

Я червышком свивалася,-

говорит бедная женщина.

Я потупленную голову,

Сердце гневное ношу.

Но полная мучений и страданий жизнь не сломила характера крестьянки, не превратила её в бессловесную, покорную рабыню, в её душе таятся сокровища любви, добра, верности, ума и благородства.

Неразделённость понятия воли и счастья для крестьян подчёркиваются в словах о потерянных ключах:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

В конце поэмы Некрасов показывает нам по-настоящему счастливого человека – это Гриша Добросклонов. Его образ одновременно и очень реальный, и обобщённый. С одной стороны, он сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него:

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлатчине

Слилась – и лет с пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

С самого детства Грише суждено было стать народным заступником:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника

Чахотку и Сибирь.

Но Гриша – это и обобщённый образ молодости, устремлённой вперёд, надеющейся, верящей в лучшее будущее:

Рать подымается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

«Кому на Руси жить хорошо?» - поэт задал в поэме великий вопрос! Но и дал на него достойный ответ: «Счастье человека – в служении народу, своей стране». Некрасов является поэтическим вождём 60-70 XIX века. Поэт сблизил поэзию с народом, внёс в литературу новые темы, образы. Главная тема поэзии Некрасова – это показ народа в его стремлении к счастью, справедливости. Поэт утверждал: «Только тот себя переживёт, кто, служа великим целям века, жизнь свою всецело отдаёт на борьбу за брата-человека». Наверное, поэтому, когда Достоевский на похоронах Некрасова сказал, что поэт «должен прямо стать вслед за Пушкиным и Лермонтовым», молодые голоса выкрикнули из толпы: «Выше!»


«Русское крестьянство в творчестве Н.А.Некрасова».

Сочинение ученицы 10 класса Колеговой Юлии.

Я лиру посвятил народу своему.
Н.А.Некрасов.

Николай Алексеевич Некрасов - один из выдающихся писателей XIX века, который главной темой своего творчества выбрал изображение жизни русского народа. Как представитель «натурального» направления, он показывает эту жизнь такой, какая она есть, без прикрас, вникая в самые мелкие ее подробности. Некрасов не пытается показать только лучшее, что есть в народной жизни, наоборот, он освещает в основном те ее стороны, которые могут вызвать у читателя глубокое сострадание или гнев. Жизнь некрасовских крестьян безрадостна, беспросветна, тяжела. Но всё-таки народ у поэта выступает носителем прекрасных духовных качеств. Его герои-крестьяне более мудры и талантливы, чем их господа. Некрасов считал, что все лучшее создано именно простым народом. Поэт всю жизнь стремился доказать это людям, он неслучайно говорил: «Я лиру посвятил народу своему».

Н. А. Некрасов широко представил разнообразие народных характеров, и в то же время почти каждый его герой наделен индивидуальными чертами. Яким Нагой, Ермил Гирин, Савелий, богатырь святорусский, - яркие и незабываемые личности. Богатырская сила народная вызывает у поэта восхищение и уважение, но он показывает и отрицательные стороны крестьянского характера и крестьянской жизни: пьянство беспробудное, нищету, забитость, невежество. Яким Нагой говорит о себе, что он «до смерти работает, до полусмерти пьет».

Некрасов осуждает и рабскую покорность народа. Например, в стихотворении «Железная дорога», показывая рабский труд крестьян, он в то же время подчеркивает их безропотность:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда -

Все претерпели мы, божие ратники,

Мирные дети труда.

С подобной покорностью Некрасов совершенно несогласен. «Чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?» - восклицает он, видя, как «великою скорбью народною переполнилась наша земля». Одной из причин такой покорности было не­вежество крестьян. Поэтому, стараясь найти причину своего жалкого существования, крестьяне приходят порой к совершенно абсурдным теориям о «крестьянском грехе»:

Ой, мужик! мужик! ты грешнее всех,

И за то тебе вечно маяться!

Но, несмотря на это, Некрасов верит в то, что наступит время, «когда мужик не Блюхера и не милорда глупого - Белинского и Гоголя с базара понесет». А пока даже самые думающие из крестьян, например Яким Нагой, чью тягу к красоте не уничтожил тяжелый быт, покупают на ярмарке простые лубяные картинки. Для них это одна из немногих светлых сторон жизни.

Некрасов в своих произведениях, и особенно в поэме «Кому на Руси жить хорошо», беспощадно клеймит крестьян-лакеев, с презрением относящихся к другим крестьянам, гордящихся своим холопством, даже подагрой – господской болезнью.

Однако большая часть крестьян у Некрасова, несмотря на все тяготы жизни, сохранила достоинство, человечность. Так, даже «примерный холоп» Яков и тот решился на протест, пусть и ценой собственной жизни.

Типичная участь некрасовских героев из народа - страдание. Наиболее ярко это страдание поэт воплощает в образе и судьбе русской женщины-крестьянки. Некрасов первым в русской литературе так подробно разработал эту тему. В стихотворении «Тройка», размышляя о дальнейшей судьбе молодой женщины, он пишет:

От работы, и черной, и трудной,

Отцветешь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь нянчить, работать и есть.

Некрасовские героини - сильные духом, трудолюбивые, красивые русские женщины. Но и Дарье («Мороз, Красный нос»), и Матрене Тимофеевне («Кому на Руси жить хорошо»), и героине стихотворе­ния «Тройка» - всем им приходится много страдать. Оттого в глазах их навсегда застыло «выраженье тупого терпенья» и «бессмысленный вечный испуг». Героини Некрасова вызывают не только сострадание, но и восхищение. Ведь недаром он первым из русских поэтов сравнил свою Музу с крестьянкой. Причем с той, которую наказывают кнутом. Именно так понимал Некрасов свою миссию: на муки послал его Музу «бог гнева и печали царям земли напомнить о Христе». И такое восприятие поэзии было характерно для Некрасова на протяжении всего творчества.

В отличие от своих предшественников, изображавших народ с жалостью, Некрасов полностью отождествлял себя с ним, стал выразителем его боли и гнева. Поэт не просто познакомил читателей с народом, но и заставил понять и полюбить его, а свою поэзию направил в услужение народу, она стала его голосом, криком и стоном, воплощением его мыслей и чувств. И поэтому Н.А.Некрасов занимает особое место в русской литературе.

«Интересное путешествие по любимой реке Н.А.Некрасова».

Сочинение ученицы 5 класса Востриковой Ирины.

Мы с мамой стоим на палубе и любуемся, как медленно скрывается за горизонтом солнце. «А знаешь, дочка, в этих местах когда-то жил великий поэт Некрасов. Вот здесь он бегал по берегу Волги, купался с крестьянскими ребятишками, слушал песни бурлаков», - рассказывает мне мамочка. Я люблю читать книжки русских поэтов, и мне очень захотелось узнать о

Н. А. Некрасове. Белый теплоход медленно плывёт по Волге – реке, которая знает и помнит о Н. А. Некрасове.

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове, потом его семья переехала в имение отца на Волгу. Ещё совсем маленьким, Некрасов дружил с крестьянскими детьми. Когда дома не было его отца, он созывал ребятишек и кормил их яблоками. Отец запрещал ему, сыну помещика, «водиться» с крестьянскими ребятами. Общение с мужичками Николай Алексеевич не прекращал никогда. Он мог запросто разговориться с крестьянами, ходить с ними на охоту, рассказывать им свои интересные истории.

Любовь к полям и лесам своей родины тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Некрасов восхищался родной ярославской природой, красотой её зелёных просторов. Когда Некрасов приехал из–за границы, он отметил, что природа Грешнёва ему милее всех прославленных заморских краёв. Детские воспоминания Н. А. Некрасова связаны с великой русской рекой Волгой, которой он посвятил много стихов.


Произведения Некрасова очень интересные. Мне нравятся его стихи о Волге, о народе, о природе, например, «Дед Мазай и зайцы». В этом произведении рассматривается проблема защиты животных. Когда разливаются реки, очень много зверей и птиц погибают. Им приходится убегать из своих норок, но звери часто не успевают спасаться, многие тонут. Благодаря таким людям, как дед Мазай, многие животные остались живы. Меня радуют поступки таких людей. Некрасов сам был охотником, он щадил зверей, и сегодня его стихи помогают любить природу, беречь животных. Они очень нужны всем.

Если я когда-нибудь ещё увижу Волгу, то непременно побываю в родных местах поэта. А пока я с грустью вспоминаю лето, белый теплоход и величавую Волгу.

Судьба крестьянских детей в творчестве Н.А.Некрасова.

Сочинение ученицы 7 класса Бурковой Тамары.

Детство великого русского поэта Н.А.Некрасова протекало в барской усадьбе на берегу Волги. Мальчик много времени проводил с крестьянскими ребятишками. Они купались в реке, собирали малину, чернику, а зимой катались на санках. Будущий поэт сочувствовал судьбе детей, не относился к ним свысока. Детство самого Некрасова было омрачено тяжёлыми воспоминаниями о жестоком обращении отца не только с крепостными, но и с домочадцами. Все эти впечатления отразились в творчестве поэта.

Судьбе крестьянских детей посвящены стихотворения «Школьник», «Песня Ерёмушке», «Плач детей», «Крестьянские дети», «Мать», «Соловьи», в которых поэт говорит об их печальной судьбе. Дети из народа талантливы, тянутся к знаниям. Это мы видим из стихотворения «Школьник». Родителям хочется лучшей доли для своего сынишки, они тратят «последний грош», надеясь, что он будет умнее и счастливее. «Это многих славный путь», - говорит Некрасов и вспоминает о таком же выходце из народа, о Ломоносове, о том, как «архангельский мужик по своей и Божьей воле стал разумен и велик». Поэт подчёркивает, что дорога в школу не скучна, а весела. Этот плохо одетый, необутый мальчик противопоставляется напыщенным особам, подчёркивается, что в России много выдающихся людей из простого народа.

И в произведении «Соловьи» подчёркивается талантливость крестьянских ребятишек, они любят природу, любят слушать пение птиц. С детства они задают серьёзные вопросы о своей судьбе, о своей крепостной доле. Они спрашивают у мамы, есть ли для людей такие рощицы на свете, где бы они могли быть свободны так же, как соловьи. С сожалением мать отвечает:

Нет, мест таких… без податей

И без рекрутчины нет, дети.

А если б были для людей

Такие рощи и полянки,

Все на руках своих детей

Туда бы отнесли крестьянки.

Каждая мать хотела бы дать детям беззаботную жизнь и радость, без боли и огорчения, без печали и ненависти.

Любуется ребятишками Некрасов и в стихотворении «Крестьянские дети». В их глазах он видит доброту и спокойствие. Поэт говорит, что любит их и даже завидует, не относится к ним, как к людям низкого рода, подчёркивает, что ребятишки любопытны, слушают рассказы рабочих людей, странников. Автор удивляется, как в таких маленьких сердцах сохраняется любовь к родной земле, к труду, к миру, в котором много злобы и несправедливости. Но у этой медали есть другая сторона:

Положим, крестьянский ребёнок свободно

Растёт, не учась ничему,

Но вырастет он, если Богу угодно,

А сгибнуть ничто не мешает ему.

Об этой же нелёгкой доле – «Плач детей». Вместо беззаботных игр – трудная и невыносимая для детских плеч работа на фабрике. Поэт хотел, чтобы читатели услышали «тихий плач и жалобы детей». Герои умоляют безжалостное колесо прекратить «ужасное круженье», но

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит.

Детские мечты не об играх, забавах, а об отдыхе и сне:

Если б нас теперь пустили в поле,

Мы в траву попадали бы – спать.

Даже дома нет счастья, встретит «забота и нужда». Плачет бедная мать, разрывается её сердце от того, что не может помочь детям, всё идёт по кругу, хоть плачь и рыдай.

И в стихотворении «Мать» несчастная женщина печалится, глядя на троих своих сыновей. Горестно ей смотреть, как они резвятся и радуются жизни, она знает, что их ждёт, предчувствует их тяжёлую судьбу: «Несчастные! Зачем родились вы?»

В своём творчестве талантливый русский поэт Николай Алексеевич Некрасов изображает полную боли, тревог, тяжёлой работы и нужды жизнь крестьянских детей. Но всё-таки он верит, что будущее их хоть и трудное, но светлое. Некрасов показывает талант, ум, настойчивость, трудолюбие русского народа.