Основные этапы творчества фета. Сообщение о творчестве а фета

Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

Образование

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Николай Некрасов писал о Фете: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе, после Пушкина , не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему г.Фет».

Последние годы жизни

В 1873 году Афанасию Фету было возвращено звание, а также фамилия Шеншин. После этого поэт занимается благотворительностью. На этом этапе стихи Афанасия Фета публикуются в сборниках «Вечерние огни», которых с 1883 по 1891 выходит четыре выпуска. Поэзия Фета содержит в основном две темы: природу, любовь.

Смерть настигла поэта 21 ноября 1892 года в Москве в своем доме на Плющихе. Фет скончался от сердечного приступа. Афанасий Афанасьевич был похоронен в родовом имении Шеншиных в с. Клейменово Орловской губении.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра .
  • Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
  • Некоторые исследователи жизни Фета полагают, что смерти поэта от сердечного приступа предшествовала попытка суицида.
  • Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино»

Фет Афанасий Афанасьевич (23 ноября 1820 года – 21 ноября 1892), великий русский поэт-лирик, мемуарист, переводчик.

Биография

Видео о Фете

Детство

Афанасий Фет родился в Новоселках – небольшом имении, расположенном в Мценском уезде Орловской губернии. Его родной отец – Иоганн Петр Вильгельм Фет, асессор городского суда в Дармштадте, мать – Шарлотта Елизавета Беккер. Будучи на седьмом месяце беременности, она оставила мужа и тайно уехала в Россию с 45-летним Афанасием Шеншиным. Когда родился мальчик, его крестили по православному обряду и назвали Афанасием. Он был записан сыном Шеншина. В 1822 году Шарлотта Елизавета Фет приняла православие и обвенчалась с Афанасием Шеншиным.

Образование

Афанасий получил блестящее образование. Способному мальчику легко давалась учеба. В 1837 году он окончил частную немецкую школу-пансионат в городе Верро, в Эстонии. Уже тогда Фет начал писать стихи, проявлял интерес к литературе и классической филологии. После школы, чтобы подготовиться к поступлению в университет, он обучался в пансионате профессора Погодина, писателя, историка и журналиста. В 1838 году Афанасий Фет поступил на юридический, а потом – на философский факультет Московского университета, где учился на историко-филологическом (словесном) отделении.

В университете Афанасий сблизился с одним из студентов – Аполлоном Григорьевым, который тоже увлекался поэзией. Они вместе стали посещать кружок студентов, которые усиленно занимались философией и литературой. При участии Григорьева Фет выпустил свой первый сборник стихов «Лирический пантеон». Творчество молодого студента заслужило одобрение Белинского. А Гоголь отозвался о нем, как о «несомненном даровании». Это стало своего рода «благословением» и вдохновило Афанасия Фета на дальнейшее творчество. В 1842 году его стихи были опубликованы во многих изданиях, в числе которых были популярные журналы «Отечественные записки» и «Москвитянин». В 1844 году Фет окончил университет.

Военная служба

В 1845 году Фет уехал из Москвы и поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России. Афанасий считал, что военная служба поможет ему вернуть утраченное дворянское звание. Через год после начала службы Фет получил звание офицера. В 1853 его перевели в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга. Он часто бывал в столице, встречался с Тургеневым, Гончаровым, Некрасовым, сблизился с редакцией популярного журнала «Современник». В целом, воинская карьера поэта складывалась не очень удачно. В 1858 году Фет вышел в отставку, дослужившись до чина штаб-ротмистра.

Любовь

В годы службы поэт пережил трагическую любовь, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Возлюбленная поэта, Мария Лазич, была из хорошей, но бедной семьи, что послужило препятствием для их брака. Они расстались, а через какое-то время девушка трагически погибла при пожаре. Память о своей несчастной любви поэт хранил до самой смерти.

Семейная жизнь

В возрасте 37 лет Афанасий Фет женился на Марии Боткиной, дочери богатого чаеторговца. Его жена не отличалась молодостью и красотой. Это был брак по расчету. Перед свадьбой поэт открыл невесте правду о своем происхождении, а также о некоем «родовом проклятии», которое могло стать серьезным препятствием для их брака. Но Марию Боткину не испугали эти признания, и в 1857 году они поженились. Через год Фет вышел в отставку. Он поселился в Москве и посвятил себя литературному труду. Его семейная жизнь была довольно благополучной. Фет приумножил состояние, которое принесла ему Мария Боткина. Правда, детей у них не было. В 1867 году Афанасия Фета избрали мировым судьей. Он жил в своем имении и вел образ жизни настоящего помещика. Лишь после возвращения фамилии отчима и всех привилегий, которыми мог пользоваться потомственный дворянин, поэт начал работать с новой силой.

Творчество

Афанасий Фет оставил значительный след в русской литературе. Свой первый сборник стихов «Лирический пантеон» он выпустил, когда учился в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от действительности. Он воспевал красоту природы, много писал о любви. Уже тогда в его творчестве проявилась характерная черта – он говорил о важных и вечных понятиях намеками, умел передавать тончайшие оттенки настроений, пробуждая у читателей чистые и светлые эмоции.

После трагической гибели Марии Лазич творчество Фета приобрело новое направление. Он посвятил своей возлюбленной поэму «Талисман». Предполагают, что все последующие стихи Фета о любви посвящены ей же. В 1850 году вышел второй сборник его стихов. Он вызвал интерес критиков, которые не скупились на положительные отзывы. Тогда же Фет был признан одним из лучших современных поэтов.

Афанасий Фет был представителем «чистого искусства», он не затрагивал в своих произведениях животрепещущих социальных вопросов и до конца жизни оставался убежденным консерватором и монархистом. В 1856 году Фет выпустил третий сборник стихов. Он воспевал красоту, считая это единственной целью своего творчества.

Тяжелые удары судьбы не прошли для поэта бесследно. Он ожесточился, разорвал отношения с друзьями, почти перестал писать. В 1863 году поэт выпустил двухтомное собрание своих стихотворений, а потом в его творчестве наступил двадцатилетний перерыв.

Лишь после того, как поэту была возвращена фамилия отчима и привилегии потомственного дворянина, он с новыми силами занялся творчеством. К концу жизни стихотворения Афанасия Фета становились все более философскими, в них присутствовал метафизический идеализм. Поэт писал о единстве человека и Вселенной, о высшей реальности, о вечности. В период с 1883 по 1891 годы Фет написал более трехсот стихотворений, которые вошли в сборник «Вечерние огни». Поэт издал четыре выпуска сборника, а пятый вышел уже после его смерти.

Смерть

Умер Афанасий Фет от сердечного приступа. Исследователи жизни и творчества поэта убеждены, что перед смертью он пытался покончить жизнь самоубийством.

Основные достижения

  • Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
  • Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.

Важные даты из жизни

  • 1820 год, 23 ноября – родился в имении Новоселки Орловской губернии
  • 1834 год – был лишен всех привилегий потомственного дворянина, фамилии Шеншин и русского подданства
  • 1835-1837 годы – учился в частной немецкой школе-пансионате в городе Верро
  • 1838-1844 годы – учился в университете
  • 1840 год – вышел первый сборник стихов «Лирический пантеон»
  • 1845 год – поступил в провинциальный кирасирский полк на юге России
  • 1846 год – получил офицерский чин
  • 1850 год – вышел второй сборник стихов «Стихотворения»
  • 1853 год – перешел на службу в гвардейский полк
  • 1856 год – вышел третий сборник стихов
  • 1857 год – обвенчался с Марией Боткиной
  • 1858 год – вышел в отставку
  • 1863 год – вышло двухтомное собрание стихотворений
  • 1867 год – избран мировым судьей
  • 1873 год – вернул дворянские привилегии и фамилию Шеншин
  • 1883 – 1891 – работал над пятитомником «Вечерние огни»
  • 1892 год, 21 ноября – умер в Москве от сердечного приступа
  • В 1834 году, когда мальчику было 14 лет, выяснилось, что юридически он не является сыном русского помещика Шеншина, и запись была сделана незаконно. Причиной разбирательств стал анонимный донос, автор которого остался неизвестным. Решение духовной консистории прозвучало, как приговор: отныне Афанасий должен был носить фамилию матери, лишался всех привилегий потомственного дворянина и российского подданства. Из богатого наследника он внезапно стал «человеком без имени», незаконнорожденным ребенком сомнительного происхождения. Фет воспринял это событие, как позор, и возвращение утраченного положения стало для него целью, навязчивой идеей, которая во многом определила дальнейший жизненный путь поэта. Только в 1873 году, когда Афанасию Фету было 53 года, сбылась мечта всей его жизни. По указу царя поэту были возвращены дворянские привилегии и фамилия Шеншин. Тем не менее, свои литературные произведения он продолжал подписывать фамилией Фет.
  • В 1847 году, во время военной службы, в небольшом имении Федоровке поэт познакомился с Марией Лазич. Эти отношения начались с легкого, ни к чему не обязывающего флирта, который постепенно перерос в глубокое чувство. Но Мария, красивая, прекрасно образованная девушка из хорошей семьи, все-таки не могла стать хорошей партией для человека, который надеялся вернуть дворянское звание. Поняв, что он по-настоящему любит эту девушку, Фет, тем не менее, принял решение, что никогда на ней не женится. Мария отнеслась к этому спокойно, но через какое-то время решила разорвать отношения с Афанасием. А через некоторое время Фету сообщили о трагедии, которая произошла в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, одежда на ней загорелась. Пытаясь спастись, девушка выбежала на балкон, потом в сад. Но ветер только раздувал пламя. Мария Лазич умирала несколько дней. Ее последние слова были об Афанасии. Поэт тяжело перенес эту потерю. Он до конца жизни сожалел, что не женился на девушке, ведь больше в его жизни не было настоящей любви. Его душа опустела.
  • Поэт нес тяжелое бремя. Дело в том, что у него в роду были сумасшедшие. Два его брата, уже будучи взрослыми, потеряли рассудок. Мать Афанасия Фета под конец жизни тоже страдала безумием и умоляла лишить ее жизни. Незадолго до брака Фета с Марией Боткиной его сестра Надя тоже попала в психиатрическую клинику. Брат навещал ее там, но она его не узнавала. За собой поэт часто замечал приступы тяжелей меланхолии. Фет все время боялся, что в конце концов его постигнет та же участь.

История рождения. Афанасий Афанасьевич Фет родился в ноябре или декабре 1820 года в с. Новоселки Орловской губернии. История его рождения не совсем обычна. Отец его, Афанасий Неофитович Шеншин, ротмистр в отставке, принадлежал к старому дворянскому роду и был богатым помещиком. Находясь на лечении в Германии, он женился на Шарлотте Фет, которую увез в Россию от живого мужа и дочери. Через два месяца у Шарлотты родился мальчик, названный Афанасием и получивший фамилию Шеншин.

Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца и дворянского титула и стал немецким подданным. Это событие сильно впечатлительную душу ребенка, и Фет почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета - он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь. Между университетом и армией. Хотя семья Шеншиных особой культурой не отличалась, Фет получил хорошее образование.

С 1835 по 1837 годы он учился в немецком протестантском пансионе в Верро (теперь Выру, Эстония). Здесь он с увлечением изучает классическую филологию и тайком начинает писать стихи. Фет овладел здесь латинский язык, что помогло ему позже переводить древнеримских поэтов. После Верро Фет продолжал образование в пансионе профессора Погодина для подготовки в Московский университет, куда он был зачислен в 1838 году на отделение словесности философского факультета. В университетские годы Фет особенно сдружился с будущим известным критиком и поэтом Аполлоном Григорьевым.

Вместе они обсуждали поэтические пробы пера, которые вошли в первый поэтический сборник - «Лирический пантеон» (1840): «Пускай в свет Свои мечты, Я предаюсь надежде сладкой, Что может быть на них украдкой Блеснет улыбка красоты, Иль раб мучительных страстей, Читая скромный создания, Разделит Тайные страданья С душой взволнованной моей » Это были подражательные стихи, причем образцами для подражания стала поэзия Пушкина и Венедиктова, которому, как вспоминал Фет, он увлеченно «выл».

В течение двух-трех лет после выхода в свет «Лирический пантеон» Фет публикует на страницах журналов, в частности «Москвитянина» и «Отечественных записок», подборки стихов, но ожидаемого богатства они не приносят. С надеждой вернуть себе дворянство молодой поэт покидает Москву и поступил на военную службу в кирасирский полк, расквартировался в Херсонской губернии. Впоследствии в своих мемуарах Фет записывает: «Долго будет продолжаться это заключение - не знаю, и через мгновение по столовой ложке лезут разные гоголевские Вии в глаза, и еще нужно улыбаться … Я могу свою жизнь сравнить с грязной лужей». Но в 1858 году А. Фет вынужден был выйти в отставку.

Дворянских прав он так и не получил - в то время дворянство давало только чин полковника, а он был штаб - ротмистром. Это делало этого дальнейшую военную карьеру бесполезной. Конечно, военная служба не прошла для Фета даром: это были годы рассвета его поэтической деятельности. В 1850 году в Москве вышли «Стихотворения» А. Фета, встреченные читателями с восторгом. В Петербурге он познакомился с Некрасовым, Панаевым, Дружининым, Гончаровым, Языковым. Позднее он подружился со Львом Толстым. Эта дружба была долга и нужна для обоих.

В годы военной службы Афанасий Фет пережил трагическую любовь, которая повлияла на все его творчество. Это была любовь к дочери бедного помещика Марии Лазич, поклоннице его поэзии, девушке весьма талантливой и образованной. Она тоже полюбила его, но они оба были бедны, и А. Фет по этой причине не решился соединить свою судьбу с любимой девушкой. Вскоре Мария Лазич погибла при загадочных обстоятельствах.

До самой смерти поэт помнил о своей несчастной любви, во многих его стихах слышится ее неувядающий дыхание.
В 1856 году вышла новая книга поэта. Исполнение желаний. Выйдя в отставку, Фет женился на сестре критика Боткина - М. Боткина, которая принадлежала к богатой московской купеческой семье. Это был брак по расчету, и поэт искренне признался невесте в тайны своего рождения. На деньги жены Фет в 1860 году покупает имение Степановка и становится помещиком, где проживает семнадцать лет, лишь изредка наезжая в Москву. Здесь застал его высочайший указ о том, что за ним, наконец, утверждена фамилия Шеншин, со всеми связанными с нею правами. Он стал дворянином.

В 1877 году Афанасий Афанасьевич купил в Курской губернии деревню Воробьевку, где и провел остаток своей жизни, лишь на зиму уезжая в Москву. Эти годы в отличие от лет, прожитых в Степановке, характерны его возвращением к литературе. Начиная с 1883 года, он издал ряд сборников лирических стихов, объединенных общим названием - «Вечерние огни» (выпуск первый - 1883 год; выпуск второй - 1885 год; Выпуск третий - 1888 год; выпуск четвертый - 1891 год). В своих стихах поэт отказывается от всякой отвлеченности, поскольку душевные состояния трудно поддаются анализу, а еще труднее передать словами едва уловимые движения души.

Творчество А. А. Фета. Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том контексте, что там нет ни капельки прозы. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей. Нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. «Это не просто поэт, а скорее поэт - музыкант …» - говорил о нем Чайковский. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую популярность.

Фет - певец русской природы. Фета можно назвать певцом русской природы. Приближение весны и осеннее увядание, душистая летняя ночь и морозный день, раскинувшееся без конца и без края ржаное поле и густой тенистый лес - обо всем этом пишет он в своих стихах. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замерзшая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от невнимательного глаза:

«Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой … »

Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами:

«Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Спящего ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблески янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря! .. »

Обычно А. Фет в своих стихах останавливается на одной фигуре, на одном повороте чувств, и в то же время его поэзию никак нельзя назвать однообразной, наоборот, - она поражает разнообразием и множеством тем. Особая прелесть его стихов помимо содержания - именно в характере настроений поэзии. Муза Фета легка, воздушная, в ней будто нет ничего земного, хотя говорит она нам именно о земном. В его поэзии почти нет действия, каждый его стих - это целый род впечатлений, мыслей, радостей и печалей.

Взять хотя бы такие из них, как «Луч твой, летящий далеко …», «Недвижные очи, Безумные очи …», «Солнце луч промеж лип …», «Тебе в молчании я простирает руку … »и др..
Поэт воспевал красоту там, где видел ее, а находил он ее повсюду. Он был художником с исключительно развитым чувством красоты. Наверное поэтому в его стихах такие замечательные картины природы, что он принимал ее такой, какая она есть, не допуская никаких украшений действительности.

Любовная лирика поэта. Таким же прекрасным для Фета было и чувство любви, которой посвящено немало произведений поэта. Любовь для него - это защита, тихая гавань «от вечного плеска и шума жизни». Любовная лирика Фета отличается богатством оттенков, нежностью, теплом, идущим изнутри души. «Мед душистый любовной радости и волшебных снов» Фет изобразил в своих произведениях словам чрезвычайной свежести и прозрачности. Пронизана то светлой печалью, то легкой радостью, его любовная лирика до сих пор согревает сердца читателей, «золотом вечным горит в пении».

Во всех произведениях А. Фет безукоризненно верен в описаниях или чувств, то природы их мелким рискам, оттенкам, настроениям. Именно благодаря этому поэт и создал изумительные произведения, вот уже столько лет поражающие нас филигранной психологической точностью. К их числу принадлежат такие поэтические шедевры, как «Шепот, робкое дыхание …», «Я пришел к тебе с приветом …», «На заре ты ее не буди …», «Заря прощается с землей.. . ».

Поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний, его стихи в большинстве своем не имеют сюжета, - это лирические миниатюры, назначение которых не столько передать читателю мысли и чувства, сколько «летучее» настроение поэта. Он был далек от душевных бурь и тревог. Поэт писал:

«Язык душевной непогоды
Был непонятен для меня «.

Фет был глубоко убежден, что красота - это реальный важный элемент построения мира, который предоставляет ему гармоничную взвешенность и целостность. Поэтому он искал и находил красоту во всем: в опавших листьях, в розе, что удивительно улыбнулась «в день быстролетный сентября», в красках «неба родного». Поэт отличал «ум ума» и «ум сердца». Он считал, что только «умом сердца» может проникнуть сквозь внешнюю оболочку прекрасную суть бытия. В сердечно - умную лирику Фета нет доступа ничему ужасному, безобразном, дисгармоничного.

В 1892 году поэт умер от приступа астмы, не дожив двух дней до 72 лет. Перед этим он пытался покончить жизнь самоубийством. Похоронен он в селе Клейменово - родовом имении Шеншиных, в 25 верстах от Орла.

Творчество Фета оказало значительное влияние на поэтов-символистов начала ХХ века - В. Брюсова, А. Блока, А. Белого, а затем - С. Есенина, Б. Пастернака и др..
Заключение. Анализируя произведения поэта, можно с полной уверенностью утверждать, что российская школа чистого искусства не только не уступала французской, а возможно даже в чем-то превосходила ее. В отличие от представителей французской школы «чистого искусства», которые в своих стихах уделяли внимание в первую очередь ритма стиха, повторам, чередованию букв в словах, созданием стихов - символов, русские поэты были мастерами «музыкальных стихов», которые легко читались. Образы, создаваемые в стихах были легкие, пронизанные светом, обращались к лучшим чувствам человека, учили прекрасному, учили находить и любить красоту в каждом проявлении природы, или чувстве любви.

Стихи представителей русской школы «чистого искусства» более понятны читателю, поскольку их стихи не обременены большим количеством символических образов. Интересной особенностью русских поэтов является то, что они не только воспевали природу, но и относились к ней как к чему-то выдающемуся, удивительного, что может стать смыслом жизни. Именно в природе, любви к женщине или мужчине человек должен находить вдохновение к жизни, труду, творчеству, любви к родине. По моему мнению, русские поэты школы «чистого искусства» воспевали в стихах природу через свое особое отношение к ней, а французские поэты просто считали, что в веках достойно сохранить только стихи о вечном, нечто возвышенное, не обыденное. Именно поэтому в стихах французов царила природа.

Поэтому мне больше импонирует лирика поэтов Фета и Ф.Тютчева, которая через всю непохожесть завораживает своей красотой, тонким чувством «души природы» и стремлением отразить ее во всех своих проявлениях.

Поставь оценку статье

Афанасий Афанасьевич Фет – один из выдающихся поэтов-лириков XIX в. «Это не просто поэт, а скорее поэт-музыкант», – писал о нем П. И. Чайковский.

Действительно, на слова Фета написано множество романсов: «Сад весь в цвету» Аренского, «Свеж и душист твой роскошный венок» Римского-Корсакова, «В дымке-невидимке» Танеева, «Я тебе ничего не скажу...» Чайковского, «В молчанье ночи тайной...» Рахманинова и др.

Одним из первых было положено на музыку композитором Варламовым стихотворение «На заре ты ее не буди...»:

На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит,
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру
Долго, долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди,
На заре она сладко так спит.

Чувства молодой женщины переданы поэтом с исключительной художественной выразительностью. Стихотворение написано в песенной интонации: трехсложным размером с ударением на последнем слоге – анапестом.

Некоторые поэтические строки начинаются, как в народных песнях, одинаковыми словами («На заре ты ее не буди, на заре она сладко так спит; и подушка ее горяча, и горяч утомительный сон»). Повторение первых строк в конце стихотворения: «Не буди ж ты ее, не буди» – усиливает интонационно-мелодическое звучание стихотворения.

В 1850 г. критик Аполлон Григорьев писал об этом стихотворении: «...песня, сделавшаяся почти народной».

Не менее поэтична и музыкальна пейзажная лирика А. А. Фета. Стихи о природе объединены им в отдельные циклы соответственно временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега». Особый цикл посвящен морю. Фет любил природу, прекрасно знал и тонко чувствовал ее.

Явления природы поэт олицетворяет, воспринимает их как одушевленные существа, благодаря чему пейзажи всегда овеяны определенным настроением:

Цвет садовый дышит
Яблонью, черешней.

............................
Истерзался песней
Соловей без розы,
Плачет старый камень,
В пруд роняя слезы...
(«В дымке-невидимке».)

А. А. Фета можно назвать певцом природы и любви. Вопросов общественной жизни в сво­их произведениях он не касался. Поэт «никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником «чистого искусства». Он рассматривал художественное творчество как единственное убежище «от всяческих скорбей, в том числе и гражданских», и стремился противопоставить искусство действительности. Литературные принципы Фета тесно связаны с его общим мировоззрением, с его жизнью.

Он родился в 1820 г. в деревне Новоселки, недалеко от Мценска (Орловская область), в семье богатого помещика. До 14 лет Фет жил и учился дома, а затем в пансионе. В 1837 г. он поступает в Московский университет на историко-филологический факультет.

Его поэтическое дарование ярко проявилось во время учения в университете. Будучи студентом, он уже становится известным поэтом и печатается в литературных журналах. По окончании университета Фет поступил на военную службу и в течение девяти лет пробыл в глухих местах Херсонской губернии.

С 1854 г. Фет начинает сотрудничать в журнале «Современник». Но и в эту лучшую пору своей деятельности он не оказался в стане борцов за свободу и демократию, а выступил против них и вместе с группой писателей-дворян в 1859 г. покинул «Современник». С этого момента Фет окончательно отошел от общественной жизни и занялся помещичьим хозяйством и земскими делами. Муза его продолжала служить идеалам любви и красоты, и он не замечал, как русская литература билась над решением сложнейших общенародных проблем.

Которого представлена в этой статье, - русский поэт-лирик, переводчик, мемуарист. Родился он в 1820 году, 23 ноября, а умер в 1892 году, 21 ноября.

Детство будущего поэта

В небольшом имении, расположенном в Орловской губернии, во Мценском уезде, родился Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его интересна уже самим происхождением будущего поэта. Отец его работал в суде Дармштадта асессором, мать, Беккер Шарлотта Елизавета, оставила супруга на седьмом месяце беременности и тайно уехала в Россию с Афанасием Шеншиным. Когда мальчик родился, он был крещен по православному обычаю. Имя ему дали Афанасий. Записан он был как сын Шеншина. Шарлотта Елизавета Фет в 1822 году приняла православие, после чего обвенчалась с Шеншиным.

Учеба

Фет получил хорошее образование. Легко давалась учеба способному Афанасию. Он закончил в 1837 году в городе Верро, расположенном в Эстонии, частную немецкую школу. Уже в это время будущий поэт стал писать стихи, а также проявлял интерес к классической филологии и литературе. Для того чтобы подготовиться к университету, он после школы обучался у профессора Погодина в пансионате. Этот человек был журналистом, историком и писателем. Афанасий Фет в 1838 году поступил сначала на юридический, а затем на философский факультет университета в Москве.

Первый сборник стихов

Во время учебы в университете он сблизился с Аполлоном Григорьевым - одним из студентов, увлекавшимся поэзией. Вместе они начали посещать кружок, в котором занимались литературой и философией. Фет при участии Григорьева выпустил первый сборник своих стихов под названием "Лирический пантеон". Эта книга получила одобрение Белинского. Гоголь также отметил, что Фет является "несомненным дарованием". Для поэта это стало своего рода благословением, вдохновило на дальнейшее творчество. Его стихи в 1842 году были опубликованы в различных изданиях, включая такие популярные журналы, как "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1844 году закончил учебу в университете Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его затем продолжилась военной службой.

Военная служба

Афанасий Афанасьевич в 1845 году покинул Москву и поступил в кирасирский полк, находящийся на юге России. Поэт считал, что военная служба необходима ему для того, чтобы вернуть себе дворянское звание. Через год получил звание офицера Афанасий Афанасьевич Фет. Биография его дополнилась в 1853 году еще одним важным событием: начинающего поэта перевели в гвардейский полк, расквартированный неподалеку от Петербурга. Афанасий Афанасьевич часто навещал столицу, встречался с Гончаровым, Тургеневым, Некрасовым, а также сблизился с редакцией "Современника", популярного в то время журнала. Воинская карьера в целом складывалась не очень успешно. Фет в 1858 году подал в отставку в чине штаб-ротмистра.

Трагическая любовь

В годы службы пережил трагическую любовь, оказавшую большое влияние на его творчество, Афанасий Фет. Биография краткая его непременно включает упоминание о Марии Лазич. Это была возлюбленная поэта, девушка из бедной, но хорошей семьи. Данное обстоятельство стало препятствием для заключения брака. Влюбленные расстались, а через некоторое время девушка при пожаре трагически погибла (поговаривали и о самоубийстве). Поэт хранил память о ней до самой смерти.

Женитьба на Марии Боткиной

Афанасий Фет в возрасте 37 лет женился на дочери чаеторговца из обеспеченной семьи Марии Боткиной. Она не отличалась красотой и молодостью. Брак этот был по расчету. Поэт рассказал перед свадьбой невесте о своем происхождении, упомянул и о родовом проклятии, которое, по его мнению, могло бы стать препятствием для брака (о нем читайте ниже). Однако эти признания не испугали Марию Боткину, и в 1857 году состоялась свадьба. Вышел в отставку через год Афанасий Фет.

Биография (краткая) этих лет его жизни следующая. Поселился поэт в Москве, где стал заниматься литературой. Семейная жизнь Афанасия Афанасьевича была благополучной. Он приумножил состояние Марии Боткиной. Детей у этой пары не было. Афанасия Фета в 1867 году избрали мировым судьей. Жил он в своем имении как настоящий помещик. С новой силой начал работать поэт лишь после возвращения всех привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима.

Творчество Фета

Значительный след в отечественной литературе оставил Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография включает лишь основные его творческие достижения. Расскажем о них. Сборник "Лирический пантеон" был выпущен еще во время учебы в университете. Первые стихи Фета были попыткой уйти от тяжелой действительности. Он много писал о любви, воспевал в произведениях красоту природы. В его творчестве уже тогда появилась одна характерная черта: Афанасий Афанасьевич говорил о вечных и важных понятиях только намеками, умел мастерски передавать различные оттенки настроений, пробуждая у читателей светлые и чистые эмоции.

"Талисман"

Творчество Фета после смерти Марии Лазич приобрело новое направление. Своей возлюбленной посвятил поэму под названием "Талисман" Афанасий Афанасьевич Фет. Краткая биография этой девушки будет представлена в конце этой статьи, когда мы расскажем вам о некоторых интересных фактах из жизни поэта. Исследователи предполагают, что ей же были посвящены и все последующие стихи Афанасия Афанасьевича о любви. "Талисман" вызвал живой интерес критиков и множество положительных отзывов. Фет в это время был признан одним из лучших поэтов современности.

Афанасий Афанасьевич считался одним из представителей так называемого чистого искусства. То есть в своих произведениях он не затрагивал важных социальных вопросов, оставаясь до конца жизни убежденным монархистом и консерватором. Фет в 1856 году выпустил свой третий поэтический сборник, в котором воспевал красоту. Именно ее он считал главной и единственной целью творчества.

Не прошли бесследно для поэта тяжелые удары судьбы. Афанасий Афанасьевич ожесточился, порвал отношения со многими приятелями, практически перестал творить. Поэт в 1863 году издал двухтомное собрание своих произведений, а затем наступил 20-летний перерыв в его творчестве.

"Вечерние огни"

Лишь после возвращения привилегий потомственного дворянина и фамилии отчима он занялся творчеством с новыми силами. Произведения Афанасия Фета к концу жизни приобретали все более философский оттенок, присутствовал в них так называемый метафизический реализм. Писал Афанасий Фет о единстве человека со всей Вселенной, о вечности, о высшей реальности. Афанасий Афанасьевич написал в период с 1883 по 1891 год более трехсот различных стихотворений, вошедших в сборник под названием "Вечерние огни". Данный сборник пережил четыре выпуска при жизни поэта, а пятый вышел после его смерти.

Смерть Афанасия Фета

Великий поэт умер от сердечного приступа. Однако исследователи его творчества и жизни убеждены, что перед смертью им была предпринята попытка покончить с собой. Но точно нельзя сказать, была ли отмечена этим эпизодом жизнь такого человека, как Афанасий Фет. Биография, интересные факты о нем иногда вызывают у исследователей споры. Некоторые из них все же признаются большинством как достоверные.

  • Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
  • Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.

  • В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.

Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга "А. А. Фет. Очерк жизни и творчества". По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.

Родился будущий поэт 23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1820 года в с. Новосёлки Мценского уезда Орловской губернии (Российская империя).

Будучи сыном Шарлотты-Елизаветы Беккер, уехавшей из Германии в 1820 году, Афанасий был усыновлен дворянином Шеншиным. Через 14 лет в биографии Афанасия Фета произошло неприятное событие: обнаружилась ошибка в записи о рождении, что лишило его титула.

Образование

В 1837 году Фет окончил частный пансион Крюммера в городе Верро (сейчас Эстония). В 1838 году поступил в Московский университет на философский факультет, продолжая увлекаться литературой. Окончил университет в 1844 году.

Творчество поэта

В краткой биографии Фета стоит отметить, что первые стихи были написаны им еще в юности. Поэзия Фета впервые публикуется в сборнике «Лирический пантеон» в 1840 году. С тех пор стихотворения Фета постоянно печатаются в журналах.

Стремясь всеми возможными способами вернуть себе дворянский титул, Афанасий Фет пошел служить унтер-офицером. Затем в 1853 году в жизни Фета происходит переход в гвардейский полк. Творчество Фета даже в те времена не стоит на месте. В 1850 году выходит его второй сборник, в 1856 – третий.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Уйдя в отставку в 1858 году, так и не добившись возвращения титула, приобретает землю, посвящает себя ведению хозяйства.

Новые произведения Фета, опубликованные с 1862 до 1871 года, составляют циклы «Из деревни», «Записки о вольнонаемном труде». Они включают новеллы, рассказы, очерки. Афанасий Афанасиевич Фет строго разграничивает свою прозу и поэзию. Поэзия для него романтична, а проза – реалистична.

Последние материалы раздела:

Комплекс Гольджи представляет собой стопку дискообразных мембранных мешочков (цистерн), несколько расширенных ближе к краям, и связанную с ними...

Глава I. Описание живущего в семье дворян-Иртеньевых пожилого-учителя, немца Карла Ивановича Мауера. Николенька Иртеньев (мальчик, от лица...

Аппарат Гольджи - важная органелла, которая присутствует практически в каждой Пожалуй, единственными клетками, в которых отсутствует этот комплекс,...

Начинается просто с шекспировских страстей. Его отец, богатый дворянин Афанасий Неофитович Шеншин, 45-летний человек гусарского склада, бывший ротмистр, находясь на лечении в Германии, без памяти влюбился в 20-летнюю матушку будущего поэта Шарлотту Фет. Помехой этой страсти не стало ни то, что дама была замужней, ни то, что у нее была уже дочь, ни то, что дама была беременна Афанасием...

Мальчик родился в декабре 1820 года. Биография Фета содержит период счастливого детства в орловском имении отца в с. Новоселки.

О семье Шеншиных - Фетов

Фактически биологическим отцом Афанасия Фета является Иоганн-Петер-Карл-Вильгельм Фет, асессор дармштадского городского суда. Кровная сестра же осталась в Германии.

Двое детей Шарлотты Фет и Афанасия Шеншина (Анна и Василий) умерли в младенчестве. У поэта же была сводная сестра Люба 1824 года рождения.

Оскорбленный случившимся похищением жены, биологический отец-немец лишил Афанасия наследства.

Статус внебрачного сына

Беззаботная пора детства будущего поэта в имении Шеншиных длилась до 14 лет, пока православные (епархиальные) власти, осуществляющие, как сейчас говорят, правовой надзор, не обнаружили, что дата венчания родителей (1822) более поздняя, чем дата рождения ребенка. Это повлекло за собой для Афанасия значительные правовые последствия. Биография Фета содержит сведения, что молодой человек глубоко страдал от своего особого статуса "незаконнорожденного".

О навязанном ему ритме жизни свидетельствует хронологическая таблица. Фета Афанасия Афанасьевича, с одной стороны, влекла поэзия, а с другой - долг возвращения дворянских привилегий потомству.

Даты

События

В деревне Новоселки в помещичьей семье Шеншиных родился сын Афанасий

Обучение в пансионе Кроммера в финском городе Верро

Пансион профессора Погодина

Обучение на отделении словесности Московского университета

Служба в кирасирском полку в Херсонской губернии

Первый стихотворный сборник

Второй сборник стихов

Фет становится поместным дворянином и живет в имении в Степановке

Наиболее продуктивный период творчества (в деревне Воробьевка)

1883, 1885, 1888, 1891

Годы издания циклов лучших стихотворений поэта

Смерть от приступа астмы

Очень уж многие вехи его жизни - с честью преодоленные им ограничения в образовании, вынужденная служба в армии, женитьба на нелюбимой женщине, отшельничество в деревне - явно не входили в его изначальные планы. Такие этапы жизни не делают человека счастливым... Все это, к сожалению, сказалось на здоровье поэта. Годы жизни Фета могли бы охватить и больший промежуток времени.

Невзгоды изменили характер поэта

Возможно, это состояние внутреннего страдания и послужило причиной рождения в его душе лирики самого высокого уровня, кристально чистого стиля поэзии.

Он не мог носить фамилию отца, не являлся русским подданным, соответственно, не наследовал и дворянские права. Его фамилия была Фет, и молодой человек считался немецким подданным. Все то, что его братьям и сестрам досталось по рождению, ему следовало заслужить. Вот так бдительность духовных отцов-клерков сделала несчастной последующую жизнь поэта. В права дворянства он вошел лишь в возрасте 50 лет! Поэтому литературоведы подчеркивают: неяркая, невеселая биография Фета и его ясное, акварельное стихотворное наследие глубоко контрастны. Тяжелая психологическая травма, нанесенная негуманностью закона, определила непростой характер этого талантливейшего человека.

Образование

В отличие от остальных Шеншиных, Афанасий Афанасьевич Фет получил хорошее образование. Трудолюбие и предрасположенность к наукам делали свое дело... Будучи немецким подданным, он вынужден был начинать учиться в протестантском немецком пансионе. Впрочем, преподавателям этого учреждения он обязан знаниями латинского языка, классической филологии. Именно здесь были написаны его первые стихи.

Начало творчества

Молодой человек имел мечту - учиться в Московском университете. Пансион профессора Погодина послужил ступенью к этому поступлению.

С 1838 года Афанасий Афанасьевич Фет является студентом отделения словесности вожделенного им университета. Отсюда берет свое начало его многолетняя дружба с будущим поэтом и критиком Аполлоном Григорьевым. Здесь в 1840 г. был написан Фетом его первый сборник стихов "Лирический пантеон". В произведениях начинающего поэта ощущалось подражание Венедиктову и Пушкину. Раннюю лирику Фета публикуют журналы "Отечественные записки" и "Москвитянин". Фет жаждет признания, благодаря которому надеется вернуть дворянский титул. Однако успеха, адекватного такой мечте, ранняя лирика Фета не приносит.

Тогда деятельный молодой человек действует сообразно "плану Б" - получает дворянский титул после военной службы.

Поэт служит в армии

Он служит в кирасирском полку, который расквартирован в Херсонской губернии.

На это время приходится завязка его личной драмы. Безвестный, откровенно бедный молодой человек испытывает серьезное чувство к Марии Лазич, дочери мелкопоместного дворянина. Причем это чувство взаимно (и, как оказалось, на всю жизнь.) Однако сложившийся в Афанасии деструктивный комплекс "вернуть дворянство превыше всего" препятствует браку и созданию счастливой семьи... Мария же безвременно погибла, будучи еще молодой, оставив возлюбленному воспоминания и сожаления.

Годы службы Афанасий Фет, поэтический самобытный дар которого начал проявляться, называет нелицеприятно: "заключением". Первый громкий успех сопутствовал его стихам, изданным в 1850 году. Поэта признает творческая элита. Он знакомится и становится вхож к Некрасову, Дружинину, Льву Толстому. Его произведения, наконец, ожидаемы и любимы. Однако к своим творческим вершинам Афанасий Фет, поэт от Бога, все еще идет. Новый сборник поэзии, напечатанный в 1856 году, - только веха на этом пути.

Женитьба, статус помещика

Титул он так и не выслужил в армии, хоть и дослужился до звания ротмистра (что соответствует современному званию капитана, а для возвращения титула по логике военной карьеры Фету следовало стать полковником).

Однако к этому времени жизнь Афанасия Афанасьевича круто изменилась. Вернувшись к гражданской жизни, он женился на Боткиной, сестре известного литературного критика. Этот брак был, скорее, свершен им из расчета, чем по любви. Таким образом Фет Афанасий Афанасьевич сроднился с богатым купеческим семейством и подвел черту своей бедности. Судьба становится благосклонной к нему. Царским указом признается его право на отцовское наследство, ему также утверждают фамилию Шеншин. Это событие поэт называет самым радостным в своей жизни. Его он ожидал много лет.

Впрочем, любителей его творчества все-таки интересует вопрос: “Почему известный поэт решился на брак по расчету?” Прямого ответа в его дневниках не найдено. Во всяком случае это дело личного выбора: избрать семейную жизнь, втайне страдая от несостоявшегося брака с любимым человеком… Возможно, он устал бороться с обществом, ограничившим его в правах, решил, наконец, обрести покой, коль счастья в любви не досталось. Подобная характеристика Фета имеет под собой основание. Впрочем, свою почившую возлюбленную Марию Лазич он будет вспоминать до самой смерти, посвящая ей стихотворения.

Фет - помещик деятельный

В 1860 г. он на капитал супруги покупает хутор Степановка, где практически безвылазно хозяйствует на протяжении 17 лет. На хуторе Фету-помещику принадлежит двести душ. Он полностью погружается в организацию и ведение хозяйства. На творчество времени практически не остается. Он становится «убежденным и цепким русским аграрием». Афанасий Афанасьевич, отдавая много времени и сил новому для себя делу и отличаясь не только поэтическим даром, но и житейской мудростью, добивается уважения в обществе. Свидетельством признания является исполнение им обязанностей мирового судьи.

Эффективное хозяйствование Фета-помещика способствовало капитализации им средств, заработанных им в сельскохозяйственном производстве. Он фактически заработал своим трудом свое богатство.

Наиболее плодотворный период творчества

В 1877 году поэт вступает в новый, самый плодотворный период своего творчества. Его поэтический стиль выработан, а исстрадавшаяся душа жаждет окунуться в океан чистой поэзии. История Фета восходит к последней наивысшей своей стадии, принесшей ему славу несравненного лирика. Именно чтоб обособиться от суетного мира и сосредоточится на высоком творчестве, Афанасий Афанасьевич покупает курскую деревню Воробьевку, где проводит теплое время года. На зиму поэт всегда возвращался в свой московский особняк. Жизнь Афанасия Фета, начиная с этого своего рубежа, всецело посвящена поэзии.

Данный период творчества оказался наиболее продуктивным. Хронологическая таблица Фета свидетельствует о динамике написания им сборников: 1883, 1885, 1888, 1891... Примечательно, что все эти собрания стихотворений, написанные на протяжении десятилетия, объединены в общий цикл "Вечерние огни".

Поэзия Фета уникальна

Всю поэзию Афанасия Афанасьевича, представленную в авторских сборниках, можно условно сгруппировать по трем основным темам: природа, любовь, искусство. Только этим предметам посвящал он свою поэтическую деятельность. Лирика Фета проста и светла, она действительно написана на все времена. Читатель, желающий найти в его стихах ассоциации, встречающиеся в собственной жизни, обязательно найдет их: в величественном пейзаже леса, животворном звуке дождя, в радостном портале радуги. Композитор Чайковский сравнивал его поэзию с музыкой. По мнению многих критиков, богатства поэтической палитры, достигнутой Афанасием Фетом в описании природы, не достиг ни один его коллега. Муза Фета особенная: простая и изящная, спокойно скользящая на своих крыльях над землей, увлекая читателей своей легкостью и изяществом.

Поэт развивал в своем творчестве гармоничное начало, принципиально отмежевываясь им от "душевной непогоды", тревог, конфликтов и несправедливости. Свой художественный стиль поэт называл "умом сердца".

Вместо заключения

Годы жизни Фета - 1820-1892. За год до смерти его литературные изыскания были “высочайше” оценены. Фету было пожаловано звание камергера (высокий чин придворного ранга, примерно эквивалентный генерал-майору).

Однако здоровье уже подводило поэта… Не до дворцовых карьер ему было… Умер он во время астматического приступа. Похоронили Фета Афанасия Афанасьевича в родовом орловском имении, находящемся в деревне Клейменово.

Подводя итог вышесказанному, следует упомянуть влияние творчества Афанасия Афанасьевича на поколение поэтов-символистов: Бальмонта, Блока, Есенина. Он, несомненно, является основоположником российской школы чистого искусства, завораживающего своей душевностью.

Лишь в красоте и гармонии можно отыскать смысл понятий «божественный» и «вечный». Так полагал поэт Серебряного века Афанасий Фет - дворянин, потерявший свое имя и посвятивший жизнь его восстановлению. Хронологическая таблица Фета А. А. детально расскажет о этапах его жизни и творчества.

Происхождение и образование

Начинают появляться стихотворения Фета в издании «Москвитянин».

Благодаря содействию влиятельных знакомых (Белинского и Боткина), юный поэт стал постоянным автором в издании «Отечественные записки».

Окончание учебы. Смерть Каролины Шарлотты Фет.

Начало военной службы

После смерти Каролины Фет поддержка Шеншина становится все менее регулярной. Фет покидает Москву и поступает на военную службу. Он все еще одержим идеей вернуть себе дворянский титул, и делает все возможное для этого. При этом не перестает писать стихи. Хронологическая таблица Фета показывает, что прошло более 5-ти лет прежде, чем Афанасий смог похвастаться своими небольшими достижениями:

Первые достижения

Фет полностью отдает себя военному делу и поэзии. Результаты не заставляют себя долго ждать. Спустя 6 лет после начала военной карьеры, он уже может жить вблизи Петербурга и общаться с людьми, причастными к литературе. Хронологическая таблица Фета подтверждает сказанное:

Дата

Событие

Фет становится участником гвардейского полка, заодно получает возможность жить возле Петербурга и наладить связи с литературными деятелями (Гончаровым, Некрасовым и другими).

Приступает к исполнению военных обязанностей в Балтийском порту.

Знакомится с Л. Толстым, с которым длительное время переписывается.

Под руководством Тургенева выходит третий сборник сочинений поэта.

Отправляется в путешествие по Европе. В Париже знакомится с Марией Боткиной и женится на ней.

Отставка и дворянство

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета всегда имело много поклонников, но времена менялись. На длительное время он отошел от литературной деятельности и ударился в философию, поддерживая идеи Шопенгауэра. Неясным становится ответ на вопрос: «Сумел ли поэт вернуть себе титул дворянина?». Как показывает хронологическая таблица - Афанасий Афанасьевич Фет таки достиг желаемого:

Дата

Событие

Дослужившись до звания штабс-ротмистра, отходит от военных дел и селится в Москве.

Разрывает все отношения с издательством «Современник», где печатался многие годы. Виной этому стала статья «Шекспир в переводе Фета», где поэт был преднамеренно оскорблен.

В Мценском уезде приобретает землю и становится настоящим помещиком. Практически перестает писать.

В журналах «Русский вестник» и «Записки о вольнонаемном труде» публикует работу о защите прав помещиков, что вызывает негодование среди многих слоев населения.

Выходит два тома стихов Фета.

Фета избирают на пост мирового судьи, который он занимал долгих 10 лет. За это время он полностью отходит от поэзии и погружается в философию.

Выходит царский указ, согласно которому, Фет может вернуть себе фамилию Шеншина, а вместе ним и все законные права дворянина.

Продает имение и покупает другое в Курской губернии. С новым рвением начинает писать стихи, публикует переводы Гете и Шопенгауэра.

Последнее десятилетие

Фет смог вернуть себе дворянство, однако не остановился на достигнутом. В возрасте 66-ти лет он становится членом Академии наук и выпускает несколько собраний сочинений и переводов. Порядок выхода публикаций представляет хронологическая таблица Фета (кратко). Последние его работы представлены в виде прозы. Поэзия встречается крайне редко. Таковы события последних лет Фета:

Дата

Событие

После покупки нового имения, покупает в Москве квартиру, чтобы жить там зимой.

Выходит в свет книга, над которой поэт работал, будучи студентом - «Вечерние огни». В ней содержится переведенные произведения Горация.

Напечатано второе издание «Вечерние огни».

Выходят два тома автобиографического произведения «Мои воспоминания».

Четвертый и последний выпуск сочинений «Вечерние огни».

От сердечного приступа в Москве умирает Фет.

Афанасий Фет - великий поэт и мыслитель, переводчик и мемуарист. В его работах отражены чувства, которые вызывает окружающий мир, а сам автор постоянно пребывает в поисках гармонии. Несмотря на тонкую натуру, у него была цель, которую он успешно достиг упорным трудом. Фет - литератор, которого по праву можно называть примером для подражания, особенно если речь заходит об упорстве в достижении задуманного.

Настоящая фамилия Шеншин; 1820 – 1892. Отец Фета, Афанасий Шеншин, был богатым помещиком; мать - Каролина Шарлотта Фет, некоторое время была незаконной женой Шеншина. Он познакомился с ней во время лечения в Германии и привез в Россию (за границей у нее был муж и дочь). Афанасия записали на фамилию отца, но в 14 лет обнаружили юридическую незаконность = лишение привилегий потомственных дворян = берет фамилию Фет (теперь он «человек без имени» напишет он в книге «Мои воспоминания»).

Отец, по совету Жуковского, отдал мальчика в Пансион г-на Крюммера в Дерпте (по образу гимназии Гете). Фет знал латынь в идеале, греческий слабее. Три года там находится – чувствует, что он может писать. Позже - частный пансион М. П. Погодина в Москве для подготовки к поступлению в МГУ. Он скучал в университете; но постоянное вел желтую тетрадку – решил отдать ее декану Денисову – тот передал Гоголю – Гоголю оценил и сказал «это несомненное дарование». Поселился у Григорьевых; ободренный похвалами своих товарищей Фет решается издать свои поэтические опыты (его учил писать Иринарх Введенский – переводчик Диккенса). В 1840 г . появляется его первая книжка «Лирический пантеон», оценили Белинский и Некрасов. Увлекается Гете и Гейне.

40-50-ые гг. До конца 1840-х гг. стихотворения Фета появляются в «Москвитянине» и «Отечественных записках». В 1844 г. Фет окончил университет и, испытывая давний интерес к военной службе, поступил унтер-офицером в кирасирский полк. В 1846 г. его производят в корнеты, а в декабре 1851 г., - в штабс-ротмистры. В 1853 г. Фета с чином поручика переводят в лейб-гвардии уланский полк. Во время Крымской войны он находился в войсках, охранявших эстонское побережье, а в 1858 г. вышел в отставку штабс-ротмистром гвардии. Период военной службы был в жизни Фета эпохой расцвета его поэтического таланта . В 1850 и 1856 (за основу сборник -50х) гг. выходят два сборника его стихов . В это время проявляется черта поэзии Фета – улавливание неуловимого. Излюбленные мотивы Фета - любовь и природа. По замечанию Боткина, Фет улавливал не пластическую реальность предмета, а идеальное, мелодическое отражение его в нашем чувстве. Критики говорили о том, что Фет – представитель новой поэзии, отличной от Пушкина и Лермонтова, сравнивали с импрессионистами. В 50-ых Фет издает переводыиз Гете, Горация (ФЕТ – ПЕРВЫЙ В РОСИИ ПЕРЕВОДЧИК ГОРАЦИЯ = 4 КНИГИ), стихотворные переводы трагедий Шекспира «Юлий Цезарь» (1859) и «Антоний и Клеопатра» (1859).

60-70-ые. Перед отставкой, взяв отпуск, Фет совершает поездку за границу. («Очерки из-за границы» ; записки из Германии и Франции – исчезли). Там, в Париже Фет женился на М. П. Боткиной, сестре своего давнего друга и почитателя. В 1860 г. он купил в Мценском уезде хутор, где прожил 17 лет, лишь зимой ненадолго приезжая в Москву. В течение более десяти лет (1867 - 1877 ) поэт служил мировым судьей = «Записки мирового судьи». Институт суда только складывался в то время, мировой суд разбирал мелкие уголовные дела. Судьями могли стать те, кто удовлетворял 3 пунктам: 1. возрастной ценз - «не менее 25 лет от роду»; 2. образование высшее/или 3 года в профессии, где могли получить знания о судах; 3. имуществом ценою не ниже 15000 т.р. Тургенев был рад избранию друга, и подбил его на создания «записок мирового судьи». Книга не вышла, однако можно найти много «сюжетов» в письмах к друзьям.


Фет стал ярым агрономом и ничего слышать не хотел о литературе. Фет анализирует причины революции, одна из них, по его мнению, то, что люди отошли от с/х. Пишет в

1862 «Записки о вольнонаемном труде» (публ. в «Русском вестнике») – о том, как ему приходится заниматься именем. 17 глав (Осмотр имений; Покупка; Необходимое устройство; Осенние хлопоты; Приближение зимы; Зимняя деятельность и т.д). + статьи на социально-политические темы; -статьи о народном образовании и воспитании (Фет за то, чтобы в гимназиях изучали античную литру/за всестороннее развитие гуманитарных наук).

80-90-ые. Переводы: за 10 лет он переводит обе части «Фауста», два сочинения Шопенгауэра («Мир как воля и представление» и «О четверояком корне закона достаточного основания»), всего Горация, сатиры Ювенала и Персия, стихотворения Катулла, элегии Тибулла и Проперция, пятнадцать книг «Метаморфоз» Овидия, всю «Энеиду» Вергилия и эпиграммы Марциала. Кроме того, отдельными выпусками под общим заглавием «Вечерние огни» выходили его новые стихи.

3 тома «Мои воспоминания» и «Ранние годы в моей жизни» - все издавалось при его жизни.

Знать: дружили крепко с Тургеневым, но поругались = яркие страницы в литературе.


13.Творчество Тютчева

Федор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в орловском селе Овстуге в имении своего отца (дворянин). Сильное влияние в отроческие годы оказала на Т. Отечественная война = она зажгла в юноше пламенную любовь к родине, которую он переложил на свои стихи. В 13 лет – вольнослушатель МГУ; много переводит и пишет стихи . В 14 лет (1818) принят в Общество любителей русской словесности , в след. году печатает свои первые стихотворения и становится студентом словесного отделения МГУ,

После окончания, в 1822 году, Тютчев был причислен к русской дипломатической миссии в Мюнхене (в качестве внештатного атташе) и следующие 20 с лишним лет проходят в западноевропейских странах. Знакомится с Шеллингом, Гейне и женится на Элионоре Петерсон (3 дочери в браке, старшая – Анна – выходит замуж за Ивана Аксакова).

Пароход «Николай I», на котором семья Тютчева плывёт из Петербурга в Турин, терпит бедствие в Балтийском море – спастись Элеоноре и детям помогает плывший там же Тургенев. Элеонора все же умирает (1838) и в 1839 Тютчев вновь сочетается браком с Эрнестиной Дёрнберг. В 1839 году дипломатическая деятельность Т. прервалась, но он оставался за границей. Николай I поддерживал инициативы Т. в работе по созданию позитивного облика России на Западе. Статья «Письмо к г-ну доктору Кольбу» («Россия и Германия»; 1844). В Россию Тютчев возвращается в 1844 году.

Согласно Ю. Лотману творчество Тютчева (400 стихов) можно разделить на три периода:

1-й период - начальный, 1810-е - начало 1820-х годов, когда Тютчев создает свои юношеские стихи, архаичные по стилю и близкие к поэзии XVIII века. Слияние всего воедино: и любви, и философии, и природы. Поэзия Т. никогда не развивается в форме рассудочной, умозрительной мысли.

2-й период - вторая половина 1820-х - 1840-е годы, начиная со стихотворения «Проблеск», в творчестве Тютчева заметны уже черты его оригинальной поэтики. Это сплав русской одической поэзии XVIII века и традиции европейского романтизма. Темы любви и природы актуальны по-прежнему, но в них вплетается что-то тревожное. Это тревожное начало с разными акцентами и окраской выражается, в частности, в стихотворениях о странничестве.

3-й период - 1850-е - начало 1870-х годов. Этот период отделен от предыдущего десятилетием 1840-х годов, когда Тютчев почти не пишет стихов. В этот период создаются многочисленные политические стихотворения, стихотворения «на случай» и пронзительный «денисьевский цикл». Журнал «Современник».

Т. не заботился об издании своих сочинений. Первая большая группа его стихотворений была напечатана через посредство И. С. Гагарина в 1836-37 гг. в пушкинском «Современнике» - «Стихотворения, присланные из Германии». Вторая крупная публикация - в 1854 г. - была тоже связана с «Современником», подготовил И. С. Тургенев. Последнее прижизненное издание сборника - 1868 г.

Тема природы. Появляется она в 20-х гг. Стихотворение «Весна. Посвящается друзьям» («Любовь земли и прелесть года...», 1821 г.- С. 57-58) - традиционная условная поэтическая манера и очень светлые гармонические тона. «Вечер» («Как тихо веет над долиной...», 1829 г. - С. 73) - условность преодолена; очень лирическая, гармоническая зарисовка светлого вечера. К 1828 г. относятся «Весенняя гроза» («Люблю грозу в начале мая...» - С. 77), «Летний вечер» («Уж солнца раскаленный шар...» - С. 78-79) и др. Уже здесь присутствует характерное для Т. одухотворение природы, очеловечивание ее, а также для 20-х гг. - смелые, необыкновенные уподобления (солнце). Сюда же примыкает «Чародейкою Зимою...» (1852 г.; С. 185). Мотив дороги. Стихотворение «Странник» - дорога и совсем не метафорическая. В стихотворении заложена мысль о соединенности (Зевс - странник) и о единстве не однообразия, а разнообразия. Подвижный для странника, этот мир «недвижен» для Зевса. Но этот мир богат своим разнообразием, соединением всего: единство соединенного мира, где все его контрасты объединяются в одно целое.

Любовная лирика.

1824 год. Мюнхен. Увлечение баронессой Амалией Крюденер. Ей 16 лет, Т. - 24 года. («Я встретил вас...»). 1826 год. Т. женился по страстной любви на Эмилии-Элеоноре Петерсон, она простудилась и умерла. В 1848 г. Т. посвящает первой жене стихотворение: «Еще томлюсь тоской желаний, / Еще стремлюсь к тебе душой). И брак со второй женой. 1850 год. Т. встречает Елену Денисьеву. Этот роман - центральный в его сердечной жизни - длился 14 лет (у них были дочь и двое сыновей, выжил только сын Федор Федорович). Роман протекал в очень тяжелых условиях. Эрнестина (вторая жена Т.) вела себя великодушно, и не показала вида, что что-то знает. Стихотворения, посвященные Денисьевой, циклизуются вокруг двух дат: 1851-52 гг. (остракизм) и 1864 г. (смерть) и образуют в его творчестве лирический роман.

Т. умер 15 июля 1873 года, а еще в апреле, скованный предсмертной болезнью, он создал замечательное стихотворение "Бессонница". В 1868 году была издана вторая - и последняя - книга поэта.