Что было открыто в 1394 1460 год. Биография генриха мореплавателя

Понятие системы широко используется в науке, технике, в экономике когда говорят о некоторой упорядоченной совокупности любого содержания.

Система – это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений, а так же знаний о природе и обществе.

Определение системы, как объекта исследования, начинается с выделения входящих в нее элементов из внешней среды, с которой она взаимодействует.

Под элементом системы понимается простейшая неделимая часть системы. Элемент является пределом деления системы с точки зрения решаемой исследователем задачи. Система может быть разделена на элементы не сразу, а последовательным расчленением ее на подсистемы.

Элемент системы не способен к самостоятельному существованию и не может быть описан вне его функциональных характеристик. С точки зрения системы важно не то, из чего состоит элемент, а какова его функция в рамках системы. Элемент определяется как минимальная единица, способная к самостоятельному осуществлению некоторой функции.

Подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, способных выполнять относительно независимую функцию, направленную на достижение общей цели системы.

Элементы, образующие систему, находятся в определенных отношениях и связях между собой. Как целое, система противостоит среде, во взаимодействии с которой проявляются ее свойства. Функционирование системы во внешней среде и сохранение ее целостности возможно благодаря определенной упорядоченности ее элементов, описываемой понятием структуры.

Структура есть совокупность наиболее существенных связей между элементами системы, мало изменяющихся при ее функционировании и обеспечивающих существование системы и ее основных свойств. Понятие структуры отражает инвариантный аспект системы. Структура системы часто изображается в виде графа, в котором элементы представлены вершинами, а связи между ними дугами.

Возможность выделения для системы внешнего окружения и относительно независимых подсистем приводит к представлению об иерархичности систем. Иерархичность означает возможность представить каждую систему как подсистему или элемент системы более высокого уровня. В свою очередь, каждая подсистема может рассматриваться как самостоятельная система, для которой исходная система служит системой более высокого уровня. Этот взгляд приводит к представлению о мире, как о иерархической системе взаимно вложенных систем.

Основным свойством системы, выделяющим ее из простой совокупности элементов, является целостность. Целостность – это принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств ее элементов, а также невыводимость свойств системы из свойств ее элементов. Система есть нечто большее, чем сумма ее частей. Именно наличие этого свойства выделяет системы из произвольных совокупностей элементов как самостоятельный объект исследования.

2.2. Классификация систем

Классификацию систем можно проводить по различным признакам. В наиболее общем плане системы можно разделить на материальные и абстрактные.

Материальные системы представляют собой совокупность материальных объектов. Среди материальных систем можно выделит неживые системы (физические, химические, технические и т.п.), живые или биологические системы и системы, содержащие в своем составе как неживые, так и биологические элементы. Важное место среди материальных систем занимают социально-экономические системы, в которых связями между элементами являются общественные отношения людей в процессе производства.

Абстрактные системы – это продукты человеческого мышления: знания, теории, гипотезы и т.п.

В зависимости от изменения состояния системы во времени различают статические и динамические системы. В статических системах с течением времени состояние не изменяется, в динамических системах происходит изменение состояния в процессе функционирования.

По степени определенности состояния системы делятся на детерминированные и стохастические (вероятностные). В детерминированное системе состояние её элементов в любой момент времени полностью определяется их состоянием в предшествующие моменты времени. Поведение детерминированной системы всегда можно точно предсказать. Состояние стохастической системы можно предсказать только с некоторой вероятностью.

По способу взаимодействия системы с внешней средой различают замкнутые и открытые системы. Замкнутые системы не взаимодействуют с внешней средой, все процессы, кроме энергетических, замыкаются внутри системы. Открытые системы активно взаимодействуют с внешней средой, что позволяет им развиваться и усложнять свою структуру.

По степени сложности системы делятся на простые и сложные.

Под сложностью системы часто понимается количество ее элементов и связей между ними. Такое определение сложности не отражает качественных изменений, происходящих в поведении систем при их усложнении. Под сложной системой будем понимать систему, способную управлять своим поведением. Системы, не обладающие таким свойством, отнесем к простым. В соответствии с этим определением атом и солнечную систему следует отнести к простым системам. Любые технические системы, взятые сами по себе, вне зависимости от человека, также являются простыми. Действительно сложными системами, способными управлять своим поведением, являются человеко-машинные системы. В строгом смысле сложные системы появляются только с появлением жизни.

Среди сложных систем можно выделить системы, существенной особенностью которых является наличие разумной деятельности. Примерами таких систем являются экономическая система, любые виды социальных систем, эколого-экономическая система. Характерной особенностью таких систем является целенаправленность их поведения.

Под целенаправленностью понимается способность системы к выбору поведения в зависимости от внутренней цели. Для обозначения такого рода систем с высшим типом сложности в общей теории систем вводится понятие целеустремленной системы.

Целеустремленной системой называется система, осуществляющая целенаправленное поведение и способная к самосохранению и развитию посредством самоорганизации и самоуправления на основе переработки информации. Способность системы формировать цель своего поведения предполагает присутствие в ней человека, обладающего свободой выбора при принятии решений. Все социальные и экономические системы являются целеустремленными, поскольку в них присутствуют люди, ставящие перед собой определенные цели.

Целенаправленная система должна обладать следующими свойствами, позволяющими ей моделировать и прогнозировать свое поведение во внешней среде:

    воспринимать и распознавать внешнее воздействие, формирую образ внешней среды;

    обладать априорной информацией о среде, хранимой в виде ее образов;

    обладать информацией о самой себе и о своих свойствах, хранимой в виде морфологического и функционального образов, образующих информационное описание системы.

ТЕМА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

Основные принципы системного подхода

Моделирование социально-экономических процессов является сложной зада­чей. Сложность обусловлена разнообразием общественной жизни, в которой одинаково важны как общие, так и частные, и индивидуальные особенности поведения структурных образований. Чтобы создаваемая модель в наибольшей степени была согласована с реальной действительностью используется системный подход.

Системный анализ - научное направление, связанное с исследованием слабострук­турированных, сложных проблем междисциплинарного характера на основе систем­ного подхода и представления объекта исследования в виде системы.

Основные принципы системного подхода.

Принцип системности требует всестороннего, целостного подхода к исследуемому предмету задачи и процессу ее решения.

Принцип иерархичности требует многоуровневого подхода. К числу связанных с данным принципом проблем можно, например, отнести проблему «роли личности в исто­рии». Так, судьба целого народа или государства, или отдельной организации иногда зависит от одного единственного поступка одного единственного человека.

Принцип интегральности требует подхода к исследуемому объекту с точки зрения отражения общих интегральных его свойств, оказывающих на него существенное влияние. Он базируется на фундаментальном свойстве систем: свойства системы не есть простая сумма свойств составляющих ее частей.

Принцип физической содержательности запрещает использование модельных представлений, элементы которых не имеют физически содержательного объяснения.

Принцип формализма требует использования формальных моделей, позволяющих получить конструктивные результаты и сде­лать необходимые позитивные выводы.

Принцип эмпирической согласованности требует, чтобы в пределах области своей применимости используемые модели не противоречили эмпирическим данным.

Пример. В качестве примера использования принципов систематики можно привести фрагмент видов ресурсов власти, отражающей их многоаспектность.

Виды ресурсов власти:

Экономические (финансы, налоги, патронат, собственность и др.).

Технологические (организационный ресурс, технологии управления, опыт и др.).

Физические (минеральные ресурсы, энергетические ресурсы, физические явления и др.).

Биологические (продовольствие, демографические ресурсы, экология и др.).

Психологические (имидж, ментальность, психологические чувства и др.).

Социально-политические (права, насилие, социально-политические идеи, общественные блага и др.).

Информационные (духовность, культура, знания, информация и др.).

Данная схема с системной точки зрения является достаточно полной. Она охватывает не только традиционные виды ресурсов власти, но и ряд таких, которые обычно мало кем осознаются в полной мере. К числу подобных ресурсов можно отнести некоторые ресурсы физической сферы.

Например, физические явления. Данные явления (метеорологические, климатические, геофизические и даже космические) во многих случаях могут быть использованы в интересах власти (в интересах ее укрепления и расширения). Так в интересах правящей политической группировки назначается дата выборов. Как правило, при этом учитывается не только экономическая и социально-политическая ситуация, но и время года и ожидаемая погода. И в этом смысле жаркую, сухую или прохладную, дождливую погоду следует рассматривать как соответствующий ресурс, с помощью которого можно повлиять на социальный состав участников голосования, а в некоторых случаях и на их предпочтения. Так в романе Пруса «Фараон» описывается ситуация, когда египетские жрецы в интересах борьбы за сохранение своей власти воспользовались солнечным затмением и своим знанием о моменте его наступления.

Основные понятия и отношения

Структура отражает наиболее существенные и устойчивые связи и отношения между элементами, принадлежа­щими изучаемому объекту. К числу наиболее важных структурных образований относятся те, которые проявляют себя как некоторые целостные объекты. Такие структурные образования называются системами.

Система - есть совокупность элементов (подсистем) и связей между ними, обла­дающая свойствами целостности, целесообразности и открытости.

Со структурной точки зрения реальная система есть неразрывная совокупность че­тырех взаимосвязанных, взаимозависимых фундаментальных систем: структур (элементы, связи, структуры, законы организации), процессов (процессы, факторы, состояния, законы изменения), ценностей (ценности, принципы, цели, законы пре­вращений) и знаний (язык, память, информация, законы интерпретации).

Подсистема - часть системы, выступающая по отношению ко всей остальной части системы как некоторое целостное структурное образование, обладающее признаками системы.

Типичными подсистемами, например, являются: органы кровообращения, дыхания и пищеварения животного; министерство эконо­мики в общей системе исполнительной власти.

Элемент - наименьшая часть системы, внутренняя структура которой не проявля­ется во взаимодействии с системой-наблюдателем в течение некоторого заданного отрезка времени или не учитывается при решении поставленной задачи анализа или синтеза. Так элементами общества являются его граждане;

Часть внешнего мира, непосредственно взаимодействующая с системой или оказывающая на нее существенное влияние, называется внешней средой.

Поэтому при анализе экономической или политической ситуации внутри какого-либо государственного образования необходимо выйти за его пределы и проанализировать экономические и социально-политические ситуации в системах внешнего окружения с целью учета их влияния на состояние рассматриваемого объекта. Любая реально существующая система отделена от внешней среды некоторой границей. Граница является особой функциональной подсистемой (кожа человека, службы охраны государственной границы и т. п.). Наличие границы есть одно из необходимых условий существования системы.

Связи выражают активные отношения, существующие между структурными образованиями.

Связи можно охарактеризовать направлением, силой, характером. По первому признаку связи делятся на направленные и ненаправленные. По второму - на сильные и слабые. По характеру различают связи подчинения, связи порождения, равноправые связи, связи управления, обратные связи. Связи в конкретных системах могут быть одновременно охарактеризованы несколькими признаками. Обратная связь является основой саморегулирования, развития систем, приспособления их к изменяющимся условиям существования. В исследованиях выделяются внутренние и внешние связи. Внешние связи системы - это ее связи со средой. Они проявляются в виде характерных свойств системы.

Цель - ситуация или область ситуаций, которая должна быть достигнута при функционировании системы за определенный промежуток времени. Система может быть представлена простым перечислением элементов или «черным ящиком» (моделью «вход - выход»). Однако чаще всего при исследовании объекта такого представления недостаточно. В этих случаях систему отображают путем разбиения на подсистемы, элементы с взаимосвязями, которые могут носить различный характер и вводят понятие структуры. Структура отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение основных частей системы, ее устройство (строение),

Состояние системы - это множество значений характеристик системы в данный момент времени. Если система способна переходить из одного состояния в другое; говорят, что она обладает поведением.

Равновесие определяется как способность системы при отсутствии внешних возму­щающих воздействий (или при постоянных воздействиях) сохранять свое состояние сколь угодно долго. Это состояние называют состоянием равновесия.

Под устойчивостью понимают способность системы возвращаться в состояние рав­новесия после того, как она была из этого состояния выведена под влиянием внеш­них (или в системах с активными элементами - внутренних) возмущающих воздей­ствий. Состояние равновесия, в которое система способна возвращаться называют устойчивым состоянием равновесия. В сложных системах возможны неустойчивые состояния равновесия.

Процессом - называется совокупность состояний системы, упорядоченных по изменению какого-либо параметра, определяющего свойства системы. Эффективность процесса - степень его приспособленности к достижению цели.

Основные свойства систем

Интегративными называются свойства, присущие системе в целом и не присущие ни одному из ее элементов в отдельности. Так, государство не является простой суммой своих регионов.

Пример. Индивидуальным интегративным свойством самолета как технологической системы является его способность со­вершать управляемый полет. При этом ни одна из его частей сама по себе, включая и членов экипажа, этой способностью не обладает.

Задание 1.1. Приведите примеры проявления свойства интегративности в экономической и политической сфе­рах, а также в области человеческих отношений.

Целостность - способность системы проявлять себя во взаимодействии с внешним миром как единое целое.

Это свойство содержит два аспекта:

Свойства системы не являются простой суммой свойств составляющих ее элементов;

Свойства системы зависят от свойств составляющих ее элементов.

Объединенные в систе­му элементы могут утрачивать часть своих свойств, присущих им вне систе­мы, т. е. система как бы подавляет ряд свойств элементов. С другой стороны, элементы, попав в систему, могут приобрести новые свойства.

Связность заключается в наличии устойчивых и относительно мощных связей меж­ду структурными компонентами системы.

Временная согласованность существования элементов системы устанавливается посредством взаимодействий, обеспечивающих определенный порядок внутренней жизни системы, как в ситуационном, так и информационном, и в ценностном про­странствах.

Примеры. Взаимодействия членов некоторого сообщества в экономической сфере приводят к некоторому закону распределения населения по доходам. Харак­терным примером этой ситуации являются ситуации монополизирующего сго­вора нескольких производителей, работающих на один общий рынок.

Открытость - свойство взаимосвязи и взаимосогласованности системы и ее внеш­него окружения, проявляющееся в коммуникативности и расплывчатости. Откры­тость - это взаимопроникновение и взаимовлияние (взаимозависимость) системы и окружения. Открытость, с одной стороны, есть необходимое условие существования системы, а с другой - одна из основных причин ее изменения.

Коммуникативность представляет собой свойство системы, заключающееся в на­личии между системой и внешней средой множества связей (коммуникаций).

Пример. Различные государства могут быть связаны между собой линиями воздушного, железнодорожного, автомо­бильного и т. д. сообщения. Между ними осуществляются культурные, научные и другие виды обмена.

Расплывчатость есть свойство взаимопринадлежности, взаимного родства реаль­ных систем, свойство проявления в них единого целого. Расплывчатость системы порождает определенное противоречие во взаимодействии ее с внешним миром. Благодаря этому свойству система в какой-то степени входит в состав своего окружения и, взаимодействуя с ним, взаимодействует сама с собой.

Система обладает рядом свойств.

Свойства системы - это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • · система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации - законе самосохранения);
  • · система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • · в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности - это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности - одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности - одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь

Рисунок 1.- Схема функционирования системы

Итак, состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.

Характеристика -- то, что отражает некоторое свойство системы.

Какие свойства систем известны.

Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge -- возникать, появляться) .

  • 1. Эмерджентность -- степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
  • 2. Эмерджентность -- свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.

Эмерджентность -- принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.

Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

Целостность и эмерджентность -- интегративные свойства системы.

Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

Организованность -- сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

Функциональность -- это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

Структурность -- это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

Важным свойством системы является наличие поведения -- действия, изменений, функционирования и т.д.

Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.

Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением. В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.

Поведение каждой системы объясняется структурой систем низшего порядка, из которых состоит данная система, и наличием признаков равновесия (гомеостаза). В соответствии с признаком равновесия система имеет определенное состояние (состояния), которое являются для нее предпочтительным. Поэтому поведение систем описывается в терминах восстановления этих состояний, когда они нарушаются в результате изменения окружающей среды.

Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).

Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития, под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов «развитие» и «движение» позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае -- системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности. Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития -- это блуждание в потемках.

Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия. Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.

Надежность -- свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть -- как активное подавление вредных качеств.

Адаптируемость -- свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации. Можно выделить два аспекта взаимодействия:

  • · во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);
  • · среда обычно является источником неопределенности для систем.

Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).

Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антогонистическую по отношению к исследуемой системе.

Всего выделяют 30 свойств систем, которые предлагается подразделять на четыре группы:

  • 1) свойства, характеризующие сущность и сложность систем;
  • 2)свойства, характеризующие связь системы с внешней средой;
  • 3)свойства, характеризующие методологию целеполагания системы;
  • 4)свойства, характеризующие параметры функционирования и развития системы.

Под системой же следует понимать определенную целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в функционирование целого. Следовательно, главной задачей руководителя является необходимость видеть организацию в целом, в единстве составляющих ее частей, которые прямо и косвенно взаимодействуют друг с другом, и с внешним миром. Он должен учитывать, что любое, даже частное управленческое воздействие на какой-либо компонент организации обязательно приводит к многочисленным, а часто непредсказуемым последствиям. Их-то и необходимо учитывать в управлении; для этого надо знать, каковы те основные законы, по которым строятся системы.

Исследование сущности управления следует начинать, как отмечает В. А. Елисеев, с определения его компонентов и взаимосвязей между ними и внешней средой, различия управления функционированием системы в заданных условиях и управления развитием системы. Цель управления в первом случае -- ликвидация внутренних и внешних возмущений без изменения выходных параметров системы, а во втором -- перемена входных и выходных параметров в соответствии с изменениями внешней среды.

Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит, прежде всего, от количества изменений в системе и ее окружения. Все изменения имеют определенные закономерности или носят случайный характер.

В. А. Елисеев сущность управления рассматривает как совокупность следующих понятий: организация управления, процесс управления и информация.

Об организации управления можно говорить только в том случае, когда выделены цель и объект управления. Поэтому эффектность организации управления в значительной степени зависит от четкости формулирования целей управления.

Существовавшие до этого подхода школы делали главный акцент на прогрессе управления как таковом. Системный же подход показал, что не меньшей, если не большей, сложностью обладает сам объект управления. Не только управление, но и то, что управляется, имеет свою логику, свои законы и они системны по своей природе. Следовательно, эффективное управление обязательно должно учитывать и их, а для этого -- знать и уметь их использовать.

Портрет инфанта Энрике

Чей это, боже мой, портрет?
И. И. Дмитриев. Надпись к портрету (1803)

И сей портрет не будет верно ваш!
А. А. Дельвиг. К Е.А. Кильштетовой (1818)

Когда мы читали «Хронику» Гомиша Ианиша ди Зурара, положившую начало истории каравелл эпохи Великих географических открытий, мы привели портрет вдохновителя и организатора (не к ночи будет сказано) пионерских исследований моря-океана (Mare incognitum ) португальского инфанта Генриха Мореплавателя. Этот портрет был приложен к так называемому парижскому экземпляру сочинения Зурара без уточнения, кто на нем изображен. Посчитали очевидным, что других вариантов, кроме как принять его за портрет инфанта, быть не может: ведь Генрих был фактически главным героем «Хроники».

Хроника впервые вышла в свет в 1453 году, портрет, как полагают искусствоведы, мог быть исполнен позже (он вставлен в качестве фронтисписа в экземляр хроники, хранящийся в Национальной библиотеке в Париже.)

На протяжении многих лет не возникало сомнений в том, что это действительно портрет португальского инфанта Энрике. Более того, версия эта, казалось, получила весомое подтверждение, когда в восьмидесятых годах XIX века в монастыре Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне был обнаружен полиптих, посвященный покровителю португальской столицы Святому Викентию Сарагосскому (в настоящее время полиптих хранится в Национальном музее старинного искусства (Museu Nacional de Arte Antiga ) в Лиссабоне).


Авторство произведения установили быстро. Все шесть панелей полиптиха были исполнены, как полагают, одним из первых португальских художников Нуну Гонсалвишем (Nuno Gonçalves ). Даты его жизни точно не известны, считается, что он работал между 1450 и 1471 годами.

На третьей слева панели полиптиха, которую называют «Панель принцев», изображен человек, очень похожий на портрет из «Хроники» Зурара.

Имеется соблазн считать вновь обретенный образ человека, похожего на Генриха Мореплавателя, каноническим изображением инфанта. Перед этим соблазном не устояли целые поколения историков, так или иначе касавшихся в своих работах деяний португальского принца. Образы из «Хроники» и с «панели принцев» были растиражированы невообразимо

Но настоящие исследователи тем и отличаются от поверхностных дилетантов (к коим я отношу и себя), что их всегда гложет червь сомнения. Эти исследователи поставили перед собой несколько простых вопросов. Что за события изображены на панелях из монастыря Св. Винсента.? Кто те шестьдесят персонажей, которые здесь присутствуют? Каково значение многочисленных символов, показанных здесь и там на панелях? Кто был заказчиком этой работы?

Окончательных ответов на эти вопросы не получено до сих пор. Однако есть консенсус по некоторым из них. Большинство ученых сходятся на том, что на панелях изображено несколько социальных групп португальского общества XV века. И что на них присутствуют дети короля Португалии Жуана I. Правда, не удается понять, who из них who.

Нас, конечно же, сразу привлекает «Панель принцев». Человек в черном, с небольшими усами, в черном круглом шапероне на голове удивительно напоминает известные изображения Генриха Мореплавателя (мы используем здесь это известное имя, которое дано было принцу Энрике в XIX веке немецкими историками Heinrich Schaefer и Gustav de Veer и в дальнейшем было закреплено трудами английских биографов инфанта Генри Майжора (1868) и Раймонда Бизли (1895). У португальцев инфанта обычно называют Infante D. Henrique ) Но мы должны отдавать себе отчет, что достоверных портретов инфанта не сохранилось. Ни одного. Портрет из «Хроники» Зурара не подписан. Единственный признак, который может свидетельствовать о том, что этот портрет имеет отношение к Генриху – приведенный под портретом девиз: talent de bien faire на фоне двух пирамид, который уверенно считают девизом инфанта Энрике.

О девизе этом мы еще поговорим дальше, а сейчас вернемся к портрету. Мы должны учитывать, что основная, решающая часть первых походов вдоль западного берега Африки была совершена при правлении короля Португалии Дуарте I. Поэтому была выдвинута гипотеза, что в «Хронике» Зурара помещен портрет именно короля, а не его брата Энрике. Подобная практика изображать монархов в хрониках той поры была вполне естественна.

Если мы примем эту альтернативную точку зрения, то легче будет расшифровать изображение на «Панели принцев»: на ней изображены только коронованные особы, и это не «панель принцев», а «панель королей». При этой версии человек в черном шапероне – это король Дуарте, симметрично которому находится изображение его жены - королевы Элеоноры Арагонской. Под ними изображены на коленях их сын, король Португалии Афонсу V и его супруга, королева Изабелла Коимбрская. Ребенок же на изображении – это будущий король Жуан II. Такая интерпретация значительно проще, чем в случае, если считать человека в черном принцем Энрике. Приняв последний вариант, мы не сможем установить, что за дама расположена в левой части панели. Принц Энрике был, как известно, холост. Если дама – это его мать Филиппа, то почему отсутствует здесь ее супруг, король Жуан I? Если сестра Изабелла, герцогиня Бургундская, то почему она вообще находится здесь, тем более без своего супруга. И почему эта странная пара помещена над изображениями короля и королевы и где тогда искать родителей царственной пары? Все вконец запутано, не сравнить с предыдущей гипотезой, предполагающей присутствие на панели лишь коронованных особ.

Но если человек в черном – это не принц Энрике, то где же он? Обратимся к пятой панели полиптиха – «Панели рыцарей».

Приведем также ее фрагмент, с лучшей цветопередачей. А цвет, как мы увидим позже, имеет значение.

Согласно альтернативной интерпретации изображений на полиптихе, которая отрицает присутствие инфанта Энрике на «Панели принцев», инфант находится именно на «Панели рыцарей», в группе четырех младших братьев короля Португалии Дуарте.

Человек в зеленой одежде справа – это младший брат короля инфант Педру (герцог Коимбра, регент короля Афонсу V). На нем мы видим цепь ордена Подвязки, кавалером которого Педру был.

Слева, в красных одеждах, инфант Жуан (констебль Португалии, магистр Ордена Сантьяго). Манера держать меч за лезвие, которую мы видим здесь, была характерна для изображений кавалеров этого ордена.

В верхней части четырехфигурной композиции изображен человек в черных одеждах и шлеме – инфант Фернандо, великий магистр Ависского ордена. В 1437 году он участвовал вместе с братьями в походе в Северную Африку и попал в плен. Мусульмане предложили освободить его в обмен на возвращение им Сеуты, однако и сам принц, и его старший брат инфант Энрике не пошли на эту сделку. Фернандо оставался пленником до своей смерти в 1443 году, впоследствии был объявлен Святым.

В нижней части композиции находится человек в фиолетовой одежде. В рассматриваемой версии это и есть инфант Энрике, Генрих Мореплаватель. Он стоит на коленях, на шее – символ ордена Христа,великим магистром которого Энрике был. Лицо этого седовласого уже человека сильно отличается от всех его изображений в исторической литературе. И его поза, и небрежности в одежде подчеркивают стремление художника унизить свою модель.

Чем Генрих Мореплаватель мог заслужить такое к себе отношение?

Можно предположить, что поводом стало его присоединение к выступлению Альфонса I, герцога Браганса (Афонсу Португальского, внебрачного сына короля Жуана I) против регента Педру, единокровного брата Энрике. Поэтому и изображен Энрике на коленях, словно просит прощения у своего убитого в этой междоусобице брата. Символ ордена Христа на груди поврежден

Ремень портупеи расстегнут

Дырки на ремне расположены в каком-то странном беспорядке.

Навершие эфеса меча закручено относительно плоскости, в которой находится гарда, лезвие выглядит тупым и неухоженным (при том что лезвия у оружия его братьев сияют). Кисть темляка из черных спутанных нитей, тогда как кисти на оружии братьев Энрике – из золотых и серебряных шнуров.

Можно привести еще много других деталей, унижающих инфанта, делающих из него персонажа, вымаливающего прощения у семьи. Приведем еще лишь один символ, который должен подчеркнуть положение Энрике. Цвет одежды принцев на этой панели играет в этом основную роль. Он подчинен значению литургических цветов в обряде католической церкви. Черный цвет у Фернандо – цвет траура и скорби, зеленый у Педру – цвет обыденной службы, красный у Жуана – пассионарности и жертвенности, фиолетовый у Энрике – цвет покаяния и смирения.

Не знаю, какому из вариантов портрета Генриха Мореплавателя отдать предпочтение, но, думаю, знать интересно оба.

(При написании этого поста были использованы статьи из английской и португальской Википедии а также материалы сайта PAINÉIS DE S. VICENTE DE FORA)

(1394-1460), правильно Энрики (Dom Enrique o Navigator) , португальский принц, прозванный Мореплавателем. В течение 40 лет он снаряжал и посылал многочисленные морские экспедиции для обследования атлантических берегов Африки, создав предпосылки для формирования мощной колониальной империи Португалии. Родился 4 марта 1394 в Порту. Третий сын короля Жоана I (основателя Ависской династии) и его жены Филиппы Ланкастерской (дочери Джона Гонта).

В 1415 принц Генрих вместе с отцом принял участие в военном походе, в результате которого была взята крепость мавров Сеута, расположенная на африканском побережье Гибралтара. Там он узнал о том, что груженные золотом караваны, следовавшие из долины реки Нигер, пересекали Сахару, но решил, что к золотоносным землям Гвинеи Португалия должна искать морские пути. Таким образом было положено начало (с 1416) длительной и хорошо организованной кампании морских экспедиций. Корабли продвигались вдоль африканского континента и возвращались в Португалию, используя широкий пояс попутных ветров и прибрежные течения. Одним из результатов данных экспедиций было открытие Мадейры (1418-1419) и Азорских о-вов (1427-1431). Остров Мадейра, расположенный в 900 км к юго-западу от Португалии, стал первой португальской колонией. На его землях начали выращивать сахарный тростник и развели виноградники. Исследование Африки само по себе таило большие трудности, например, мыс Бохадор на юге Канарских островов представлял огромную опасность для мореплавания. Но южный путь к тропическим землям Африки был наконец открыт - в 1434 Жиль Ианиш обогнул мыс. Сильное влияние на Генриха оказал его брат принц Педру, второй сын короля. В 1418-1428 он посетил многие королевские дворы Европы. Позже Педру прибыл в Венецию, где с интересом наблюдал за торговлей венецианцев с восточными странами и где ему подарали рукопись Книги Марко Поло. Ознакомившись с рукописью, Генрих предложил капитанам своих судов собирать сведения о морском пути в Индию, а также об африканской христианской стране Эфиопии. Он надеялся достичь этой земли, обойдя мусульманские страны с юго-востока. В этом его поддерживал и брат Педру. После второго похода в Сеуту (1418) Генрих установил свою резиденцию в Алгарви, самой южной провинции Португалии, где располагалась надежная бухта Лагуш. В 1443 Генрих получил в свое распоряжение Сагриш, юго-западный пункт Португалии у мыса Сан-Висенти, или, как его тогда называли, "Священного мыса". Там на средства португальского духовно-рыцарского ордена Христа, главой которого он являлся, принц основал обсерваторию и мореходную школу. Названная Вилла-до-Инфанте, она стала центром притяжения для видных ученых, картографов и астрономов того времени. Жизнь Генриха представляла собой цепь личных трагедий. В 1437 вместе с младшим братом Фердинандом он участвовал в неудачной экспедиции в Танжер; Фердинанд был взят в плен маврами и заключен в темницу, где и умер, поскольку Генриху не удалось его выкупить. После этого в 1438 умер его старший брат король Дуарти. Средний брат Педру стал регентом, но, начав борьбу с претендентом на трон Альфонсом V, был убит при Альфарробейре в 1449. Все эти события привели к тому, что экспедиции организовывались Генрихом спорадически, а в их расписании появились продолжительные интервалы. Тем не менее в 1444 капитаны Генриха открыли реку Сенегал, через два года они достигли реки Геба в Сьерра-Леоне. Южнее этой точки при жизни Генриха португальцы продвинуться не смогли. В 1455 и 1456 венецианец Альвизе да Кадамосто, наиболее известный из шкиперов Генриха, прошел вверх по течению реки Гамбии, протекающей в Гамбии, а в следующем году открыл побережье островов Зеленого Мыса. В это время началась массовая торговля африканскими рабами, центр которой располагался в Аргене, недалеко от мыса Кабо-Бланко. Генрих поощрял работорговлю, а акт крещения рабов считал способом спасения их душ. Экспедиции принца стали приносить доход и в глазах португальских дворян и купцов Генрих превратился в национального героя. Последние годы Генрих провел почти в полном уединении в Сагрише, окруженный лишь членами своего "университета", хотя в 1458 он сопровождал удачную экспедицию в Танжер и южнее в Аркилу. Затем он вернулся в Сагриш на "Священный мыс", где умер 13 ноября 1460.
ЛИТЕРАТУРА
Мельникова Е.А. Образ мира. Географические представления в Западной и Северной Европе. М., 1998

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ГЕНРИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЬ" в других словарях:

    Henrique … Википедия

    - (1394 1460 гг.) португальский принц, организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки (за что в 19 в. получил прозвище Мореплаватель, хотя сам не плавал). Генрих Мореплаватель на средства Ордена… … Исторический словарь

    - (Dom Henrique o Navegador) (1394 1460) португальский принц (сын Жуана I), организатор морских экспедиций к северо западным берегам Африки, положивших начало португальской экспансии на этот материк. По инициативе Генриха Мореплавателя начался… … Большой Энциклопедический словарь

    Генрих Мореплаватель - (Henry the Navigator) (1394 1460), португ. принц, третий сын короля Португалии Жуана I и внук Джона Гонта. Сам он не участвовал в экспедициях, связанных с великими географическими открытиями, но покровительствовал мн. португ. мореплавателям,… … Всемирная история

    - (Dom Henrique o Navegador) (1394 1460), португальский принц (сын Жуана I), организатор морских экспедиций к северо западным берегам Африки, положивших начало португальской экспансии на этот материк. По инициативе Генриха Мореплавателя начался… … Энциклопедический словарь

    Энрике (Dom Hen rique o Navegador) (1394–1460), португальский принц – сын короля Жуана I Ависского, глава (магистр) христианского ордена, организатор многочисленных морских экспедиций по обследованию западного побережья Африки и части Атлантики.… … Географическая энциклопедия

    Генрих Мореплаватель - () португальский принц, организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки (. получил прозвище Мореплаватель, хотя сам не плавал). Генрих Мореплаватель на средства Ордена Христа (.) основал в… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Dom Henrique о Navegador) (4.3.1394, Порту, 13.11.1460, Сагриш), португальский принц, организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки (за что в 19 в. получил прозвище «Мореплаватель»,… … Большая советская энциклопедия

    Генрих Мореплаватель - ГЕ/НРИХ МОРЕПЛА/ВАТЕЛЬ, Дон Энрикес (1394 1460) португальский принц, учёный, организатор морских экспедиций к островам в Центральной Атлантике и к берегам Африки. За свою организаторскую деятельность получил прозвище Мореплаватель, хотя сам не… … Морской биографический словарь

    Генрих Мореплаватель - (Dom Henrique o Navegador) (1394—1460), португальский принц, организатор морских экспедиций к островам центральной части Атлантического океана и берегам Африки (за что в XIX в. получил прозвище Мореплаватель, хотя сам не плавал). Г. М. на… … Энциклопедический справочник «Африка»

Книги

  • Московия при Иване Грозном глазами иноземцев , . В книгу включены описания Московии, сделанные иностранцами, которые во время правления Ивана Грозного разными путями оказались на русской земле. Одни из них прибыли по собственной воле - в…