Виды собраний в древнем риме. Народное собрание

Рассмотрим виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима .

Виды народных собраний Древнего Рима

В период республики существовало несколько видов народных собраний :

- куриатные комиции (COMITLA CURIATA), которые появились при первобытнообщинном строе. По итогам реформы Сервия Туллия они потеряли политическое значение;

- центуриатные комиции (COMITIA CENTURIATA) представляют собой важнейший вид народных собраний, которые появились в результате реформы Сервия Туллия. Данное собрание выбирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции принимало законы, рассматривали жалобы лиц, приговорённых к смертной казни или крупному штрафу;

- трибутные комиции (COMITLA TRIBUTA). Выделялись общенародные собрания трибы, в котором принимали участие патриции, плебеи и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания назывались популисцитами , во втором - плебисцитами .

Правомочия народных собраний Древнего Рима

Народные собрания издавали постановления различного вида и характера. Уже в XII Таблицах присутствовало постановление, согласно которому любое решение народного собрания должно обладать силой закона.

Магистрат , до формального внесения законопроекта в народное собрание , оценивал общественное мнение посредством предварительного опроса на частных неофициальных собраниях, которые он организовывал. Уяснив отношение граждан к законопроекту, магистрат вносил его в комиции . К данному моменту проект закона уже был обнародован, как правило, на деревянной доске в публичном месте.

В собрании магистрат озвучивал положения законопроекта. После этого он спрашивал, принимает ли его собрание. Оно после рассмотрения и обсуждения проекта принимало его со словами: «UTI ROGAS», то есть «Как ты просишь!» либо отклоняло со словами «ANTIQUO», то есть «Пусть будет по-прежнему!». На начальном этапе голосование имело устный вид, а впоследствии при помощи начертания двух букв на табличках. Затем решение собрания передавалось на рассмотрение сената, который и давал ему свой авторитет.

Если закон принимался, то его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся для всеобщего обозрения на площади. В тексте присутствовало указание на имя автора закона, а в его конце указывалась санкция, то есть последствия возможного нарушения.

Роль народных собраний Древнего Рима

До середины третьего века до нашей эры Рим представлял собой аристократическую республику , в котором важнейшую роль играл сенат . Однако по мере усиления влияния новой знати (всадников ) происходит некоторая демократизация государственного строя, которая выражается в изменении соотношения сил между сенатом и народным собранием . Отмечается тенденция к расширению компетенции и роли народного собрания путем сокращения правомочий сената.

В течение 241-222 гг. до нашей эры народное собрание проходит процесс реформирования. В рамках изменения Конституция Сервия Туллия претерпевает изменениям в том, что число центурий со 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс определенное количество (23) добавочных центурий. Таким образом, первый разряд лишается своего большинства.

Рим с колониями и союзниками подразделялся на 35 округов или территориальных триб. Они были обязаны предоставлять определенное количество центурий в войско. С этого момента численный перевес в центуриатных комициях приобрели средние имущественные классы . Подобные события происходили на фоне противоборства между нобилитетом и так называемым «всадничеством ».

Народные собрания были важным институтом власти в Древнем Риме. По ходу развития его государственности они принимали разные формы. Их называли комициями. Такие собрания принимали первостепенные государственные решения, касавшиеся внутренней и внешней политики. Кроме того, комиции были местом, где кипели страсти между разными боровшимися друг с другом сословиями.

Понятие комиций

Согласно лексическому значению слова, комиции в Древнем Риме - это народные собрания. Государственные законы гласили, что так назывались те мероприятия, которые получали легальный статус. То есть они противопоставлялись стихийным сходкам населения.

Комиции в Древнем Риме - это собрания, которые организовывались магистратом, чтобы поставить на голосование какой-нибудь общественно важный вопрос. В этом смысле данное античное явление очень похоже на славянское вече. Впрочем, такое определение охватывает далеко не все виды комиций (всего их было три). Власти могли организовать народное собрание еще и для того, чтобы просто объявить о том или ином своем решении.

Появление комиций

Прослеживая историю античной государственности, можно определить, что комиции в Древнем Риме - это в первую очередь институт, возникший при родовом строе. Эта особенность крайне важна, так как она объясняет полномочия и структуру собрания. Первыми появились куриатные комиции, название которых происходило от слова «курия». На эти административные части с самых древних времен делились все римляне. Основой такого ранжирования была принадлежность к тому или иному роду.

До VI века до н. э. куриатные комиции были единственными в Риме. Устоявшийся порядок изменил царь Сервий Туллий. До его реформы право голоса в комициях принадлежало только патрициям - представителям самых знатных и влиятельных родов города. Связано это было с традициями. В латинском языке слово «народ» означало совокупность людей с гражданством - то есть почти всегда влиятельных патрициев.

Первые народные собрание

Комиции, на которые приглашались члены курий, мог созвать только правитель Древнего Рима. В случае если он отсутствовал в столице, а власти было необходимо узнать мнение патрициев, эта функция переходила к префекту. Помимо представителей знатных родов, в тогдашнем Риме существовало другое важное сословие. Это были клиенты - свободные граждане, которые добровольно переходили под покровительство своего патрона, таким образом, оказываясь в зависимости от него. Эти жители города не имели права голоса на комициях, но они могли посещать их в качестве зрителей.

Народные собрания царского периода обладали важной функцией избрания нового правителя. Когда монарх умирал, избирался интеррекс - чрезвычайная магистратура. Делалось это с помощью жребия среди самых знатных граждан. Интеррекс, в свою очередь, созывал комиции в Древнем Риме. полномочий должно было произойти не позже, чем через пять дней после смерти царя. Наконец, народное собрание определяло, кому суждено было стать следующим правителем.

Куриатные выборы

Самые первые комиции в Риме собирали голоса только от курий, а не персонально от граждан. Каждый род должен был определиться со своим выбором после внутренней дискуссии. У курии был один голос (всего в Риме было 30 курий). Новость о созыве комиций разносилась по городу глашатаями или ликторами - государственными чиновниками, исполняющими важные распоряжения магистрата. Так как не существовало никакого регламента, который мог бы хоть как-то определить ход всеобщего голосования, использовался классический жребий. С помощью него согласовывалась очередь, по которой высказывались курии.

Важно подчеркнуть, что тогдашние комиции не имели права предложить какую-либо собственную инициативу. Они могли только принимать или отклонять предложения власти. В ведении народа, согласно такой системе, было решение об избрании царей и магистратов, принятии новых законов, объявлении мира или войны, а также смертной казни для граждан Рима. В случае с определением нового правителя кандидатуры подбирались интеррексом. Курии таким же образом выбирали жрецов (фламинов). То есть комиции - это еще и инструмент регулирования религиозной жизни римского общества.

Голосование центурий

Царь Сервий Туллий решил избавиться от прежних законодательных порядков. Он отказался от куриатных и создал новые - центуриатные - комиции, главной единицей в которых стали центурии - военные подразделения в Впервые право голоса получили плебеи - обычные граждане того Они были уравнены с патрициями. Для того чтобы проголосовать, мужчина должен был соответствовать двум требованиям. Во-первых, выборщиком мог стать только тот, кто умел обращаться с оружием. Во-вторых, выходцы из плебса должны были по своему благосостоянию соответствовать рамкам, заданным специальным имущественным цензом.

Таким образом, центуриатные комиции, основанные Сервием Туллием в VI веке до н. э., смогли объединить разрозненные части древнеримского общества и сгладить противоречия между ними. Всего в столице в разное время было почти 200 центурий. Каждое воинское подразделение голосовало по очереди. Когда в одном «лагере» набиралось больше половины центурий, вопрос снимался с голосования и принималось соответствующее решение.

Функции центуриатных комиций

Так как центуриатные комиции - это в первую очередь собрания по военному признаку, их созывали в специальном районе, где проводились армейские учения и упражнения по гимнастике. Это было знаменитое Знаком о созыве собрания служило развевающееся на Капитолии боевое красное знамя. Центуриатные комиции были крайне важным органом. Именно они принимали большинство римских законов. Это народное собрание согласовывало, объявлять ли мир и войну своим соседям. Кроме того, на нем рассматривались судебные дела граждан, обвиненных в

До 287 года до н. э. большую часть решений в Риме принимали именно центуриатные комиции. Полномочия этого института были урезаны после закона Квинта Гортензия. решил притеснить права плебеев, которых, кроме всего прочего, еще и выселили на отдельный римский холм Яникул. Тогда же были учреждены новые трибутные комиции.

Новые комиции

С 287 года до н. э. важнейшую роль в жизни Древнего Рима играли трибутные комиции, которые созывались по территориальному признаку. Уже упомянутый Сервий Туллий разделил свою столицу на тридцать округов. Они получили название трибов, а позже также стали называться соответствующие комиции.

На протяжении своего существования этот институт народной власти пережил несколько своих реинкарнаций. Поначалу к компетенции трибутных комиций относилось только вопросы местного характера (сбор налогов и призыв в армию). Постепенно, вместе с усилением влияния все возрастающего плебса, они получали новые полномочия. В конце концов, центуриатные комиции остались только в качестве органа, необходимого для дипломатического взаимодействия с соседними странами. Трибутные же собрания получили в свое ведение внутреннюю повестку дня.

Полномочия трибутных комиций

На позднем этапе своего развития комиции стали влиять на законотворчество. Они могли отправить резолюцию в сенат, которую тот обязан был рассмотреть в установленный срок. Чаще всего такие требования учитывались при принятии важных государственных решений. После закона Гортензия трибутные комиции окончательно получили самостоятельную законодательную власть.

Когда в I веке до н. э. римское гражданство стало распространяться на всех свободных жителей Италии, институт народного собрания стал отмирать. Он окончательно исчез при императоре Августе.

Высшим государственным органом считалось народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключала мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всеж высших должностных лиц, в руках которых находилась вся исполнительная власть.

В Риме собирались три вида народных собраний комиций; до реформ Сервия Туллия с середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военной службе и создал так называемые центуриатные устройство. В связи с тем что в V - VI вв. до н. э. важнейшие проблемы общественной жизни порождали многочисленными войнами, борьбой патрициев и плебеев, значение в государственной жизни приобрели собрания римских граждан по центуриям, в которые входили как патриции, так и плебеи.

Центуриатные комиции собирались высшими должностными лицами -- консулами -- за городской чертой Рима, на Марсовом поле (Марс -- бог войны}. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые -- первый класс -- 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по центуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведенному порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом. При подобном порядке голосования все вопросы решались 98 центуриями первого класса, т. е. самой богатой частью римского гражданства. Олигархический характер центуриатских собраний вызывал недовольство широких слоев римских граждан; они вели борьбу за демократизацию центуриатных комиций и справедливое представительство центурий. Во второй половине III в. до п. э. была проведена демократическая реформа центуриатных комиций. Ранее каждый класс выставлял разное число центурий и, следовательно, имел неодинаковое количество голосов, теперь каждый из пяти классов выставлял равное количество центурий -70, а всего в Риме стали насчитывать 373 центурии (5 классов по 70 = 350 + 18 центурий всадников +5 центурий ремесленников и пролетариев).

В процессе борьбы плебеев с патрициями приобрели важное государственное значение собрания плебеев по территориальным округам --трибам (римская территория делилась на 35 территориальных округов--триб, 4 городские и 31 сельскую). Первоначально трибутные собрания состояли из одних плебеев и собирались в противовес чисто патрицианским собраниям по куриям. Усиление политического значения плебеев привело к росту государственного авторитета трибутных плебейских собраний. По законам 449 г., а затем 287 г. решения трибутных плебейских комиций признавались законом, обязательным и для патрициев. В трибутных комициях стали принимать участие и патриции, а этот вид народного собрания ко II в. до н. э. стал основным и решающим в государстве. Трибутные комиции, связанные по своему происхождению со сходками плебейских масс, с самого начала отличались демократическим характером. Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами. Демократический характер трибутных комиций усилился после реформ Аппия Клавдия (конец IV в.), по которым ремесленники и торговцы, всегда более подвижные и беспокойные люди, могли приписываться не только в четыре городские трибы, но и в остальные сельские трибы и тем самым оказывать свое влияние на более широкую массу населения.

Несмотря на известную демократизацию римских народных собраний и их широкую компетенцию, орудием в руках аристократии оказывались даже самые демократические трибутные комиций. Народное собрание обсуждало только вопросы, внесенные магистратами и предварительно обсужденные в сенате, т. е. у него не было права законодательной инициативы. В Риме было несколько видов народных собраний: куриатные, центуриатные, трибутные комиций. Их функции не были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

В ходе сословной борьбы произошло постепенное слияние богатой части плебеев с верхушкой патрициата. Этот процесс особенно интенсивно развернулся во второй половине IV в., с того времени, как плебеи получили доступ к высшим государственным должностям, а следовательно, и в сенат. Фактически пассивным избирательным правом в Риме в ранний период республики могли пользоваться только богатые люди. Во-первых, магистратуры были бесплатными, и уже одно это мешало занимать их людям мало состоятельным. Как ни скромен был образ жизни даже высших классов римского общества IV - III вв., все-таки от магистрата требовался известный достаток для «представительства». Тем более, что это понятие было в Риме довольно широким: должностным лицам не только нужно было жить сообразно их достоинству, но многим из них (эдилам, цензорам) приходилось еще вкладывать личные средства в общественное строительство, организацию игр и т. п. Во-вторых, выборы высших магистратов происходили в центуриатных комициях, где, как мы знаем, всадники и первый имущественный класс пользовались абсолютным большинством голосов. Поэтому они всегда проводили кандидатов из своей среды, т. е. людей богатых.

Таким путем из патрициев и плебеев выделился ограниченный круг богатых семей, который держал в своих руках магистратуры, а через них и сенат. Эта замкнутая группа, ревниво охранявшая свое привилегированное положение и не пускавшая в свою среду «чужих», была связана родственными отношениями и таким образом являлась наследственной правящей кастой. Ее представителей называли «нобилями» (nobiles - знатные), а всю группу - «нобилитетом» (nobilitas - знать).

Нобилитет численно был невелик. О количестве правящих патрицианско-плебейских родов III - II вв. могут дать представление следующие цифры. Из 200 консулов за период с 234 по 133 г. 92 были из плебеев и 108 - из патрициев. Из этого количества 159 консулов принадлежали только к 26 родам: 10 патрицианским и 16 плебейским. Представители рода Корнелиев, например, занимали консульские места 23 раза, Эмилиев - 11 раз, Фабиев - 9, Фульвиев - 10, Клавдиев Марцеллов - 9 раз и т. д. Отсюда легко сделать вывод, что в этот период 26 нобильских родов составляли ядро правящего сословия.

В соответствий с аграрным характером Рима экономической базой нобилитета было землевладение. Торговля и денежные операции с конца III в. все более уходят от нобилей.в руки так называемых «всадников» (об этом речь пойдет дальше). Таким образом, мы можем определить нобилитет как богатую аграрно-служилую часть римского гражданства, как правящую верхушку рабовладельческого класса.

Общий характер римских народных собраний

В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выраже­ния народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

В том же направлении действовала и открытая подача голосов в коми­циях, существовавшая до середины II в.

Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался конт­ролером, который отмечал его голос точкой на особой таблице. На изби­рательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

Только во второй половине II в. была введена тайная подача голосов.

На избирательных комициях каждый получал табличку (tabella), на ко­торой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на таб­личке либо UR - uti rogas («да», буквально - «как ты предлагаешь»), либо A - antique («нет», буквально - «оставлю по-старому»). На судебных комициях писали на табличках А или L - absolvo, libero («оправдываю»), либо С или D - condemno, damno («осуждаю»). Если голосующий воздер­живался, он должен был писать на табличке NL - non liquet («не ясно»).

Народные собрания в Риме не имели права законодательной инициати­вы. Это значит, что ни одно предложение (rogatio) не могло идти от самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесен­ные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. При этом вносимые предложения нельзя было из­менять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отверг­нуть целиком. Обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, про­исходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

К этим недемократическим моментам в организации народных собра­ний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на цен­зовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в., перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голо­сами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консер­вативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати.

Из книги Курс русской истории (Лекции I-XXXII) автора Ключевский Василий Осипович

Общий характер памятника Теперь наконец мы можем ответить на вопрос, для разрешения которого предприняли довольно подробный разбор Русской Правды: насколько полно и верно отразился в ней действовавший на Руси юридический порядок? В ней можно заметить следы

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

Общий характер Павел был величайшим тружеником среди апостолов - не только как миссионер, но и как писатель. Он «более всех их потрудился». К числу «всех» мы вполне можем отнести любого богослова, подвизавшегося на этом поприще со времен Павла, - разве у кого–нибудь

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

Глава II ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ВНУТРЕННЕГО РАЗВИТИЯ ФРАНЦИИ В 1871–1914 гг 1. Утверждение республики во Франции. Характер конституции Франция в течение всего рассматриваемого периода оставалась страной, где сельское хозяйство первенствовало перед промышленностью, а ремесло и

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 108. Внутренние преобразования Петра Великого. Их общий ход и характер Говоря о государственных преобразованиях Петра Великого, не надобно представлять себе дело так, что Петр сразу и по одному общему плану заменил старый московский строй новым европейским. В своих

автора

§ 12. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ СВОБОДЫ Мы познакомились с теми основами, сначала литовско-русского права, а потом и общего польско-литовского права, характеризующего основные черты народного представительства и власти короля и великого князя. Период по смерти

Из книги История Беларуси автора Довнар-Запольский Митрофан Викторович

§ 1. Общий характер направления Восстание в 1863 г. имело очень роковое последствие для белорусского национального дела. Белоруссия в этом восстании принимала весьма ограниченное участие.Муравьев как будто бы понимал отличие белорусской национальности от великорусской

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Общий характер римских народных собраний В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Товарное производство Общий характер Греческой экономики Товарное производство сыграло существенную роль в усилении социально-имущественного неравенства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного разделения труда

Из книги Лекции по истории Древней Церкви автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Раскол русской Церкви в середине XVII в. автора Крамер А. В.

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

Общий характер эвакуации В годы войны о характере эвакуации населения в восточные области Советского Союза ходили самые фантастические слухи. В американской печати в частности получило широкое распространение мнение, что советское правительство, кроме общих

Из книги Феодальное общество автора Блок Марк

1. Общий характер юридических учреждений Как судили людей? Для любой социальной системы пробный камень - это судебные учреждения. Так посмотрим, какими были суды в Европе примерно около тысячного года. С первого взгляда, мы можем выделить несколько характерных черт.

Из книги Методология истории автора Лаппо-Данилевский Александр Сергеевич

Глава первая Общий характер явлений, изучаемых историком При выяснении понятия об объекте исторического познания я буду исходить из представления о действительности, содержание которого каждый из нас строит из эмпирических данных. В том случае, когда я высказываю

Из книги Всеобщая история религий мира автора Карамазов Вольдемар Данилович

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том II автора Болотов Василий Васильевич