Самый выдающийся ученый который внес значительный. Учёные, их вклад в развитие биологии

Русские учёные отодвинули завесу непознанного, внеся свою лепту в эволюцию научной мысли во всем мире. Многие трудились за рубежом в научно-исследовательских учреждениях с мировым именем. Наши земляки сотрудничали со многими выдающимися научными умами. Открытия стали катализатором развития технологии и знания во всем мире, а многие революционные идеи и открытия в мире создавались на фундаменте научных достижений известных русских учёных.

Мировые в области химии прославили наших соотечественников на века. сделал самое важное открытие для мира химии — он описал периодический закон химических элементов. Периодическая таблица получила со временем признание во всём мире и сейчас ею пользуются во всех уголках нашей планеты.

Великим в авиационном деле можно назвать Сикорского. Авиаконструктор Сикорский известен своими разработками по созданию многомоторных самолётов. Именно он создал первый в мире летательный аппарат, обладающий техническими характеристиками для вертикального взлёта и посадки — вертолёт.

Не только русские учёные вносили вклад в авиационное дело. К примеру, лётчик Нестеров считается основателем фигур высшего пилотажа, к тому же он впервые предложил использовать освещение взлётной полосы во время ночных полётов.

Известные русские ученые были и в медицине: Пирогов, Мечников и другие. Мечников разработал учение о фагоцитозе (защитных факторах организма). Хирург Пирогов впервые применил в полевых условиях наркоз для лечения больного и разработал классические средства оперативного лечения, которыми пользуются и по сей день. А вклад русского ученого Боткина заключался в том, что он впервые в России провёл исследования по экспериментальной терапии и фармакологии.

На примере этих трёх областей науки мы видим, что открытия русских учёных используются во всех сферах жизни. Но это лишь малая доля из всего того, что было открыто русскими учёными. Наши земляки прославили свою выдающуюся родину абсолютно во всех научных дисциплинах, начиная от медицины и биологии, и заканчивая разработками в сфере космических технологий. Русские ученые оставили для нас, своих потомков, огромный клад научных знаний, чтобы обеспечить нас колоссальным материалом для создания новых великих открытий.

Александр Иванович Опарин - известный русский биохимик, автор материалистической теории появления жизни на Земле.

Академик, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии.

Детство и юность

Любознательность, пытливость и желание понять, как из крошечного семечка может вырасти, например, огромное дерево, проявилось в мальчике очень рано. Уже в детстве его очень интересовала биология. Жизнь растений он изучал не только по книгам, но и на практике.

Семья Опариных переехала из Углича в загородный дом в деревне Кокаево. Там и прошли самые первые годы детства.

Юрий Кондратюк (Александр Игнатьевич Шаргей), один из выдающихся теоретиков полетов в космос.

В 60-е годы он стал всемирно известным благодаря научному обоснованию способу полетов космических кораблей к Луне.

Рассчитанная им траектория получила название «трассы Кондратюка». Ею пользовались американские космические аппараты «Аполлон» для высадки человека на лунную поверхность.

Детство и юность

Этот один из выдающихся основоположников космонавтики родился в Полтаве 9 (21) июня 1897 года. Свое детство он провел в бабушкином доме. Она была акушеркой, а ее муж земским врачом и государственным чиновником.

Некоторое время с отцом жил в Санкт-Петербурге, где с 1903 учился в гимназии на Васильевском острове. Когда в 1910 году отец умер, мальчик снова вернулся к бабушке.


Изобретатель телеграфа. Имя изобретателя телеграфа навсегда вписано в историю, поскольку изобретение Шиллинга позволило передавать информацию на большие расстояния.

Аппарат позволил использовать радио - и электрические сигналы, идущую по проводам. Необходимость передавать информацию существовала всегда, но в 18-19 вв. в условиях растущей урбанизации и развития технологий, обмен данными стал актуальным.

Эту задачу решил телеграф, термин с древнегреческого языка переводился, как «писать далеко».


Эмилий Христианович Ленц - знаменитый русский учёный.

Со школьной скамьи всем нам знаком закон Джоуля - Ленца, устанавливающий, что выделяемое током в проводнике количество теплоты пропорционально силе тока и сопротивлению проводника.

Другой известный закон - «правило Ленца», по которому индукционный ток всегда движется в направлении, обратном тому действию, которое его породило.

Ранние годы

Изначальное имя учёного - Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Родился он в Дерпте (Тарту) и по происхождению являлся прибалтийским немцем.

Его брат Роберт Христианович стал известным востоковедом, а сын, также Роберт, пошёл по стопам отца и стал физиком.

Тредиаковский Василий человек с трагической судьбой. Так было угодно судьбе, что в России в одно время жили два самородка — и Тредиаковский, но один будет обласкан и останется в памяти потомков, а второй умрёт в нищете забытый всеми.

Из школяра в филологи

В 1703 году 5 марта появился на свет Василий Тредиаковский. Он рос в Астрахани в небогатой семье священнослужителя. 19 - летний юноша отправился в Москву пешком для продолжения учёбы в Славяно-греко-латинской академии.

Но в ней он задержался ненадолго (2 года) и без сожаления уехал пополнять багаж знаний в Голландию, а затем и во Францию — в Сорбонну, где терпя нужду и голод, отучился 3 года.

Здесь он участвовал в публичных диспутах, постигал математические и философские науки, был слушателем богословия, изучал за границей французский и итальянский языки.


«Отец Сатаны», академик Янгель Михаил Кузьмич, родился 25.10.1911 года в дер. Зырянова, Иркутской обл., происходил из семьи потомков поселенцев-каторжан. По окончании 6-го класса (1926 г.), Михаил уезжает в Москву - к своему старшему брату Константину, который там учился. Когда учился в 7-м классе, занимался подработкой, разносит стопки газет - заказы типографии. По окончании ФЗУ, трудился на фабрике и одновременно учился на рабфаке.

Студент МАИ. Начало профессиональной карьеры

В 1931 г., поступает учиться в МАИ - по специальности «самолетостроение», и заканчивает его в 1937 г. Еще студентом, Михаил Янгель устраивается в КБ Поликарпова, в дальнейшем, своего научного руководителя по защите дипломного проекта: «Высотный истребитель с герметической кабиной». Начав свою работу в КБ Поликарпова конструктором 2-й категории, через десять лет М.К. Янгель уж являлся ведущим инженером, занимался разработкой проектов для истребителей новых модификаций.

13.02.1938 г., М.К. Янгель в составе группы советских специалистов в области авиастроения СССР посещает Соединенные Штаты - с целью командировки. Стоит отметить, что 30-е годы ХХ века - это достаточно активный период в сотрудничестве СССР и США и не только в области машиностроения и самолетостроения, в частности, закупалось (достаточно ограниченными партиями) стрелковое оружие - пистолеты-пулеметы Томпсона и пистолеты Кольта.


Ученый, основатель теории вертолетостроения, докторр технических наук, профессор Михаил Леонтьевич Миль обладатель Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического труда.

Детство, учеба, юность

Михаил Леонтьев родился в , 22.11.1909 г. - в семье железнодорожного служащего и врача-стоматолога. Прежде чем осесть в городе Иркутск, его отец, Леонтий Самуилович, в течение 20-ти лет искал золото, работая на приисках. Дед, Самуил Миль, поселился в Сибири по окончании 25-летней флотской службы. С детских лет, Михаил проявлял разносторонние таланты: любил рисовать, увлекался музыкой и легко осваивал иностранные языки, занимался в авиамодельном кружке. В десятилетнем возрасте, участвовал в Сибирском авиамодельном конкурсе, где пройдя этап, Мишина модель была отправлена в город Новосибирск, где и получила один из призов.

Начальную школу, Михаил оканчивал в Иркутске, по завершении которой в 1925 г., он поступает в Сибирский технологический институт.

А.А. Ухтомский - выдающийся физиолог, ученый, исследователь мышечной и нервной систем, а также органов чувств, лауреат Ленинской премии и член Академии наук СССР.

Детство. Образование

Рождение на свет Алексея Алексеевича Ухтомского произошло 13.(25).06.1875 в небольшом городке Рыбинске. Там же прошли его детские годы и юность. Этот волжский город навсегда оставил в душе Алексея Алексеевича самые теплые и нежные воспоминания. Он с гордостью величал себя волгарём в течение всей жизни. Когда мальчик окончил начальную гимназию, отец отправил его в Нижний Новгород и определил в местный кадетский корпус. Сын послушно окончил его, но военная служба никогда не была пределом мечтаний юноши, которого больше привлекали такие науки как история и философия.

Увлечение философией

Проигнорировав службу в армии, он поехал в Москву и поступил в духовную семинарию на два факультета сразу - философский и исторический. Глубоко изучая философию, Ухтомский стал много думать над извечными вопросами о мире, о человеке, о сущности бытия. В конце концов философские тайны привели его к изучению естественных наук. В результате он остановился на физиологии.

А.П. Бородина знают как выдающегося композитора, автора оперы «Князь Игорь», симфонии «Богатырская» и других музыкальных произведений.

Гораздо меньше он известен как ученый, внесший неоценимый вклад в науку в области органической химии.

Происхождение. Ранние годы

А.П. Бородин был внебрачным сыном 62-летнего грузинского князя Л. С. Геневанишвили и А.К. Антоновой. Родился он 31.10.(12.11) 1833 года.

Его записали как сына крепостных слуг князя - супругов Порфирия Ионовича и Татьяны Григорьевны Бородиных. Таким образом, восемь лет мальчик числился в доме отца как крепостной. Но перед смертью (1840) князь выдал на сына вольную, купил ему и его матери Авдотье Константиновне Антоновой четырехэтажный дом, предварительно выдав ее замуж за военврача Клейнеке.

Мальчика, во избежание ненужных слухов, представляли племянником Авдотьи Константиновны. Поскольку происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, он обучался дома всем предметам гимназического курса, кроме того, немецкому и французскому языкам, получив прекрасное домашнее образование.


Джордж Вашингтон Карвер Младший (1865-1943) был известным ученым в области сельского хозяйства.
Благодаря его исследованиям только из арахиса научились производить около 300 продуктов. Он нашел более чем 100 видов промышленного применения для различных сельскохозяйственных культур, например соевых бобов. Из этой культуры теперь получают заменители резины, краски и красители для тканей и многое другое. Президент Франклин Рузвельт в 1943 году отметил работу Карвера и открыл памятник ученому.

Марри Гелл-Манн родился 15 сентября 1929 года в Нью-Йорке и был младшим сыном эмигрантов из Австрии Артура и Полин (Райхштайн) Гелл-Манн. В возрасте пятнадцати лет Марри поступил в Йельский университет. Он окончил его в 1948 году с дипломом бакалавра наук. Последующие годы он провёл в аспирантуре Массачусетского технологического института. Здесь в 1951 году Гелл-Манн получил докторскую степень по физике. После годичного пребывания в Принстонском институте фундаментальных исследований (штат Нью-Джерси) Гелл-Манн начал работать в Чикагском университете с Энрико Ферми, сначала преподавателем (1952–1953), затем ассистент-профессором (1953–1954) и адъюнкт-профессором (1954–1955).

Основная область научных интересов молодого учёного, физика элементарных частиц, в пятидесятые годы находилась в стадии формирования. Основными средствами экспериментальных исследований в этом отделе физики были ускорители, «выстреливавшие» пучок частиц в неподвижную мишень: при столкновении налетающих частиц с мишенью рождались новые частицы. С помощью ускорителей экспериментаторам удалось получить несколько новых типов элементарных частиц, помимо уже известных протонов, нейтронов и электронов. Физики-теоретики пытались найти некоторую схему, которая позволила бы классифицировать все новые частицы.

Английский специалист в области молекулярной биологии Фрэнсис Харри Комптон Крик родился 8 июня 1916 года в Нортхемптоне и был старшим из двух сыновей Харри Комптона Крика, зажиточного обувного фабриканта, и Анны Элизабет (Вилкинс) Крик. Проведя своё детство в Нортхемптоне, он посещал среднюю классическую школу. Во время экономического кризиса, наступившего после Первой мировой войны, коммерческие дела семьи пришли в упадок, и родители Фрэнсиса переехали в Лондон. Будучи студентом школы Милл-Хилл, Крик проявил большой интерес к физике, химии и математике. В 1934 году он поступил в Университетский колледж в Лондоне для изучения физики и окончил его через три года, получив звание бакалавра естественных наук. Завершая образование в Университетском колледже, молодой учёный рассматривал вопросы вязкости воды при высоких температурах; эта работа была прервана в 1939 году разразившейся Второй мировой войной.

В 1940 году Крик женился на Рут Дорин Додд; у них родился сын. Они развелись в 1947 году, и через два года Крик женился на Одиль Спид. От второго брака у него было две дочери.

В военные годы Крик занимался созданием мин в научно-исследовательской лаборатории Военно-морского министерства Великобритании. В течение двух лет после окончания войны он продолжал работать в этом министерстве и именно тогда прочитал известную книгу Эрвина Шрёдингера «Что такое жизнь? Физические аспекты живой клетки», вышедшую в свет в 1944 году. В книге Шрёдингер задаётся вопросом: «Как можно пространственно-временные события, происходящие в живом организме, объяснить с позиции физики и химии?»

Лев Давидович Ландау родился 9 (22) января 1908 года в семье Давида Львовича и Любови Вениаминовны (Гаркави) Ландау в Баку. Его отец был известным инженером-нефтяником, работавшим на местных нефтепромыслах, а мать - врачом. Она занималась физиологическими исследованиями. Старшая сестра Ландау стала инженером-химиком.

«Вундеркиндом не был, - вспоминал о школьных годах учёный. - Учась в школе, по сочинениям не получал отметок выше троек. Интересовался математикой. Все физики-теоретики приходят в науку от математики, и я не стал исключением. В двенадцать лет умел дифференцировать, в тринадцать - интегрировать».

Лев Давидович поскромничал. Среднюю школу он окончил, когда ему было всего тринадцать лет. Родители сочли, что он слишком молод для высшего учебного заведения, и послали его на год в Бакинский экономический техникум.

В 1922 году Ландау поступил в Бакинский университет, где изучал физику и химию; через два года он перевёлся на физический факультет Ленинградского университета. Ко времени, когда ему исполнилось 19 лет, Ландау успел опубликовать четыре научные работы. В одной из них впервые использовалась матрица плотности - ныне широко применяемое математическое выражение для описания квантовых энергетических состояний.

Василий Васильевич Леонтьев родился 5 августа 1905 года в Мюнхене. Предки Леонтьева были простые крестьяне, но прадед оторвался от земли и переехал в Петербург. Дед Василия разбогател, открыв там ткацкую фабрику. Один из его сыновей женился на англичанке, откуда пошла британская ветвь семьи Леонтьевых. Отец будущего нобелевского лауреата был уже русским интеллигентом, профессором экономики труда Петербургского университета. Так что Василий шёл по проторённой тропе, но шёл неимоверно быстро: в четырнадцать лет он окончил гимназию и в 1921 году поступил в Петроградский университет, где изучал философию, социологию, а затем и экономику.

Будучи в университете в статусе вундеркинда, несмотря на все потуги «единственно верного» учения, диамата, он позволял себе называться «меньшевиком». В 1925 году Леонтьев уже окончил четырёхгодичный курс университета и получил диплом экономиста. Обучение тогда велось ни шатко ни валко, но подросток прочёл в библиотеке университета много книг по экономике на русском, английском, французском и немецком языках.

По меткому выражению одного учёного, математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями. Лучший математик - кто устанавливает аналогии доказательств. Более сильный может заметить аналогии теорий. Но есть и такие, кто между аналогиями видит аналогии. Вот к этим редким представителям последних и относится Андрей Николаевич Колмогоров - один из лучших, если не лучший математик двадцатого века.

Андрей Николаевич Колмогоров родился 12 (25) апреля 1903 года в Тамбове. Тётушки Андрея в своём доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними - десятком ребятишек - по рецептам новейшей педагогики. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нём публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нём же появлялись и «научные работы» Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. Правда, это была всего-навсего известная алгебраическая закономерность, но ведь мальчик сам её подметил, без посторонней помощи!

В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию. Она была организована кружком московской прогрессивной интеллигенции и всё время находилась под угрозой закрытия.

Игорь Васильевич Курчатов родился 30 декабря 1902 года (12 января 1903 года) в семье помощника лесничего в Башкирии. В 1909 году семья переехала в Симбирск. В 1912 году Курчатовы перебираются в Симферополь. Здесь мальчик поступает в первый класс гимназии.

Игорь увлекается футболом, французской борьбой, выпиливанием по дереву, много читает. Ему в руки попала книга Корбино «Успехи современной техники», которая ещё больше усилила его тягу к технике. Игорь стал собирать техническую литературу. Мечтая о профессии инженера, он вместе с товарищами по классу изучает аналитическую геометрию в объёме университетского курса, решая многочисленные математические задачи.

Но с каждым годом Первой мировой войны материальное положение семьи становилось всё тяжелее. Пришлось помогать отцу. Игорь работал на огороде и вместе с отцом ходил на консервную фабрику пилить дрова. Вечерами работал в мундштучной мастерской.

Вскоре Игорь поступает в вечернюю ремесленную школу в Симферополе, получает квалификацию слесаря. Позже это пригодилось: он работал слесарем на небольшом механическом заводе Тиссена.

Английский физик Поль Адриен Морис Дирак родился 8 августа 1902 года в Бристоле, в семье уроженца Швеции Чарлза Адриена Ладислава Дирака, учителя французского языка в частной школе, и англичанки Флоренс Ханны (Холтен) Дирак.

Сначала Поль учился в коммерческом училище в Бристоле. Затем с 1918 по 1921 год он изучал электротехнику в Бристольском университете и окончил его со степенью бакалавра наук. После этого Поль прошёл ещё и двухлетний курс прикладной математики в том же университете. «Во время этого математического образования больше всего повлиял на меня Фрезер… он был прекрасным учителем, способным внушить своим студентам чувство действительного восхищения фундаментальными идеями математики… - вспоминал Дирак. - У Фрезера я научился двум вещам. Во-первых, строгой математике. До того я использовал только нестрогую математику, которая удовлетворяла инженеров… Они не заботились о точном определении предела, о том, как долго суммировать ряды, и о других подобных вещах. Фрезер учил, что для обращения с этими предметами иногда необходимы строгие логические идеи». И дальше: «Вторая вещь, которой я научился у Фрезера, была проективная геометрия. Она оказала на меня глубокое влияние благодаря присущей ей математической красоте… Проективная геометрия всегда работает с плоским пространством… она обеспечивает вас методами, такими как метод взаимнооднозначных соответствий, которые, как по волшебству, получают результаты; теоремы евклидовой геометрии, над которыми вы долго мучились, выводятся наипростейшими способами, если использовать рассуждения проективной геометрии».

Вернер Гейзенберг был одним из самых молодых учёных, получивших Нобелевскую премию. Целеустремлённость и сильный дух соперничества воодушевили его на открытие одного из наиболее известных принципов науки - принципа неопределённости.

Вернер Карл Гейзенберг родился 5 декабря 1901 года в немецком городе Вюрцбурге. Отец Вернера, Август, благодаря успешной научной деятельности сумел подняться до уровня представителей высшего класса немецкой буржуазии. В 1910 году он стал профессором византийской филологии Мюнхенского университета. Матерью мальчика была урождённая Анна Веклейн.

С самого рождения Вернера его семья твёрдо решила, что он тоже должен достичь высокого социального положения благодаря образованию. Полагая, что соперничество должно благоприятствовать достижению успеха в науке, отец провоцировал Вернера и его старшего брата Эрвина к постоянной конкуренции. В течение многих лет мальчики часто дрались, и однажды соперничество довело их до такой драки, что они били друг друга деревянными стульями. Повзрослев, каждый из них пошёл собственным путём: Эрвин уехал в Берлин и стал химиком, они почти не общались, не считая редких встреч в кругу семьи.

«Великий итальянский физик Энрико Ферми, - писал Бруно Понтекорво, - занимает особое место среди современных учёных: в наше время, когда узкая специализация в научных исследованиях стала типичной, трудно указать столь же универсального физика, которым был Ферми. Можно даже сказать, что появление на учёной арене XX века человека, который внёс такой громадный вклад в развитие теоретической физики, и экспериментальной физики, и астрономии, и технической физики, - явление скорее уникальное, чем редкое».

Энрико Ферми родился 29 сентября 1901 года в Риме. Он был младшим из трёх детей железнодорожного служащего Альберто Ферми и урождённой Иды де Гаттис, учительницы. Ещё в детстве Энрико обнаружил большие способности к математике и физике. Его выдающиеся познания в этих науках, приобретённые в основном в результате самообразования, позволили ему получить в 1918 году стипендию и поступить в Высшую нормальную школу при Пизанском университете. Затем, по протекции доцента Физического института Римского университета сенатора Корбино, Энрико получил временную должность преподавателя математики для химиков в Римском университете. В 1923 году он получает командировку в Германию, в Гёттинген, к Максу Борну. Ферми чувствует себя не очень уверенно, и лишь большая моральная поддержка Эренфеста, у которого он был в Лейдене с сентября по декабрь 1924 года, помогла ему поверить в своё призвание физика. По возвращении в Италию Ферми с января 1925 года до осени 1926 года работает во Флорентийском университете. Здесь он получает свою первую учёную степень «свободного доцента» и, что самое главное, создаёт свою знаменитую работу по квантовой статистике. В декабре 1926 года он занял должность профессора вновь учреждённой кафедры теоретической физики в Римском университете. Здесь он организовал коллектив молодых физиков: Разетти, Амальди, Сегре, Понтекорво и других, составивших итальянскую школу современной физики.

Николай Николаевич Семёнов родился 3 (15) апреля 1896 года в Саратове, в семье Николая Александровича и Елены Дмитриевны Семёновых. Окончив в 1913 году реальную школу в Самаре, он поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где, занимаясь у известного русского физика Абрама Иоффе, проявил себя активным студентом.

Окончив университет в 1917 году, в год свершения русской революции, Николай был оставлен для подготовки к профессорскому званию. До весны 1918 года он работал в Петрограде.

Вот как писал о том времени в одной из своих автобиографий сам учёный:

«Будучи увлечён научной работой, я мало интересовался политикой и в событиях разбирался плохо. Весной 1918 года я поехал на каникулы к родителям в Самару, где меня и застал Чехословацкий переворот. Под влиянием окружившей меня мелкобуржуазной среды и известного доверия, которое питала в то время мелкая буржуазия к меньшевикам и эсерам (как известно, возглавлявшим самарский Комуч), я вступил добровольно в середине июля в так называемую народную армию самарской „учредилки“.

Пифагор (ок. 580-500 до н. э.)

Каждый школьник знает: «В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов». Но мало кто знает, что Пифагор был еще философом, религиозным мыслителем и политическим деятелем, именно он ввел в наш язык термин «философия», что означает «любомудрие». Он основал школу, ученики которой назывались пифагорейцами, он же первым стал употреблять слово «космос».

Демокрит (460-ок. 370 до н. э.)

Демокрита, как и других философов Древнего мира, всегда интересовал вопрос, что является первоосновой Вселенной. Одни мудрецы считали, что вода, другие – огонь, третьи – воздух, а четвертые – всё вместе взятое. Демокрита их доводы не убеждали. Размышляя над первоосновой мира, он пришел к выводу, что ею являются мельчайшие неделимые частицы, которые он назвал атомами. Их великое множество. Весь мир состоит из них. Они соединяются, разъединяются. Он сделал это открытие путем логических рассуждений. И спустя две с лишним тысячи лет ученые нашего времени с помощью физических приборов доказали его правоту.

Евклид (ок. 365-300 до н. э.)

Ученик Платона - Евклид написал трактат «Начала» в 13 книгах. В них ученый излагал основы геометрии, что значит по-гречески «наука об измерении Земли», которую в течение многих веков называли Евклидовой геометрией. Древнегреческий царь Птолемей I Сотер, который правил в египетской Александрии, потребовал у объяснявшего ему законы геометрии Евклида сделать это короче и быстрее. Тот ответил: «О, великий царь, в геометрии нет царских дорог…»

Архимед (287-212 до н. э.)

Архимед остался в истории как один из самых знаменитых греческих механиков, изобретателей и математиков, поражавший современников своими удивительными машинами. Наблюдая за работой строителей, которые с помощью толстых палок двигали каменные блоки, Архимед понял, что чем длиннее рычаг, тем больше сила его воздействия. Он сказал сиракузскому царю Гиерону: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Гиерон не поверил. И тогда Архимед с помощью сложной системы механизмов усилием одной руки вытащил на берег корабль, который обычно из воды вытаскивали сотни человек.

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Великий итальянский художник Леонардо да Винчи проявил себя универсальным творцом. Он был скульптором, архитектором, изобретателем. Гениальный мастер, он внес огромный вклад в искусство, культуру и науку. В Италии его называли чародеем, волшебником, человеком, который может всё. Бесконечно талантливый, он создавал различные механизмы, проектировал невиданные летательные аппараты типа современного вертолета, придумал танк.

Николай Коперник (1473-1543)

Николай Коперник в ученом мире приобрел известность своими астрономическими открытиями. Его гелиоцентрическая система пришла на смену прежней, греческой, геоцентрической. Он первый, кто научно доказал, что не Солнце вращается вокруг Земли, а наоборот. Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Николай Коперник был разносторонним ученым. Широко образованный, он занимался лечением людей, был сведущ в экономике, сам мастерил разные приборы и машины. Николай Коперник всю жизнь писал по-латыни и по-немецки. Не обнаружено ни одного документа, написанного им по-польски.

Галилео Галилей (1564-1642)

Молодой флорентиец Галилео Галилей, учившийся в Пизанском университете, обратил на себя внимание профессоров не только умными рассуждениями, но и оригинальными изобретениями. Но одаренного студента отчислили с 3 курса, так как у отца не было денег на его учебу. Но Галилео повезло - юноши нашелся покровитель, богач маркиз Гвидобальдо дель Мойте, который увлекался науками. Он поддержал 22-летнего Галилея. Благодаря маркизу мир получил человека, который проявил свой гений в математике, физике, астрономии. Еще при жизни Галилея сравнивали с Архимедом. Он первым заявил, что Вселенная бесконечная.

Рене Декарт (1596-1650)

Как и многие великие мыслители древности, Декарт был универсален. Он заложил основы аналитической геометрии, создал многие алгебраические обозначения, открыл закон сохранения движения, объяснил первопричины движения небесных тел. Декарт учился в лучшем французском иезуитском колледже в Ла Флэш. А там в начале XVII века царили строгие порядки. Ученики вставали рано, бежали на молитву. Только одному, лучшему воспитаннику разрешалось оставаться в постели из-за слабого здоровья – это был Рене Декарт. Так у него развилась привычка рассуждать, находить решения математических задач. Позднее, согласно преданию, именно в эти утренние часы у него родилась мысль, облетевшая весь мир: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Исаак Ньютон (1643-1727)

Исаак Ньютон - гениальный английский ученый, экспериментатор, исследователь, он же математик, астроном, изобретатель, совершил массу открытий, которые определили физическую картину окружающего мира. По преданию, закон всемирного тяготения Исаак Ньютон открыл у себя в саду. Он наблюдал за падающим яблоком и понял, что Земля притягивает к себе все предметы, и чем предмет тяжелее, тем сильнее он притягивается к Земле. Размышляя над этим, он вывел закон всемирного тяготения: Все тела притягиваются друг к другу с силой, пропорциональной обеим массам и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними».

Джеймс Уатт (1736-1819)

Джеймс Уатта считается одним из творцов технической революции, преобразившей мир. Приручить энергию пара пытались еще в глубокой древности. Греческий ученый Герои, живший в I веке в Александрии, соорудил первую паровую турбину, которая вращалась при сжигании дров в нагревателе. В России в XVIII веке механик Иван Ползунов тоже старался приручить энергию пара, но его машина широкого применения не нашла. И только английский, точнее, шотландский механик-самоучка Джеймс Уатт сумел сконструировать такую машину, которую стали использовать сначала в шахтах, затем на предприятиях, а потом на паровозах и пароходах.

Антуан Лоран Лавуазье (1743-1794)

Антуан Лоран Лавуазье - разносторонне развитый, он успешно занимался финансовыми операциями, но особенно увлекался химией. Он сделал много открытий, по нраву стал основоположником современной химии и многое совершил бы, если бы не радикализм Великой французской революции. В юности Антуан Лавуазье участвовал в конкурсе Академии наук на лучший способ освещения улиц. Чтобы увеличить чувствительность глаз, он обил свою комнату черной материей. Приобретенное новое восприятие света Антуан описал в работе, которую подал в Академию, и получил за нее золотую медаль. За научные исследования в области минералогии его в 25 лет избрали членом Академии.

Юстус Либих (1803-1873)

Юстусу Либиху принадлежит заслуга в создании концентратов пищевых продуктов. Он разработал технологию производства мясного экстракта, который уже в наши дни получил название «бульонного кубика». Немецкое химическое общество воздвигло ему памятник в Мюнхене. Выдающийся немецкий профессор органической химии Юстус Либих всю свою жизнь исследовал способы питания растений, решал вопросы рационального использования удобрений. Он многое сделал для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Россия за оказанную ей помощь в подъеме земледелия наградила ученого двумя орденами Святой Анны, Англия сделала его почетным гражданином, в Германии он получил титул барона.

Луи Пастер (1822-1895)

Луи Пастер являет собой редкий пример ученого, который не имел ни медицинского, ни химического образования. В науку он пробился самостоятельно, без всяких протеже, исходя из личного интереса. Но интерес к нему проявили ученые, заметившие в молодом человеке немалые способности. И Луи Пастер стал выдающимся французским микробиологом и химиком, членом Французской академии, создал процесс пастеризации. Специально для него в Париже был создан институт, впоследствии названный его именем. В этом институте 18 лет проработал русский микробиолог, лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины Илья Мечников.

Альфред Бернхард Нобель (1833-1896)

Альфред Бернхард Нобель - шведский инженер-химик изобрел динамит, который запатентовал его в 1867 году и предложил использовать для прокладки тоннелей. Это изобретение прославило Нобеля на весь мир, принесло ему колоссальные доходы. Слово динамит по-гречески означает «сила ». Это взрывчатое вещество, которое состоит из нитроглицерина, нитрата калия или натрия и древесной муки, в зависимости от объема может разнести машину, дом, разрушить скалу. В 1895 году Нобель составил завещание, согласно которому большая часть его капитала направлялась на премии за выдающиеся достижения в химии, физике, медицине, литературе и укреплении мира.

Роберт Генрих Герман Кох (1843-1910)

Тесное общение с природой определило в дальнейшем выбор профессии – Роберт Кох стал микробиологом. А началось это в детстве. Дед Роберта Коха со стороны матери был большим любителем природы, часто брал с собой в лес любимого 7-летнего внука, рассказывал ему о жизни деревьев, трав, говорил о пользе и вреде насекомых. Микробиолог Кох боролся против самых страшных болезней человечества – сибирской язвы, холеры и туберкулеза. И вышел победителем. За достижения в борьбе с туберкулезом в 1905 году его наградили Нобелевской премией по медицине.

Вильгельм Конрад Рентген (1845-1923)

В 1895 году в научном немецком журнале была помещена фотография кисти руки жены Вильгельма Рентгена, сделанная при помощи икс-лучей (x-ray, позже названных по имени их открывателя рентгеновскими), вызвала огромный интерес в научном мире. До Рентгена никто из физиков ничего подобного не делал. Эта фотография свидетельствовала, что состоялось проникновение в глубь человеческого организма без его физического вскрытия. Это был прорыв в медицине, в распознавании болезней. За открытие этих лучей Вильяму Рентгену в 1901 году была присуждена Нобелевская премия по физике.

Томас Алва Эдисон (1847-1931)

За свою жизнь Эдисон усовершенствовал телеграф, телефон, создал микрофон, придумал фонограф и, главное, своей лампочкой накаливания осветил Америку, а за ней весь мир. В американской истории не было более изобретательного человека, чем Томас Эдисон. В общей сложности он автор свыше 1000 запатентованных изобретений в США и около 3000 в других странах. Но прежде чем достичь такого выдающегося результата, он, по его же откровенным заявлениям, совершил многие десятки тысяч неудачных экспериментов и опытов.

Мария Склодовская Кюри (1867-1934)

Мария Склодовская Кюри окончила Сорбонну, крупнейшее высшее учебное заведение Франции, и стала первой в его истории женщиной-преподавателем. Вместе с мужем Пьером Кюри она открыла сначала радий, продукт распада урана-238, затем полоний. Изучение и использование радиоактивных свойств радия сыграло огромную роль в исследовании строения атомного ядра, явления радиоактивности. Среди ученых мирового уровня Мария Склодовская-Кюри занимает особое место, она дважды становилась лауреатом Нобелевской премии: в 1903 году по физике, в 1911-м – по химии. Такой выдающийся результат – редкое явление даже среди мужчин.

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

Альберт Эйнштейн – один из основателей теоретической физики, лауреат Нобелевской премии, общественный деятель. Но о н производил на современников странное впечатление: одевался небрежно, любил свитера, не причесывался, мог показать язык фотографу и вообще вытворял бог знает что. Но за этим несерьезным обликом скрывался парадоксальный ученый - мыслитель, автор свыше 600 работ на разные темы. Его теория относительности совершила переворот в науке. Оказалось, что окружающий мир не так прост. Пространство-время искривляется, и в результате меняются гравитация, ход времени, солнечные лучи отклоняются от прямого направления.

Александер Флеминг (1881-1955)

Александр Флеминг, выходец из Шотландии, английский бактериолог, всю жизнь искал медицинские препараты, которые могли бы помочь человеку справиться с инфекционными заболеваниями. Он сумел в плесени пенициллум обнаружить вещество, убивающее бактерии. И появился первый антибиотик – пенициллин, который произвел революцию в медицине. Флеминг первый обнаружил, что в слизистых оболочках человека имеется особая жидкость, которая не только препятствует проникновению микробов, но и убивает их. Он выделил это вещество, его назвали лизоцимом.

Роберт Оппенгеймер (1904-1967)

Роберт Оппенгеймер – американский физик, создатель атомной бомбы, очень переживал, когда узнал о страшных жертвах и разрушениях, причиненных американской атомной бомбой, сброшенной над Хиросимой 6 августа 1945 года. Он был совестливым человеком и в дальнейшем призывал ученых всего мира не создавать оружие огромной разрушительной силы. В историю науки он вошел как «отец атомной бомбы» и как открыватель черных дыр во Вселенной.

фото из интернета

Которая позволяет людям узнавать больше об основополагающих законах планеты Земля. Каждый день люди не замечают, как пользуются теми благами, которые стали возможными благодаря труду многочисленных ученых. Если бы не их самоотверженная работа, человек не смог бы летать в самолете, пересекать на огромных лайнерах океаны и даже просто включить электрический чайник. Все эти самоотверженные исследователи сделали облик мира таким, каким его видят современные люди.

Открытия Галилея

Ученый-физик Галилей - один из самых известных. Он является физиком, астрономом, математиком и механиком. Именно он впервые изобрел телескоп. С помощью этого невиданного для того времени аппарата можно было наблюдать за далекими небесными телами. Галилео Галилей является основателем экспериментального направления в физической науке. Первые открытия, которые Галилей совершил с телескопом, увидели свет в его сочинении «Звездный вестник». Эта книга имела воистину сенсационный успех. Так как идеи Галилея во многом противоречили Библии, долгое время его преследовала инквизиция.

Биография и открытия Ньютона

Великим ученым, который совершил открытия во множестве областей, является также Исаак Ньютон. Самое известное из его открытий - это Кроме этого, ученый-физик объяснил множество природных явлений на основе механики, а также описал особенности движения планет вокруг Солнца, Луны и Земли. Ньютон родился 4 января 1643 года в английском городке Вулсторпе.

Окончив школу, он поступил в колледж при Кембриджском университете. Ученые-физики, которые преподавали в колледже, оказали на Ньютона большое влияние. Вдохновившись примером преподавателей, Ньютон сделал несколько своих первых открытий. Главным образом они касались сферы математики. Далее Ньютон начинает проводить опыты по разложению света. В 1668 году он получает степень магистра. В 1687 году была опубликована первая серьезная научная работа Ньютона - «Начала». В 1705 году ученому было присвоено звание рыцаря, и правившая в ту эпоху английская лично отблагодарила Ньютона за его исследования.

Женщина-физик: Мария Кюри-Склодовская

Ученые-физики всего мира до сих пор пользуются в своей работе и достижениями Марии Кюри-Склодовской. Она является единственным физиком-женщиной, которая два раза была номинирована на Нобелевскую премию. Мария Кюри родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве. В детстве в семье девочки случилась трагедия - погибла мать и одна из сестер. Во время обучения в школе Мария Кюри отличалась прилежностью и интересом к науке.

В 1890 году переехала к старшей сестре в Париж, где поступила в Сорбонну. Тогда же она познакомилась и со своим будущим супругом - Пьером Кюри. В результате многолетних научных исследований супруги открыли два новых радиоактивных элемента - радий и полоний. Незадолго до начала войны на территории Франции был открыт где Мария Кюри занимала должность директора. В 1920 году она выпустила книгу под названием «Радиология и война», в которой был обобщен ее научный опыт.

Альберт Эйнштейн: один из величайших умов планеты

Ученые-физики всей планеты знают имя Альберта Эйнштейна. Его авторству принадлежит теория относительности. Современная физика во многом опирается на взгляды Эйнштейна, несмотря на то что не все современные ученые согласны с его открытиями. Эйнштейн был лауреатом Нобелевской премии. В течение своей жизни он написал порядка 300 научных работ, касающихся физики, а также 150 работ об истории и философии науки. До 12 лет Эйнштейн был очень религиозным ребенком, так как образование он получал в католической школе. После того, как маленький Альберт прочитал несколько научных книг, он пришел к выводу: не все положения в Библии могут быть правдивыми.

Многие считают, что Эйнштейн был гениален с самого детства. Это далеко не так. Будучи школьником, Эйнштейн считался весьма слабым учеником. Хотя уже тогда его интересовала математика, физика, а также философские труды Канта. В 1896 году Эйнштейн поступил на педагогический факультет в Цюрихе, где также познакомился со своей будущей супругой - Милевой Марич. В 1905 году Эйнштейном были опубликованы некоторые статьи, которые, однако, некоторые ученые-физики подвергли критике. В 1933 году Эйнштейн навсегда переезжает в США.

Другие исследователи

Но есть и другие известные фамилии ученых-физиков, которые сделали не менее значительные открытия в своей области. Это и В. К. Рентген, и С. Хокинг, Н. Тесла, Л. Л. Ландау, Н. Бор, М. Планк, Э. Ферми, М. Фарадей, А. А. Беккерель и многие другие. Их вклад в физическую науку не менее важен.

Виртуальный обзор литературы об истории научно-технических изобретений человечества 18-19 вв. на страницах изданий из фонда редких и ценных книг.

Для людей нашего времени очевидно, что наука и техника играют в современном обществе очень важную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древние греки например, смотрели на ремесло механика как на занятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позже мировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианской церкви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нет необходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватили Александрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку - халиф Омар заявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догма господствовала вплоть до начала Нового времени. Инакомыслящих преследовала инквизиция, грозя сожжением на костре. Изобретатели новых механизмов подвергались гонениям. К примеру, в 1579 году, в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причиной расправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицу среди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, в 17 в., когда были созданы первые в Европе Академии. Первым достижением новой науки было открытие законов механики – в том числе закона всемирного тяготения. Эти открытия вызвали восторг в обществе. Промышленная революция резко изменила жизнь людей, на смену традиционному укладу сельской жизни пришло новое, промышленное общество. Удивительные открытия и изобретения следовали одно за другим, мир стремительно менялся на глазах одного поколения.

О двух изобретателях - Стефенсоне и Фултоне, чьи великие творения навсегда изменили образ жизни человечества, рассказывает в своих биографических очерках Яков Васильевич Абрамов.

Стефенсон и Фультон: (изобретатели паровоза и парохода) : их жизнь и научно- практическая деятельность: биографические очерки с портретами Стефенсона и Фультона, гравированными в Лейпциге Геданом / Я. В. Абрамов. - Санкт-Петербург: Типо-литография и фототипия В. И. Штейна, 1893. - 78 с., 2 л. портр. ; 18 см. - (Жизнь замечательных людей: (ЖЗЛ). Биографическая библиотека Ф. Павленкова). (6(09И) А16 34977M-РФ)

Джордж Стефенсон, несомненно, принадлежит к числу героических людей сильной воли. В предисловии к книге автор пишет о нём: «Рабочий по своему происхождению, не получив никакого школьного образования, будучи даже неграмотным до зрелого возраста, Стефенсон не только сумел преодолеть все неблагоприятные условия своей жизни, приобрести значительные разнообразные познания, достигнуть высокого общественного положения, но и стал в ряду выдающихся гениев человечества». Изобретатель, инженер-механик всемирную известность приобрёл благодаря сконструированному им паровозу. Стефенсон считается также одним из "отцов" железных дорог. Выбранная им ширина колеи рельсового пути называлась колеёй Стефенсона и до сих пор является стандартом во многих странах мира. Автор отмечает, что немного найдётся других жизнеописаний, которые могут вызвать такой же интерес, как биография Джорджа Стефенсона.

Родился Джордж (Георг) Стефенсон в маленькой бедной деревушке углекопов недалеко от города Ньюкасла. В доме, где жили Стефенсоны, теснились четыре семейства. С 6 лет Джордж сортировал уголь на шахте, затем помогал отцу-кочегару. В 17 лет юный Джордж Стефенсон, досконально изучивший устройство паровой машины, работающей в шахте, и умеющий устранить любую неисправность, был назначен её машинистом. Джордж был из тех натур, которые, поставив себе какую-либо цель, упорно идут к её достижению. В 18 лет он, не обращая внимания на насмешки товарищей, научился читать и писать. Путём упорного самообразования Стефенсон приобрёл специальность механика по паровым машинам.

В течение следующих лет он занимался изучением паровых двигателей. Первый паровоз, спроектированный Стефенсоном, предназначался для буксировки вагонеток с углем. Этот паровоз делал не больше километра в час и за месяц работы растрясся так, что перестал действовать. Его второй паровоз казался тогда настоящим чудом. Он мог вести состав общим весом до 30 тонн. Машина получила название «Блюхер» в честь прусского фельдмаршала, прославившегося своей победой в битве с Наполеоном.

В следующие пять лет Стефенсон построил ещё 16 машин.


Джордж основал в Ньюкасле первый в мире паровозостроительный завод, на котором в сентябре 1825 года построил локомотив «Эктив», впоследствии переименованный в "Локомоушн". Стефенсон сам провёл состав, нагруженный 80 тоннами угля и муки, который на отдельных участках разгонялся до 39 км/ч. Помимо груза в составе поезда был открытый пассажирский вагон «Эксперимент». Это был первый в мировой практике случай использования железной дороги с паровой тягой для перевозки пассажиров.

В 1829 году прошли соревнования нескольких локомотивов, которые вошли в историю, как "Рейнхильские испытания". Стефенсон выставил на конкурс свой паровоз "Ракета". У него было 4 соперника. Паровоз Стефенсона оказался единственным, успешно завершившим все испытания. Его максимальная скорость достигала 48 км/ч. Блистательная победа "Ракеты" сделала её, пожалуй, самым знаменитым механизмом в истории техники.

Постепенно Стефенсон практически отошёл от дел, занимаясь лишь строительством тоннелей для железной дороги и разработкой новых угольных пластов. Его сын Роберт тоже стал талантливым инженером и во всём помогал отцу. По проектам Джорджа Стефенсона стали строиться паровозы и в других странах. Он принадлежал к тем счастливым изобретателям, кому довелось при жизни увидеть воплощёнными свои замыслы.

Второй персонаж книги, имя которого так же связано с паровыми машинами, - не менее известный изобретатель Роберт Фултон. Роберт родился в штате Пенсильвания, США. Его родители, разорившиеся фермеры, были вынуждены эмигрировать в Америку. В семье было пятеро детей. Отец занимался главным образом тяжелой подённой работой и умер, когда Роберту было всего три года. Семья окончательно оказалась в бедственном положении. Фултон всегда с благоговением вспоминал свою мать, которой удалось не только вырастить детей, но и дать им возможность получить хотя бы начальное образование в местной школе и платить за их обучение. С ранних лет Роберт обнаружил склонность к двум занятиям: живописи и механике. Занимаясь математикой и теоретической механикой, Роберт Фултон увлёкся идеей применения пара в судоходстве. Ему постоянно приходилось изыскивать средства для своих изобретений и периодически терпеть неудачи. Он начал экспериментировать с торпедами и даже представил Наполеону практическую модель подводной лодки «Наутилус». Фултон представил планы постройки парохода правительствам США и Великобритании, но, несмотря на все усилия, не смог найти средств для их осуществления. В то время ему был уже 31 год.

По просьбе посла США Роберта Ливингстона Фултон начал эксперименты с паровыми двигателями. В 1803 году паровое судно длиной 20 м и шириной 2,4 м было испытано на реке Сена. Но, несмотря на удачный опыт, не нашлось ни одного капиталиста, который вложил бы деньги во внедрение и эксплуатацию изобретения.

Роберт едет в Америку, где ему выдали двадцатилетнюю привилегию плавания на пароходах по Гудзону при условии, что в течение двух лет он выстроит пароход, способный идти против течения со скоростью не меньше 6 узлов в час. Воодушевлённый успехом, Фултон заказал новый, более мощный паровой двигатель и приступил к работе.


В 1807 г. пароход Фултона отправился в плавание. Длина судна составляла 45 м, его двигатель имел один цилиндр, в качестве топлива использовались дубовые и сосновые дрова. При испытании он проплыл расстояние в 240 км со средней скоростью 4,7 мили/ч в то время как монополия требовала всего 4 мили/ч. После монтажа кают на пароходе Роберт Фултон начал коммерческие рейсы, перевозя пассажиров и лёгкие грузы. Он запатентовал свой пароход и в последующие годы построил ещё несколько паровых судов. В 1814 году началось строительство 44-пушечного военного парохода «Демологос» для нужд ВМС США, но этот проект был закончен уже после его смерти.

«Республика учёных - не монастырь с одним уставом: она состоит из личностей, у которых общего только интерес к науке и необыкновенные дарования», - пишет автор следующей книги, начиная рассказ о выдающихся европейских ученых XVIII века - Лапласе и Эйлере.

Лаплас и Эйлер: их жизнь и научная деятельность: биографические очерки: с портретами Лапласа и Эйлера, гравированными в Лейпциге Геданом / Е. Ф. Литвинова. - Санкт-Петербург: Типография Товарищества Общественная польза", 1892. - 79 с., 2 л. портр. (51(09И) Л64 27165М-РФ).

Елизавета Фёдоровна считает, что основной особенностью научных трудов Пьера Симона Лапласа является их большая доступность для неспециалистов. К примеру, его сочинение «Система мира» может быть прочитано каждым образованным человеком, потому что оно отличается простотой и ясностью. Французский математик и астроном, известный работами в области дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей, Лаплас был председателем Палаты мер и весов, возглавлял Бюро долгот. Его трактаты по теории вероятностей Парижская академия издала в 13-и томах. Но наибольшее количество исследований Пьера Лапласа относится к небесной механике, которой он занимался всю свою жизнь. Над пятитомным сочинением «Трактат о небесной механике» Лаплас работал на протяжении 26 лет. Он составил более точные таблицы Луны, что имело значение при определении долгот на море и, следовательно, играло большую роль в мореплавании. Явление прилива и отлива древние с отчаянием называли могилой человеческой любознательности. Лаплас первый с уверенностью осознал связь между этими явлениями и притягательной силой Луны и Солнца. Бесспорно, Пьер Лаплас был великим ученым и широко образованным человеком: знал языки, историю, химию и биологию, любил поэзию, музыку, живопись. Он обладал прекрасной памятью и до глубокой старости наизусть читал целые страницы из французского поэта и драматурга Жана Расина . Около него было много талантливых молодых учёных, которым он покровительствовал.

За свою жизнь Пьер Лаплас состоял членом шести академий наук и королевских обществ. Его имя внесено в список величайших учёных Франции, помещённый на первом этаже Эйфелевой башни. В честь Лапласа названы кратер на Луне, астероид, а также многочисленные понятия и теоремы в математике.


Герой второго очерка Е. Ф. Литвиновой - Леонард Эйлер, выдающийся немецкий учёный, внёсший значительный вклад в развитие механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер признан самым продуктивным математиком в истории. Почти полжизни он провёл в России, был академиком Петербургской Академии наук, хорошо знал русский язык, часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском.

В это время Петербургская Академия была одним из главных центров математики в мире. Здесь имелись самые благоприятные условия для расцвета гения Леонарда Эйлера. Однажды Академии потребовалось выполнить весьма сложную работу по расчету траектории кометы. По мнению академиков, для этого нужно было несколько месяцев труда. Л. Эйлер взялся выполнить это в три дня и исполнил работу, но из-за перенапряжения тяжело заболел воспалением правого глаза, которого впоследствии лишился. Вскоре появились два тома его аналитической механики, затем две части введения в арифметику на немецком языке и новая теория музыки. За сочинение о приливах и отливах морей Леонард Эйлер получил премию Французской академии.

Завидное здоровье и лёгкий характер помогали Эйлеру «противостоять ударам судьбы, которые выпали на его долю. Всегда ровное настроение, бодрость, добродушная насмешливость и умение забавно рассказывать делали разговор с ним приятным и желанным...» Эйлера постоянно окружали многочисленные внуки, часто на руках у него сидел ребенок, а на шее лежала кошка. Он сам занимался с детьми математикой. И все это не мешало ему работать. За свою жизнь Леонард Эйлер написал около 900 научных работ.

Томас Эдисон говорил: «Недовольство - первое условие прогресса». О степени «недовольства» великого учёного свидетельствуют его 1093 патента на изобретения. Чтобы сделать мир более удобным, он изобрел фонограф, построил первую в мире электростанцию общественного пользования, усовершенствовал телеграф и телефон, лампу накаливания.

Эдисон и Морзе: их жизнь и научно-практическая деятельность: два биографических очерка / А. В. Каменский. - Санкт-Петербург: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891. - 80 с., фронт. (портр.) ; 19 см. - (Жизнь замечательных людей: (ЖЗЛ). Биографическая библиотека Ф. Павленкова).(6(09И) К18 35638M-РФ)

Свой первый патент Томас Эдисон зарегистрировал в 22 года. Позже он работал настолько продуктивно, что создавал в среднем по одному мелкому изобретению каждые 10 дней и по одному крупному каждые полгода. При каких обстоятельствах были сделаны эти технические достижения американского инженера, рассказывает автор его биографии А. В. Каменский.

Когда Томасу исполнилось 7 лет, его отец обанкротился, и будущий изобретатель, не желая смириться с падением своей семьи, с головой ушел в учебу. Правда, со школой вскоре пришлось проститься. Мать, бывшая школьная учительница, продолжила его обучение на дому. В 10 лет Томас погрузился в химические опыты и создал в подвале дома свою первую лабораторию. Для проведения опытов были необходимы деньги, и в 12 лет Эдисон начал работать. Он продавал газеты, фрукты и конфеты в поездах. Чтобы не терять зря времени, перенес химическую лабораторию в предоставленный в его распоряжение багажный вагон, где однажды чуть не устроил пожар. В 15 лет на сбереженные деньги Томас приобрел печатный станок и стал издавать собственную газету прямо в багажном вагоне поезда, в котором работал, и продавать ее пассажирам.

Эдисона привлекало все инновационное, поэтому вскоре он меняет железную дорогу на телеграф. С первых же дней работы телеграфистом он задумывается об усовершенствовании телеграфного аппарата. Эдисон изобретает электрический регистратор числа голосов избирателей, но на этот патент не нашлось покупателей. Тогда Томас для себя решил, что будет работать только над изобретениями с гарантированным спросом. В дальнейшем он расширил границы возможностей телеграфного аппарата: теперь он мог передавать не только сигналы SOS, но и информацию о биржевых курсах. На этом изобретении Эдисон заработал 40 тысяч долларов и вскоре организовал мастерскую, где изготавливал автоматические телеграфные аппараты и другую электроаппаратуру.

В 1877 году Томас Эдисон изобретает фонограф, который до конца жизни будет считать своим любимым творением. Пресса назвала фонограф «величайшим открытием века», а сам Эдисон предложил множество способов его применения: диктовка писем и документов без помощи стенографистки, воспроизведение музыки, запись переговоров. Новым изобретением Эдисона, потрясшим мир, был аппарат для демонстрации последовательных фотографий - кинескоп. В апреле 1896 Эдисон провел в Нью-Йорке первый публичный показ кинофильма, а в 1913 продемонстрировал уже кино с синхронным звуковым сопровождением.

До конца жизни Томас Эдисон занимался усовершенствованием этого мира. На 85 году жизни, умирая, он сказал своей жене: «Если есть что-нибудь после смерти, это хорошо. Если нет, тоже хорошо. Я прожил жизнь и сделал лучшее, что мог…».

Следующий герой - Сэмюэл Финли Морзе известен всему миру как изобретатель электромагнитного пишущего телеграфа - «аппарата Морзе» и кода передачи - "азбуки Морзе".

Родился Сэмюэл (Самуил) Морзе в штате Массачусетс в обеспеченной американской семье, окончил Йельский колледж. К науке относился равнодушно, хотя его привлекали лекции по электричеству. Также Сэмюэл любил рисовать миниатюрные портреты знакомых. Живопись так увлекла его, что родители послали его в Англию изучать искусство в Королевской академии художеств. В 1813 году Морзе представил в Лондонскую королевскую академию художеств свою картину «Умирающий Геркулес», за которую удостоился золотой медали.

После возвращения домой он десять лет вёл жизнь странствующего живописца, рисуя портреты. Надо сказать, что Сэмюэл был очень общителен и обаятелен, его с охотой принимали в знатных домах. Среди его друзей был даже президент США Линкольн. В Нью-Йорке он создаёт несколько очень интересных портретов и основывает Национальную академию дизайна. Во время второго путешествия в Европу С. Морзе познакомился с известным учёным Л. Дагером и заинтересовался новейшими открытиями в области электричества. А после того, как в университете ему показали описание модели электромагнитного телеграфа, предложенной немецким физиком В. Вебером, он полностью отдал себя изобретательству. Учёный знал, что электрический ток пробегает почти моментально по самой длинной проволоке и что при встрече препятствия возникает искра. Отчего эта искра не может представлять слово, букву, цифру? Отчего не придумать азбуку для передачи слов электричеством? Эта мысль не давала Морзе покоя. Годы работы и учёбы потребовались, чтобы его телеграф заработал. В 1837 году он разработал систему передачи букв точками и тире, ставшей известной во всём мире как код Морзе. Однако он не находил поддержки во внедрении идеи ни дома, ни в Англии, ни во Франции, ни в России, встречая везде отказ. Из поездки в Европу Сэмюэл вернулся домой с разбитыми надеждами и чуть ли не в нищете.

При очередной попытке заинтересовать Конгресс США созданием телеграфных линий он привлёк в партнёры конгрессмена, и в 1843 году Морзе получил субсидию в 30 000 долларов для строительства первой телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. Получив нужные средства, Морзе немедленно приступил к устройству пробной телеграфной линии, которая и была окончена через год с небольшим, хотя публика долго ещё была возмущена тем, что конгресс даром расходует общественные деньги на такое безумное предприятие. Через несколько лет телеграф распространился в Америке, а вслед за тем в Европе и был признан одним из самых удивительных открытий нашего века. Газеты, железные дороги и банки быстро нашли ему применение. Телеграфные линии моментально оплели весь мир, состояние и слава Морзе умножились. Человек, которому часто приходилось голодать, теперь не знал, как избавиться от пышных обедов и торжеств, устраиваемых в его честь. Представители десяти правительств европейских государств на специальном конгрессе сообща постановили выдать Морзе 400 000 франков. В 1858 году он купил имение близ Нью-Йорка, и провёл там остаток жизни с большим семейством среди детей и внуков. В старости Морзе стал филантропом. Он опекал школы, университеты, церкви, миссионеров и бедных художников.

После его смерти слава Морзе как изобретателя стала угасать, так как телеграф потеснили телефон, радио и телевидение. Зато, как ни странно, выросла его репутация художника. Он не считал себя портретистом, но его картины, на которых изображены Лафайет и другие видные люди, знают многие. Его телеграф 1837 года хранится в Национальном музее США, а загородный дом признан историческим памятником.

На протяжении всей истории человечества не меньший интерес, чем покорение водного океана, вызывало покорение океана воздушного. Идея подняться в небо будоражила человеческие умы с глубокой древности. Первые упоминания о попытках подобного рода относятся к IV-V векам до Рождества Христова. Книга «Завоевание воздуха» как раз об этом. Авторы статей, вошедших в этот сборник, - немецкие писатели, ученые, инженеры и воздухоплаватели: Г. Доминик, Ф. М. Фельдгауз, О. Нейшлер, А. Штольберг, О. Стеффенс, Н. Штерн.

Завоевание воздуха: настольная книга по воздухоплаванию и летательной технике: составлено на основании новейших открытий и изобретений: с 162 рис. в тексте / пер. с нем. М. Кадиш; авт. предисл. гр. Цеппелин. - Москва: книгоиздательство "Титан" : Типография торгового дома М. В. Балдин и Ко, . - , 400 с. : ил. (6Т5(09И) З-13 27861 - РФ)

Здесь собраны материалы, посвященные первым опытам полётов: от народных сказаний и легенд до появления воздушных шаров и управляемых аэростатов, а также об использовании воздушных средств для научных, спортивных и культурных целей.

Первые главы книги, автором которых является Ф. М. Фельдгауз, описывают множество летательных попыток прошлого - иногда любопытных, иногда смешных и курьёзных. Кроме крыльев, которые крепились к рукам или туловищу, были также разного рода летательные машины и корабли.

Печальной страницей в истории воздухоплавания является экспедиция под руководством шведского инженера-естествоиспытателя Саломона Андре, совершённая в 1897 году с целью достижения Северного полюса на воздушном шаре, в ходе которой все три её участника погибли. Вот как описывает эту экспедицию доктор А. Штольберг: Саломон Андре - первый шведский воздухоплаватель, предложил организовать экспедицию на заполненом водородом воздушном шаре от Шпицбергена к России или Канады, при этом её путь должен был пройти, если повезёт, прямо через Северный полюс. Патриотически настроенные массы встретили эту идею с энтузиазмом. К сожалению, Андре пренебрёг потенциальными опасностями. Было много свидетельств тому, что изобретённая им технология управления шаром с помощью крепёжных канатов оказалась неэффективной, однако он всё же поставил под удар судьбу экспедиции. Хуже того, воздушный шар "Орёл" был доставлен прямо на Шпицберген его производителем из Парижа и не проходил предварительной проверки. Когда же измерения показали, что утечки водорода происходит больше, чем ожидалось, Андре не посчитал это серьёзной проблемой. Большинство учёных-современников, видя оптимизм Андре, так же пренебрежительно отнеслись к силам природы, которые на самом деле и привели к гибели Саломона Андре и двух его молодых соратников Нильса Стриндберга и Эрнста Френкеля. После старта со Шпицбергена в июле 1897 года воздушный шар очень быстро потерял водород и разбился во льдах уже через два дня. Исследователи при его падении не пострадали, но погибли во время изнурительного похода на юг через дрейфующие полярные льды. Не имея достаточно тёплой одежды, снаряжения и подготовки и потрясённые трудностью прохождения местности, они имели немного шансов на благополучный исход. Когда арктическая зима закрыла им дальнейший путь в октябре, группа оказалась зажатой на пустынном острове Белом в Шпицбергенском архипелаге и там погибла. Правда, в 1909 году об этом ещё не знали. Автор очерка предполагал, что герои экспедиции погибли сразу, как только шар окончательно потерял воздух где-то над океаном. Он пишет: «…вероятно, все трое тот час же утонули; во всяком случае это было бы лучшей участью…». В течение 33 лет судьба экспедиции Андре оставалась одной из загадок Арктики. Случайное обнаружение в 1930 году последнего лагеря экспедиции произвело сенсацию.

В книге описывается еще много историй об удачных и не очень попытках покорения воздушного пространства. Она содержит описания разного рода летательных аппаратов: планеров, аэропланов, монопланов, дирижаблей… Наглядно понять и оценить особенности строения каждого помогут множество рисунков и фотографий, которые изображают фантастические и реальные проекты воздушных средств передвижения и их создателей.

Много интересных, порой курьёзных моментов содержит история изобретения и использования летательных приспособлений в России. Известно, что правители во все времена любили покровительствовать изобретателям летающих машин. Благоволил воздухоплаванию и Александр I.

Очень любопытную и малоизвестную историю рассказывает Александр Алексеевич Родных - российский популяризатор и историк науки, специалист по истории воздухоплавания, научный журналист, писатель-фантаст. Один из первых пропагандистов идей К. Циолковского, выпускник математического факультета Санкт-Петербургского университета.

Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания: из "Истории воздухоплавания и летания в России" : с 19 снимками со старинных рисунков / А. Родных. - [Санкт-Петербург] : [Тип. Т-ва Грамотность], . - 61, 124 с. : ил. (9(С)15 Р60 36628-РФ)

В своей книге он рассказывает о совершенно особом событии в истории воздухоплавания и летания в России. Оказывается, весной 1812 г. по воле Александра I в полнейшей тайне происходила подготовка к уничтожению армии Наполеона при помощи «летучей машины» немецкого изобретателя Леппиха. Леппих вызвался построить управляемую машину, способную подняться в воздух и сбрасывать огромное количество разрывных снарядов для истребления армии Наполеона. А. Родных говорит, что воздушное предприятие Леппиха обошлось российской казне, не считая леса для устройства помещения, отопление, выделку оболочки из шкур и другое, в общей сложности около 185 000 рублей. О внешнем виде машины можно судить по сохранившемуся чертежу, который указывает на то, что идея управляемого воздушного корабля была у Леппиха связана с представлениями о рыбоплавании, т. е. при помощи плавников и хвоста. Несмотря на неоднократные перестроения конструкции, опыты и попытки изобретателя заставить аппарат лететь, предприятие не увенчалось успехом. Автор пишет, что неудачу Леппиха трудно определить, потому что, не имея технических данных самой постройки, невозможно понять, лежит ли ошибка в самой идее или в её исполнении. Относительно окончания пребывания горе-конструктора в России существуют разные данные: по одним, он был выслан за границу в 1814 г., по другим – бежал сам. А. Родных подробно описывает историю этого занимательного, авантюрного, порой полного драматизма предприятия. Учитывая, что изложенные в книге факты и сведения из истории русского воздухоплавания малоизвестны, это сочинение определённо заслуживает внимания.

Мы уже говорили, что многие вещи, являющиеся для современного человека чем-то обыденным, в свое время совершили серьезный переворот в истории человечества, заставив его сделать огромный шаг к прогрессу. Труд английского исследователя и публициста Фредерика Мореля Гольмса (Холмса) «Великие люди и их великие произведения» является своего рода обобщением, художественно-историческим исследованием самых известных изобретений и технических достижений человечества 18-начала 19 веков.

Великие люди и их великие произведения: рассказы о сооружениях знаменитых инженеров / Ф. М. Гольмс; пер. с англ. М. А. Жебелевой. - 2-е изд. - Санкт-Петербург: Изд-во О. Н. Поповой: Типо-литография И. Усманова, 1903. - VIII, 272 с. : ил. (30Г Г63 488195-РФ)

В книге повествуется о таких изобретениях, как паровоз и пароход, чьё появление неузнаваемо изменило мировую экономику; маяк, способный устоять под ударами волн и круглые сутки подающий сигнал кораблям; искусственные каналы, которые зачастую проходят выше уровня моря; токарный станок, с изобретением которого стало возможно изготавливать детали с точно заданными размерами.

Вот как автор книги описывает строительство тоннеля Марка Брюнеля, проложенного под Темзой: « Если бы в то время вам пришлось быть на Ротергитской мели у Темзы, то вы очень удивились бы, увидев, что вместо того, чтобы рыть колодец, там начали возводить башню… Каменщики начали закладывать круглую башню со стенами толщиною 3 фута и высотою в 42 фута…. Почва вырывалась и поднималась вверх при помощи машины… И по мере того, как яма делалась глубже, в неё погружалась эта труба каменной кладки… 65 футов в вышину. Мало-помалу вся она погрузилась в землю».

А при строительстве моста через Менайский пролив нужны были новые идеи, так как ширина от одного берега до другого - больше 335 метров. Мост должен был быть достаточно крепок для прохождения тяжелых поездов на большой скорости и настолько высок над водой, чтобы не мешать судоходству. Задача была очень сложной, но за её осуществление взялся известный инженер Роберт Стефенсон - сын Джорджа Стефенсона, изобретателя паровоза, о котором уже шёл рассказ выше. Как именно, с применением каких технологий был построен первый трубчатый мост «Британия», и для чего было нужно сооружение башни при рытье тоннеля? Кто такой Марк Изамбар Брюнель? Ответы на все эти вопросы даёт автор книги.

Ф. М. Гольмс знакомит читателей с реалистичными образами великих изобретателей, непростой судьбой их самих и их творений, многие из которых до сих пор служат человечеству. Он помогает увидеть окружающую действительность через призму используемых в повседневном быту предметов и технических средств, раскрывая тайну их появления на свет. К отдельному достоинству книги следует отнести особый раздел, посвященный истории технических новшеств в нашей стране.

На этом мы заканчиваем экскурс в историю научно-технических изобретений человечества на страницах изданий 19-начала 20 веков. Надеемся, что наша виртуальная экспозиция вызовет интерес у всех любителей научно-популярной литературы.