Темы сочинений по русскому языку и литературе на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова

Выматывающие экзамены для абитуриентов остались в прошлом: спасибо ЕГЭ. Можно долго спорить о пользе этой системы для российского образования, но факт остается фактом: теперь достаточно набрать нужное количество баллов во время теста – и двери любого вуза откроются перед старательным выпускником. Тем не менее, некоторые учебные заведения продолжают отсеивать неподходящих кандидатов при помощи дополнительных испытаний. В их числе находится и всем известный МГУ . Даже если вы превосходно сдадите ЕГЭ, вам придется проявить себя еще и на вступительном сочинении. Готовы ли вы к нему?

Что происходит за закрытыми дверями аудитории?

Типичное испытание, организованное на гуманитарном факультете, проводится в просторной поточной аудитории. За присутствующими тщательно следят, так что воспользоваться какими-либо шпаргалками или техническими устройствами вряд ли получится. В какой из залов вы попадете, зависит от буквы, с которой начинается ваша фамилия: участников экзамена разделят на группы по алфавиту. Приготовьтесь к долгой очереди на входе и не забудьте взять с собой необходимые документы, иначе в здание вас не пропустят. В аудиторию каждый абитуриент может пронести лишь несколько ручек, а также воду в прозрачной пластиковой бутылке.

На создание сочинения абитуриентам отводится 4 часа , при этом никакими материалами им пользоваться не разрешается. В назначенный срок член приемной комиссии открывает конверт с темами, а затем выписывает их на доске. Традиционно в МГУ на выбор предоставляется 3 темы. Они могут включать в себя как анализ одного произведения известного писателя, так и нескольких его творений. Кроме того, зачастую абитуриентам предлагаются темы, где нужно сопоставить творчество сразу двух авторов. Естественно, такая работа будет сложнее. Возможно также, что для сочинения вам придется вспомнить поэтическое произведение, например, элегию или басню. Излишне говорить, что в выигрыше окажется тот кандидат, который успел выучить несколько стихотворений наизусть. Недаром в учебных пособиях, о которых будет сказано ниже, советуется учить хотя бы по одному стихотворению в неделю во время подготовки к поступлению. Прозу же следует читать вдумчиво, отмечая наиболее важные цитаты, которые могут вам пригодиться в будущем. Самые яркие и значительные фразы стоит зазубрить – с их помощью вы будете доказывать свои тезисы во вступительном сочинении.

Для работы вам выдадут несколько листов большого формата. Часть из них будет вашим черновиком, остальные понадобятся для создания итогового варианта сочинения. Если бумага закончится, вы можете попросить о дополнительных листах, подняв руку и дождавшись, когда к вам приблизится экзаменатор. Вы также можете задать ему вопросы, если вам что-то не понятно в процедуре испытания. На вопросы о теме сочинения или самом произведении экзаменатор не ответит. Чтобы проверяющий смог отличить ваши ненужные листы от итоговой работы, каждый использованный лист необходимо подписать «черновик» или «чистовик» соответственно. Помните, что ваш черновик экзаменатор читать не будет. Если же вы не успели что-либо переписать на чистовик, сделайте надпись «смотреть далее в черновике» - и пометьте нужную страницу. Какие-либо посторонние рисунки или подписи на листах не допускаются – из-за них вашу работу могут не принять.

Какие книги вам понадобятся?

В первую очередь вам следует перечитать как можно больше произведений из школьной программы. Не полагайтесь на то, что вы уже просматривали те или иные повести или романы несколько лет назад. В сочинении вам придется подробно вспомнить и описать поведение не только главных героев, но и второстепенных, и рассказать о мельчайших подробностях сюжета, которые обычно остаются без внимания во время разбора в классе. Каждая вдумчиво прочитанная книга добавит вам шансов на поступление – помните об этом и не тратьте времени даром.

Необходимые пособия для абитуриентов вы можете приобрести в здании 1-го ГУМа. Среди них вы увидите и сборники вступительных сочинений. Вы можете ознакомиться с этими работами для примера, но не слишком полагайтесь на них: к сожалению, ошибок в подобных творениях довольно много. Опытные студенты советуют приобрести так называемые «шурики». Это смешное название получил двухтомник с изображениями Пушкина и Блока на обложках. Данные книги под авторством Бугрова Б.С. и Голубкова М.М. окажут вам большую пользу при поступлении. Они настолько широко известны в МГУ, что достаточно будет упомянуть «шуриков» - и в книжной лавке поймут, что именно вам требуется. В них вы прочтете, на что стоит обратить внимание при анализе произведения, и освежите свои знания о некоторых авторах. Если же вам вдруг попадется учебник по литературе, написанный Лионом П.Э. и Лоховой Н.М. – берите его, не задумываясь. В нем вы найдете не только подсказки по написанию сочинений и хорошие примеры, но и советы по самому экзамену, например, как избавиться от волнения и правильно распределить свое время.

Подготовительные курсы или частные уроки?

Не так давно, до введения ЕГЭ, подготовительные курсы были порой единственным шансом для учеников из регионов набраться нужных знаний и поступить в МГУ. Сейчас все большее внимание уделяется именно сдаче тестов, а дополнительному испытанию не придается особого значения. Тем не менее, если у вас есть возможность посещать учебные курсы в течение года – глупо ей не воспользоваться. Во-первых, это поможет погрузиться в неповторимую атмосферу, царящую в Университете, перезнакомиться с будущими однокурсниками, войти в рабочий ритм. Кроме того, на курсах предоставляют некую «выжимку» из необходимых знаний, благодаря которым вы будете свободнее ориентироваться в теме. Наконец, на занятиях у вас появится шанс потренироваться в написании сочинений: порой для этого абитуриентам устраивают даже пробный экзамен, полностью похожий на настоящий! Разумеется, после таких испытаний волнение на реальном экзамене пропадает – и ученик спокойно берется за дело!

Частные занятия обойдутся вам значительно дороже. Тем не менее, они могут быть необходимы, если вы чувствуете, что катастрофически не успеваете подготовиться к экзамену. Но не стоит возлагать на них слишком много надежд: как бы ни был хорош преподаватель, сочинение за вас он не напишет и книгу перед экзаменом не прочтет. Расспросите о порядке проведения экзамена, узнайте о тонкостях, которых не сообщают простым абитуриентам. Приходите на занятия подготовленными – так они пройдут продуктивно, а вы произведете хорошее впечатление. Цените это время: старайтесь писать побольше сочинений «для себя», а затем показывайте их учителю, чтобы тот нашел ошибки.

Когда задание кажется невыполнимым…

Первая реакция абитуриента, увидевшего темы на доске, как правило, паника. Как бы хорошо ни готовился вчерашний школьник, скорее всего, все знания вылетят у него из головы в этот миг. Постарайтесь успокоиться и понять: какое задание вам ближе всего. В первую очередь стоит посмотреть на текст, который вы читали недавно и, соответственно, лучше знаете. Затем определите вопрос, заключенный в теме – понятно ли вам, о чем придется писать? И, наконец, подумайте, какие цитаты вы можете привести, помните ли точно имена героев, порядок событий. Руководствуясь этим, выберите одну из тем и сконцентрируйтесь на ней.

Начните свою работу с черновика. Не стоит писать на нем сочинение целиком, гораздо удобнее будет создать подробный план. Также переносите на него все мысли касательно сочинения, приходящие в голову. Пишите схематично, используйте сокращения, зачеркивайте и нумеруйте фразы – это ваше право. Для собственного успокоения стоит подробно расписать на черновике введение и заключение. Во вступлении должны содержаться идеи и тезисы, которые вы будете раскрывать в основной части. В заключении, как правило, находятся выводы, сделанные на основе анализа произведения. Напишите также на черновом листе все необходимые цитаты, чтобы потом привести их в нужный момент. Работе над планом вы можете посвятить примерно час экзаменационного времени. После переходите к чистовику – и пишите на нем, постоянно заглядывая в черновые записи.

Как минимум час вы должны оставить для проверки вашей работы. Не торопитесь сдавать сочинение – вам незачем спешить. Просматривайте текст несколько раз, то быстро пробегая взглядом по странице, то вдумываясь в каждое слово. Не забывайте, что на итоговую оценку влияют не только ваши знания по теме, но и грамотность, а также логичность повествования. Если готовое сочинение будет структурированным: сначала тезисы, затем доказательства, а после – выводы, это произведет благоприятное впечатление на экзаменатора.

Ключ к успешной сдаче вступительного испытания кроется в спокойствии и накопленных знаниях. Вы поможете себе, тренируясь в написании сочинений дома. Выставляйте таймер на 4 часа – и пытайтесь создать работу по прошлогодним темам. Если они кажутся вам сложными – освежите в памяти текст произведения. Практика показывает, что достаточно года усиленных занятий, чтобы человек со средними способностями создал достойное сочинение, которое получит проходной балл. Ворота лучшего учебного заведения страны распахнутся лишь перед теми, кто не пожалел времени на подготовку и сделал все возможное, чтобы поступить в МГУ.

Moscow State University

The best known university of Russia is the Moscow State University. It was founded in 1755 on the initiative of the prominent Russian scientist Mikhailo Lomonosov. The university has got a high reputation of the world"s scientific centres. Among its students were famous Russian scientists, historians, philosophers and others.
There are about twenty faculties at the University. The University Library is one of the leading libraries in the country and in the world. It contains millions of books and manuscripts. There is a number of graduate schools at Moscow State University. Every year thousands of students from different countries enter the famous Russian university. They study physics, mathematics, economy, law and many other sciences.
The laboratories and observatories of the Moscow State University have got the world"s fame. There are also several Research Centres.
The main building of the University is situated on Sparrow Hills. In 1920 the Sparrow Hills were given Lenin"s name. After World War II the building site was offered to the Moscow University. It had only one building on Mohovaya Street at that time and could not house all its faculties. The new building was designed by Lev Rudnev, an outstanding Soviet architecture.

Московский государственный университет

Самый известный университет в России - это Московский государственный университет. Он был основан в 1755 г. по инициативе великого русского ученого Михайло Ломоносова. Университет заслужил высокую репутацию мирового научного центра. Среди его студентов были знаменитые русские ученые, историки, философы и т. д.
Университет насчитывает около 20 факультетов. Университетская библиотека - одна из крупнейших в стране и в мире. В ней находятся миллионы книг и манускриптов. При Московском государственном университете существует несколько аспирантур.
Каждый год тысячи студентов из разных стран поступают в знаменитый российский университет. Они изучают физику, математику, экономику, правоведение и многие другие науки.
Лаборатории и обсерватории Московского государственного университета снискали мировую известность. Также на его базе работает несколько научно-исследовательских центров.
Основное здание университета расположено на Воробьевых горах. В 1920 г. Воробьевы горы получили имя Ленина.
После Второй Мировой войны место для строительства было предложено Московскому университету, в его распоряжении было всего одно здание на Моховой, которое не вмещало все факультеты. Новое здание было спроектировано Львом Рудневым, выдающимся советским архитектором.

Questions:

1. What Russian university is the best known one?
2. When was it founded?
3. On whose initiative was it founded?
4. Who were its students?
5. How many faculties has it got?
6. What does its library contain?
7. Are there any graduate schools at the Moscow State University?
8. Who enters Russian universities?
9. What do they study?
10. Where is the main building of the Moscow State University situated?
11. When was the building site on Sparrow Hills offered to the Moscow University?
12. How many buildings had the University got at that time?
13. Where was the University situated?
14. Why was it necessary to build a new building?
15. By whom was the new building designed?


Vocabulary:

on the initiative of по инициативе кого-л.
graduate school аспирантура
to offer предлагать
to house вмещать, содержать в себе

Ломоносова (Москва) - это отличное учебное заведение для молодых людей, которые хотят всецело посвятить свою жизнь науке или же получить качественное разностороннее образование, открывающее двери в ряд ведущих российских и зарубежных компаний.

Основание университета

МГУ был создан в 1755 году М. Ломоносовым и И. Шуваловым. Датой открытия должен был стать 1754 год, но этому было не суждено случиться из-за ремонтных работ. Указ об открытии учебного заведения подписала сама императрица Елизавета зимой того же года. В честь этого события каждый год в университет отмечается Татьянин день. Уже весной начали читаться первые лекции. Куратором вуза стал Иван Шувалов, а директором - Алексей Аргамаков. Самое интересное, что ни в одном официальном документе и ни в одной речи, посвящённой открытию, не был упомянут Михаил Ломоносов. Историки объясняют это тем, что Иван Шувалов присвоил себе идею создания МГУ и славу от неё, а также внедрил в его деятельность ряд положений, которые рьяно оспаривались самым Ломоносовым и другими прогрессивными учёными. Это только предположение, доказательств которому нет. Некоторые историки считают, что Ломоносов лишь исполнял поручения Шувалова.

Управление

Ломоносова подчинялось Правительственному сенату. Профессора вуза подчинялись только университетскому суду, который возглавляли директор и куратор. В обязанности куратора входило полное управление заведением, назначение преподавателей, утверждение учебной программы и т. д. Директор избирался из посторонних лиц и осуществлял контрольную деятельность. В его обязанности также входило обеспечение материальной стороны вопроса и налаживание переписки с известными деятелям науки и другими учебными заведениями. Чтобы решение директора получило полную силу, оно должно было быть утверждено куратором. При директоре работала Конференция профессоров, которая состояла из 3 профессоров и 3 асессоров.

XVIII век

Имени Ломоносова (МГУ) в XVIII веке мог предложить студентам три медицины и права. Михаил Херасков в 1779 году создает университетский благородный пансион, который становится гимназией в 1930 году. Основателем университетской прессы считается (1780 годы). Здесь издавалась газета «Московские ведомости», которая была наиболее популярной во всей Российской империи. Вскоре при вузе начинают формироваться первые научные сообщества.

XIX век

С 1804 года управление университетом перешло в руки Совета и ректора, который утверждался лично императором. Совет состоял из лучших профессоров. Переизбрания ректора происходили каждый год посредством тайного голосования. Точно так же избирались деканы. Первым ректором, которого выбрали по такой системе, стал Х. Чеботарёв. Совет занимался вопросами учебной программы, проверки знаний учащихся и назначением преподавателей в гимназии и училища. Каждый месяц в МГУ имени Ломоносова проходили заседания, посвященные новым научным открытиям и экспериментам. Исполнительным органов стало Правление, состоявшее из ректора и деканов. Общение между управленцами вуза и властью осуществлялось при помощи попечителя. В это время факультеты в МГУ имени М. В. Ломоносова претерпели некоторые изменения: они были поделены на 4 ветки наук (политические, словесные, физико-математические и медицинские).

XX век

В 1911 происходит громкий скандал - «дело Кассо». В результате него университет на 6 лет покидают около 30 профессоров и 130 преподавателей. Сильнее всего от этого пострадал физико-математический факультет, который после ухода П. Лебедева замер в развитии на 15 лет. В 1949 году начинается строительство нового корпуса на Воробьёвых горах, который в будущем становится главным зданием вуза. В 1992 году ректором университета избирается известный математик В. Садовничий.

Учебный процесс

Хотите знать, чему учат в МГУ имени Ломоносова? В 2011 году все российские вузы должны были перейти на двухуровневую систему обучения, которую предписывает Болонская конвенции. Несмотря на это, МГУ продолжает обучать студентов по интегрированной 6-летней программе. Ректор университета Виктор Садовничий заявил, что учебное заведение готовит будущих специалистов согласно собственным стандартам. Он сделал акцент на том, что они будут на уровень выше государственных. Для студентов возможны две формы обучения - специалитет и магистратура. Обучение на специалиста будет длиться 6 лет, а бакалавриат останется лишь на некоторых факультетах. Аналитики в области образования имеют разные точки зрения на такое решение вуза: кто-то его одобряет, кто-то же не спешит делать выводы.

Структура

На сегодняшний день университет состоит из более чем 600 зданий, общая площадь которых равна примерно 1 миллиону м². Лишь в столице России территория вуза занимает около 200 га. Известно, что правительство Москвы выделило местность площадью 120 га для новых застроек вуза, на которой с 2003 года ведутся активные работы. Территория была получена в безвозмездную аренду. Строительство происходит во многом благодаря содействию ЗАО «Интеко». Компания застроила часть выделенной территории двумя жилыми районами и зоной парковки. Университет имеет долю в размере 30 % от и 15 % от паркинга. Также территорию планируется застроить четырьмя зданиями, окружающими фундаментальную библиотеку. Всё это будет представлять из себя небольшой городок, на котором разместятся лабораторный и исследовательский корпуса и стадион.

В 2005 году была построена фундаментальная библиотека. Осенью 2007 года мэр города Ю. Лужков и ректор МГУ торжественно открыли два важных объекта: Первый учебный корпус МГУ, в котором расположились три факультета (государственного управления, исторический и философский) и система из 5 зданий для медицинского центра (поликлиника, стационар, диагностический и аналитический центры и учебный корпус). Зимой 2009 года прошло торжественное открытие 3-го гуманитарного корпуса, в котором планировалась разместить экономический факультет. Через год был открыт 4-й корпус, который занял юридический факультет. Под Ломоносовским проспектом был создан подземный пешеходный переход, который соединил новую и старую территории.

В 2011 году первый учебный корпус, расположенный на новой территории, стали именовать «Шуваловский», а ещё один строящийся получит название «Ломоносовский». Филиалы вуза есть даже за пределами страны, в самых отдаленных уголках: в Астане, Душанбе, Баку, Ереване, Ташкенте и Севастополе.

Научная жизнь

Имени Ломоносова (МГУ) славится талантливыми учёными, которые регулярно публикуют интересные работы и исследования. Весной 2017 года биологи МГУ опубликовали доклад, в котором доказали взаимосвязь между почечной недостаточностью и «неправильными» митохондриями. Результаты эксперименты были опубликованы в научном журнале Scientific Reports. Был создан новый способ, помогающий оценивать состояние окружающей среды. Вуз славится не только известными учеными, которые уже создали себе имя, но и молодыми талантами. Многие из них в 2017 году стали лауреатами премии правительства Москвы.

Факультеты

МГУ имени Ломоносова предлагает студентам на выбор большое количество направлений образования. Всего насчитывается около 30 факультетов. На основе вуза функционирует Московская школа экономики, Высшая школа бизнеса, факультет военного обучения, Высшая школа перевода и т. д. Также есть Университетская гимназия, которая принимает детей-сирот. Что интересного мы можем узнать о МГУ имени Ломоносова? Физический факультет считается одним из самых прогрессивных, и не зря. Его считают лучшим местом для обучения физике во всей России, ведь здесь проводятся исследования, которые получают мировую огласку. Ведущие преподаватели - это ученые, которые известны своими открытиями и идеями даже за рубежом. Данный факультет был создан в 1933 году, и тогда он назывался кафедрой экспериментальной и теоретической физики. Здесь преподавали такие ученые, как С. Вавилов, Н. Боголюбов, А. Тихонов. Из 10 российских лауреатов Нобелевской премии 7 обучались и работали на этом факультете: А. Прохоров, П. Капица, И. Франк, Л. Ландау, А. Абрикосов и И. Тамм.

Подводя итоги этой обзорной статьи, хочется сказать, что МГУ им. Ломоносова - это один из лучших вузов Российской Федерации, если не самый лучший. Делать выбор каждому абитуриенту следует самостоятельно, ведь обучение здесь открывает массу возможностей. Популярность этого учебного заведения вряд ли когда-то упадёт, ведь даже в филиалах практически никогда не бывает недоборов.

Подготовка к сдаче вступительных испытаний на все факультеты МГУ им. М.В.Ломоносова, в другие вузы, к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), Государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов (ГИА) и сочинению по литературе. Набор учащихся 11, 10 и 9 классов на 2017/18 учебный год. Занятия проводят преподаватели
МГУ им. М.В. Ломоносова. Высокий уровень подготовки абитуриентов.

Задания МГУ >>

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2010г.

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2008г.

Гуманитарные факультеты

1. Пейзаж и его функции в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Средства создания сатирических образов в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина.
3. Тема творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Естественные факультеты

1. Мотивы «сна» и «мечты» в поэзии М.Ю. Лермонтова.
2. Сцены дуэли в романах И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н. Толстого («Война и мир»).
3. Художественное своеобразие поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2007г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения

1. Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова и А.А. Блока.
2. Образ Штольца и его роль в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Особенности конфликта в пьесе М.А. Булгакова «Дни Турбиных».

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, государственного управления, социологический, мировой политики, искусств, высшая школа перевода, высшая школа государственного аудита

1. Средства раскрытия характеров в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Трагическое и героическое в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».

Факультеты: географический, экономический, психологии, высшая школа бизнеса, московская школа экономики, глобальных процессов

1. Представители молодого поколения в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение быта и нравов городских низов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Национальное и общечеловеческое в поэзии С.А. Есенина.

Факультеты: физический, почвоведения

1. Историческая достоверность и вымысел в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
2. Образы крестьян в лирике Н.А. Некрасова.
3. Социально-политическая проблематика прозы А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор»).

Факультеты: механико-математический, химический, физико-химический, биологический, геологический, наук о материалах, биоинженерии и биоинформатики

1. Изображение представителей поместного дворянства в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2. Образ Агафьи Пшеницыной и его значение в романе И.А. Гончарова «Обломов».
3. Социально-нравственная проблематика рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Факультеты: вычислительной математики и кибернетики, фундаментальной медицины

1. Социально-нравственные ориентиры московского общества в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2. Проблематика и художественное своеобразие рассказа А.П. Чехова «Душечка».
3. Юмористическая образность в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2008 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2006г.

Факультеты: филологический, иностранных языков и регионоведения, журналистики

1. Гипербола и гротеск в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образы студентов в русской литературе второй половины XIX века («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Студент» А.П. Чехова).
3. Мир природы в поэзии Б.Л.Пастернака.

Факультеты: исторический, философский, юридический, институт стран Азии и Африки, социологический, искусств, государственного управления, мировой политики, переводоведения

1. Тематика и роль лирических отступлений в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы купцов в пьесах А.Н.Островского и А.П.Чехова («Гроза» и «Вишневый сад»).
3. Своеобразие сатиры в поэзии В.В.Маяковского.

Факультеты: биологический, биоинженерии и биоинформатики, высшая школа бизнеса

1. Москва и москвичи в образном мире романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Тема меняющегося времени в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Фантастическое и реальное в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Экономический факультет

1. Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль иронии в сценическом действии комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Мотивы одиночества и тоски в поэзии С.А.Есенина.

Факультет психологии

1. Конфликт личности и государства в поэме А.С.Пушкина «Медный Всадник».
2. Образы Марьи Болконской, Наташи Ростовой и их значение в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Комическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Московская школа экономики

1. Образ Москвы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Герои партизанской войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Художественное воплощение народного характера в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин».

Географический факультет

1. Образ русской провинции в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Жизненный путь Николая Ростова и эволюция его характера («Война и мир» Л.Н.Толстого).
3. Тема России в поэзии А.А.Блока.

Факультеты: наук о материалах, глобальных процессов

1. Мотив страха в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Образ крестьянской семьи в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Изображение провинциального города в рассказах А.П.Чехова.

Факультеты: механико-математический, физический, почвоведения

1. История жизни Чичикова и ее осмысление автором-повествователем («Мертвые души» Н.В.Гоголя).
2. Художественная роль контрастов и антитез в драматургии А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Природа как источник поэтической образности в творчестве С.А.Есенина.

Факультеты: химический, физико-химический

1. События прошлого в рассуждениях героев комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Картины природы в творчестве Н.А.Некрасова.
3. Образы иноземцев в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультеты: геологический, фундаментальной медицины

1. Юмор в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Портрет как средство характеристики героев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского.

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1. Тема петербургской жизни в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2. Типы крестьян в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Мотивы прошлого времени в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2007 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2005г.

1. Сатирические портреты героев в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Женские образы в пьесах А.Н.Островского «Гроза», «Лес».
3. Тема Родины в поэзии С.А.Есенина.

1. Женские образы в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Взаимоотношения барина и мужика в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Тема Великой Отечественной войны в рассказе А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Физический факультет

1. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как роман, в котором «отразился век».
2. Молодое поколение в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Сторонники и противники профессора Преображенского в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Химический факультет, факультет наук о материалах

1. Нравственная основа духовного совершенства Татьяны Лариной («Евгений Онегин» А.С.Пушкина).
2. Народ и власть в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Герои ранней романтической прозы М.Горького («Старуха Изергиль»).

Биологический факультет

1. Философская проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль Кулигина и Феклуши в системе образов драмы А.Н.Островского «Гроза».
3. Образ возлюбленной в лирике А.А.Блока.

Факультет почвоведения

1. Тема женской верности в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Революционная эпоха и судьба интеллигенции в драме «Дни Турбиных» М.А.Булгакова.

Геологический факультет

1. Тема любви в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Люди искусства в комедии А.Н.Островского «Лес» и драме М.Горького «На дне».
3. Русская деревня в изображении А.И.Солженицына (рассказ «Матрёнин двор»).

Географический факультет

1. Образы людей из народа в поэме H .В.Гоголя «Мертвые души».
2. Настоящее и будущее России в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Тема любви в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет фундаментальной медицины

1. Максим Максимыч как герой-повествователь в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»,
2. Судьба женщины-крестьянки в поэзии Н.А.Некрасова.
3. Драма русского офицерства в сценическом воплощении М.А.Булгакова («Дни Турбиных»).

Факультет биоинженерии и биоинформатики

1. Тема государственной службы в комедии А.С.Грибоедова Горе от ума».
2. Картины народной жизни в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Эволюция портретных описаний Григория Мелехова в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Исторический факультет

1. «Купечество да гражданство» в комедии H .В.Гоголя « Ревизор».
2. Мотивы лирики Н.А.Некрасова.
3. Трагические конфликты эпохи в романе М.А.Шолохова Тихий Дон».

Филологический факультет

1. Ирония и ее роль в комедии H .В.Гоголя «Ревизор».
2. Изображение усадебной жизни в романах И.С.Тургенева («Отцы и дети») и Л.Н.Толстого («Война и мир»).
3. Своеобразие метафор в лирике В.В.Маяковского.

Философский факультет

1. Тематика и роль лирических отступлений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Гротеск в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина.
3. Фантастические ситуации и их образный смысл в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет

1. Столица и провинция в изображении А.С.Пушкина (роман «Евгений Онегин»).
2. Любовные сюжеты в пьесах А.Н.Островского («Гроза», «Лес»).
3. Комическое в рассказах В.М.Шукшина «Чудик», «Миль пардон, мадам».

Юридический факультет

1. Описание снов и их роль в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Образ Дуни и его роль в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Картины быта 1920-х годов в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Факультет журналистики

1. Образы животных и их функции в баснях И.А.Крылова и сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина,
2. Группировка персонажей в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Мотивы скорби и страдания в поэзии А.А.Ахматовой.

Факультет психологии

1. Система персонажей в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»·
2. Милосердие и жестокость в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Женские образы в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки

1. Тема дворянского воспитания в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка».
2. Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова («Смерть чиновника». «Хамелеон», «Человек в футляре»).
3. Образ времени в драме В.В.Маяковского «Баня».

Социологический факультет

1. Особенности пейзажных зарисовок в поэмах М.Ю.Лермонтова «Песня... про купца Калашникова» и «Мцыри».
2. Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова.
3. Образы людей искусства в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и « Баня».

Факультет иностранных языков и регионоведения

1. Образы-символы и их художественная роль в поэзии М. Ю. Лермонтова.
2. Второстепенные персонажи в пьесах А.Н.Островского «Гроза» и «Лес».
3. Батальные сцены в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Факультет искусств

1. Добро и зло в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Русский национальный характер в изображении Л.Н.Толстого (роман «Война и мир»).
3. Образы Елены и Лариосика в системе персонажей драмы М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет государственного управления

1. Женские образы в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Функции пейзажа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Русский народный характер в поэме А.Т Твардовского «Василий Тёркин».

Высшая школа бизнеса

1. Жизненная философия противников Чацкого в комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Изображение угнетателей народа в поэме H .А Некрасова «К ому на Руси жить хорошо».
3. Судьба женщины-крестьянки в рассказе А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Факультет мировой политики

1. Жанр элегии в лирике А.С.Пушкина и M Ю.Лермонтова.
2. Сатирическое изображение помещичьего быта в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Тема любви в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».

Московская школа экономики

1. Сатирическое изображение чиновничества в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Сны Раскольникова и их сюжетно-композиционные функции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Жанр послания в лирике С.А.Есенина.

Факультет глобальных процессов

1. Образ крепостного слуги в русской прозе первой половины XIX века («Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Обломов» И.А.Гончарова).
2. Изображение нравов города Калинова в драме «Гроза» А.Н.Островского.
3. Гуманистические мотивы лирики С.А.Есенина.

Высшая школа перевода

1. Трагическое и героическое в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы партизан в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2006 году.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2004г.

Вступительный экзамен для победителей III и IV этапов Всероссийской олимпиады

Гуманитарные факультеты:

1 Мотив возвращения к прошлому в лирике А.С.Пушкина. 2 Женские образы в комедии А.Н.Островского «Лес». 3 Социально нравственная проблематика рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

Механико-математический факультет, Физический факультет, Факультет наук о материалах, Филологический факультет:

1 М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени».
2 Образы Хлестакова и Осипа, в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
3 Символика и ее роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Биологический факультет, Географический факультет, Экономический факультет:

1 Исторические детали и их роль в «Песне … про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
2 Идеалы Обломова и авторская позиция в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Образы офицеров в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Механико-математический факультет

1 Философские мотивы лирики А.С.Пушкина.
2 Изображение внутреннего мира человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3 Женские образы в драме М.Горького «На дне».

Факультет вычислительной математики и кибернетики

1 Московское общество в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Природа как источник поэтической образности в произведениях А.А.Блока.

Физический факультет:

1 «Евгений Онегин» А.С.Пушкина как реалистический роман.
2 Сатира и юмор в комедии А.Н.Островского «Лес».
3 Пейзаж и его роль в рассказе М Горького «Старуха Изергиль».

Химический факультет, Факультет наук о материалах:

1 Отражение событий русской истории в стихотворениях и поэмах А.С.Пушкина и М.Ю Лермонтова.
2 Воссоздание купеческого быта в драме А.Н.Островского «Гроза».
3 Семья Бровкиных в системе персонажей резана А.Н.Толстого «Петр Первый».

1 Изображение природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2 Любовный сюжет в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3 Спор о лжи и правде в драме М.Горького «На дне».

Факультет почвоведения:

1 София Фамусова и ее место в образной системе комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2 Проблематика и художественные особенности сказок М Е Салтыкова Щедрина.
3 Тема любви в поэзии В.В.Маяковского.

Геологический факультет:

1. Особенности художественного отображения исторических событий в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема театра и судьба актеров в комедии А.Н.Островского «Лес».
3. Эпическое и лирическое в поэме А.А.Блока «Двенадцать».

Географический факультет:

1. Сатирическое изображение чиновников в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя и сказках М Е Салтыкова Щедрина.
2. Темы греха возмездия и покаяния в драме А.Н.Островского «Гроза».
3.«Во весь голос» В.В.Маяковского как поэтический рассказ «о времени и о себе».

Медицинский факультет:

1. Образ Маши Мироновой и его значение в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Тема духовного рабства в поэме Н.А.Некрасова Жому на Руси жить хорошо».
3. Типы мещан в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Исторический факультет:

1. Образы слуг в комедиях «Ревизор» Н.В.Гоголя и «Лес» А Н Островского.
2. Крестьянские семьи в поэтическом изображении Н А Некрасова.
3. Мотив превращения и его роль в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

Филологический факультет:

1. Романтическая образность «Песни про … купца Калашникова» и «Мцыри» М.Ю.Лермонтова.
2. Патриархальный мир в изображении И.А.Гончарова («Обломов») и А.Н.Островского («Гроза»).
3. Сюжетно-композиционное своеобразие рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».

Философский факультет:

1. Эволюция идей в гражданской лирике А.С.Пушкина.
2. Лирический подтекст в комедии А.П.Чехова « Вишневый сад».
3. Этическая проблематика рассказов В.М.Шукшина «Срезал» и «Чудик».

Экономический факультет:

1. Парадоксы личности Печорина («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова).
2. Типы крестьян-правдоискателей в поэме Н.А.Некрасова Кому на Руси жить хорошо».
3. Цели и средства сатирического обличения в пьесе В.В.Маяковского «Баня».

Юридический факультет:

1. Мотив воспоминаний в лирике А.С.Пушкина.
2. Образы детей в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
3. Комическое и трагическое в драме М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Факультет журналистики:

1. Образы друзей и мотив дружбы в поэзии А.С.Пушкина
2. Внутренний монолог как средство раскрытия характера в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3. Платон Каратаев (роман Л.Н.Толстого «Война и мир») и Лука (драма М Горького «На дне») сопоставительный анализ

Факультет психологии:

1. Героическое в поэмах М.Ю Лермонтова («Песня про … купца Калашникова». «Мцыри»).
2. Роль второстепенных персонажей в драме А.Н.Островского «Гроза».
3. Изображение московского быта 1930 х годов в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

1. Художественные детали и их функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Типы помещиков в поэме Н А Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Драматургическое мастерство М Горького в пьесе «На дне».

Социологический факультет:

1. Романтический идеал и действительность в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
2. Образы крепостных слуг в романах А.С.Пушкина («Капитанская дочка») и И.А.Гончарова («Обломов»).
3. Тема гордого человека в произведениях М Горького.

1. Изображение Бородинской битвы в произведениях М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Нравственная проблематика комедии А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Женские образы в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1. Значение образов Загорецкого и Репетилова в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
2. Художественная роль портретов и пейзажей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. «Половодье чувств» в поэзии С.А.Есенина.

1. Изображение быта и нравов «водяного общества» в романе М.Ю..Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Комическое в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».
3. Образ автора и его роль в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Высшая школа бизнеса:

1. Парные персонажи в произведениях Н.В.Гоголя («Ревизор» «Мертвые души»).
2. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3. Человек на войне в изображении А.Т.Твардовского (поэма «Василий Теркин»).

Факультет мировой политики:

1. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова.
2. Изображение людей из народа в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Своеобразие конфликта в комедии В.В.Маяковского «Клоп».

Источник: Справочник для поступающих в Московский университет в 2005 г.


Темы сочинений по русскому языку и литературе, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МГУ им. М.В.Ломоносова в 2003г.

Механико-математический факультет:

1. Любовь и дружба в произведениях А.С.Пушкина.
2. Образ Сони Мармеладовой и его художественная роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Мастерство А.М.Горького - драматурга («На дне»).

Факультет вычислительной математики и кибернетики:

1. Образ Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

3. Тема любви в лирике В.В.Маяковского.

Физический факультет:

1. «Повесть о капитане Копейкине» и ее сюжетно-композиционные функции в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».
2. Духовная драма Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»).
3. Лирический герои поэзии В.В.Маяковского.

Химический факультет, факультет наук о материалах:

1. Тема «русского бунта» в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
2. Душевная драма Катерины (По пьесе А.Н.Островского «Гроза»).
3. Мотивы лирики А.А.Блока.

Биологический факультет, факультет биоинженерии и биоинформатики:

1. Размышления о смысле жизни любви и дружбе в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».
2. Сатирические образы в произведениях А.П.Чехова.
3. Фронтовое товарищество в изображении А.Т.Твардовского (Василий Теркин).

Факультет почвоведения:

1. Образ поэта и тема творчества в лирике М.Ю. Лермонтова.
2. Сила и слабость базаровского нигилизма (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»*).
3. Раздумье о человеке в пьесе А.М.Горького «На дне»

Геологический факультет:

1. Бородинское сражение в изображении М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого.
2. Народное миропонимание и авторская позиция в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
3. Образ Пилата, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Географический факультет:

1. Фамусов и жизненная философия «отцов» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
2. Внутренняя красота человека в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
3. Прекрасная Дама в лирике А.А.Блока.

Медицинский факультет:

Исторический факультет:

1. Мир «детей природы» и «водяное общество» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».
2. Роль любовной интриги в пьесах А.Н.Островского («Гроза» «Лес»).
3. Тема жизни и смерти и ее художественное выражение в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан Франциске».

Филологический факультет:

1. Русская деревня в изображении А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2. Человек на войне в изображении Л.Н.Толстого.
3. Москва и москвичи в произведениях М.А.Булгакова.

Философский факультет:

1. Тема чести и верности в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина.
2. Тема родины в поэзии Н.А.Некрасова и А.А.Блока (сопоставительный анализ).
3. Образы будущего в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».

Экономический факультет:

1. Жизненные идеалы и нравственный облик Чичикова (Н В Гоголь «Мертвые души»).
2. Изображение русского дворянства в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
3. Судьба России б поэзии А.А.Блока.

Юридический факультет:

1 «Век минувший» в произведениях А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина.
2 Проблема гармоничной личности и ее решение в романе И.А.Гончарова «Обломов».
3 Художественное воплощение жизни поэта в лирическом герое (лирика А.А.Блока).

Факультет журналистики:


2 Образы русской природы в пьесах А.Н.Островского «Лес» и А.П.Чехова «Вишневый сад».
3 Национальный характер в прозе В.А.Распутина и В.М.Шукшина.

Факультет психологии:

1. Образы природы в лирике М.Ю.Лермонтова.
2. Мастерство психологического анализа в романе Л.Н.Толстого Воина и мир».
3. Тема любви в поэзии А.А.Блока.

Институт стран Азии и Африки:

1 Мотив странствий в русской литературе первой половины ХIХ века.
2 Авторская позиция и форма ее выражения в романе Ф.М.Достоевского Преступлена и наказание».
3 Система персонажей в пьесе М.А.Булгакова «Дни Турбиных».

Социологический факультет:

1 Мотив судьбы в произведениях В.А.Жуковского А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.
2 «Двойники» в системе образов романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
3 «На дне» М Горького как философская драма.

Факультет иностранных языков:

1 Принципы воспитания молодого дворянина в романе И.А.Гончарова «Обломов».
2 Тема поэта и общества в лирике М.Ю.Лермонтова.
3 Человек и история в романе Л.Н.Толстого «Петр Первый».

Факультет искусств:

1 Хлестаков и хлестаковщина в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
2 Трагизм образа Базарова (по роману И С Тургенева «Отцы и дети»).
3 Тема русского характера в рассказе М А Шолохова «Судьба человека».
4 Герой времени в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
5 Женские образы в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание».
6 Образ Родины в лирике А.А.Блока и С А.Есенина.

Факультет государственного управления:

1 «Пророк» А.С.Пушкина и «Пророк» М.Ю.Лермонтова (сопоставительный анализ)
2 Смысл названия пьесы А.Н.Островского «Гроза» и ее идейное содержание
3 Образ Города в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Высшая школа бизнеса:

1 Мотив одиночества в поэзии М.Ю.Лермонтова
2 «Дворянское гнездо» в изображении А.П.Чехова («Вишневый сад»)
3 Тема счастья в поэзии А А Блока.

Факультет мировой политики:

1 Печорин и Раскольников проблема раздвоения личности.
2 Роль художественной детали в произведениях А.П.Чехова.
3 Лирическое и эпическое в поэме С.А.Есенина «Анна Снегина».