Почему памятник на могиле хрущева черно белый. Как эрнст неизвестный делал памятник хрущеву


Надгробный памятник Хрущеву стал вызовом партийной верхушке / Фото: Д. Дебабов


Никита Сергеевич Хрущев умер 11 сентября 1971 года.
До него умирали два высших руководителя партии и Советского правительства - Ленин и Сталин. Оба они были забальзамированы и помещены в Мавзолей на Красной площади. Хрущев потом вынул оттуда "отца народов" и перезахоронил Сталина отдельно - за Мавзолеем. Высшее кремлевское руководство столкнулось с неожиданной проблемой: где хоронить скончавшегося?

"Диктатору на пенсии" (по определению Роя Медведева) были положены государственные похороны с соблюдением ритуального протокола. Этот протокол включал: официальное объявление по радио, телевидению и в печати, некролог, образование комиссии по организации похорон, прощание (по прежним прецедентам - в Колонном зале), выбор погоста, выступления на траурной церемонии, взвод почетного караула, залпы, затем увековечение памяти, материальное обеспечение родных...

Соблюдение всех этих этапов печального ритуала - свидетельство политической культуры руководства страны. Международное значение подобных событий также трудно переоценить - лидеры других стран в таких случаях шлют траурные телеграммы. А что делать со смертью опального лидера? Проигнорировать? Но это означало бы усомниться в величии советской власти, которую Хрущев олицетворял 11 лет. Поскольку заготовок не было, ответственные товарищи решали проблему с чистого листа.


Медицинское заключение о смерти Н.С. Хрущева


Решали новаторски. Начать с того, что причину смерти бывшего советского лидера скрыли не только от граждан, но и от высшей номенклатуры. Лишь сегодня, 45 лет спустя, впервые публикуется официальное заключение о смерти Н.С. Хрущева (см. иллюстрацию). Оно подписано консилиумом во главе с академиком Евгением Чазовым, который долгие годы возглавлял Кремлевку, то есть 4-е Главное управление при Минздраве СССР, и был личным врачом руководителей страны. В документе нет ни слова о "тяжелой и продолжительной болезни", которой якобы страдал покойный. Между тем ссылки на недомогание фигурировали в памятном 64-м, когда Хрущев "попросил" товарищей освободить его от руководства страной "в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья". Как явствует из записки Чазова, Хрущеву требовалась медицинская помощь, но значительно позже - в 1970 и 1971 годах, когда он заканчивал свои мемуары и его вызывали на "допросы". Получалось, что кончину пенсионера ускорили коллеги.

Записку Чазова Брежнев прочитал. И решил не отправлять ее товарищам - документ лег в архив.

Раскол в группе товарищей

Похоронные предложения поручили подготовить секретарю ЦК Петру Демичеву. Коллеги помнили: Хрущев сделал его своим помощником в памятные дни сталинских похорон, а в октябре 1961 года поручил ему выступить на съезде партии с предложением вынести тело Сталина из Мавзолея. Поручение читалось однозначно: теперь Петр Нилович должен доказать лояльность "ленинскому руководству" грамотно организованным прощанием со своим "благодетелем".

Вот предложения Демичева :

"В связи с кончиной Хрущева Н.С. вносим предложение поручить провести похороны партийному комитету при Секретариате ЦК КПСС и Управлению делами ЦК КПСС.

Для прощания родных с покойным в тот же день в 10 часов утра установить гроб с телом Хрущева в траурном зале Центральной клинической больницы IV Главного управления Минздрава СССР.

"Партийный комитет партийной организации при Секретариате ЦК КПСС с глубоким прискорбием извещает, что 11 сентября 1971 года после тяжелой продолжительной болезни скончался член КПСС с 1918 года, персональный пенсионер Никита Сергеевич Хрущев и выражает глубокое соболезнование семье покойного".

Расходы по похоронам принять на счет партийного бюджета.


Расшифруем: прощание предлагалось организовывать в ритуальном зале при больнице; некролога не только с фотографией, но даже без оной не предполагалось. Непосвященные вообще не поняли бы, кого хоронят. Пособие семье в размере двухмесячной пенсии на организацию поминок не предусмотрено.

Дальше началась аппаратная работа с запиской Демичева. По законам жанра демократического централизма ее нужно было одобрить. Заместитель заведующего Общим отделом (канцелярии) ЦК Клавдий Боголюбов начинает обзванивать товарищей по политбюро. Андрей Кириленко, Арвид Пельше и Петр Шелест - безоговорочно "за". Но потом начинают происходить странные и необычные для плавного движения кремлевского документооборота события.

Председатель Комитета народного контроля Геннадий Воронов предлагает "извещение дать от имени ЦК и Совета министров" (а не от имени парткома при Секретариате ЦК КПСС). Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин идет дальше - зачеркивает Новодевичье кладбище и пишет взамен: "в Кремлевской стене без установленного ритуала". То есть без комиссии по организации похорон, без развернутого некролога с фотографией и подписями членов политбюро, без выступлений на трибуне Мавзолея. Но - в Кремлевской стене. Кроме того, Косыгин предложил добавить в извещении о кончине "бывший первый секретарь ЦК КПСС и председатель Совета Министров СССР".

К "особым мнениям" присоединяется и председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он фиксирует на бумаге: "Считаю целесообразным похоронить в Кремлевской стене без установленного ритуала с добавкой в извещении и гроб с телом может быть выставлен в клубе ЦК 10/IX-71". То есть не в режимном морге при закрытой больнице, а в святая святых - на Старой площади. Значит, транспортное движение нужно будет перекрывать и кортеж с мигалками предоставлять.

Что же получалось? А получалось, что в триумвирате созданного после свержения Хрущева коллективного руководства (Брежнев, Косыгин, Подгорный) именно по вопросу о Хрущеве никакого единства не было. Тишь да гладь единодушных мнений и кулуарных единогласных решений рушилась на глазах. Оказывалось, что по основополагающему вопросу советской политической культуры - о том, как и где хоронить свергнутого лидера, в Кремле намечался раскол.

Эту, по сути дела, сформировавшуюся "оппозиционную группу" поддерживает и первый заместитель премьера Дмитрий Полянский. Свое предложение он излагает в виде формального проекта для голосования:

"1. Было бы целесообразно сделать кремацию и урну с прахом Н.С. Хрущева захоронить в Кремлевской стене.

2. В сообщении о смерти надо указать, что он был первым секретарем ЦК КПСС и председателем Совета Министров СССР".

Бунт принимает форму законотворчества.

Ведь как происходило в цековской практике? Если один товарищ предлагал добавить запятую, это скрупулезно фиксировали. Если другой товарищ советовал убрать восклицательный знак, то прислушивались и к этому мнению. Третий считал нужным переписать лозунг-призыв к 1 Мая и вместо "братский народ Болгарии" сказать "народ братской Болгарии", товарищи и с этим соглашались. А теперь чуть ли не половина политбюро устроила демарш по основному вопросу византийской природы власти, который даже обсуждению не подлежал: свергнутый властитель вычеркивается из истории. Навсегда. Это - закон. Точка.

С усопшим Хрущевым, однако, точка никак не выходила: товарищи Брежнев, Кириленко, Пельше и Шелест сочли возможным проголосовать по телефону, а их верные соратники, зная об этом, не согласились. И зафиксировали это на бумаге, внесли формальное контрпредложение.

Что можно было предпринять в подобной ситуации? Богатый аппаратный опыт подсказывал ответ: голосования не допускать, немедленно объявлять первую бумагу недействительной и начинать по новой. Нет бумаги - нет проблемы.

Так и поступили. Товарища Демичева от составления новой дорожной карты похорон отстраняют (через три года он будет отправлен руководить культурой в должности министра). Ждут один день. А 12 сентября появляется новая бумага - фактический меморандум секретарей ЦК и московского городского партийного главы Виктора Гришина. Решено: текст извещения дать от имени ЦК и Совмина, указать высшие партийно-правительственные должности усопшего персонального пенсионера, но - никакой Стены.

В личном деле Хрущева сохранился экземпляр Михаила Суслова со следами его вдумчивой работы. Именно он решает эту головоломку. Для солидности привлекает к голосованию кандидатов в члены политбюро и секретарей ЦК. Суслов в итоге и загасил фронду.

Николай Подгорный признает свое поражение:

"Я согласен со второй частью, что извещение будет опубликовано от ЦК и Совмина. По первой части - относительно места захоронения - я давал вчера замечания. Но раз все проголосовали за, то, как говорят, один в поле не воин".

Сказалась ли эта история потом на политической биографии "диссидентов" из политбюро? Судите сами: Воронов будет смещен через два года, Полянский через пять отправлен послом в Японию, Подгорного годом позже уберут с поста председателя Президиума Верховного Совета СССР. А отправленному на пенсию Алексею Николаевичу Косыгину фронду помянут на его же похоронах - ему откажут в прощании в Колонном зале Дома союзов...

Неудобный покойник

На этом, впрочем, "неудобства", связанные с кончиной Никиты Сергеевича, для номенклатурной верхушки не закончились - в Кремль потекли соболезнования. Разумеется, из-за рубежа. И не по партийной линии. У коммунистов всех стран с дисциплиной и инстинктом политической целесообразности всегда было все в порядке. К тому же до сведения "руководства друзей" по дипломатическим каналам в доверительном порядке было доведено, что скорбеть по Хрущеву не нужно. Но Хрущев ведь был премьером, и для глав иностранных правительств это было существенным. В обращениях в Кремль его именовали "Его Превосходительством".

Клерки в Общем отделе согласно инструкции предложили разослать иностранные телеграммы вкруговую для ознакомления членов политбюро и министра Громыко. Но опять вмешивается Суслов и дает указание "не рассылать". С учетом известного раскола в высшем руководстве по хрущевскому вопросу телеграммы иностранных лидеров могли дать дополнительные аргументы в пользу цивилизованного отношения к лидеру сверхдержавы, который во всем мире ассоциировался с десталинизацией и полетом первого человека в космос.

Через полтора месяца после кончины Никиты Сергеевича Совет министров делает очередной формальный шаг в реализации похоронного ритуала: постановлением N 773 от 22 октября 1971 года предписано "установить Кухарчук Нине Петровне персональную пенсию в размере 200 рублей в месяц пожизненно".

Молодым выдвиженцам эта фамилия была незнакома. Бюрократы старшего поколения помнили, что Кухарчук - это Нина Петровна Хрущева. Ее прикрепляют к Первой поликлинике Четвертого главного управления при Минздраве СССР. То есть к Кремлевской больнице. "Предоставить ей право пользования столовой лечебного питания". Это - распределитель дефицитных продуктов. Еще решено дать "небольшую дачу и право пользования легковой автомашиной по вызову (в пределах определенного количества часов)". Важным был и пункт четвертый постановления:

"4. Разрешить Управлению делами Совета министров СССР израсходовать до 2 тысяч рублей на сооружение надгробия на могиле Хрущева Н.С." .

И тут случился новый сюрприз: семья решила, что Никита Сергеевич достоин не типовой мраморной плиты ценою в 2 тысячи рублей, а настоящего памятника. И скульптора нашла сама - так в саге об увековечении появляется Эрнст Неизвестный.

Поскольку Хозяйственное управление Совмина курирует "диссидент" Косыгин, его ведомство идет семье Хрущева навстречу: художественный фонд СССР утверждает проект памятника, затем вопрос передается в управление бытового и коммунального обслуживания Мосгорисполкома, 2 тысячи рублей превращаются в пять. Впрочем, все это не отменяло высший контроль (в политбюро рассматривали чертежи и вносили поправки) и неусыпное око инстанций, прежде всего искусствоведов с Лубянки.

СПРАВКА

По имеющимся в КГБ оперативным данным, несколько месяцев назад к скульптору Эрнсту НЕИЗВЕСТНОМУ обратился С.Н. ХРУЩЕВ с просьбой от имени семьи о создании памятника Н.С. ХРУЩЕВУ... Э. НЕИЗВЕСТНЫЙ предполагает сделать на памятнике надпись: "ХРУЩЕВ" без инициалов. Такого рода надпись как бы превращает надгробие из памятника конкретному лицу в памятник, символизирующий определенную эпоху, и перекликается с имеющейся надписью на Мавзолее".


Ознакомившись с донесением КГБ, заведующий Общим отделом ЦК Константин Черненко пишет своему начальнику:

"Леонид Ильич! Может быть, следует поручить т. Павлову Г.С. посмотреть поближе, что за проект памятника готовится, тем более, что в свое время поручалось Управлению делами принять участие в решении этих вопросов" (Павлов - управделами ЦК. В дни ГКЧП он выбросится из окна своей квартиры.- "О").

Справка выносится на обсуждение политбюро и становится основой для решения, которое было оформлено как сверхсекретное,- принято без занесения в протокол. Оформленная таким же образом судьбоносная директива о вводе войск в Афганистан принималась так же и была обозначена "К положению в А.". Так же без занесения в протокол возник "Памятник Х.": "Поручить проявить интерес к подготовке памятника Х.".

Интерес к "подготовке памятника Х." был проявлен действительно нешуточный. В "соответствии с обменом мнениями, состоявшимся на заседании политбюро ЦК КПСС", надпись "Хрущев" была отвергнута - чтоб никаких ассоциаций с Лениным. Инстанция постановила писать на камне: "Никита Сергеевич Хрущев", а еще даты рождения и смерти.


Отчет Андропова об открытии памятника Хрущеву с элементами доноса на поэта Евгения Евтушенко


Открытие памятника задержится на полтора года после утвержденного политбюро срока и также пройдет под чутким руководством и контролем органов. По поручению Суслова краткий отчет Юрия Андропова о мероприятии будет разослан в качестве обязательного материала для чтения высшему руководству. В том числе из-за высказываний Евгения Евтушенко:

"Через некоторое время направилась к выходу и остальная группа вместе с Е. Евтушенко, который, обращаясь к иностранцам на английском языке, сказал примерно следующее: "Самое существенное и главное в памятнике это две плиты, черная и белая, которые олицетворяют борьбу "светлых" и "темных" сил в человеке. Борьбу "добра и зла" в каждом из нас, и особенно в Н.С. Хрущеве, так как он был выше всех нас и поэтому особенно видимым для остальных. Памятник этот создал русский скульптор Э. Неизвестный, которого Н.С. Хрущев неоднократно критиковал за "абстракционизм". И вот теперь после смерти наступило искупление, примирение между ними..."". К донесению прикреплено немало черно-белых фотографий, зафиксированных оперативной техникой.

Вскоре в Кремле осознают свою ошибку, отказавшись хоронить Хрущева в особом порядке в Кремлевской стене: Новодевичье кладбище стало местом массового паломничества - люди приходили посмотреть на ставший знаменитым памятник, многие несли цветы. В итоге власти (формально решением МГК и Моссовета) закрыли сюда доступ для "посторонних лиц" на много лет вперед...


Леонид Максименков, историк
журнал «Огонёк», №35, стр. 40, 5 сентября 2016

Могилы знаменитостей на Новодевичьем кладбище – самом известном и престижном некрополе Москвы – входят в список «must see» экскурсионных и туристических маршрутов по столице России. Погост был основан в конце XIX столетия у южной стены Новодевичьего монастыря. Впоследствии здесь разместились захоронения выдающихся соотечественников, крупных политиков, учёных, людей искусства.

Могила Ельцина и государственные деятели на Новодевичьем кладбище

Борис Ельцин, Первый Президент Российской Федерации, похоронен на участке 6 Новодевичьего кладбища (центральная аллея). На широком надгробии монументальными складками распластался российский триколор из красного порфира, небесно-голубой византийской мозаики и белого мрамора.



Могила Александры Коллонтай, русской революционерки дворянского происхождения, оформлена её скульптурным изображением. Коллонтай стала первой в мире женщиной-министром, затем полномочным представителем СССР в Мексике, Норвегии, Швеции, а в 1944-1945 г.г. - Чрезвычайным и полномочным послом СССР в Королевстве Швеция.

Надгробие Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в 1958-1964 г.г. Никиты Сергеевича Хрущева подтверждает негласное правило, по которому у Кремлёвской стены не хоронили опальных государственных деятелей. Сложная политическая судьба советского руководителя символически отображена в сделанном по заказу сына Хрущёва надгробном памятнике работы Эрнста Неизвестного. Простецкое, вылепленное с максимальным портретным сходством, лицо Первого секретаря окружено, словно угловатым скафандром, белой и чёрной вертикальной композицией - верой в светлое коммунистическое будущее и тёмным наследием массовых репрессий.

Андрей Громыко, министр иностранных дел, мистер «нет» советской внешней политики, был последним, кого планировали похоронить у Кремлёвской стены. Тем не менее могилу разместили на Новодевичьем кладбище по завещанию самого Громыко и просьбе его родных.

Монументальный памятник генералу Александру Лебедю, губернатору Красноярского края, погибшему в авиакатастрофе, изображает военачальника сидящим, в парадной форме с полным комплектом орденов.

Виктор Черномырдин, председатель Совета Министров – Правительства Российской Федерации в 1992-1998 г.г., покоится в парной семейной могиле, оформленной памятниками в традиционном русском стиле, с резьбой по чёрному мрамору.




Надгробием Евгения Примакова, разведчика и дипломата, министра иностранных дел, премьер-министра Российской Федерации, стал массивный монолит серого гранита и светлый каменный свиток с текстом стихотворения, которое написал этот выдающийся политик: «Я твёрдо всё решил: быть до конца в упряжке, пока не выдохнусь, пока не упаду. И если станет нестерпимо тяжко, то и тогда с дороги не сойду».

Знаменитые ученые на Новодевичьем кладбище

В Новодевичьем некрополе захоронены мощные мыслители, основатели научных направлений и школ, жившие на редкость плодотворно.

Белоснежный мраморный памятник, закрытый прозрачным защитным футляром, обозначает захоронение русского учёного-космиста, выдающегося минералога Владимира Вернадского, который впервые ввёл термины «биосфера» и «ноосфера». У основания памятника - цитата: «Мы живём в замечательное время, когда человек становится геологической силой, меняющей лик нашей планеты».

Надгробие гениального физика-теоретика, лауреата Нобелевской премии Льва Ландау выполнено Эрнстом Неизвестным. Глыба тёмного гранита с погрудным скульптурным портретом учёного опирается на металлическую колонну, образованную тремя вогнутыми секциями.

Могилу геолога и географа Владимира Обручева отмечает серый гранитный монолит со скульптурно проработанным портретом и символическим изображением геологического молотка, пересечённого писательским пером. Обручев в совершенстве владел искусством эффективного тайм-менеджмента, успешно совмещая интенсивную научную работу с созданием научно-фантастических произведений, в том числе таких объёмных, как «Плутония» и «Земля Санникова».

Знаменитые композиторы на Новодевичьем кладбище

Имена композиторов, похороненных на Новодевичьем кладбище, вошли в историю музыки знаковыми явлениями.

Черная мраморная стела с датами жизни Сергея Прокофьева обозначает место захоронения всемирно известного автора инструментальных концертов, симфоний, семи опер и одиннадцати балетов.

Не менее лаконичен надгробный памятник Дмитрия Шостаковича - одного из самых исполняемых композиторов мира. Его многочисленные произведения оказали заметное влияние на развитие музыкальной культуры человечества.

Неспокойная могила Гоголя. Захоронения литераторов на Новодевичьем

Великий классик Николай Гоголь был захоронен на Даниловском кладбище. В 1931 году, при ликвидации этого монастырского погоста в разгар борьбы с религией, прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. В 1952 году над новой могилой вместо прежнего креста с каменным подножием встал скульптурный памятник с надписью «Великому русскому художнику слова от правительства Советского Союза». В 2009 году надгробие вновь приобрело прежний вид: только камень и только крест.

Находившийся на первоначальной могиле Гоголя особый чёрный камень с бугристой поверхностью, формой напоминающий Голгофу – место распятия Христа, установлен в качестве надгробного знака над захоронением другого мастера слова - Михаила Булгакова.




Новодевичье кладбище в целом стало настоящим пантеоном писателей и поэтов. Здесь под белой стелой в новорусском стиле покоится Антон Чехов. Урна с прахом неистового футуриста, пролетарского поэта Владимира Маяковского погребена под массивной плитой тёмно-серого гранита. Над могилой творца новых слов, «Председателя земного шара» Велимира Хлебникова уложено древнее изваяние из киргизских степей. Надгробие интеллектуального символиста Валерия Брюсова, искавшего вдохновения на стыке науки и поэзии, украшает точный, стилистически выдержанный профильный портрет поэта. Медальон с барельефным профилем обласканного Советской властью Алексея Толстого сопровождают скульптурные изображения персонажей его самых монументальных произведений - романов «Пётр Первый» и «Хождение по мукам». Памятник Александру Фадееву дополняют герои-краснодонцы из «Молодой гвардии». На могиле замечательного поэта Андрея Вознесенского нет скульптур и портретов. Надгробие, изготовленное по его собственному проекту, представляет собой наклонную полированную плоскость из тёмного гранита. По ней словно бы вот-вот скатится крупный каменный шар, который удерживает от стремительного движения вниз по наклонной только небольшое бронзовое распятие.

Стальные руки-крылья, пламенный мотор сердца - творцы и герои

Барельефные и скульптурные портреты отмечают места захоронения выдающихся авиаконструкторов - Павла Сухого (истребители Су), Андрея Туполева (самолёты Ту), Семёна Лавочкина (истребители ЛаГГ и Ла), Александра Яковлева (истребители Як).

На Новодевичьем похоронен полярный лётчик Анатолий Ляпидевский, первым получивший звание Героя Советского Союза, и маршал авиации, трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин - ас-истребитель, один из самых результативных пилотов Великой Отечественной войны.

Космос. Земля. Океан

Над могилой космонавта №2 Германа Титова установлен его скульптурный портрет с орлом. «Орёл» был позывным Титова в сеансах радиосвязи с Землёй. Захороненный на Новодевичьем лётчик-космонавт, лётчик-испытатель Георгий Береговой, пилотировавший корабль «Союз-3», первое звание Героя Советского Союза получил во время Великой Отечественной войны.

Космическая тема отображена на эксклюзивном надгробии Юрия Сенкевича, который в течение 30 лет был бессменным телеведущим «Клуб кинопутешествий». Сенкевич занимался медицинской подготовкой космических и высокоширотных экспедиций, принимал участие в океанских плаваниях на папирусных лодках «Ра» и «Тигрис» по приглашению Тура Хейердала. На надгробии эти путешествия представлены скульптурной волной с тростниковым судном под прямым парусом.

Акт четвёртый, последний и вечный

Жизнь, как пьеса в трёх действиях - изложение, перипетия и развязка - у людей сцены может иметь действие четвёртое, продолжающееся в памяти последователей и поклонников.

Автор актёрской техники подлинных эмоций, которой следуют уже сотню лет, - Константин Станиславский покоится на Новодевичьем кладбище под красной гранитной плитой. На ней расположена белая вертикальная стела-занавес с эмблемой МХАТ – чайкой, увенчанная большим православным крестом.

На могиле прямого последователя Станиславского, Евгения Вахтангова, установлена бронзовая фигура женщины, печально склонённое лицо которой скрывает накидка.

Место захоронения великой Марии Ермоловой обозначено вазой из тёмного полированного гранита с ниспадающей драпировкой. На тёмном постаменте размещён барельеф-профиль актрисы.

Барельефный профиль актёра уникального дарования, Иннокентия Смоктуновского, запечатлён в круглом медальоне на сером могильном валуне. Бронзовая скульптура Вячеслава Тихонова воспроизводит образ актёра в роли разведчика Штирлица. На могиле Олега Ефремова установлена беломраморная скруглённая стела с барельефным православным крестом. В памятнике Людмилы Гурченко сочетается черный полированный гранит и белоснежный мрамор со скульптурным изображением актрисы в полный рост. Могилу Юрия Яковлева осеняет белый мраморный восьмиконечный крест, оформленный в стиле чеховского надгробия. Великий комик Юрий Никулин навечно запечатлён в бронзе, сидящим на невысоком бордюре-постаменте.



На Новодевичьем кладбище есть множество памятных мест, которые позволяют вспомнить великие голоса России - Шаляпина, Зыкину, Юрия Левитана, целую плеяду художников, выдающихся шахматистов, кинорежиссёров, врачей, педагогов, архитекторов. Этот некрополь с двадцатью пятью тысячами захоронений - настоящая энциклопедия отечественных знаменитостей.

Новодевичье кладбище. Списки знаменитостей

  • Александр Вертинский
  • Людмила Зыкина
  • Елена Образцова
  • Галина Вишневская
  • Клавдия Шульженко
  • Федор Шаляпин
  • Леонид Утесов
  • Юрий Левитан

Чемпионы мира по шахматам

  • Василий Смыслов
  • Михаил Ботвинник

Плеяда художников и знаменитые меценаты

  • Валентин Серов
  • Витольд Бялыницкий-Бируля
  • Исаак Левитан
  • Михаил Нестеров
  • Братья Третьяковы

Актеры

  • Аркадий Райкин
  • Юрий Никулин

Кинорежиссеры

  • Сершгей Эйзенштейн
  • Сергей Бондарчук
  • Эльдар Рязанов

Возможно, вам будет интересно:

Никита Сергеевич Хрущев был самым спорным политиком Советского Союза. Его политическая деятельность при Сталине не отличалась своей жестокостью от деятельности обожаемого им лидера. Однако действия Хрущева после смерти вождя и развенчание его культа были приняты обществом двояко.

Всю свою жизнь Хрущев боролся со сталинизмом его же методами, снял "железный" занавес и сам же раскритиковал увиденное. Яркая политическая карьера обернулась семью годами заточения. Даже могила Хрущева - не в стене Кремля, как у всех знаковых политических лидеров, а на Новодевичьем кладбище.

Биография Хрущева

Никита Сергеевич Хрущев родился в бедной семье крестьянина. С детства он работал, сначала простым шахтером на Донбассе, потом слесарем, позже заместителем директора завода. Его трудоспособность, жизнелюбие и активная жизненная позиция не остались незамеченными.

Он достаточно поздно пришел к власти, в 35 лет поехал учиться в Промышленную академию в Москве. Амбициозный простой мужик понравился вождю народов, дружба с женой Сталина, Надеждой, стала неким политическим лифтом для него. Хрущев был верным коммунистом, с безоговорочной решимостью шел на все, что предлагала в те годы политика Сталина.

В роли простого советского трудяги он неожиданно для всех оказался совсем близко к безграничной власти. После смерти Сталина он также неожиданно для всех стал новым лидером Страны Советов. Глупый Хрущев оказался сильным политическим противником, смелым манипулятором и хитрым политиком.

Противоречивая личность

Политика нового председателя партии была противоречивой. Он пытался построить коммунизм, но не коммунистическими методами. Освободил репрессированных, но продолжал арестовывать невиновных. Он боролся за сельское хозяйство, сажая кукурузу в непригодных для выращивания местах. Пытался обеспечить все население квартирами, затеяв масштабную стройку, но не рассчитал финансовых затрат на качество этих квартир. Ввязался в борьбу с Америкой, признавая ее силу. Он построил "Берлинскую стену", а в политике рушил стены между Россией и Западом. Презирал капиталистов и стремился дать своему народу возможность жить, как они. Он был злым и милосердным, шутом и хитрым манипулятором. Никто не воспринимал его всерьез, а он взял и на 11 лет стал безграничным лидером огромной страны.

Надгробие над могилой Н.С. Хрущева очень точно выражает эту противоречивую натуру своего обладателя.

Похороны

Как и его жизнь после правления, была окутана тайной. Он умер 11 сентября 1971 года в Кунцевской больнице. Через два дня его тайно похоронят на Новодевичьем кладбище. Могила Хрущева будет окружена солдатами, не пропускающими никого "лишнего" проститься с бывшим лидером. Ни одного официального лица не будет на похоронах, только родственники и близкие друзья. Не будет также митинга в Москве, которым прежде были удостоены все советские и партийные лидеры. Небольшой некролог в газете, без фотографии и лишних слов, без подписей членов политбюро мало кто заметит.

Могила Хрущева

Похоронили бывшего лидера Советского Союза на Новодевичьем кладбище по указу Брежнева. Организацию похорон взяла на себя специальная комиссия в Кремле. Несмотря на то что смерть и похороны бывшего генсека старались не афишировать, а кладбище было оцеплено солдатами, было немало желающих попасть на мероприятие.

Могила Хрущева была не раз осквернена. Было много противников его политических решений. После кладбище сделали закрытым. Тогда на могилу Хрущева несли цветы бывшие жертвы сталинских репрессий, которых он освободил, как только получил высокий пост. Никогда не забудут о нем и его многочисленные родственники. У Никиты Сергеевича осталось четверо детей.

Памятник Э. Неизвестного

Памятник на могиле Хрущева был установлен только в 1975 году. Хотя эскиз мемориала по просьбе сына был сделан советским скульптором Эрнстом Неизвестным значительно раньше. Власти не разрешали его установить. И только после многочисленных просьб и звонков высокопоставленным лицам родственникам наконец удалось добиться разрешения на его возведение.

Сам памятник выполнен из двух мраморных плит нестандартной формы. Плиты из белого и черного мрамора на могиле Хрущева стоят напротив друг друга. Они олицетворяют черное сталинское время и светлое будущей хрущевской оттепели. Но композицию можно также рассмотреть как две стороны противоречивой личности Никиты Сергеевича. В центре на нас смотрит добродушная бронзовая голова Хрущева.

Рядом с могилой Хрущева находится также могила его сына, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

Никита Сергеевич Хрущев прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он прошел сложный политический путь и видел жизнь с разных сторон. Выросший в нищете и вкусивший все плоды безграничной власти, он остался верен своим идеалам и всегда пытался помочь простому русскому мужику. Переживая черное сталинское время, он верил, что сможет создать светлое коммунистическое будущее, где все люди будут сыты, на столе всегда будет вдоволь еды, а у каждой семьи будет свой собственный дом.

Памятник на могиле Н.С. Хрущева в полной мере отражает эти две стороны неоднозначного лидера. Э. Неизвестный, как никто, сумел разглядеть в буйном противнике современного авангарда самого настоящего новатора смелых идей. Когда-то в пух и прах разгромивший выставку Э. Неизвестного, Хрущев даже не предполагал, что именно тот сумеет навсегда так точно запечатлеть в мраморе и бронзе своего неоднозначного обидчика.

10 августа не стало одного из самых известных и уважаемых скульпторов в мире – Эрнста Неизвестного.

Эрнст Неизвестный был… Впрочем, слово "был" к нему меньше всего подходит. Эрнст Иосифович всегда являл собою удивительный пример жизнелюбия и стойкости, казалось, никакая беда его не может взять, даже со смертью он умудрялся заигрывать – и та отступала, чтобы в очередной битве Неизвестный взял вверх.

Фронтовик, он прошел войну практически до конца: призванный в 1943-м 18-летним пацаном, он дошел до Австрии, где в 1945 году был тяжело ранен. Настолько тяжело, что даже когда был издан приказ о награждении Неизвестного за проявленный героизм орденом Красной Звезды, в приказе было написано "посмертно". Но это было, к счастью, не так – Эрнст Иосифович оправлялся в госпитале, много лет еще ходил на костылях (а старые раны напоминали о себе до конца дней) – но был жив.

Его отец был врачом, мать писала научно-популярные книжки для детей, а сам Эрнст, вернувшись с войны, решает посвятить себя искусству – сперва возвращается в родной Свердловск, потом едет в Ригу учиться в Академию художеств, а затем поступает в Суриковское училище в Москве. И все это время рисует, рисует, а еще – лепит. Пластика, умение зафиксировать движение, экспрессию, выразить в скульптуре то, что не передашь в живописи, подчинить себе объем и заложить в него метафору – вот, чего хочет добиться Неизвестный.

Он вступает в Союз художников, и уже в 1962 году его имя передается из уст в уста – всему виной знаменитая выставка молодых художников в Манеже, куда пришел ознакомиться с "новым искусством" сам Никита Сергеевич Хрущев. К тому времени Неизвестный – уже известный молодой автор, его работы видели и хвалили Пикассо и Ренато Гуттузо, так что когда Хрущев набросился на него с яростной критикой, мол, "мне не нравятся лица на ваших скульптурах", Неизвестный возразил, что, между прочим, известные международные художники-коммунисты хвалили его работы. Но Хрущев в своей оголтелой простоте был неумолим: "А я – первый коммунист коммунистической партии, и мне ваши работы – не нравятся!" – отбрил он Неизвестного.

Казалось бы, после этого на карьере в Советском Союзе можно было ставить крест, но партийные бонзы, даже несмотря на критику Хрущева (тот, к чести сказать, под конец все-таки поутих и, покидая выставку, даже заявил, что у Неизвестного есть "интересные работы" – видимо, сказался авторитет Пикассо), все-таки делают скульптору важные заказы. Впрочем, и Хрущев отправлен на пенсию, а Брежнев поначалу дает вчерашней культурной оппозиции некоторое послабление.

Выставка "Эрнст Неизвестный. Возвращение в Манеж"

Например, для пионерлагеря "Артек" Неизвестный в 1966 году создает "Прометея", а для Московского института электронной техники ваяет гигантский рельеф. Вообще монументальное искусство для Неизвестного – высшая точка творчества, он хочет создавать большие, сложные, многофункциональные композиции, наполненные множеством образов, чтобы эти скульптуры можно было бы читать, как книги.

Но нарастающий застой советского государства душит Неизвестного и в прямом, и в переносном смысле – его сложному, комплексному мышлению нелегко существовать в брежневском болоте: и на волне эмиграции 70-х Неизвестный отправляется за границу. Навсегда. Сперва – в Швейарию, а оттуда – в Америку, которая становится для него второй родиной: тут он может творить, что захочет, и воплощать задуманное.

Своим главным произведением он считает "Древо жизни" – большую композицию, своеобразную скульптурную историю всего человечества – в нее должны войти все образы, которые он создавал до этого – и Прометей, и распятие, и Богоматерь, и даже "Маска скорби" – метафора всех бед, свалившихся на многострадальную Россию (ее в итоге Неизвестный поставит не где-нибудь, а в Магадане).

Уехав на Запад, Неизвестный примирился со своим прошлым. Когда умирает Хрущев, родственники политика обращаются именно к неизвестному с просьбой сделать надгробный памятник для Никиты Сергеевича, и Неизвестный соглашается. Для него это способ "завершить разговор". Он делает монумент Хрущеву – авангардный, но чрезвычайно точный, безоговорочно принятый и семьей умершего, и всеми, кто видит этот памятник. Видение Неизвестного снова победило.

Он продолжает экспериментировать, в том числе и над собой: даже пытается однажды покончить с собой. Ему, по его же собственным словам, "хотелось заглянуть за грань и увидеть, что же там, в посмертии". Но Бог снова сохранил Неизвестного – попытка оказалась неудачной, и жизнь продолжилась.

Он не терял связь с Россией, последний раз прилетал на родину в свой 80-летний юбилей, дальше долгие перелеты уже давались с трудом – возраст. Дружил со всеми ключевыми персонами русской эмиграции – с Бродским, с Барышниковым, виделся с Высоцким, когда тот приезжал в Америку на гастроли… Неизвестный до последнего мгновения чувствовал себя частью русской культуры – и уж этого у него никакие политик не могли отнять.

Он бодро перешагнул 90-летний рубеж, продолжал лепить и рисовать – конечно, старые раны давали о себе знать, ноги отказывались слушать, периодически приходилось ездить на коляске, но Эрнст Иосифович все равно сохранял оптимизм и азарт того мальчишки, что когда-то вернулся с фронта и с яростью и весельем окунулся в новую, невиданную доселе жизнь.

Он ушел внезапно, но остались его работы: и "Древо жизни" по-прежнему растет, переплетаются судьбы и проплывает перед нами череда образов, которые он успел зафиксировать, обратить в бронзовую метафору. Скульптура долговечна, а память бесконечна.

Памятник Хрущеву на Новодевичьем кладбище

Одна из самых известных работ Эрнста Неизвестного. Хрущев называл произведения Неизвестного "дегенеративным искусством", вынудил мастера эмигрировать, однако Неизвестный, создавший ему посмертный памятник, позже говорил: "Художник не может быть злее политика, я его простил". Монумент философичен: борьба добра и зла, черного и белого, греха и добродетели. Именно таким в истории и предстает Никита Сергеевич.

"Древо жизни"

Чтобы увидеть эту семиметровую композицию, москвичам нужно отправиться в район "Москва Сити", где расположен торгово-пешеходный мост "Багратион". Она была установлена в 2004 году, а замысел произведения мастер вынашивал 40 лет. И вновь здесь запечатлена идея борьбы темноты со светом. Семь лент Мёбиуса переплетаются, соединяя множество лиц (от Будды до Юрия Гагарина), рук, ног, религиозных символов. Сам мастер говорил, что понимать каждый из символов не нужно, главное, внутренне почувствовать идею и настроение композиции

"Возрождение"

Монумент на Большой Ордынке появился в 2000 году, когда Неизвестный отмечал 75-летие. В центре стелы – архангел Михаил, защищающий Русь. Архангел ведет страну к возрождению, но путь сложен. Молнии, грозы, Змий противостоят свету. Тем не менее добро побеждает: цветок жизни тянется к небу и сокрушает преграды. Венчают композицию виноградные лозы. Стела создана из иерусалимского камня.

"Тэфи"

Статуэтка Орфея, вручаемая ежегодно лучшим телевизионщикам как премия "Тэфи", тоже создана по эскизам Эрнста Неизвестного. Над образом древнегреческого героя, играющего на струнах души, скульптор начал работу сразу после скандала в Манеже с Хрущевым. Орфей – это символ борьбы человека с тяжелыми препятствиями. оригинал хранится в США, его вес составляет 8,5 килограммов.

"Сквозь стену"

Эта скульптура Эрнста Неизвестного была презентована им в 1996 году тогдашнему президенту Борису Ельцину. Эта работа символизирует прорыв через, кажется, непреодолимую преграду. Таким образом художник выразил надежду, что глава государства сможет побороть болезнь.

"Цветок лотоса"

Памятник высотой 75 метров был установлен на Асуанской плотине в Египте в честь дружбы народов в 1971 году. Этот монумент считается самой большой скульптурой в мире. По задумке автора, эта работа должна была содержать рельефы, однако из-за бюрократических проволочек от этой идеи пришлось отказаться.

Фотохроника ТАСС/Р. Орестов

"Маска скорби"

"Маска скорби" – мемориал в Магадане, посвященный памяти жертв политических репрессий. Его высота составляет 15 метров. В центре скульптура – стилизованное плачущее лицо, слезы на котором представляют собой маленькие маски. Правый глаз изображен в виде глаза с решеткой. А внутри самого монумента – копия тюремной камеры.

Фотохроника ТАСС

"Бертран Де Борн"

Это одно из самых загадочных произведений Неизвестного. Скульптура представляет собой перепутанные части тела, где рука, возникающая из груды мускулов, держит за волосы голову. Эта работа считается автопортретом художника.

Павел Сурков, Ольга Косолапова


Содержание:
    Введение 2
    О создании 3-5
    Чёрное и белое Хрущёва 6-10
    Памятник Хрущёву 11-13
    Заключение 14
    Список использованных источников 15

1.Введение
Прошло несколько лет после смерти Н. С. Хрущёва, и в августе 1975 года после долгих проволочек был открыт памятник на его могиле. Его автором стал Эрнст Иосифович Неизвестный, которого беспощадно осуждал и высмеивал 13 лет назад Хрущев. Произведение Неизвестного стало самым значительным произведением скульптуры, которое было посвящено бывшему руководителю СССР.

2.О создании
Новодевичье кладбище – главный Некрополь столицы. Здесь похоронены люди, оставившие заметный след в истории России. Многие установленные здесь памятники можно без преувеличения назвать шедеврами мемориальной скульптуры.
К их числу несомненно принадлежит легендарный надгробный памятник Никиты Сергеевича Хрущёва работы знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного. Историю создания этого монумента по праву можно назвать «историей» с большой буквы - так сложно и противоречиво переплелись в ней человеческие судьбы и реальные события недавнего прошлого.
Известны примеры, когда исполнение надгробия поручали художнику, имевшему какую- то личную связь с усопшим. Вспомним, хотя бы, «Гробницу Лоренцо Медичи» во Флоренции - мраморный шедевр Микеланджело, созданный им в знак личной благодарности великому покровителю искусств. Но взаимоотношения Никиты Хрущёва и Эрнста Неизвестного по своей драматичности достойны пера писателя-романиста.
Никита Хрущёв один из самых ярких и противоречивых исторических деятелей советской эпохи. Верный ученик товарища Сталина, один из многих, но, отнюдь, не рядовой «винтик» кровавой сталинской мясорубки - именно Хрущёв «вбил» первый гвоздь в крышку гроба тирана, выступив на 20-ом съезде КПСС с секретным докладом «О культе личности». Он освободил из лагерей тех, кто уцелел и дал ход процессу реабилитации невинных жертв. Развернув строительство жилья, он дал возможность тысячам горожан переехать из подвалов и бараков с собственные квартиры. В то же время миллионы нищих, бесправных и «беспаспортных» крестьян едва ли поминали Никиту Сергеевича добрым словом.
Хрущёв положил начало частичной либерализации общества, вошедшей в историю под названием хрущёвской «оттепели». Но, как часто бывает в истории, он же и положил ей конец.
Отправной точкой этого движения «вспять» стала скандально известная выставка «30-летия МОСХ» 1962 года, где впервые пересеклись жизненные пути Хрущёва и Неизвестного. Наряду с основной экспозицией, демонстрировавшей полную и окончательную победу социалистического реализма, публике были впервые показаны работы группы молодых художников-экспериментаторов, одной из ключевых фигур этой группы был скульптор Эрнст Неизвестный.
Боевой офицер, кавалер Ордена Красной Звезды, воевавший в составе воздушно-десантных войск 2-го Украинского фронта, Неизвестный был одним из лидеров поколения художников, не считавших соцреализм единственным методом искусства.
Трудно сказать, был ли скандал на выставке спонтанной реакцией эксцентричного Председателя Совета Министров или он был частью хитрого плана интриганов из Политбюро и Союза Художников. Но, так или иначе, Хрущёв, трижды обойдя экспозицию авангардистов, постепенно пришел в неистовый гнев и ярость. Задавая художникам издевательские вопросы и всё сильнее распаляясь, он завершил свой монолог истерическим криком - «Запретить, всё запретить! Такое искусство не нужно Советскому народу!!! Что вы все пидерасты, что ли?» Эрнст Неизвестный был одним из тех, кто смело, не теряя достоинства, пытался урезонить разбушевавшегося партийного лидера.
Через девять лет после описанных событий, смещенный со всех постов и преданный соратниками, Хрущёв умер. Семья покойного обратилась к Эрнсту Неизвестному с неожиданным для него предложением сделать надгробный памятник своему противнику. К тому времени у скульптора был немалый опыт создания ритуальных изваяний. Он был автором надгробий Лауреата Нобелевской премии, физика Льва Ландау, поэта Михаила Светлова. Сын Н.С.Хрущёва Сергей свидетельствует, что философская идея памятника возникла у скульптора сразу. Уже во время первой встречи Неизвестный стал рисовать на листе бумаги конструкцию из двух каменных глыб черного и белого цвета, опиравшуюся на мощную горизонтальную бронзовую плиту. Предложенная скульптором художественная метафора, была проста, выразительна и в высшей степени приложима к личности Хрущёва: единство и борьба противоположностей, противоборство добра и зла, живого и мёртвого, света и тьмы.
В качестве материала были выбраны два вида природного камня – белый мрамор и черный гранит. По замыслу автора белая мраморная глыба как бы врезается в глыбу черного гранита своими геометрическими гранями, образуя в центре этой композиции нишу для портрета. Портрет – это не традиционный для ритуальной скульптуры бюст, а то, что на бытовом языке мы бы назвали «голова». «Голову» предполагалось отлить из бронзы и технологически обработать под цвет «старого» золота.
Со слов Сергея Хрущёва, неожиданные трудности возникли при выборе камня нужного размера. По замыслу автора высота памятника должна была равняться двум с половиной метрам. Согласно технологии того времени, камни такого большого размера добывались при помощи взрывных работ. При этом в монолите могли появляться незаметные для глаз микротрещины. Обнаружить этот дефект можно было только после того, как камень будет окончательно отшлифован и отполирован.
Обсудив эту проблему с профессионалами и специалистами по обработке натурального камня, скульптор принял решение составлять мраморную и гранитную часть надгробия из трёх камней стандартного размера. Эти блоки высотой 90 см и шириной 60 см выпиливали из горной породы с помощью с пециальных машин, что исключало возможность возникновения микротрещин.
Немалые трудности пришлось преодолеть при получении разрешительных документов от различных партийных и художественных властей. Негласное мнение начальства было настроено против проекта надгробия, предложенного Эрнстом Неизвестным. Партийные товарищи считали его слишком радикальным, смелым и необычным. Было выдвинуто несколько альтернативных предложений. Например, сохранить общую композицию, но использовать стандартный серый гранит. Другие предлагали совсем изменить форму памятника и использовать красный порфир, символизировавший революционные заслуги Хрущёва. Третьи склонялись к привычному варианту гранитной стелы, увенчанной бюстом, как у Кремлёвской стены.

3.Чёрное и белое Хрущёва

В оригинальной и философской композиции памятника Хрущеву, созданном Э.Неизвестным, можно увидеть чёткие границы между чёрным и белым. Однако в жизни каждого человека на Земле, а тем более в жизни личностей, вошедших в мировую историю и находившихся на вершине власти - чёрное и белое не только может не имеет видимых границ, но часто обладает изрядной дуальностью, когда со временем и в сравнении с иными делами и событиями, чёрное может оказаться если не белым, то далеко и не чёрным. Или, наоборот.

Это утверждение касается и личности Н.С. Хрущёва. Родившись в крестьянской семье села Калиновка Курской области в 1894 году, Хрущев с раннего детства познал тяжесть подневольного труда и "прелести" жизни при царском самодержавии. Зимой посещал школу и обучился грамоте, летом работал пастухом. В 1908-ом, переехав с семьей на Успенский рудник около Юзовки, в 15 лет стал учеником слесаря на заводе, потом работал слесарем на шахте, и как шахтер не был взят на фронт в 1914.

Это после 1991 года, ставшего годом распада и гибели СССР, гражданам России много рассказывали о "чёрном" режима большевиков и коммунистов, и о "белом" и "пухнастом" времени царского самодержавия. Мол, вплоть до 1913 года россияне жили как у бога за пазухой - столыпинские реформы "завалили" россиян всеми видами продовольствия, а стремительно развивающий капитализм "поднял" российскую индустрию чуть ли не в ровень с индустрией Западной Европы.

Семья Никиты Хрущева, увы, не ощущала на себе "белого" ни от столыпинских реформ в крестьянской жизни Курской губернии, ни от стремительной индустриализации Донбасса. Членам семьи юному Никите приходилось работать, работать и работать, чтобы выжить даже чисто физиологически.

После Октябрьской революции Хрущев был избран председателем местного профсоюза металлистов горнорудной промышленности. В 1918 вступил в РКП(б). После оккупации Украины немцами Хрущев работал в ревкоме в Курской губернии, с весны 1918-го находился на политработе в РККА, проявив себя храбрым и умелым комиссаром. После гражданской войны Хрущев вернулся в Донбасс. В 1920 стал политическим руководителем, заместителем управляющего Рученковского рудника. В 1921 поступил на рабфак Донтехникума, но не окончил учебы, т.к. был назначен вторым секретарем райкома партии и стал быстро делать партийную карьеру.

В 1929-ом Хрущёв был направлен на учебу в Промышленную академию, готовившую кадры партийно- промышленного руководства. В Промакадемии вместе с ним училась и жена И.В. Сталина - Н.Аллилуева, которая и обратила внимание мужа на энергичного и перспективного члена партии. Во время учебы этот член партии активно выступал против "правого уклона", возглавил "правоверных коммунистов" и в 1930 был избран секретарем парткома академии.

В 1931 по рекомендации Л.М. Кагановича Хрущев был избран первым секретарем Баума нского, затем Краснопресненского райкома Москвы. В 1932 стал вторым секретарем Московского горкома партии. В 1935 был назначен первым секретарем Московского обкома партии. Свой первый орден Ленина Хрущёв получил за значительный вклад в строительство Московского метро.

К "чёрным" делам Хрущёва можно отнести его подписи под расстрельными спис ками как в Москве, так и в Украине. Под руководством Хрущева в Москве прошли невиданные аресты руководящего звена парторганизации, при этом сам Хрущев санкционировал все действия органов НКВД, призывая при этом еще и еще усилить "бдительность". В речи на Московской партконференции 23.5.1937 заявил: "Рабочий класс и все трудящиеся нашей страны добились великих побед социализма благодаря мудрости, благодаря зоркости, неиссякаемой энергии великого продолжателя дела Ленина, вождя народов СССР, друга трудящихся всего мира - товарища Сталина!.. Однако нельзя успокаиваться - враг еще не добит окончательно". Хрущев контролирует ход арестов и требует, чтобы цифры были впечатляющими. По свидетельству старожилов Московского управления НКВД, в 1937 году он ежедневно звонил и спрашивал, как идут аресты.

Москва - столица, - напоминал Никита Сергеевич. - Ей негоже
отставать от Калуги или Рязани.

Как член военного совета Киевского особого военного округа Хрущев причастен к репрессиям командного состава округа, принимал участие в приготовлениях по захвату Западной Украины и Западной Белоруссии. Во время Великой Отечественной войны он был косвенно причастен к тяжелейшему поражению РККА под Харьковом. После смерти И. В. Сталина Хрущев был секретарем ЦК, возглавлял комиссию по организации похорон диктатора и несет ответственность за трагическую гибель людей в давке, происшедшей в 1-й день прощания с покойным у Дома Союзов.

При фактической власти триумвирата - Г.М. Маленков, Л.П. Берия, Хрущев - последний, пользуясь поддержкой Н.А. Булганина и Г.К. Жукова, организовал арест Л.П. Берии, смог оттеснить Г. М. Маленкова и в сентябре 1953-го стал первым секретарем ЦК КПСС. Однако, вскоре, в знак "благодарности", избавился и от Булганина, и от Жукова.

В 1956 на закрытом заседании XX съезда КПСС Хрущев выступил с докладом "О культе личности и его последствиях". В этом докладе, однако, не была предпринята попытка анализа системы, сделавшей возможным кровавый сталинский деспотизм. Более того, спустя некоторое время сам Хрущев стал пренебрегать методами коллегиального руководства страной, стал поощрять развитие и укрепление собственного культа личности.

После хорошего урожая на целинных землях в 1956, давшего половину собранного в стране зерна, Хрущев встал на путь авантюристических административных экономических реформ и кампаний, направленных на получение быстрых и существенных результатов. В 1957 им был выдвинут лозунг "Догнать и перегнать Америку в производстве мяса и молочных продуктов в два-три года", не имевший никаких реальных предпосылок для его выполнения и закончившийся полным провалом. Потерпела неудачу программа принудительного выращивания кукурузы, внедрявшаяся в районах, заведомо для этого непригодных. Укрупнение колхозов и выкуп ими техники ликвидированных машинно-тракторных станций привели к сокращению с.-х. техники и оказали пагубное влияние на сельское хозяйство страны. Тяжело ударили по благосостоянию колхозников борьба с приусадебными хозяйствами и ограничения на продажу кормов для личного скота. Не оправдало себя решение о создании Советов народного хозяйства (совнархозов) на местах для руководства экономикой вместо министерств. ..

В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло на 25 процентов. Эта "временная мера" объяснялась необходимостью сократить "ножницы" между закупочными и розничными ценами. Хамское отношение местных властей к людям в сочетании с понижением жизненного уровня вызвали забастовки и массовые мирные демонстраций рабочих и студентов, против которых были применены войска, расстрелявшие десятки людей. Наказали не убийц, а жертв - участников событий, над которыми были устроены показательные процессы, завершившиеся смертными приговорами. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране СССР закупил около 13 млн. т хлеба за границей. Открыто высказывавшееся в очередях недовольство тем, что Россия из экспортера хлеба превратилась в его импортера, не было уменьшен
и т.д.................