Плещеев весенней ночью главная мысль сказки. «Весна» А

Весенняя тематика очень распространена в мировой литературе. Поэты разных эпох описывали это время года, не остался в стороне и А. Плещеев. Стихотворение «Весна» относится к позднему периоду творчества поэта. В нем автор мастерски переплел пейзажные и психологические зарисовки.

Тема анализируемого стихотворения – весеннее пробуждение природы, радость людей, вызванная весенними переменами. Автор показывает, что все в природе циклично: после холодов обязательно наступают теплые деньки, а горе и уныние сменяется радостью. А. Плещеев утверждает, что человеку нужно научиться разделять радость, царящую в природе, чтобы быть счастливым.

В начальных строфах поэт описывает наступление теплого времени года. В пейзажах важную роль играют не только визуальные образы, но и звуковые, помогая выразительно передать весеннюю атмосферу. За переменами в природе с восторгом наблюдает лирический герой. Первые вестники весны – теплый ветерок и веселые ручейки. Они подсказывают, что лес скоро облачится в новый наряд и наполнится свистом соловья. Герой радуется чистому, высокому небу и яркому солнышку, ведь «пора метелей злых и бурь опять надолго миновала».

После пейзажной зарисовки автор описывает внутреннее состояние лирического «Я». Герой замечает, что его сердце начало стучать сильнее, ожидая чего-то. Мужчине кажется, что впереди ждет только счастье, а все заботы унесла зима. В последних двух катренах психологическая зарисовка обобщается. А. Плещеев рассказывает, что весне рады все, даже те, «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе». Завершается стихотворение своеобразным выводом. Автор утверждает, что больше всего весеннему пробуждению радуются дети и птицы. Это слышно по их голосах.

Композиция стихотворения А. Плещеева простая. По смыслу оно делится на две части: пейзажная зарисовка, описание внутреннего состояния лирического героя и людей в общем. Формально «Весна» состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Строки в четверостишиях объединены перекрестной рифмовкой. Написаны строфы четырехстопным ямбом.

Инструментом для создания пейзажа и передачи эмоций служат средства выразительности. В наборе тропов отобразились как традиционные представления о весне, так и авторские ассоциации. Главную роль в произведении играют метафоры: «в окно повеяло весною», «лес оденется листвою», «пора метелей злых и бурь», «унесла зима заботы», «все лица радостно глядят». Эпитеты – вспомогательное средство: «метели злые», «теплее и ярче солнце», «тяжкий труд», «звонкий смех», «беззаботные птички».

Радость лирического героя, людей и природы выражается посредством восклицательных предложений. В некоторых строчках автор использовал аллитерацию. Например, свист соловья воспроизводится при помощи слов с согласными «с», «щ»: «засвищут скоро соловьи», невеселый оттенок придают согласные «ж», «з», «ш», «ч»: «чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе».

Тема урока: «Родная природа в стихотворениях ».

Цели урока:

а) образовательные: исследование художественных особенностей поэзии; поиск средств создания художественного образа, приобщение учащихся к литературно-художественному творчеству; отрабатывать навык комплексного анализа текста;

б) развивающие: развивать эстетический вкус учащихся, чувство слова; развивать умение видеть, чувствовать и понимать природу родного края;

в) воспитательные: бережное отношение к малой родине, родному краю.

Участники: учащиеся 7-ого класса.

Подготовительная работа: оформление презентации к содержанию урока, рисунки детей по теме «Мир вокруг меня», подготовка индивидуального сообщения, распечатка текстов стихотворений, музыкальное оформление («Вокализ», карточки для групповых заданий.

Оборудование: муз. оформление («Вокализ»), магнитофон, презентация, карточки для групповой работы, выставка книг, чистые листы бумаги (для работы в группах и парах), работы учащихся (рисунки) на партах, распечатки с текстами стихотворений на партах.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье… И ничего прекраснее природы не существует. Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет видеть и наблюдать природу, не может не любить ее, для него она навсегда останется его родиной, частью его самого.

Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.

III. Основное содержание урока:

а) активная беседа, анализ репродукции картины;

– Перед вами рисунки, которые выполнены учащимися нашей школы. Они наивны, несовершенны, но искренни. На них природа такая, какой ее увидели ребята.

– А это репродукции картин известных художников: Федора Алексеевича Васильева «Пейзаж с облаками», Алексея Кондратьевича Саврасова «Зимний пейзаж», Исаака Ильича Левитана «Весна – большая вода». Первые две репродукции мы уже рассматривали и анализировали с вами на уроках русского языка , с творчеством Исаака Левитана нам предстоит встреча в следующем учебном году.

Но позволим себе несколько минут сказать о творчестве этого, по словам , «лучшего русского пейзажиста».

– Кто такой пейзажист?

Это художник, рисующий пейзажи.

– Алексей Константинович Саврасов – мастер-живописец, который с удивительной точностью изображал все, что видел и чем любовался: старую деревушку, весенний снег, голые деревья… Саврасов учил молодых художников живописи. Он страстно любил природу. Весной, когда прилетали грачи, он переносил свои занятия из мастерской на природу. Алексей Константинович умел наблюдать и понимать природу, находить в ней очарование.

Среди учеников Саврасова был Исаак Левитан. Выехав на природу, учитель с учениками целые дни проводили в лесу, где они по долгу смотрели на талый снег, на ручьи, журчащие по оврагам, на сияющее голубизной весеннее небо.

Левитан садился со своим мольбертом поближе к учителю и следил за ходом его работы. Годы ученичества не прошли для Левитана бесследно.

Картина «Весна – большая вода»… Что вы видите на переднем плане?

Мы видим стоящие в воде березки, вода залила их во время весеннего половодья.

– Что видим на заднем плане?

Виднеются сельские постройки, некоторые из них тоже залиты водой.

– Обратите внимание, что это сельский пейзаж. – Какие краски использует художник?

Коричневые и голубые.

– Коричневый – цвет земли, цвет тепла, он согревает душу. Голубой у Левитана – это цвет надежды на лучшее.

– Какое настроение выражает художник?

Радостное, восторженное, светлое, эмоционально-приподнятое.

– Какое чувство хотел передать нам Исаак Левитан?

Надежду или ожидание.

– Молодцы, от картины веет спокойствием и радостью, зрителя согрет ожиданием тепла, солнца.

На фоне музыки – «Вокализ». Вот как выразил свое чувство от этой картины знаток и ценитель русской живописи Алпатов: «Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят как те самые березы, которые исконно воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение; они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветки сливаются с голубизной неба…»

Такое впечатление, что это рассказ не о картине, а о лирической песне.

– – это любимый художник Сергея Васильевича Рахманинова, композиция его музыки звучала сейчас. Композитор почти каждое лето и начало осени проводил в своем имении Ивановка, которое располагалось в ста верстах от Тамбова. Как и Левитан он восхищался великолепными русскими пейзажи. И даже когда ему придется уехать из России в Америку, он часто будет вспоминать родные поля и степи, леса и степи.

– Русский пейзаж…, что в нем должно быть обязательно?!

https://pandia.ru/text/78/431/images/image005_53.gif" align="left" width="156" height="120 src=">

– Как вы думаете, чему будут посвящены стихотворения, которые мы проанализируем?! С каким временем года нам вновь предстоит встретиться?!

в) чтение и анализ стихотворений;

Стихотворение «Весна»

Как вы думаете, почему все живое ждет весны с нетерпением? Чем так привлекательно это время года?

Выступление учащейся:

+ Весна… Медленно тает снег, постепенно обнажая землю. То оттепель, то заморозки по утрам. Небо ясно-голубое. Легко дышится! Деревья еще не распустились, но уже набирают силы, меняется цвет почек. Зацветают первые весенние цветы и в лесу, и по оврагам в городе.

На снежных полянах рыжие пятна – проталины. Они похожи на веснушки . День ото дня их все больше и больше. Не успеешь и глазом моргнуть, как все эти маленькие веснушки сольются в одну большую весну.

Стихотворение наизусть читает учитель:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно так в груди

Стучит, как будто ждет чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна!» – читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе.

Но резвых деток звонкий смех

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Конспект урока по региональной литературе в 7 классе

Тема: « Родная природа в стихотворениях ».

Конспект составлен учителем русского языка и литературы МОУ ОО школы №4 им. Ф.Н. Красовского Быковой Еленой Сергеевной

Галич

Литература:

1. , Золотарев разработки литературы. 7кл. М., 2002.

2. В мире литературы. 7кл. Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений

/ Авт. – сост, . – М.: Дрофа, 1999.

3. Литература. 5 – 11 классы : нестандартные уроки / авт.-сост. . – Волгоград: Учитель, 2007.

4. Коровина, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл. – М.: Просвещение,1998.

5. , Тураев словарь литературоведческий терминов: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.

Здравствуйте, ребята

Кто мне ответит, какой раздел мы начали с вами изучать на последних занятиях?

Верно. Сегодня мы с вами продолжаем говорить о весне, о явлениях природы, связанных с наступлением этого времени года и познакомимся со стихотворением А. Н. Плещеева «Весна».

Плещеев Алексей Николаевич (1825-1893) – поэт, прозаик, драматург и литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых )

Я сейчас прочту вам стихотворение этого поэта - «Весна». А вы подумайте, какие звуки вы услышали при прослушивании этого стихотворения (чтение наизусть)

О чем это стихотворение?

Какие звуки вы услышали?

Молодцы, какие вы внимательные!

Подумайте, кто является лирическим героем данного стихотворения?

Что помогает раскрыть образ весны?

А сейчас, давайте откроем учебники на стр. 125.

Прочитайте стихотворение про себя и отметьте незнакомые слова.

Повеяло - дуть

Лазурь - светло-синий цвет, синева

Миновала – прошла

Да, действительно, для того, чтобы передать настроение стихотворения, авторы используют особенный поэтический язык

Скажите, а какое настроение в данном стихотворении?

Молодцы

Обратите внимание, с помощью, какой части речи поэт сумел показать читателю движение?

Как вы думаете, какой месяц изображает поэт? Что вам в этом помогло?

Как вы понимаете строчку: «И лес оденется листвою!»?

Верно. А фразу: «природы обновленье»? Что происходит в природе в это время года?

Правильно

Кто, по мнению поэта, больше других любит природы обновленье?

А что людям приносит весна? Найди ответ в стихотворении

Прочитав это стихотворение, мы можем сказать, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Любит ли поэт весну?

Давайте расставим паузы и выделим главные слова

Сейчас почитайте про себя, а домашним заданием будет - выучит это стихотворение наизусть. Запишем это в дневники

Давайте подведем итоги сегодняшнего урока:

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Что вызвало затруднение?

Как вы поработали на уроке?

Всем спасибо за урок, мы с вами хорошо поработали! Урок окончен

Анализ стихотворения Плещеева Весна 5 класс по плану

План

1. История создания

2.Жанр

3. Основная тема

4.Композиция

5.Размер произведения

6.Выразительные средства

7.Основная мысль

1. История создания. Произведение «Весна» было написано Плещеевым в 1872 г. К теме весеннего пробуждения природы обращались многие русские поэты. Рассматриваемое стихотворение принадлежит к наиболее удачным произведениям, посвященным весне.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение.

3. Основная тема - весеннее обновление природы и чувства, которые оно пробуждает в каждом человеке. Автор бесконечно рад тому, что миновала злая и холодная зима. Природа оживает под лучами весеннего солнца. Вместе с природой от забот очищается душа, в ней просыпаются новые надежды и мечты. Важным моментом стихотворения является упоминание о людях, «чья жизнь - лишь тяжкий труд и горе». Автор не забывает о простых крестьянах. Он считает, что их тяжелое положение также скрашивается наступлением весны. Главными же глашатаями весны являются птицы и дети. Их «звонкий смех» и «пенье» - торжественный гимн, посвященный очередному сказочному преображению природы.

4. Композиция. Стихотворение делится на три части. Оно открывается изображением оживающей весенней природы. Во второй части автор описывает человеческие чувства, возникающие в это время. В финале происходит слияние человеческого и природного торжества.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб.

6. Выразительные средства. Автор применяет яркие эпитеты («ярче», «резвых», «звонкий»), которые создают ощущение праздника. Описывая природные явления, Плещеев использует олицетворение («лес оденется», «бегут ручьи»). Значительно усиливает впечатление противопоставление «злых метелей» «яркому солнцу».

7. Основная мысль произведения - неизбежное наступление счастья. Плещеев показывает, что приход весны способен оживить не только природу, но и душу человека, которая забудет все свои печали и горести.

«Былое» Алексей Плещеев

Ночи бледное светило
Кротким светом озарило
Комнатку мою.

Снова слышу за стеною
Над малюткою больною
Баюшки-баю.

Спой еще! Тебе внимая,
И душа моя больная
Отдохнет от мук.

Помню я иное время,
Легче было жизни бремя,
Веселей жилось!

Шли так быстро эти годы,
Годы счастья и свободы,
Годы светлых грез!

Сколько вызвано мечтою
Лиц знакомых предо мною
И знакомых мест.

Помню лес… деревьев шепот,
И волны стемневшей ропот,
И мерцанье звезд.

Сад запущенный и мрачный,
Над водой пруда прозрачной
Деревенский дом.

Речи нежные и ласки,
В уголке уютном сказки
Зимним вечерком…

Сердце верило, любило,
Всё ему так было мило,
Что теперь смешно!

Но всё тихо за стеною…
Над малюткою больною
Голос смолк давно…

Ах, зачем, былые годы,
Годы участья и свободы,
Я припомнил вас!

На душе тоска сильнее,
И до утра, видно, с нею
Не сомкну я глаз!

Анализ стихотворения Плещеева «Былое»

Большинству русских читателей имя Алексея Николаевича Плещеева (1825 – 1893) известно по социально-политическим произведениям и переводам западноевропейских авторов. Однако перу этого поэта принадлежат и чудесные стихотворения о детстве.

Одним из таких добрых светлых произведений является «Былое» 1858 года. По настроению оно напоминает «Детство» И. З. Сурикова и имеет похожий сюжет. Повествование ведётся от первого лица. В стихотворении рассказывается о том, как лирический герой, услышав песенку, которую исполняют маленькому ребёнку, погружается в воспоминания. С помощью живописных метафор и ярких эпитетов поэту удаётся воссоздать очарованный мир своего детства так, что читатель может сам прочувствовать его грусть по ушедшим годам.

У произведения необычная структура. Оно состоит из четырнадцати трёхстиший, объединённых попарно последними строками в строфе, благодаря чему схема стихотворения приобретает вид aab ccb, dde ffe и т. д.

«Былое» начинается с рассказа о настоящем. Вот лирический герой проводит читателя в свою скромную обитель:
Ночи бледное светило
Кротким светом озарило
Комнатку мою.

Мы понимаем, что это уничижительное отношение связано с несчастьем, бедностью героя. Поэтому-то он так чётко слышит звуки напева – стены дома тонкие, а в соседней, такой же крошечной, комнате лежит больное дитя, которому мать поёт песенку. Из текста произведения мы можем только догадаться, что голос принадлежит юной женщине, потому что поэт ничего не называет напрямую, используя язык метафор: «Голосок так чист и звонок…»

Детство, куда нежный напев уносит мысли лирического героя, поэт так же не упоминает. Вместо этого он называет его «годами счастья и свободы», «годами светлых грёз». Мы можем понять, что именно о ранних годах идёт речь из образа «в уголке уютном сказки».

Поэт рассказывает о детских впечатлениях, используя олицетворения, ведь многие дети, обладающие живым воображением, наделяют разные предметы и явления душой. Поэтому деревья в воспоминаниях могут шептать, а волна – роптать как нахмурившийся человек:
Помню лес… деревьев шепот,
И волны стемневшей ропот,
И мерцанье звезд.

Стихотворение завершается там же, где и началось, образуя кольцо. Лирический герой возвращается в день сегодняшний, досадуя, что теперь ему не уснуть. Но читатель не чувствует обиды в строках. Говоря о песне, которая подарила ему эти тревожные воспоминания, и о ребёнке, невольно ставшем их причиной, поэт использует аллитерации с мягкими сонорными согласными («л», «р», м»: «малютка», «смолк», «сильнее», «слышу»). Благодаря этому читатель тоже проникается нежностью к героям произведения.