Есенин мелколесье метафоры. Анализ стихотворения «Мелколесье, степь и дали» Есенина

Тематика любви к Родине для Сергея Есенина достаточно типична, и в этот раз, свойственная ему лирика, не становится каким-то исключением из правил. Написано стихотворение в 1925 году, оно наполнено любовью и нежностью странника, который возвращается домой из дальнего путешествия и испытывает сильнейшие эмоции от созерцания родных пейзажей.

Главная тема стихотворения

Начинается произведение с классического описания придорожных пейзажей, которые незатейливые и не отличаются ничем особенным, но при этом впечатляют лирического героя. Простой русский пейзаж волнует персонажа, заставляя сердце биться быстрее.

Автор откровенно делится своими очень интимными переживаниями, которые он когда-то и сам испытал. Возвращение на Родину имело для поэта очень большое значение, и потому стихотворение наполнено такими же великими, просто невероятно глубокими, переживаниями.

Тут смешалось все - от философских мыслей о судьбе и значении человеческой жизни, до каких-то неуловимых ноток предчувствия трагедии, гибели. Каждая строчка при этом выдает отличное знание поэтом сельской жизни и особенностей природы загородных населенных пунктов.

Структурный анализ стихотворения

Лирический герой в данном случае полностью отождествляется с автором стихотворения, а переживания, которыми наполнено произведение, можно смело назвать личными переживаниями самого поэта. Очень важно при этом подчеркнуть некую характерную особенность произведений этого автора - он склонен придавать одухотворенности природе - деревьям, травам или даже, как в данном случае, "разливным бубенцам".

Обыденность пейзажей загородной дороги подчеркивается упоминанием, что по этой неприглядной, обычной дороге ездил немало "русский человек". Таким образом у автора отлично получилось выделить традиционность подобных пейзажей для жителей средней полосы России, а это значит, что в произведении находят отклик переживания не только автора, но и любого русского человека.

Словами о том, что автор - сын крестьянина, поэт старается подчеркнуть свое близкое родство с русским человеком, некую прочную связь с этим родным краем. Одухотворение природы также тут помогают передавать нежность и сильные переживания человека. Особые художественные приемы позволяют оживить в воображении читателя даже звуки и запахи, что позволяет нарисовать в итоге более реалистичную картину.

Для написания стихотворения использован 4-стопный хорей с перекрестной классической рифмой. Именно потому произведение легко читается, и строчки стихотворения очень быстро запоминаются в итоге.

Вывод

Данное стихотворение возможно смело отнести к классическим произведениям данного поэта, которые посвящены любви к природе родной страны. Это типичная есенинская лирика, которая очень ярко характеризуется необычными метафорами, понятными каждому современному человеку. Эти строки призваны воспитывать в людях патриотизм в русских людях, и способны пробудить нежные чувства к родной земле страны.

Тема природы в стихотворениях СЕРГЕЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ЕСЕНИНА «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша».

Урок литературы в 6 классе.

Хот Саида Хазретовна,

учитель русского языка и литературы.


Эпиграф к уроку:

«Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножки рад поцеловать».


«Моя лирика жива

одной большой

любовью –

любовью к Родине.

Чувство Родины –

основное

в моем творчестве».



Биография поэта

  • Сергей Александрович Есенин родился в 1895 году в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. С.Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам, а в общении с односельчанами. В его тетрадях было записано около четырех тысяч миниатюрных шедевров. И главное в них – впечатления, идущие от жизни.

Семья поэта

Родители С.Есенина

С.Есенин с младшими сестрами



Учеба

С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), Есенин продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел "учителем школы грамоты".



  • Первый сборник стихов Есенина "Радуница" (1916) восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора.

Нельзя не согласиться со словами критика К. Л. Зелинского:

«Скромная пленительная природа средней полосы России воспета Есениным с глубокой и трепетной любовью, словно живое существо. Недаром она показана не созерцательно, а в действии».




***

Мелколесье. Степь и дали.

Свет луны во все концы.

Вот опять вдруг зарыдали

Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,

Да любимая навек,

По которой ездил много

Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец - крестьянин,

Ну, а я - крестьянский сын.

Наплевать мне на известность

И на то, что я поэт.

Эту чахленькую местность

Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,

Если с венкой в стынь и звень

Будет рядом веселиться

Юность русских деревень.


Ответьте на вопросы:

  • Какой видит Есенин окружающую природу в стихотворении «Мелколесье. Степь и дали…»?
  • Почему поэт, говоря о дорогой его сердцу, любимой до слез природе, не находит высоких, возвышенных слов, а говорит: «неприглядная дорога», «чахленькая местность»?
  • Чем объясняет поэт свою родственную, кровную связь с неяркой русской природой?
  • Каким настроением проникнуто это стихотворение?
  • Какие строки стихотворения говорят о том, что всемирная слава не смогла заставить поэта позабыть отчий край, в котором он не был много лет?

«Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.

1914›


  • Ответьте на вопросы:
  • Что является предметом изображения в стихотворении «Пороша»?
  • Какое настроение передается поэтом в этом стихотворении?
  • Какие картины помогают нарисовать русский пейзаж?
  • Какие художественные приемы использовал поэт, чтобы сделать эти картины яркими и запоминающими?

  • Близость стихотворений к устному народному творчеству, напевность, лиризм.
  • Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой, чувство родства с окружающим миром.
  • Мир природы необыкновенно богат и красочен.

Домашнее задание.

Написать синквейн на тему: «Природа в стихотворениях Сергея Александровича Есенина».

«Мелколесье. Степь и дали…» Сергей Есенин

Мелколесье. Степь и дали.
Свет луны во все концы.
Вот опять вдруг зарыдали
Разливные бубенцы.

Неприглядная дорога,
Да любимая навек,
По которой ездил много
Всякий русский человек.

Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.

Наплевать мне на известность
И на то, что я поэт.
Эту чахленькую местность
Не видал я много лет.

Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой
Ножку рад поцеловать.

Как же мне не прослезиться,
Если с венкой в стынь и звень
Будет рядом веселиться
Юность русских деревень.

Эх, гармошка, смерть-отрава,
Знать, с того под этот вой
Не одна лихая слава
Пропадала трын-травой.

Анализ стихотворения Есенина «Мелколесье. Степь и дали…»

Мечтая стать поэтом, Сергей Есенин очень рано покинул родное село Константиново и отправился покорять Москву, не подозревая о том, что будет тосковать по родному краю. Столичная жизнь с ее соблазнами очень скоро наскучила восходящей звезде русской литературы, однако Есенин понимал, что никогда не сможет стать знаменитым, если всю свою жизнь проведет в сельской глуши. Тем не менее, добившись успеха на поэтическом поприще, он остался обычным крестьянским парнем и подавляющее большинство своих стихов посвятил родной природе, которая являлась для него неиссякаемым источником вдохновения.

В 1925 году Есенин ненадолго вернулся на родину и был неприятно поражен переменами, которые произошли в размеренном укладе сельской жизни. Однако первые впечатления от поездки домой оказались очень трогательными и волнующими. Именно им посвящено стихотворение «Мелколесье. Степь и дали», в котором автор в очередной раз признается в любви к русской земле и осознает, что по сравнению с этим всепоглощающим чувством его творческие успехи попросту меркнут . «Неприглядная дорога», по которой ему довелось возвращаться в Константиново, вызывает у поэта настоящий восторг, к которому примешивается легкая грусть. Есенин осознает, что давно уже перестал быть частью этого мира, так знакомого ему с детства. Однако автор готов пожертвовать всем, чтобы хоть на мгновение прикоснуться к прошлому. Поэтому он заявляет» наплевать мне на известность и на то, что я поэт». В этот момент для него намного важнее то, что он возвращается домой, где не был почти 10 лет. Его чувства настолько искренни, что поэт «почти березке каждой ножку рад поцеловать».

Самым ярким воспоминанием детства для Есенина являются перелив бубенцов в конской упряжке и звуки гармошки, которую он именует «смерть-отрава». Такое сравнение не является случайным, так как именно переборы гармони вызывают в душе русского человека целую гамму самых противоречивых чувств. Для Есенина они символизируют молодецкую удаль и безрассудство, поэтому в своем стихотворении автор отмечает, что под «вой» гармошки «не одна лихая слава пропадала трын-травой». Этой фразой поэт хочет подчеркнуть, что готов отказаться от всего, что сумел достичь, ради прежней жизни, наполненной радостью и безмятежностью. Однако Есенин понимает, что обратной дороги для него уже нет, и сожалеет, что променял размеренную сельскую жизнь, простую и гармоничную, на сиюминутный успех.

Лирическое произведение «Мелколесье. Степь и дали», обожаемого многими представителя новокрестьянской поэзии и лирика С. А. Есенина, в очередной раз показывает необыкновенно трепетную любовь этого настоящего русского поэта к своей Родине. В его поэтическом творчестве именно она стала самым любимым и популярным мотивом. В своих зачастую задавал его, ставя в центр образ странника, который после долгих скитаний и испытаний возвращался в родные края, где, как ему казалось, даже природа трепетала и радовалась от его появления. Тема дороги стала традиционной и очень распространенной для многих русских классиков, таких как А. Блок, А. Пушкин, Н. Некрасов и других.

«Мелколесье. Степь и дали» - стих Есенина

Итак, в описании сюжета стиха мы видим очень невзрачный и незатейливый пейзаж. Душа и сердце героя волнуются, Есенин представляет в нем самого себя. В этот момент он разрывается от переполняющих эмоций и ликует, как те в звоне рыдающие «разливные бубенцы» «по дороге неприглядной, да любимой навек», по которой всякий русский человек ездил много раз.

Пейзаж в произведении «Мелколесье. Степь и дали» специально одушевлен автором. Такая местность в российской средней полосе обычна и ничем не примечательна, но здесь она изображена в гармонии с душой обычного русского крестьянина.

У Есенина никогда не утрачивались чувства к малой родине и связь со своими корнями. Он сам говорил, что отец его был крестьянином, а оттого и он крестьянский сын. В стихе «Мелколесье. Степь и дали» он сравнивает природу с родным человеком, выражает ему чувства благодарности и признательности в своих строках. Поэт уверен, что если кто хоть раз увидит этот край, тот березке каждой ножку будет рад поцеловать.

По его словам, известность ничто перед этой «чахленькой местностью», которая вызывает трогательные чувства признательности. Есенин помнит ее с раннего детства, эта земля вскормила его своими красотами и благоденствием, упоительными багряными закатами и восходами, душистыми травами и непроходимыми бродами.

Анализ стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»

От одной только мысли, что его герой возвращается на родину, поэта накрывает волна звуков гармони и напевы частушек. В этом ритме, кстати, стих и был написан. Использовался 4-стопный хорей, характерный для народных частушек.

Надо отметить, что Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал одним из последних. Тут он в некоторой степени обнажил свое предсмертное предчувствие, практически всегда присутствовавшее во всей его лирике. В последнем столбце упоминается совсем не зря кабацкий разгул, гармошка, и вот уж ходит по стопам трагическая погибель, которая для русского человека стала обычным делом. «Эх, гармошка, смерть-отрава…».

Есенин и родина

Поэт достаточно рано покинул свое родное село Константиновка, ведь он поехал покорять столицу, даже не подозревая о том, что ждет его там, и какая сильная тоска по родному краю будет мучить его всю жизнь. Веселая и беспутная Москва очень быстро наскучит русскому поэту. Он, конечно, понимал, что пробиться его таланту в селе не представлялось возможным. Но и достигнув огромного успеха на поэтическом поприще, Есенин не избавился от своих крестьянских корней, поэтому почти каждую строчку своих творений он будет посвящать природе, которая станет для него неиссякаемым источником поэтического вдохновения.

Есенин «Мелколесье. Степь и дали» написал в октябре 1925 года, именно тогда поэт решил ненадолго заехать в родную деревенскую глубинку - село Константиновка. Его первые впечатления от этой поездки стали незабываемо волнующими. Он был удивлен переменами, которые произошли за все время, пока его не было. Вдохновленный поначалу революционными идеями, он очень быстро разочаровался, и теперь только природа, тот уютный уголок детства, все так же по родному приветливо и ласково встретил его, готовый утешить и успокоить противоречивые мысли и чувства, усмирить гордыню и тщеславие. Именно здесь он опять тот самый веселый озорной мальчуган, а не разочарованный жизнью заграничный франт в английском костюме.

Неизбежность

В стихотворении «Мелколесье. Степь и дали» ощущается усталость поэта от постоянной мирской суеты. Ведь все, чего он хотел, Есенин уже добился, однако так и не понял, ради чего он жил, и в чем был смысл его жизни.

Последней фразой стихотворения, «не одна лихая слава пропадала трын-травой», он искренне признается, что готов отказаться от своих достижений ради прежней радостной скромной и безмятежной жизни, но, как человек уже умудренный опытом, он понимает, что дороги назад для него уже нет, как и его тихой спокойной старости в родных краях.

Стихотворение «Мелколесье. Степи и дали» - трогательное признание С. Есенина в любви к малой Родине. Изучают его в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Мелколесье. Степи и дали» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1925 г., когда поэт посетил родное село Константиново после долгой разлуки.

Тема стихотворения – любовь к Родине и природе отчего края.

Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-признания лирического героя. Условно его можно разделить на несколько частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о себе, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр пейзажная лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой».

Эпитеты «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность» .

История создания

С. Есенин рано покинул порог отчего дома. Он быстро получил признание в литературных кругах, но поэтическая карьера не смогла затмить крестьянскую душу Сергея Александровича. В 1925 поэт отправился в родное село Константиново. Первые впечатления от встречи с родными местами пробудили в душе поэта воспоминания о детстве и юности. Они и вдохновили Есенина на создания стихотворения «Мелколесье. Степи и дали». Позже поэт был разочарован увиденными переменами, но вопреки этому Константиново осталось дорогим сердцу уголком. Таким село предстает в анализируемом произведении.

Тема

В стихотворении С. Есенин раскрывает традиционный для литературы мотив любви к родному краю. Он реализуется в монологе лирического героя. Лирическое «Я» автобиографично. Такой прием позволяет автору максимально приблизиться к читателю.

Тема раскрывается в несколько этапов. Сначала поэт описывает дорогие сердцу просторы. Лирический герой, видимо, добрался в деревню ночью, так как наблюдает за светом луны, разлившимся «во все концы» . Вдруг его внимание привлекает звон бубенцов, похоже, этот звук запечатлелся в памяти мужчины еще в детстве.

В центре ночного пейзажа дорога. Странник сразу говорит, что она «неприглядная» . Тем не менее, он очень любит эту дорогу, ведь по ней «ездил всякий русский человек» . А это значит, что путь протоптали ноги его предков. Любимая дорога вызывает в сердце мужчины бурю эмоций, наружу они выплескиваются гордой фразой: «У меня отец - крестьянин, ну, а я - крестьянский сын» .

Мужчина осознает, что известность - ничто по сравнению с любовью к «чахленькой местности» . Здесь он забывает о том, что является поэтом. Далее он описывает трепетные чувства, которые возникают при виде родной деревни. Заканчивается трогательный монолог обращением к гармошке, символизирующей душу русского народа.

Композиция

Анализируемое стихотворение - монолог-признание лирического героя. Условно оно делится на несколько смысловых частей: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о своем происхождении, признание в любви к отчему краю. Формально произведение состоит из семи катренов.

Жанр

Жанр стихотворения - это пейзажная лирика. Написаны стихи - четырехстопным ямбом. Автор использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности

Для раскрытия темы, воспроизведения эмоций лирического героя, его воспоминаний используются языковые средства. В строки автор вплел метафоры - «зарыдали разливные бубенцы», «Что за сани! Звоны мерзлые осин», «тот почти березке каждой ножку рад поцеловать», «не одна лихая слава пропадала трынь-травой» и эпитеты - «разливные бубенцы», «неприглядная дорога, да любимая», «крестьянский сын», «чахленькая местность» .