Петропавловская крепость: исторический миф и градостроительная реальность.

Борис Романов
глава книги "Мистические ритмы истории России" .

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА МИРА и ВЕРОТЕРПИМОСТЬ
Известное определение “Петербург - культурная столица России” на самом деле глубоко содержательно исторически и может быть в историческом смысле расширено до формулы “Санкт-Петербург - культурная столица мира”! Ведь в нашем городе удивительным, порой загадочным и мистическим образом, но всегда в высшей степени гармонично и прекрасно представлена и сплавлена общим архитектурным ансамблем вся мировая история культуры, философии, религии: от древнего Египта, Эллады, Рима, древнерусского язычества (образы Всадника и Змеи), до христианства.
Общепризнано, что наш город всегда, - за исключением периода 1917-1991гг, 74-х лет (“срока Нострадамуса”) - был и остается самым веротерпимым городом России. Но веротерпимость имеет и свою изнанку: Петербург - это также город взлетов и падений ересей христианства, - гностицизма и масонов. Напомним, что именно со времен Петра I масонство расцвело пышным цветом “Ордена Шотландского чертополоха”.
История начала и строительства Санкт-Петербурга полна мистических совпадений как сама по себе, так и в ряду истории мировой культуры, и столиц мировой культуры: от Фив и Александрии, через Константинополь и Киев, - с роковыми зигзагами в Москву. Если говорить о мистике истории самого Петербурга, то, подобно тому, как апостол Петр, по предсказанию Спасителя, трижды отрекся от Него, так и Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград, и с 1991 года вновь Санкт-Петербург, город трех революций, трижды менял свое имя!

СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА
Сам Петр называл основанный им город “Парадизом” и “Северной Пальмирой”. В широком смысле в нашем современном понимании это соответственно “рай на земле” и “прекраснейший город мира”. Больше вряд ли скажет об этом нынешний “средний петербуржец”. Однако, Петр Великий был образованнее многих из нас. Загляните в энциклопедии, и вы узнаете, что “Парадиз” - авестийское (древнеиранское) место блаженства и успокоения духа (“паиридаэза”), а в самом изначальном смысле - царские охотничьи угодья в квадратной ограде. Такая ограда называлась еще “вара” - магическая защита от посягательств злых сил. Не случайно, наверное, и первые планы города расчерчивались по линейке: до сих пор у нас в городе почти нет “кривых” улиц!
Через греческое влияние слово “Парадиз” проникло в Европу сначала как образ архитектурного воплощения рая на земле - древние греки в IV-V в. до н.э. называли “Парадизами” поражавшие воображение дворцы древнеиранских царей. Пальмира - реальное существовавшее небольшое царство и город на границе Римской империи и Персии второго века до н.э. Оно процветало благодаря мудрому правлению царицы Зиновии, между прочим, покровительнице гермевтических, оккультных наук. Она окружила себя как римскими и греческими, так и персидскими мудрецами, приглашала в свое царство лучших архитекторов. Пальмира славилась в древнем мире своей ни с чем не сравнимой красотой и ученостью своих правителей.
Наконец, в первой половине XIX века, когда Николай I начал возводить в нашем городе Исаакиевский собор, воздвиг Александровскую колонну и привез гранитных сфинксов из древнеегипетских Фив, Петербург стали называть “Новыми Фивами”. Таким образом, названный во имя святого апостола Петра, наш город с самого начала впитал в себя и дух древнейшей религии монотеизма (единобожия) Авесты, и символа смешения всех культур и религий Европы и Азии, и тайных знаний, - Пальмиры, - и самого древнего истока “послепотопного” человечества, древнего Египта.

ПРОРОЧЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО СТАРЦА
Петр Великий начал возводить новую столицу по пророчеству и благословению причисленного затем к лику святых архиерея, воронежского старца Митрофания (1623-1703). Это благословение было получено Петром еще в молодые годы, при строительстве в Воронеже адмиралтейства и флота, перед вторым Азовским походом 1696 года: “Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу - великий город в честь святого Петра. Бог благославляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не вступит вражья нога”. Таковы были слова благословения епископа Митрофана.

иконa Казанской Божьей Матери - одной из самых чтимых святынь Православия.

Казанская икона Божией Матери в 1710 году была торжественно перенесена из Москвы в Петербург, а в 1904 выкрадена из Казанского собора. Через 13 лет вражья сила захватила не только Петроград, но вскоре и всю страну. Дальнейшая судьба той иконы загадочна. По некоторым данным, она попала в конце концов в португальскую Фатиму и только недавно (пару лет назад) была возвращена по соглашению Папы Римского и РПЦ.
Возвращаясь к епископу Митрофану, в 1696 год, - в Воронеже старец отказывался войти в построенный Петром дом до тех пор, пока тот не убрал с него все любимые им статуи языческих богов, - несмотря на все угрозы молодого царя. Перед смертью он принял схиму с именем Макария. Петр участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: “Не осталось у меня другого такого святого старца” . Пророческие слова святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством (В.Н.Авсеенко. История города С.-Петербурга. 1703-1903., репринт 1993). В 1832 году мощи старца Макария были обнаружены нетленными.
Однако, роковым образом все царственные правители города нарушали завет святого Митрофания-Макария не окружать себя и дворцы “языческими” статуями и символами. Да и можно ли себе представить Санкт-Петербург без десятков скульптур и сотен барельефов Посейдонов, Гермесов-Меркуриев, Афродит, наконец - без гранитных сфинксов? В этом смысле самым точным названием остается Северная Пальмира.

НИЗВЕРЖЕНИЕ СИМОНА ВОЛХВА
В христианской традиции все самые опасные ереси “язычества” против христианства связаны с именем Симона волхва. Его единственное изображение в нашем городе находится в Петропавловской крепости. Появился этот барельеф в первоначальном виде в 1707 году и был исполнен архитектором Доминико Трезини.

На аттике и фронтоне Петровских ворот при входе в крепость находится рельефное изображение библейского сюжета “Низвержение Симона волхва апостолом Петром”.
В 8-й главе “Деяний святых апостолов” повествуется о самарийском маге (волхве) Симоне, который сначала хотел стать учеником и воспреемником апостолов Христа, но при этом просил у них за все свои деньги купить дар благодати и способность самому подавать благодать Святого Духа, внешне выражавшейся в огненных светящихся явлениях и говорением на многих языках. После того, как апостол Петр отказал ему в этом и предложил покаяться в грехе помышления о получении дара Божьего за деньги, Симон покинул апостолов и затем (уже по апокрифическим преданиям), через много лет покорил Рим своими способностями творить чудеса, в том числе летать по воздуху “аки птица”. Апостол Петр в конце концов тоже оказался в Риме и там, по преданию, силою молитвы лишил Симона поддержки демонов, которые держали его в воздухе - Симон с великим шумом, на глазах изумленной толпы (и императора) был низвержен с высоты и рухнул на землю. Таков библейский сюжет.
Симон волхв считается родоначальником ереси гностицизма, - до сих пор главной антихристианской ереси; в Средние века возник термин “симония”, часто употребляемый для обозначения торговли церковными должностями, но также включающий в себя смысл получения благодати за деньги. Таковы, в самом кратком виде, необходимые нам сведения о Симоне волхве. Вот что рассказал об истории этого барельефа известный петербургский историк В.Никитин.
Цитата:
<<На барельефе Петровских ворот изображена крепость, стоящая на скале, слева и справа от нее - две толпы. Впереди левой группы несколько выделяется фигура коленопреклоненного человека с бородой, в простой одежде, творящего молитву. Симон волхв изображен как бородатый мужик в армяке, подпоясанном веревкой, летящий с высоты вниз головой в окружении демонов. В правой группе людей можно разглядеть фигуру безбородого древнеримского военачальника, взирающего на происходящее.
Так вот, в целом ряде публикаций, выступлений разных авторов по радио и ТВ об этой картине (барельефе) создается такая путаница, что не поймешь даже, кто где стоит и что делает? То в лице римского полководца видят черты Петра I, да еще нарекают его апостолом Петром, то в образе падающего волхва видят Карла XII (в армяке, перепоясанном веревкой!), то придумают еще что-то подобное. Но все комментарии сводятся к одному: барельеф якобы является аллегорией поражения Швеции в Северной войне, триумфом Петра I.

Тут ряд явных несоответствий. Прежде всего, христианский апостол не может быть одетым в доспехи римского воина и, с другой стороны, лицо этого воина на барельефе очень мало напоминает лицо русского царя. Но если даже кто-то считает, что напоминает, то возникает вопрос: почему тогда Трезини не придал внешнего сходства с королем Карлом фигуре Симона волхва? Почему не “побрил” его и не “одел” подобающим королю образом? Почему общий для всех христиан апостол (Петр) низвергает христианского короля? Карл XII не язычник и не демон, не кумир и не безбожник - тем более, не бородатый мужик в одежде простолюдина! Наконец, если уж Трезини хотел бы символизировать своим барельефом выход России к морю, то можно было использовать другой сюжет, например, из главы 12 тех же “Деяний”, где Ангел с мечом освобождает апостола Петра из темницы. Или сюжет из Ветхого завета о Самсоне, раздирающем пасть льву (Лев - герб королевства Швеция), - этот символ много лет спустя был использован в Петергофе.

Итак, что же означает этот сюжет на барельефе Петровских ворот? Конечно, апостол Петр изображен в виде молящегося коленопреклоненного человека впереди группы людей слева. А вот римский безбородый воин в толпе справа, это, скорее всего, символическая фигура стороннего наблюдателя: не иудея и не христианина, и, именно поэтому, она выделена из остальных. Ему, этому прагматичному европейцу, еще предстоит сделать выбор.
Ну а сюжет барельефа в целом, что он означает? Наверное, в него вложен более широкий смысл, чем еще только чаемая в 1707 году победа над Швецией, а именно - уверенность в том, что небесный покровитель города, апостол Петр низвергнет всех врагов России, в какие бы одежды они ни рядились. Врагов было много и тогда, и внешних, и внутренних. Наверное, чаяние победы над Карлом XII тоже руководило замыслом, но не ограничивалось только этим. Сейчас, в XXI веке, фигура низвергнутого Симона волхва и весь сюжет барельефа вызывают ассоциации скорее с историей России 1917-1991 года, и по настоящее время>>.

ТРИ АНГЕЛА НАД ГОРОДОМ
Подчеркнем, однако, что само название города и крестоносные ангелы на его шпилях вроде бы не оставляют сомнения в истинном христианском духе Санкт-Петербурга. Дух безупречен, но вот Душа города загадочна, порой становится темна и тяжело дышит наводнениями языческого бога Нептуна...
Золотой Ангел венчает шпиль Петропавловского собора.
Серебряный (посеребренный) установлен на куполе православной церкви Св.Екатерины на Васильевском острове. В годы Блокады был утрачен крест, и горожане называли его "ангел - пустые руки". В 2004 году годы он был снят для реставрации, и еще не восстановлен.
Ну и на вершине Александровской колонны (на Дворцовой площади) стоит, попирая змею, бронзовый Ангел.
****
http://proza.ru/2010/05/30/70
В 2011 г. опубликовано в одной из

Вчера на прогулке по Петропавловской крепости я увидела дракона. И не в обычном месте - поверженным на гербе, а на голове статуи богини!
Дракон меня очень сильно заинтересовал, и я решила узнать, что же это все значит.
Естественно, одним драконом дело не ограничилось. Делюсь с вами тем, что нашла.

Так как у меня не было с собой фотоаппарата, все картинки в посте будут взяты из интернета. Ссылки - в конце поста.


Первыми триумфальными воротами в Петербурге стали Петровские ворота Петропавловской крепости. Они были возведены в честь освобождения берегов Невы. Вначале они служили главным входом в крепость, но затем был построен Иоанновский равелин.
Деревянные ворота были построены в 1707-1708 годах по проекту Д. Трезини.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Фрагмент «Панорамы Санкт-Петербурга» Гравюра Алексея Фёдоровича Зубова 1716

В 1718 году они были заменены каменными, и в таком виде они дошли до нас.

Чертеж. XVIII в.

снимок сделан между 1900-1914 годами

Название произошло оттого, что ворота украшала статуя Петра I в человеческий рост. Высота Петровских ворот составляет шестнадцать метров, при этом они ведут вглубь крепости сквозь стену толщиной в двадцать метров.
Триумфальная арка украшена массивным аттиком с полукруглым лучковым фронтоном. На нем - деревянный резной барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (аллегория победы России над Швецией в Северной войне). Барельеф был перенесен с ворот 1708 года.

В центре барельефа изображена крепость на скале, над которой кружат демоны. Языческий жрец Симон падает с облаков, низвергнутый за то, что порочил святого апостола Петра и попытался взлететь на небо.
Перед крепостью - фигура полководца (возможно изображение Петра I или Александра Невского). Над всеми фигурами выше барельефа парит бог Саваоф.
При деревянных воротах, над аркой стояла не сохранившаяся ныне фигура апостола Петра.
На воротах присутствует также скульптурное изображение черного двуглавого орла со щитом на груди (российский императорский герб).

Изображение отлито из свинца и весит больше тонны. На щите изображен святой Георгий Победоносец.
В разных сторонах арки в нишах расположены статуи античных богинь: богини войны Беллоны в воинских доспехах и Минервы, богини мудрости и ремесел, которая держит в руках зеркало и змею. Скульптор Николя Пино (1684-1754). Вся композиция Петровских ворот символизирует неприступность Петропавловской крепости и воспринимается как символ веры в могущество России. Уникальность Петровских ворот заключается в том, что это единственный сохранившийся до нашего времени образец триумфального сооружения начала XVIII века.

Итак, левая статуя Минерва, правая - Беллона.

Минерва.

МИНЕРВА (Minerva) — в древнеримской мифологии — богиня — покровительница ремесел и наук, мирной городской жизни. Происходит, возможно, от этрусской богини Менрва. У римлян входила в триаду главных капитолийских божеств вместе с Юпитером и Юноной. Богине Минерве был посвящен храм на Капитолийском холме в Риме. Другой храм на Авентине стал центром празднеств ремесленных коллегий. В 207 г. до н. э. при храме Минервы на Авентине возникла коллегия писателей и актеров, покровительницей которых была богиня. Впоследствии ее почитали также музыканты, врачи и учителя. Отсюда выражение: "человек всех Минерв" (лат. Omnis Minervae homo), т. е. мастер на все руки, а также ироничное: "тучная Минерва" (лат. Crassa Minerva), т. е. просто, грубовато. После отождествления римской Минервы с греческой Афиной Минерва Авентийская почиталась как воплощение мудрости, охранительница городов и воительница. Иконография Минервы отличается от известных изображений Афины. Так, в эпоху Итальянского Возрождения сложились два образа Минервы: Минерва Армата (итал. armata — "вооруженная") и Минерва Пацифика (лат. pacifica — "умиротворенная, мирная"). В аллегориях искусства Классицизма, Маньеризма и Барокко фигура Мудрости либо олицетворение Науки представлена в образе римской Минервы. У ее ног изображается книга, сова либо змея — древний символ мудрости, значение которого усиливается благодаря контаминации с логиями Иисуса: "Итак будьте мудры, как змии" (Мф. 10:16).

Атрибуты статуи.

Змея.

В различных мифологических и фольклорных традициях змеи являются стражами источников жизни и бессмертия, а также высших духовных ценностей. Этот символ олицетворял источник всего потенциального как в материальной сфере, так и в духовной.

Зеркало.

Образ мира и Бога, истины, познания. В своей способности отражать человека и окружающую его реальность, зеркало устойчиво соотносится с сознанием, мышлением, выступающими инструментами самопознания и отражения универсума; понятие «рефлексия» (латинское «отражение») сближает мысль и зеркало. Воображение, как порождение образов мира, также находит свое олицетворение в зеркале. оно рассматривалось как символ созерцания, самопознания и истины и в этом своем значении уподоблялось глазу.
Зеркало — атрибут аллегорической фигуры Истины (подразумевается сентенция "зеркало не лжет").

Змея и зеркало вместе символизирует ясновидение («видеть все ясно, как в зеркале»).

Беллона.

Беллона (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.
Её имя произошло от bellum или duellum — «война». Также считалась матерью (варианты: дочь, супруга, кормилица) Марса. Изображалась с мечом или бичом, с факелом, в длинном одеянии, часто в центре битвы, на колеснице. Атрибут: двойная секира.
В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. Эту церемонию совершал фециал — жрец богини. У задней части храма сенат принимал иностранных послов, а также полководцев, которые возвращались из походов победителями и ожидали триумфа.
В I в. до н. э. при Сулле из Кападокии в Рим была привезена статуя каппадокийской (малоазийской) богиней Ма, культ Беллоны слился с ее культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.
Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили черное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до иссупления в ее честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причем они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые).
В Летнем саду в Петербурге стоит замечательная мраморная статуя Беллоны работы венецианского скульптора А. Тальяпьетра (перв. пол. XVIII в.). Эта статуя была заказана С. Л. Рагузинским в Венеции по распоряжению Петра I специально для Петербурга.

А. Тальяпьетра. Беллона. Середина XVIII в. Мрамор. Санкт-Петербург, Летний сад

Атрибуты статуи.

Дракон

Слово “дракон” происходит от греческого δράχωγ, derkien ― “видящий”.
О принадлежности «дракона» к змеям говорит дважды употребленное поэтом Гесиодом (VIII—VII вв. до н. э.) в «Рождении богов» («Теогонии») словосочетание «змей-дракон». в Греции большие змеи назывались draconates, слово, видимо, означающее острое зрение (от dercornai, «острое восприятие»).
Крылатые змеи или драконы являются солнечными и символизируют единение духа и материи, соединение орла и змеи и всех противоположностей, кроме того, ускоренное понимание.

На этой фотографии хорошо видно голову льва на груди и голову горгоны Медузы на плече.

Лев

Имеет двойственное значение, неся в себе и солярный, и лунный символизм, олицетворение и добра, и зла. В качестве солярного символа лев олицетворяет жар, блеск и силу полуденного Солнца, принцип огня, великолепие, силу и храбрость, стойкость, справедливость, закон, военную мощь, Царя Зверей. С другой стороны, лев символизирует жестокость, свирепость, звериный образ жизни. Он - символ войны и является атрибутом богов войны. Олицетворяя лунный принцип, львица сопровождает Великую Мать, либо впряжена в ее колесницу. Символизируя материнский инстинкт, львица часто изображается с девственными богинями войны.

Голова горгоны Медузы .

И в отрубленном состоянии взгляд головы горгоны сохранял способность превращать людей в камень.
Голова Медузы была помещена на эгиду Афины. В искусстве эту голову было принято изображать на доспехах на плече богини или под ключицами на её груди.

Для того, чтобы понять, что богиня держит в руках, я увеличила фрагмет старой дореволюционной фотографии и приложила рядом фото, сделанное в советское время. Очень плохо видно, но мне кажется, что в руках у Беллоны жезл.

Жезл

Имеет в символическом значении много общего с посохом.
Атрибут всех волшебников: несет в себе магическую силу и способность разрешать споры.
Основные значения:
Власть, авторитет, высокий пост, мировая ось.

Атрибут, который присутствуют у обеих статуй.

РАКОВИНА (праслав. raky — "оболочка"; лат. arca — см. рака) — в античности морская раковина, прежде всего двустворчатая раковина "морского гребешка", была атрибутом женских божеств и символом водной стихии. Слово "конха" (греч. konche — "раковина", лат. concha) означало женственное начало природы, а моллюск (лат. molluskus — "мягкий, мягкотелый") — эвфемизм, который употребляли в поэзии для обозначения женских половых органов.
В искусстве Итальянского Возрождения, в особенности периода кватроченто(XV столетие), симметричная раковина морского гребешка стала архетипом мышления, стремящегося к ясности и уравновешенности форм.

Теперь рассмотрим обе фигуры и место их расположения.

Христианская символика ворот ориентировалась на речение самого Иисуса: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…» /Ин 10:9/
Ворота, в основном церковные, расписанные, украшенные резьбой или рельефами, часто иллюстрируют, каким путем достигается спасение, через изображение как христианских добродетелей, так и преодолеваемых посредством их пороков.

Добродетель — философский термин, означающий положительное нравственное свойство характера человека, определяемое его волей и поступками; постоянное деятельное направление воли к исполнению нравственного закона.
Греки различали четыре добродетели (греч. αρετή): . мудрость, . мужество, . справедливость, . умеренность (греч. σωφροσύνη, софросюне). Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель, заключающую в себе все остальные, усматривал в мудрости. По Платону, добродетели опираются на свойства души: мудрость — на разум, мужество — на волю, умеренность — на преодоление чувственности. Справедливость является сочетанием трёх предшествующих добродетелей. Платон считает, что каждое сословие имеет свою добродетель: у философов-правителей — мудрость; у воинов — мужество; у земледельцев и ремесленников — умеренность.
Средневековые схоласты добавили к четырем добродетелям еще три: веру, надежду и любовь. Все эти семь основных добродетелей изображались в виде человеческих фигур (в основном молодой женщины) в длинных одеждах, но у каждой были свои атрибуты — одушевленные и неодушевленные.
Мудрость
- два лица: старое и молодое, а у ног ее сидел дракон;
Мужество
- держало в руке жезл, а другой рукой ломало колонну надвое, у ног же ее сидел лев.
Умеренность
- изображалась с двумя небольшими кувшинчиками в руках, из одного очень экономно — капля по капле — капала вода, а другой сохранялся в неприкосновенности. У ног умеренности сидела собака, смотрящая в вылизанную до зеркального блеска тарелку, в которой она даже отражалась.
Справедливость
- держала в одной руке меч, в другой весы, а у ног ее стоял журавль на одной ноге, зажавший камень в поднятой ноге. Он олицетворял бдительность, настороженность.
Вера
- держала в одной руке прямо на ладони, как жонглер, хрустальный кубок, который мог в любую минуту упасть, а в другой — крест. У ног ее сидела собака в спокойной, «достойной» позе, олицетворявшая верность.
Надежда
- складывала руки в жесте мольбы и устремляла свой взор к солнцу, а у ног ее сидела птица Феникс на начинавшем гореть костре.
Любовь
- одной рукой сыпала семена на землю, а другую прижимала к сердцу. У ног ее пеликан кормил собственной кровью птенцов.

Канон основных христианских добродетелей состоял из трех "теологических добродетелей":
веры, надежды, любви (Кор., 13:13)
и четырех "главных добродетелей":
справедливости, благоразумия, храбрости и умеренности.

Атрибуты в скульптурах и изображениях могли варьироваться.

Так Мужество (храбрость, сила и т.п.) в основном изображается в виде воинственной крепкой и сильной женщины, облаченной в доспехи и, даже будучи обнажённой, она всё же имеет шлем и щит.
В её руке меч, булава (палица Геркулеса), жезл или знамя. Другая рука охватывает, а часто ломает колонну (столп Самсона, напоминающий о разрушении филистимлянского храма).
Нередко сопровождается львом, которому она может разрывать пасть, либо покрыта львиной шкурой.

Благоразумие. Не столько предосторожность, сколько мудрое поведение.
Благоразумие персонифицирует женская фигура со змеей и зеркалом

Многие античные боги и персонажи из числа языческих богов были восприняты как персонификации добродетели и её разновидностей.
Афина символизирует триумф разума, добродетели и целомудрия.

В нашем случае мы имеем две ипостаси Афины: римских богинь Минерву и Беллону.

На отождествленние Беллоны с Афиной указывает голова горгоны Медузы на доспехах богини.

Атрибут основной добродетели (по Платону) философа-правителя — мудрости присутствует на обеих фигурах: у Минервы это змея, у Беллоны - дракон.

Обе фигуры венчаются раковинами, что аллегорически указывает на ясное, уравновешенное мышление.

Итог.

Триумф разума, добродетели и целомудрия, основанный на мудрости, ясном видении, уравновешенном мышлении, опирающемся на благоразумие и мужество, на познание добра и зла, жизни и смерти.

Category: Любопытный Петербург Tags:

Петровские ворота – «парадный вход» в крепость, самые первые и вначале единственные ворота Петропавловской крепости, – находятся в Петровской куртине (стене) между Государевым и Меншиковым бастионами. Построены в 1708-1717 годах Доменико Трезини в виде триумфальной (победной) арки в честь освобождения от неприятеля берегов Невы. По обеим сторонам арки в нишах помещены статуи, созданные французским скульптором Николя Пинó. Слева – Афина в образе Полиады, покровительницы городов. В руке у неё – змея (символ мудрости) и зеркало, с помощью которого богиня может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. Справа – тоже Афина, но уже в образе Паллады, справедливой победоносной воительницы в воинских доспехах. На её шлеме – саламандра, символ непобедимости. Ворота украшены свинцовым двуглавым орлом работы французского скульптора Франсуá Вассý (1720 год) и деревянным барельефом.


Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» (выпуск 67 – Петропавловская крепость)

Category: Любопытный Петербург Tags:

Барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Кондрата Оснера на Петровских воротах. Согласно новозаветному мифу Симон с помощью демонов поднялся к облакам и возомнил себя повелителем мира. Апостол Пётр разогнал демонов и низверг самозванца. Как несложно догадаться, самонадеянный Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, а апостол Пётр – с Петром I. В центре композиции – первое здание Петропавловского собора, справа от которого угадывается фигура самого императора. Общее руководство строительством крепости в 1703-1705 годах осуществлял немецкий военный инженер Вильгельм Киршенштейн. В 1706 году началась перестройка крепости в камне по проекту французского инженера Жозéфа Ламбéра и итальянского архитектора Домéнико Трезини. В 1727 году надзор за строительством крепости был поручен военному инженеру немецкого происхождения, будущему российскому генерал-фельдмаршалу Христофору Миниху.

Петровские ворота Петропавловской крепости


Петровские ворота - это триумфальные ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, находящиеся в Петровской куртине между Государевым и Меншиковым бастионами. Единственный сохранившийся образец триумфального сооружения петровского барокко.


Ворота создавались в 1707-1708 годах по проекту архитектора Доменико Трезини и первоначально были деревянными. Их украшала статуя святого Петра в человеческий рост, поэтому ворота стали называться Петровскими. Через 10 лет тот же архитектор перестроил ворота в камне, они в точности повторяли деревянные. В таком виде они и дошли до наших дней.
Оформлены ворота в виде триумфальной арки. Традиция ставить арки в честь военного триумфа восходит к Древнему Риму.

На первый взгляд Петровские ворота немного тяжеловесны, но они очень нарядны, это одна из особенностей стиля барокко. Для архитектуры этого стиль большую роль играет символичность. Каждая деталь декора имеет свой смысл, поэтому многие архитектурные постройки можно читать как книгу.

Рассмотрим панно "Низвержение Симона Волхва" (или еще одно название, которое можно встретить в литературе - "Низвержение Симона-волхва апостолом Петром"). В центре рельефа скульптор Кондрат Оснер изобразил крепость на скале. Над ней клубятся облака, а в них летают крылатые демоны. Из облаков прямо на крепость падает головой вниз бородатый человек. Это языческий жрец (волхв) Симон, который, как рассказывает легенда, пророчил и оскорблял апостола Петра и, поддерживаемый демонами, пытался летать. Однако апостол Петр своей молитвой развеял демонов, а Симон с позором и "великим шумом" был низвергнут на землю. Симон падает, а внизу люди наблюдают его позор. Перед крепостью стоит мужчина в одеянии древнеримского полководца. Возможно, скульптор так изобразил самого Петра, а может быть, воина-защитника крепости.

Смысл барельефа был доступен людям XVIII века: они понимали язык аллегорий. Современные специалисты-искусствоведы расходятся в трактовке деталей композиции, но все они единодушны, что триумфальная арка и ее барельефы воспевают победы России. Поскольку деревянные ворота строились еще до Полтавской баталии, то можно считать Петровские ворота памятником военных успехов русской армии, прежде всего на берегах Невы и Финского залива. Результатом этих побед и явилось строительство Петропавловской крепости.

Современники могли так трактовать сюжет: крепость - это камень, которым апостол Петр поразит всех, кто будет покушаться на нее. (Имя Петр в переводе с греческого - "камень". А в священном писании есть слова о том, что апостол Петр - камень, на котором Христос построит церковь свою и врата ада не одолеют ее). Композиция создавалась как похвала неколебимости, неприступности крепости; как символ веры в полную победу России над Швецией.

Изображение герба России, украшающее ворота, подчеркивает значимость крепости и молодого столичного города Санкт-Петербурга в жизни государства первой четверти XVIII века. Герб выполнены в свинце мастером Франсуа Вассу, а до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб». Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь не сохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А. А. Кедринским, А. Л. Ротачом была произведена реставрация.

Это далеко не первая и не единственная триумфальная арка в Петербурге. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на больших дорогах в честь победителей или в память важных событий, они могут быть временными или постоянными, имеют один или три пролёта, перекрытые полу цилиндрическими сводами, завершаются антаблементом и аттиком, украшаются статуями, рельефами и памятными надписями.

Триумфальные арки возникли в Древнем Риме, где предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. В России триумфальные арки впервые начал устраивать Пётр Великий. Первые ворота устроены были в 1696 в честь победы под Азовом и в 1703 году для чествования Шереметева, Репнина и Брюсса при завоевании Ингерманландии, а также празднования основания новой столицы. Тогда в Москве было устроено трое ворот: у Заиконоспасского монастыря, у Ильинских ворот и у Мясницких ворот. Все они были украшены живописью, аллегорическими фигурами и статуями, с надлежащими надписями. Во второй раз, в честь Полтавской победы, было устроено в Москве 7 триумфальных ворот. Триумф длился целый месяц, с 18 декабря 1709 года по 17 января 1710 года. В третий раз триумфальные ворота воздвигнуты были в новой столице, в Санкт-Петербурге, 9 сентября 1714 года, по случаю празднования морских побед Петра; в триумфе участвовали и корабли. Ворота украшены были разными символическими изображениями, а главная картина изображала слона, поражённого орлом, с надписью: "Орёл не мух ловит", что должно было напоминать взятие самим государем шведского фрегата "Элефант". По случаю заключения мира со Швецией в конце 1721 года, в Москве также были устроены триумфальные ворота, причём целая флотилия, на санях, подвигалась от петербургского въезда через всю Москву. В царствование Анны Иоанновны построено трое триумфальных ворот, по случаю прибытия государыни из Москвы в Санкт-Петербург в начале 1732 года, после коронации: против церкви на Троицкой пристани, Адмиралтейские (сломаны в 1742 году) и Аничковы ворота. По случаю въезда в Санкт-Петербург императрицы Елизаветы Петровны, после коронации, Адмиралтейские и Аничковы ворота были возобновлены, а в 1751 году вновь разобраны. Екатерина II также повелела соорудить триумфальные ворота из мрамора позади Калинкина моста, при въезде из Петергофа в Петербург. Из постоянных триумфальных Ворот к началу XX века в Москве сохранились - Красные ворота, в Петербурге двое постоянных ворот: у Нарвской и Московской застав, а в Москве - у Петровской заставы. Нарвские ворота были сначала временными и воздвигнуты были по случаю возвращения в столицу гвардии из похода 1815 года, по рисунку Кваренги. Вследствие спешности работы, ворота были выстроены из дерева, оштукатурены и украшены атрибутами победы. В 1830 году, по желанию императора Николая Павловича, деревянные Нарвские ворота были заменены бронзовыми. Ворота открыты в 1833 году; одна металлическая работа их обошлась около 800 000 руб.

(В тексте использованы материалы книги Ермолаевой Л.К., Лебедевой И.М. Прогулки по Петербургу и материалы из wikipedia)

Хотите, не выходя из дома, совершить прогулку по легендарному Санкт-Петербургу? Тогда присоединяйтесь к нам. Вместе сегодня мы побываем в самом интересном уголке Северной столицы, осмотрим Петровские ворота Петропавловской крепости на Эта самое посещаемое туристами место города. Уникальное строение сегодня стало настоящим заповедником, который рассказывает нам про минувшую эпоху. Надо здесь побывать хоть однажды, чтобы оценить ее красоты и мощь. На сегодняшний день это один из немногих памятников старины, которые дошли до нас в неизменном виде. Петровские ворота Петропавловской крепости провожают туристов в уникальный музей истории Петербурга.

Путешествие начинается

Невозможно узнать Питер, не побывав здесь. Это не просто страничка истории, а символ города, Сегодня мы поговорим не только про Петровские ворота Петропавловской крепости, но и заглянем внутрь нее. Сразу предупредим туристов, что прогулка по Заячьему острову бесплатная. Но не забывайте брать с собой наличные, потому как здесь есть еще масса мест, вход в которые требует приобретения билетов.

Итак, впереди видны Петровские ворота Петропавловской крепости. Путь к ним лежит через Это легендарный объект, который заслуживает того, чтобы ему уделили определенное время. Его построили на месте первой петербургской переправы. Только представьте себе, несколько веков он украшает собой это место. Правда, мост претерпел некоторые изменения. Самая первая конструкция была разводной, деревянной. Так было задумано с расчетом, что в случае нападения врача его легко можно поджечь и отрезать путь к крепости.

Однако немного позднее конструкцию немного изменили. По обоим сторонам достроили красивые арки. В результате таких модернизаций мост стал намного длиннее и шире. После этого мост пережил еще немало изменений. Но самые значительные перемены произошли уже в XX веке. Мост стал пешеходным. На сегодняшний день это еще и прогулочная мостовая с красивыми фонарями и ограждениями.

Вас встречает памятник зайцу

Перед вами возвышаются Петровские ворота Петропавловской крепости. Фото на память сделать нужно обязательно, чтобы показывать эту красоту всем друзьям и знакомым. Но давайте еще немного подождем и посмотрим налево. Там, на сваях, сидит небольшой зайчик. В самой статуе ничего особенного нет, но живет красивая легенда, которую любят рассказывать туристам. Согласно ей Петр 1 на этом месте подобрал крошечного зайца, который спасаясь от наводнения, сам прыгнул ему в руки. Теперь это ушастый талисман крепости. Говорят, что если кинуть ему монетку и загадать желание, то оно исполнится.

Уникальный памятник российской архитектуры

Перед нами Петровские ворота Петропавловской крепости. Описание их может занять очень много времени, но сегодня нам придется быть очень краткими. Построены они были еще в 1708 году. Несколько столетий уникальное в своем роде произведение искусства удивляет своим внушительным видом. Это работа не одного мастера, над созданием шедевра трудились тысячи людей, каждый из которых внес свой вклад. Однако отец-основатель масштабного проекта под названием Петровские ворота Петропавловской крепости - архитектор Особую красоту им придает деревянное, резное панно. Его создал выдающийся скульптор и резных дел мастер Конрад Оснер. Панно - это символ победы в войне 1700 - 1721 годов. Именно это событие и стало точкой отсчета зарождения Российской Империи.

Парадный вход в крепость

Не откажете себе в удовольствие совершить такую экскурсию. Перед вами уникальные Петровские Петропавловской крепости города. Это единственный в своем роде памятник, который дошел до наших дней со времен Петра I. Знаменитый архитектор, подаривший миру это чудо, создал классический по тем временам образец парадных ворот. В нижнем ярусе был сделан арочный вход в крепость, а верхняя часть играла исключительно декоративную роль.

Петра творенье

Возможно, ворота бы так и остались прекрасной аркой, если бы не специфическое веяние того времени. Символическое отражение деяний Петра должно было обязательно быть запечатленным и сохраненным для потомков. Если вас интересуют статуи и барельефы, то обязательно приходите посмотреть на Петровские ворота Петропавловской крепости. Скульптуры, украшающие этот памятник достойны восхищения. Запаситесь свободным временем, чтобы как следует все рассмотреть.

Резное панно по центру высокого, полукруглого фронтона изображает сцену «Низвержение Симона апостолом Петром». При этом побежденный - это, скорее всего, Карл XII, а победитель сам царь. Готовьтесь удивляться дальше. Здесь наблюдается настоящее смешение эпох, потому как по обеим сторонам от прохода расположились две статуи Афины. Древнегреческая богиня Афина Паллада в доспехах с правой стороны, Полиада (градоправительница) с зеркалом и змеей с левой стороны. Все это композиция обозначает, что город под надежной защитой.

Общее впечатление

Когда впервые видишь это грандиозное сооружение, то чувствуешь невольное благоговение перед мастерством его создателей. Выполнены они в вычурном, пышном стиле барокко. Поверхность фасадной стены обработана рустами. За счет этого она до сих пор сохраняет свой рельеф, несмотря на проходящие мимо века. Стена первого яруса прорезана глубокими нишами. В них установлены аллегорические скульптуры. Тематика - война и мудрость. Дальше каждый может достраивать ряд самостоятельно. Все скульптуры выполнены в намазной технике. Второй ярус ворот украшают волюты и лучковый фронтон. Просто удивительно, что такая красота создавалась в качестве ворот боевой крепости. Правда ей ни разу не пришлось выдерживать осаду.

Символ России

С 1720 года было решено увенчать арку ворот гербом, в форме двуглавого орла. Выполнен он был из свинца, великим скульптором Франсуа Вассу. Годом позже в композицию внесли изменения. Огромное сооружение, весом более полутора тонн, было расписано и позолочено мастерами Александром Захаровым и Иваном Уваровым.

Создание этой скульптуры тоже имеет свою историю. По преданию, место, где сегодня стоят ворота, определил сам царь. Он срубил две молодых березки и установил их в виде арки, обозначив место, где будет вход в крепость. В это время послышался шум крыльев, и Петр со своими приближенными увидели парящего орла. Он сел на созданную арку, что было воспринято как доброе предзнаменование. Держа птицу на руках, царь прошел через березовую арку и сел на корабль.

Образ орла

Он знаком каждому россиянину с детства, но на воротах выполнен особенно красочно. Фигура птицы, увенчанная царскими регалиями, расписано настолько мастерски, что и сегодня очень красива. Особенно тщательной является отделка помещенного на груди орла красного щита. На нем нанесена очень символичная картина, Георгий Победоносец, который побеждает змея. В своем выборе Россия не была оригинальна, она просто заимствовала свой герб у Византии. Это демонстрирует преемственность традиций.

Реставрация

К сожалению, время берет свое. К концу XVII века стали заметны признаки разрушения. Чтобы остановить их время от времени выполнялся ремонт. Ворота покрывали известью, а после этого и штукатуркой. Толщина слоя к нашему времени достигал 15 см. А поскольку интерес к памятникам старины только рос, было принято решение вернуть ту красоту и величие, которыми отличаются Петровские ворота Петропавловской крепости. Реставрация началась в 1951 году, после того, как уникальный, исторический объект был поврежден при военном обстреле. За дело взялись архитекторы А. А. Кедринский и А. Л. Ротач. В результате мы увидели практически точную копию того варианта ворот, которые были созданы несколько столетий назад. Весной 2008 года в крепости проводились незначительные ремонтные работы, которые носили поддерживающий характер.

Экскурсии

Если вам интересна история родной страны, то нужно обязательно выбрать время и всей семьей совершить экскурсию. Петровские ворота Петропавловской крепости для детей будут не менее интересны, чем для взрослых. Однако, чтобы поход был еще и познавательным, желательно воспользоваться услугами опытного гида. Рассказы про эпоху царствования Петра I настолько захватывающие, особенно здесь, перед уникальной крепостью, созданной еще при его жизни. Однако на осмотре Триумфальной арки экскурсия не заканчивается.

Впереди великолепный музей, который по страницам расскажет вам историю великого государства. Петропавловская крепость сама по себе интереснейший памятник. Мальчики с большим интересом осмотрят ее бастионы, а также орудия. Пушка, стреляющая в полдень, расположена в бастионе Нарышкина. У подножия крепости представлено несколько крупных орудий. А девочки, которых мало интересуют военные трофеи, могут посетить Собор или одну из выставок в музее, которые постоянно меняются.