Геркулес русанов. Новый квадрат поиска

Тайна исчезновения отважных исследователей Арктики под руководством Владимира Русанова на островах Карского моря и на Таймыре

«Бороться и искать, найти и не сдаваться» Альфред Теннисон

Этот девиз высечен на памятном кресте, установленном на мысе Хижина в честь полярного исследователя Роберта Скотта и его товарищей, погибших в 1912 году во время обратного пути с Южного полюса.

Вместо предисловия

Прошел 2012 год, наступил 2013-й, затем - 2014-й. Знаковые годы. Сто лет назад - это годы насыщенные событиями: весь мир будоражила судьба трех российских полярных экспедиций, исчезнувших в бескрайних просторах ледяной Арктики. К сожалению, современная Россия, занятая как всегда собственными проблемами, очень вяло отреагировала на эти знаковые даты. Мы сами себе внушаем как высочайшее современное достижение России полеты на Северный полюс, авиационное обеспечение высокоширотных экспедиций - так это на современной технике! Да и организуются они сегодня на частные средства меценатов, часто просто отмывающих деньги, полученные сомнительными способами. А где сегодня государство Россия в Арктике? Давно ушли в прошлое походы атомных ледоколов к Северному полюсу. А что, России, претендующей на большую часть бассейна Северного Ледовитого океана, не нужны дальнейшие исследования собственной территории? Или ждем глобального потепления, когда уйдут в небытие полярные льды и плавать в Арктике будем как по Средиземному морю?

Старая Россия думала несколько иначе и сто лет назад организовала одновременно несколько морских полярных экспедиций в июле-августе 1912 года. В результате были обследованы огромные просторы Арктики от Берингова пролива до Шпицбергена, открыты и присоединены новые земли, в частности - архипелаг Северная Земля, доказана возможность плавания северным морским путем, о чем говорил еще М. Ломоносов. Не все экспедиции были успешными, и судьба трех из них до сих пор тревожит неравнодушных. Они ушли в плавание почти одновременно и практически в один и тот же год полностью или частично исчезли в арктическом безмолвии. Это экспедиции под руководством полярных исследователей, к тому времени уже знаменитых, Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова.

Я не ставлю целью подробно останавливаться на жизнеописании этих личностей, их биографии, за исключением последних дней (лет) жизни, - они достаточно освещены во множестве работ другого направления исследования. Хотелось бы обратить внимание на некоторые совпадения в истории их последних экспедиций.

Собирательный образ капитана Татаринова

В 2012 году сразу несколько телевизионных каналов транслировали две киноверсии романа Вениамина Каверина «Два капитана», что было, пожалуй, единственным косвенным упоминанием о героической и трагической судьбе трех полярных экспедиций под руководством Седова, Брусилова и Русанова. Ведь, если внимательно вчитываться в строки этого романа и сопоставить с биографиями и целями их полярных экспедиций, будет понятно: капитан Иван Татаринов - это собирательный образ из трех реально существовавших героев, а приключения, путешествия и открытия литературного Татаринова - это синтез трех гидрографических экспедиций, правда, добавлена история с открытием Северной Земли, в чем заслуга фактически не менее знаменитого полярника Б. Вилькицкого.

Но В. Каверин жил в советское время, и упоминать достижения экспедиции Вилькицкого было тогда небезопасно, т. к. в ее составе была одна не менее знаменитая историческая личность - А. Колчак, будущий адмирал и Верховный правитель России, а открытый архипелаг первоначально был назван именем Николая Второго. Да и сам Б. Вилькицкий был по другую сторону противостояния в Гражданскую войну.

Итак, образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в арктическое плавание бассейна Северного Ледовитого океана отправились три русские экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» - руководил Георгий Брусилов и на шхуне «Геркулес», возглавляемой Владимиром Русановым. В романе «Два капитана» описание судьбы экспедиции на шхуне «Св. Мария» фактически повторяет судьбу, время и маршрут брусиловской «Святой Анны» и его команды. Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым. Даже в кинофильмах портрет Татаринова - это почти копия Г. Седова. А вот книжные поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о подлинных планах и намерениях Русанова. И мятежный характер Русанова, его революционная деятельность, обостренное чувство социальной несправедливости в большей степени соответствуют образу литературного героя, а скорее, наоборот, герой книги списан с реально существовавшего Русанова. Вот и судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова.

Владимир Русанов: талантливый геолог, смелый исследователь

Но нужно вернуться к основной цели - дополнить известные исторические факты экспедиции В. Русанова собственными исследованиями и заключениями. Но чтобы отделить личность Русанова от его искусственного литературного прообраза, пожалуй, следует упомянуть несколько исторических фактов его биографии, о научных заслугах, характеризующих эту неординарную личность, цели и ход подготовки экспедиции, о его соратниках по экспедиции. Иначе для читающего эту статью и ранее малознакомого с историей этой экспедиции и с ее руководителем будет странным такой интерес именно к этим историческим фактам, хотя подобных экспедиций с трагическим и более благоприятным финалом имеется неописуемое количество.

Справедливости ради нужно сказать, что о В. Русанове и его последней экспедиции написано много работ научного и публицистического характера. Список, составленный библиографом Л. В. Елистратенко, насчитывает 68 опубликованных работ по биографии В. Русанова и его последней экспедиции, а если учесть отдельные публикации в периодической печати, цифра превысит сотню. Вряд ли я смог бы добавить что-либо существенное в его биографию от даты его рождения до начала конечного этапа экспедиции на шхуне «Геркулес» (боте, как называют это судно некоторые исследователи, хотя это неверно: на «Геркулесе» было две мачты, по парусному вооружению это шхуна-куттер (тендер), а бот - это одномачтовое судно).

Но вернемся к Владимиру Русанову. Он не был по профессии ни моряком, ни военным, поэтому должность и звание капитана - это не к нему. Это был талантливый геолог и географ с мировым именем, внесший огромный вклад в отечественную и мировую науку. Я не буду подробно излагать его биографию - она хорошо задокументирована и известна. Даю только отдельные характерные фрагменты.

Владимир Русанов - участник подпольного марксистского кружка во время учебы в семинарии, член социал-демократического «Рабочего Союза», на курсах вольных слушаний Киевского университета неоднократно подвергавшийся преследованиям властей мерами заключения под стражу и ссылкам. Неугомонная личность В. Русанов даже в ссылке занимается исследованиями геологии и географии Вологодчины и Пермского края, но путь ему в образование и науку в России закрыт по причине его революционной деятельности, и в 1903 году он уезжает во Францию, где блестяще заканчивает университетское обучение в Сорбонне.

По возвращении этот талантливый геолог и географ с уже состоявшейся научной известностью в зарубежье, как ни странно, получает в России благосклонное отношение и содействие его намерениям исследования Новой Земли. Он четырежды организовывал экспедиции на Новую Землю, результаты которых были впечатляющи. В. Русанов выступал с рядом лекций, докладов и статей, привлекших внимание общественности к Арктике. Особенно его беспокоила судьба Новой Земли. «Печальная картина на русской земле, - писал Русанов. - Там, где некогда в течение столетий промышляли наши русские отважные поморы, теперь спокойно живут и легко богатеют норвежцы».

Эти экспедиции принесли Русанову славу талантливого геолога и смелого исследователя, результаты исследований на Новой Земле и в Арктике стали основой его фундаментальных научных трудов по геологии и геофизике. Вот и первая часть последней его экспедиции, закончившаяся трагическим финалом, преподнесла России угольные залежи на Шпицбергене (старорусское название - Грумант), которые до сих пор разрабатываются нашими российскими предприятиями, и если экономика добычи сомнительна, то присутствие России как государства на чужой территории - это уже стратегия. Вот вам и характеристика истинного патриота Родины, выдавленного в свое время властями из России.

Слишком схематично и коротко - о биографии Русанова, но даже это скромное резюме говорит о значении его как личности, ученого и исследователя, которому государство Россия многим обязана. Сделаю одно отступление: на одной из передач на телевизионном канале «Культура» в дискуссии о современной роли Че Гевары писатель А. Кабаков высказал тезу, что революционер - это интеллигент с большим сердцем, но лишенный ума, что умные люди вместо революции занимаются трудом. Вряд ли можно обвинить ученого В. Русанова в отсутствии ума, да и сделали эти две личности для своей родины и братского им народа столько - дай бог каждой писательской братии, и что существовавший «умный» планктон и современные мимикрии справедливо будут забыты. А большое сердце - разве это плохо?

Экспедиция в океане

В июне 1912 года из Архангельского порта вышла зверобойная шхуна «Геркулес». По заданию правительства (Министерства внутренних дел) России 14 полярников, находящихся на ее борту, должны были «застолбить» на «ничейном» архипелаге Шпицберген месторождения каменного угля. Экспедиция сулила России большие деньги.

Моряки предсказывали «Геркулесу» многие беды, поскольку на корабле была женщина. Ее звали Жюльетта Жан, она была француженкой и полноправным членом экспедиции и экипажа шхуны - врачом и геологом. Еще она была влюблена в русского полярника Владимира Русанова, возглавляющего экспедицию. Они познакомились в Сорбонне, где вместе учились, а по возвращении из плавания собирались пожениться. Два года назад им пришлось отложить свадьбу из-за четвертой по счету экспедиции Владимира на Новую Землю, во время которой он первым обошел ее северный и южный острова, нанес на карту неизвестные бухты, горы и ледники. В этот раз Жюльетта не захотела расставаться с Владимиром: они не верили в приметы.

«Сегодня я пересяду на свое судно «Геркулес», - писал Владимир Александрович Русанов матери. - Все готово к отъезду, все хорошо подготовлено, нас - четырнадцать. Если до ноября не возвращусь, значит, мы зимуем во льдах. Будьте покойны за нас!».

Вопреки предсказаниям, плановая часть экспедиции оказалась фантастически успешной. Выйдя 26 июня (по старому стилю) 1912 года из Александровска-на-Мурмане (ныне город Полярный), шхуна «Геркулес» через неделю подошла к западной стороне Шпицбергена. Отсюда был осуществлен переход через южные районы архипелага. Здесь удалось обнаружить богатые залежи каменного угля. Было установлено без малого 30 заявочных столбов, закреплявших за Россией право на добычу угля. Работы на Шпицбергене продолжались шесть недель. Экспедиция завершилась успешно. Можно было возвращаться к родным берегам и плыть обратно в Архангельск. Но случилось то, чего никто не ожидал. Русанов, Жюльетта и еще девять человек самовольно, без разрешения Министерства внутренних дел - организатора и куратора экспедиции, ушли на «Геркулесе» по северным морям за дальнейшими полярными исследованиями и приключениями. Путешествие было чистой авантюрой и самоуправством, но в случае удачи все сошло бы Русанову с рук.

С документами и отчетами о первом этапе экспедиции на норвежском судне через Мурманск вернулись трое русановцев, не пожелавших продолжать путь. Еще позднее на материк передали странную телеграмму, оставленную Русановым в становище ненцев Маточкин Шар: «Юг Шпицбергена, остров Надежды окружены льдами. Занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов» (Визе, 1948, с. 108). Эта телеграмма была доставлена судном «Ольга Константиновна» в Архангельск и 4 сентября (23 августа старого стиля) 1912 года поступила к управляющему делами архангельского губернатора Г. А. Садовскому (достаточно быстро - всего за четверо суток). С тех пор о судьбах русского полярника, влюбленной в него отважной француженки и еще девяти человек ничего не известно. Предсказание сбылось!

Рискованный план

Что-то в телеграмме, принятой на материке, не так - и со смыслом, и с грамматикой. Судя по тексту, проект телеграммы написан на Новой Земле, куда шхуна подошла от Шпицбергена через восемь дней. Зачем несвязанно описывать события на Шпицбергене и с синтаксическими ошибками. Куда намеревается отправиться шхуна «Геркулес» с участниками экспедиции Русанова? Ответ не так очевиден, как кажется из его процитированной телеграммы. Потому что есть два предположения о намерениях руководителя экспедиции. Очень смущает фраза «если погибнет судно». А если не погибнет? Литературная небрежность - не в стиле В. Русанова, значит, оригинальный текст был произвольно изменен. Это несоответствие в телеграмме 100 лет смущает специалистов и является яблоком раздора.

Так вот, если погибнет судно - экспедиция почти обречена, потому что к пешему переходу она не была готова: на борту не было ни собак, ни саней, ни другого специального обеспечения. Убедительное тому подтверждение - экспедиция Джона Франклина (1845-1847 гг.) по отысканию Северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий океан. Тогда членам команды двух судов пришлось по льдам и заснеженной тундре пешком идти сотни миль, в качестве грузового транспортного средства - бортовые шлюпки, а члены экипажа - в качестве тягловой силы. Но там экспедиция по численности более чем в 10 раз превосходила экспедицию Русанова.

И всё, в конечном итоге, зависит от того, в какой географической точке закончится морское путешествие, насколько далеко экспедиция окажется от обитаемых районов - где можно было рассчитывать на помощь. Длина морского маршрута от Маточкина Шара до о. Уединения в Карском море составляет примерно 990 км. Если взять половину этого пути (490 км), т. е. предполагаемое место потери судна, добавить 1513 км до Новосибирских островов и плюс еще 1350 км до о. Врангеля, мы получаем, по самым скромным подсчетам, 3350 км пешего пути, если верить буквально тексту полученной телеграммы. Г. Седову не удался поход до Северного полюса на ездовых собаках, от которого он находился в шестистах километрах, а ведь еще в Архангельске, во время подготовки обеих экспедиций, публичное выступление В. Русанова с критикой этого плана Г. Седова стало причиной натянутых отношений двух знаменитых полярников.

А что представлял оптимальный вариант маршрута Русанова? Здесь есть две версии. Видимо, в записке, оставленной Русановым в становище Маточкин Шар, появилась неточность, вызванная или поспешностью написания, или искажением оригинального текста. Скорее всего, отсутствует частица «не» во фразе «если погибнет судно…». Еще как-то можно понять и допустить маршрут к острову Уединения, но пройти пешим несколько тысяч километров по Арктике до Новосибирских островов и острова Врангеля - это за рамками фантазии, вряд ли Русанов был настолько наивен. Но вот тут-то и нужно обратиться к предыдущим письмам и высказываниям Русанова.

Еще до плавания на Шпицберген в своей статье «План шпицбергенской экспедиции» Владимир Александрович писал, что рассматривает ее как «небольшую первую пробу». А говоря о «Геркулесе», утверждал, что «с таким судном можно будет широко осветить и быстро двинуть вперед вопрос о Великом северном морском пути - пройти Сибирским морем из Арктического в Тихий океан». Одним словом, уже тогда у Русанова зрел план после завершения работ на Шпицбергене отправиться к Новой Земле и далее - на восток. Значит, Русанов даже не предполагал и не рассматривал пессимистический вариант гибели судна, и телеграмма, доставленная на материк, имеет существенную неточность.

Ранее поглощенный проблемами Северного морского пути Русанов в статье «Возможно ли срочное судоходство между Архангельском и Сибирью через Ледовитый океан?» изложил план сквозного плавания. «До сих пор, - писал он, - с непоколебимым и непонятным упорством стараются пройти в Сибирь… возможно южнее: через Югорский Шар, через Карские Ворота, в более редких случаях - через Маточкин Шар. Я предлагаю как раз обратное. Я предлагаю огибать Новую Землю как можно севернее…». Ниже он продолжает: «Нужно иметь в виду, что направление течений северной части Новой Земли до сих пор остается необследованным и что мои предположения на этот счет являются гипотетическими. Вот почему выяснение этого капитального вопроса, по моему мнению, должно составить самую главную задачу Новоземельской экспедиции в 1910 году. Эта экспедиция должна будет окончательно выяснить вопрос о том, насколько удобен предлагаемый мною торговый путь в Сибирь».

Как ни странно, Русанов в своих интуитивных заключениях, основанных на громадном опыте ученого, был прав, и это очевидно сегодня. Центральная и южная части Карского моря почти круглогодично забиты льдами, что подтверждено было последующими исследованиями, и надо отдать должное мореплавателям Мангазеи, водившим в далеком прошлом суда по южной части Карского моря через пролив Югорский Шар. По контрасту с соседним Баренцевым морем моряки прозвали Карское море «ледяным мешком» и «ледяным погребом». У восточных берегов Новой Земли находится Новоземельский ледяной массив, растаивающий только к концу лета. В прибрежной же зоне северной части острова припайные льды летом взламываются и тают, поэтому северный маршрут был, по мнению Русанова, более предпочтителен.

Снова обратимся к процитированной выше статье Русанова, там он дважды упоминает о необходимости нахождения более удобного пути из Архангельска в Сибирь. Но критикуемый им уже существовавший маршрут связывал Архангельск с конкретным ориентиром - устьем Енисея. Значит, возможна первоначальная цель Русанова - новый маршрут в Енисей через северную оконечность Новой Земли. Но тогда, сопоставляя этот план с текстом последней оставленной записки, проявляется основной грандиозный план Русанова: сначала по северной части Карского моря достичь устья Енисея, а затем идти на север и восток - к Тихому океану через Берингов пролив.

Видимо, основанием служило предположение, что севернее Таймыра сплошной океан с благоприятной ледовой обстановкой, схожей с северной частью Карского моря, и Гольфстрим еще имеет влияние на смягчение ледовой обстановки, делая её проходимой для неледокольных судов. Мог ли он предполагать, что на его пути будет Северная Земля, открытая только в 1913 году экспедицией Б. Вилькицкого. Этот архипелаг формирует уже другую гидрографическую и ледовую обстановку, да и существующий пролив Вилькицкого очень редко очищается ото льда, и пройти его судам неледокольного класса - большая удача и везение.

О том, что предполагаемый маршрут к Новосибирским островам, а затем к - острову Врангеля на деревянной шхуне, вполне реализуем за две навигации, Русанов был уверен. Еще в 1878 г. швед Эрик Норденшельд неожиданно прошел в одну навигацию почти весь Северный морской путь, обогнув северную оконечность Евразии - мыс Челюскин (первое достоверное плаванье мимо него) - и зазимовав у берегов Чукотки.

За 11 лет до Русанова похожий поход осуществил такой же, как он, российский романтик, геолог и путешественник барон Эдуард Васильевич Толль. 21 июня 1900 года на яхте «Заря» Э. Толль вышел из Кронштадта и к осени достиг северо-западного побережья Таймыра. Дальнейшему морскому путешествию помешало скопление льдов, и его экспедиция вынуждена была остановиться на зимовку; такая вынужденная стоянка, которую Толль провел с огромной пользой для науки и практических результатов, продлилась до сентября 1901 года, когда появилась возможность яхте «Заря» пройти траверзом мыса Челюскин на восточное побережье Таймыра. Хотя основной целью предпринимаемой бароном Толлем экспедиции была гипотетическая «Земля Санникова», он успел сделать серьезную заявку на географическое открытие на территории нынешнего Красноярского края: Толль, исследуя геоморфизм складчатых пород на мысе Челюскин, утверждал, что где-то недалеко в океане напротив Таймыра находится большой островной участок суши, что было подтверждено в 1913 году Б. Вилькицким, ныне это архипелаг Северная Земля. Толль очень переживал, что роль России недостаточна в расширении географических исследований сопредельных океанских территорий, когда за россиян это делают иностранцы, в частности, он очень болезненно воспринял открытие американцем Де Лонгом трех островов севернее Восточно-Сибирского архипелага: Беннетта, Генриетты и Жанетты. С острова Беннетта Э. Толль ушел в последний путь, и, к сожалению, как и с судьбой В. Русанова, где встретил свою смерть Э. Толль и где его могила - до сих пор неизвестно.

В 1902 году Э. Толль вместе с несколькими единомышленниками без вести исчез в бескрайних просторах Арктики, но оставил громадный след в истории полярных исследований. Не правда ли, эти две личности поразительно схожи между собой целеустремленностью, глубокими знаниями, научной деятельностью, истинным патриотизмом и трагическими судьбами.

У Русанова был еще один замечательный ориентир, убеждающий в реальности задуманных им планов, - Ф. Нансен. Этот норвежский мореплаватель и полярный исследователь за одну летнюю навигацию 1893 года на трехмачтовой шхуне «Фрам» прошел путь из Норвегии через Югорский Шар и Карское море и вышел в море Лаптевых, на что Толлю впоследствии потребовалось больше двух лет. Ему не удалась попытка достичь Северного полюса, но ему с напарником практически без запаса провианта пришлось выживать в Арктике два суровых года - две зимовки подряд.

Нансен был конкурентом и оппонентом В. Русанова в путешествии на Шпицберген, это было своеобразное соревнование - кто раньше высадится на архипелаг, найдет и застолбит угольные месторождения. Кстати, Ф. Нансен, этот выдающийся полярный исследователь, посещал и Красноярск, о чем напоминает мемориальная доска, установленная на стене старинного дома на перекрестке улиц Сурикова и Карла Маркса, прошел Енисеем до Диксона.

Сделаем свое заключение по предпринимаемой Русановым второй части экспедиции: его намерение выхода в море Лаптевых не было авантюрой - скорее экстремизмом, и о том, что он был реалистом и предполагал не самый оптимистический исход, говорит фраза из записки, что на шхуне запасов на целый год. Кроме того, ему были известны склады-депо продовольствия и угля, которые создал по побережью Таймыра его предшественник Э. Толль еще в прошлом веке.

Остается вопрос: а было ли у Русанова намерение сначала идти к устью Енисея, а потом на восток, в море Лаптевых? К сожалению, этому нет документального подтверждения, но такой маршрут прохода за одну навигацию, если повезет, неледокольному судну вполне осуществим, учитывая опыт предшественников - Ф. Нансена и Э. Толля. Если бы… Если бы Русанов не был истинным исследователем и не пошел к конечной цели не через пролив Югорский Шар, а северным путем, огибая Новую Землю.

Друзья и соратники В. Русанова в его последней экспедиции

На дворе был двадцатый век, и кажется, что все организационные процедуры экспедиций, спонсируемых государством, разработаны и запротоколированы до мельчайших подробностей. Кажется, нет ничего проще: поднять государственные архивы и узнать список личного состава экспедиции В. Русанова на шхуне «Геркулес». Да, и тогда существовала контрактная система, договоры с членами экспедиции оформлялись документами. Но в нашем случае не тут-то было. Сегодня нам так ненавистен «бюрократизм», и мы скорее в восторге от «либерализма», но в дальнейшей судьбе экспедиции В. Русанова либерализм сыграл злую шутку.

Вы только представьте себе, что такой департамент, как Министерство внутренних дел, являясь инициатором и финансистом экспедиции на Шпицберген, освободил себя от протокольных формальностей - все операции по обеспечению экспедиции были переданы В. Русанову, и даже не требовалось представления отчетов. Для нас сегодня это непостижимо. Но это так и было. На казенные деньги В. Русанов лично подобрал в Норвегии зверобойное судно, подходящее для плавания в Арктическом бассейне, снаряжал экспедицию и комплектовал личный состав и заключал с ними договоры.

К сожалению, В. Русанов перед началом экспедиции не оставил на материке отчетов по комплектованию экспедиции, и список личного состава его потомкам приходилось восстанавливать по косвенной информации. Вот с такой проблемой столкнулся и я, когда начал собственные исследования маршрута и судьбы экспедиции В. Русанова. И хотя основной объем моих исследований методом планшетного сканирования был выполнен, я долго не мог приступить к завершению описательной части. Задача-максимум, которую я себе поставил, - определить последнее местопребывание каждого члена потерянной экспедиции - оказалась достаточно проблематична. Бесполезно было обращаться в краевые архивы и библиотеки, пришлось наладить связь с теми, кто этим вопросом занимался долгое время и профессионально - как историк, писатель, журналист и путешественник. Огромная благодарность таким известным личностям, как полярные путешественники и писатели Д. Шпаро и А. Шумилов, полярный исследователь и журналист В. Сальников, писатель В. Корякин, краевед В. Антонов, ветеран авиации Р. Буйнов, морской капитан, ветеран Г. Бурков, а также орловский дом-музей «В. Русанов».

В результате сомнений и сопоставлений разрозненных сведений и появился полный и, как я думаю, точный списочный состав экспедиции, что, к моему удовлетворению, подтвердилось ранней публикацией статьи «Люди Русанова» Д. Шпаро и А. Шумилова в журнале «Вокруг Света» № 11 (2470) за ноябрь 1979 года. Я не был разочарован таким открытием, потому что, пока я до статьи добрался, перечитал огромное количество материалов об экспедиции В. Русанова, я как бы стал жить их жизнью и переживать за их судьбы, что позволило мне делать некоторые психологические заключения о влиянии каждого участника на судьбу экспедиции.

Итак, по моему убеждению, полный и точный список участников последней экспедиции В. Русанова, которые ушли на Шпицберген из Александровска-на-Мурмане в июне 1912 года на шхуне «Геркулес»:

Русанов Владимир Александрович - начальник экспедиции. Кучин Александр Степанович - помощник начальника экспедиции, капитан «Геркулеса». Самойлович Рудольф Лазаревич - горный инженер. Сватош Зенон Францевич - зоолог. Жюльетта Жан-Соссин - врач, геолог. Белов Константин Алексеевич - помощник капитана, штурман. Семенов Константин Алексеевич - ст. механик. Попов Александр Яковлевич - матрос-боцман. Черемхин Василий Тимофеевич - матрос. Быковский Федор Александрович - младший помощник механика. Попов Василий Григорьевич - матрос. Чухчин Александр Спиридонович - матрос. Раввин Алексей Андреевич - матрос. Ермолин Федор Михайлович - матрос.

Прямо скажем, В. Русанов собрал в экспедицию одних из самых лучших специалистов. Этому способствовал авторитет Русанова как полярного исследователя с огромным практическим опытом, доверие к нему правительства и способность увлекать людей своими идеями. Причем руководителю экспедиции был предоставлен своеобразный «карт-бланш» - Русанов не был ограничен в назначении денежного вознаграждения членам своей команды. Представьте себе, что простому матросу, об этом писал в письме матери матрос В. Черемхин, месячное содержание было назначено 60 рублей - деньги огромные для простых людей. Обратите внимание на качественный состав: все нижние чины экипажа, матросы, были выпускниками мореходных школ, опытные, не раз выходившие в арктические моря, закаленные морально и физически.

Я не ставлю для себя невыполнимой миссии - представить в формате газетной статьи биографии каждого участника экспедиции, я думаю, это предмет для писательского таланта, на который я не претендую, да и не это основная цель моих исследований. Я уже упоминал, что Русанов сформировал блестящий состав экспедиции, который смог бы обеспечить успех его самых невероятных мероприятий. А главное, это были настоящие единомышленники, что требуется для экстремальных путешествий. Правда, у троих из четырнадцати было несколько критическое отношение к непонятным для них мероприятиям, и они покинули шхуну еще в Шпицбергене - это Р. Самойлович и З. Сватош, они, возможно, не видели своего места на новом этапе экспедиции, и боцман А. Попов, который сослался на возраст и здоровье.

Но о помощнике руководителя экспедиции, капитане шхуны «Геркулес», от которого во многом зависела судьба экспедиции, - об Александре Кучине, необходимо представить несколько характерных деталей его биографии. «…Ближайшим помощником Русанова стал 24-летний Александр Степанович Кучин, капитан «Геркулеса». Потомственный моряк, выпускник Архангельского торгово-мореходного училища, Кучин с детства познакомился с морем. Плавал на рыбацких судах, часто бывал в Норвегии. В 18 лет, кстати, он составил «Малый русско-норвежский словарь». Как и Русанов, Кучин участвовал в практической революционной работе - переправлял из Норвегии в Россию большевистскую литературу. Кучин был единственным иностранцем на борту амундсеновского «Фрама» во время плавания 1910-1911 годов. Настойчивый, увлеченный наукой русский юноша включен в экспедицию вопреки решению норвежского парламента, по рекомендации самого Фритьофа Нансена» (Д. Шпаро и А. Шумилов).

Кучин еще на том самом «Фраме» приобрел опыт плавания в приполярных льдах Антарктиды, и этот опыт - лучше знаний любых кабинетных ученых, хотя его теоретические работы по океанографии признаны мировой наукой выдающимися. Такой специалист был для Русанова и его экспедиции настоящим везением.

И еще немного о личностях: «злой рок на корабле» - Жюльетта Жан-Соссин. К 1912 году она окончила естественный факультет Парижского университета, трудилась над диссертацией на степень доктора геологии и училась на втором факультете университета - медицинском. Ведь это не просто женщина на корабле, а неоценимый специалист, интеллектуал. Да и причем тут женский пол, мало ли на свете предубеждений? А русское имя женщины Марии Прончищевой вам ни о чем не говорит? Посмотрите на географическую карту Таймыра - там бухта и мыс носят ее имя (правда, настоящее имя жены и соратника мореплавателя и полярного исследователя Василия Прончищева - Татьяна).

Начало исследований и прыжок в неизвестность

Из писем членов экипажа «Геркулеса» к родным, из рассказов их родственников следует, что никто из участников экспедиции, кроме самого Русанова, Кучина и Жюльетты Жан-Сессин, отправляясь на Шпицберген, не знал толком, куда конкретно и на какой срок уйдет в Ледовитый океан «Геркулес». Да и сам Русанов принял окончательное решение о дальнейшем маршруте экспедиции только на Новой Земле. Точно установлено, что 18 августа 2012 года шхуна «Геркулес» с членами экспедиции В. Русанова еще находилась в проливе Маточкин Шар, а затем ушла на запад, но дата, когда шхуна вышла в Баренцево море, не указывается ни в одном доступном источнике. Точно только одно: после 18 августа 1912 года экспедиция на долгие годы растворилась во времени и пространстве.

Исследования проводились методом планшетного сканирования, о котором упоминалось в одном из выпусков «Красноярской версии» («КВ» № 248 от 01.08.2012 г. - Прим. ред.). Причем, чтобы на исследования не влияла уже имеющаяся опубликованная информация, я начинал работу до начала детального изучения архивных источников и публикаций на эту тему других авторов, некоторые из них побывали на памятных местах экспедиции Русанова. Целью моего исследования было восстановить маршрут, уточнить или исключить версии, предлагаемые другими авторами. На графическом рисунке представлен обобщенный результат исследований, так схематично выглядит маршрут шхуны «Геркулес». По естественным причинам все используемые фрагменты я показать в этой работе не смогу, иначе газетная статья превратится в географический атлас с беллетристическими комментариями.

Читающим этот материал я должен сказать, что для построения такой демонстрационной схемы понадобилось создать и исследовать не менее трех десятков фрагментов с максимальным разрешением. Для этих целей удобно было воспользоваться программой Интернета Google earth, дающей разрешение изображения поверхности Земли до десятка метров на сантиметр, возможность применения координатной сетки в качестве опорных точек, определение точных координат и графическое построение маршрутов. Конечно, для наглядности лучше подходят топографические карты, выполненные геодезистами, но применение их связано или с ограничением доступа к ним, или это карты с неудовлетворительным масштабом.

Схема маршрута в общих чертах совпадает с графикой, приводимой в публикациях Д. Шпаро и А. Шумилова. Но эти исследователи восстанавливали маршрут на основании обнаруженных артефактов, я же искал материальный информационный объект - маршрут, спроецированный на поверхность Земли. Главные различия на схеме-карте помечены овалами. Западный (левый) овал выделяет часть начального маршрута, и такой зигзаг указывает на то, что шхуна «Геркулес» не смогла сразу идти на север вдоль побережья Новой Земли, а какое-то время уходила на юг - видимо, огибала паковый лед, прибитый течением к побережью. Правый овал выделяет восточную часть маршрута шхуны, означающую два варианта: либо судно шло по плану Русанова в море Лаптевых, огибая Таймыр, либо льды, нагнанные в центральную часть Карского моря, диктовали маршрут направления движения на восток. На знаковых участках маршрута я буду еще отдельно останавливаться и пояснять, в чем их особенность и какая в них информация о судьбе экспедиции. А вначале общая характеристика построенного маршрута.

Вернемся к начальному пути маршрута экспедиции. К началу движения шхуны (примерно 18 августа 1912 года) путь на север вдоль Новой Земли был осложнен присутствием ледяных полей, поэтому шхуна делает своеобразный крюк в обход, двигаясь вначале на юг. Чтобы достичь северной оконечности Новой Земли, пройти 930 километров, судну экспедиции пришлось потратить почти два месяца времени, такого дефицитного в арктических морях. Да, начальный путь и ожидание хода в свободной воде - это драма, а худшее было впереди.

Да, Русанов, может быть, первый осуществил длительное морское путешествие с выходом в Карское море, обогнув с севера Новую Землю, но на этом участке пути шхуна столкнулась с огромными трудностями. Я уже упоминал о вынужденной петле на юг в начале движения, а далее по маршруту тоже нелегкая ледовая обстановка, которая задержала экспедицию на два месяца, и только к октябрю судно пройдет траверзом мыса Желания.

Потерянные два месяца самым существенным образом повлияли на дальнейшую судьбу экспедиции: надвигалась арктическая зима со всеми её «прелестями», и возможность за одну навигацию обогнуть Таймыр сужалась как «шагреневая кожа». В результате неблагоприятных обстоятельств экспедиция смогла пробиться на восток только до острова Таймыр у архипелага Норденшельда, где остановилась на зимовку.

Д. Шпаро и А. Шумилов предполагали, что гибель судна «Геркулес» произошла где-то в районе п-ова Михайлова, задолго до найденной мною конечной точки - у восточного берега острова Утиный, расположенного южнее п-ова Минина. Но то, что экспедиция достигла этого района, подтверждают и артефакты, найденные на п-ове Минина, прямо указывающие на принадлежность предметов членам экспедиции Русанова. Разница в том, каким - водным или пешим - путем они попали в этот район суши. Конечно, нет более важного свидетельства о результатах деятельности экспедиции, кроме судового журнала и других сопутствующих документов, ведь должны же они были вести какую-то описательную хронологию. Эти документы всегда в упаковке для длительного хранения, максимально защищенные от внешнего воздействия - это, возможно, металлический ящик или прочная кожаная сумка, и этот артефакт нужно искать. Но об этом несколько позже.

Начало трагедии

Пройдя 120 километров от мыса Желания, 14 октября 1912 года погибает капитан шхуны «Геркулес», помощник начальника экспедиции Александр Кучин, которому только что исполнилось всего 25 лет. Причина гибели - тема дополнительного исследования, и на эти обстоятельства могли бы пролить свет документы экспедиции, которые где-то схоронены на Таймыре. Погиб специалист полярного судовождения, один из двух убежденных единомышленников в экспедиции В. Русанова - огромная, если не сказать решающая, потеря для экспедиции.

Командование судном перешло к сокурснику А. Кучина по мореходному училищу Константину Белову, ещё не имевшему опыта полярного плавания, какой был у его предшественника. Но шхуна с членами экспедиции продолжала путь на восток, правда, постепенно смещаясь к югу по причине, обусловленной ледовой обстановкой, диктующей направление движения, или некоторой корректировкой планов экспедиции. Но драгоценное время на огибание Новой Земли было потеряно, наступали зима и полярная ночь. Достигнув острова Таймыр, В. Русанов принимает решение остановиться на зимовку, а может, на это вынудили непреодолимые обстоятельства.

Члены экспедиции зимовку проводили на судне и вместе с судном дрейфовали на запад. (Это утверждение маловероятно, т. к. маловероятен сам дрейф ледяного массива вблизи побережья в зимнее время, однако сканирование такой факт зафиксировало). Возможен и другой сознательный вариант направления движения: у экспедиции заканчивались запасы продовольствия, и шхуна пошла на запад вдоль побережья Таймыра к заливу Миддендорфа, где в 1900 году на одном из мысов оставил склад Э. Толль.

Шхуна с экспедицией достигла мыса Стерлигова, где 15.03.1913 года погиб начальник экспедиции В. А. Русанов. Причина гибели Русанова пока неясна, и такой цели я себе не ставил, возможно, в будущем это будет точно установлено, если будут найдены документы экспедиции. Смерть наступила на ледяном припае, поэтому тело перенесли на противоположную сторону устья реки Ленивая и похоронили на твердом грунте на высоте 6 метров от уровня океана. Сейчас трудно объяснить, почему тело перенесли на юг за 4,5 км, а не на восток - 1,3 км, где аналогичный рельеф. Видимо, существовала какая-то специфика места и времени захоронения.

От мыса Стерлигова остатки экспедиции вначале двигаются на запад, затем курс резко меняется на север, и движение шхуны в этом направлении завершается на одном из островов группы Мона (сегодня это остров Геркулес, названный в честь шхуны экспедиции Русанова). Такой маршрут тоже маловероятен зимой в малоподвижном ледяном поле (для участка маршрута от м. Стерлигова до острова Геркулес около 39 км, и это в дрейфе), но посещение экспедицией этого острова подтверждается найденным на нем артефактом - столб с надписью «Геркулес 1913», который с очень высокой долей вероятности поставили именно члены экспедиции Русанова. На этом острове зафиксировано место гибели жены В. Русанова Жюльетты Жан-Соссин, врача и геолога экспедиции. Это случилось 10.04.1913 года, через месяц после смерти мужа.

Последние морские мили

Видимо, К. Белов, как старший по должности, знающий навигационную обстановку в Арктике и лоции, принял решение (или выполнил последнее распоряжение В. Русанова) двигаться от безымянного острова к Енисею и к ближайшим населенным пунктам. Таким пунктом был остров Диксон. Шхуна прошла вдоль полуострова Михайлова и острова Попова-Чухчина и вошла в шхеры Минина. Так как проходы в шхерах Минина постоянно забиты льдом и плавником, плавание было длительным и сложным. Не исключено, что члены экспедиции (если таковой теперь её можно назвать) останавливались и выходили по пути на сушу, и там нужно искать артефакты - свидетельства её деятельности.

Судно вначале четко стремилось на юг, к конечной цели, но при прохождении пролива Глубокий на траверзе острова Костерина для судна возникла непреодолимая преграда, иначе нельзя логически объяснить его движение, огибающее о. Песцовый, и через пролив Стерлигова завершить маршрут на острове Утиный. Видимо, впоследствии судно разрушилось и затонуло вблизи острова.

Финал трагедии

Экипаж судна из оставшихся 8 человек, выйдя на о. Утиный, пересек его и вышел через пролив на материковую часть - полуостров Минина. Группа организовала постоянную стоянку в бухте на южном побережье п-ва Минина. Здесь и было принято решение послать трех наиболее выносливых матросов, максимально обеспечить их продовольствием и другим снаряжением для выхода к местам хозяйственной деятельности на материке (возможно, это был наиболее известный пункт - Диксон), может быть, найти становище коренных жителей или зверопромышленников.

Состав этой группы: матросы В. Попов, А. Чухчин и Ф. Ермолин. Обращаю внимание, что, согласно тексту последней записки Русанова из пролива Маточкин Шар в августе 1912 года, запасов продовольствия на шхуне было на один год. А все последние события происходили уже в 1914 году, и, надо полагать, авангардная группа Попова была очень скудно обеспечена, и расчет, наверно, строился на добычу для пропитания морского зверя или на удачную встречу с охотниками и промысловиками. Эта группа вновь прошла через проливы, через остров Утиный и вышла на остров Песцовый, где гибель остановила их дальнейшее продвижение. Время смерти этих матросов, которое разнится буквально в днях, свидетельствует о том, что они прекратили движение одновременно, вероятнее всего, началась сильнейшая снежная буря, и люди, не имеющие укрытия и обогрева, погибли замерзая.

В ходе исследования проявились трагические и труднообъяснимые обстоятельства в судьбе экспедиции. Видимо, взаимопонимания в команде после гибели их лидеров В. Русанова и А. Кучина хватило только до высадки на п-ов Минина. Затем самая интеллектуальная часть команды - помощник капитана, штурман К. Белов и ст. механик К. Семенов - отделилась от большей части группы и стала перемещаться к северо-западному побережью полуострова Минина. Это никак, кроме острого конфликта внутри группы, нельзя объяснить. А может, у высших чинов экипажа были соображения такого порядка: в северо-западной части полуострова они скорее встретят зверопромышленников или проходящие морские суда, чем в спрятанной в шхерах маленькой бухте.

Не исключаю и самый неподходящий вариант: совершенное отсутствие продовольствия могло спровоцировать каннибализм, на который могла пойти менее обремененная моралью матросская часть. Нечто подобное предполагал Ф. Нансен во время дрейфа на «Фраме», но он умело такое предотвращал, занимая людей трудом. Документально зафиксирован и такой факт, что члены экспедиции Г. Седова расчленили мертвое тело своего начальника, чтобы кормить ездовых собак.

Первым из высадившейся на сушу группы погиб К. Белов, это случилось 9 марта 1914 года, место захоронения - на месте гибели. К. Семенов еще три месяца пробирался на север п-ова Минина и, видимо, нашел какую-то постройку звероохотников, где смог просуществовать сравнительно длительное время. Дата гибели фиксируется 12 июня 1914 года, соответственно, место гибели совпадает с местом захоронения (если таковым можно назвать).

Я считаю, что в этом месте следует искать самое главное свидетельство экспедиции - судовой журнал, протокольные и дневниковые записки, а также результаты научных исследований. Место гибели Семенова достаточно убедительно фиксируется природными ориентирами на карте полуострова, можно также определить точные координаты с ошибкой в несколько секунд и осуществлять инструментальный поиск.

Решение о направлении на юг группы Попова-Чухчина-Ермолина было принято, по моим данным, после ухода интеллектуалов, т. к. расстояние, пройденное южной группой, было 20 км, а это расстояние можно пройти за несколько дней, в то время как разница в датах гибели Белова и членов этой группы - 2 месяца.

Оставшиеся на южном побережье п-ова Минина матросы погибали очень странно: Ф. Быковский и В. Черемхин умерли своей или насильственной смертью одновременно 26 мая 1914 года. Но почему-то они, погибшие в разных местах и в удалении от места основного базирования, похоронены оба в одном месте. Это скорее говорит о том, что доставить и похоронить их мог только оставшийся в живых А. Раввин, чем исключается его сознательная вина в их гибели. Кстати, А. Раввин - потомственный помор и имел наилучшие среди членов экспедиции качества и опыт моряка-матроса, а также физическую закалку, и, соответственно, дата гибели его зафиксировалась последней - 12 августа 1914 года, что вполне закономерно для этой личности. Но, видимо, в конце периода выжидания он тоже решил уходить на юг, потому что там, южнее от основного лагеря, находится место его последнего пребывания; а может, Раввин просто пошел на побережье за добычей провианта или плавника для костра и погиб в результате несчастного случая. А таким случаем могла быть и встреча с белым медведем - опасным для человека соседом.

Места гибели и захоронений последних участников экспедиции

Предстоят новые поиски

О том, как были организованы поиски пропавших экспедиций В. Русанова, Г. Седова и Г. Брусилова, как были найдены артефакты, относящиеся к этим экспедициям, интересующиеся этими вопросами могут найти информацию в других литературных источниках, которых достаточное количество. Такие целевые поисковые мероприятия осуществлялись и на государственном уровне с привлечением иностранных полярников и силами энтузиастов.

В качестве заключения. На сегодня не обнаружено ни места гибели судна «Геркулес», ни останков членов экспедиции. Единственные найденные артефакты, уверенно идентифицируемые как принадлежавшие членам экспедиции или свидетельствующие о ее местопребывании, - это фрагменты матросских книжек Попова и Чухчина и найденный на безымянном острове деревянный столб, сооруженный в виде гурия, с вырезанной надписью «Геркулес, 1913».

И сегодня интерес к судьбе экспедиции В. Русанова не исчез: по имеющейся у меня информации, «Клуб путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро», «Дом-музей Владимира Русанова» в Орле, журналисты и отдельные энтузиасты намечают в 2013 году новые поисковые экспедиции по следам Русанова на Таймыр и к Новосибирским островам - на поиск барона Толля. Возможно, мои вышеописанные исследования помогут в предстоящих поисках раскрыть тайну исчезновения этих отважных исследователей Арктики. Искать новые артефакты нужно в местах размещения становищ на зимовку на северо-западном побережье острова Таймыр, на острове Геркулес, на южном побережье п-ова Минина - на месте стоянки. Должны же остаться следы жизнедеятельности и потерянные или забытые вещи, а то и просто спрятанные. И, конечно, надо искать в местах гибели и захоронений, где, кроме человеческих останков, трудно идентифицируемых, должны находиться личные предметы.

Мои рекомендации для поисковых экспедиций были бы следующие. В целях экономии времени и ресурсов не прочесывать все побережье Харитона Лаптева - это уже сделали специалисты диксонского Гидромета, но без цели, имеющей прямое отношение к В. Русанову; предлагается сконцентрировать поисковые работы на острове Таймыр, на мысе Стерлигова, острове Геркулес, полуострове Михайлова, южной половине п-ова Минина, острове Песцовый.

Было бы желательно, по возможности, участие красноярцев в поисковых работах пропавшей экспедиции Русанова, так как со стопроцентной уверенностью можно утверждать, что остатки и следы деятельности экспедиции находятся на островах Карского моря и на Таймыре - территории Красноярского края, на нашей территории.

Родные просторы

Россия - самая необыкновенная и удивительная страна на свете. Это не формула официального патриотизма, это сущая правда. Необыкновенная, потому что бесконечно разнообразная. Удивительная, потому что всегда непредсказуемая. Нежное и ласковое весеннее солнце за десять минут тонет в смертоносном снежном буране, а вслед улетевшей черной туче светит яркая тройная радуга. Тундры Заполярья сочетаются с пустынными барханами, болотистая тайга сменяется муссонными лесами, а необозримые равнины плавно переходят в столь же безграничные горные массивы. Через Россию проносят свои воды величайшие реки Евразии - ни в какой другой стране мира нет такого изобилия великих текучих вод. Волга , Обь, Иртыш, Енисей, Лена , Амур... И крупнейшие озера мира - соленый Каспий и пресный Байкал . И самые протяженные в мире степи - от берегов Донца до Приамурья. Под стать географическому изобилию - разнообразие народов, их обычаев, религий, культур. Оленеводы-ненцы ставят свои чумы рядом с благоустроенными многоэтажками. Тувинцы и буряты кочуют со стадами и юртами вдоль федеральных трасс. В Казанском кремле большая новая мечеть соседствует со старинным православным собором; в городе Кызыле буддийский субурган белеет на фоне златоглавой церкви, а неподалеку от них ветерок треплет разноцветные ленточки у входа в шаманскую юрту...

Россия - страна, в которой не соскучишься. Все полно неожиданностей. Прекрасное асфальтовое шоссе внезапно сменяется разбитой грунтовкой, а та уходит в непролазное болото. На преодоление последних 30 километров пути, бывает, требуется втрое больше времени, чем на предшествующие десять тысяч. И самое неожиданное в этой загадочной стране - люди. Умеющие жить в самых трудных, даже невозможных природных условиях: в комариной тайге, в безводной степи, на высокогорьях и в затопляемых долинах, при 50-градусной жаре и 60-градусном морозе... Научившиеся выживать, замечу, кстати, под гнетом всевозможных властей, ни одна из которых никогда не была к ним милостива... Создавшие на этих болотах, в лесах, в степях и на горах неповторимую культуру, вернее, множество неповторимых культур. Сотворившие великую историю державы Российской - историю, тоже состоящую из бесчисленного множества великих, героических и трагических историй.

Живые свидетели исторического прошлого, творение рук известных, а в подавляющем большинстве случаев безвестных россиян - архитектурные памятники. Архитектурное богатство России велико и многообразно. В нем явлена и красота земли Русской, и изобретательность ума ее народа, и державная мощь, но главное - величие духа человеческого. Россия строилась тысячу лет в условиях самых трудных, какие только можно себе представить. Среди суровой и скудной природы, в непрерывных внешних войнах и внутренних борениях. Все великое, что было воздвигнуто на Русской земле , было воздвигнуто силой веры - веры в истину, в светлое будущее, в Бога. Поэтому в архитектурных памятниках, при всем их конструктивном, функциональном и идейном разнообразии, есть общее начало - стремление от земли к небу, от тьмы к свету.


Рассказать в одной статье обо всех замечательных местах России - природных, исторических, поэтических, промышленных, мемориальных - просто невозможно. Для этого не хватило бы и двадцати таких страниц. Мы с издателями решили: я буду писать только о тех местах, где бывал сам, которые видел собственными глазами. Поэтому в нашем издании не дымится Ключевская сопка, не встают из тихоокеанских вод острова Курильской гряды, не сверкает белый покров Северного Ледовитого океана ... В этих и во многих других местах я не бывал, мечтаю побывать и написать о них. Многие замечательные памятники истории и культуры не попали в книгу. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и Софийский собор в Вологде, кремли Тулы и Коломны, усадьбы Воробьево в Калужской и Марьино в Курской области, здания краеведческого музея в Иркутске и драмтеатра в Самаре, Саратовская консерватория и «Городской дом» в Хабаровске... Список бесконечен.

Кроме того, мы решили не увлекаться рассказом о больших городах, о миллионных мегаполисах (ограничившись выборочным обзором архитектурных богатств Москвы и Петербурга ), а отдать предпочтение России далекой, живущей в стороне от широких торных путей и от шума деловых и промышленных центров.

Еще одна версия гибели экспедиции В. Русанова

В конце прошлого года состоялось юбилейное собрание Географического общества Академии наук СССР, посвященное 75-летию полярных экспедиций Г. Я. Седова, Г. Л. Брусилова и В. А. Русанова, которые внесли большой вклад в науку об Арктике, но закончились трагически.

Причины трагедий, постигших экспедиции, до сих пор не выяснены: не найдено захоронение Г. Я. Седова на Земле Франца-Иосифа, не обнаружено до сих пор никаких следов гибели «Св. Анны», хотя полярный океан обычно выдавал в конце концов какие-то сведения о плененных льдами кораблях, не раскрыта и тайна гибели экспедиции Владимира Русанова, происшедшей, как теперь признает большинство полярных ученых, где-то на Таймыре, вероятнее всего, в бассейне реки Пясины.

Географов заинтересовали письма, пришедшие в адрес Дома-музея В. А. Русанова в Орле от старожилов Таймыра А. М. Корчагиной и Л. Н. Абрамовой и, возможно, касающиеся судьбы русановцев.

В один из дней июля 1952 года медсестру Корчагину послали из райцентра Волочанка в поселок Кресты на Пясине. Вначале плыли на лодке втроем с проводниками Георгием Юрьевым (или Юрловым) и Петром Боровковым по реке Волочанке вверх по течению километров 40—50. На следующее утро, оставив лодку, пошли пешком по «единственному летнему пути» к реке Авам. Шли по еле заметной лесной тропе, пересекавшей высохшие ручьи и огибавшей болота,— тропа проходила вдоль восточной окраины Тагенарского волока. Проводники определяли направление по надломленным веткам лиственниц, а на поворотах сами надламывали ветки. Около 11 часов дня дошли до Медвежьего леса — его узнали по множеству медвежьих следов на песке в обсохших руслах ручьев. Тут Юрьев сказал, что следующим приметным местом будут могилы двух русских, похороненных очень давно, «еще при царе».

К могилам подошли около 4 часов после полудня. От тропы слева, всего в нескольких шагах, торчало два кола с ржавыми жестянками наверху. Если бы не колья, эти заросшие травой, едва заметные возвышения можно было бы пройти стороной. На первой по ходу жестянке Корчагина разобрала набитые гвоздем буквы «...ий», а на второй — «...ов». Начала слов (как поняла Корчагина — фамилий захороненных) прочитать из-за ржавчины не удалось. На расспросы Корчагиной Юрьев, попавший на Таймыр семнадцатилетним пареньком в первые послереволюционные годы и почти безвыездно живший в Авамском районе, сообщил:

«От кочевников-оленеводов я слышал, что еще при царе они где-то на побережье нашли лодку, около которой лежали погибшие люди, а один находился в самой лодке. Число их было нечетное. Кочевники захоронили трупы, обложив их камнями. А двое или трое из этой экспедиции со своим главным начальником еще до гибели остальных сумели дойти до волока. В пути они ослабели, бросили часть груза и позже были найдены замерзшими. Кто их похоронил и сделал надписи на столбиках — неизвестно. Все они прибыли с Большой земли, нашли много полезных ископаемых. В могилы захороненных на лесной тропе, как передавали оленеводы-кочевники, были положены в деревянном ящичке рукописи и документы погибших». Так передала А. М. Корчагина рассказ проводника.

От могил путники шли по тропе до 9 часов вечера, вышли на небольшой станок на реке Авам, где имелись медпункт и радиостанция. На следующее утро Корчагина с Юрьевым поплыли на лодке-ветке вниз по течению, затем по реке Дудыпте приплыли к ее устью — уже на Пясину, в станок Кресты.

Учительница тамошней школы Плюснина (или Плаксина), работавшая в Крестах с довоенных времен, говорила Корчагиной, что тоже слышала о погибшей экспедиции от оленеводов, привозивших детей в школу: «Они обнаружили погибших у лодки, пригнав летом на побережье стада оленей. Мертвых захоронили, обложив камнями».

Вернувшись в Волочанку, Корчагина рассказала знакомым о могилах на волоке, но оказалось, многим было о них известно.

Прошло три десятилетия, Юрьева и Боровкова уже нет в живых, но, наверное, и теперь в Авамской тундре живут люди, слышавшие от отцов и дедов об этой давней трагедии. Так закончила свое письмо Антонина Михайловна Корчагина.

Возможно, могилы на волоке и не связаны со слухами о погибших у лодки, «где-то на побережье». Неизвестно, и какое побережье имел в виду Г. Юрьев, морское, речное или озерное. Это надо выяснить у старожилов Авамской тундры, чем ныне и занимаются таймырские краеведы. Тайна давних слухов о погибшей экспедиции должна быть разгадана.

Ведь хорошо изученная ныне история открытия и освоения Таймыра не знает ничего о гибели какой-либо русской экспедиции в бассейне Пясины или на Тагенарском волоке.

А вот сообщение Лидии Николаевны Абрамовой, жительницы города Авдеевка Донецкой области: «В 1975 году, проживая в поселке Новорыбное Хатангского района, я разговаривала с преклонного возраста долганкой, которая показывала на самом берегу Хатанги, напротив старого кладбища, две просевшие могилы. По словам долганки, в них еще во времена ее детства, когда здесь постоянного поселения не было, а лишь стойбище кочевников, были похоронены русские — беременная женщина и ее муж, которых еще живых привезли ее родители откуда-то из тундры. Долганка видела, как в могилу женщины были положены какие-то «книги, писанные рукой», которыми очень дорожили умершие».

Хотя нет пока никаких точных указаний на то, что погибшие на Таймыре, о которых рассказывают А. М. Корчагина и Л. Н. Абрамова, могли быть русановцами, Географическое общество СССР пришло к мнению, что эти сведения необходимо проверить на месте. Могло ведь случиться и так, что русановцам удалось на лодке подняться далеко вверх по Пясине, а встреча с кочевниками не принесла им спасения. В те годы, после так называемого «туруханского бунта», во время которого большая группа политических ссыльных-анархистов бежала от погони жандармов по Затундринской дороге в Хатангу, где была настигнута и частично расстреляна, частично захвачена, всему кочевому населению Таймыра полиция строго-настрого запретила оказывать помощь неизвестным русским, стараться задерживать их и даже разрешила применять оружие. Могло оказаться и так, что части русановцев, возможно, самому Русанову и его жене Жюльетте Жан, удалось упросить каких-то проезжих кочевников увезти их от враждебного рода кочевников на Аваме. Поэтому появление двух неизвестных — мужчины и беременной женщины — в районе нынешнего поселка Новорыбное еще в предреволюционные годы должно быть непременно проверено.

Так как проверка сведений Корчагиной и Абрамовой связана с поисками и вскрытиями давних захоронений, Географическое общество обратилось за помощью к всесоюзным органам юстиции и поддержало намерение группы туристов из Орла — земляков В. А. Русанова организовать поход по рекам Пясинского бассейна.

Предполагается, что орловчане, уже участвовавшие во многих трудных походах, спустятся на байдарках вниз по реке Пясине с заходом в Дудыпту и Авам, пройдут по лесной тропе с Авама на Волочанку. Орловчане намерены вести поиски в контакте с органами юстиции, вероятно, посетят они и поселок Новорыбное на Хатанге. Будем надеяться, что в ближайшие годы тайна гибели экспедиции Русанова будет раскрыта.

В. Троицкий, кандидат географических наук

Это была самая масштабная и самая массовая инициатива русских исследователей со времен Великой Северной экспедиции XVIII века. Тогда 7 отрядов прошли огромную территорию от устья Печоры до Камчатки, составили карту арктического берега Евразии. Группа Семена Челюскина покорила самую северную точку материка, а капитан Витус Беринг впервые провел корабли по проливу от Чукотки до Аляски.

Карта Российской империи 1745 года на основе результатов Великой Северной экспедиции
Фото: wikipedia.org

Результаты экспедиций начала XX века грезились не менее грандиозными: поставить российский флаг на Северном полюсе и пройти за одну навигацию Северным морским путем, закрепив за Россией кратчайший маршрут из Европы в Азию.

Жажда открытий и гонка Империй

Русанов, Брусилов и Седов включились в последние в истории планеты соревнования за великие географические открытия. К началу XX века на карте мира были лишь 2 больших белых пятна - северный и южный полюсы. Как писали советские исследователи, это была «империалистическая гонка за земли». И отчасти, они были правы - экспедиции посылали все империи того времени, так что никого не удивляли, например, бельгийцы во главе с бароном де Жерлашем в Антарктиде, или итальянцы под предводительством герцога Абруццкого в Арктике. К тому же на севере планеты был особый политический расклад. В 1905 году после более 300 лет пребывания в унии, сначала с Данией, потом со Швецией, получила независимость Норвегия. Потомки викингов с энтузиазмом включились в гонку империй за «место под солнцем», пусть даже это солнце для скандинавов было и, по географическим причинам, полярное. В начале 20-го века на островах Шпицбергена, бывших на то время формально «ничейными» нашли уголь и на эти северные копи устремились промышленники со всего мира. Главное, застолбить участки. В 1878-79 годах швед Адольф Эрик Норденшельд на пароходе «Вега» за одну навигацию прошел северным морским путем. В декабре 1911 норвежец Руаль Амундсен первым достиг Южного полюса. В 1909 сразу два американца Роберт Пири и Фредерик Кук заявили о покорении Северного полюса. Российский флаг отставал в этой северной гонке имперских штандартов.


Руаль Амундсен на Южном полюсе
Коллаж: Пятый канал


Кук на Севернои полюсе. Отряд Пири на Северном полюсе
Коллаж: Пятый канал

Подарок Императору и неудачный год

Казалось, трем русским капитанам, устремившимся в 1912 году на север, все благоприятствовало: надвигался 1913-ый, год 300-летия дома Романовых и перспектива способствовать «подарку» короне в виде бескрайней Арктики заставляла имперских чиновников чуть благосклоннее смотреть на отчаянные инициативы трех первопроходцев.


Кеч экспедиции Русанова «Геркулес», шхуна экспедиции Брусилова «Святая Анна», шхуна экспедиции Седова «Святой великомученик Фока»
Коллаж: Пятый канал

К сожалению, не благоволила природа, ледовая обстановка в арктических морях в 1912 году оказалась одной из самых суровых за все годы наблюдений. Что-то похожее повторилось лишь в 1983-ем году, спустя 3 поколения. Но тогда на погоду не обращали внимания: амбиции, удаль и «русский авось» стали универсальным для всех троих исследователей энергетическим коктейлем, который гнал их вперёд. Как оказалось, навстречу смерти. Экспедиция Русанова погибла полностью, из партии Брусилова чудом спаслись 2 из 24, в группе Седова погибли трое, включая и начальника экспедиции.


Кинохроника экспедиции Седова
Видео: wikipedia.org

Литературное бессмертие или, как три капитана стали двумя

Трагические судьбы трех капитанов, отправившихся суровым летом 1912 года на покорение Арктики, скорее всего, остались бы темой, интересующей редких энтузиастов. Но истории Русанова, Брусилова и Седова увековечил в своем романе «Два капитана» писатель Вениамин Каверин.


Вениамин Каверин и первое издание романа «Два капитана»
Коллаж: Пятый канал

Произведение получилось настолько ярким и увлекательным, что миллионы мальчишек с упоением следили за поисками Саней Григорьевым следов экспедиции капитана Ивана Татаринова. На самом деле писатель художественно обработал и скомпилировал реальные истории трех полярников в одну. Внешность капитана Татаринова - от Георгия Седова, у героя романа его биография, характер, сложности с подготовкой экспедиции.


Актёр Иван Власов в роли капитана Татаринова в киносериале «Два Капитана», 1976 год, режиссер Е. Карелов
Фото: m.kino-teatr.ru

Маршрут корабля «Святая Мария» в романе в точности повторяет путь шхуны «Святая Анна» лейтенанта Брусилова. Письма штурмана Климова Каверин взял из дневника реального штурмана брусиловской экспедиции Валериана Альбанова.


Коллаж: Пятый канал

Трагический финал - гибель где-то в снегах у полуострова Таймыр после открытия неизведанных земель - перекликается с историей Владимира Русанова. Впрочем, истории каждого из трех капитанов столь драматичны, что вполне могут быть основами для отдельных литературных произведений.


Кадры из киносериала «Два Капитана», 1976 год, режиссер Е. Карелов
Скрин: youtube.com

Капитан Седов. Безумство храбрых


Георгий Седов
Фото: vmnews.ru

Литературный капитан Татаринов больше всего почерпнул от Георгия Седова. Идеологически верный выбор советского писателя Каверина. Все-таки Седов - сын простого рыбака, всего добился трудом и упорством. Сделал карьеру от матроса до боевого офицера, талантливый гидрограф. Был убеждённым патриотом и на отчаянный бросок к полюсу в 1912 году решился, чтобы обогнать норвежцев, а конкретно - уже застолбившего Южный полюс Руаля Амундсена. Вот, что писал сам Седов:

«Он (Амундсен) хочет идти в 1913 году, а мы пойдём в этом году и докажем всему миру, что и русские способны на этот подвиг…»

Из-за спешки экспедицию действительно плохо подготовили: были и пропавшие консервы, и не годные к езде собаки. Вот только никакой «Николай Антонович», как в романе, к этому не причастен. Организовывал экспедицию лично Седов. Он же и поплатился за свои ошибки. В 1914 году, после двух тяжелых зимовок на зажатом во льдах корабле, больной, Седов с 2 матросами попытался марш-броском на собачьих упряжках преодолеть последнюю 1000 километров до полюса. Когда совсем обессилел, он приказал привязать себя к нартам и тащить умирающего к полюсу. Не дошли.


Шхуна «Святой великомученик Фока» у Новой Земли
Фото: wikipedia.org

Экспедиция потом с трудом вернулась домой, сжигая в топках шхуны «Святой великомученик Фока» все, что могло гореть, включая одежду и музыкальные инструменты. Многие детали этого вояжа писателю Каверину рассказал участник экспедиции Николай Пинегин. Он, помимо прочего, вел фото и видеосъемку, так что «седовцы» стали героями первого в истории документального кино об Арктике. Эти исторические кадры затем фактически реконструировали в телефильме.


Николай Пинегин на борту шхуны «Святой великомученик Фока»
Коллаж: Пятый канал

Капитан Русанов. Авантюра «Геркулеса»


Владимир Русанов
Фото: polit.ru

Роман Каверина был настолько хорош, что открытия, в нем описанные, многие считают подлинными. Так, были случаи, когда на уроках географии школьники упорно доказывали, что именно капитан Татаринов обнаружил Северную Землю. Этот архипелаг у полуострова Таймыр - последнее крупное географическое открытие современности. Его сделал, действительно, русский офицер Борис Вилькицкий. Он же первым из наших соотечественников прошел за одну навигацию Северным морским путем. То есть сделал то, к чему стремился другой прототип литературного капитана Татаринова - Владимир Русанов. Экспедиция Русанова в 1912 году была самой подготовленной из трех. Её поддерживало министерство внутренних дел, потому как официальной целью команды было - исследовать острова Шпицбергена.


Шпицберген
Фото: архив Пятого канала

Да и сам Владимир Русанов, не моряк вовсе, а геолог, причем с мировым именем. Накануне роковой экспедиции он защитил докторскую диссертацию в Сорбонне. 35-летний Русанов блестяще выполнил поставленную перед ним задачу, разведал более 20 угленосных участков на спорных тогда островах Шпицбергена. Но, отправив полный рапорт о своих исследованиях, далее он устроил форменную авантюру. В том же 1912 году Русанов развернул свое судно «Геркулес» не к родным берегам, а на восток и самостоятельно попытался пройти Северным морским путем. До конца неизвестно, что стало с командой. Лишь в 1934 году на островах к западу от Таймыра обнаружены личные вещи участников экспедиции и доска с надписью:

«Геркулес 1913».

Когда Каверин писал свой роман, он уже знал о находках. Есть версия, что Русанов мог побывать и на Северной Земле, хоть до этого архипелага от места обнаружения стоянок экспедиции 600 километров… Тем не менее, там тоже находят следы пребывания каких-то людей, северный фольклор приписывает их «русановцам», но никаких научных подтверждений этому нет. Как не обнаружено до сих пор ни останков Владимира Русанова, ни 10 его спутников. В отличие от литературного капитана Татаринова. Его последний лагерь Саня Григорьев обнаружил, равно как и дневники, и это стало красивым финалом приключенческого романа.

Отрывок из киносериала «Два Капитана», 1976 год, режиссер Е. Карелов
Видео: youtube.com

Капитан Брусилов. Главная тайна русской Арктики


Георгий Брусилов
Фото: perfect-it.ru

Брусилов был самым молодым из трех капитанов, отправившихся на покорение севера летом 1912 года. Ему едва исполнилось 28 лет на тот момент. Молодой офицер уже проявил себя во время русско-японской войны, но честь фамилии обязывала его к большим делам. Брусиловы - заслуженная офицерская династия. Дед Георгия воевал еще против Наполеона; отец, вице-адмирал, был основателем и первым руководителем Морского генерального штаба; дядя - генерал от кавалерии, прославился через несколько лет знаменитым «Брусиловским прорывом» во время Первой мировой. Георгий решил пройти Северным морским путем за одну навигацию. На деньги родственников была куплена большая шхуна размером 45 на 7 метров, она была в разы крупнее, чем у двух других экспедиций. В плавание уходили от Николаевского (ныне Благовещенский) моста в Петербурге. На борт судна даже поднималась мать императора Николая Второго, Мария Федоровна. В общем, вниманием «брусиловцы» были не обделены.


Команда экспедиции Брусилова
Фото: wikipedia.org

Однако, не прошло и двух недель плавания в северных морях, как шхуна вмерзла в лёд и из этого холодного плена уже не выбралась. Далее «Святая Анна» безвольно дрейфовала по течению у архипелага Земля Франца-Иосифа. Это был самый длительный в истории российских арктических исследований дрейф - 1575 километров за полтора года. По крайней мере, такой отрезок документально подтвержден. В апреле 1914 года часть команды покинула корабль и отправилась пешком до земли. Путь в 400 километров из 11 человек преодолели лишь 2. Воспоминания одного из спасшихся, штурмана Альбанова, и легли в основу романа Каверина. Сама шхуна «Святая Анна», вместе с капитаном Брусиловым и остатками команды бесследно исчезла на северных просторах. И судьба этого русского «летучего голландца» до сих пор одна из главных загадок Арктики.


Шхуна «Святая Анна» в акватории Невы
Фото: proboating.ru

В поисках «Святой Анны»: «Бороться и искать…»

Попытки найти следы экспедиции Брусилова долгие годы были безрезультатными. Лишь в 2010 году группа исследователей во главе с известным полярником Олегом Проданом обнаружила на одном из островов Земли Франца-Иосифа человеческие останки, обрывки одежды и личные вещи 4 человек. Как потом установили эксперты, это следы той пешеходной партии, что покинула шхуну вместе со штурманом Альбановым. Из костей извлекли ДНК, но спустя 100 лет не смогли найти родственников членов экспедиции для сравнения.


Олег Продан
Фото: konyukhov.ru


Группа Олега Продана на месте обнаружения предполагаемых останков членов экспедиции Брусилова
Фото: kenozero.ru

В последующие годы энтузиасты еще не раз возвращались к архипелагу, прочесывали острова. Даже ставили радиобуи в ту точку, где последний раз находилась «Святая Анна» в надежде, что удастся отследить течения и наметить примерный район поиска обломков шхуны. В 2016 году во время осмотра полярных земель с вертолёта Олег Продан погиб вместе с еще двумя членами экипажа. Поиски из-за этой трагедии прервались, но не прекратились. Исследователи на яхте «Alter Ego» из Мурманска отправились по следам «Святой Анны». Их конечная цель - многочисленные острова Земли Франца-Иосифа.


Фото: wikipedia.org

В районе архипелага яхту видели в последний раз, к островам пробивалась пешая партия со шхуны, там обнаружили останки членов команды. Есть версия, основанная на современных исследованиях течений вокруг архипелага, что шхуну могло прибить к одному из островов. В крайнем случае, какие-то обломки. Так, уже в поисках, воплощается девиз героя Каверина «Два капитана»:

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Виталий Воронин

(1912-1914)

Впервые в Арктике геолог Владимир Александрович Русанов побывал в 1907 году.

Он доехал до Маточкина Шара на пассажирском пароходе, а затем на ненецком баркасе прошел весь Маточкин Шар до Карского моря и обратно” описывая по пути пролив в навигационном и геологическом отношениях.

В 1908 г. Русанов опять побывал на Новой Земле. Он производил геологические исследования и, в частности, пересек Новую Землю по 74-й параллели, от Крестовой губы на западе до залива Незнаемого на востоке и обратно.

В 1909 г. Русанов на парусной шлюпке обследовал западное побережье Новой Земли от Крестовой губы до полуострова Адмиралтейства.

В 1910 г. он на моторно-парусном судне “Дмитрий Солунский” (водоизмещение 180 т, капитан Г. И. Поспелов) обошел по солнцу северный остров Новой Земли.

В 1911 г. Русанов на небольшой моторно-парусной яхте “Полярная” обошел южный остров Новой Земли.

Наконец, в 1912 г. он отправился в Арктику на зверобойном судне “Геркулес” (водоизмещение 64 т, мотор - 24 силы). Командовал судном капитан Александр Степанович Кучин, только что вернувшийся из антарктической экспедиции Амундсена.

Сначала Русанов направился к Шпицбергену, считавшемуся в то время “ничейной землей”, и обследовал угленосные районы на побережье заливов. Беллсунд и Исфьорд. От Шпицбергена он пошел на Новую Землю и здесь оставил записку, в которой, между прочим, говорилось:

“Иду к северо-западной оконечности Новой Земли. Если погибнет судно, направлюсь к ближайшим по пути островам Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год, все здоровы. Русанов”.

О своем намерении пройти Северным морским путем он никому не сообщал. Русанов был горячим поборником освоения Северного морского пути" и о необходимости этого освоения написал несколько статей. Русанов, так же как и Брусилов, знал, что как раз в это время ледокольные пароходы “Вайгач” и “Таймыр” готовились к проходу Северным морским путем с востока на запад и, следовательно, в случае нужды могли ему помочь. Наконец, само. содержание его записки, оставленной на Новой Земле, не вызывает сомнений, что он собирался выполнить свою давнишнюю мечту.

О дальнейшей судьбе “Геркулеса” долго ничего не было известно. Только летом 1934 г. моторно-парусный бот “Сталинец”, производивший гидрографические работы в шхерах Минина, обнаружил на острове Геркулес (названном так позднее) столб из плавника с надписью “Геркулес 1913”-и рядом сломанные нарты. Несколько позже в том же районе, но уже на другом острове, называемом теперь островом Попова-Чукчина, тем же “Сталинцом” были найдены мореходная книжка матроса “Геркулеса” Александра Спиридоновича Чукчина, справка, выданная на имя матроса Василия Григорьевича Попова, серебряные часы с инициалами Попова, несколько визитных карточек зоолога экспедиции 3. Ф. Сватоша. У берега лежали истлевшая одежда, фотоаппарат и ружейные патроны. В 1936 г. остров Попова-Чукчина был подробно обследован гидрографической партией на судне “Торос”. При этом дополнительно были найдены ножи, обоймы от браунинга, патроны, пуговицы, медные деньги, обрывки одежды, почтовые расписки и автограф В. А. Русанова.

Эти находки доказали, что, несмотря на неблагоприятные ледовые условия 1912 и 1913 гг., Русанову все же удалось пересечь южную часть Карского моря.

До сих пор остается неизвестным, являются ли найденные вещи свидетельством -кораблекрушения или следами гибели лишь двух человек, .посланных с какой-либо целью с “Геркулеса”. Известно лишь, что в 1947 г. на северо-восточном побережье острова Большевик (Северная Земля), (б глубине залива Ахматова, были обнаружены остатки человеческого скелета, пять вскрытых консервных банок, остатки костра, обломки досок, скрепленных болтами и напоминавших обшивку корабля.

По сей день мы не знаем, какая трагедия там разыгралась. Возникает вопрос: а что, если это остатки экспедиции Русанова? А что, если Русанов открыл Северную Землю раньше экспедиции ледокольных пароходов “Таймыр” и “Вайгач” и поплатился жизнью, увлеченный описанием неведомой до того земли?