Дети против чиновников: удастся ли спасти корабли Клуба юных моряков. Авиаторы спасают флот

Жизнь за флот
В Полярном открыт памятник адмиралу Геннадию Сучкову, и названа его именем площадь / Общество / декабрь, 2016

Событие это вовсе не регионального, а всероссийского масштаба, поскольку речь идет о государственном деятеле, известном на всех четырех флотах России – от Северного Ледовитого океана до Тихого, от Черного моря до Балтийского.


Адмирал Г.А. Сучков. 2002 год


И дело даже не в том, что Геннадий Александрович Сучков , моряк до мозга костей, был единственным в нашей истории адмиралом, которому выпало командовать и Северным, и Тихоокеанским флотами. Хотя и в этом тоже...

Он не водил свои флоты в сражения. По жизни у него была другая задача – спасать эти флоты от погрома псевдореформаторов. Спасать от воровской распродажи боевых кораблей, не выслуживших своего срока, спасать флот от застоя в базах и в бессрочных ремонтах.


Благодаря титаническим усилиям адмирала оба наших океанских флота сохранили свое стратегическое ядро, свою боеспособность в лукавые пацифистские времена, когда было объявлено, что у России нет внешних врагов, и Вооруженные силы ей, в общем-то, не больно нужны. Как тут не вспомнить революционный 1917 год, когда громили флот, а офицеров выбрасывали за борт…


2.

Адмирал Г. А. Сучков – советник министра обороны РФ. 2010 г.

А он считал иначе и действовал наперекор предательской доктрине. Бился за то, чтобы на флот поступало оружие новейших разработок, и за то, чтобы бесценные специалисты не покидали своих кораблей.


3.

Вице-адмирал Ю.И. Бояркин с портретом друга

Душу свою положил за флот. Такое у нас не прощается: «Ты что, святой? Белая ворона?». Так мы тебе покажем, где вороны зимуют!».

Это была даже не подковерная борьба: поединки с конформистами шли на открытых рингах, если судебные заседания можно назвать рингом.


4.

Капитан 1 ранга Г. Сучков ведёт свою бригаду на парад

Его боялись. Боялись, что именно такой адмирал займет кресло главнокомандующего и прикроет «теплые местечки», перекроет сомнительные «финансовые потоки». Желтая пресса взахлеб злословила по поводу «злоупотреблений адмирала» в связи с поставкой флоту новых торпед. Травля Сучкова достигла своего пика, когда адмирала классически подставили с буксировкой списанного атомохода К-159, затонувшего в Баренцевом море. Под улюлюканье «демпрессы» адмирала отдали под суд.


5.

Капитан 3 ранга Геннадий Сучков (слева), помощник командира, на подводной лодке Б-9 во время 18-месячной боевой службы. Средиземное море. 1976 г. " title="Капитан 3 ранга Геннадий Сучков (слева), помощник командира, на подводной лодке Б-9 во время 18-месячной боевой службы. Средиземное море. 1976 г.

Свои протесты по поводу «громкого» процесса выразили и объединенный Совет ветеранов ВМФ, и международный клуб моряков-подводников, и главы многих субъектов РФ, и бывшие главкомы, и старейшины российского флота. Но можно было не опасаться «давления на суд». Наш военный суд, самый независимый (особенно от мнения общественности) и, разумеется, самый справедливый в мире, определил меру наказания в «три года условно».


6.

Командующий Кольской флотилией вице-адмирал О. Голубев и внук адмирала Тимур Сучков открывают памятник Почетному гражданину города Полярного, бывшему командующему Северным флотом адмиралу Г.А. Сучкову

А дальше произошло беспрецедентное назначение Сучкова на новую должность: «уголовника», хоть и условного, взял к себе советником тогдашний министр обороны РФ Сергей Иванов. Но это уже никого не волновало. Главное, что вероятный претендент на пост главкома ВМФ надежно устранен. И хотя наказание было условным – душа и сердце адмирала болели более чем реально. Это была катастрофа всей его безупречной карьеры, точнее, всей его нелегкой морской жизни, его беззаветного служения российскому флоту. Утешаться оставалось только тем, что и такие военачальники, как Ушаков и Суворов, Жуков и Кузнецов – тоже знавали опалу…
***


7.

Командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал Г. Сучков в штурманской рубке атомной подводной лодки стратегического назначения

У англичан есть такое определение – «адмирал с палубы», то есть не паркетный адмирал. Применительно к подводнику адмиралу Сучкову это могло бы прозвучать так: «адмирал из прочного корпуса». Большая часть его службы прошла в прочных корпусах полярнинских подводных лодок.

Один из его дальних походов длился 18 месяцев! Никто в мире не уходил от своих баз на полтора года. Это был рекорд человеческой выносливости, поставленный не ради книги Гиннеса, а в силу сложившейся военно-политической обстановки. Капитан-лейтенант Геннадий Сучков с честью выдержал это суровое испытание.


Крестьянский внук, сын офицера-фронтовика, он был воспитанником и героем самой отчаянной на Флоте эскадры – Четвертой эскадры дизельных подводных лодок. Прошел на ней все должностные ступеньки – от лейтенанта-минера до командира-адмирала. «Столетие» уже рассказывало о судьбе адмирала Сучкова («Прости нас, адмирал!» от 30.08.2013)


8.

Парад моряков Кольской флотилии на площади адмирала Сучкова

«Отец передал ему профессию защищать Родину. В 1969 году Геннадий окончил лучшее наше военно-морское училище – высшее ВМУ имени М.В. Фрунзе, и пришел на Северный флот лейтенантом. Сначала попал на тральщик, но сделал все, чтобы перевестись на подводную лодку и, в конце концов, был назначен командиром торпедной группы на дизельную подводную лодку Б-9. Именно с этой поры он, как говорят моряки, «не вылезал из морей», прочный корпус стал ему вторым домом: «автономка» за «автономкой», сначала на полгода, потом на девять месяцев, потом на год, и в 1975–76 годах невольный мировой рекорд – боевая служба в отрыве от базы на 18 месяцев! Полтора года в Атлантике и Средиземном море в отсеках дизельной подводной лодки!».


9.

Родственники и друзья адмирала Г. Сучкова на открытии памятника

Заметим, что все свои лейтенантские и капитанские звездочки Сучков получал в морях, да и все его ордена окроплены морской солью – и орден Красной Звезды, и – «За службу Родине в ВС СССР». Офицер без каких бы то ни было связей, без поддержки сверху, шел по ступеням служебной лестницы весьма уверенно: командир подводной лодки, командир бригады подводных лодок, командир эскадры подводных лодок, заместитель командующего Черноморским флотом, командующий Тихоокеанским флотом, после гибели атомной подводной лодки «Курск» его назначили командующим родным Северным флотом…

До этого он занимал пост первого заместителя командующего Черноморским флотом. В то, более чем непростое, время Сучков всеми силами души способствовал сохранению российского флота в Крыму, проявлял недюжинные дипломатические усилия. Севастопольцы произносят его имя с искренним уважением и благодарностью. И не только они одни.

***

На открытие памятника флотоводцу приехали в Полярный его сослуживцы, друзья, а главное – оба сына – Александр и Егор, внук Тимур, который вместе с командующим Кольской флотилией вице-адмиралом Олегом Голубевым, сдернул покрывало с монумента. Потом был торжественный митинг, ружейный салют почетного караула. Парадным маршем прошли экипажи надводных и подводных кораблей Флотилии. Духовой оркестр играл «Прощание славянки», «День Победы» и даже переложенную на строевой шаг любимую песню Геннадия Сучкова «Прощайте, скалистые горы»…


10.

Такой же бюст установлен и на родине адмирала в г. Сеченове Нижегородской области

Адмирал Сучков «обронзовел» только после смерти. Три бронзовых бюста поставлены в его честь: на малой родине в городе Сеченове, что в Нижегородской области, на Троекуровском кладбище в Москве и здесь, в Полярном, былой столице Северного флота, которая назвала Геннадия Сучкова своим почетным гражданином. При жизни же он был открыт всем, кто искал у него помощи и поддержки. Не было более веселого и остроумного собеседника в тесной офицерской компании.

Но самое удивительное: моряк-подводник Сучков никогда не пил. Даже глотка из рюмки не делал. Поднимал вместе со всеми и ставил на стол. Может быть, в этом и заключался секрет его феноменальной памяти и исключительной работоспособности?


Так или иначе, но адмирала Сучкова чаще видели на причалах и палубах, в отсеках и рубках, чем в береговом кабинете. И даже далеко на суше, в стенах министерства, он всегда оставался моряком. У него всегда собирались моряки. Он всегда и все делал для флота и во имя флота. Будем верить, что однажды появится на Севере боевой корабль с именем «Адмирал Сучков» на борту. Адмирал Сучков спасал флот, помогал морякам. Вот только себя не смог спасти, себе не смог помочь – скоропостижно скончался от запущенной болезни. Обычно в таких случаях говорят – сгорел на работе. Да, сгорел. Но жизнь его просияла, как факел. Как свет маяка, предупреждавшего: ваш курс ведет к опасности.


11.

Тимур Сучков в почётном карауле у памятника деду

Теперь они стоят в ближайшем соседстве: бюст адмирала Геннадия Сучкова и бронзовое изваяние адмирала Федора Ушакова. Оба смотрят на причалы Екатерининской гавани, на корабли под Андреевским флагом, готовые к выходу в дальние моря. В этом и был смысл службы и служения адмирала Геннадия Александровича Сучкова – отправлять в дальние моря боевые корабли, и ждать их с победой.

Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».

Вот уже несколько лет в Москве идет борьба за Московский городской детский морской центр имени Петра Великого, или, как его по старинке называют преподаватели и выпускники, Клуб юных моряков речников и полярников (КЮМРП). Департамент образования города намерен утилизировать флотилию клуба, состоящую из четырех судов, с 1957 года обеспечивавших полноценную практику для тысяч будущих капитанов, штурманов, механиков.

Власти заявляют, что суда, один из которых 1937 года постройки, ветхие и небезопасные для обучения детей. Противоположная сторона – общественное движение «Спасем флот» – утверждает, что корабли недавно были отремонтированы и находятся в хорошем состоянии. А процесс уничтожения судов связан не с заботой о школьниках, а с планами постройки гостиничного комплекса на последнем не застроенном участке земли на побережье Химкинского водохранилища.

КЛУБ ЮНЫХ МОРЯКОВ: С 1957 ГОДА ДО НАШИХ ДНЕЙ

Московский городской клуб юных моряков, речников и полярников распоряжением Моссовета был создан на базе Москворецкого детского парка в 1957 году. С самого начала клуб имел собственную флотилию из учебных судов, совершавших длительные плавания с экипажами из курсантов. Школьники проходили практику на кораблях и судах Балтийского, Северного и Черноморского флотов, участвовали в конференциях, слетах и встречах с известными моряками. Кстати, сам клуб был создан при участии легендарного полярника Ивана Папанина. На выходе школьники получали «корочки» по специальностям «штурман», «связист» и «механик», однако в конце 90-х выдавать документы перестали. За время существования клуба в нем обучалось более 50 тысяч человек, треть из них связали жизнь с гражданским и военным флотом.

Проблемы у клуба начались с апреля 2013 года, когда его сначала переименовали в Московский городской детский морской центр имени Петра Великого (МГДМЦ), а затем включили в состав ГБОУ ДПО «Центр военно-патриотического и гражданского воспитания» (ЦВПГВ). С этого времени пошли разговоры о необходимости утилизации четырех кораблей, находящихся в распоряжении центра: «Сайма», «Ленинград», «Беляков» и «УК-5». Осенью 2014-го «Ленинград», «Беляков» и «УК-5» на основании договорного аукциона отправили на Городецкий судоремонтный завод под Нижним Новгородом для проведения очередного планового ремонта. На это из городского бюджета было выделено более 10 млн рублей.

По данным сотрудников КЮМ и общественного движения «Спасем флот», работы были почти завершены («Контракты на ремонт были выполнены на 80-90%, а по у/с «Ленинград» на 99%» ), когда летом 2015 года контракты расторгли по соглашению сторон. Корабли заблокировали внутри завода, где они остаются по сей день. Самый большой корабль клуба, теплоход «Сайма», находится в Москве, однако посторонних, в том числе журналистов, охрана ЦВПГВ к кораблю не подпускает. 18 января 2016 года департамент городского имущества Москвы издал распоряжение о списании и утилизации всех кораблей на основании актов дефектации, выданных Российским речным регистром, где корабли признаны негодными. Экипажам трех судов, находящихся в заводе, уже вручены уведомления о сокращении.

РАРИТЕТНЫЕ КОРАБЛИ

Настолько ли корабли ветхие и небезопасные для детей, мы спрашиваем у старшего механика «Саймы» Ивана Жатько.

Нет, я так не считаю и никогда с этим не соглашусь, – отвечает он. – Корабли могут ходить и 100 лет, и 200, и 300. Все зависит от того, как за ними ухаживают. Все наши корабли отремонтированы и находятся в хорошем состоянии. Теплоход «Беляков» 1937 года постройки, снимался еще в фильме «Волга-Волга». Но администрация молчит, что шесть лет назад у него была полностью заменена подводная часть корпуса, менялось и ремонтировалось электрооборудование, на нем стоит новейшая навигация и даже компьютер, отслеживающий наличие воды в корпусе судна. Сделана отделка помещений, есть кондиционеры, телевизоры и видеонаблюдение. По документам он 37-го года постройки, а фактически это новый корабль. Причем это уже раритет, второго такого нет.

По словам Ивана, все корабли проходят ремонт раз в пять лет.

«Ленинград» 1951 года выпуска. Это не значит, что это кусок металлолома, который уже ничего из себя не представляет. Он раз в пять лет проходил плановый ремонт, все необходимые агрегаты менялись или ремонтировались. «Ленинград» готов на 99%, ему, возможно, надо поменять пять-шесть квадратных метров палубы и ограждение, это стоит примерно 100 тысяч рублей. Корабль для плавания безопасен.

«Сайма» – 65-го года постройки, но с 2010-го по 2012 год на ремонт теплохода было вложено почти 25 млн рублей. Подводная часть корпуса полностью новая, винторулевая группа сделана, электрооборудование сделано, проблема только в отделке – надо покрасить стены, где-то поменять мебель, потому что последние 30 лет этими вопросами внутри корабля никто не занимался. Так же и по «УК-5», он самый молодой, 1979 год. Все, что необходимо, было сделано на заводе. Тем временем наш судовладелец позиционирует, что суды неремонтопригодные.

ВЕРСИЯ КЛУБА: УТИЛИЗАЦИЯ КОРАБЛЕЙ = УНИЧТОЖЕНИЕ УЛИК

«Изначально мы видели проблему как попытку скрыть разворовывание выделенных средств на ремонт судов, потому что часть работ не была выполнена, а часть выполнялась по сильно завышенным ценам. Они завышались буквально в 10 раз, то, что стоило 1000 рублей, наша организация оплачивала как 10 тысяч, – озвучивает мнение сотрудников Центра старший механик «Саймы». – Вторая основная причина – у нас очень хорошая земля рядом с метро «Водный стадион». Пока есть корабли, берег нужен. Нет кораблей – участок уйдет под какого-то застройщика, который, я думаю, давным-давно положил на нее глаз. Поверьте, это единственный кусок земли на Химкинском водохранилище, который еще принадлежит государству».

«Почему было принято решение именно утилизировать корабли, а не продать например? Там только цветмета на миллионы, – спрашивает юрист, бывший курсант клуба Иван Южин и быстро отвечает на свой вопрос. – Избавиться от судов «по-закону» невозможно, суда находятся в исправном состоянии, на их проведен плановый ремонт, затрачены бюджетные средства. Их списание и утилизация имеет под собой преступное начало, а преступное начало требует уничтожения улик. Процедуру утилизации хотели начать уже в сентябре, но тут появилась наша инициативная группа».

По словам Ивана, когда-то Клуб юных моряков фактически спас его жизнь. В начале 90-х уличный хулиган-безотцовщина, совсем отбившийся от рук и бросивший школу, вдруг заболел морем... Несколько лет ходил на «Ленинграде», восстановился в школе, поступил в ВУЗ, получил профессию и хорошую работу, и годы в клубе вспоминает с трепетом. Подобные истории рассказывают многие бывшие курсанты.

«КЮМ всегда был таким плавильным котлом, где находили общий язык, причем иногда на долгие годы, дети из очень разных семей. Сейчас, в кризис, это особенно важно, родители начинают работать больше, а зарабатывать меньше: действительно интересные для подростков хобби либо стоят дорого, либо опасны. А здесь есть и интерес, и безопасный риск, и клуб никогда не был дорогим удовольствием», – рассказывает бывшая курсантка «Саймы» Мария Чегляева, ныне руководитель интернет-вещания «МИР 24».

Но вернемся от лирического к прозаическому. «В 90-е годы принимается программа застройки побережья Химкинского водохранилища, среди прочих там участвовал и земельный участок, переданный Моссоветом Клубу юных моряков. Это последний клочок земли на Химкинском водохранилище, используемый не по коммерческому назначению. Раньше их было два, наш и соседний. Соседний участок принадлежал ДОСААФ, сначала там располагалась очень неплохая морская школа «Североморец», потом там начали готовить водителей. Около полугода назад этот земельный участок забрали, остался наш. Пока. Есть еще маленький участочек с противоположной стороны, но это водоохранная зона, он совсем крохотный», – рассказывает юрист.

«Итак, в 1997 году было принято развитие побережий, и небезызвестная фирма ИНТЕКО получила инвестиционные права на земельный участок, который был выведен у КЮМ. Согласно инвестконтракту, на территории базы должны были построить новое здание со спортзалом и бассейном, качественный причал и прочее. По каким-то причинам ИНТЕКО не стала ничего делать, и имущественные права передали другой фирме. Так же ничего не происходило, однако в какой-то момент из кадастрового учета этот земельный участок исчез. Если вы сегодня откроете кадастровую карту, вы его в учете не увидите – его нет. Это считается пустующая земля, то есть неразмежеванная, неопределенная. Для клуба была оставлена маленькая полоска земли, убежден в том, что она была оставлена в связи с тем, что это просто водоохранная зона. В 2011-2012 годах сотрудники клуба начали писать в правительство Москвы, господину Исааку Калине, Марату Хуснуллину, с просьбой вернуть участок, однако никаких ответов не последовало».

ЗАКОННОСТЬ СПИСАНИЯ КОРАБЛЕЙ

По словам Южина, с юридической точки зрения списание кораблей незаконно по ряду оснований. Представители общественного движения «Спасем флот» не видели оригиналов распоряжений, на основании которых планируется утилизация. К тому же документы были заверены только печатью, но не подписью, которая является необходимой формальностью в документах такого рода. Документы, о которых идет речь, во-первых, – это распоряжение департамента имущества номер 633 и 634 от 18 января 2016 года. 634 – это по теплоходу «Сайма», 633 – это по трем остальным судам.

«У нас государственное, муниципальное имущество находится в распоряжении департамента имущества – если в Москве, Росимущества – если в России. Но государство не занимается стяжательством, наоборот, оно должно использовать это имущество. Оно распределяется по учреждениям, хозяйствующим субъектам – это может быть аренда, оперативное управление, в нашем случае имущество было передано департаменту образования в оперативное управление. В данном случае департамент образования следует рассматривать именно как собственника».

«У нас бюджетные средства, которые были израсходованы, результат не достигнут, а имущество утрачено. Согласно постановлению правительства Москвы, установлен алгоритм списания имущества. Для этого необходимо предоставить пакет документов, в том числе акт оценки рыночной стоимости. Этот акт не должен быть изготовлен более чем за полгода до момента подачи этих документов. По «Сайме» делалась оценка, но в январе прошлого года. По остальным не делали в принципе. Да, может быть, они сделали каким-то образом это на уровне камеральной оценки, то есть оценивали исключительно по документам, но разве этому можно доверять? Рыночная стоимость все-таки базируется на фактическом состоянии имущества. Судя по тому, что они не проводили оценку, они не могли собрать необходимый пакет документов».

Согласно флотской практике, корабль, который в настоящее время не отвечает требованиям и формально признан негодным, либо отправляют на ремонт, либо списывают – выводят из состава флота, но обычно не утилизируют, а кому-то передают. Негодность в данном случае значит не невозможность использования в бытом смысле, а наличие определенных замечаний при прохождении освидетельствования. Даже если корабль прошел его позже срока, в акте будет стоять «негоден» с пометкой «пропущен срок». При этом корабль может быть в хорошем состоянии и нуждаться в устранении формальных замечаний. В нашем случае, инспектору РРР не предоставили документов, подтверждающих выполнения работ, по причине их удержания судоремонтным заводом и подрядчиком – ООО «Нептун».

ШЛЮПОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ ВЗАМЕН ТЕПЛОХОДА И БЫВШЕГО ВОЕННОГО КОРАБЛЯ

После того как в ряде СМИ появились сюжеты о судьбе флотилии, замруководителя московского департамента образования Игорь Павлов заявил о том, что взамен утилизированным кораблям к лету 2016 года планируется купить другие.

«Это вранье, – заявляет Иван Жатько. – Наша администрация сказала, что наверное будут закупать к лету 17-го. Но мы не верим и в это: нормальные люди сначала новые корабли пригоняют, а затем избавляются от старых. Никто из них не сказал, что за корабли они хотят купить. А я вам расскажу: они хотят купить четыре маломерных судна. Два из них – парусно-моторные, 12 метров длиной, на 12 детей. И два маленьких судна, деревянных, которых некому обслуживать и хранить, на четыре человека. То есть четыре единицы флота суммарно могут на себя взять 30 человек. Безопасность плавания такие маленькие корабли, со шлюпку размером, не обеспечивают никак. Кроме того, там нет ни туалетов, ни электричества, ни холодильника. Есть газовая плита, которая на деревянном судне как раз опасна. Нормальную практику, безопасную, эти корабли обеспечить не могут».

«Сайма» берет почти 100 курсантов, «Ленинград» (бывший корабль – Большой охотник за подводными лодками проекта 122-БИС) – 30. Это при том, что это большие железные суда, безопасные, где есть холодильники, нормальная кухня, туалеты, души, хорошие жилые помещения и нормальная практика. Дети, если захотят дальше работать на флоте, не на лодках на веслах будут ходить, а будут работать на больших судах, то есть они и практику должны проходить на соответствующих кораблях. «Сайма» и «Ленинград» имеют класс регистра М30, самый высокий на внутренних водных путях. Так что это просто неравноценная замена, даже если она будет. И по стоимости – они вроде как собираются потратить 25 млн – поверьте мне, чтоб четыре наших корабля отремонтировать, этих денег будет даже много».

По мнению экипажа, небольшие суда, которые обещало правительство Москвы, максимум будут ходить на прогулки длиной один день в районе Химкинского водохранилища:

«Сайма» ходила по маршруту Москва – Санкт-Петербург и обратно, либо Москва-Волгоград и обратно. «Ленинград» – то же самое. А эти маленькие кораблики максимум будут уходить на дневные прогулки в районе Химкинского водохранилища. Как таковой практики не будет – это будет просто катание детей на лодочках. А на наших кораблях дети проходят полный объем обучения: они управляют судном, они учатся управлять органами управления и навигации корабля, несут вахту в машинном отделении, и на камбузе помогают, то есть дети у нас полностью заменяют экипаж. На маленькой лодке делать нечего, – вздыхает механик теплохода «Сайма». – А сколько этих маломерных судов тонет, вы себе представить не можете...».

ВЕРСИЯ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ЦВПГВ

Большинство надводных кораблей развитых стран оснащены газотурбинными силовыми установками (ГТУ). СССР входил в тройку монополистов-производителей этой сложнейшей техники. Но в 1991-м настал час икс, и монополистом стала Украина.

Корабли-невидимки

До 2014 года украинское госпредприятие НПК газотурбостроения «Зоря»–«Машпроект» исправно поставляло новые агрегаты и ремонтировало двигатели кораблей, стоящих на вооружении российского ВМФ. И вот благостный для наших чиновников порядок рухнул – корабли строим, а движков нет. Хуже того, из-за износа двигателей встают на ремонт строевые боевые корабли, которым сегодня самое место не у заводской «стенки», а где-нибудь в Средиземноморье и других морях и океанах – внешних угроз в адрес России предостаточно, защищать интересы страны надо.

Корветы, фрегаты, эсминцы, крейсеры – все с украинскими (читай – иностранными) двигателями. Поднимать вопрос, почему рулевые промышленности проспали эту угрозу, бессмысленно. Решения, что нужно делать свои, принимались ещё в середине нулевых, деньги осваивались, результат известен. Расхождение слов (постановлений) с делами налицо. Та же история происходит в других отраслях. Где Ту-334 и Ил-114? Почему гражданская авиация оседлала «Боинги» и «Эрбасы»? Про элементную базу радиоэлектроники и станкостроения вообще говорить стыдно. Так и хочется подпевать Сергею Трофимову: «Дядя Вова, где посадки? Колыма вскопала грядки, и засеять огород просит весь честной народ…» Вице-премьер Дмитрий Рогозин носится по предприятиям Оборонно-промышленного комплекса и увесистыми пинками стимулирует «эффективных» менеджеров. После чего сроки сдачи некоторых изделий, в том числе и для кораблей ВМФ, возвращаются из туманного далёка во вполне осязаемый текущий год. Например, если долгожданные ГТУ для новых кораблей Рыбинское НПО «Сатурн» всего полгода назад обещало сдать на испытания в 2018-м, то сейчас уже грозятся предъявить в конце 2016 года. Прогресс налицо.

А что же делать с кораблями из боевого состава флота? В феврале прошлого года на базу Балтийского флота после 196-суточного похода вернулся по-новому – фрегат, а по-старому – сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». За кормой – Средиземное море, Индийский океан, пираты Аденского залива. И вышедший из строя один из двух форсажных двигателей ДО-90. Без него полный ход корабля невозможен. Вот он и стоит, ждёт силовую установку, такой вот корабль-невидимка. В морях его не видно. Конструкторской документации по двигателям нет, она в Николаеве. Оснастка, обвязка, специфический инструментарий – там же. Китайский путь тупого копирования заранее провальный – материалы, агрегаты и элементы корабельных газотурбинных двигателей развивались «Зоря»–«Машпроектом» с 1948 года. Но специалисты из промышленной группы «Новик», выигравшей тендер на ремонт множества кораблей отечественного ВМФ, выход нашли – отправились к авиационным двигателестроителям в Самару.

Неремонто-пригодное – отремонтировать

Почему «Металлист-Самара»? Предприятие работает с газотурбинными двигателями – раз. Владеет кучей технологий, производственными площадями и кадрами – два. Производством руководят Юрий Елисеев, суперпрофессионал авиационного двигателестроения, и генеральный конструктор Дмитрий Федорченко, ещё один непререкаемый авторитет-двигателестроитель. И, что немаловажно, «Металлист» не входит ни в одну госкорпорацию, это частное предприятие – «эффективные» менеджеры здесь отсутствуют как класс.

После проходной встречают самые известные изделия самарского предприятия. Спаренная зенитная установка ЗУ-23 сегодня одна из самых популярных на Ближнем Востоке: поставил в кузов пикапа «Тойота» или «Мицубиси» – и готова мобильная скорострельная огневая точка, 2 тыс. выстрелов в минуту. У нас её перестали выпускать десятилетия назад, но множество стран подхватили темп выпуска. Боеприпасы для неё делают даже в Швейцарии и Финляндии.
Тут же камера сгорания самых знаменитых «экспортоориентированных» отечественных ракетных двигателей – РД-180. Это для ракетоносителя «Атлас» (США). Она же РД-170, 171 – комплекс «Энергия-Буран».

Но главная изюминка – сложнейшие форсажные камеры двигателей НК-32 и НК‑25, которые установлены на сверхзвуковые стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3. Завораживающая паутина! Тут пять контуров, коллекторов, которые регулируются по отдельности. Можно управлять мощностью форсажа, дозаторы – на каждый коллектор свой. Так достигается экономия топлива, растёт дальность, что для Дальней авиации важнейший фактор. Чтобы такой «узор» из трубочек был работоспособен, потребовались тысячи экспериментов – хрупкие на вид детали должны функционировать в чудовищно жарких условиях раскалённого газового потока. Может возникнуть детонационное или виброгорение, которые приводят к взрыву. Масса мелочей, и все должны быть взаимоувязаны и сбалансированы, чтобы работать гарантированно надёжно. Завод освоил эти камеры в 1982 году. Старьё? Ещё недавно двигатели истребителей Су-27 имели всего один контур – форсаж или есть, или его нет. Сегодня, правда, на двигателях для новых типов «Сушек», похожие решения тоже применили. Скорее всего, эта демонстрация технологий и сыграла решающую роль в принятии решения ПГ «Новик» осваивать ремонт корабельных двигателей на «Металлисте».

«Украинские судовые двигатели – совершенно новое для нас направление», – говорит генеральный конструктор «Металлист-Самара» Дмитрий Федорченко и несуетливо отвечает на вопросы.

Сложная конструкция?

– Крайне неремонтопригодная. Сделана как одноразовая.

– И что?

– Разобрали, отремонтировали и собрали. На мой взгляд, там многое можно изменить.

– Как же на кораблях, в дальних походах с ними корабельные механики справляются?

– Корабль не самолёт – не упадёт, а турбин там несколько, – и резюмирует: – Там, в Николаеве, конструкторы отличные профессионалы. Просто школа другая.

Авиационная мысль вообще вещь интересная и материальная. Вспоминаю двери в СНТК им Н.Д. Кузнецова. Установленные под небольшим наклоном, конусно, очень легко открываются и под собственным весом закрываются. Не нужно никаких ломких доводчиков, пружин и прочей дребедени. Спрашиваю, почему так не делать везде? В ответ только саркастический смех. И никто не запатентовал – говорят, «так издревле было».

Главное – школа

Что такое школа – от генерального конструктора до квалифицированного рабочего? Представьте себе один из просторных и светлых цехов «Металлиста». Вокруг вертикально поставленного элемента двигателя плавно, как в древнем танце, двигаются два мастера:

– Сейчас мы изделие «Р» второго этапа собираем (НК-32 для стратега Ту-160. – Прим. ред.). Иногда и кувалдометр используем – видите, трубка кривая, надо ей размер поправить. Туда миллиметр – сюда полмиллиметра.

Тут же, на обвязке, торчат странные палочки. Спрашиваю:

– Эти операции прописаны в инструкциях?

– Нет, мы для себя ставим, потом уберём. Располовинили, чтобы потом зазор убрать. Серёг, это мы ещё в каком году придумали так делать, – ритуально обращается к напарнику: – В 85-м, что ли?

– А что же конструкторы?

– Конструктора они такие. Вы что думаете, они всё сразу и заранее знают?

«Мама дорогая!» – подумал я. Не приведи Господи, уйдут эти носители знаний и умений – кто будет обеспечивать стратегический паритет?

Тут же стоят отремонтированные камеры сгорания фирмы «Сименс» – квалификация наших рабочих, оказывается, вполне соответствует европейским стандартам качества и технологиям.В чём отличие аналогичных западных производств? Возможно, там чище. Более улыбчивые люди и ухоженнее территория. Но тут я всегда вспоминаю образец организации дела – завод украинской компании «Мотор Сич», весь в розовых цветниках.

Крики ультралиберальных господ, что российская промышленность повсюду использует устаревшие и неэффективные советские технологии – ерунда. Но их вопли слышат все. Многие верят. Дать адекватный ответ чрезвычайно сложно, считает генеральный конструктор:

– Практически с любым инженером можно поговорить об искусстве, живописи. Но редко с каким гуманитарием получится обсудить режим, например, форсажной тяги.

Мне показывают газогенератор НК-32. Температура плавления никелевых сплавов – 1350 градусов. В полёте разогреваются до 2000 градусов, адской температуры – и всё нормально. Работает тонко настроенная система охлаждения! То самое, что называется научной и технологической школой.

Спрашиваю: «Российский Военно-морской флот не останется без судовых газотурбинных силовых установок (ГТУ)?»

– Если будет нормальная организация дела, то всё будет нормально. Не надо нажимать только на одну организацию – Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК). Дескать, ремонтировать и производить корабельные ГТУ осилят только компании ОДК. Сейчас в ремонте уже четыре двигателя. «Новик» – компания, которая имеет контракты на ремонт целых кораблей. Они это умеют делать. А двигатель был первым и для них, и для нас.

Я видел в 2014 году самый первый двигатель, который прибыл «малой скоростью» в Самару. Груда ржавого железа! Казалось, его дешевле сдать в утиль. А сейчас он как новенький, и его ставят на фрегат «Ярослав Мудрый» – ожидается, что месяца через полтора фрегат обретёт полный ход. На очереди «Неустрашимый», БПК «Адмирал Чабаненко».

Россию и Италию издавна связывают дружественные отношения. Эти отношения остаются крепкими и сегодня, когда злопыхатели из Евросоюза пытаются вбить своими санкциями клин между нашими странами. Да и как можно забыть то, что у южных берегов Италии русский флот под руководством адмирала Ушакова мужественно сражался с наполеоновскими войсками и что, когда на Сицилии произошло сильнейшее землетрясение, именно русские первыми пришли на помощь.

Сто с лишним лет спустя в Италии хорошо помнят трагические события, случившиеся на Сицилии в самом конце 1908 года. В первую очередь они коснулись жителей города Мессины, которые стали жертвами мощнейшего землетрясения 28 декабря 1908 года. По воле случая участниками спасательной операции стали русские моряки.

Землетрясение в Мессине считается самым мощным за всю историю сейсмических наблюдений в Европе. Оно произошло рано утром, когда люди еще спали в своих домах. Через несколько часов от Мессины и близлежащих рыбацких поселков не осталось ничего похожего на человеческое жилье. Разрушений добавила и огромная шестиметровая волна, накрывшая прибрежные части острова. Связь с другими итальянскими территориями была прервана, и помощь долго не высылали, не зная об ужасном происшествии.

Первыми на помощь городу пришли русские моряки, которые совершали учебно-ознакомительное плавание по Средиземному морю. Дело в том, что после Русско-японской войны требовалось провести большие работы, чтобы восстановить былую боеспособность русского флота. Нужно было провести подготовку и переподготовку кадров для укомплектования командного состава новых боевых кораблей. Для выполнения этой задачи был собран особый отряд, куда вошли линкоры «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командовал этим отрядом контр-адмирал Владимир Иванович Литвинов. На борту кораблей разместились практиканты, выпускники Морского корпуса и Инженерного института, всего более 160 человек. Следует отметить, что перед выходом на учения экипажи посетил Николай II, который призвал моряков помнить, что они являются посланниками своей Родины.

В октябре 1908 года в Средиземном море начались плановые учения, главной задачей которых было обучение молодых офицеров, не имеющих практического опыта. По завершении учебных программ отряд разместился в итальянском порту Аугуста, совсем рядом с Мессиной, всего в 70 милях.

Уже вечером того трагического дня капитан порта и российский консул Макеев обратились к контр-адмиралу Литвинову с просьбой оказать помощь жителям Мессины. О сложившемся положении Литвинов сообщил в Петербург, корабли вышли на помощь.

Бедствие уничтожило город полностью. Были разрушены все дома, портовые сооружения, наблюдались многочисленные очаги пожаров. По разным данным, в результате Мессинского землетрясения погибло от 100 до 200 тысяч человек. Оставшиеся в живых жители обезумели от горя и боли, просили о помощи.

Перевозка раненых мессинцев, жертв землетрясения, на русские корабли

Русские моряки начали расчистку завалов. В это время толчки продолжались, что очень осложняло спасательные работы. В городе были развернуты перевязочные пункты, которые помогли спасти немало жизней. Через несколько дней в спасательных работах приняли участие и моряки прибывшей английской эскадры.

Работа велась круглосуточно. Только из-под завалов было спасено более 2 тысяч горожан. Всех пострадавших - раненых, больных, - а также детей и стариков на русских кораблях переправляли в различные города Италии. Обратными рейсами доставляли медикаменты, продукты, обеззараживающие средства.

В 1909 году российский морской министр получил письмо от итальянских медиков, в котором они благодарили русских моряков за самоотверженный труд и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.

До настоящего времени память об этом подвиге бережно хранится. Многие улицы города названы в честь русских моряков-спасателей. На здании муниципалитета в 1978 году была размещена мемориальная доска в память о щедрой помощи экипажей российских кораблей. Город украшает открытая в 2012 году скульптурная композиция, посвященная подвигу русских моряков. Это место называют «русским уголком», и именно оно стало памятным историческим местом Мессины.