Павел степанович кутахов. Кутахов Павел Степанович: биография, карьера, личная жизнь

Кутахов Павел Степанович – командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор;
Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР, Главный маршал авиации.

Родился 3 (16) августа 1914 года в селе Малая Кирсановка Мало-Кирсановской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне село Малокирсановка Матвеево-Курганского района Ростовской области). Русский. В 1930 году окончил 7 классов школы в селе Фёдоровка (ныне Неклиновского района Ростовской области). С 1930 года жил в городе Таганрог (ныне Ростовской области). В 1933 году окончил школу ФЗУ трамвайщиков. В 1933-1934 годах работал слесарем на авиационном заводе №31 в Таганроге. В 1935 году окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии с июля 1935 года. В 1938 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Служил в ВВС командиром звена истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 – марте 1940 – командир звена 7-го истребительного авиационного полка. Совершил 101 боевой вылет на истребителях И-15бис и И-153. 25 декабря 1939 года его самолёт был подбит, совершил вынужденную посадку на своей территории. В январе 1940 года его самолёт был сбит вражеским зенитным огнём, спасся на парашюте.

Продолжал службу в ВВС командиром звена и заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – заместитель командира авиаэскадрильи 7-го истребительного авиационного полка, июле 1941 – мае 1944 – заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и заместитель командира 145-го (с апреля 1942 – 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Северном (июнь-август 1941) и Карельском (август 1941 – май 1944) фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев. 27 марта 1943 года на самолёте Р-39 «Аэрокобра» был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

С мая 1944 – командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. Воевал на Карельском фронте (май 1944 – январь 1945). Участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях.

Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях МиГ-3, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэрокобра», в 79 воздушных боях сбил лично 13 и в группе 24 самолёта противника.

После войны до ноября 1948 года продолжал командовать 20-м гвардейским истребительным авиационным полком (в Беломорском военном округе; город Петрозаводск, Карелия).

В 1949 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. В 1949-1950 – заместитель командира 175-й истребительной авиационной дивизии, в декабре 1950 – ноябре 1951 – командир 145-й истребительной авиационной дивизии (в Группе советских войск в Германии). С ноября 1951 – заместитель командира, а в декабре 1953 – декабре 1955 – командир 71-го истребительного авиационного корпуса (в Группе советских войск в Германии).

В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С декабря 1957 – заместитель командующего по боевой подготовке, а в октябре 1959 – августе 1961 – 1-й заместитель командующего 30-й воздушной армией (в Прибалтийском военном округе; штаб – в городе Рига, Латвия). В августе 1961 – июле 1967 – командующий 48-й воздушной армией (в Одесском военном округе; штаб – в городе Одесса, Украина).

В июле 1967 – марте 1969 – 1-й заместитель Главнокомандующего Военно-Воздушными Силами. С марта 1969 – Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами – заместитель министра обороны СССР.

За время его руководства Военно-Воздушные Силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой Военно-Воздушных Сил и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 года Главный маршал авиации награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда».

Член Центрального Комитета КПСС с 1971 года. Депутат Верховных Советов Украинской ССР 6-7-го созывов (в 1963-1971 годах) и СССР 8-11 созывов (с 1970 года).

Главный маршал авиации (1972), заслуженный военный лётчик СССР (16.08.1966). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943; 15.08.1974; 21.02.1978; 15.08.1984), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942; 13.07.1942; 22.02.1955; 30.12.1956; 22.02.1968), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981), Александра Невского (5.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950; 29.04.1954), орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалью «За боевые заслуги» (6.11.1945) и другими медалями, иностранными наградами – орденом Британской империи 4-го класса (05.1944), 2 орденами Сухэ-Батора (Монголия; 1971, 11.06.1981), орденами Возрождения Польши 3-й степени (10.1973), Шарнхорста (ГДР; 04.1983), «За заслуги перед Отечеством» в золоте (ГДР; 03.1977), «За заслуги в авиации» (Перу; 1972), Народной Республики Болгария 1-й степени (14.09.1974), Красного Знамени (Венгрия; 16.05.1978) Красного Знамени (Чехословакия; 6.10.1982) и другими иностранными наградами.

Лауреат Ленинской премии (1983, за комплекс работ по принятию на вооружение авиационной крылатой ракеты класса «воздух-поверхность» Х-55 для самолётов Ту-95МС, Ту-95М-55 и Ту-160).

Бронзовые бюсты П.С.Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором он жил, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в посёлке Мурмаши (Кольский район Мурманской области) и селе Малокирсановка, а также гимназия №41 в городе Люберцы Московской области. В 1985-1998 годах имя П.С.Кутахова носило Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков. Его именем назван рыболовный траулер «Павел Кутахов» (порт приписки – город Мурманск).

Примечания:
1) Награждён за выполнение 262 боевых вылетов и участие в 40 воздушных боях, в которых сбил лично 7 и в составе группы 24 самолёта противника (на февраль 1943 года);
2) В некоторых источниках содержатся сведения о 14 личных и 28 групповых победах, что не подтверждается документами.

Воинские звания:
Лейтенант (22.09.1939)
Старший лейтенант (14.10.1941)
Капитан (2.02.1942)
Майор (29.06.1942)
Подполковник (24.10.1944)
Полковник (27.06.1950)
Генерал-майор авиации (31.05.1954)
Генерал-лейтенант авиации (27.04.1962)
Генерал-полковник авиации (23.02.1967)
Маршал авиации (21.02.1969)
Главный маршал авиации (3.11.1972)

Главнокомандующий Военно-воздушными силами Вооруженных Сил СССР главный маршал авиации П.С. Кутахов

Павел Степанович Кутахов родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка Таганрогского округа Области войска Донского (ныне Матвеево-Курганского района Ростовской области) в многодетной крестьянской семье. В 1918 г. от тифа умер отец. В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел после окончания трехлетки в 1924 г. поехал учиться в село Фёдоровку, что в 18 км от родного села. В 1930 г. он переехал в Таганрог, где продолжил учебу в средней школе, а затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 г., после окончания ФЗУ, был направлен на авиационный завод №31 им. Димитрова. Работу на заводе совмещал с учёбой на рабфаке при индустриальном институте. В августе 1935 г. по комсомольскому призыву поступил в Сталинградскую военную школу летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

После выпуска в феврале 1939 г. лейтенант Кутахов прибыл в 7-й истребительный авиаполк под Ленинградом, где вскоре стал командиром звена истребителей. Осенью 1939 г. совершил несколько вылетов в район боевых действий Красной армии в Западной Белоруссии.

Он участвовал в Советско-финляндской войне 1939 - 1940 гг., в ходе которой совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. 25 декабря 1939 г. самолет Кутахова был подбит и сел на нейтральной полосе. В течение двух ночей летчик вместе с инженером полка Б. Чернышевым и техником звена И. Купцовым разбирали самолет на части, а в третью ночь волоком доставили истребитель на свой аэродром. Впоследствии летчик продолжал летать на этой машине. Именно здесь, на Карельском перешейке, он продемонстрировал свое летное мастерство, проявил такие качества, как смелость, способность идти на риск, брать ответственность на себя. С завершением военных действий вновь наступили дни напряженной боевой учебы, по итогам которой весной 1941 г. окружная газета «Защитник Родины» назвала П.С. Кутахова «образцом воина Красной армии».

На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахов продолжал командовать звеном истребителей в районе Выборга (Ленинградский фронт) . В июле 1941 г. его переводят на Карельский фронт в 145-й истребительный авиационный полк, где он проходил службу сначала в должности заместителя командира, а затем командира эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска и Кандалакши, сопровождал караваны транспортных судов ленд-лиза.

Именно на этом направлении немецкое командование стремилось ударами своего 5-го воздушного флота вывести из строя Мурманский порт, чтобы не допустить прохода по Баренцеву и Белому морям конвоев наших союзников и сорвать работу Кировской железной дороги. В ходе боёв П.С. Кутахов проявлял беззаветную храбрость и героизм, завоевав славу одного из лучших воздушных бойцов Карельского фронта. Зимой 1942 г. на фронте появилась новая модификация немецкого истребителя «Ме-109». Ее отличала скорость атаки и исполнение «горки», которую старый «Мe-109» не смог бы сделать. Сведений о новом самолете становилось все больше, но сбить его не удавалось.

Кутахов заметил, что эти самолеты в бою держатся обычно в стороне и вверху, машина слаба на виражах и тяжела на боевом развороте. В очередном воздушном бою Кутахов использовал свои знания об этом самолете, его слабые стороны и сбил противника. Так летчики фронта смогли познакомиться с новейшими немецкими истребителями «Ме-109F».

В мае 1942 г. при отражении налета вражеской авиации на станцию Кица шестерке советских истребителей во главе с Кутаховым пришлось сражаться с восемью самолетами врага. Верный своему принципу, командир эскадрильи атаковал первым. Стремительным маневром наши летчики раскололи строй противника. Фашистские пилоты растерялись и об ударе по железнодорожным составам уже не помышляли. В этом бою было уничтожено несколько самолетов противника, один из которых летчик сбил лично.

15 мая 1942 г. четверка, ведомая Кутаховым, встретила у линии фронта 20 вражеских самолетов Ме-110 и Ме-109. Но даже пятикратное превосходство не принесло успеха гитлеровцам. Потеряв три Ме-109 и не сбив ни одного советского самолета, они отказались от выполнения боевой задачи.

25 июля 1942 г. в газете 14-й армии «Часовой Севера» была опубликована заметка о П.С. Кутахове под заголовком «Учитель». Она характеризовала 27-летнего летчика не только как мастера воздушного боя, но и как опытного воспитателя подчиненных. В заметке говорилось: «Капитан Кутахов - ветеран части, хранитель ее славных традиций. Летчики называют его отцом. Он терпеливо учит и воспитывает молодежь. Готовит ее к новым жестоким воздушным битвам. Для молодого воздушного бойца Кутахов всегда найдет слово одобрения, искрометную шутку. Как бы ни сложна, ни трудна была обстановка, он не растеряется, умело организует бой. Это и понятно: он уверен в себе, в силе советского оружия, в своих друзьях, многих из которых он сам воспитывал».

Достижения в выполнении боевых задач, мужество и воинское мастерство личного состава 145-го истребительного авиационного полка были высоко оценены командованием: в апреле 1943 г. полк получил наименование гвардейского и был преобразован в 19-й гвардейский истребительный авиационный полк.

За умелое командование эскадрильей, высокое летное мастерство, мужество и отвагу, проявленные в боях, за 7 лично сбитыхсамолетов противника и 24 в составе группы в 40 воздушных боях Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. майору Кутахову Павлу Степановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Майор А.Е. Новожилов, ставший впоследствии командиром 19-го гвардейского истребительного авиаполка, вспоминал: «Самой яркой и колоритной фигурой в полку был летчик Павел Кутахов. Худощавый, высокого роста, с живым выразительным лицом и широкими энергичными жестами... В короткие минуты отдыха он буквально заряжал товарищей бодростью и юмором, а в бою служил примером стойкости, мужества и летного мастерства. Он отлично владел техникой пилотирования, умел использовать в бою малейшие благоприятные условия и выходил победителем из сложнейших положений».

Кроме того, вовремя коротких передышек между боями П.С. Кутахов, осмысливая личный боевой опыт, сам подготовил к публикации серию статей о боевых действиях советских летчиков: «Дружные атаки», «С короткой дистанции», «Успех решила взаимная выручка», «Боевая зрелость», «Сопровождение бомбардировщиков истребителями», «Место аса в воздушном бою».

В период с июля 1943 г. по сентябрь 1944 г. П.С. Кутахов проходил службу в должности помощника командира, а затем заместителя командира 19-го гвардейского истребительного авиаполка.


Командир эскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии майор П. С. Кутахов после боя

В сентябре 1944 г. его назначают командиром 20-го гвардейского истребительного авиаполка, личный состав которого под его командованием совершил 1998 боевых самолето-вылетов, уничтожив 39 самолетов противника. В конце 1944 г. полк в короткие сроки и без летных происшествий освоил новый истребитель Як-9.

Осенью 1944 г. в период проведения Петсамо-Киркенесской наступательной операции корреспондент газеты «Боевая вахта», описывая действия 20-го авиаполка, так характеризовал его командира: «Мастер, умудренный опытом многих битв, Павел Кутахов знает, что нужно для победы, что рождает успех в бою, и по-своему сурово и мудро воспитывает молодых гвардейцев. Он ведет бой, и молодежь видит его изумительное мастерство маневра, перенимает стремительный темп кутаховских атак. Трудно встретить, пожалуй, человека более простого и доступного, чем Кутахов. И вместе с тем немногие могут похвастать такой выдержкой, немногие умеют так зорко подмечать главное и за малым видеть большое. Кутахов строг и требователен, не дает поблажки никому в своем полку, если замечает небрежность, разгильдяйство. Без лишних слов командир умеет дать понять, что выдержка и собранность, которых он требует от подчиненных, в бою, формируются из дисциплины строя, умелого и настойчивого выполнения приказов».

В 1944 г. король Великобритании Георг VI наградил гвардии майора П.С. Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

Служивший в 14-й армии поэт Бронислав Кежун посвятил летчику такие строки:

Вновь команда - и вновь без страха,
В синь небес устремляя взгляд,
Истребитель - майор Кутахов
В бой ведёт своих соколят...

Всего в ходе Великой Отечественной войны летчик совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и P-39 «Аэрокобра», провел 79 воздушных боев, сбил 14 самолетов противника лично и 28 - в составе группы. Таких высоких успехов в боях ему удалость достигнуть благодаря постоянному совершенствованию техники пилотирования, маневра и применения оружия.


Майор Павел Степанович Кутахов в кабине истребителя американского производства P-39 «Аэрокобра». Карельский фронт

После войны гвардии подполковник П.С. Кутахов еще несколько лет командовал авиаполком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецке, хотя в его характеристике отмечалось: «В посылке на курсы усовершенствования командного состава не нуждается, потому что имеет военную, военно-специальную, политическую и общеобразовательную подготовку в объеме, необходимом для полного и успешного командования авиационным полком». Окончив курсы с отличием в 1949 г., он был направлен в Группу советских оккупационных войск в Германии, где в декабре 1950 г. его назначают командиром 145-й истребительной авиационной дивизии. С ноября 1951 г. он проходил службу в должности заместителя командира, а с декабря 1953 г. по декабрь 1955 г. - командира 71-го истребительного авиакорпуса в Прибалтийском военном округе.

За время летной работы П.С. Кутахов освоил около 30 типов самолетов, из них 7 реактивных, в том числе МиГ-21 и его модификации, Су-7б, Як-28.

В период с 1955 г. по декабрь 1957 г. обучался в Высшей военной академии им. К.Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба ВС РФ), после окончания которой был назначен на должность заместителя командующего 30-й воздушной армией Прибалтийского военного округа по боевой подготовке. С октября 1959 г. исполнял обязанности 1-го заместителя командующего 30-й воздушной армией, а в августе 1961 г. был назначен командующим 48-й воздушной армией в Одесском военном округе. В 1962 г. Павел Степанович Кутахов получил звание «генерал-лейтенант авиации», а спустя 4 года в числе первых ему было присвоено почетное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

Принятие на вооружение новой авиационной техники потребовало разработки и применения на практике новых тактических приемов ведения воздушного боя, нанесения штурмовых ударов по наземным целям. Это обусловило необходимость глубокого познания самолета. Так родилось понятие «техника - аэродинамика - тактика», следование которой позволило 48-й воздушной армии достичь ощутимых результатов: объединение по уровню боевой подготовки в течение ряда лет признавалось лучшим в ВВС.

Проходя службу на командных должностях, П.С. Кутахов первостепенное значение придавал организации и проведению боевой подготовки, нередко сам читал лекции по методике летной подготовки и летал в качестве инструктора. Обязательным его требованием было проводить подготовку летчиков в условиях, максимально приближенныхк боевым.

В июле 1967 г. генерал-полковника авиации Кутахова назначают первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушными силами СССР, а в марте 1969 г. маршал авиации П.С. Кутахов становится главнокомандующим ВВС. В1972 г.ему было присвоено воинское звание «главный маршал авиации».

Павел Степанович Кутахов в ходе своей служебной деятельности активно внедрял в летную практику боевой опыт, внес большой вклад в освоение первых поколений реактивных самолетов, в развитие тактики и оперативного искусства применения ВВС. Он выдвинул и активно проводил в жизнь идею массированных авиационных ударов в ограниченное время. Этому он обучал авиационные объединения и соединения. Например, большим размахом отличалось учение ВВС, проведенное под его руководством в 1975 г. В нем участвовали две воздушные армии и ВВС Белорусского округа. Советская авиация действовала с аэродромов в ГДР, Чехословакии, Польши и СССР.
Главный маршал авиации
Кутахов Павел Степанович



Главком ВВС маршал П.С. Кутахов П.С. (9-й слева в берете)
с лётчиками 135-го истребительного авиаполка
на авиабазе Бени-Суэйф в Египте. 16-18.02.1972 г.

Главком постоянно заботился о создании наиболее благоприятных условий для летного и инженерно-технического состава: благоустройстве авиагарнизонов, обеспечении жильем и достойной оплате их труда. Он добился того, что комиссованные по здоровью военные летчики получали пенсии с более высокооплачиваемой последней летной должности, а не с той, с которой они ушли на пенсию.

Летал главный маршал авиации П.С. Кутахов на современных истребителях до 60-летнего возраста. В 1983 г. он стал лауреатом Ленинской премии, а за большой вклад в развитие ВВС, повышение их боевой готовности, оснащение современной авиационной техникой и в связи с 70-летием со дня рождения в августе 1984 г. удостоен второй медали «Золотая Звезда».

За время своей службы П.С. Кутахов был награжден четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, пятью орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 1-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных силах» 3-й степени и многими иностранными наградами.

Умер главный маршал авиации Павел Степанович Кутахов 3 декабря 1984 г. от обширного инфаркта во время рабочей поездки в Звёздный городок. Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и г. Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски.


Могила главного маршала авиации П.С. Кутахова
на Новодевичьем кладбище в Москве

Имя П.С. Кутахова было присвоено Армавирскому высшему военному авиационному Краснознаменному училищу летчиков и рыболовецкому траулеру Мурманского морского пароходства. Сейчас имя маршала носит гимназия в г. Люберцы, его личные вещи и фотографии хранятся в музее его родного села Малокирсановка.

Тарас Левченко, подполковник.
Заместитель начальника отдела Научно-исследовательского
института военной истории Военной академии
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

16.8.1914 - 3.12.1984

Кутахов Павел Степанович - командир авиаэскадрильи 19-го гвардейского истребительного авиационного полка (258-я истребительная авиационная дивизия, 7-я воздушная армия, Карельский фронт), гвардии майор; Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны, Главный маршал авиации.

Родился 3 (16) августа 1914 г. в селе Малокирсановка сегодня Матвеево-Курганского района Ростовской области. Русский. В 1930 г. окончил 7 классов школы. С 1930 г. жил в городе Таганрог Ростовской области. В 1933 г. окончил школу ФЗУ трамвайщиков. Работал слесарем на авиационном заводе в Таганроге. В 1935 г. окончил рабфак при Таганрогском индустриальном институте.

В армии с августа 1935 г. В 1938 г. окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира звена 7-го истребительного авиационного полка; совершил 131 боевой вылет на истребителе И-16. В одном из воздушных боёв был сбит, спасся на парашюте.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 г. - мае 1944 г. - заместитель командира и командир авиаэскадрильи 145-го (с апреля 1942 г. - 19-го гвардейского) истребительного авиационного полка, в мае1944 г. - январе 1945 г. - командир 20-го гвардейского истребительного авиационного полка. К февралю 1943 г. совершил 262 боевых вылета, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в группе 24 самолёта противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 г. гвардии майору Кутахову Павлу Степановичу присвоено звание героя советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1026).

Во время войны сражался на Ленинградском и Карельском фронтах. Участвовал в обороне Ленинграда, Мурманска и Заполярья, прикрытии союзнических конвоев, Петсамо-Киркенесской операции. Всего за время войны совершил 367 боевых вылетов на истребителях И-16, ЛаГГ-3 и Р-39 «Аэроркобра», в 79 воздушных боях сбил лично 14 и в группе 28 самолётов противника.

После войны продолжал службу в строевых частях ВВС (в Заполярье). В 1949 г. окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы. Командовал дивизией (в Группе советских войск в Германии), корпусом (в Прибалтийском военном округе). В 1957 г. окончил Военную академию Генштаба. В 1957-1959 гг. - заместитель командующего по боевой подготовке, в 1959-1961 гг. - первый заместитель командующего 30-й воздушной армией (Прибалтийский военный округ). В 1961-1967 гг. командовал 48-й воздушной армией (Одесский военный округ). В 1967-1969 гг. - первый заместитель Главкома ВВС. С марта 1969 г. - Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами страны.

За время его руководства Военно-Воздушные силы страны достигли наивысшего развития и подъёма. По настоянию П.С. Кутахова были вновь (после «хрущёвского» сокращения) сформированы и вооружены современной техникой сотни авиационных полков. Главком, его заместители и Главный штаб ВВС проделали большую работу по созданию смешанных ударных и фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.

За большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной авиационной техникой ВВС и в связи с 70-летием со дня рождения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 августа 1984 г. Главный маршал авиации Кутахов Павел Степанович награждён орденом Ленина и второй медалью «Золотая Звезда» (№123/II).

Главный маршал авиации (1972 г.), заслуженный военный лётчик СССР (1966 г.), лауреат Ленинской премии (1983 г.). Награждён 4 орденами Ленина (1.05.1943 г., 15.08.1974 г., 21.02.1978 г., 15.08.1984 г.), орденом Октябрьской Революции (4.05.1972 г.), 5 орденами Красного Знамени (1.05.1942 г., 13.07.1942 г., 22.02.1955 г., 30.12.1956 г., 22.02.1968 г.), орденами Кутузова 1-й степени (4.11.1981 г.), Александра Невского (5.11.1944 г.), Отечественной войны 1-й степени (22.09.1943 г.), 2 орденами Красной Звезды (15.11.1950, 29.04.1954), орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени (17.02.1976), медалями, орденом Британской империи 4-го класса (1944 г.) и другими иностранными наградами. Член Центрального Комитета КПСС с 1971 г. Депутат Верховного Совета СССР с 1970 г.

Бронзовые бюсты П.С. Кутахова установлены в селе Малокирсановка и городе Люберцы Московской области. В Москве на доме, в котором жил Герой, и в Таганроге на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Его именем названа улица в селе Малокирсановка, а также гимназия в Люберцах.

Родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка, Курганского района Ростовской области, в семье крестьянина. В 1918 г. Умер отец, семья испытывала суровую нужду. Окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества в Таганроге и Рабфак при Ленинградском индустриальном институте. Работал слесарем на авиазаводе. С 1935 г. в Красной Армии, закончил в 1938 г. Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в одном из полков Ленинградского военного округа. Участник похода в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 г. и Советско-финской войны 1939 - 1940 гг., где совершил 31 боевой вылет.

Кем был

В начале войны лейтенант Кутахов в действующей армии, воевал в Карелии в составе 145-го (19-го гвардейского) иап, затем (с сентября 1944 г.) командир 20-го гвардейского иап. За мужество и героизм в борьбе с врагом 1 мая 1943 г. удостоен звания Героя Советского Союза. После войны подполковник Кутахов оставался на службе в ВВС. В 1948 г. он поступает на курсы усовершенствования командного состава в Липецке, а после их окончания получает назначение на должность заместителя командира дивизии в Группу советских войск в Германии. Спустя некоторое время Павел Кутахов становится командиром авиационного корпуса. В 1957 г. окончил Военную академию Генерального штаба, служил заместителем командующего воздушной армией Прибалтийского военного округа в Риге. В августе 1961 г. П.С. Кутахов - командующий воздушной армией Одесского военного округа. С 1967 г. на должности первого заместителя главкома, с 1969 - главком ВВС, заместитель министра обороны СССР. Главный маршал авиации (1972), Заслуженный военный лётчик СССР. 15 августа 1984 г. за большой вклад в повышение боевой готовности и оснащение современной техникой ВВС страны и в связи с 70-летием со дня рождения, удостоен второй медали «Золотая Звезда».


Чем знаменит

Одним из первых в ВВС КА облетал импортный истребитель «Аэрокобра» и 15 мая 1942 г. одержал на нем первую победу. Манера боя Павла Кутахова заключалась в выполнении неожиданных для врага маневров, стремлении внести замешательство в его ряды, во что бы то ни стало не допустить прицельного бомбометания по прикрываемым объектам. На посту главкома ВВС уделял большое внимание принятию на вооружение новых образцов военной техники, которые стремился облетывать лично. Дал «путевку в небо» самолетам Ту-22, Ту-95МС, Су-24, Су-25, МиГ-25, Як-38 и многим другим. В период усиленного развертывания ракетных войск, П.А. Кутахов выступал против необоснованного сокращения советских ВВС, направлял силы, знания и опыт на укрепление воздушной армии. Большое внимание уделял повышению эффективности инженерно-авиационной службы.

Места сражений

В годы войны сражался в Карелии, прикрывал порт Мурманска, базу Северного флота, Кировскую железную дорогу, Беломорско-Балтийский канал.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

В упорном бою 21 июня 1943 г. сбил у станции Белое море одного из наиболее результативных немецких асов на Севере, командира вражеской авиагруппы.

Обстоятельства смерти

Государственные награды

Дважды Герой Советского Союза был награжден четырьмя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, орденами Отечественной войны 1 степени, Александра Невского, Кутузова 1 степени, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3 степени, а также иностранными орденами.

Родился 16 августа 1914 года в семье бедного крестьянина в селе Малокирсановка Ростовской области. В семье было четверо сыновей и дочь. В начале 1919 года отец умер от тифа.

В Малокирсановке тогда была только начальная школа, и Павел поехал учиться в село Фёдоровку в 18 километрах от Малокирсановки.

В 1933 году переехал в Таганрог, поселился на Аптекарской улице. Некоторое время учился в средней школе у Нового рынка (ныне средняя школа № 9, в школе создан музей Кутахова).

Затем поступил в фабрично-заводское училище трамвайщиков. В 1934 году после окончания ФЗУ был направлен на авиационный завод № 31 имени Димитрова.

Вскоре Павел Кутахов поступил на вечерний рабфак. В августе 1935 года по комсомольскому призыву поступил в Сталинградское военное училище летчиков. Начинал летать на самолете «У-2».

В 1938 году в звании лейтенанта прибыл в полк под Ленинградом. Вскоре он стал командиром звена истребителей. Сделал несколько вылетов во время вторжения в Польшу.

Во время войны с Финляндией Кутахов совершил 131 боевой вылет. В одном из боев был сбит и спустился на парашюте в тылу противника, пешком вернувшись в расположение советских войск.

Великая Отечественная война

На момент начала Великой Отечественной войны лейтенант Кутахова был командиром звена истребителей, дислоцированного в районе Выборга. Здесь он открыл свой счет побед, сбив немецкий самолет. Позднее был переведен на Карельский фронт, где сначала был заместителем командира, затем - командиром эскадрильи. Участвовал в обороне Мурманска, Кандалакши и Кировской железной дороги.

Сопровождать караваны транспортных судов ленд-лиза.

Был одним из известнейших летчиков-истребителей Карельского фронта. Газета «Боевая вахта» в мае 1943 года писала:

Всего за годы войны П. С. Кутахов совершил 497 боевых вылетов, провел 79 воздушных боев, в которых сбил 28 самолетов лично и 14 с напарниками. Был удостоен многих наград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Кутахову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году майор Кутахов командовал гвардейским полком. В его полку было десять Героев Советского Союза.

В 1944 году король Георг VI наградил гвардии майора Кутахова орденом Британской империи 4-го класса за высокое летное мастерство и подвиги при охране северных конвоев.

После войны подполковник Кутахов еще несколько лет командовал полком в Заполярье, а потом был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы в Липецк. Закончил их с отличием в 1949 году и получил назначение в группу советских войск в Германии. Занимал должность командира авиационной дивизии.

Потом был переведен в Прибалтику, где осваивал сверхзвуковые истребители. В 1957 году закончил Военную академию Генерального Штаба. В 1966 году ему, командующему авиацией Одесского военного округа, генерал-лейтенанту авиации, в числе первых было присвоено звание «Заслуженный военный летчик СССР».

В 1967 году генерал-полковник авиации П. С. Кутахов был назначен первым заместителем главнокомандующего Военно-Воздушными Силами СССР. В марте 1969 года Маршал авиации Кутахов стал главнокомандующим ВВС СССР. В 1972 году ему было присвоено звание Главного маршала авиации.

Кутахов был депутатом Верховного Совета СССР четырех созывов, с 1961 года избирался делегатом на все партийные съезды. С 1971 года - член ЦК КПСС.

Кутахов летал на современных истребителях до 60-летнего возраста.

В 1984 году ему в второй раз присвоено звание Героя Советского Союза. Умер 3 декабря 1984 года от обширного инсульта. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память

  • Его имя носил Армавирское ВВАУЛ (Армавирский ВАИ) до переформирования и вхождения в состав Краснодарского ВАИ.
  • В родном селе Малокирсановка установлен бронзовый бюст П. С. Кутахова.
  • В селе Малокирсановка существует музей, посвященный жизни и деятельности П. С. Кутахова.

Государственные награды

  • 4 ордена Ленина;
  • Орден Октябрьской Революции;
  • Орден Кутузова 1 степени;
  • 5 орденов Красного Знамени;
  • Орден Александра Невского;
  • Орден Отечественной войны 1 степени;
  • 2 ордена Красной Звезды;
  • Орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени;
  • Кавалер многих орденов и медалей зарубежных государств.

Семья

Сын Владимир Павлович Кутахов - генерал-лейтенант авиации, заместитель начальника Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор.