29 июля 1900 - 04 марта 1974
советский инженер, конструктор космической и ракетной техники
Биография
Михаил Клавдиевич Тихонравов родился 29 июля 1900 года во Владимире .
В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров. Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях.
Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.
В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». С середины 1940-х годов работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе (с 1962 года - профессор).
После отстранения от должности в начале 1950 года, Тихонравов только в 1953 году смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ. Уже в 1954 году Тихонравов предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.
В 1956 году Михаил Клавдиевич перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту, Тихонравов в 1957 году стал лауретом Ленинской премии.
Тихонравов принимал активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что в 1961 году указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Награды и титулы
- Медаль «Серп и Молот».
- Два Ордена Ленина.
- Два ордена Красного Знамени.
- Орден Отечественной войны 2-й степени.
- Медали.
- Ленинская премия.
- Член-корреспондент Международной академии астронавтики (1968).
Память
В честь М.К. Тихонравова названы и носят его имя:
- Улица Тихонравова в городе Юбилейный .
- Улица Тихонравова в городе Владимир .
- 50-й ЦНИИ военно-космических сил им. М.К. Тихонравова в городе Юбилейный .
Сочинения
- Ракетная техника. - М., 1935.
- Полёт птиц и машины с машущими крыльями, 2 изд. - М., 1949.
29 июля 1900 года родился Михаил Тихонравов, конструктор космической и ракетной техники.
Личное дело
Михаил Клавдиевич Тихонравов (1900-1974) родился во Владимире в семье юриста. Через два года после его рождения семья перебралась в Петербург, где Михаил поступил в классическую гимназию № 3.
В конце 1918 года, спасаясь от голода, Тихонравовы вернулись во Владимирскую губернию, обосновавшись в городе Переславль-Залесский. Первое время Михаил работал курьером в городском суде, затем устроился агитатором в военкомат. В 1919 году добровольно вступил в Рабоче-крестьянскую Красную армию.
За хорошую работу по агитации в 1920 году Тихонравова перевели во Владимир. В том же году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (сейчас Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского), который окончил в 1925 году по специальности «инженер-механик».
После получения диплома Тихонравова направили служить в 1-ю легкую бомбардировочную эскадрилью имени В.И. Ленина в Липецк. Затем он работал на нескольких авиационных предприятиях, где увлекся планеризмом. В 1925 году создал планер «АВФ-22», который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии.
В конце 20-х годов в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе Тихонравов познакомился с Сергеем Королевым. Это произошло в Крыму на всесоюзных планерных соревнованиях в Коктебеле. Тогда на планере Королева была впервые в мире выполнена мертвая петля, а на планерах Тихонравова были установлены рекорды высоты и дальности.
В 1930 году Тихонравова перевели в Центральное конструкторское бюро им. Менжинского, где он возглавил авиамоторную группу.
Королев увлёк Тихонравова идеями создания реактивных двигателей и ракет и предложил ему возглавить бригаду инженеров-конструкторов, работающих над проблемой создания баллистических ракет на жидком топливе.
В 1932 году совместно с Сергеем Королёвым, Фридрихом Цандером, и Юрием Победоносцевым участвовал в создании московской Группы изучения реактивного движения (ГИРД)
С 1932 года Тихонравов руководил в ГИРДе бригадой № 2, которая занималась разработкой первого советского двухступенчатого ракетного двигателя, участвовал в создании первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. В августе 1933 года ракета 09 конструкции Тихонравова успешно совершила полет с Нахабинского полигона.
Приказом по Реввоенсовету в сентябре 1933 года на основе ГИРДа и Газодинамической лаборатории был организован Реактивный Научно-исследовательский институт (РНИИ) Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В октябре 1933 года Тихонравов становится старшим инженером отдела РНИИ. С июня 1936 года - старшим научным сотрудником, с декабря 1936 года - начальником отдела, а с декабря 1937 года - начальником группы РНИИ.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоёв атмосферы, вопросами повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. Однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты.
В 1940—1943 годах Тихонравов возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) новый опытный истребитель-перехватчик «302» с комбинированной силовой установкой (ЖРД и воздушно-реактивный двигатель).
В 1944 году был создан специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности, который вёл все научно-исследовательские и конструкторские работы по созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин, воздушных реактивных двигателей, реактивных жидкостных двигателей, реактивных самолётов и специальной аппаратуры для реактивной техники. Тихонравов был назначен на должность начальника лаборатории НИИ-1.
В 1945 году после подробного ознакомления с немецкой трофейной техникой, в частности, с ракетой «Фау-2», конструктор начал работать над проектом ВР-190 по созданию пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого с помощью одноступенчатой ракеты на высоту 200 километров. Для этого он собрал группу высококвалифицированных специалистов. Параллельно продолжал проектирование составных ракет пакетной схемы, разрабатывая способы расчета траекторий их полетов.
В 1946 году работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук. Туда же был вместе со своей группой переведён и Тихонравов, получивший должность заместителя начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей.
Первоначально он непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 году проект был передан в другое подразделение НИИ-4, куда была переведена и часть группы. Тихонравов постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с П. И. Ивановым. Проект ВР-190 в итоге так и не был осуществлён.
В апреле 1947 года Тихонравов был избран членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению реактивного вооружения и оставался им до апреля 1953 года, когда ААН была упразднена в качестве самостоятельной научной организации.
Хорошо знавший труды Константина Циолковского, Тихонравов предложил вести в отделе Иванова исследования многоступенчатых ракет. В отделе стали разрабатывать способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, оптимальные конструктивно-баллистические параметры ракет.
В феврале 1950 года отдел П. И. Иванова был упразднен, а Тихонравов был переведён на должность научного консультанта института.
Но уже в 1953 году руководство СССР и Вооружённых сил было вынуждено обратить серьёзное внимание на разработку реактивного вооружения ввиду его ускоренного развития в США. Тихонравов был назначен временно исполняющим обязанности академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук.
Уже в 1954 году Тихонравов с сотрудниками предложили первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства - от запуска первого спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну
В декабре 1955 года Тихонравов был уволен из Вооружённых сил в запас в звании инженер-полковника. После этого по приглашению Сергея Королева перешел на работу в руководимое им Опытно-конструкторское бюро № 1, где стал начальником отдела проектирования искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
4 октября 1957 года состоялся успешный запуск «Спутника-1» — этот день принято считать началом космической эры человечества. За эту работу конструктор был удостоен Ленинской премии.
Тихонравов принимал деятельное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, за что 17 июня 1961 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В дальнейшем отдел под руководством Тихонравова занимался, в частности, разработкой тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
Михаил Тихонравов умер в Москве в 1974 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
По проекту Михаила Тихонравова под руководством Сергея Королёва в 1933 году была создана первая отечественная (на гибридном топливе) ракета «09».
Тихонравов первым высказал предположения о возможности создания многоступенчатых баллистических ракет (как их тогда называли, «пакетная ракетная схема»).
Также Тихонравов предложил первую в СССР комплексную программу освоения космического пространства. Первым этапом программы был запуск простейших искусственных спутников Земли и отработка ракеты-носителя. Далее следовал запуск пилотируемого корабля-спутника, создание станций-лабораторий больших размеров и, наконец, достижение Луны, включая облет и посадку на ее поверхность.
В 1957 году после запуска первого искусственного спутника Земли, а затем успешного полета спутника с живым существом на борту Тихонравов стал лауреатом Ленинской премии.
О чем надо знать
Идея Тихонравова о возможности создания многоступенчатых ракет сначала не нашла поддержки в научном сообществе. Они не только не встретили понимания, но и были объявлены «фантастическими идеями».
В начале лета 1948 года он выступил на заседании учёного совета НИИ-4 в присутствии специалистов и учёных из других учреждений с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы».
К этому времени в ОКБ-1 Королёва на основе немецкой Фау-2 была создана ракета Р-1 с дальностью полёта около 300 км, разработана ракета Р-2 с дальностью порядка 600 км, прорабатывалась ракета на дальность примерно 1000 км (так называемая «тысячная ракета»). Практическую возможность достижения ещё больших дальностей в то время почти никто в кругах военных специалистов не признавал. Поэтому сообщение Тихонравова о том, что «составной пакет» из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полёта, и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли, вызвало бурю недоверчивых и язвительных откликов и выступлений.
Очень немногие поняли принципиальную ценность полученных Тихонравовым результатов и высказались в поддержку его идей. Среди поддержавших конструктора были Королёв и президент ААН А. А. Благонравов.
Доклад Тихонравова был повторён 14 июля 1948 года на годичном заседании Академии артиллерийских наук, однако и его участники отнеслись к докладу, в основном, скептически. Было множество критических и даже оскорбительных выступлений в адрес Михаила Тихонравова. Голосов же в поддержку его принципиальных идей было очень немного.
В итоге Тихонравов был снят с должности заместителя начальника НИИ-4, и понижен в должности до научного консультанта по жидкостным реактивным снарядам.
Королёв, узнав об этом, выдал НИИ-4 в 1953 году официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет и по вопросу создания искусственного спутника Земли.
Только после этого Тихонравову разрешили продолжить работу в этом направлении. Оказалось, что в годы вынужденного отстранения от активной исследовательской деятельности он продолжал «подпольно» работать над своими идеями. Тихонравов предоставил свои разработки, которые и легли в основу дальнейших перспективных планов института.
Прямая речь
Конструктор Владимир Бугров о вкладе Михаила Тихонравова в развитие космонавтики (RG.ru ,2010.07.28) : «Сегодняшняя космонавтика целиком и полностью "живет" разработками, проектные основы которых были заложены в отделе Михаила Клавдиевича».
Он же о работе с Тихонравовым : «Михаил Клавдиевич был очень деликатный человек. Мы много общались по марсианскому проекту. Я тогда занимался схемой экспедиции, компоновкой комплекса и корабля, весовыми расчетами и т.д. Так вот это были не доклады начальству, а рассуждения на тему. Тихонравов сначала внимательно просматривал материал, а потом начинал прохаживаться вокруг большого круглого стола. Задавал вопросы. Но, скорее всего, себе. И отвечал на них сам.
При этом Михаил Клавдиевич так строил обсуждение, что возникало ощущение: это ты нашел решение, а он его поддержал».
7 фактов о Михаиле Тихонравове.
- Тихонравов стал первым комсомольцем в Переславле-Залесском. Он организовал и руководил комсомольской ячейкой при бывшей женской гимназии.
- В конце 20-х годов Тихонравов недолгое время работал под началом известного авиаконструктора Н. Н. Поликарпова, принимал участие в создании самолетов У-1, У-2, И-3, И-6, Р-5. По-2.
- В конце 1930-х годов, когда работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты, Тихонравов разрабатывал реактивные неуправляемые снаряды для «Катюш».
- Во времена Тихонравова компьютеров не существовало, так что расчёты траекторий полёта ракет приходилось вести на ручных механических машинках - арифмометрах.
- В 1947—1952 годах Тихонравов преподавал в МВТУ им. Н. Э. Баумана и на высших инженерных курсах, в 1944-1947 годах заведовал кафедрой в Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского, а в 1950-1953 годах - в Академии оборонной промышленности (в связи с уменьшением загруженностью работой в НИИ-4). С 1960 года преподавал в Московском авиационном институте.
- Много лет тесно сотрудничал с журналом «Космические исследования», занимая пост заместителя главного редактора..
- Именем Тихонравова названы улицы во Владимире и Королёве и кратер на Марсе.
Материалы о Михаиле Тихонравове:
Михаил Клавдиевич Тихонравов (16 (29) июля 1900 - 4 марта 1974) - советский инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Биография
В 1919 году он добровольно вступил в РККА. В этом же году работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
В 1920 году он поступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Окончив учёбу в 1925 году, Михаил Тихонравов работал на нескольких авиационных предприятиях. Конструктор ряда планеров: АВФ-1 "Арап" (1923 г.), АВФ-22 "Змей Горыныч" (1925 г., совместно с В. С. Вахмистровым), "Жар-Птица" (1927 г., совместно с А. А. Дубровиным), "Гамаюн", "Скиф" (оба 1928 г.), "Комсомольская Правда" ("Жар-Птица-2", 1929 г.), "Скиф-2" (1931 г.; все - совместно с В. С. Вахмистровым и А. А. Дубровиным).
Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с Сергеем Павловичем Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.
В 1932 году работал начальником бригады в Группе изучения реактивного движения, в ходе которой разрабатывал первый советский двухступенчатый ракетный двигатель. В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты с двигателем на гибридном топливе. С 1934 года работал Начальником отдела Реактивного института.
С 1938 года Михаил Тихонравов занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш». В 1940-1943 гг. возглавлял конструкторскую группу, разрабатывавшую (под общим руководством А. Г. Костикова) экспериментальный истребитель-перехватчик «302» с силовой установкой, состоящей из ЖРД и двух ПВРД.
Создание и деятельность Группы Тихонравова
В середине 1940-х годов (1945-1946 гг.) М. К. Тихонравов создал в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ, позже НИИ-1) группу сотрудников для разработки проекта пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).
Дальнейшие достижения М. К. Тихонравова в научной и инженерной областях сложно отделить от деятельности руководимой им группы, состав которой время от времени менялся, но продолжал оставаться единым взаимодополняющим друг друга сообществом высококлассных специалистов.
В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (ААН), в последующем НИИ-4 Минобороны СССР. Соответственно туда же был переведён и М. К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4 по одной из ракетных специальностей, вместе с группой сотрудников.
В её состав на то время входили Н. Г. Чернышов, П. И. Иванов, В. Н. Галковский, Г. М. Москаленко и др..
В 1947 г. в НИИ-4 пришёл молодой талантливый военный геодезист И. М. Яцунский, который также был включён в группу и быстро стал первым помощником Михаила Клавдиевича.
Первоначально М. К. Тихонравов непосредственно руководил работами по проекту ВР-190, однако в 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошёл от них и создал новый отдел во главе с Ивановым. Проект ВР-190, как известно, осуществлён не был.
В отделе П. И. Иванова Михаил Клавдиевич, хорошо зная труды К. Э. Циолковского, помимо других работ, предложил исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые способы расчёта траекторий полёта составных ракет пакетной схемы, отыскания оптимальных конструктивно-баллистических параметров ракет, и проводиться исследовательские расчёты..
Родился
16
(29
)
июля 1900 года
в
городе Владимире
,
в
семье служащего
.
С 1902 года семья
Тихонравовых
жила
в Санкт-Петербурге
.
После окончания
в Петрограде
Городской классической гимназии № 3
с сентября 1918 года
Михаил Тихонравов
работал курьером
.
В 1918 году, спасаясь
от голода
, семья
Тихонравовых
переехала
в город
Переславль-Залесский
, Московской
губернии
.
Здесь он работал секретарем народного суда
.
В Рабоче-крестьянской Красной армии
с июня 1919 года.
Тогда же
М.К. Тихонравов
стал комсомольским
активистом
, одним
из организатором
и товарищем
(заместителем
)
Председателя первой
в городе комсомольской ячейки
,
заведующим агитационно-просветительным отделом Переславль-Залесского
уездного военного комиссариата
.
С мая 1920 года работал инструктором культурно-просветительного отдела
Владимирского губернского военкомата.
В сентябре 1920 года
стал слушателем
инженерного факультета Военно-воздушной инженерной академии имени
профессора Н.Е. Жуковского
, которую окончил
в 1925 году по
специальности
"инженер-механик"
.
С апреля 1925 года он стажировался
в должности старшего механика
неотдельного отряда 1-й легкой
бомбардировочной эскадрильи имени
В.И. Ленина
в городе Липецке
.
В 1925 году М.К. Тихонравов создал планер "АВФ-22" , который заслужил лестные отзывы на Ронских международных соревнованиях в Германии .
С апреля 1926 года находился
в
резерве Рабоче-крестьянской Красной армии:
являлся Начальником секции моторных установок авиационного завода № 25
.
В июне 1930 года
стал руководителем моторной группы конструкторского бюро Московского
авиационного завода № 39 имени
В.Р. Менжинского
(Конструкторское бюро
Николая Николаевича Поликарпова
)
.
Затем работал
в Конструкторском бюро
под руководством
Дмитрия Павловича Григоровича
.
Параллельно
с работой
над
новыми моделями самолётов
Тихонравов
в эти годы работал
и над созданием спортивных
планеров собственной конструкции
, разработав около десяти моделей
.
Часть
из его планеров участвовала
в спортивных
соревнованиях
и во Всесоюзных слётах планеристов
в Коктебеле
(Крым
)
,
они получали призовые места
и на них даже
были установлены рекорды высоты
и дальности
.
В эти годы
М.К. Тихонравов
будучи
членом секции
планеризма
при ОСОАВИАХИМе
СССР
встретился
с
,
который увлёк его идеями реактивных двигателей
и ракет
.
Огромное влияние
на
Тихонравова
оказали работы Выдающегося теоретика
ракетной
техники
Константина Эдуардовича Циолковского
с
которым
в 1934 году
Михаилу Клавдиевичу
посчастливилось встретиться
и
пообщаться
.
В 1932 году совместно
с
Сергеем Павловичем Королёвым
,
Фридрихом Артуровичем Цандером
,
Юрием Александровичем Победоносцевым
участвовал
в создании Московской группы изучения реактивного
движения
(ГИРД
)
.
стал
Н
ачальником
бригады
№ 2
вГИРДе
.
Бригада занималась проектированием изделий
на
основе двигателей
.
Приказом
по Реввоенсовету
№ 0113
от 21 сентября 1933 года
,
а также согласно
П
остановлени
ю
№ 104 Совета Труда и Обороны
от 31 октября 1933
года
на основе ГИРДа
и
Газодинамической лаборатории
был организован Реактивный
Научно-исследовательский
институт
(
РНИИ
)
.
Колоссальную поддержку
в становлении ГИРДа
, а
затем и РНИИ
оказали
Маршал
Советского Союза
,
Первый Заместитель Народного
комиссара обороны СССР
Михаил Николаевич Тухачевский
и Народный комиссар тяжёлой
промышленности СССР
Серго Орджоникидзе
.
В
октябре
1933
года
М.К. Тихонравов
становится
С
таршим
инженером
отдела Реактивного научно-исследовательского института
Наркомата тяжелой промышленности СССР.
В
1934 году он стал
Н
ачальником
отдела РНИИ.
С июня 1936 года
-
С
тарший научный сотрудник
, с декабря 1936
года
-
вновь
Н
ачальник отдела
, с декабря 1937
года
- Н
ачальник группы РНИИ
.
Занимался исследованием ЖРД
- жидкостных
реактивных двигателей
,
разработкой ракет
для изучения верхних слоев
атмосферы
, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами
.
В 1938 году
Реактивный
Научно-исследовательский институт был преобразован
в НИИ-3 - Государственный институт реактивной техники
при
Совете Народных комиссаров СССР
.
Одновременно
Михаил Клавдиевич
по совместительству вёл преподавательскую работу
.
С 1931 года читал
в Московском
авиационном институте курс "Моторные установки".
Затем
с
перерывами преподавал
в МАИ
(
в
1930-1931 годах и в 1960-1974 годах
)
,
на Высших инженерных курсах
в
Московском Высшем техническом училище
имени Н.Э. Баумана
(
в 1948-1950
годах
),
заведовал кафедрой
в
Академии оборонной
промышленности
(
в 1950-1953 годах
,
в связи с уменьшением загруженностью работой
в НИИ-4
),
Артиллерийской Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(
в 1944-1947 годах
)
.
М.К. Тихонравов
принимал участие
в
создании самолетов У-1
, У-2
, И-3
, И-6
, Р-5
.
В 1933 году руководил созданием первой советской ракеты
с двигателем
на
гибридном топливе
.
Под
руководством
С.П. Королёва
и
по проекту
М.К.Тихонравова
создана первая отечественная
(на гибридном топливе
)
ракета "09"
, запущенная
17 августа 1933 года с полигона
в Нахабино
, Московской области
.
15
августа 1937 года созданная им ракета "Авиавнито" поднялась
на высоту
3000 метров
.
25 ноября 1933 года
с Нахабинского полигона стартовала первая
жидкостная ракета "ГИРД-Х"
, созданная также
под руководством
С.П. Королёва
и
М.К.Тихонравова
.
При пуске ракета взлетела вертикально на
высоту 75-80 метров
,
затем
, вследствие разрушения крепления двигателя
и трубки
горючего
, круто отклонилась
от вертикали
и упала
на
расстоянии около 150 метров
от места старта
.
Конструкция ракеты "ГИРД-Х" получила развитие
в более совершенных советских ракетах
,
созданных
в 1935-1937 годы.
С 1938 года занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей
,
разработкой метода повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными
снарядами
.
Результаты исследований
по наземным
установкам PC были
впоследствии использованы
при
проектировании новых реактивных снарядов
(М-8
,
М-13
,
М-20
и др.
)
и
пусковых установок БМ-13
(легендарная "Катюша"
)
, БМ-8
и других
изделий
для Г
вардейских минометных
частей.
С
1940 года и во время Великой Отечественной войны
возглавлял группу
по
разработке конструктивных схем нового ракетного самолета
с комбинированной
силовой установкой
(ЖРД
и воздушно-реактивный двигатель
)
.
В середине 1940-х
годов он продолжил работу
над проблемами проектирования высотных
геофизических ракет для изучения верхних слоёв атмосферы Земли
,
начатую ещё
в 1930-е годы.
В
октябре
1942
года
стал Н
ачальником
лаборатории НИИ-3
.
В 1944 году был создан Специальный Научно-исследовательский институт - НИИ-1
,
который вёл
все научно-исследовательские
и конструкторские работы
по
созданию основной реактивной авиационной техники - газовых турбин
,
воздушных реактивных двигателей
, реактивных жидкостных двигателей
,
реактивных самолё
тов
и специальной аппаратуры
для
реактивной техники
.
М.К. Тихонравов
был назначен на должность Н
ачальника
лаборатории
НИИ-1 Народного комиссариата авиационной промышленности
СССР
.
В августе-сентябре 1944
года
выполнял особое задание правительства
в 60-й армии
1-го Украинского фронта
в комиссии, возглавляемой
Начальником НИИ-1
генерал-майором
Петром Ивановичем Фёдоровым
.
С сентября 1944 года М.К. Тихонравов - Начальник научно-исследовательского сектора филиала № 2 НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности СССР .
В 1944-1946 годах - Начальник лаборатории в НИИ-1 Наркомата авиационной промышленности .
В 1945 году М.К. Тихонравову было присвоено воинское звание "инженер-полковник".
Постановлением Совета Министров СССР № 1017-419сс
от 13 мая 1946
года
"Вопросы реактивного вооружения" был образован Научно-исследовательский
институт № 4
(НИИ-4
)
- Институт реактивного вооружения
.
В декабре 1946 года стал заместителем Начальника НИИ-4 Академии артиллерийских наук по .
14 апреля 1947 года он был избран
Членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук по отделению № 4
(отделение реактивного вооружения
)
,
и
оставался им
до23 апреля 1953 года - д
ня выхода Приказа
Министра Обороны
СССР № 0064 "Об организационной структуре и штатной численности Управления
Командующего артиллерией"
,
поставившего
"точку"
в деятельности
Академии
,
как самостоятельной научной организации
.
Наряду
с основной деятельностью
в институте
в первые
послевоенные годы
, глубоко анализируя развитие советской
и
германской ракетной техники
,
М.К.
Тихонравов
пришёл
к выводу
о
возможности создания многоступенчатых баллистических ракет
(
как их тогда
называли
, "пакетная ракетная схема"
)
и глубоко разрабатывал её
. Однако его выступления
по этому
вопросу
на научных конференциях
в институте
и в Академии имени Ф.Э. Дзержинского
(
в 1948-м и в 1950 годах, соответственно
)
не только
не встретили понимания
, но и были объявлены
"фантастическими идеями"
. Поддержали
Тихонравова
тогда только
Президент Академии артиллерийских наук
Анатолий Аркадьевич Благонравов
и член-корреспондент
Академии артиллерийских наук и Главный конструктор
ОКБ-1
Сергей Павлович Королёв
.
В итоге,
в феврале 1950 года
М.К. Тихонравов
был снят
с должности заместителя
начальника НИИ-4
, и пони
жен
в должности
до научного
консультанта института
по жидкостным реактивным снарядам
.
Но уже в 1953 году руководство государства
и
Вооружённых сил
было вынуждено
обратить самое серьёзное внимани
е на
развитие
реактивного вооружения ввиду
его ускоренного развития
в США
.
Оказалось
, что
Михаил Клавдиевич
продолжал "подпольно" работать
над своими идеями
в годы
вынужденного отстранения
от активной исследовательской работы
.
Он
предоставил свои разработки
, которые легли
в основу дальнейших перспективных
планов института
.
Тогда же сам
Тихонравов
был назначен временно исполняющим обязанности Академика-секретаря 4-го отделения Академии артиллерийских наук
и предложил первую
в СССР комплексную программу освоения
космического пространства
, утверждённую после ряда доработок
в
1954 году.
В декабре 1955 года инженер-полковник
М.К. Тихонравов
был
уволен
из Вооружённых
сил
в запас
.
С февраля
1955 года по декабрь 1973 года
Михаил
Клавдиевич
последовательно
являлся Начальником отдела
, заместителем
Главного
конструктора
(
с
1961 года
)
, Научным руководителем
(
с 1970 года
)
Центрального конструкторского бюро
экспериментального машиностроения
в городе Калининграде
(ныне - город Королёв
)
Московской области
.
Доктор технических наук
(
с
1958 года
)
с 1959 года непрерывно работал
(по совместительству
)
в МАИ
в
должности
Преподавателя
Кафедры проектирования
и конструкций летательных аппаратов
,
читал лекции
по космонавтике
, а в 1962 году он был утверждён
в
звании Профессора
.
С февраля 1955 года по предложению
Сергея Павловича Королёва
М.К. Тихонравов
направлен
в руководимое
им Опытно-конструкторскою бюро № 1
, где
он
стал Начальником отдела
проектирования искусственных спутников Земли
,
пилотируемых космических
кораблей
и автоматических межпланетных аппаратов
.
В составе теперь уже легендарного отдела
(известного как
группа Тихонравова
,
существовавшая
с 1949 года
)
работали талантливые
и опытнейшие
инженеры-конструкторы
:
Игорь Марианович Яцунский
,
Глеб Юрьевич Максимов
,
Анатолий Викторович Брыков
,
Игорь Константинович Бажинов
,
Ян Иванович Колтунов
,Борис Сергеевич Разумихин
,
Владимир Николаевич Галковский
,
Лидия Николаевна Солдатова
,
Григорий Макарович Москаленко
и
Олег Викторович Гурко
.
Этой
группе выпала
честь
создания первого искусственного спутника Земли
,
успешно запущенного
в
космос
4 октября 1957 года
и открывшего космическую
эру
в развитии человечества
.
При
непосредственном
руководстве
М.К. Тихонравова
был спроектирован
космический
корабль
"Восток-1"
, выведенный на космическую орбиту
12 апреля 1961 года с первым в
мире лётчиком-
космонавтом
Юрием Алексеевичем Гагариным
.
Коллектив под
руководством
М.К. Тихонравова
создавал советские пилотируемые корабли
,
пилотируемые долговременные
и автоматические межпланетные станции
,
принимал активнейшее создание
в разработке искусственных спутников
Земли различного назначения
.
В 1968 году
он был избран Членом-корреспондентом Международной
Академии астронавтики
.
- автор первого
доклада
в Академии наук СССР
о результатах проведённых исследований
по обоснованию
возможности запуска искусственных спутников Земли
.
Он стал основателем
научной школы
в Министерстве обороны
по космическому вооружению
.
М.К. Тихонравов
был также научным
руководителем студенческого Конструкторского бюро "Искра"
в
Московском авиационном институте имени
Серго Орджоникидзе
и работ по созданию малых
негерметичных искусственных спутников Земли типа "Радио"
и "Искра"
.
Крупный специалист
в области ракетной техники
и
один
из пионеров практической космонавтики
являлся
автором двух секретных изобретений,
а также
- следующих печатных работ
в области создания
и применения ракетной техники
и
летательных аппаратов
для
исследований стратосферы
, по теории космических полетов
, истории
ракетостроения
в России
, самолетостроению
и авиации
:
"Авиационные баки"
(
Москва - Ленинград: Госмашметиздат,
1934 год, 64 страницы
)
;
"Ракетная
техника"
(
Москва, 1935 год,
78 страниц
)
;
"Система питания и смазки авиамотора на самолете"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1936 год, 82
страницы
)
;
"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Москва - Ленинград: ОНТИ, 1937 год, 126 страниц
)
;
"О кучности боя ракетных снарядов"
(
Москва, 1946 год,
30 страниц
)
;
"Ракетная терминология"
(
НИИ-4, 1947 год
)
;
"Полёт птиц и машины с машущими крыльями"
(
Издание 2-е, Москва: Оборонгиз, 1949
год, 208 страниц
)
;
"Введение в ракетную технику"
(
Москва, 1952
год,
81 страница
)
;
"Основы теории полёта и элементы проектирования искусственных спутников
Земли"
. (
Издание
1-е, Москва: издательство "Машиностроение", 1967 год,
295 страниц. Соавторы -
И.М. Яцунский
,
Г.Ю. Максимов
и др.
)
;
"Основы теории полёта космических аппаратов"
(
Москва: издательство "Машиностроение",
1972 год. 607 страниц.
Соавторы -
Г.С. Нариманов
,
В.С. Авдуевский
,
Б.М. Антонов
,
Н.А. Анфимов
и др.
)
;
"Основы теории полёта и
элементы проектирования искусственных спутников Земли"
.
(
Издание 2-е, Москва:
издательство "Машиностроение", 1974 год. 331 страниц.
Соавторы
И.К. Бажинов
,
О.В. Гурко
и др.
)
;
"Избранные труды
" (1934-1938 гг.
)
(
в сборнике "Пионеры ракетной техники. Ветчинкин,
Глушко, Королев, Тихонравов"
.
Москва, 1972 год. страницы 567-706
)
;
"Пути осуществления
больших дальностей стрельбы ракетами"
(Сборник докладов Академии Артиллерийских
наук
, 1949 год.
Выпуск VI, страницы 87-104
)
;
"Пути осуществления большой дальности стрельбы"
(
сборник "Из истории
авиации и космонавтики"
.
Выпуск 67, Москва: Институт истории естествознания и
техники РАН,
1995 год, страницы 3-26
)
.
Н
аграды:
За большие успехи, достигнутые
в развитии ракетной промышленности, науки
и техники, успешное осуществление первого в мире полета Советского человека
в космическое пространство на корабле-спутнике "Восток"
,
Указом Президиума
Верховного Совета СССР
от
17 июня 1961 года
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
присвоено
звание
Героя Социалистического
Труда
с вручением ордена
Ленина
и Золотой медали
"Серп и Молот
"
.
Постановлением ЦК КПСС и
Совета Министров СССР
"За успешное осуществление
запуска Первого в Мире искусственного спутника Земли и искусственного
спутника с живым существом
(собакой
-
прим. Е.Р.
)
на борту"
в 1957 году
Михаилу Клавдиевичу Тихонравову
была присуждена Ленинская премия
(в
составе коллектива создателей спутников
)
.
За
успешные
запуски
первых
советских
ракет "
09"
и "ГИРД-Х"
в 1933 году
Центральный совет Осоавиахима наградил
С.П. Королёва
и
М.К. Тихонравов
а
Почётными знаками "
За активную
оборонную работу
"
.
В
1970 году ему было присвоено Почётное звание "Заслуженный деятель
науки и техники РСФСР"
.
Он был награждён ещё одним орденом Ленина
(в 1945 году
),
двумя орденами Красного Знамени
(1944
,
1949
),
орденом Отечественной войны I
степени
(1944
),
медалью "За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945
годов"
(1946
),
другими медалями
.
В 2011 году
Михаилу
Клавдиевичу Тихонравову
(посмертно
)
присвоено звание
"Почётный гражданин города
Переславль-Залесский"
.
Михаил Клавдиевич Тихонравов, инженер, конструктор космической и ракетной техники. Доктор технических наук, профессор. Лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Биография
29.06.1900. М. К. Тихонравов родился в семье учителя во Владимире, был организатором первых комсомольских ячеек в Переславле-Залесском.
1919. Добровольцем вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). Работал товарищем председателя Переславского комитета РКСМ.
1920. Вступил в Институт инженеров Красного Воздушного Флота (ныне Военно-воздушная инженерная академия имени Н. Е. Жуковского). Стал автором серии рекордных планёров.
1925. Окончил учёбу. Работал на нескольких авиационных предприятиях.
Тихонравов познакомился в секции планеризма при ОСОАВИАХИМе СССР с С. П. Королёвым, их знакомство перешло в тесное сотрудничество. По предложению Королёва он возглавил работы по созданию баллистических ракет на жидком топливе, закончившиеся первыми успешными запусками.
1932. Начальник бригады в Группе изучения реактивного движения (ГИРД), в ходе которой разрабатывал 1-й советский двухступенчатый ракетный двигатель.
1933. Руководил созданием 1-й советской ракеты с двигателем на гибридном топливе.
1934. Начальник отдела Реактивного института (РНИИ).
С 1938. Занимался исследованием жидкостных ракетных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, повышения кучности стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами, однако в конце 30-х работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свёрнуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».
С середины 1940-х. Работал над проблемами проектирования высотных ракет, также участвовал в создании первых искусственных спутников Земли, пилотируемых космический кораблей и автоматических межпланетных аппаратов. Одновременно с этим преподавал в МАИ им. С. Орджоникидзе.
1945-1946. Организовал в Реактивном научно-исследовательском институте (позже НИИ-1) группу сотрудников, которая стала разрабатывать проект пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190).
1946. Работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (в последующем НИИ-4 Минобороны СССР). Соответственно туда же был переведен и М.К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4, вместе с группой сотрудников.
Начало 1950. Отстранен от должности.
1951. Выступил на научной конференции с теоретическим обоснованием возможности запуска ИСЗ с помощью нескольких ракет, объединенных в «пакет».
1953. Смог продолжить работы по исследованию многоступенчатых ракет и искусственых спутников Земли, после заказа С.П. Королёвым в НИИ-4 исследований по вопросам создания ИСЗ.
1954. Предложил свою программу освоение космического пространства, от запуска 1-го спутника, через создание пилотируемых кораблей и станций, к высадке на Луну.
1955. Главный конструктор отправил руководству письмо, в котором говорилось «Товарищ Тихонравов является одним из старейших ракетчиков Советского Союза, продолжающих разработку идей К.Э. Циолковского, и его участие в работах нашего ОКБ по созданию спутников решающим образом поможет этому делу»
1956. Перешёл на работу в ОКБ-1, на должность начальника отдела проектирования различных искусственных спутников Земли, пилотируемых кораблей, космических аппаратов для исследования Луны и некоторых планет Солнечной системы.
1957. За успешные запуски «Спутника-1» и спутника с живым существом на борту стал лауретом Ленинской премии.
1961. За активное участие в работах по запуску первого пилотируемого космического корабля, указом Президиума Верховного Совета СССР Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот». В дальнейшем отдел, под руководством Михаила Клавдиевича, участвовал, в частности, в разработке тяжёлого межпланетного корабля, создаваемого для пилотируемого полёта на Марс.
1962. Профессор.
1968. Член-корреспондент Международной академии астронавтики
1970. Заслуженный деятель науки и техники РСФСР
04.03.1974. Умер в Москве в 73 года
В г. Юбилейном в честь М. КА.Тихонравова названа одна из , и на ней установлена Тихонравову.
50-й ЦНИИ военно-космических сил г. Юбилейный носил имя М.К. Тихонравова.
Награды
- Медаль «Серп и Молот».
- Два Ордена Ленина.
- Два ордена Красного Знамени.
- Орден Отечественной войны 2-й степени.
- Медали.
- Ленинская премия.
- Член-корреспондент Международной академии астронавтики
По материалам ru.wikipedia.org