Корабль кореец. Канонерская лодка «Кореец


В начале 1904 года обстановка на Желтом море с каждым днем становилась все тревожнее. Ощущение приближавшейся войны уже овладело многими русскими моряками, несшими свою службу в дальневосточных водах. И лишь в далеком Петербурге под шпилем адмиралтейства продолжала витать уверенность, будто Япония не осмелится напасть на великую империю... 5 января 1904 года (по старому стилю) канонерская лодка “Кореец” прибыла в качестве стационара (то есть для постоянного нахождения) в порт Чемульпо, сменив канонерку “Гиляк” ушедшую в Порт-Артур с депешами русского посланника в Сеуле Павлова. На рейде пришедший корабль встретил крейсер “Варяг”, будущий “товарищ по оружию” старой канонерки. “Кореец” к тому времени уже считался ветераном Сибирской флотилии. Вскоре после вступления в строй в 1888 году он отправился на Дальний Восток и с тех пор не покидал тихоокеанские воды.


Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка
“Кореец”-II (класс "Гиляк")

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец”

Канонерская лодка “Кореец” в военном конфликте с Китаем.

В 1900 году канонерка участвовала в военном конфликте с Китаем и отличилась при бомбардировке фортов крепости Таку на реке Байхэ.

15 мая 1900 года командующий войсками Квантунской области адмирал Алексеев получил от русского посланника в Китае тревожную телеграмму. Опасаясь возможного нападения на посольство восставших китайцев - «боксеров», дипломат просил срочно прислать в Пекин 100 моряков. На следующий же день броненосец «Сисой Великий», крейсер «Дмитрий Донской», канонерские лодки «Гремящий» и "Кореец" и минные крейсера "Всадник" и «Гайдамак» вышли из Порт-Артура к устью реки Байхэ - ведущей к столице «Небесной империи». 18 мая рота моряков и взвод казаков при одном орудии высадились с кораблей и погрузились с подоспевшими к устью Байхэ французским и итальянским десантами на баржу, которая должна была доставить их в город Тяньцзин, расположенный на полпути к Пекину. Но когда баржа в сопровождении «Корейца» двинулась вверх по реке, с фортов Дагу, запирающих вход в Байхэ, загремели выстрелы, И хотя караван благополучно достиг пункта назначения, откуда десанты поездом отправились в Пекин, стало ясно: китайские правительственные войска готовы присоединиться к «боксерам» в их борьбе против иностранной интервенции.

Это побудило командующего войсками Квантунской области выслать в столицу двухтысячный отряд полковника Анисимова, но восставшие блокировали его в Тяньцзине. Необходимо было поддержать осажденные отряды с кораблей, находившихся на рейде Дагу... Не оставалось сомнений: сообщение кораблей с Тяньцзином будет прервано, если не принять срочных мер к захвату фортов - четырех мощных укреплений, тянувшихся вдоль морского берега по обоим берегам Байхэ на протяжении трёх километров. 240 тяжелых орудий могли вести оттуда круговой обстрел и были способны поражать цели как в устье, так и на самой реке. Но главной защитой бастионов от врага было мелководье, которое не давало грозным броненосцам подходить к берегу ближе, чем на 20 км...

В 5 часов вечера на борту русской канонерской лодки «Бобр» собрался военный совет командиров, чьи корабли могли подойти достаточно близко к фортам, чтобы вступить в самоубийственное единоборство с их артиллерией. Таких в международной эскадре оказалось всего девять, то были миноносцы и канонерские лодки. Так перед неброненосными канонерскими лодками была поставлена роковая для них задача - дуэль с береговыми укреплениями. Ночь была темная. Черная длинная линия фортов, грозная и безмолвная, едва была заметна при тусклом сиянии луны, прятавшейся за облаками. На всех судах разведены пары, и орудия заряжены... На новом форту сверкнул огонь. Грянул выстрел, и граната, жужжа, пронеслась над «Гиляком». Форты засветились. Снаряды за снарядами проносились над лодками. На наших судах пробили боевую тревогу. Сперва «Бобр» подал сигнал, затем «Гиляк», «Кореец» и «Олджерин» стали отвечать своим огнем...

По всем правилам ведения войны небронированные канонерки, стоявшие в виду фортов, должны были быть уничтожены огнем тяжелых орудий. Но получилось иначе. Наведенные на цель днем во время прилива китайские орудия все время давали перелеты, так как артиллеристы не учитывали начавшегося в полночь отлива. И, тем не менее бой оказался тяжелым.

Около 3 часов ночи китайская граната угодила в носовой погреб «Гиляка», вызвав взрыв 136 снарядов для 75-мм орудий. Взрыв сорвал и вспучил палубу над погребом и вызвал жесточайший пожар, который, правда, удалось ликвидировать через 15 мин. Всего в «Гиляка» попало 3 снаряда, было убито 8 и ранено 48 человек. Примерно в то же время взорвался снаряд и на «Корейце», в кают-компании над бомбовым погребом начался пожар. В то время как экипаж лодки боролся с огнем, новый снаряд пронизал борт, разрушил все офицерские каюты и водонепроницаемую переборку в машинное отделение. Когда лейтенант Бураков бросился по трапу вниз, чтобы ликвидировать возникшей пожар, разрыв новой гранаты сразил его и троих матросов. Как будто в ответ на это пироксилиновый снаряд, выпущенный из правого 203-мм орудия «Корейца», подорвал пороховой погреб на одном из фортов. Всего 6 снарядов попало в «Корейца», 9 моряков погибли, 20 были ранены. К 6.30 утра все было кончено. Все четыре форта были в руках союзников.

Канонерская лодка “Кореец” в Русско-Японской войне.

Слава крейсера “Варяг” сказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.

В этот день командир “Варяга” капитан 1 ранга В.Ф. Руднев, встревоженный внезапным прекращением телеграфной связи с Порт-Артуром, решил использовать “Корейца” для отправки срочных депеш наместнику. Канонерка снялась с якоря в 15.45, но, не прейдя и двух миль, была встречена в фарватере японскими кораблями. Они шли в двух колоннах: справа - четыре крейсера, слева - четыре миноносца. Вдали за островом Иодольми маячило еще несколько силуэтов кораблей. Предупредив “Варяга” флажным сигналом, “Кореец” вошел в узкий коридор между колоннами японских кораблей. Внезапно один из крейсеров преградил путь русской канонерке, а эсминцы стали попарно заходить с обоих бортов. Командир "Корейца" капитан ІІ ранга Г. П. Беляев повернул назад, к Чемульпо, и тогда японцы предприняли торпедную атаку...

Попадания первой торпеды канонерке удалось избежать, благодаря начатому повороту, вторая тоже прошла мимо, третья, которая неотвратимо приближалась, к правому борту, неожиданно затонула в нескольких метрах от лодки, четвертую атаку Беляев сорвал, устремившись на таран: уклоняясь от него, японский миноносец не сумел выпустить торпеды. В ходе этих атак “Кореец” сделал два выстрела из 37-мм орудий - им суждено было стать первыми выстрелами начавшейся русско-японской войны...

На следующий день на “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции - трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой.

К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром - 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра. Поэтому в присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Командующий японской эскадрой Уриу поджидал русские корабли в 10 милях от Чемульпо, видимо, не сомневаясь в сдаче противника, попавшего в совершенно безвыходное положение. Но “Варяг” не ответил на сигнал японцев с предложением сдаться, поднятый на крейсере “Нанива”. На стеньгах и гафелях русских кораблей затрепетали боевые андреевские флаги. В 11.45 с дистанции 40 - 45 кабельтовых прогремели первые залпы с “Асамы”...

Тихоходному и вооруженному устаревшими орудиями ветерану Сибирской флотилии “Корейцу”, вести сражение было еще труднее, чем слабо защищенному, но современному “Варягу”. Тем большее уважение вызывает героизм экипажа канонерки, в течение часа непрерывно стрелявшего по противнику и в критический момент боя вызывавшего огонь на себя, прикрывая отход израненного крейсера...

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По сведениям с итальянского крейсера «Elba» и по свидетельству лиц, находившихся на катере (крейсера «Talbot»), возвращавшемся во время боя с японской эскадры, неприятель в бою при Iodolmi потерял миноносец, затонувший около японских крейсеров. По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море. Кроме того, неприятель понес серьезные потери в личном составе. Эти и другие потери неприятеля вызвали угнетенное настроение в японском населении, и празднества и торжества, заранее готовившиеся в Сеуле, Чемульпо, Шанхае и в самой Японии, были отменены.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

В 12 часов 45 минут русские корабли вернулись на рейд Чемульпо. Даже беглый осмотр повреждений, полученных “Варягом” в бою, показал, что боеспособность крейсера фактически утрачена: в исправности осталось только два 152-мм орудия; невосполнимыми (до 45% палубной команды) были людские потери. Военный совет констатировал, что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, а поэтому было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена.

Последним с “Корейца” сошел его командир Г.П. Беляев. Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв - сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей... На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием. Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г.”.

Канонерская лодка “Кореец”: ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» - русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

  • Водоизмещение 1334 т,
  • мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
  • скорость хода 13,5 узла.
  • Длина наибольшая 66,3 м,
  • ширина 10,7,
  • среднее углубление 3,5 м.
  • Бронирование: палуба 12,7 мм.
  • Вооружение: 2 - 203-мм орудия, 1- 152-мм орудие, 4- 9-фунтовых, 2- 47-мм,
    4- 37-мм и 1 десантная пушки.
Всего по одному проекту построено 9 кораблей: «Кореец», «Манджур» и «Хивинец» - на Балтике; «Донец», «Запорожец», «Кубанец», «Терец», «Уралец» и «Черноморец» - на Черном море. «Хивинец» строился позднее, в строй вступил в 1906 году и отличался вооружением:
2- 120-мм орудия 8- 75-мм пушек и 4 пулемета.

Канонерская лодка “Кореец”- II в Русско-Германской войне.

11 мая 1905 года - за две недели до Цусимы - в Петербурге в Новом Адмиралтействе заложили первую канлодку нового типа. Ее назвали “Гиляк” в честь предшественницы, погибшей в Порт-Артуре. В 1906 году на петербургских верфях заложены остальные корабли серии, названные в честь порт-артурских канонерок: “Бобр”, “Кореец” и “Сивуч”.

После ухода 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток, лишившего Балтийский флот практически всех современных броненосцев и крейсеров, перед русским командованием со всей остротой стала проблема обороны самого Петербурга. И оказалось - единственной защитой Финского залива от возможного вторжения противника могут стать минные заграждения. Но сами по себе они пассивны, ибо с помощью тральщиков не так уже трудно расчистить путь сипам вторжения. Однако можно увеличить устойчивость заминированного участка, расположив за ним корабли, способные артиллерийским огнем воспрепятствовать работе тральщиков. В 1905 году было решено, что такими кораблями должны стать канонерские лодки нового типа, по водоизмещению близкие к прежним канонеркам береговой обороны, а по вооружению - к “колониальным” стационарам, поскольку предназначались они для борьбы с небольшими небронированными тральщиками в своей прибрежной зоне.

В день закладки “Гиляка” в Новом Адмиралтействе сошел на воду “Хивинец”, однотипный с первым “Корейцем”, но вооруженный двумя 120-мм и восемью 75-мм пушками. Эти пять кораблей вместе с еще двумя такими же канонерками более ранней постройки “Грозящий” и “Храбрый” (37) составили отряд, предназначенный для поддержания минной обороны, с которым Балтийский флот вступил в первую мировую войну. И когда в августе 1915 гада германский флот предпринял попытку прорваться в Рижский залив, его встретили в числе других кораблей и русские канонерки...

8 августа в 3.50 утра немецкие тральщики начали очищать от мин фарватер в Ирбенском проливе. Их поддерживала армада из нескольких десятков линейных кораблей, крейсеров и миноносцев. Чтобы воспрепятствовать им, к минному заграждению в 5.00 подошли русские канонерки “Грозящий” и “Храбрый”, а в 10.30 - линейный корабль “Слава”. Несколько часов длилась канонада, враг медленно продвигайся вперед, несмотря на то, что на минах подорвались два тральщика, крейсер и миноносец. Наконец, в 11.45 немцы прекратили операцию. 16 августа “Грозящий”, “Храбрый” и “Слава” снова вступили в противоборство с вражеской эскадрой. В этом бою командир“Славы” приказал затопить отсеки одного борта - корабль накренился. В результате угол возвышения орудия увеличился, а вместе с тем возросла и дальность стрельбы. И все же благодаря огромному превосходству в силах немцы продолжали движение в глубь Ирбенского пролива. А 19 августа в 9.30 вражеская эскадра вошла в Рижским залив...

Спасаясь, что канонерские лодки “Сивуч” и “Кореец”, которые поддерживали флаг русских войск у Усть-Двинска, попадут в руки противника, командование приказало обеим лодкам спешно идти в Моонзунд для присоединения к главным силам. В 19.30 в вечерней мгле русские канонерки наткнулись на немецкий крейсер “Аугсбург” и два эсминца и вступили с ними в перестрелку. Спустя 20 минут к месту боя подошли два германских дредноута и еще семь эсминцев. Приняв “Сивуча” за “Славу”, немцы открыли но нему ураганный огонь и предприняли торпедные атаки. В результате неравного получасового боя “Сивуч” был потоплен, а “Кореец” сумел скрыться в темноте под берегом.

На следующее утро, находясь среди береговых отмелей у мыса Меррис, командир “Корейца” получил с берега ложное сообщение о высадке немецкого десанта в Пернове. В ответ на донесение “Корейца” командир минной дивизии сообщил, что он не сможет оказать помощи канонерке. Считая себя отрезанным от Моонзунда и обреченным на захват немцами, командир лодки свез команду на берег и взорвал корабль...

Канонерская лодка “Кореец”- II: ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

Заложена 11 мая 1905 года в Петербурга в Новом Адмиралтействе, спущена на воду 27 октября 1906 года, вступила в строй в 1907 году.

  • Водоизмещение 960 т,
  • мощность двух паровых машин тройного расширения 890 л. с.,
  • скорость хода 12 узлов.
  • Наибольшая длина 66,5 м,
  • ширина 11,
  • среднее углубление 2,2 м.
  • Толщина брони боевой рубки 20,3 мм.
  • Вооружение: два 120-мм скорострельных орудия, четыре 75-мм пушки, 3 пулемета.
Всего построено четыре единицы: “Гиляк”, “Бобр”, “Кореец” и “Сивуч”. “Бобр” и “Сивуч” строились на Невском заводе, а “Кореец” стал последним военным кораблем, построенным на Путиловской верфи.

Использованы материалы порталов:

http://www.tsusima.narod.ru Сайт "Военно-морская история"

http://mkmagazin.almanacwhf.ru Архив журнала "Моделист-Конструктор"

Канонерская лодка (канонерка, канлодка) представляет собой маневренный боевой корабль, который отличает мощное вооружение. Она предназначается для того, чтобы вести боевые действия в прибрежных морских районах, в озерах и на реках. Чаще всего используется для охраны гаваней.

Появление канонерских лодок

В России очень много озер, пограничных длинных рек и мелководных прибрежных акваторий. Поэтому строительство канонерок можно считать традиционным, ведь другие военные корабли не могли вести боевые действия в таких условиях. Однако перед началом Первой мировой войны пополнения не планировалось. На 1917 год канонерских лодок было всего 11, причем некоторые из них были спущены на воду в конце 19 века.

Для большинства из этих канонерок Гражданская война оказалась последней. Ее пережили только 2 канонерские лодки - «Храбрый» и «Хивинец». Поэтому конструкторы брали их за основу производства более современных артиллерийских кораблей.

«Храбрый» - самая старая лодка, которая входила в состав царского наследия. На Балтике она прослужила 63 года. Первоначально для использования она оснащалась тремя пушками (две на 203 мм и одна - 152 мм). Однако в 1916 году ее модернизировали. Теперь было пять орудий.

«Хивинец» создавался в качестве стационара на поэтому его огневая мощь базировалась всего на двух пушках 120 мм. Зато на этой лодке были более комфортабельные бытовые условия.

После 1917 года обе лодки перестали рассматривать при производстве новых в силу их почтенного возраста.

Модели

Когда флотилия прочувствовала мощь и выносливость канонерок, было принято решение строить их «для нужд Дальнего Востока». Причем несмотря на то, что перед войной новые экземпляры не заказывались. Первыми прототипами оказались «Храбрый» и «Хивинец».

После модернизации чертежей начали выпускаться лодки типа «Гиляк». Однако они были намного слабее, конструкторы старались усилить такие параметры, как дальность плавания. Но сделать этого не удалось. Поскольку не было и качественного вооружения, канлодки не продолжили строить, равно как и использовать.

Затем появляются «Ардаган» и «Каре». Отличительные особенности этих канлодок заключаются в использовании дизельных энергетических установок. Нефтепродукты в то время являлись самыми доступными видами топлива, поэтому «Ардаган» и «Каре» были экономически выгодными.

Начиная с 1910 года, Морское министерство решается на масштабную модернизацию. Причем это происходит тогда, когда большинство канонерских лодок уже подготовлено к спуску на воду, ведению боевых действий. Принимается решение усилить защиту и Все это сказывается на осадке. Поэтому больше половины канлодок отправились на реконструкцию. Данный тип получил название «Бурят».

Таким образом, модели канонерских лодок постоянно изменялись, дополнялись современным типом вооружения и оборонными сооружениями. Нет такого военного корабля, который бы являлся их прототипом со времен Российской Империи и до современности.

Легендарный «Кореец»

Канонерская лодка «Кореец» использовалась на Дальнем Востоке для подавления «восстания боксеров». Она входила в состав международной эскадры. В течение сражений канонерка получила несколько серьезных повреждений, были раненые и убитые.

Перед Русско-японской войной канонерская лодка «Кореец» была переведена в корейский порт Чемульпо. Вместе с ней отправился крейсер первого ранга «Варяг». 8 февраля экипаж лодки получил задание отправиться в Порт-Артур с дипломатическим донесением. Однако порт был заблокирован, в результате чего путь «Корейцу» был перекрыт. Капитан корабля принял решение повернуть назад, после чего миноносцы противника атаковали торпедами. Хотя сегодня рассматривается вариант, что японская эскадра только имитировала это.

Вследствие торпедной атаки «Кореец» производит два выстрела. Именно они являются первыми в Русско-японской войне.

По проекту «Корейца» было построено множество канонерских лодок, которые используются в современности.

«Варяг» и «Кореец»: боевой путь

В 1904 году в полдень бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в бой с японской эскадрой, который продлился примерно час. Против двух военных кораблей выступала целая японская эскадра. Канонерка приняла участие в заключительной фазе боя, отражая торпедные атаки. Спустя час после начала сражения стал отступать крейсер, и канонерская лодка «Кореец» прикрыла его отход.

За время боя по противнику было выпущено 52 снаряда. Но при этом не наблюдалось решительно никаких повреждений и потерь со стороны канонерской лодки. Поскольку «Кореец» представлял собой боевой корабль с мощным артиллерийским вооружением, нельзя было допустить его захвата. Поэтому на рейде Чемульпо его было решено взорвать. Экипаж лодки переместился на борт французского крейсера «Паскаль». Тот вскоре доставил моряков в Россию.

Экипажи, которые вели сражение, были награждены орденами и знаками отличия. Также в честь них была учреждена специальная медаль. Так крейсер и канонерская лодка вошли в историю.

Молодая канонерка «Хивинец»

Канонерская лодка «Хивинец» была самой молодой представительницей артиллерийских кораблей в царское время. Она предназначалась для вхождения в состав Балтийского флота. Лодка является мореходной, но ее использовали и в речных условиях. Причем она стойко выдерживала испытания неблагоприятных условий.

Канонерская лодка «Хивинец» заказывалась в 1904-1914 годы, когда начиналось укрепление российского флота. Однако сама непосредственно модель была ориентирована на 1898 год. К сожалению, после выпуска модели никакой модернизации не было, что стало причиной узкого функционала.

Нельзя не отметить стойкость и выносливость канонерки. Дело в том, что она выдерживала такие сражения, где погибали другие, более молодые артиллерийские военные корабли. Вероятно, именно поэтому ее долгое время использовали в качестве прототипа при строительстве судов.

Героический «Сивуч»

В канонерская лодка «Сивуч» героически погибла в сражении с немецкими линкорами. Именно поэтому каждый год 9 сентября волны принимают множества цветов и венков от рижан и россиян.

19 августа 1915 года императорский флот вступил в бой с германскими линкорами. До конца неизвестно, что именно произошло в те далекие и долгие для экипажа дни. Но сражение около острова Кихну заставило эскадру Германии отказаться от дальнейших атак в Рижском заливе, а также от бомбардировки береговых укреплений. Это и было основной целью набега немецкого флота.

Канонерская лодка «Сивуч» тогда спасла Ригу от жертв и разрушений. Ценой такого подвига стала гибель корабля, равно как и всего экипажа. В то время канонерку называли даже Балтийским «Варягом», настолько высок был героизм моряков.

Канонерка «Бобр»

Канонерская лодка «Бобр» относится к типу Гиляк. Такие корабли предназначались для того, чтобы защищать реку Амур вплоть до Хабаровска. В ее нижнем течении находилось малое количество гарнизонов, им и должна была оказываться артиллерийская поддержка. Поскольку наблюдалась малочисленность объектов, проектирование кораблей основывалось на большой дальности плавания, а также автономности. Однако мореходность в ходе практики оказалась крайне малой.

Ценность канонерских лодок данного типа была минимальной, поскольку вооружению при проектировке не уделялось большого внимания. В ходе Первой мировой войны они использовались в качестве плавательной базы. Конструкциями и прототипами, естественно, они не стали. Будущие корабли переняли от этих лодок только боевые задачи.

«Бобр» был заложен в 1906, спустя год его спустили на воду. В 1908 году канонерка вступила в российский флот. За всю историю своего существования она побывала и у немцев. Ее захватили в 1918 и переоборудовали в плавательную мастерскую. В этом же году лодка была передана Эстонии. Хотя она и была в неисправном состоянии, но числилась в эскадре этой страны.

Канонерская лодка прослужила 21 год, в 1927 ее отправили на слом.

Речные (озерные) и морские канонерские лодки

Несмотря на большой функционал, фактически все канонерки использовались для того, чтобы наносить удары по береговым объектам. Целью таких атак становилось подавление огневой мощи противника, а также уменьшение живой силы. Если же лодка оставалась в непосредственной близости от своего берега, тогда ее задачи заключались в охране береговых объектов, защите от вражеских военных кораблей.

Встречаются морские и речные канонерские лодки. Их основное отличие заключается в весе. Первые достигают массы в 3 тысячи тонн, вторые - в 1500. Конечно, исходя из названия, логично предположить, в каких местах будут использоваться канонерки.

Функционал и использование канонерских лодок

Канонерки представляют собой вариант наиболее функциональных артиллерийских кораблей. Конструкция позволяла использовать их в военных действиях в прибрежной зоне, на реках и вблизи архипелагов с мелкими скалистыми островами.

Канонерские лодки могли исполнять следующие функции:

  1. Оборона берегов, портов, эстуариев
  2. Высадка десанта
  3. Поддержка войск на берегах
  4. Высадка своего и борьба с вражеским десантом
  5. Вспомогательные задачи, вроде доставки грузов

В зависимости от того, где именно будет использоваться артиллерийский корабль, его конструкция могла изменяться, возводились специальные постройки. Встречаются небронированные, бронепалубные и броненосные лодки. Чаще всего использовали второй вариант, поскольку он предлагал относительно хорошую защиту, но при этом имел небольшой вес, что положительно сказывалось на маневренности.

Основные характеристики канонерских лодок

Исходя из характеристик, определялось, где будет использоваться канонерка. Есть три основных параметра:

  1. Водоизмещение . Корабли могли спускаться на воду для охраны и ведения военных действий в морях либо на реках и в озерах.
  2. Скорость . Она составляет 3-15 узлов. Скорость зависит от того, какой именно конструкцией наделяется канонерка. Она может быть небронированной, бронированной только в уязвимых местах, а также полностью. Естественно, повышается ее вес, который негативно отражается на скорости плавания.
  3. Вооружение .

Поскольку канонерские лодки были боевыми уделялось большое внимание. Они могли наделяться 1-4 экземплярами пушек главного калибра (203-356 мм). Такой подход к проектированию был ориентирован на морские канонерки. Речные лодки чаще всего оборудовались орудиями среднего калибра (76-170).

Также, в зависимости от назначения на палубе, могли устанавливаться автоматические пушки «Зенит» и пулеметы. Последние конструировались крайне редко ввиду их малой дальности действия.

Заключение

Таким образом, невозможно встретить две одинаковые канонерские лодки. Каждый экземпляр по-своему хорош, наделяется своим уникальным функционалом. Как показывает история, многие российские канонерки могли в одиночку выступать против целых эскадр. Это заслуга не только самих непосредственно военных кораблей и их конструкторов, но и экипажа. Зачастую только его храбрость склоняла исход сражения в свою пользу.

Канонерская лодка "Кореец"

  • Годы эксплуатации: 1885г - 1904г.
  • Заложена на Стокгольмской ферфи, в Швеции декабрь 1885 год.
  • Спуск на воду произведен в август 1886 год.
  • Введена в строй в 1887 году.

Канонерская лодка Кореец

"Подвиг крейсера Варяг" стал символом несгибаемости русского военного флота. Менее известный участник героического подвига, канонерская лодка "Кореец" совместно с дала бой японской эскадре, пусть короткий и безнадежный. Она была таким же полноправным участником боя. И заслужила таких же почестей как и Варяг. Именно на канонерской лодке, а не на крейсере были самые мощные орудия 208 мм или восьмидюймовки. Варяг имел на борту орудия максимальным колибром 152 мм.
27 января 1904 года, после боя с японской эскадрой в Чемульпо, в отличии от затопленного " " была взорвана экипажем.
На следующий год, была поднята японцами и сдана на металлом.

февраль 1904 года, Чемульпо, взорванная канонерская лодка Кореец

  • Водоизмещение "Корейца" -1224 т. Длинна 66.7, ширина 12.2, высота 3.8 метра.
  • Вооружение: 2 восьмидюймовых орудия - 203мм, 1 орудие - 152 мм, 4 орудия- 107 мм, 2 - 47 мм, 4 - 37 мм, 1 НТА (торпедный аппарат) 381 мм
  • Бронирование лодки - броневая палуба 10 мм
  • Механизмы 2 горизонтальные машины двойного расширения 1724 л.с., 6 огнетрубных котлов, 2 винта.
  • Максимальная скорость - 13,5 узла.
  • Дальность плавания 2850 миль.
  • Экипаж канонерской лодки "Кореец" : 12 офицеров и 162 матроса.

Все матросы - участники боя, получили в награду ЗОВО (Знак отличия Военного ордена). Именно такая аббревиатура встречается в литературе, по простому же "Георгиевским крестом" . Награжденному «Георгием» выплачивалось пожизненное денежное вознаграждение, составлявшее за год 2 рубля 70 копеек (!).
После октябрьской революции 17 года денежные выплаты были прекращены.

Через 50 лет Советское правительство вспомнило о героях. В 1954 году 45 ветеранов, участников морского сражения в Чемульпо, указом правительства награждаются медалью «За отвагу».

Все офицеры обоих морских судов были награждены орденом святого Георгия IV степени. Так же все участники сражения - были награждены специальной медалью за бой крейсера "Варяг" и "Корейца".

Учрежденная медаль за бой крейсера Варяг и канонерской лодки Кореец

Ниже собран пофамильный состав канонерской лодки "Кореец" , с интересными фактами из жизни участников сражения. К примеру один из матросов, после награждения, спустя немного времени потерял наградную медаль.

Если кому-то что либо известно о судьбе участников сражения просьба отписать в комменты.

  1. Адрианов Николай горнист
  2. Адрианов Петр комендор
  3. Акросимов Александр подшкипер
  4. Акрутский Федосий комендор
  5. Анисимов Инокентий матрос
  6. Арискин Василий квартирмейстер
  7. Артеньшин Поликарп квартирмейстер
  8. Базайкин Семен машинист
  9. Балаев Арсений комендор
  10. Барабанщиков Василий матрос
  11. Башмаков Михаил комендор
  12. Белоусов Алексей марсовый
  13. Белых Дмитрий комендор
  14. Беляев Григорий Павлович капитан 2 ранга, командир канонерской лодки «Кореец», награжден за сражение орденом Св. Георгия 4 степени. В 1905 году, командир броненосца «Синоп», член состава суда над бунтарями матросами.
  15. Беляев Федор матрос
  16. Берсеньев Василий парусник
  17. Бершатский Илларион матрос
  18. Беседин Константин кок
  19. Близнюк Владимир матрос
  20. Близнюк Павел матрос
  21. Бирилев Павел Андреевич, год рождения 1881, мичман. Был одним из организаторов взрыва канонерской лодки «Кореец» 9.02. 1904 г.; награжден за бой орденами Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом и Св. Георгия 4 ст.
  22. Богданов Василий минер
  23. Богомолов Яков матрос
  24. Боженов Семен кочегар
  25. Бойсман Владимир Васильевич мичман, Св. Анны с надписью «за храбрость». Сын В.А. Бойсмана (командир «Пересвета») перешел в армию. Умер в эмиграции в г. Териоки (Финляндия) в чине генерал-майора.
  26. Большешапов Степан матрос
  27. Борделюк Мефодий кочегар
  28. Бордуховский Иван рулевой
  29. Борейко Александр матрос
  30. Боринов Александр машинист
  31. Борисов Василий Борисович матрос, родился в селе Юрьево Старорусского района Новгородской области, награждён 4 ст., георгиевской медалью, также были вручены именные часы с надписью «Герою Чемульпо». В школьном музее хранились его медаль участника русской – японской войны, на одной стороне медали: «1904 -1905 гг», на другой - «Да вознесёт нас господь в своё время».
  32. Босков Тихон хозяин отсеков
  33. Бутлеров Александр Михайлович мичман, вахтенный начальник, участвовал в проведении взрыва лодки, орден Св. Анны с надписью «за храбрость»; 30 сентября 1913 г. убит на дуэли с лейтенантом Дурново в Севастополе.
  34. Бочаров Леонтий матрос
  35. Буравлев Петр матрос
  36. Бурков Серафим матрос
  37. Ваганов Николай артиллерийский квартирмейстер 1 статьи, был назначен из числа добровольцев произвести взрыв лодки «Кореец».
  38. Вандокуров Захар сигнальный квартирмейстер.
  39. Васильев Алексей матрос.
  40. Ведерников Александр водолаз
  41. Великанов Степан машинист
  42. Вертоховский Станислав машинный квартирмейстер. Принимал участие в военных действиях 1901 г. под Таку и за это имел Знак отличия Военного ордена 4 ст., 3 ст. получил за Чемульпо.
  43. Волконе (Вологоня) Адам матрос, лишен наград и осужден на 1 год и 6 месяцев за промотание казенных денег и покушение на грабеж с применением насилия.
  44. Волошин (Волошен) Мирон Порфилович квартирмейстер, 1954 г. медаль "За отвагу"
  45. Воронин Прокопий маляр
  46. Вороновский Иван плотник
  47. Вторых Захар минер
  48. Вычугжанин Михаил комендор
  49. Глазунов Павел Дмитриевич писарь, был в числе добровольцев произвести взрыв КЛ «Кореец», было отказано.
  50. Голышев Егор матрос
  51. Гончаров Порфирий водолаз
  52. Грибов Дмитрий матрос
  53. Грышин Михаил матрос
  54. Гринь Даниил матрос
  55. Гуров Тимофей рулевой
  56. Диких Платон ст. командор. Еще до сражения в Чемульпо, принял участие в боевых действиях 1901 года. под Таку, за что и награжден Знак отличия Военного ордена 4 ст., под Чемульпо удостоин ЗОВО 3 ст.
  57. Долганов Михаил квартирмейстер
  58. Дорофеев Иван матрос
  59. Дриждь Анисим матрос
  60. Дробенко Анисим матрос.
  61. Дроних Яков машинист
  62. Дьячков Иван матрос 1 ст., был назначен из добровольцев взорвать «Кореец», приказано сесть в вельбот.
  63. Дурнов Сергей Николаевич мичман
  64. Емельянов Парфирий минный квартирмейстер, участник подготовки лодки к взрыву.
  65. Еременко Корней матрос
  66. Ермолаев Терентий марсовый
  67. Ефимов Павел матрос
  68. Железнов Павел Васильевич
  69. Жернаков Григорий уроженец Черемховского района, Иркутской обл.
  70. Афанасий Жуков водолаз.
  71. Заводовский Егор квартирмейстер
  72. Засухин Анатолий Николаевич р.1861 г. капитан 2 ранга; ст. офицер Сибирского флотского экипажа: орден Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом и Св. Георгий 4 ст.
  73. Захаров Андрей квартирмейстер
  74. Зинович Роман кочегар
  75. Зырянов Денис Кириллович кочегар; 1954 г. медаль "За отвагу" .
  76. Заяц Матвей матрос
  77. Золотухин Иван комендор
  78. Иванов Феоктист марсовый
  79. Каданников Петр санитар
  80. Казачишин Антон матрос
  81. Катунин Алексей матрос
  82. Кнюков Дмитрий марсовый
  83. Козлов Илья квартирмейстер
  84. Колесников Иван машинист
  85. Комашев Устим матрос
  86. Комошев Яков матрос
  87. Константинов Алексей хозяин отсеков
  88. Копылов Иосиф кочегар
  89. Котков Алексей батальер
  90. Кощеев Иван кочегар
  91. Кругленко Павел санитар
  92. Криштофенко Аким (кок), отказавшийся перед боем съехать на берег, Аким был вольнонаемным. Просил командиров выдать ему винтовку; во время сражения находился у кормовой подачи.
  93. Кузнецов Константин сигнальщик
  94. Кулагин Никита ложечник
  95. Кулагин Терентий минер
  96. Кулиничев Порфирий матрос
  97. Куцубинский Ефим матрос
  98. Левицкий Александр Иванов лейтенант, родился в 1886 году. Минный офицер выбран из добровольцев для проведения взрыва, орден Св. Станислава 2 ст. с мечами и Св. Георгий 4 ст.
  99. Лохтин (Локтев)Иван Капитонович рулевой, 1954 г. медаль "За отвагу".
  100. Лыщетный Кузьма матрос
  101. Лукин Степан кочегар
  102. Мазунов Павел писарь
  103. Макаров Терентий матрос
  104. Максимов Николай машинист
  105. Малинников Петр машинист
  106. Мариничев Николай матрос
  107. Меньшиков Даниил боцманмат.
  108. Меркушев Валерий Аполлонович р.1876 г. младший врач, лекарь Сибирского флотского экипажа, награжден за бой орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами (16 апреля 1904 год). Св.Георгий 4 ст.
  109. Михайлов Прокофий Кузьмич, 1954 г. медаль "За отвагу" .
  110. Мойдаос Петр машинист
  111. Мокрушин Федор машинист
  112. Морозов Герасим кочегар
  113. Назаренко Григорий матрос
  114. Никифоров матрос 2 ст.
  115. Никольский Василий фельдшер
  116. Огородников Николай матрос.
  117. Осташев Кузьма кок
  118. Охлопков Алексей сигнальщик, похоронен 50 километров от Иркутска, село Биликтуй (в селе Беликтуй есть музей «Корейца»), в 1954 году награжден медалью «За отвагу».
  119. Плесовский Григорий марсовый
  120. Пахоруков Тимофей матрос
  121. Подеругин Егор кочегар
  122. Подымахин Михаил машинист
  123. Покидаев Василий матрос
  124. Потемкин Василий матрос
  125. Прахов Иван Александрович, 1954 г. медаль "За отвагу".
  126. Пушкар Алексей матрос
  127. Рерлев Василий матрос
  128. Родин Кузьма кочегар
  129. Ромашкин Вальпургий Порфирье (кличка Валик) матрос. На время сражения 18 лет. Получил контузию головы. После высадки (район Гиблартара) с эвакуирующего «Паскаля», в ожидании запаздывающего на неделю парохода «Малайя» (он должен был забрать раненных). Отпросился у командира в отпуск «по ранению» в Севилью. В увольнении влюбляется в Карменситу - будущую жену (венчание состоялось в апреле).
  130. Рудаков Федор квартирмейстер
  131. Рудых Дмитрий кочегар
  132. Румянцев Федор квартирмейстер
  133. Рунцев (Рунуев) Андрей машинист 2 ст. В 1904 году ему исполнился 21 год, смельчак и балагур, во время боя получил ранение в ногу. На крейсер «Тальбот» доставлен в Англию. После возвращения и получения наград, переехал с семьей в Баку. В качестве машиниста ходил по Каспию. За недоказанное соучастие в убийстве офицера был приговорен к расстрелу. Учтя награждение "Георгием", расстрел заменили ссылкой. Был машинистом поезда, в 52 году трагически погиб.
  134. Рышков Иван матрос
  135. Сандерман Элиас кочегар
  136. Сафонов Алексей машинист
  137. Садовников Александр матрос.
  138. Сергеев Гаврила матрос
  139. Симбирцев Сергей (Прокофий) похоронен в селе Биликтуй. квартирмейстер; 1954 г. медаль "За отвагу".
  140. Синицын Иннокентий кочегар
  141. Скибин Феоктист хозяин отсеков
  142. Соколов Дмитрий матрос
  143. Солотков Михаил кочегар
  144. Сопленко Митрофан сигнальщик
  145. Софронов Егор рулевой квартирмейстер.
  146. Софронов Яков боцман, участник подготовки к взрыву «Корееца».
  147. Спиряков Лаврентий Евдокимович минер
  148. Субботин Михаил (Максим) машинист
  149. Степанов Павел Гаврилович, родился в 1863 г. артиллерийский офицер, лейтенант, награжден орденом Св. Станислава 2-ая степень. с мечами и Св. Георгий 4 степени.
  150. Сырельщиков Илья содержатель
  151. Тимохин Василий кочегар
  152. Тирский Дмитрий машинист
  153. Тихонов Яков командор
  154. Торопин Андрей кочегар 2 ст. Был раскулачен, владел хозяйством и 2-этажным бревенчатым домом. Умер в 1946 году, получив повторную похоронку на младшего сына Фрола, внуком ему приходится архитектор А.Н. Шепелев.
  155. Торопов Яков матрос
  156. Трунин Петр матрос
  157. Труфанов Никита матрос
  158. Туев Иван Екимович, жил с 1877 - 1949г. Фельдфебель, участник боев 1901 года, медаль "За отвагу" 1954 год. Часть личных вещей находятся в городском музее Советска.
  159. Тюшняков Степан командор.
  160. Утробин Вячеслав минер, ухитрился потерять "Георгия", после церемонии награждения Москва 14 апрель 1904 год.
  161. Федоров Иван машинист
  162. Франк Валерий Ал. (Иван Леонтьевич) родился в 1880 году. корпус инженер-механиков флота, назначен взорвать «Корееца», награжден орденом Св. Станислава 3 ст. с мечами и бантом.
  163. Хохлов Ефим кочегар
  164. Хуторков Ф. матрос, впоследствии принял участие в восстании на броненосце «Потемкин»
  165. Цыганов Николай комендор
  166. Чердынцев Семен кочегар
  167. Чуркин Сергей кочегар
  168. Шазуков Емельян матрос
  169. Шаманаев Федор кочегар
  170. Широких Иван матрос
  171. Ярошенко Семен матрос
  172. Ячменев Георгий Иванович содержатель; в 1954 году удостоен медали «За отвагу».

Мореходная канонерская лодка «Кореец» была построена по российскому заказу на одной из шведских верфей и вступила в строй в 1887 г. Корабль имел водоизмещение 1334 т., и мог развивать скорость до 13,4 узлов (около 25 км/ч.). Вооружение состояло из двух 203 мм орудий на спонсонах в носовой части корабля, одного ретирадного 152 мм орудия, четырех 107 мм орудий, четырех 37 мм скорострельных пушек и одного торпедного аппарата. Значительная часть службы «Корейца» прошла на Дальнем Востоке, где лодка выполняла функции стационера в ряде японских и корейских портов. Военным дебютом «Корейца» в июне 1900 г. стала артиллерийская дуэль с фортами китайской крепости Таку. В разгар боя 203 мм снаряд с «Корейца» вызвал взрыв боезапаса на одном из фортов Таку, что предопределило исход артиллерийского противостояния. За этот бой «Кореец» бы награжден Георгиевским серебряным рожком. Значительно пострадала и сама канонерка, получив от шести до восьми прямых попаданий. Погибли девять членов экипажа и двадцать получили ранения. Во время тушения пожара на «Корейце» осколком разорвавшегося снаряда был убит артиллерийский офицер лодки лейтенант Бураков. Впоследствии имя этого героя носил самый быстроходный корабль русско-японской войны — эскадренный миноносец «Лейтенант Бураков».

Русско-японская война застала «Кореец» вместе с крейсером «Варяг» в корейском порту Чемульпо (совр. Инчхон). 26 января 1904 г. менее чем за сутки до нападения японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре имел место первый эпизод боевого столкновения еще необъявленной войны. Для восстановления нарушенной с эскадрой связи по приказу командира «Варяга» В. Ф. Руднева «Кореец» под командованием капитана 2-го ранга Г. П. Беляева был направлен в Порт-Артур. Во время движения канонерской лодки через узкий пролив японская эскадра начала опасное провокационное маневрирование вокруг русской канонерки, в результате чего миноносец «Цубаме» вылетел на мель и получил пробоину. Вторая фаза инцидента была связана с применением оружия обеими сторонами. Японские миноносцы выпустили практически в упор по «Корейцу» три мины Уайтхеда (торпеды), две из которых прошли мимо, а третья, утонула в нескольких метрах от русской канонерки. В ответ с «Корейца» было сделано несколько выстрелов из 37 мм револьверной пушки. Потерь и повреждений (за исключением выскочившего на мель «Цубаме») стороны не имели. После инцидента «Кореец» вынужден был вернуться на рейд Чемульпо.

27 января 1904 г. японский ультиматум предписывал русским кораблям покинуть порт Чемульпо, в противном случае противник угрожал атаковать русские корабли на месте якорной стоянки. До сих пор в литературе по разному оценивается состав японских сил в бою у Чемульпо 27 января 1904 г. Чаще указывается, что крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были атакованы японской эскадрой контр-адмирала Уриу в составе 14 кораблей — 6-ти крейсеров и 8-ми миноносцев. Внешне громадный численный и качественный перевес японцев, которым в ходе боя противник так и не воспользовался. Необходимо учесть, что накануне боя у Чемульпо эскадра Уриу состояла даже не 14, а 15 вымпелов — броненосного крейсера «Асама», бронепалубных крейсеров «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Чиода», «Акаси» и восьми миноносцев и авизо «Чихайя». Правда, накануне, как упоминалось выше, японцы понесли небоевые потери, и одной единицей в эскадре Уриу временно стало меньше. Не участвовало в бою и посыльное судно «Чихайя», которое, тем не менее, находилось в непосредственной близости от места сражения. Реально в силу узости пролива бой вела группа из четырех японских крейсеров, еще два крейсера участвовали лишь эпизодически, а наличие у японцев миноносцев так и осталось фактором присутствия.

Перед боем на «Корейце» срубили стеньги (верхнюю часть мачт), чтобы внести в стрельбу японских комендоров заведомую ошибку. Японцы рассчитывали расстояние до цели при помощи призм Люжоля, ориентируясь на табличную, а не реальную высоты рангоута цели. Поэтому во время стрельбы по «Корейцу» японские снаряды ложились с необъяснимыми для противника перелетами. В результате боя 27 января русская канонерка потерь и повреждений не имела (лишь один осколок пробил борт на 30 см. выше ватерлинии). Ответный огонь лодка вела из двух 203 мм и одного 152 мм орудий. При сближении с противником три выстрела было сделано из 107 мм. орудий, но огонь из них был тут же прекращен, когда стало понятно, что противник находится вне досягаемости. В литературе и искусстве создан художественный образ будто «Варяг» и «Кореец» оказались под градом японских снарядов. Однако цифры, приведенные в рапортах командиров русских и японских кораблей, дают несколько иную картину. Всего за 50 минут боя при Чемульпо шесть японских крейсеров израсходовали 419 снарядов. В ответ с «Корейца» было выпущено двадцать два 203-мм снаряда, двадцать семь 152 мм, три — 107 мм. «Варяг» за время боя, если исходить из рапорта В. Ф. Руднева, израсходовал 1105 снарядов.


Получается, что в бою при Чемульпо два русских корабля выпустили снарядов почти в три раза больше, чем вся японская эскадра. Дискуссионным остается вопрос о том, как на русских кораблях велся учет израсходованных снарядов или цифра была указана примерно по результатам опроса экипажей. О результативности огня «Варяга» и «Корейца» также не утихают споры. Русские источники указывают на очень большие потери противника: потопленный миноносец, 30 убитых и 200 раненых. Базируются они в основном на мнении представителей иностранных держав, наблюдавших за боем. Со временем в «потопленных» оказались уже два миноносца и крейсер «Такачихо» (кстати, эти данные и попали в худ. фильм «Крейсер Варяг»). И если судьба некоторых японских миноносцев действительно вызывает вопросы, то крейсер «Такачихо», пусть не очень благополучно, но пережил русско-японскую войну и погиб 10 лет спустя со всем экипажем при осаде Циндао. Рапорты всех командиров японских крейсеров указывают на отсутствие потерь и повреждений на своих кораблях. Другой вопрос: куда после боя в Чемульпо на два месяца «исчез» главный противник «Варяга» броненосный крейсер «Асама». Ни у Порт-Артура, ни в составе действовавшей против Владивостокского отряда крейсеров эскадры адмирала Каммимуры не было. И это в самом начале войны, когда исход противостояния далеко не был решен. Вполне вероятно, что корабль, ставший главной целью орудий «Варяга» и «Корейца» получил серьезные повреждения, но в начале войны в пропагандистских целях японской стороне об этом было говорить нежелательно.


После возвращения «Варяга» и «Корейца» на рейд Чемульпо было принято решение об уничтожении кораблей. Командир «Корейца» Беляев так описал в рапорте гибель канонерки: «В 4 ч. 5 мин последовали два взрыва с промежутком 2−3 секунды. Лодка погрузилась на дно, причем носовая часть отделилась и перевернулась, а кормовая разорвалась на части. Этим взрывом пушки всех калибров уничтожены. Шифр, секретные приказы, бумаги, карты, таблицы опознавательных знаков сожжены. На шлюпки взяты два судовых образа, Царская грамота, серебряный Георгиевский рожок, деньги из сундука, вахтенный журнал и денежная отчетность. Взятые на шлюпки ружья приказано было бросить при приближении к французскому крейсеру «Paskal». Офицеры. Как и команда съехали без вещей». Команду «Корейца» разместили на французском «Паскале», где отношение к русским морякам было наиболее благожелательным. Формально экипаж «Корейца» сам уничтожил свой исправный корабль и не мог относиться к числу терпящих бедствие, в отличие моряков «Варяга» крейсера, который получил тяжелые повреждения.

Экипажи «Варяга» и «Корейца» были интернированы и через Сайгон и Одессу вернулись на родину. Все участники боя были отмечены наградами — орденом Св. Георгия 4-й степени все офицеры и знаком отличия Военного ордена нижние чины. Кроме того, была учреждена специальная серебряная медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» при Чемульпо 27 января 1904 г.», которая выдавалась на нехарактерной для отечественной наградной системы длиной ленте цветов Андреевского флага. Имя героической лодки унаследовала канонерка Балтийского флота, также погибшая в неравном бою в 1915 году.

Слава крейсера “Варяг” оказалась настолько громкой, что для канонерской лодки “Кореец” ее осталось не так уж и много, хотя именно этот скромный корабль оказался в самом центре событий, разыгравшихся на рейде корейского порта Чемупьпо 8 февраля 1904 года.


К началу русско-японской войны “Кореец” имел сплоченный, хорошо подготовленный экипаж, возглавляемый опытным командиром — 46-летним капитаном 2-го ранга Г.П. Беляевым. Опытный военный моряк, Г.П. Беляев не питал никаких иллюзий относительно возможного исхода боя с противником, имевшим более чем девятикратное превосходство над русскими кораблями в массе бортового залпа и в условиях, когда “Варяг” и “Кореец” были начисто лишены пространства для широкого маневра.
На “Корейце” срубили стеньги, сняли гафели на фок- и грот-мачтах, бизань-гик и другие деревянные и пожароопасные конструкции — трапы, световые люки и т. п. Люк машинного отделения закрыли боевыми решетками из колосников и сетками из дюймового стального троса. Задраили все водонепроницаемые двери, люки и горловины, изготовили пластырь для заделки пробоин, развернули перевязочные пункты, и он вместе с “Варягом” вышел в свой последний бой. В присутствии комиссии из офицеров были сожжены все шифры, секретные приказы и карты. Оставили только вахтенный журнал, который было решено сохранять как можно дольше. Затем подготовили к взрыву обе крюйт-камеры.

Из отчёта командира “Корейца” Г.П. Беляева: "Отвечая японцам, открыл огонь из правого 8 дм погонного орудия, направляя его по «Asama» и «Takashiho». Стрелял фугасными бомбами. Когда первый наш снаряд дал большой недолет, прицелы поставил на предельную дистанцию, но все-таки получались недолеты; в виду чего временно прекратил огонь. Но вскоре открыл его из правого 8 дм и кормового 6 дм орудий. Когда был замечен взрыв около кормовой башни крейсера «Asama»,- команда приветствовала громким «ура» эту первую удачу. Кроме того, был замечен взрыв и на четвертом, по порядку строя, японском крейсере.

Снаряды неприятеля, кроме трех недолетов, давали по мне перелеты. Неприятель стрелял также фугасными снарядами, снаряженными, по-видимому лидитом; большинство их разрывалось при падении. Одним из множества осколков, сыпавшихся вокруг лодки, пробито таранное отделение на 1 фут выше ватерлинии. Около 12 часов 15 минут дня, когда «Варяг», имея заметный крен, повернул на рейд, следовал за ним, дав полный ход - и прикрывал его, сначала огнем левого 8 дм. и кормового 6 дм. орудий, а потом только кормовым огнем. Из 9 фун. пушек в бою было сделано три выстрела, но вследствие недолетов, стрельбу из этих орудий прекратил." Море вокруг “Корейца” кипело от разрывов, но ни один вражеский снаряд так и не попал в корабль...

"По дальнейшим известиям, крейсер «Asama» сильно поврежден: у него подбита кормовая башня и разрушена во многих местах броня; он был введен в док в Японии. Крейсер же «Takashiho», после боя отправленный в Японию для исправления повреждений, затонул в море.

Как в бою, так и в эти трудные дни, весь личный состав, вверенной мне лодки, начиная со старшего офицера и кончая последним матросом, проявил высокие боевые качества и служил с непоколебимым мужеством и отвагой. Все исполнили свой долг. В бою сделано из 8 дм. орудия-22 выстрела, из 6 дм.-27 и из 9 фунтовой пушки-3 выстрела. Убитых и раненых не было."

Понимая,что продолжение боя приведет к бесполезной гибели людей без нанесения какого-либо вреда противнику, было решено корабли взорвать, команды по договоренности с командирами иностранных стационеров разместить на их кораблях, чтобы избежать позорного плена. На "Корейце" стали готовиться к взрыву. Вскоре от бортов русских кораблей стали отваливать шлюпки, перевозя на борт французского крейсера «Паскаль» раненых, а затем и остальных членов команд. С "Корейца" последним сошел его командир Г. П. Беляев.
Примерно в 16 часов 5 минут над рейдом прокатился мощный взрыв — сработал фальшфейер в крюйт-камере “Корейца”. Корпус лодки разорвало на несколько частей...

На “Варяге” открыли кингстоны и затопили крейсер, так как командиры иностранных кораблей попросили В.Ф. Руднева воздержаться от взрыва, опасаясь за безопасность своих судов... . О подвиге русских моряков сообщили газеты буквально всего мира, на родине их ожидал восторженный прием.
Личный состав обоих кораблей был награжден Георгиевскими крестами и специальной медалью “За бой “Варяга” и “Корейца” 27 янв. 1904 г
В 1905 году канонерская лодка «Кореец» была поднята японцами и сдана на слом.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И КОНСТРУКЦИЯ

«Кореец» — русская мореходная канонерская лодка с тяжелой артиллерией, предназначенная для защиты прибрежных вод. Головной корабль крупной серии русских мореходных канонерок. Заложен по русскому проекту в 1886 году в Стокгольме, спущен на воду 7 августа 1886-го, вступил в строй в 1888 году.

Водоизмещение 1334 т,
мощность горизонтальной паровой машины двойного расширения 1564 л. с.,
скорость хода 13,5 узла.
Длина наибольшая 66,3 м,
ширина 10,7,
среднее углубление 3,5 м.
Бронирование: палуба 12,7 мм.
Вооружение: 2 — 203-мм орудия, 1— 152-мм орудие, 4— 9-фунтовых, 2— 47-мм,
4— 37-мм и 1 десантная пушки.