Интересные события из жизни ивана сусанина. Интересные факты про ивана сусанина

Про Ивана Сусанина слышал, конечно, каждый житель нашей страны. А уж по количеству анекдотов с Сусаниным смогут сравниться, пожалуй, только Чапаев и Штирлиц. А кто же такой Иван Сусанин на самом деле? Вот лишь несколько историй, легенд, мифов о судьбе этого удивительного человека.

Согласно официальной версии, Иван Сусанин, деревенский староста (а вовсе не крепостной крестьянин) из Костромской губернии, в 1613 году завел польский отряд, искавший нового царя Михаила Романова, в непроходимые болота, где завоеватели погибли, а сам Сусанин был зверски убит.

Чтобы понять, что молодой царь делал в глухой деревушке, вернемся к истории. В 1605 году умер царь Борис Годунов, и трон заняла череда однодневных правителей, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский... в стране наступил период "смутного времени". После голода, череды восстаний и проигранных сражений наступил период называемый семибоярщиной, поскольку в стране кончилось все даже государи. В этот кризисный момент был созван Земский Собор (собрание представителей городов) и на царствование избрали первого представителя рода Романовых - Михаил Романов. Допрежде находившиеся в опале Романовы в это время проживали в вотчинной деревеньке Домнине, где и был старостой Иван Сусанин.

Так зачем же поляком понадобился русский царь? Все просто - в то время российские войска были обескровлены войной с Речь Посполитой, а молодой русский царь мог стать врагов отличным козырем в переговорах о капитуляции.

С тех пор Романовы всячески прославляли патриота-крестьянина, ценой собственной жизни спасшего молодого Михаила Романова.

Особенно постарался в XIX веке Николай Первый. Именно в годы его правления главная площадь Костромы получила название Сусанинская, на колторой был установлен памятник легендарному герою.

Кстати, вскоре после смерти Сусанина, его родственники напомнили царю о своем существовании. Зять героя Богдан Собинин обратился к царю Михаилу, с просьбой не обойти потомков Сусанина царской милостью. В 1619 году Собинин получил в свое владение село Доминино Костромского уезда. Михаил освободил его от всех налогов: «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина».

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Интересно, что потомкам героя еще 200 лет выдавали жалованные грамоты, подтверждающие их льготы, по образцу царской грамоты от 1619 года.

О биографии самого Ивана Сусанина известно немного. Никто даже не может сказать, сколько лет было герою на момент совершения своего подвига. Как правило, Сусанина изображают этаким седым старцем, хотя есть сведения о том, что дочери Сусанина Антониде было на тот момент 16 лет, а самому Ивану Осиповичу, по уверениям некоторых историков, лет 35-40.

Много лет исследователей интересовал вопрос: где находилось то гиблое место, куда Сусанин завел врагов, и сохранилась ли его могила? Хотя, найти могилу Сусанина – задача почти невыполнимая, ведь, по легенде, он погиб вместе с поляками. Тем не менее, в начале нашего столетия в Костромской области были целенаправленные поиски останков спасителя царской династии.

Историки, археологи, криминалисты провели грандиозное исследование: было найдено и изучено 360 останков в районе деревушки Исупово, не месте предполагаемой гибели народного героя. Проводился сравнительный анализ ДНК потомков Сусанина с находками XVII века. Это может показаться удивительным, но участники этой экспедиции уверены – Сусанин был похоронен именно там. Медико-криминалистический анализ останков одного из мужчин это подтверждает.

Интересно, что имя Сусанина носят не только улицы и площади в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге именем легендарного героя назван магазин… навигаторов.

Имя Ивана Сусанина всем известно с детства. Ещё бы – ведь это первый российский партизан, отдавший жизнь за Михаила Романова и заведший поляков в болото, где заблудились и они, и он сам. Что интересного известно о жизни этого маленького, но великого человека?

Тайна фамилии

Крестьяне были простыми людьми, поэтому и фамилий у них долгое время не было. Точнее, они давались по имени отца – отсюда и произошли известные «Ивановы», «Петровы» и «Сидоровы». Фамилия «Сусанин» происходит от женского имени «Сусанна» , что в те времена обозначало незаконность рождения. Будь Иван рождён в законном браке, он был бы Иваном Осиповым, потому что в некоторых источниках стоит его отчество. Тем не менее, утверждать об этом наверняка нельзя, так как это неточные сведения.

Жизнь за без-пяти-минут царя

По подаче Михаила Глинки, композитора и автора оперы «Иван Сусанин: Жизнь за Царя», подвиг русского крестьянина всегда называют именно так, хотя, фактически, в 1613 году Михаил Романов царём ещё не был. Да, он был претендентом на престол, но коронован был уже позже.

Фамильные льготы

Единственным потомком Сусанина называют дочь Антониду , вышедшую замуж за крестьянина Богдана Собинина . У пары родилось двое сыновей – Даниил и Константин . В 1619 году внуки Сусанина и его зять получили льготы от царской семьи: за подвиг, совершённый их предком, они освобождались от налогов. Богдану также даровалась половина Домнино. Последняя из льготных грамот была выдана в 1837 году . Тот факт, что этот документ действительно существует, ставит скептиков в сомнение: если Сусанина не было, почему простому крестьянину пожаловали такие почести? Есть, впрочем, доказательства того, что потомки крестьянина явились к царю сами, не предоставив, по понятным причинам, никаких фактов, что героический предок действительно существовал.

Где он погиб?

Конкретных знаний о месте гибели Сусанина нет. Историки лишь говорят, что это произошло в лесной чаще , куда партизан завёл поляков и где они безуспешно истязали его, надеясь выпытать правду. Скорее всего, крестьянин направлялся в село Исупово – оно находилось в противоположной стороне от места укрытия Романовых. Здесь в 2003 году производились археологические раскопки – среди 41 найденного крестика, лишь 1 был православным . Последний был искривлён, что свидетельствует о контакте с режущим оружием.

Где он похоронен?

Хотя по легенде тело Сусанина было брошено в болото , есть сведения о том, что, взойдя на престол, Михаил Романов приказал его найти и похоронить как следует. Тело было найдено и якобы похоронено в Ипатьевском монастыре – но это произошло спустя 6 лет после его подвига, поэтому сомнительно, что спустя столько времени его смогли бы найти. Скорее всего, тело нашли ещё раньше и похоронили в Воскресенской церкви в Домнино, его родной деревне. Церковь до наших дней, увы, не сохранилась.

Долгий путь к славе

Несмотря на то, что Сусанин действительно совершил великий подвиг (пускай Романов тогда ещё не был царем), долгое время широкой публике он был неизвестен. Его известности поспособствовала Екатерина Великая, посетившая Кострому в 1767 годы и выслушавшая речь местного архиерея. С той поры о героическом крестьянине стали говорить чаще, а Сергей Глинка, писатель, наконец облёк подвиг в литературу. Именно благодаря ему о партизане узнала вся Россия. Когда на троне сидел Николай I, образ Сусанина использовался как образец самопожертвования ради самодержавия – ради царя, единственно способного править большой страной.

Другая легенда

Известность Ивана Сусанина и причина, по которой его потомкам пожаловали царские льготы, могут быть и в другом. Согласно другой, менее популярной легенде, партизан не водил поляков на болото : он просто помог будущему царю Михаилу спрятаться в его доме – так хорошо, что ворвавшиеся поляки не смогли его найти. Старосту, опять же, пытали, выпытывая сведения о будущем царе, но он не сдался, за что и был убит. Тем не менее, эта версия менее героична, поэтому о ней вспоминают нечасто.

Память

Члены династии Романовых высоко ценили Сусанина и пеклись о том, чтобы память о нём дожила и до наших дней. Так, Николай I приказал окрестить главную площадь Костромы Сусанинской – это имя она носит и по сей день. Здесь же стоит и памятник Ивану Сусанину. И если к таким чествованиям мы привыкли, то к тому, что имя героя может стать названием для магазина навигаторов в Санкт-Петербурге!

  • Нет никаких сведений о том, когда Сусанин родился, поэтому и нельзя сказать, сколько лет ему было, когда он погиб – скорее всего, не больше 40 . Дата смерти, 1613 , тоже неточна.
  • Родился, скорее всего, Сусанин в деревне Деревнищи (иногда называется «Деревеньки»).
  • Должность Сусанина в Домнино значилась как «вотчинный староста» . Служил он либо у Романовых, либо у Шестовых – на этот счёт источники разнятся.
  • Данных о супруге партизана нет, поэтому, вероятнее всего, он овдовел.
  • В одной из версий легенды Сусанину помогает Богдан Собинин, его зять. Считается, что эта ошибку допустил его праправнук, Иван Лукьянович, когда императрица Анна отказывалась выдать ему льготы. Видимо, наличие целых двух героических предков как нельзя лучше подтверждает право на освобождение от налогов!
  • В истории нет точных сведений, погиб ли Сусанин от руки поляков. В лесах водилось много разбойников , поэтому с тем же успехом расправиться с ним могли и русские.
  • Михаил Глинка был не первым, кто положил историю Сусанина на музыку. Его опередил Кавос , композитор с итальянскими корнями: его опера была написана за 20 лет до этого.
  • В летописи, датируемой 1612 годом, есть упоминание о другом крестьянине, совершившем идентичный подвиг. Вероятно, таких историй было и того больше, но информации об этом просто не сохранилось.
  • В Советском Союзе образ Сусанина не превозносился, а наоборот, преследовался . Национальный герой считался подкаблучником царской короны, памятник было приказано снести, а площадь в Костроме была переименована в «Площадь Революции». В 1967 году памятник был восстановлен на своём прежнем месте, и площади вернулось её старое название.

М.И. Глинка опера «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

«Жизнь за царя» или, как ее еще называют, «Иван Сусанин» заслуживает признания первой русской национальной оперы. Она стала достоянием русского искусства в мировых масштабах, это первая русская опера, получившая признание во всем мире. Несмотря на то, что до «Ивана Сусанина» было написано несколько оперных произведений, они не получили популярность. Возможно потому, что сочинявшие их композиторы не являлись такими великими деятелями искусства, как . Действие оперы разворачивается вокруг подвига Ивана Сусанина, а неожиданный успех произведение получило из-за замечательной музыки, с содержанием народных мелодий, ярких героев и национальных костюмов.

Краткое содержание оперы Глинки «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

бас крестьянский мужик, который завел в чащу леса поляков
Антонида сопрано дочь Сусанина, невеста Собинина
Ваня контральто усыновленный ребенок Сусанина, предупредивший войско Минина об опасности
Богдан Собинин тенор один из русских войнов и жених дочери Сусанина
Сигизмунд Третий бас король поляков

Краткое содержание «Ивана Сусанина»


Недалеко от костромской области, домой, в село Домнино, возвращаются молодые войны, победившие польское войско, вторгшееся на территорию Руси. Радостные крестьяне устраивают торжественную встречу. Жених Антониды, Богдан Собинин, тоже был в числе участников, защищающих отчизну. Но Иван Сусанин, отец Антониды, рассказывает, что враги лишь на какое-то время отступили, и теперь необходимо готовиться к очередному сражению. Сусанин принял решение о том, что не бывать никакому празднику бракосочетания, пока поляки топчут родные земли. Наконец-то приходит Собинин и приносит отрадную новость: Минина, легендарного народного героя, поставили во главу всего ополчения. В него верит весь народ! Сусанин, обрадовавшийся такой вестью, разрешает сыграть свадьбу возлюбленным.

Польский король Сигизмунд Третий организовывает бал, на котором угощает своих друзей великолепным пиром. Море вина, красивая музыка и танцующие девушки, занимающие внимание гостей. Несмотря на то, что они еще не победили, польская шляхта все равно радуется успехам армии на русских землях. Внезапно появляется гонец с плохой вестью: Минина поставили во главу ополчения, и он начинает воевать против поляков. Празднество прекращается, и король говорит своим войнам, что русский предводитель нужен ему живой или мертвый.


К церемонии свадьбы дочери Сусанина и ополченца Богдана идет подготовка в доме отца невесты. Сусанин делится со своим приемным сыном Ваней новостью о том, что лагерь Минина недалеко, в Ипатиевском храме, и к нему присоединяются вооруженные войны. Во время празднества свадьбы, поляки входят в дом и заставляют Сусанина показать им тайное место, где Минин собирает единомышленников. Сусанин делает вид, что подчинен им, а сам придумывает план, как уберечь вождя с русским войском. К нему быстро приходит идея: он уведет врагов в лес, и они оттуда точно не смогут выйти сами. Тем временем Ваня бежит к Минину, чтобы сообщить ему, что враги недалеко, и необходимо искать новое убежище для сбора армии.

Собинин вместе с отрядом бежит в догонку чужеземцев. Русские войны готовы к разгрому армии врагов, и хотят спасти Иван Сусанина. Минин и его люди также идут навстречу полякам.


Уже в лесной чаще Иван перестает вводить в заблуждения врагов и сообщает им, что он их запутал, и теперь они тут умрут. Он готов принять смерть, и начинает прощаться со всем, что ему дорого. Поляки в гневе убивают запутывавшего их русского. Войны во главе с Собининым не успевают спасти Ивана Сусанина, но над поляками они одержали победу. Весь народ горестно вспоминает этот храбрый подвиг.

В Москве перед Кремлем на площади идет победоносное празднование русской армии, которая освободила Родину от поляков. Осиротевшая семья: сын Ваня, дочь Антонида и ее жених Собинин тоже на площади. Начинается колокольный звон и чествование памяти Ивана Сусанина.

Фото :





Интересные факты

  • Именно опера «Жизнь за царя» принесла М.И. Глинке мировую славу. Он стал первым русским композитором, который смог достичь таких высот.
  • Первоначальное название оперы было «Иван Сусанин», но за несколько дней до премьеры Михаил Иванович переименовал ее. «Жизнь за царя» - такое новое название было дано произведению, придумал его поэт Нестор Кукольник. Интересно, что был еще один вариант названия - «Смерть за царя».
  • Во время премьеры оперы «Жизнь за царя» среди зрителей присутствовал царь Николай первый. После спектакля он подарил Михаилу Ивановичу перстень из бриллиантов, показав этим жестом то, что ему чрезвычайно понравилось произведение.
  • Существует два варианта либретто музыкальной драмы Глинки. Первая - барона Егора Розена, вторая - Сергея Городецкого, редакция которого использовалась в СССР.
  • Композитор гармонично соединил в своем произведение европейские оперные и симфонические нормы с русскими хоровыми интерпретациями.
  • Капельмейстер Катерино Кавос, который был первым композитором, сочинившим оперу на громкие событии 1612 года, признал вариант оперы Глинки лучше своего. И даже снял свою постановку со сцены театра.
  • Несмотря на такую ошеломляющую реакцию публики на премьеру «Жизни за царя», второе оперное произведение Глинки «Руслан и Людмила» потерпело крах. Император акцентированно вышел из зала, не досмотрев постановку до конца.
  • Идея об использования истории Ивана Сусанина для оперы принадлежит Василию Жуковскому, хорошему товарищу Михаила Ивановича. Он же и посоветовал композитору написать об этом подвиге русского мужика.
  • Владимир Ленин в свое время сказал, что в русской литературе до творчества Л. Толстого нигде не описан подлинный мужик. Музыковеды говорят такое же об Иване Сусанине, что до Глинки в русской музыке нельзя найти образ настоящего мужика.
  • Опера «Жизнь за царя» была настолько безупречна для того времени, что даже музыкальные критики не могли найти в ней хоть какие-нибудь изъяны.
  • Была послереволюционная попытка осуществить странную затею по замене сюжетной линии оперы в советские реалии 1917 года. В первой редакции перенесли временную эпоху с 17 века в эпоху красно-белой революции. Иван Сусанин предстал перед публикой передовым крестьянином, который был всем сердцем за советскую родину. Приемный сын Ваня стал комсомольцем. Интересно, что враги-поляки сохранились, так как и в конце 10-ых годов шли военные действия с Польшей. Гимн в финале «Славься, славься, ты Русь моя» превратился в «Славься, Славься, советский строй». Но такая вариация оперы не очень понравилась зрителю, поэтому данная редакция не имела популярности.
  • В один и тот же день на одном и том же месте всего лишь с разницей в 6 лет были поставлены две оперы М.И. Глинки. (Петербургский Большой театр, оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» в 27.11.1836 и 27.11.1842 по новому времяисчислению).


  • У Михаила Ивановича Глинки было два любимых ученика Осип Петров и Анна Воробьева (в будущем, ставшая Петровой-Воробьевой). Партия Сусанина сочинялась под Осипа, а партия Вани под Анну, именно поэтому эта роль написана для низкого редкого женского голоса - контральто.
  • Глинка сделал оригинальный свадебный подарок для своей ученицы Анны, он расширил роль приемного сына Сусанина, добавив большую сцену, когда Ваня добегает до стен монастыря, чтобы предупредить Минина об опасности. А опера уже была написана и отрепетирована. Позднее, эта сцена стала одной из самых запоминающихся.
  • Современник и знакомый Глинки, князь Одоевский, рассказывал, что изначально на сюжетную линию Ивана Сусанина композитор хотел написать ораторию, а не оперу.

Популярные арии и номера из оперы «Иван Сусанин»

Каватина и рондо Антониды из 1 действия "Ах поле, поле ты мое" (слушать)

Песня Вани из 3 действия "Как мать убили..." (слушать)

Романс Антониды из 3 действия "Не о том скорблю подруженьки" (слушать)

Сцена Сусанина с поляками из 3 действия "Велик и свят наш край родной" (слушать)

Речитатив и ария Вани из 4 действия "Бедный конь" (слушать)

Финальный хор "Славься" (слушать)

Музыка

Отечественное героико-трагическое произведение - такую характеристику дал своей опере М.И. Глинка. Русский народ в этом произведении занимает далеко не последнее место, Глинка сделал этот массовый образ активным в исторических событиях упомянутой оперы. Именно за счет такого решения, спектакль получился эпического размаха, так как в нём присутствуют массовые хоровые сцены. Отдельные герои и их судьбы представлены неразрывной связью с судьбой родины. Массивные музыкальные иллюстрации жизни русских людей, их быта, и природные красоты родины идеально переплетаются в произведении, раскрывая многогранные характеры героев.

Оперная драматургия и музыкальные номера в опере оказались подлинными и новаторским, что послужило началу создания нового оперного жанра - народная музыкальная драма. Не всё придворное общество смогло принять и понять образ главного героя Ивана Сусанина, и музыку, которая его олицетворяла. Замысел композитора был в том, чтобы соединить русские мелодичность и песни, с европейскими гармониями и композициями. Такое объединение далеко не все музыканты смогли воспринять сразу, но никто не отрицал значимость этого произведения.

История создания

Стоит отметить, что первая написанная опера «Иван Сусанин» принадлежит Катерину Кавосу. Премьера постановки была показана в 1815 году. Либретто было сочинено Александром Шаховским. Произведение получилось «пера комик » - это французский стиль, где музыкальная и речитативная часть занимают одинаковое количество мест в произведении. В конце варианта Кавоса Иван Сусанин остается жив.

На самом деле в истории создания оперы «Иван Сусанин» много противоречий и запутанности. Но если судить по фактам, то получается следующее... Когда Михаил Иванович осуществлял путешествие по Итальянским и Германским городам, его мысли периодически были заняты идеей создания музыкального произведения, в котором присутствовал бы национальный дух. Именно эти идеи и сподвигли композитора начать работать над оперой. Во время заграничной поездки и обучения там он говорил, что все, что он сочинял для Миланских пьес, ему чуждо, и он чувствует в своем итальянском творчестве некую неискренность. И все эти мысли и ощущения навеяли на него мысль, что нужно писать русскую музыку.

Первоначально, когда Глинка вернулся в Россию, он хотел написать оперу по произведению Василия Жуковского «Марьина роща», но довольно быстро сменил свое решение, и в конце-концов получилась опера «Жизнь за царя». Кстати, идею исторической оперы подкинул Михаилу Ивановичу Василий Жуковский.


Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение прошло очень благополучно! Одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».

Постановки


1836 - этот год стал знаменательным для русского вокального искусства. В этом году состоялась первая постановка оперы «Жизнь за царя». 27 ноября (по новому календарю) Петербург смог оценить первую русскую оперу в Большом театре города. Первыми исполнителями стали такие оперные певцы, как: Мария Степанова, Лев Леонов, Осип Петров и Анна Воробьева, первый дирижер - Катерино Кавос.

Прошла революция 1917 года, в СССР музыкальная драма долго не ставилась. Либретто хотели изменить, подстроить под историю революции, но успех такого варианта не постиг. Впоследствии поэт Сергей Городецкий спас эту печальную ситуацию, переписав либретто Георгия Розена, на "советский" лад. В 1939 году состоялась новая постановка, дирижером был Самуил Самосуд, а режиссер - Борис Мордвинов.

В Большом театре с 1945 года появилась ежегодная традиция - оперная постановка "Иван Сусанин" открывал сезон очень длительное время. Партия Ивана Сусанина исполнялась такими великими басами, как: Максимом Михайловым, Иваном Петровым, Александром Ведерниковым и Евгением Нестеренко.
На Российских сценах опера пользовалась и пользуется популярностью до нынешних дней. Были попытки ставить оперу по первоначальному либретто, но такие постановки не приживались.

Самая знаменитая постановка «Ивана Сусанина» за рубежом была в театре Ла Скала (город Милан). Федор Шаляпин в роли Иван Сусанина покорил итальянских слушателей.

Опера «Жизнь за царя » - поистине великое произведение, которое заслуживает всех тех похвал и восхищений, упоминающихся о ней. Это гуманистическое, истинно русское и патриотичное произведение Глинки сделало Ивана Сусанина очень знаменитым в нашей стране, и, благодаря опере, его образ стал бессмертным.

М.И. Глинка «Иван Сусанин» (Жизнь за Царя)

Публикации раздела Музыка

Две оперы Михаила Глинки в 10 фактах

О перные сочинения Глинки открыли новый этап в развитии российского музыкального театра. Сочинений было два - «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила», и оба они предопределили дальнейший путь русской национальной оперы. Мы проследили судьбу постановок на музыку Михаила Глинки и выбрали 10 малоизвестных фактов.

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки. 1887 год

Федор Федоровский. Эскиз декорации к заключительной сцене оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939

Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1951. Иллюстрация: art16.ru

1. Идею создать оперу о подвиге Ивана Сусанина Глинке предложил его друг Василий Жуковский: «…как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей», - вспоминал потом композитор.

2. В работе над оперой существуют свои каноны: музыку принято писать, ориентируясь на слово. Однако Глинка действовал наоборот, что породило сложности в создании поэтического текста либретто. Успеть за музыкой Глинки пытались Нестор Кукольник, Владимир Сологуб, князь Владимир Одоевский и сам Жуковский. Но удалось это по большей части только барону Георгу фон Розену. Глинка больше всего ценил в нем способность сочинять слова уже к готовой музыке: «У Розена по карманам были разложены впредь уже заготовленные стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, то есть размера, мне нужно и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особенного кармана. Когда же размер и мысль [не] подходили к музыке и [не] согласовались с ходом драмы, тогда являлось в моем пиите необыкновенное упрямство. Он каждый свой стих защищал с стоическим геройством».

3. Зрители музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». В опере «Жизнь за царя» композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит. Это было чуждо придворным слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии. А вот Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.

4. После революции 1917 года были предприняты попытки изменить сюжет оперы и перенести ее в советские реалии: «Первая редакция была - перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» - в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский». Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй» (Леонид Сабанеев. «Воспоминания о России»).

Петр Вильямс. Эскиз декорации «Доминино» к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939. Иллюстрация: tamart.ru

Рисунок по мотивам оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Иллюстрация: intoclassics.net

Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». Театр имени Кирова. 1940. Иллюстрация: megabook.ru

5. Однако известной стала другая постановка оперы - 1939 года, в ее основу легло либретто поэта Сергея Городецкого. Его вариант либретто сильно изменил сюжет: в оперу «прибыли» новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о царе вовсе отсутствовали. По указу Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С такими сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза.

«Руслан и Людмила»

Николай Ге. «Руслан и Людмила». Вторая половина XIX века

Иван Билибин. Дворец Черномора. Эскиз декораций к опере Михаил Глинки «Руслан и Людмила». 1900. Иллюстрация: belcanto.ru

Константин Сомов. Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». 1897. Иллюстрация: belcanto.ru

1. Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. Работа над оперой и либретто затянулась на пять лет.

2. Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. Он придал своему творению черты эпической монументальности: контрастные по содержанию картины неторопливо сменяют друг друга.

3. Глинка придумал новый оркестровый прием - подражание гуслям в звучании арфы пиццикато и фортепиано. Позднее Николай Римский-Корсаков применил его в операх «Снегурочка» и

Иван Билибин. Сады Черномора. Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1913 год. Иллюстрация: belcanto.ru

5. Николай I демонстративно ушел с премьеры, не дослушав оперу до конца. А все потому, что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец - лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.

31.03.2017

Есть такие имена, которые, казалось бы, у всех на слуху - в то же время мы очень мало знаем о человеке и его жизни, за исключением имени. Эти слова с полным правом можно отнести к личности Ивана Сусанина. Что мы знаем о нем? Какие подлинные интересные факты о судьбе и подвиге народного героя Ивана Сусанина мы можем вспомнить? Выясняется, что сегодня уже очень многое скрыто от нас в глубине веков - и практически никаких источников, увы, не сохранилось.

  1. Подвиг Ивана Сусанина в течение долгого времени озвучивался как «Жизнь за царя». А был ли Михаил Романов уже избран на царство, когда Сусанин спасал юношу от рук польских интервентов? Вполне возможно, что еще нет - Иван Сусанин завел в лесную чащу поляков не то в конце 1612, не то в начале 1613 года. Если верна первая дата, получается, что Михаил оставался только господином Сусанина, но не самодержцем Всероссийским.
  2. Отчество Ивану Сусанину «приписали» в XIX веке - Осипович. Не существует никаких достоверных источников, которые удостоверяли бы его подлинность. Не исключено, что его просто выдумали историки и литераторы.
  3. Согласно ряду сохранившихся документов, Сусанин был вотчинным старостой Романовых, в ведении его находилось их родовое село Домнино.
  4. Реальность подвига костромского крестьянина, в котором начали было сомневаться, подтверждается фактом пожалования зятю Сусанина Богдану именной грамоты от самого царя Михаила, где сказано было примерно следующее: «За кровь, за терпение, за спасение наше жалуем Богдашке и его роду половину села, освободив его от всех податей». Если бы подвига не было - разве удостоился бы простой крестьянин (да еще, вероятно, крепостной) таких милостей с царского плеча?
  5. Сусанин, скорее всего, был вдовцом, так как нет нигде упоминаний о его супруге. О его родственниках точно известно лишь, что у него была дочь Антонида, а потому царская благодарность распространилась не на мужское потомство, которого не было, а на дочь и зятя Сусанина.
  6. До сих пор неизвестно, где погиб Иван Сусанин. Одни источники указывают лесную чащу. Другие же называют село Исупово, место возле церкви. Согласно последней версии, Иван, уводя поляков от места укрытия матери и сына Романовых, вел их в противоположную сторону и довел до Исупова, где и раскрыл свой замысел врагам. Смерть его оказалась страшной и мучительной: разъяренные поляки пытали его, а затем казнили.
  7. О подвиге Сусанина немногим было известно вплоть до XVIII в. Широкому распространению сведений об этом удивительном человеке поспособствовала Екатерина Великая. Приехав однажды в Кострому, она отметила как очень талантливую речь костромского архиерея Дамаскина, который рассказал о Сусанине. С того времени в исторических источниках все чаще стало звучать имя крестьянина, отдавшего жизнь за царя и Отечество.
  8. Все мы знаем оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Но, оказывается, первое музыкальное произведение на эту тему было написано 20 годами раньше - это опера композитора итальянского происхождения Кавоса.

Иван Сусанин был простым человеком - крестьянином, вряд ли приближенным к борьбе за трон и придворным интригам. Его подвиг был совершен не из честолюбивых побуждений, не с целью выделить если не себя, то хотя бы потомство, поднять свой род на более высокую ступень социальной лестницы. Это было самопожертвование человека, сознательно отдавшего свою жизнь за свободу Родины, за то, чтобы прогнать ненавистных захватчиков. Низкий поклон от нас, потомков, народному герою Ивану Сусанину, и пусть память о нем навсегда сохранится в веках.