Царь птолемей филадельф. Учебник "еврейский народ в эллинистическом мире"

Иудея под властью Птолемеев

Птолемей I Лаг

Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. После его смерти в 323 г. до н. э. полководцы Александра стали воевать друг с другом за обладание покоренными землями. Эти войны вошли в историю под названием "войны диадохов" (диадох - в переводе с греческого - наследник).

Птолемей был одним из ближайших друзей Александра. Не раз он выполнял самые трудные поручения великого полководца. После смерти Александра он считал, что держава должна перейти в крепкие руки. Птолемей I Лаг, по прозвищу Сотер, был правителем Египта в 324-283 гг. до н. э. Около 20 лет потребовалось ему на то, чтобы отвоевать Иудею у Селевкидов. Боевые действия велись на территории Эрец Исраэль. Иерусалим несколько раз переходил то к одному правителю, то к другому. По рассказу летописцев, Птолемей I легко овладел городом, напав на него в субботу, когда евреи не могли сопротивляться врагу с оружием в руках. В 301 г. до н. э. Иудея окончательно перешла под власть Птолемея I.

После многолетних смут земли Передней Азии и Северной Африки были разделены между двумя греческими полководцами: Египет и Иудея остались за Птолемеем I, а Сирия, Малая Азия и Вавилония достались военачальнику Селевку. Столицей Птолемеев была выбрана Александрия Египетская, а Селевкидов - Антиохия, в Малой Азии. Сирийские правители из рода Селевка не могли смириться с мыслью, что Иудея досталась египтянам, и всегда искали случая отвоевать эту землю. Но египетские цари еще долго удерживали Иудею под своей властью.

Историки утверждают, что с покоренными народами Птолемей I Лаг обращался справедливо. Уведенных из Иудеи пленных поселил в Александрии и предоставил им все гражданские права. Способных еврейских воинов он назначил начальниками армии и доверил им охрану крепостей. Многие добровольно приходили из Иудеи в Египет и поселялись там. Но сами египтяне враждебно относились к евреям, как к иноплеменникам, пришедшим в их страну вместе с завоевателями греками.

В самой Иудее Птолемей I оставил за жителями ту же свободу управления, что и при персах. Внутренними делами заведовал первосвященник при помощи Санѓедрина. Первосвященник был представителем Иудеи перед египетским правительством, он отвечал за своевременную выплату налогов и поддержание мира в Эрец Исраэль.


Птолемей II Филадельф. Септуагинта - перевод семидесяти

После Птолемея I царем Египта стал его сын - Птолемей II Филадельф (царствовал в 283-247 гг. до н. э.), при котором положение евреев стало еще лучше. Новый правитель окружил себя греческими учеными и поэтами, заботился о развитии в своей стране наук и искусств. При его дворе в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные и художественные произведения всех народов.

Предание рассказывает, что Птолемей II Филадельф, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для своего богатого книгохранилища. Несмотря на то, что в Египте было много еврейских мудрецов, Птолемей II обратился к первосвященнику Иерусалима Элазару и попросил прислать в Александрию знающих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Элазар прислал 70 ученых, которые привезли с собой для перевода подлинники Торы.
Переводчики удостоились блестящего приема. Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Ученым отвели дворец на острове Фарос, недалеко от Александрии, и там, в полной тишине, они начали свой труд. По одному из существующих преданий, каждый получил отдельную комнату и не мог общаться в процессе работы с другими переводчиками. По окончании работы выяснилось, что все 70 переводов совершенно одинаковы.
Другое предание повествует, что переводчики постоянно советовались друг с другом, подолгу обсуждая детали перевода Священного текста.

Перевод был вручен Птолемею II в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины попросили разрешения списать копию с перевода для распространения его в своих общинах, где евреи в основном говорили по-гречески. Многие из них уже не могли читать Тору на родном языке. Позднее были сделаны переводы и остальных книг Танаха. Через эти переводы эллинистический мир открыл для себя совершенно иную религию, культуру и философию. Впоследствии этот перевод получил название "Септуагинта" - "перевод семидесяти".

До сих пор отношение к этому событию в еврейском мире неоднозначно. Одни считают, что перевод Торы обеспечил ее распространение в эллинистическом мире и оказал на него большое влияние. К тому же перевод Торы на греческий язык дал возможность евреям, утратившим знание своего языка, оставаться верными религии предков.

Другие считают перевод Торы катастрофическим событием в жизни еврейского народа. По их мнению, миру была открыта книга, которую Бог даровал только еврейскому народу. Добавим, что тексты, подобные Священному писанию, невозможно точно перевести на любой другой язык.


Птолемей III Эвергет

При Птолемее III Эвергете, правившем в 246-221 гг. до н. э., Иудее угрожала большая опасность. Сирийские цари хотели вернуть себе Иудею. Они склонили на свою сторону первосвященника и знать и уговорили их отказаться от платежей египетскому царю. Птолемей III отправил в Иудею посла со строгим требованием немедленной уплаты 20 талантов серебра (1 талант 21,5 кг), грозя наказать непокорных.

В Иерусалиме вновь разгорелись споры. Сторонники египетского владычества отправили молодого племянника первосвященника Йосефа, сына Товии, в Александрию, чтобы смягчить гнев Птолемея III. Льстивыми речами и богатыми подарками Йосеф сумел расположить к себе царя и убедить его в верности иудейского народа.
Птолемей III назначил Йосефа главным сборщиком податей в Палестине. В его распоряжение был отдан отряд из 2000 солдат. Двадцать два года Йосеф заведовал сбором податей и усердно выполнял свои обязанности. За это время он не только значительно обогатил египетскую казну, но и сам обогатился. Как царский уполномоченный, он имел большое влияние на управление делами в Иудее и способствовал установлению в ней греческих порядков. Евреи из богатых слоев общества стали все больше подражать жизни греков, предавались роскоши и праздности и все более отдалялись от еврейских обычаев.


Птолемей IV Филопатор

Враждебное отношение к евреям впервые проявилось при Птолемее IV Филопаторе, который правил в 221-205 гг. до н. э. Сирийский царь Антиох III Великий угрожал Иудее. Он уже завладел Галилеей и землями к востоку от Иордана. Птолемей IV сумел разбить сирийцев и вернуть завоеванные земли. Современники полагали, что после этого удачного сражения Птолемей IV мог начать успешное наступление и отобрать все земли у Антиоха III. Но царь больше любил веселье и праздники, чем военные походы.

Послы от иудейского народа пришли поздравить египетского царя с победой. Предание сообщает, что царь изъявил желание посетить Иерусалим и принести жертву в Храме.

Вскоре Птолемей IV прибыл в Иерусалим и поднялся на Храмовую гору. Войдя в передние помещения Храма, он захотел идти дальше, в Святая Святых, куда по закону разрешался доступ только первосвященникам. Ни просьбы священнослужителей, ни ропот собравшегося народа не смогли изменить его намерения. Иосиф Флавий рассказывает, что как только царь ступил на порог священного покоя, ноги его подкосились, и он упал в изнеможении, так что из Храма его пришлось выносить на руках. С тех пор, согласно преданию, он возненавидел евреев и их веру.

Сведения об этих событиях сохранила для нас Третья Книга Маккавеев, которая была написана египетским евреем и посвящена евреям этой страны в царствование Птолемея IV Филопатора. Главной целью автора книги было возвеличивание Храма, рассказ о проявлениях Божественной силы, а не изложение строгих исторических фактов. Вот почему книга больше похожа на литературное произведение и не все изложенные в ней события можно считать научно подтвержденными.


Изменения в хозяйственной жизни Иудеи

Военные действия между Египтом и Сирией приносили с собой гибель и разорение для жителей Эрец Исраэль. Даже когда военные действия не велись на ее территории, экономические потери были огромны. Армии воинов в сопровождении бесконечных обозов, купцов, женщин, детей и собственных рабов солдат захватывали города, присваивали запасы, грабили деревни. При обычной численности армий в 80 000 пеших солдат и 8000 всадников Эрец Исраэль вынуждена была кормить около 300 000 человек и огромное количество скота - лошадей, ослов, мулов и верблюдов.

Все население было обязано платить налоги на землю и урожай, которые доходили до 1/3 от урожая зерновых и 1/2 от урожая фруктов. При греческом владычестве изменилось и положение рабов. Если раньше человек за долги поступал в зависимость к местному хозяину и оставался жить в своем поселении, то теперь продажа рабов за пределы Эрец Исраэль стала массовым явлением.

Но вместе с завоевателями в Иудею пришли и технические усовершенствования. Примитивная ручная мельница, в которой зерно мололи с помощью каменного жернова, была вытеснена греческой мельницей, в которой ручной труд был необходим только в начале работы.

В это же время появляются масличные давильные машины и прессы для производства вина. Появляется и вертикальный ткацкий станок. Воду поднимали с помощью ворота и "бесконечной" веревки. Возможно, к этому времени относятся и некоторые усовершенствования плуга.

В гончарном деле произошли серьезные изменения - гончары стали работать на круге, который приводился в движение ногами. Руки освободились для создания изысканных форм. Для небогатых покупателей гончары стали покрывать изделия из глины глазурью - и их с трудом можно было отличить от серебряной и золотой посуды, которая была в моде у аристократов.

Даже в освещении произошли перемены. Традиционно в Палестине использовали открытое блюдце, край которого слегка загибался, чтобы поддерживать фитиль, - в блюдце наливалось масло, и светильник был готов. Теперь же стали появляться "греческие лампы" - маленькие, черно-глазированные, с насадкой для фитиля, они дольше горели, экономили масло и фитили, были более безопасными.

Вопросы к главе
1. Попытайся выделить в рассказе о создании перевода Торы на греческий язык исторические и мифические элементы.
2. Узнай у учителя традиции, какие еще существуют мнения по поводу перевода книг Танаха на греческий язык.
3. Составь общее описание жизни еврейского народа под властью династии Птолемеев.
4. Кто был главным противником Птолемеев в борьбе за обладание Иудеей?
5. Расскажи об основных занятиях евреев Эрец-Исраэль.
6. Найди на карте столицу царства Птолемеев Селевкидского царства.


Исторические источники

Греческий историк Агафархид о причинах падения Иерусалима

При чтении отрывка обрати внимание на отношение историка Агафархида к соблюдению евреями предписаний Торы.

[…] Существует народ, называемый иудеями, которые, обладая укрепленным и большим городом Иерусалимом, допустили его занятие Птолемеем только потому, что не желали взяться за оружие. Вот вследствие такого несвоевременного и неуместного суеверия им пришлось предпочесть столь сурового деспота. […]
Иосиф Флавий

1. Каково отношение Агафархида к Птолемею Лагу? Объясни свое предположение.


Описание захвата Иерусалима у Иосифа Флавия

Сравни этот отрывок с описанием Агафархида.

[…] Птолемей овладел хитростью и обманным образом также и Иерусалимом, а именно, вступив в город в субботу под предлогом принести жертву, он не встретил со стороны иудеев не малейшего к тому препятствия (они нисколько не предполагали в нем врага) и вследствие того, что они ничего не подозревали и проводили этот день в беззаботном веселье, без труда овладел городом и стал жестоко править над ним. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Чем отличается это описание от предыдущего?
2. Как оно характеризиует Птолемея I?


Описание заселения евреями Александрии Египетской

При чтении отрывка обрати внимание на положение пленников в Александрии.

[…] Затем Птолемей, забрав в плен множество народа из гористой части Иудеи, из окрестностей Иерусалима, […] повел их всех в Египет и поселил их здесь. Когда же он узнал, что жители Иерусалима отличаются особенной надежностью в соблюдении клятв и сдержании данного ими слова […] он многих из них разместил по гарнизонам и сделал их равноправными с александрийскими македонянами, причем взял с них клятву, что они будут сохранять эту верность также его потомкам. […]
Иосиф Флавий
Иудейские древности. Кн. 12, 1:1.

1. Какие качества жителей Иерусалима отмечены в отрывке?


Книга Маккавеев III о посещении Храма Птолемеем IV

При чтении отрывка обрати внимание на то, как изменялось отношение Птолемея к святости Храма.

[…] 9. Прибыв же в Иерусалим, Птолемей принес жертву великому Богу, воздал благодарение и прочее исполнил, приличествующее священному месту;
10. И когда вошел туда, то изумлен был величием и благолепием и, удивляясь благоустройству Храма, пожелал войти в святилище.
11. Ему сказали, что не следует этого делать, ибо никому и из своего народа не позволительно входить туда, и даже священникам, но только одному начальствующему над всеми первосвященнику, и притом однажды в год; но он никак не хотел слушать.
12. Прочитали ему закон, но и тогда не оставил он своего намерения, говоря, что он должен войти: пусть они будут лишены этой чести, но не я, и спрашивал, почему, когда он входил в Храм, никто из присутствующих не возбранил ему?
13. И когда некто неосмотрительно сказал, что это худо было сделано, он отвечал, раз это уже сделано, то не должно ли ему войти, хотят ли они того, или не хотят. […]
22. Но, исполненный дерзости и все пренебрегший, он уже делал шаг вперед, чтобы совершенно исполнить сказанное прежде.
23. Видя это, и бывшие с ним начали призывать вместе с нашими Всевышнего, чтоб Он помог в настоящей нужде и не допустил такого беззаконного надменного поступка. […]
25. Казалось, что не только люди, но и самые стены и все основания стонали, как бы умирая уже за осквернение священного места. […]
Книга Маккавеев III, 1:9-25

1. Найди в тексте слова, которые показывают отношение автора к происходящим событиям.
2. Почему Птолемей IV так стремился попасть в святилище еврейского Храма?

Первым представителем и основателем династии был Птолемей Лаг или Птолемей I Сотер («спаситель»). Предположительно он родился около 360 года до н. э. и был сыном Лага и Арсипои. Семья его матери была более знатной, чем семья отца, поскольку состояла в родстве с династией македонских царей. Отец Птолемея – Лаг относился к одной из почтенных македонских семей, материальное благосостояние которых основывалось на землевладении.

Важнейшим событием, изменившим жизнь юного Птолемея, был Восточный поход Александра, который открыл македонянам совершенно новый мир. Они впервые увидели горы и долины Малой Азии, покрытый снегом Тавр, приморские равнины Финикии с ее крупнейшими городами Тир и Сидон. В ту пору Птолемей еще не принадлежал к ближайшему окружению Александра. Тем не менее, он участвовал в битве при Иссе (333 г. до н. э.) и вместе с Александром вступил на землю Египта. Особенно он проявил себя уже в конце Восточного похода, он был способным воином, отличавшимся осмотрительностью и личной храбростью. Но еще одной его отличительной чертой была хитрость и предусмотрительность, без которой он, скорее всего, не смог бы стать в будущем фараоном Египта. Жизнь Птолемея полностью изменилась со смертью Александра. В 323 году до н. э. он стал сатрапом Египта. Еще при Александре (332-331 гг.) Птолемей смог оценить преимущества, связанные с положением и населением этой страны. 5

Птолемей I объявил себя царем (фараоном) Египта в 305 году до н. э. Он проявил себя как осторожный и настойчивый владыка, как зачинатель во всех областях своей деятельности. Он вел активную завоевательную политику, начиная с 322 года, чтобы не только расширить границы своего царства, но и максимально обезопасить его рубежи в Средиземном море. Он сделал очень много для своей империи: ввел монетную систему, привлекал в Египет эллинов, старался удержать в войне наемников, наделяя их земельными участками – клерами. Он начал проводить политику сотрудничества между греками и коренным населением, также как это делал Александр, предложив им для почитания нового бога – Сараписа, который одинаково почитался как египтянами, так и македонянами. Так же он уделял большое внимание и покровительствовал развитию культуры и наук. Так он основал в Александрии Египетской Великую Александрийскую Библиотеку и Музей. 6

Сорок лет его правления знаменовали собой период бурного развития и расцвета государства. Птолемей I умер в конце 283 г. до н. э. За два года до своей смерти он назначил соправителем своего сына Птолемея. Именно так без всяких трудностей произошла смена правителя в державе Лагидов. Среди потомков Птолемея I, позднейших правителей и правительниц Египта, он навсегда остался образцом, преклонение перед которым было возведено в священный культ, а память о нем сохранялась и чтилась во все времена существования эллинистического Египта. 7

Его сын Птолемей II, правивший в 283-246 гг. до н. э., был женат на своей сестре Арсиное отсюда он и получил свое прозвище Филадельф («любящий сестру»). Он продолжил дело своего отца и также, как и он, вел активную внешнюю политику, которая была основана как на династических браках, так и на войнах, в частности с державой Селевкидов (1-я и 2-я Сирийские войны) и Антигонидов. В период наивысшего могущества Египта под властью Птолемея II находились Кирена, Кипр, Памфилия и др. Также он мог оказывать влияние на конфедерацию полисов Кикладских островов. Птолемей II дал Египту новую административную систему, которая позволила более эффективно эксплуатировать страну благодаря царским монополиям и строгой налоговой политике. Он реформировал монетную систему, которую когда-то ввел его отец, запретив при этом использование внутри страны иностранных денег, приказал восстановить канал Нехо, вернул к жизни Фаюмский оазис. При его дворе собирались самые знаменитые поэты, ученые и врачи эллинистического мира, а Музей и Александрийская Библиотека процветали и достигли во время его правления своего наивысшего расцвета.

Птолемей III Эвергет I (246-221гг. до н. э.) – «благодетель», сын Птолемея II, был женат на дочери царя Кирены – Беренике. Во второй половине своего царствования вел войну с державой Селевкидов (3-я Сирийская война). Его двор был не менее блестящим, чем у его отца Птолемея II. Он расширил Библиотеку Александрии, приказал организовать и отправить экспедицию в Персидский залив, создал необходимые условия для работы Эратосфена.

Но уже в это время начались народные волнения, из-за все более нарастающего социального напряжения, и так называемая порча монеты. Особенно обострились эти проблемы в период правления первых двух приемников Птолемея III: Птолемея IV Филопатора («любящий отца»), который воевал с Антиохом III Великим – правителем государства Селевкидов (4-я Сирийская война), и Птолемея V Эпифана («славный»), при котором Египет потерял Келесирию – и в итоге от всех внеегипетских владений остались только Кипр и Кирена.

После смерти Птолемея V Эпифана начался долгий период упадка, охвативший II и I вв. до н. э. Былое величие и могущество Египту попытаются вернуть последние представители династии Лагидов, в частности последняя царица Египта – Клеопатра VII. 8

Каждый правитель Египта из династии Лагидов внес свою лепту и вписал свое имя в мировую историю. Птолемей I, как один из наследников первого поколения Александра, относится к числу основателей эллинистических государств, а его потомки продолжали начатое им. Их дела пережили столетия. Именно они направляли судьбы государств в Македонии, Передней Азии и Египте, именно они открыли путь новым идеям и методам в политической и экономической областях, которые в будущем были восприняты римлянами и доведены до совершенства. Египет стал эллинистическим государством одним из первых и на нем же и закончится история эпохи эллинизма. 9

Камея Гонзага
(парный портрет Птолемея II и Арсинои II)
Эрмитаж, Санкт-Петербург

Птолемей II Филадельф - царь Египта, правил в 283 - 246 годах дон.э. Сын Птолемея I и Береники I .

Приход к власти

Он получил престол в обход старших сыновей Птолемея I от первого брака с Эвридикой I , дочерью Антипатрa , и стал править страной с 285 года дон.э. , ещё при жизни отца. Он получил блестящее образование, но был склонен к изнеженности и жестокости.

Птолемей убил своего брата Аргея, будто бы посягавшего на его жизнь. Он же перевёз прах Александра из Мемфиса в Александрию. Птолемей убил и другого брата, рожденного Эвридикой, заметив, что тот побуждает жителей Кипра к отпадению от Египта.

Внешняя политика

Первые успехи

В начале своего правления Птолемей II обратил все силы к тому, чтобы трудности соперников употребить на пользу Египта. Так, под его контролем без всякой борьбы оказались Киклады, ранее принадлежавшие Деметрию Полиоркету . На Делосе Филокл, правитель Сидона , один из главных приближенных Птолемея II, устраивал пышные празднества - Птолемайеи. Следы египетского господства обнаруживаются на Косе, на Кипре. Безусловно, ширилось египетское влияние и в Малой Азии, прежде всего в ее южных областях. Ослабление позиций Антиоха Сотера на международной арене в первые годы его правления (поражение от вифинского царя Никомеда) позволяет предположить, что и в Келесирии египтяне имели возможность усилиться, в частности, овладеть Дамаском.

На Балканском полуострове Птолемей II поддерживал греческие государства и Эпир против Македонии, на Ближнем Востоке стремился сохранить контроль над Келесирией вопреки притязаниям Селевкидов.

Угроза из Киренаики

Непосредственным инициатором Первой Сирийской войны оказался брат Птолемея II по матери, Магас , получивший благодаря Беренике наместничество в Киренаике. Он заключил военный союз с Антиохом I , женился на его сестре Апаме и убедил царя Азии качать борьбу с Птолемеем Филадельфом. Антиох не смог сразу двинуться в поход; он, кажется, в это время был ещё занят войной с галатами. Поэтому Магасу пришлось выступить одному (275 год до н. э.). Он захватил Паретоний, дошел до Хиоса, примерно в 50 километрах от Александрии. Но здесь Магас получил известие, что у него в тылу восстало кочевое племя мармаридов.

Киренский правитель тотчас вернулся домой. Пытаясь преследовать его, Птолемей II неожиданно оказался в том же положении, что и его незадачливый противник: в Египте подняли мятеж против Птолемея 4000 галатов, присланных Антигоном. По своем возвращении Птолемей II сурово наказал их, отправив на пустынный остров в дельте Нила, где они и погибли. Цели восставших галатов не совсем ясны: в одних источниках сообщается, что они хотели захватить Египет, в других- что они просто собирались ограбить египетскую казну.

Война в Сирии

Павсаний сообщает, что в то время, когда Антиох собирался в поход, Птолемей отправил ко всем народам, над которыми тот правил, своих людей. Те подняли возмущение и таким образом задержали Антиоха. О собственных военных действиях Антиоха свидетельствует «Вавилонская клинописная хроника», где под 36 годом Селевкидской эры (275/4 год до н. э.) обозначено следующее: «В этом году царь оставил свой двор, свою жену и сына в Сардах (Sapardu), чтобы обеспечить прочную защиту. Он явился в провинцию Эбирнари (Сирия) и пошел против египетской армии, которая стояла лагерем в Эбирнари. Египетская армия спаслась бегством от него (?). В месяце адар 24 числа правитель Аккада отправил в Эбирнари к царю много серебра, тканей, мебели и машин из Вавилонии и Селевкии, царского города, и 20 слонов, которых прави¬тель Бактрии послал к царю. В этом месяце мобилизовал главнокомандующий войска царя, которые были размещены в Аккаде, и пошел к царю в месяце нисан на помощь в Эбирнари...». Итак, главные военные столкновения Антиоха с Птолемеем произошли в весенние месяцы 274 до н. э. и, кажется, окончились победой Антиоха (если верить толкованию хроники у С. Смита). Успехи Антиоха I в Сирии, возможно, нe ограничивались описанной в хронике операцией. Вероятно, тогда же Антиох внезапно захватил Дамаск, занятый египтянами под начальством стратега Динона.

Боевые действия в Малой Азии

О войне на территории Малой Азии можно говорить лишь предположительно. Имеется, например, случайное упоминание у Полиэна о взятии Кавна полководцем Птолемея Филоклом. Стефаний Византийский говорит о какой-то борьбе, которую цари Понтийской Каппадокии Митридат и Ариобарзан с помощью галатских наемников вели против египтян; сразившись с египтянами, понтийские цари одержали победу, гнали врагов до самого моря и захватили в качестве трофея якоря кораблей. Не исключено, что в данном случае Митридат и Ариобарзан действовали как союзники Антиоха.

Феокрит в 17-й идиллии называет среди малоазийских владений Египта (вскоре после Первой Сирийской войны) Карию, Ликию, Киликию, Памфилию. Некоторые из этих владений полностью или частично могли быть подчинены в Первую Сирийскую войну. Крайне интересно в этой связи решить вопрос о судьбе Ионии. О том, что Египет претендовал на господство в Ионии, свидетельствует письмо Птолемея II в Милет.

Решающим является молчание Феокрита о египетском господстве в Ионии в конце 270-х годов до н. э. Трудно представить, что Египет не пытался овладеть областью Малой Азии, одной из богатейших частей бывшей державы Лисимаха, каковою была Иония. Селевкиды и их союзники предприняли, вероятно, какие-то контрмеры в Ионии, с целью не допустить здесь укрепления позиций египтян.

Конец Первой Сирийской войны

Питомская надпись сообщает, что в месяце хатире 12 года своего правления (ноябрь 274 г. до н. э.) Птолемей II явился в Геронополь «со своею женою (она же и сестра его) для защиты Египта от чужестранцев. Может быть, из этой надписи следует, что ожидалось вторжение войск Антиоха в Египет, и присутствие Птолемея и Арсинои потребовалось, чтобы организовать оборону.

Конец войны нам абсолютно неизвестен. Она завершилась не позднее написания Феокритом своей 17 идиллии, т. е. либо в 273, либо в 272 г. до н. э. Трудно оценить и общие итоги войны. Успехи Селевкидов весьма вероятны, но говорить об их победе едва ли можно. Скорее всего, в результате продолжительных военных действий было достигнуто примирение с изрядной долей компромисса с обеих сторон.

Политика Птолемея в Греции

В декрете Хремонида (на начало Хремонидовой войны), в связи с перечислением всех участников антимакедонской коалиции, сказано, что «царь Птолемей, согласно с направлением предков и сестры, очевидно, ревнует об общей свободе эллинов». Не получив никаких определенных результатов в I Сирийской войне, Птолемей II перенес центр тяжести борьбы за возрождение державы Лисимаха в Грецию. Какую роль в этой политике должен был теперь играть Птолемей, сын Лисимаха и Арсинои, точно неизвестно.

Вмешиваясь в греческие дела, Птолемей II добивался объединения всех антимакедонских сил. Он сделал лакедемонян «друзьями и союзниками», направил дружественное посольство в Афины, вероятно, также с предложением союза, прислал в Дельфы теоров с призывом к дельфийцам принять участие в играх Птолемайеи в Александрии. Не без участия Египта развилась и борьба между городами на Крите. Может быть, Египет и Спарта выступили на Крите как сообщники, а на их стороне стояли такие города, как Фаласарна, Полиррения, Аптера, Гортина.

Хремонидова война

Союзники Птолемея II в Греции потерпели поражение от Антигона Гоната в Хремонидовой войне (268 - 262 годы дон.э.). Эта война, названная так по имени афинского политического деятеля- Хремонида, в которой афиняне в союзе с Египтом, Спартой, многими другими членами пелопоннесского союза и Эпиром сражались против македонского царя Антигона Гоната, успеха не имела.

В 266 году дон.э. Птолемей послал к берегам Греции свой флот под командованием Патрокла, с целью контроля над Кикладским островами, чтобы действовать против македонского царя Антигона II Гоната. Египтяне, вероятно, высадились на восточном берегу Аттики, на полуострове Корони, где найдены остатки временных оборонительных стен, утварь и множество монет Птолемея II. Не сумев склонить спартанского царя Арея к решительному сражению с македонцами, Патрокл с флотом отплыл с аттических вод и с тех пор до конца войны египтяне, кажется, не появлялись в Греции. Результаты раскопок на полуострове Корони показывают, что отход египтян напоминал скорее бегство побежденных. Возможно, во время этой войны египетский флот был разбит при Косе.

Кажется, есть некоторые основания думать, что Птолемей II и тогда снова враждовал с Киренским правителем Магасом и что усилилось вторжение египтян в Ионию. Иония оказалась в руках египтян скорее всего где-то в 60-е годы III в. до н. э., во всяком случае после написания Феокритом своей 17-й идиллии, но до 2-й Сирийской войны. К 261 году до н. э. Магас примирился с Птолемеем и просватал за сына последнего свою единственную дочь Беренику.

Македонцы сильно опустошили Аттику и, между прочим, сожгли священную рощу и храм Посейдона в Колоне. Антигон осадил Афины, принудил их к сдаче и занял своими гарнизонами афинские укрепления (262 год до н. э.). Хремонид бежал из Афин в Египет. Следствием Хремонидовой войны была утрата Египтом того влиятельного положения, какое он занимал раньше на Эгейском море, и значительное усиление Македонии. Тотчас после подписания мира была создана антиегипетская коалиция, куда вошли Антигон Гонат, Антиох II и Родос.

Битва при Андросе

В. Фельман предположил, что было не две морских битвы с Антигоном, а только одна - в водах между рядом лежащими островами Андросом и Кеосом. «Кос» - ошибка переписчиков рукописей. Фельман приводит также и то соображение, что у Плутарха повторение одной и той же истории применительно к битве при Андросе и к битве при Косе далеко не случайно: это свидетельство того, что была именно одна битва, а не две.

Жигунин датирует ее 260 годом до н. э. Он считает, что Птолемей Андромах (сын Лисимаха и Арсинои) участвовал в морской битве при Андросе на стороне Египта и стал свидетелем гибели своих замыслов по обретению своего царства, поскольку египетский флот потерпел поражение. Видимо, после этого события и произошел разрыв долголетних отношений Птолемея, сына Лисимаха, с Птолемеем Филадельфом.

Вторая Сирийская война. Мятеж в Азии

Составным, а может быть, одним из исходных пунктов Второй Сирийской войны был мятеж в Азии «сына Птолемея в сообщничестве с Тимархом»; так нам сообщает Помпей Трог . По Трогу ясно также, что мятеж случился где-то между двумя событиями: смертью Антиоха I (261 г. до н. э.) и смертью Деметрия Красивого в Кирене (259/8 г. до н. э.). Вовсе не исключено, что мятежник, восставший в Азии, был именно Птолемеем, сыном Лисимаха и приемным сыном Птолемея Филадельфа. Ведь у Филадельфа не было других родных сыновей с именем Птолемей, кроме Птолемея III.

Птолемей Андромах, утвердившись в Эфесе, действовал в союзе с Тимархом, тираном Милета. Решившись захватить Самос у египтян, Тимарх проник в Самосскую гавань и применил при этом довольно примитивную, но наглую военную хитрость. Через некоторое время Андромах был убит в Эфесе фракийцами, и город, вероятно, вновь перешел в руки египтян.

Конфликт с Киреной

К несчастью для Птолемея Филадельфа, в то время умер киренский правитель Магас, с которым у египетского царя установились отношения, вполне устраивавшие прежде всего египтян. Жена Магаса Апама, настроенная антиегипетски, предложила Беренику в жены Деметрию, брату Антигона Гоната, по прозвищу Красивому. Деметрий спешно примчался в Кирену, был здесь обласкан и, кажется, провозглашен царем. Согласно Евсевию, Деметрий не терял времени даром: он много воевал в Кирене и «всю Ливию захватил». Вряд ли его врагами были только ливийские кочевники; скорее всего, у Евсевия подразумевается непосредственно война Деметрия с египтянами. Однако во время мятежа, который, якобы, возглавила сама юная Береника, Деметрий был убит в спальне Апамы (259/8 г. до н. э.), а самой вдове Магаса, по настоянию Береники, мятежники сохранили жизнь.

Кирена была подчинена Птолемеем только через 10-12 лет после смерти Деметрия Красивого.

Кампания Антиоха II

Антиох II нашел выгодным и своевременным вмешаться в борьбу держав Восточного Средиземноморья. Союзниками его считались прежде всего родосцы, давно тяготившиеся Птолемеевской гегемонией; Антиох II и родосцы совместными усилиями осадили Эфес. Египетским флотом, по сообщению Полиэна, командовал в гавани Эфес знаменитый афинянин Хремонид. Агафострат, родосский наварх, неожиданно предпринял нападение на вражеский флот и разбил египтян. После этой победы Эфес был взят. Вероятно, тогда же Антиох осадил Милет и, овладев этим городом, уничтожил тирана Тимарха.

Итоги войны

Столь энергичное наступление Антиоха II на египетские позиции в Восточном Средиземноморье означало полное поражение Египта в войне. О самой войне, кроме вышеизложенного, ничего конкретного неизвестно. Ее грандиозные масштабы отчасти выясняются из ее результатов. Различные документы свидетельствуют, что Антиох II вернул себе Ионию, часть Киликии, Памфилию, Птолемею III Эвергету потом пришлось отвоевывать их у Селевкидов. Кажется, Антиох овладел и Самофракией.

Мирный договор был, кажется, заключен в год делосского архонта Пахета - 255/4 г. до н. э. Ни место, ни характер дипломатических соглашений, однако, неизвестны. Быть может, именно в соответствии с условиями этих соглашений Антигон вывел гарнизон из Мусея в Афинах, как акт возвращения «свободы» афинянам. Антиох II должен был подтвердить автономию греческих городов Малой Азии, а Птолемей II - независимость Кирены.

Послевоенная дипломатия

Птолемею Филадельфу было особенно опасно существование широкой коалиции его противников. В условиях военных поражений правитель Египта прибег к ловким дипломатическим маневрам, чтобы посеять рознь между Македонией и Селевкидской империей. Птолемей II старался приблизить к себе Антиоха и женил его на своей дочери Беренике, дав за нею огромное приданое. Также египетский царь разыгрывал из себя друга и союзника Антигона Гоната.

Арат Сикионский, присоединив свой город к Ахейскому союзу, принял меры к укреплению дружбы с Египтом. Птолемей II прислал ему в подарок 25 талантов, прозорливо разглядев в нем союзника своей державы и будущую опору антимакедонской политики в Греции. Добравшись до Александрии, Арат совершенно очаровал Птолемея Филадельфа своим умом, знанием искусства и посредством этой «непринужденной дипломатии» выпросил у хитрого правителя Египта еще 350 талантов. Таким образом, поддерживая то Антиоха, то Антигона, Филадельф в то же время финансировал освободительные движения, направленные против них, надеясь на будущий реванш.

Внутренняя политика

Птолемей II укрепил экономическое и политическое положение Египта. Проводил политику раздачи земельных участков крупным вельможам. Запретил обращать свободных в рабство. Положил начало обожествлению фараонов Птолемеевской династии, основав культы родителей и родной сестры и жены Арсинои II. В видах коммерческих он поддерживал сношения с Римом: оттуда получая сырьё, перерабатывающееся на египетских фабриках. По свидетельству Страбона, Птолемей отличался любознательностью и в силу телесной немощи постоянно искал новых развлечений и увеселений. Птолемей II, как и его отец, поощрял развитие наук и искусств. Иосиф Флавий добавляет, что Птолемей был большим библиофилом и значительно увеличил в Александрии замечательную библиотеку, стараясь собрать в ней и перевести на греческий язык все книги, существовавшие на свете. Число книг в этом уникальном хранилище достигало будто бы полумиллиона экземпляров. Среди прочих на греческий язык была переведена и еврейская библия. Заинтересовавшись судьбой еврейского народа, Птолемей повелел освободить 100 000 пленных, выведенных его отцом из Иудеи. При дворе Птолемея обитало множество известных учёных и поэтов того времени (Каллимах, Феокрит, Манефон, Эратосфен, Зоил и другие). Птолемей возвёл много роскошных построек, строил города, устраивал празднества, реставрировал и украсил южный храм между Луксором и Карнаком. Однако наибольшую славу, которая не угасала и в последующий период, принесло ему строительство Фаросского маяка (ок. 280 года дон.э.), который вскоре был причислен к одному из семи чудес света.

Семья

  • Его первой женой и матерью Птолемея III была дочь Лисимаха Арсиноя I .
  • Дети:
    • Птолемей III Эвергет
    • Лисимах
    • Береника
  • Влюбившись в Арсиною, свою родную сестру, он женился на ней, совершив то, что у македонцев ни в коем случае не позволялось, но что было в обычае у египтян, над которыми он властвовал. Первоначально красивая и тщеславная Арсиноя в 299 году дон.э. была выдана замуж за старого Лисимаха Фракийского. Затем она добилась казни его сына от первого брака, чтобы расчистить путь к власти своим сыновьям. После падения фракийского царства и смерти Лисимаха в 281 году дон.э. она вышла замуж за своего сводного брата Птолемея Керавна , который оказался ещё более хитрым интриганом, и убил её двух сыновей. Она была вынуждена бежать и в 279 году дон.э. очутилась в Египте у своего брата Птолемея II. Арсиноя II вышла замуж за брата, бывшего на восемь лет моложе её, и так стала царицей. Прежняя жена Птолемея II была изгнана из столицы и обвинена в заговоре против жизни царя Египта, затем начались репрессии против других членов царского дома, наверняка спровоцированные Арсиноей II. Жигунин считает, что брачный союз Арсинои и Птолемея II был нужен не только Арсиное и её сыну, но и самому царю Египта, рассчитывавшему посредством этого брака приобрести «законные» права на наследие Лисимаха- на те громадные территории, где Арсиноя когда-то была неограниченной владычицей, и где сын её Птолемей мог вернуть себе царское имя под верховным протекторатом Египта. Птолемей II получил даже прозвище Филадельф (греч. «Любящий сестру») за примерную, будто бы, любовь к сестре-жене. Арсиное II оказывались божественные почести, а в «Арсиноеме» стояла её статуя из топаза высотой почти два с половиной метра. О статуе брата и сестры, стоявшей вблизи Одеона в Афинах, упоминает Павсаний.
    От неё у Птолемея не было детей.

При нём с 273г. дон.э. был заключён союз (др.-греч. ἀπ᾿ ἀρχῆς ) Птолемеев с Римом, который, вероятно, в последующие времена механически возобновлялся при вступлении на престол каждого нового правителя Египта. По информации Аппиана, Птолемей II Филадельф пытался посредничать между римлянами и карфагенянами во время Первой Пунической войны (264-241гг. до н.э).

4. Птолемей II Филадельф

После Птолемея I царствовал в Египте его сын Птолемей II Филадельф (283–247 гг.). Положение евреев при этом царе еще улучшилось. Птолемей Филадельф, окружавший себя греческими учеными и поэтами, заботился о насаждении в своей стране наук и искусств. При его дворце в Александрии находился величайший в мире музей, где были собраны литературные и художественные произведения всех народов. Предание рассказывает, что Птолемей, узнав о высоких достоинствах еврейских священных книг, пожелал с ними познакомиться и получить точный греческий перевод их для своего богатого книгохранилища. Он написал письмо к первосвященнику Элеазару в Иерусалим и просил прислать в Александрию сведущих людей, способных перевести еврейские книги на греческий язык. Вместе с этим письмом царь прислал и щедрые пожертвования в пользу иерусалимского храма. Элеазар охотно исполнил желание Птолемея и отправил к нему ученых, в числе 72 человек, одинаково сведущих по-еврейски и по-гречески, которые повезли с собою для перевода подлинник Торы, или Пятикнижия. Переводчики удостоились в Александрии блестящего приема.

Царь много беседовал с ними и удивлялся их мудрости. Им отвели особый дворец на острове Фарос, близ Александрии, и там, среди полной тишины, работали они над переложением Моисеевых книг на греческий язык. Предание прибавляет, что переводчики были размещены в 72 отдельных комнатах так, чтобы они не могли между собою сообщаться, каждый переводил самостоятельно текст Пятикнижия, - и тем не менее когда по окончании работ были сличены все переводы, оказалось, что они совершенно одинаковы во всех выражениях. Перевод был представлен Птолемею в присутствии старейшин египетских евреев. Эти старейшины испросили позволение списать копию с перевода для распространения в своих общинах, где евреи говорили погречески.

В позднейшее время были переведены на греческий язык и все остальные книги Библии. По этим переводам образованные греки и римляне знакомились с религиозной письменностью евреев. Греческий перевод Библии был известен впоследствии под именем «Септуагинта» (перевод 70 толковников).

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ПТОЛЕМЕЙ (ок. 83 - ок. 162) Клавдий Птолемей - греческий географ, картограф, математик, астроном - родился в Египте, работал главным образом в Александрии.Он поставил перед собой грандиозную задачу: постичь гармонию мироздания, в связи с чем постарался обобщить имевшиеся

автора

ПТОЛЕМЕЙ II КЕРАВН Своё прозвище Керавн («Молния») Птолемей - сын египетского царя Птолемея Лага от его первой жены Эвридики - получил за то, что быстро и внезапно решался на смелые поступки и так же стремительно претворял их в жизнь. Незадолго до смерти в 283 году до Р.Х.

Из книги 100 великих монархов автора Рыжов Константин Владиславович

ПТОЛЕМЕЙ VII ФИСКОН В 170 году до Р.Х. Птолемей Фискон был впервые призван на египетский престол александрийцами, прогнавшими его старшего брата Птолемея Филометра, а в следующем году он был осаждён в Александрии сирийским царём Антиохом IV, который объявил, что намерен

Из книги Другая история науки. От Аристотеля до Ньютона автора

Астролог Птолемей Клавдий Птолемей – самый известный астроном древности, создатель «Альмагеста», труда, надолго определившего взгляды человечества на структуру Вселенной. Он автор множества произведений: «О появлении неподвижных звезд и собрание предсказаний», «О

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Клавдий Птолемей, современник Меркатора Клавдий Птолемей – великий греческий астроном, создатель геоцентрической системы мира. Считается, что он оставил два энциклопедических труда: сводку астрономических знаний древних под названием «Альмагест» и сводку

автора Дубнов Семен Маркович

3. Птолемей Лаги Недолго просуществовала великая империя Александра Македонского, разбросанная в трех частях света - Европе, Азии и Африке. Когда Александр умер (323 г.), его полководцы стали воевать друг с другом из-за обладания покоренными землями. Один из главных

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

5. Птолемей III и IV Преемником Птолемея Филадельфа был Птолемей III Эвергет (246–221 гг.). При нем Иудее угрожала большая опасность. Сирийские цари из династии Селевкидов воевали тогда с Египтом и хотели отнять у него Иудею. Сирийцы склонили на свою сторону иерусалимскую знать

Из книги Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире] автора Соловьев Владимир Михайлович

Птолемей III А занимают Сарматию очень большие народы – венеды вдоль всего Венедского (Гданьского. – Ред.) залива… И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов гитоны, затем финны, затем сулоны; ниже них фругудионы, затем аварины у истока реки Вистулы;

Из книги 100 знаменитых ученых автора Скляренко Валентина Марковна

ПТОЛЕМЕЙ КЛАВДИЙ (ок. 90–100 гг. н. э. – ок. 160–165 гг. н. э.) Клавдий Птолемей по праву может считаться одним из величайших астрономов и одним из основоположников этой науки. Тем не менее, античные источники, дошедшие до нас, не содержат биографических сведений об этом

Из книги Александр Великий автора Догерти Пол

Глава седьмая Птолемей – убийца? Но кто-нибудь с тобою тоже был? Еврипид. «Андромаха» Птолемею, сыну Лага, было около сорока четырех лет, когда Александр скончался в Вавилоне в июне 323 года до н. э. Птолемей был македонцем по происхождению, сыном благородной Арсинои, но в

Из книги Знаменитые полководцы автора Зиолковская Алина Витальевна

Птолемей I Сотер (род. ок. 367 или 360 г. до н. э. – ум. в 283 или 282 г. до н. э.) Правитель и царь Египта в 324–283 гг. до н. э. Основатель египетской династии. Полководец Александра Македонского, бывший некоторое время его соматофилаком (телохранителем). Один из диадохов –

Из книги Загадки римской генеалогии Рюриковичей автора Серяков Михаил Леонидович

Глава 3. ПТОЛЕМЕЙ И ДАННЫЕ АРХЕОЛОГИИ Хоть все эти известия о Руси на севере современной Польши ничего не говорят о времени появления русов в этом регионе, помочь нам в этом может уже упоминавшийся выше Птолемей, самый выдающийся географ античности. При описании Великой

автора Рожанский Иван Дмитриевич

Птолемей Мы можем спокойно оставить за пределами нашего рассмотрения полтора столетия, отделявшие Страбона от Птолемея. В течение этого периода накоплялись новые факты, более детально исследовались некоторые районы ойкумены, но не было сделано ничего значительного,

Из книги История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи автора Рожанский Иван Дмитриевич

автора Пушнова Юлия

Птолемей XII – отец Клеопатры Отцом Клеопатры был Птолемей XII, Новый Дионис, Филопатор, Филадельф. В последние месяцы жизни он царствовал совместно со своей старшей дочерью – Клеопатрой. У этого царя было шестеро детей. Старшую тоже звали Клеопатрой, и она недолго (в 58-57 гг.

Из книги Клеопатра: История любви и царствования автора Пушнова Юлия

Супруг и брат Птолемей XIV Через несколько дней после того, как Цезарь объявил окончание войны, он сообщил свое решение о том, каким он видит будущее Египта. Этого решения ждали и боялись. Оно могло принести такие изменения, которые повлекли бы за собой полную утрату

Птолемей I Сотер и основание династии Лагидов

Египетское царство, основною частью которого была защищенная пустынями долина Нила и к которому на западе от Нила принадлежали греческий Пентаполь (Киренаика) и соседние части Африки, на востоке временами Палестина, Финикия, изобиловавший кедровыми лесами Ливан, Келесирия, Антиливан и часть остальной Сирии до Дамаска и дальше, нередко и владычествующий над морем остров Кипр, достигло при первых Птолемеях (или Лагидах) очень высокого материального благосостояния. Уже первый Лагид, Птолемей Сотер («Спаситель») [ум. 283 г.] положил основание всему тому, на чем опиралось величие Египта: сформировал большое войско и сильный флот, устроил строго определенный порядок в администрации, финансах и судопроизводстве под неограниченной властью царя, оказывал покровительство ученой деятельности, имевшей впоследствии своим центром знаменитый Музей, соединенное с царским дворцом громадное здание, в котором помещалась огромная библиотека и жили ученые и поэты.

Птолемей II Филадельф

Сын и наследник Птолемея Сотера, Птолемей Филадельф развил и упрочил начатое отцом. Он расширил государство: ходил далеко в Эфиопию (в 264 – 258 годах), содействовал уничтожению владычества жрецов в Мероэ (I, 186), ввел это государство в связь с миром греческой культуры, покорил троглодитский (абиссинский) берег, покорил сабеев и гомеритов южной Аравии. Он открыл для египетских купцов путь к торговле с северо-западом, заключив по удалении Пирра из Италии союз с Римом; это дало восточным товарам свободный доступ в италийские гавани (стран. 168). Он окружил себя великолепным двором, неслыханно роскошным, украсил свою столицу, сделал ее центром всех тех умственных и материальных наслаждений, какие могут быть доставляемы богатством и образованностью.

При Птолемее Филадельфе сумма денег, лежавшая в царской казне, простиралась до 740,000.000 египетских талантов (более 825 миллионов руб.); доходы возросли до 14.800 талантов (более 16.500,000 рублей); богатство Египта было так велико, что даже Карфаген делал займы в Александрии. Войско и флот были огромны. Птолемей Филадельф имел 200.000 человек пехоты, 40.000 конницы, 300 слонов, 2.000 боевых колесниц, 1.500 военных кораблей, 800 яхт, роскошно украшенных золотом и серебром, 2.000 мелких судов, и запас оружия на 300.000 воинов. По всему государству стояли гарнизоны, державшие все в покорности царю. Феокрит, восхваляя Птолемея Филадельфа. говорил: «Прекрасный царь Птолемей владычествует над богатым Египтом, в котором иного городов; служат ему части Аравии и Финикии; повелевает он Сириею, Линиею и эфиопскою землею; его велениям повинуются памфилийцы, копьеносные киликияне, ликийцы, воинственные карийцы, Кикладские острова, – потому что могуществен его флот, и покорны его власти все берега и моря и шумные реки. Много у него конных и пеших воинов, одетых в блестящие латы. Но мирно, в спокойной безопасности трудится народ, потому что не приходят к Нилу неприятельские воины с диким криком грабить селения, не выпрыгивают из кораблей враги на берег Египта тревожить стада. Птолемей, искусный воин, охраняет обширные поля; храбрый царь, он заботливо оберегает владения, наследованные от отца, и увеличивает их своими приобретениями».

Птолемей II Филадельф (предположительно)

Птолемей Филадельф любил заботы о внутренних делах царства больше, чем войну, но не пропускал удобных случаев увеличивать свои владения. Он отнял у второго царя династии Селевкидов Финикию и Палестину, из-за которых было много войн между египетскими и сирийскими царями, овладел землями южного прибрежья Малой Азии: Киликиею, Памфилиею, Ликиею и Кариею, и для упрочения своего господства над ними основал новые города (Беренику, Филадельфию и Арсиною в Ликии), старался обеспечить свои завоевания от нападений договорами и брачными связями.

В залог мира с сирийским царем Антиохом II он отдал за него свою дочь, красавицу Беренику. Она была отправлена в Антиохию с блестящею свитою. Но любви к Беренике, Антиох прогнал от себя прежнюю жену, Лаодику и её детей. Но когда он в следующем году поехал в Малую Азию, Лаодика сумела снова сблизиться с ним; она хотела мстить, отравила в Эфесе царя, доставила престол своему сыну Селевку II, названному Каллиником («победоносным»), и потом бесчеловечно умертвила ненавистную Беренику и всех её приверженцев. Подкупленный Лаодикою телохранитель убил малютку, сына Береника; мать, в ярости отчаяния, бросила в убийцу камень и убила его, и сама была убита, по приказание Лаодики, в Дафнийском святилище. Известие об ужасной смерти дочери ускорило смерть Филадельфа.

Птолемей III Эвергет

Преемник Филадельфа, Птолемей III [Эвергет, 247–221 г.], во всем державшийся политики отца, пошел в Сирию отмстить за сестру. Незадолго перед тем он женился на Беренике, царице Киренской, убившей изменившего ей первого мужа, Деметрия Прекрасного, сына Деметрия Полиоркета . При начале войны, она обещала принести свои прекрасные волоса в дар богам, если её муж возвратится с победою. Муж возвратился; она отрезала свои волоса и принесла их, в храм. Они исчезли; астроном Конон объявил, что они перенесены богами на небо, и дал одному из созвездий название «волос Вероники».

Мы очень мало знаем и о войне Птолемея III с Сириею, – третьей сирийской войне, как о первых двух. Она длилась три года и поколебала слабое сирийское царство. Птолемей раздвинул границы своих владений далеко на север и восток, проложил новые пути египетской торговле. Адульская надпись, в которой он, по примеру фараонов, хвастливо перечисляет свои подвиги, говорит: «Великий Птолемей пошел в Азию с пешим и конным войском, с флотом, с троглодитскими и эфиопскими слонами, которых отец его и он поймали в этих странах и обучили в Египте военной службе. Покорив своими войсками и слонами все земли до Евфрата, Киликию, Памфилию, Ионию, Геллеспонт и Фракию и царей их, он перешел Евфрат, завоевал Месопотамию, Вавилонию, Сузиану, Персиду, Мидию и остальную землю до Бактрианы, и, повелев разыскать все святыни, увезенные из Египта персами, и вместе с другими сокровищами отвезти в Египет, он послал свои войска по каналам...» (по каналам низовья Евфрата и Тигра). Это поход, о котором у пророка Даниила говорится: «Восстанет отрасль от корня её» – убитой дочери южного царя, т. е., Береннки – «придет к войску и войдет в укрепления царя северного, и будет действовать в них, и усилится; даже и богов их, истуканы их с драгоценными сосудами их, серебряными и золотыми, увезет в плен в Египет» (Дан. XI, 7, 8). Добыча, взятая Птолемеем, была действительно громадна: 40,000 талантов серебра, 2.500 драгоценных изваяний и сосудов. В благодарность за то, что он возвратил в египетские храмы священные вещи, взятые из них Камбизом и Охом, египтяне дали ему название «благодетеля» (в греческом переводе, «Эвергета»), бывшее эпитетом бога Осириса. – Сирийский царь, силы которого были ослаблены раздорами в государстве, заключил перемирие на десять лет, согласившись оставить во власти победителя Финикию, Палестину и южный берег Малой Азии. Египет при Эвергете был, по выражению Полибия, «подобен крепкому телу с широко раскинутыми руками».

Птолемей IV Филопатор (Трифон) и Птолемей V Эпифан

При Птолемее Филопаторе или Трифоне («Гуляке») , жестоком и развратном, начинается упадок египетского царства. Продолжительная война с Антиохом III, царем сирийским, разорила государство и. хотя египтяне одержали победу при Рафии (смотри ниже), кончилась тем, что Филопатор утратил свои владения по Ливану и в Малой Азии. Кроме того, римляне приобрели повод вмешаться во внутренние дела Египта. По смерти Филопатора влияние римлян усилилось: они взяли на себя опеку над его малолетним преемником, Птолемеем Эпифаном , и следующие египетские цари находились в полной зависимости от римлян. Плодородный Египет был важен для них тем, что они получали оттуда много хлеба.

При трех первых Птолемеях Египет был могущественным государством, и новая столица его, Александрия, стала центром искусств, богатым городом, превзошла своим великолепием столицы фараонов, Мемфис и Фивы. Торговля и промышленность процветали в Египте. Много содействовало этому выгодное положение страны. Египет вел торговлю с Аравиею, с Индиею; был исправлен, сделан снова судоходным канал Нехо (1,195); египетские караваны ходили через пустыню к народам юга и запада, египетский флот очистил Средиземное море от разбойников, и много египетских торговых кораблей плавало по нем; на берегу Чермного [Красного] моря были основаны города и фактории; важная в торговом отношении Финикия, Палестина, южный берег Малой Азии, многие острова, в том числе Самос и Киклады, были присоединены к царству Птолемеев; даже во Фракии были завоеваны портовые города (Энос, Маронея, Лисимахия). Главными деятелями культуры и промышленности в Египте были греки, расселившиеся по всей стране, особенно в городах; под их влиянием, туземцы покинули прежнюю свою упорную неподвижность быта, приняли участие в новых видах деятельности. Но первые Птолемеи проводили преобразования очень осторожно, чтобы не возбудить неудовольствия в народе, исполненном предрассудков, привязанном к старине. Они не делали крутых реформ, оказывали уважение к египетским жрецам, храмам, законам, оставляли неприкосновенными иерархическое устройство, деление на касты, туземное богослужение, сохранили разделение Египта на области (номы), введенное, по преданию, Сезострисом и находившееся в тесной связи с аграрным устройством густонаселенной страны. Религия при Птолемеях была слиянием греческих элементов с туземными. Основанием её было служение Серапису и Исиде, получившее великолепные формы; в это служение был перенесен греческий культ подземных божеств (I, 149). – Александрия стала центром космополитской литературы, принимавшей в себя элементы цивилизации всех культурных народов, распространявшей их по всему цивилизованному миру и, таким образом, вырабатывавшей из всех прежних национальных культур одну, общую всем цивилизованным народам. – Греческий язык стал в Египте языком двора, администрации и судопроизводства.