Тренировочный вариант номер 11. Всероссийской олимпиады школьников по русскому


На выполнение работы отводится 3 часа (180 минут).

Экзаменационная работа состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом базового уровня сложности. Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях .

Ответом к каждому из заданий 1–20 является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр . Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов №1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , содержащими основные формулы курса математики, выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать только линейку , но можно сделать циркуль своими руками. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.


Экзаменационная работа состоит из двух частей , включающих в себя 19 заданий . Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня сложности с кратким ответом. Часть 2 cодержит 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом и 7 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом.

На выполнение экзаменационной работы по математике отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде целого числа или конечной десятичной дроби . Числа запишите в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1, выданный на экзамене!

При выполнении работы Вы можете воспользоваться , выдаваемыми вместе с работой. Разрешается использовать только линейку , но можно сделать циркуль своими руками. Запрещается использовать инструменты с нанесёнными на них справочными материалами. Калькуляторы на экзамене не используются .

На экзамене при себе надо иметь документ удостоверяющий личность (паспорт ), пропуск и капиллярную или гелевую ручку с черными чернилами ! Разрешают брать с собой воду (в прозрачной бутылке) и еду (фрукты, шоколадку, булочки, бутерброды), но могут попросить оставить в коридоре.

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 11 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого Максимальные баллы 5 6 5 10 2 4 ...»

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ

ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ

№ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Итого

Максимальные баллы 5 6 5 10 2 4 8 3 7 16 66 Задание № 1 В «Русском орфографическом словаре» под редакцией В.В.

Лопатина даны следующие записи:

1) доста"точный; кр. ф. -чен, -чна; больно"й; кр. ф. бо"лен, больна";

совреме"нный; кр. ф. -е"нен, -е"нна; бессмы"сленный; кр. ф. -ен, -енна.

2) коро"ткий; кр. ф. ко"ро"ток, коротка", ко"ро"тко"; ва"жный; кр. ф. ва"жен, важна", ва"жно, ва"жны" Анализируя примеры, данные в каждой строке, сделайте выводы о причинах введения в словарную статью орфографического словаря дополнительной информации, связанной с образованием форм слова.

Критерии

1) В орфографическом словаре указываются краткие формы прилагательных, если они характеризуются беглостью гласного (=1 балл), подвижностью ударения (= 1 балл) или другими трудностями в образовании и написании (= 1 балл).

2) Формы среднего рода и мн. числа (= 1 балл) приводятся лишь в том случае, если они имеют отличие от формы женского рода по ударению (= 1 балл).

Итого 5 баллов Задание № 2 Укажите термин по его определению.

Частный случай транспозиции, переход в разряд имён существительных слов других частей речи вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет.



Приведите 5 различных примеров перехода в разряд существительных тех или иных частей речи.

Критерии Субстантивация = 1 балл.

За каждый правильный пример по 1 баллу.

Справка:

Примеры по частям речи с употреблением в качестве существительного1:

субстантивация прилагательного: «больной поправился»;

порядкового числительного: «подали на второе»;

наречия: «наше завтра»;

звукоподражательного слова: «услышал мерное тик-так»;

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F3%E1%F1%F2%E0%ED%F2%E8%E2%E0%F6%E8%FF#cite_noterosental1 © ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс

Причастия: «присутствующие задавали много вопросов».

Итого – не более 6 баллов.

Задание № 3 Сгруппируйте союзы по значению: поскольку, раз, коли, ибо, ежели, кабы, дабы, так как, чтобы. Ответ представьте в виде таблицы. Озаглавьте таблицу и её столбцы.

Критерии Например: Значение (-я) союзов Союзы со значением Союзы со значением цели Союзы со значением причины условия Поскольку, ибо Чтобы, дабы Раз, коли, ежели, кабы За каждый правильный ответ по 0,5 балла. За таблицу 1 балл. Всего: 5 баллов.

Задание № 4

1. От каких слов и с помощью каких аффиксов были образованы следующие слова?

Бездомный Бесприютный Безнравственный Беспокойный Бесхозяйственный Бесчестный Безграмотный

Образец ответа:

СВЕРХУ верх – с-верх-у (приставочно-суффиксальный способ).

2. Прокомментируйте особенности значения приставки без(с)- в этих словах в зависимости от способа образования.

1. Дом – без-дом-н-ый (приставочно-суффиксальный).

Приют – бес-приют-н-ый (приставочно-суффиксальный).



Покой – бес-покой-н-ый (приставочно-суффиксальный). Кроме того, есть в языке слово покойный как спокойный. Будьте покойны. Тогда приставочный (только при наличии мотивировки).

Нравственный – без-нравственный (приставочный).

Хозяйственный – бес-хозяйственный (приставочный).

Честный – бес-честный (приставочный); либо бес-чест-н-ый (в значении «нечестный» – приставочный; в значении «без чести» – приставочносуффиксальный).

Грамотный – без-грамотный (приставочный).

© ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс

2. При приставочно-суффиксальном образовании без(с)- имеет типичное значение предлога – значение отсутствия того, что названо существительным.

При приставочном способе словообразования без(с)- получает более широкое значение, аналогичное отрицательной частице и приставке НЕ-.

Критерии оценивания По 1 баллу за правильно разобранное по образцу слово.

3 балла за ответ о значении в зависимости от полноты и правильности (ключевые слова выделены в ответе жирным шрифтом).

Итого 10 баллов.

Задание № 5 В русском языке есть фразеологизм править бал в значении «верховодить, управлять, распоряжаться». Например, у В.С. Высоцкого: «И там не тот товарищ правит бал». Сравним строчки из «Сказки о царе Салтане…» А.С.

Пушкина:

Князь Гвидон тот город правит.

Всяк его усердно славит.

Какую устаревшую морфологическую особенность в своём поведении сохранил глагол править в приведённом фразеологизме?

Ответ Глагол править сохранил признак переходности, который теперь у него утрачен. Современное управление – творительный падеж: править городом.

Критерии оценивания За правильный ответ – 2 балла.

Итого 2 балла.

Задание № 6

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» есть такие строки:

Кто промелькнёт, отворит дверь, Проездом, случаем, из чужа, из далёка –

С вопросом я, будь хоть моряк:

Не повстречал ли где в почтовой вас карете?

А в произведении А.С.

Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде» есть такие строки:

До светла у него всё пляшет, Лошадь запряжёт, полосу вспашет.

Как написание выделенных слов раздельно (вопреки современной норме) помогает понять их происхождение?

Ответ и критерии оценивания Словоформы из далёка, до светла – это краткие прилагательные в значении существительного, но в родительном падеже (2 балла). В современном языке краткие прилагательные не склоняются (1 балл): видимо, это поспособствовало более сильному «срастанию» предлога с прилагательным и переходу

–  –  –

Задание № 7 Известно, что стилистическая окраска средства связи между частями сложноподчинённого предложения способна влиять на общую стилистическую окраску всего предложения. Проиллюстрируем сказанное на примере сложноподчинённого предложения с придаточным причины: В доме было прохладно, ПОТОМУ ЧТО печь топили давно и она успела остынуть (общеупотр.) – Шапки он не надел, ПОТОМУ КАК холодно было (прост.) – Прости им, ИБО не ведают, что творят (книжн., высок.).

Такая же картина характерна для сложноподчинённого предложения с придаточной частью условия.

Перечислите разговорные / просторечные средства связи между частями сложноподчинённого предложения с придаточной частью условия. Для каждого случая приведите пример соответствующего сложноподчинённого предложения.

1. Ежели (ежели бы):

Ежели бы я не любила тебя, то перенесла бы всё равнодушно.

2. Коли (коль):

Коли так, то без вашего разрешения обойдусь!

3. Добро бы (б):

Добро бы качество соответствовало задумке, я бы без промедления заказал всю партию.

Я, кабы знала, давно уже в артель записалась бы.

5. Когда бы (б):

Конечно, я бы узнал его, когда б встретил.

6. Коль скоро:

Так помогите мне делом, коль скоро ваше сочувствие – не пустые слова!

7. Форма повелительного наклонения глагола в ед. числе:

Ступи я на на полшага вправо, на мину бы попал как пить дать!

И следует наградить смельчака, буде таковой объявится!

Итого 8 баллов.

© ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс Задание № 8 В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования (перестановки букв местами) зашифрован лингвистический термин.

Пример: Кекс Али (ответ: лексика)

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

Тигроед и Ваяло Ответ.

Дериватология.

Итого 3 балла.

–  –  –

Задание № 10 Переведите текст и ответьте на вопросы.

И не пон единого словесе постыдшася, нъ яко же убо сверпии зврие, тако въсхытиша его. Онъ же видвъ, яко не вънемлють словесъ его, начатъ глаголати сице: «Спасися, милый мой отьче и господине Василие, спасися, мати и госпоже моя, спасися и ты, брате Борисе, старйшино уности моея, спасися и ты, брате и поспшителю Ярославе, спасися и ты, брате и враже Святопълче, спасетеся и вы, братие и дружино, вьси спасетеся! Уже не имамъ васъ видти въ житии семь, зане разлучаемъ есмь отъ васъ съ нужею». И глаголааше плачася: «Василие, Василие, © ГАОУ ДПО ЦПМ, 2016 Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку Тренировочные варианты. Школьный этап. 11 класс отьче мой и господине! Приклони ухо твое и услыши гласъ мой, и призьри и вижь приключьшаяся чаду твоему, како без вины закалаемъ есмь. Увы мн, увы мн!

Слыши небо и вънуши земле. И ты, Борисе брате, услыши гласа моего... »

1. Как образовалась форма слова «словесе»? Сохранилась ли данная модель в современном русском языке? Приведите примеры.

2. Какой фонетический процесс отражает слово «гласъ»? Найдите в тексте ещё один пример с данным явлением.

И ни единое слово не устыдило их, но, как свирепые звери, напали на него. Он же, видя, что не внемлют словам его, стал говорить: «Да избавятся от вечных мук и любимый отец мой и господин Василий, и мать госпожа моя, и ты, брат Борис, – наставник юности моей, и ты, брат и пособник Ярослав, и ты, брат и враг Святополк, и все вы, братья и дружина, пусть все спасутся! Уже не увижу вас в жизни сей, ибо разлучают меня с вами насильно». И говорил плача: «Василий, Василий, отец мой и господин! Приклони слух свой и услышь глас мой, посмотри и узри случившееся с сыном твоим, как ни за что убивают меня. Увы мне, увы мне! Услышь, небо, и внемли, земля! И ты, Борис брат, услышь глас мой...»

1. С помощью суффикса -ес-. Небо – небеса, чудо – чудеса.

Иногда в высоком (или ироническом) стиле можно услышать и форму словеса:

надоело мне словеса твои слушать.

2. Неполногласие, враже.

Критерии оценивания Перевод текста – 10 баллов (снимается по 1 баллу за каждую существенную ошибку, искажающую смысл текста, за перевод не может быть поставлено меньше 0 баллов). Внимание! Дан примерный перевод.

С помощью суффикса -ес- (1 балл). Примеры – 1 балл. Пример со словом словеса

– 1 балл. Пример телеса в ироническом значении (как правило, о полном человеке): Он в ванной телеса свои обмывает – 1 балл.

Неполногласие (1 балл), враже (1 балл).

Итого 16 баллов.


Похожие работы:

«Содержание НОВОСТИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАНА Стр. В Астане прошел цикл семинаров по инфекционной безопасности 2 Для врачей Медицинского центра УДП РК был проведен мастер-класс по медицинской генетике 2 В Астане прошла международная конференция для среднего медицинского персонала 3 В Алматы про...»