Практические работы по химии 10 кл. «Получение этилена и опыты с ним»

Цель:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Химия 10 класс Практическая работа №2. «Получение этилена и опыты с ним»»

Практическая работа 2.

«Получение этилена и опыты с ним»

Цель:

    закрепить знания учащихся по теме «Алканы. Алкены», научить получать этилен и проводить с ним опыты;

    совершенствовать умение получать газообразные вещества в простейших приборах, соблюдая правила техники безопасности;

    воспитывать чувство ответственности, коллективизма.

Оборудование: на столах учащихся: лабораторный штатив с лапкой, спиртовка, спички, пробирки в штативе, газоотводная трубка, песок, бромная вода, раствор перманганата калия, этиловый спирт, концентрированная серная кислота.

Ход урока

1. Инструктаж по технике безопасности под роспись.

Затем вместе разбираем ход практической работы по пунктам, останавливаюсь

подробно на предельной осторожности при проведении практической работы.

2. Учащиеся начинают оформлять практическую работу в тетрадях для

практических работ: записывают число, тему, цель, оборудование.

3. Затем выполняют практическую работу. Выданную пробирку с уже готовой

смесью этилового спирта (2 – 3 мл), концентрированной серной кислоты

(6 – 9 мл) и прокаленного песка закрывают газоотводной трубкой, укрепляют

в лабораторном штативе и начинают осторожно нагревать, начиная с прогрева

всей пробирки.

а) C 2 H 5 OH → H 2 C = CH 2 + H 2 O

этиловый спирт этилен

Конец газоотводной трубки опускают в пробирку, в которую налито 2-3 мл

бромной воды. Через некоторое время выделяющийся газ обесцвечивает

бромную воду. Это значит, что произошла химическая реакция, и образовалось

новое вещество:

б) H 2 C = CH 2 + Br 2 → CH 2 Br – CH 2 Br

этилен 1,2 – дибромэтан

4. После того, как обесцветилась бромная вода, в другую пробирку налить 2-3 мл

разбавленного раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой,

и также пропустить через него образующийся газ. Через некоторое время

окраска исчезает, раствор становится прозрачным, значит также здесь

произошла химическая реакция и образовалось новое вещество:

H 2 C = CH 2 + [O] + H 2 O → CH 2 – CH 2

этилен ׀ ׀

этиленгликоль

5. После проделанных опытов вынуть газоотводную трубку из пробирки и

выделяющийся газ поджечь, он горит светящимся пламенем. Этилен, как и все

углеводороды горит с образованием углекислого газа и воды:

C 2 H 4 +3O 2 → 2CO 2 + 2H 2 O

6. После окончания работы на рабочем столе навести порядок и приступить к

оформлению работы в тетради: описать весь ход работы, зарисовать

рисунок 19 на стр. 56, по ходу работы написать уравнения соответствующих

реакций, в конце работы сделать вывод, при этом ответить на все вопросы для

самостоятельных выводов, в конце урока тетради сдаются на проверку.

учени 10 класса

_____________________________

Лабораторные опыты

Лабораторный опыт №1 Дата _________

Определение элементарного состава органических соединений

Цель: научиться определять элементарный состав органических веществ.

Оборудование и реактивы: химический стакан, парафиновая свеча, лучинка, известковая вода.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод

Лабораторный опыт №2 Дата _________

Изготовление моделей молекул углеводородов.

Цель: научиться собирать модели простейших углеводородов.

Оборудование и реактивы: пластилин 2 –х цветов, спички.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.174.

Ход работы:

Рисунок

Описание строения

Модель молекулы метана

Модель молекулы бутана

Модель молекулы изобутана

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 3 Дата _________

Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах.

Цель: научиться обнаруживать непредельные соединения в жидких нефтепродуктах.

Оборудование и реактивы: жидкие нефтепродукты, раствор йода, раствор перманганата калия.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

п/п

Реагенты для распознавания веществ

Наблюдения

Выводы

Раствор перманганата калия

Раствор йода

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 4 Дата _________

Получение и свойства ацетилена.

Цель: изучить лабораторный способ получения ацетилена, выяснить его свойства.

Оборудование и реактивы: пробирки, пробка с газоотводной трубкой, штатив, вода, карбид кальция, раствор перманганата калия.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.175.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 5 Дата _________

Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Цель: ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».

Оборудование и реактивы: коллекция «Нефть и продукты ее переработки».

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.175- 176.

Ход работы

п/п

Образец

Цвет

Формула

Процессы, лежащие в основе производства

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 6 Дата _________

Свойства этилового спирта.

Цель: изучить свойства этилового спирта.

Оборудование и реактивы: этиловый спирт, дистиллированная вода, подсолнечное масло, медная проволока, пробирки, спиртовка, фильтровальная бумага.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.176.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 7 Дата _________

Свойства глицерина.

Цель: изучить свойства глицерина.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, глицерин, раствор щелочи (NaOH II )), пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.174.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 8 Дата _________

Свойства формальдегида.

Цель: изучить свойства формальдегида.

Оборудование и реактивы: аммиачный раствор оксида серебра, формалин, раствор щелочи (NaOH ), раствор медного купороса (сульфат меди (II )), пробирки, стакан с горячей водой.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 9 Дата _________

Свойства уксусной кислоты.

Цель: изучить свойства уксусной кислоты.

Оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, раствор лакмуса, раствор щелочи (NaOH ), цинк (гранулы), оксид меди (II ), мел или сода, пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 10 Дата _________

Свойства жиров.

Цель: изучить свойства жиров.

Оборудование и реактивы: дистиллированная вода, спирт, бензин, подсолнечное масло, пробирки, фильтровальная бумага,

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.177 - 178.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 11 Дата _________

Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка.

Цель: сравнить свойства растворов мыла и стирального порошка.

Оборудование и реактивы: раствор мыла, раствор стирального порошка, раствор фенолфталеина, жесткая вода (раствор хлорида кальция), пробирки.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Какой препарат не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Почему? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 12 Дата _________

Свойства глюкозы.

Цель: изучить свойства глюкозы.

Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, раствор медного купороса (сульфат меди (II )), раствор щелочи (NaOH ), аммиачный раствор оксида серебра, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.178.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 13 Дата _________

Свойства крахмала.

Цель: изучить свойства крахмала.

Оборудование и реактивы: порошок крахмала, вода, стакан с горячей водой, спиртовой раствор йода, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 14 Дата _________

Свойства белков.

Цель: изучить свойства белков.

Оборудование и реактивы: раствор белка, раствор щелочи (NaOH ), раствор медного купороса (сульфат меди (II )), раствор азотной кислоты, раствор нашатырного спирта, шерстяные нитки, вода, пробирки, спиртовка.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.179.

Ход работы

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Лабораторный опыт № 15 Дата _________

Ознакомление с образцами пластмасс и каучуков.

Цель: ознакомление с образцами пластмасс и каучуков.

Оборудование и реактивы: образцы пластмасс, волокон, каучуков.

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.179.

Ход работы

Группы веществ

Образец

Реакция получения

полимеризации

поликонденсации

Природные

Искусственные

Синтетические

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Практические работы

Практическая работа №1 Дата __________

Идентификация органических веществ.

Цель :…………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.180 -181.

Задание 1.

Вариант № ____

Оборудование и реактивы: ………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Запишите уравнения проведенных реакций: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 2.

Оборудование и реактивы: раствор глюкозы, …………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Задание 3.

Оборудование и реактивы: раствор глицерина, формальдегида, глюкозы, ……………………………

…………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Задание 4.

Оборудование и реактивы: картофель, белый хлеб, спелое яблоко, ……………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………

Ход работы:

Что делали

Что наблюдали

Вывод

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметка ___________

Практическая работа № 2 Дата __________

Распознавание пластмасс и волокон.

Цель :…………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Содержание и порядок выполнения опыта см. учебник О.С.Габриеляна Химия 10 (базовый уровень) с.181 - 182.

Задание 1.

Оборудование и реактивы: полиэтилен, поливинилхлорид.

Ход работы:

Формула

Описание

Полиэтилен

Поливинилхлорид

Задание 2.

Оборудование и реактивы: хлопок, шерсть, ацетатное волокно, капрон, ………………………………………………………………………………………………………………..

Ход работы:

Формула

Описание

Хлопок

Шерсть

Ацетатное волокно

Капрон

Вывод .....................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Отметка ___________

Использованная литература:

О.С.Габриелян «Химия.10 кл.» базовый уровень, Москва.: Дрофа, 2012

Наш робот распознал:
Практическая работа 3

Ол у чей не н свойства карбоновых кислот

Чтодсяшп Ноб1юдиин Уравнение реакции Вывод

Алача 1. Получение уксусной кислоты

12-3 1 пис- в пробирке- 6е Уксусную кисло-

Ала натрия приемнике гСНЛаХЖа Н-80- ту можно полу-

Обваляю 2 скапливаете -2СН.СО0Н На-30, чии. ит ее соли.

И комисн- а бесцвет- вытесняя серной

Рированной нал жид- кислотой. Таким

Ерной кн- кость с ред- же способом

Л01Ы. За- ким тапа- можно получить

Рываю про- .404 к другие карбо-

Бирку проб- новые кислоты.

Ей с гаюот-

Юдкой труб-

Ой, конец

> пушен и

1 истую про-

Тирку. Н>

Алача 2. Вкн нолействие косной кислоты с некой крыми металлами

Чпиешаю в ра!Я1, К1Л.Х эй кислоты:

0 стружки очень бур- Уз - 2СН>ССОК- Металлы реаги-

Апоа нос выделение -СН,СОО;Кд Н;Т руют с карбоно-аыми кнетотамн

Аа; К9в2СН,С0О,2Н -- гсвзсосг+мзк также, как с неор-

Талическимн. На-

Мд 2К-Хд: Н пример, в провс-

Лсииых реакциях:

Ионы водорода.

Образующиеся

Фи диссоциации

Уксусной кислоты.

Окисляют аточы

Цинка и малая, восстанови-

Б гтмну.ты медленное гп ген.сооь; -

Иинка вылсленне 1.11-1 -СН,С00:2п Н-Т 2п02сн,со2н--2сн,соогп-н,: тельная активность магния больше, чем цинка, то скорость

Что дечаго НипнкМмим Уравнение реакции 1 Вын/н

2п2Н2Г. Н реакции с магнием И1.ШК-

Алача 3. В аимолейсшие чкечекой кислоты с основаниями

К раствору раствор НАОЯ - Ха0Н Раствор фенол-

Гнлроксила розовеет, а фталеина 1юл лей-

Натрия до- при добав- МаОН СНтСООН - сгвием ионов ОН

Бавляю не- лении ки- - СН.СООа Н.О роюнест. При до-

Сколько ка- слоты обес- бавлении кнеюты

Пель фенол- цвечивается ОНстСООН -+ гилрокс ил-ноны

Фталеина, в -> СН:,СООЧ-На+НгО сня тыкаются ИОЙв-

Затем уксус- ми водорода. Т.е.

Ную кислоту ОН + Н - Н:0 уксусная КИСЛОМ реагирует с основаниями как минеральные кислоты, образуя соль апегаОнводу.

Алача 4. ВмимодсАстаис ксусной кислоты соспнр гам и

В пробирки с 0 X. При взаимодей-

Раствором Н:50; ствии ксусной

Уксусной СНСН,ОН С-СН-- кислоты со спир-

Кислоты / тами образуются

Приливаю: в он сложные ЭфИрЫ -

Одну - эта- 0 // -> СН, - С +Н-0 0 - С;Н-, этиловый эфир уксусной кислоты летучие жидко-

Нол, а другую - ИЗО си с характерными апахами.

Пенгиловый спирт. При добавлении полученных >фиров к насы-

Ил; от:;/: 1::ег.г щенном раствору N30 смесн-

Затем а обе

Пробирки до- рассланваются:

Бавляю кон- наверху образу-

Центрирован ется слой эфира.

Ной уксусной а нижний слой -

Кислоты. вода, вернее кислота и хлорид

Закрываю выделяюшн

Пробками с сея пары натрия. Проис-

Трубкам и-хо- кондсненру ходит это пото-

Лоднльннка- ются в хо.то- му, что плот-

Ми. Нагреваю. лнлмшклх 11 ность получек-

ЧтоОелат На/пкхУения > равнение реакции ВывоО

Стекают ных криров

Обратно к меньше, чем

Пробирки плотность насыщенною раство-

1олученные пары имеют

Жидкости ииваю в таканы с характерный топах ра хлорида натрия. Такое же свойство, обра-

1асышснны- смеси рас- зование С10ЖНЫХ

И раствора-1и хлорида слаиваются тфироа. характерно и для не-

1атрня. органических кислородосодер-

Лши кислот.

//>1С. :,;/,!. . бычно и зопсы иловый спирт называют НЮЛМНЛОВЫМ

Алача 5. Оки сленис муравьиной кислоты оксидом с

:еребра1 зеркало Н - С + АдО -> стскх1ьде1нлная

Юбавляю хпбавленный выделяется он группа, то она может вступать в

Створ аммиака до рас- гат 0 // - НО - С 2АдХ ОН реакции,характерные для аль-

Ворения поя-швшегося дешдов. Например, она даст рс-

Халка. Затем акшпоссрсбряно

Юбавляю то 1еркала.>то

К-сколько опель му- НСО, - СО:Т Н;0 отличает ее от лр> гих карбоио-

ХШЫ1Н0Й КИС- вых кислот, к ко-

ЮТЫ. Нагре-ю пробирку.о смесью в торых альдегидной группы нет.

Лакансс го-

Рячей ВОДОЙ.

Чримечание. 1а самом деле серебряного зеркала пр окислении чу-

Здвьииой кис: юты не получается. Целесообразно это1 опыт не прово-

ШТЬ ИЛИ В1ЧТ1 , лрмой окисштсль. например, перчат ан.и ка шя