Кузнецов николай анатольевич. Состоялся региональный этап рождественских чтений по военному направлению в симферополе

Родился 13 (26) декабря 1916 года в Петрограде (ныне город Санкт - Петербург) в семье рабочего. Окончив 7 классов и школу фабрично - заводского ученичества, работал токарем на ленинградском заводе имени М. И. Калинина. С 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Ленинградскую школу авиационных техников.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов. Награждён орденом Красной Звезды.

В 1941 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года лейтенант Н. Ф. Кузнецов в действующей армии. По сентябрь 1941 года служил в 191-м ИАП, летал на И-16 и "Харрикейне". Затем, по май 1945 года, в - 436-м ИАП (67-м Гвардейском ИАП), летал на "Киттихауке" и "Аэрокобре".

К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка (239-я истребительная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт) старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов совершил 213 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 17 самолётов противника и 12 в составе группы.

1 мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего произвёл 252 боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил 25 самолётов противника лично и 12 - в группе с товарищами.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Участник вооружённого конфликта на территории Кореи 1950 -1953 годов.

В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. В 1963 - 1972 годах возглавлял Центр подготовки космонавтов. С 1978 года генерал - майор авиации Н. Ф. Кузнецов - в отставке. В декабре 1999 года удостоен второй медали "Золотая Звезда" Героя. Автор книг: "Фронт над землёй" и "Годы испытаний". Умер 5 марта 2000 года.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.

* * *

Судьба этого боевого лётчика олицетворяет преемственность поколений в советской авиации. Начав свою службу курсантом Ленинградской школы авиатехников в 1935 году, он прошёл 3 войны, командовал крупными авиационными соединениями, руководил Центром подготовки космонавтов.

Николай Кузнецов родился в декабре 1916 года в Петрограде, в рабочей семье. Окончив в 1937 году Ленинградскую школу авиационных техников, в составе 68-го истребительного авиаполка участвовал в Советско - Финляндской войне зимой 1939 - 1940 годов, обеспечил безаварийную работу всех самолётов звена при длительных 40-градусных морозах и был награждён орденом Красной Звезды. Затем, по собственному желанию, был отправлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков, которую успешно окончил в 1941 году.

С июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Участник обороны Ленинграда. Сначала воевал в 191-м авиаполку, летая на И-16 и "Харрикейне". Свою первую победу лейтенант Н. Ф. Кузнецов одержал в июле 1941 года в районе Петрокрепости, когда залпом реактивных снарядов, дружно пущенных звеном И-16, были уничтожены 2 многоцелевых самолёта Ме-110... После переобучения на "Харрикейн" Кузнецов в составе того же полка воевал на Калининском фронте.

Осенью 1941 года в полку работал замечательный советский художник Яр-Кравченко. С раннего утра и до позднего вечера он был на самолётных стоянках, на взлётно - посадочной полосе, заглядывал на командный пункт, в землянки, общежитие лётчиков и рисовал, неустанно рисовал.

Яр-Кравченко отказывался от всяких привилегий. Жил в землянке на аэродроме, питался тем же, чем и лётчики, - нередко одними сухарями. Он делил с ними горечь неудач и радость побед. Может быть, поэтому его работы были так выразительны и реалистичны.

Когда художник закончил в боевых полках серию авиационных рисунков и портретов, журналист М. Жестев в одной из ленинградских газет написал о нём тёплую корреспонденцию:

"Славой овеяны имена наших лётчиков - истребителей, они любимы народом, и эта любовь привела художника Яр-Кравченко к народным героям. Мастерской рукой портретиста он создал этот замечательный фронтовой альбом.

Когда рассматриваешь этот альбом, каждый штрих приобретает необыкновенное значение. Тут нет сражений в воздухе. Героизм лётчиков дан через портрет. Вы чувствуете его во взгляде глаз, повороте головы, в каждой чёрточке лица..."


Мы перелистываем альбом. Вот Герой Советского Союза младший лейтенант Харитонов. Он сидит в кабине. Художник зарисовал его волевое лицо перед вылетом в бой. Вот стоят на аэродроме Кузнецов, Грачёв, Плавский. Эти 3 крылатых богатыря сбили в воздушных боях 48 немецких самолётов. Вот мастер штурмовки капитан Горохов, вот лётчики - ночники Апполонин, Мациевич, Григорьев - люди зоркого взгляда, бесстрашно идущие за врагом по следу зенитных разрывов. А вот лётчик Мурга. Под портретом лаконичные строки: "В воздушных боях он уничтожил 11 фашистских самолётов..."

Альбом издан редакцией газеты "Атака" в ноябре 1941 года. Вы перелистываете его от начала до конца, от первого до последнего портрета, и вам не хочется расставаться с близкими и дорогими вам людьми. Их бодрость, мужество и отвага заставляют усиленно биться ваше сердце. Вас глубоко волнует образ героя лётчика, славного защитника города Ленина. Он многолик, этот образ, он в сердце каждого советского патриота".


И-16 тип 17 Н. Ф. Кузнецова. 191-й ИАП, 1941 год.

Вскоре, перевооружившись вновь, теперь уже на американские Р-40 "Киттихаук", Кузнецов был переведён в 436-й ИАП (впоследствии ставший 67-м Гвардейским ИАП), где воевал до конца войны.

Боевой счёт Николая рос довольно быстро: 26 декабря 1942 года, в день своего 26-летия, он одержал уже 26-ю победу - интересное совпадение дат! А вскоре, 6 января 1943 года, провёл свой самый тяжёлый бой за весь период войны.

В тот день группа истребителей 436-го авиаполка, вылетев на сопровождение штурмовиков, внезапно была атакована самолётами противника. Кузнецовская пара устремилась на ближайшие "Мессера". Зайдя со своим ведомым Голдобиным на немцев со стороны солнца, они завязали бой.

Схватка была жестокой - всё небо покрылось дымом. Внизу тоже шёл бой. В одной из атак по машине Кузнецова ударил "Мессер", повредил очередью маслопровод. Выбрызнувшим маслом залило весь фонарь, несколько минут вообще ничего не было видно, оставалось лишь маленькое неиспятнанное пространство сзади. Потом масло малость стекло в сторону, в стеклах фонаря образовалась прослоина, и Кузнецов стал невольно искать в воздухе ведомого: где же он?

Но Голдобина уже не было. Через минуту он увидел - горит его ведомый, кувыркается с длинным хвостом дыма к земле (Голдобин сумел выброситься из горящего самолёта с парашютом, попал к партизанам, остался жив и впоследствии успешно продолжал воевать).


Друзья поздравляют Н. Ф. Кузнецова с очередной победой.

В общем, Николай оказался один против 5 "Мессеров". Они нападали на него грамотно: вначале Кузнецова атаковывала пара, потом тройка, затем снова пара и снова тройка, и так далее, немцы сменяли друг друга, что, собственно, Кузнецову и надо было: он сковывал немецкие истребители, не допускал их до наших штурмовиков - он отвлёк на себя сразу 5 самолётов.

В какой - то момент Кузнецов засёк, что один немецкий самолёт исчез - одна пара "Мессеров" находится впереди, вторая пара сзади, а пятого самолёта нет, он исчез, хотя не должен был исчезнуть. Его надо было во что бы то ни стало найти. Но старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов не нашёл 5-го немца, не успел отыскать, тот словно бесследно растворился в бездонном синем небе, в огромном белесом солнце.

В это время с земли прозвучала команда генерала Ф. П. Полынина:

Штурмовики своё отработали, штурмовики уходят домой, ястребкам тоже можно возвращаться. Ястребки, ястребки - домой! Ястребки, можно возвращаться!

"Ну всё, пора и мне на аэродром", - это была последняя мысль, которая мелькнула у Кузнецова перед резким ударом, буквально швырнувшим самолёт в сторону. Это исчезнувший "Мессер" внезапно вывалился из роскошного зимнего солнца, поражающего своими размерами, и атаковал Кузнецова. По плечу хлестнул металл. Будто кувалдой ударило. Левая рука у Кузнецова сразу перестала действовать, её перебило, фонарь, забрызганный маслом, на этот раз забрызгало кровью... Двигатель перестал тянуть.

Но ни боли, ни красной мути перед глазами не было. Кузнецов развернулся и на горящем самолёте потащился к линии фронта, к своим. Мотор "Киттихаука" не работал. До линии фронта было километров 15, не меньше. Запас высоты позволял ещё тянуть - приборы показывали 3500 метров. Хотя пламя вряд ли удастся сбить простым планированием, для этого нужна хорошая скорость. Линия фронта была хорошо видна - она проходила по нитке железной дороги далеко впереди, нить растворялась в слабой морозной дымке, уходя по дуге влево и по такой же дуге вправо.


Кузнецов тянул к этой железной дороге, как к единственной своей жизненной цели, которую очень важно было достичь. Для "Мессеров" его самолёт теперь представлял лёгкую наживу, они начали расстреливать "Киттихаук", как на полигоне, показательно, немцы словно бы тренировались на воздушных учениях: вначале на самолёт заходила двойка, била по Кузнецову из всех стволов, отстрелявшись, отворачивала в сторону, и на её место заступала тройка. И тоже хлестала из всех стволов.

И всё равно добить самолёт немцы не смогли: Кузнецов горел, терял высоту, но уходил от немцев то в одну сторону, то в другую, скользил по воздуху, и упрямо тянул к своим. Когда до линии фронта оставалось всего ничего, тройка "Мессеров" отвернула в сторону и ушла, а двойка решила атаковать русского сверху, ударить по кабине, чтобы наверняка добить его.

Тогда Кузнецов задрал нос самолёта вверх и ответил на атаку всеми 6 пулеметами, которыми был вооружён "Киттихаук", и он попал и угодил точно в немца, - потом, работая рулями, резко нырнул вниз.

Сработал Кузнецов мастерски - своим винтом он отрубил, а точнее, отломил противнику хвост. Немец камнем рухнул на землю, взбив высокий султан снега, и в ту же секунду взорвался. Солнечное пространство стало розовым от сильного пламени.

А Кузнецов продолжал тянуть на подбитой машине к своим, чувствовал, что огонь скоро проберётся в кабину. Из - за этого он не открывал фонарь, боялся, что пламя проникнет в кабину - оно проберётся даже сквозь очень малую щель, и тогда всё - лётчик превратится в факел.

Кузнецов буквально переполз по воздуху, через нитку железной дороги, снизился за неровным, побитым снарядами леском, глянул на высотометр, засекая, сколько же остается до земли, и удивился: он уже находился на высоте 100 метров ниже уровня аэродрома. Выпускать шасси было нельзя - "Киттихаук" мигом бы перевернулся лапами вверх, поэтому Кузнецов продолжал планировать. А земля уже совсем рядом, до сугробов рукой подать. Кузнецов открыл фонарь и в следующий миг резкий удар выбросил его из кабины.

Он пролетел несколько метров по воздуху и зарылся в снег. От удара Кузнецов на несколько мгновений потерял сознание, хотя этот момент не зафиксировал, - очнулся он довольно быстро. Было темно. А ведь только что, буквально несколько минут назад он видел яркий свет, солнце, дымку, поднимающуюся от снега, розовый от пламени горящего немца снег, и вдруг - темнота, ночь. В голове мелькнуло обреченное: "Неужели выбило глаза? Или они сгорели?"



Истребитель Р-40К "Киттихаук" старшего лейтенанта Н. Ф. Кузнецова. 436-й ИАП, зима 1943 года.

Пошевелил ногами, обе ноги действовали, шевельнул правой рукой - действует правая рука, а левая, прижатая к телу, - нет, она будто тряпичная, чужая. То ли перебита, то ли ещё что с ней произошло - не понять. Боли не было. На лицо свалился кусок снега, опалил холодом. Кузнецов начал здоровой рукой раскапывать над собою снег и вскоре выбрался на поверхность, на свет. Облегчённо вздохнул - глаза видели.

Кое - как дотелепал до самолёта - там имелась рация, из кабины можно было связаться со своими, хотя связь с землёю с земли - не то, что с землёю с воздуха. Рация оказалась разбитой, надежд на то, что кто - нибудь попытается ему помочь, - никаких. Самолёт продолжал гореть, пламя не погасил даже высоко взбитый столб снега. Носом "Киттихаук" зарылся в высокий сугроб. Кузнецов достал из фюзеляжа укороченные финские лыжи - не лыжи, а лыжонки, на вид почти детские, очень лёгкие. Кузнецов всегда брал их с собою в полеты: а вдруг пригодятся. И вот - пригодились.

Услышал, как в унтах что - то захлюпало. Подумал, что угодил в болото, зачерпнул чёрной зловонной жижки, оказалось - нет. В унтах хлюпала кровь, натекла туда из - под гимнастёрки. Отвернул борт реглана, а там - страшно смотреть - месиво, половина груди - сплошная рана, открытая. Кровь уже загустела, превратилась в чёрный холодец. Кузнецов летал на задания, не отвинчивая орденов - ордена у него были старые, на винтах - Ленина, Красной Звезды, - и когда по нему рубанула очередь, то превратила ордена в крошево, вбила металл в тело.


Друзья поздравляют Николая Кузнецова с очередной одержанной победой.

Кузнецов спокойно, будто и не он был ранен, прикинул размеры раны - примерно 20 сантиметров на 12. Он ещё не знал, что у него были перебиты ребра. Но главное - боль пока не чувствовалась, было онемение, была тошнота, подкатывающая к горлу, было ещё что - то, но только не боль. Надо заметить, что 30-градусный мороз тоже не ощущался. Кузнецов выгреб из раны кровяное месиво, оторвал кусок свитера, протёр рану, железки, оставшиеся от орденов на поверхности раны, сунул в карман. Потом оторвал от нижней рубахи большой клок и заткнул им рану.

Встал на лыжи и двинулся в сторону так называемой рокадной дороги, которая питала фронт, - он хорошо знал местность, карту, помнил, где что находится - всё это он не раз видел с воздуха, заучил, - по дороге постоянно ходили машины, они возили снаряды, патроны, еду, раненых, Кузнецова с машин обязательно увидят и подберут.

Прошёл примерно 7 километров, а идти по снегу, по целине, на коротких, постоянно проваливающихся лыжонках - это даже здоровому, не посечённому свинцом человеку тяжело, не говоря уже о раненном, потерявшем много крови. Когда Кузнецову сделалось совсем невмоготу, он начал сбрасывать с себя лишние, мешавшие ему идти, вещи. Сбросил планшет, потом шарф, потом ещё что - то. Единственное, что не стал бросать - пистолет ТТ, - оружие всегда может пригодиться. О том, что за оружие надо отвечать, он не думал.


День быстро угас, солнце закатилось за горизонт, вскоре сделалось темно. Выдохшись, Николай сел на снег немного отдохнуть и потерял сознание. Очнулся он от того, что над его головой висела большая зимняя луна, рождественски яркая, колдовская, она слепила, словно солнце, заставляла слезиться глаза. Поковырявшись в кармане, Кузнецов достал часы, снятые с руки, вгляделся в них. Времени было уже много, половина одиннадцатого ночи.

"Господи, неужели я потерял сознание ещё раз? - подумал он обречённо. - Не дай погибнуть, не дай..." Через несколько минут где - то далеко, может быть, даже вообще за пределами земли, послышались голоса, они словно бы вытаяли из некоего недоброго сна, из одури, а не из яви, и Кузнецов вновь устало подумал: "Галлюцинация. Всё, я замерзаю... Это конец!".

Но это была не галлюцинация, это была явь. К Кузнецову шли люди - командующий Воздушной армией Ф. П. Полынин, на глазах у которого старший лейтенант совершил таран - генерал всё видел со своего КП, - послал группу на поиски лётчика: может быть, остался жив?

Группа отыскала самолёт, поняла, что лётчик жив, и по следам двинулась за Кузнецовым. Она и нашла его, лежащего в снегу, уже замерзающего. В группе находился фельдшер Лелеко. Он сделал ему укол, привёл в чувство, солдаты поставили лётчика на лыжи, подхватили его с двух сторон под руки и так, на лыжах, потащили по снегу. Таким необычным способом - встоячку на лыжах - удалось одолеть целых 10 километров. Последние километры Кузнецов уже ничего не видел: глаза опухли, сжались в крохотные щелки. Да и отключаться начал.

Очнулся он в тепле, в землянке. Через некоторое время, тогда же ночью, за ним пришла машина - полуторка с открытым кузовом, кузов застелили лапником - еловыми ветками, и утром Кузнецова повезли в госпиталь. По дороге повстречали машину, шедшую из авиационного полка; в кабине рядом с шофёром сидели врач и полковой штурман, комполка послал их поддержать Кузнецова, а вдруг понадобится помощь?

Кузнецов же, лежа в кузове, всё пытался прорваться сквозь тяжёлую одурь и сообщить людям, что он ещё жив, не надо его держать в гробу - лётчиков в их части хоронили в гробах, устланных еловыми лапами, это стало традицией в авиационном полку, и Кузнецову чудилось, что его везут на кладбище. Но его везли в госпиталь. И хорошо, что с ним оказался врач полка.

В госпитале Кузнецова осмотрел хирург и сделал неумолимый вывод:

Оперировать нельзя!

Почему? - вскинулся врач авиационного полка, нехорошо побелев. - Как так, нельзя?

К сожалению, поздно.

Нет, не поздно. Он ранен был только вчера, никаких гангренных процессов ещё нет.

Хирург уступил: Кузнецова отнесли на операционный стол. Операция шла долго. Без наркоза. Хирург кусачками выравнивал ему ребра, откусывал кости, извлекал из мышц эмаль от орденов. Кузнецов слышал сквозь боль, как осколки со звоном падают в эмалированный таз. Плашечку от ордена Красной Звезды, где изображён солдат с винтовкой - те, кто знаком с этим орденом, знают серебряную пластинку, прикреплённую к рубиновой эмали, - положил в карман халата, сказал морщившемуся от боли Кузнецову:

Это я, старлей, возьму себе. На память об операции, если не возражаешь.

Когда операция закончилась, врач дал Кузнецову полстакана спирта:

Выпей! Боль снимет.

Действительно после спирта боль сделалась глухой, далёкой...

* * *

Пока Кузнецов находился в госпитале, командованием было подготовлено и направлено по инстанциям представление о присвоении ему звания Героя Советского Союза. К февралю 1943 года заместитель командира эскадрильи 436-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Н. Ф. Кузнецов совершил 213 боевых вылетов, лично сбил 17 самолётов противника и ещё 12 в составе группы.

За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года капитан Кузнецов Николай Фёдорович удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 966).

После лечения Николай вернулся в полк и, переучившись на новый самолёт - американскую "Аэрокобру", продолжил воевать. Он сражался на Курской дуге, участвовал в освобождении Белоруссии, Польши. Войну закончил в Берлине, Гвардии майором, заместителем командира 67-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе.

Всего выполнил 252 успешных боевых вылета, в 150 воздушных боях сбил 37 самолётов противника - 25 лично и 12 в группе с товарищами.

Тогда же, в победном мае 1945 года, а точнее, 13-го числа, его представили к званию дважды Героя Советского Союза, о чём командир дивизии объявил перед строем. 17 августа 1945 года это представление подписали С. И. Руденко - командующий 16-й Воздушной армией, будущий Маршал авиации, следом - член Военного совета фронта генерал - лейтенант К. Телегин и Маршал Советского Союза Г. К. Жуков. Надо полагать, что это представление было не раз обсуждено: слишком уж высокое это звание - дважды Герой. Но эту награду он получил лишь 54 года спустя...



В первом ряду в центре командир 67-го Гвардейского ИАП подполковник А. Б. Панов,
справа от него - Герой Советского Союза Н. Ф. Кузнецов. Осень 1943 года.

Документы ушли в Москву и... застряли. Несмотря на то, что они были подписаны столь высокими людьми, вот ведь как. Самим Жуковым! Интересоваться же, как продвигаются бумаги, Кузнецов не стал - неудобно было. Не его это дело. А Маршал Жуков, к этой поре, стал неудобен Сталину, тем, кто сидел в Кремле и интриговал в правительственных коридорах. Это мигом усекли разные придворные шаркуны, они начали останавливать все дела, подписанные легендарным Маршалом. В том числе остановили и бумаги на присвоение Кузнецову звания дважды Героя Советского Союза. Наградное дело Кузнецова списали и отправили в архив, в город Подольск. Будто и не было 37 сбитых им немецких самолётов (М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 21 личную и 12 групповых побед) и множества другой уничтоженной техники: автомобилей, броневиков, паровозов...

А жизнь, между тем, шла своим чередом. После войны Николай Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. Затем ему пришлось ещё немного повоевать - с начала 1952 года Гвардии полковник Кузнецов командовал 16-м ИАП, сражающимся в небе Северной Корее. Там полк под его командованием сбил 26 неприятельских самолётов, потеряв 4 лётчиков. Сам Кузнецов совершил 27 боевых вылетов на истребителе МиГ-15бис.

Вернувшись в Советский Союз, Николай Кузнецов командовал авиационной дивизией. В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба, стал генералом, заслуженным военным лётчиком страны, доктором военных наук. С 1963 года по 1972 год возглавлял Центр подготовки космонавтов. При его активном участии были осуществлены десятки важнейших экспедиций пилотируемой космонавтики. Он, кстати, возводил Звёздный городок - с самого первого кирпича. Юрий Гагарин был у него заместителем...

В 1978 году генерал - майор авиации Н. Ф. Кузнецов ушёл в отставку и поселился в Подмосковье (в Звёздном городке Щёлковского района Московской облпсти).

В 1986 году в Подольском архиве были найдены его наградные документы - те самые, подписанные Жуковым. Генеральный конструктор, сменивший С. Королёва, академик В. Глушко направил на депутатском бланке письмо к тогдашнему Председателю Президиума Верховного Совета СССР А. Громыко с просьбой вернуться к рассмотрению старого наградного дела. Через некоторое время Громыко позвонил Глушко и сказал: "Кузнецова можете поздравить. Представление поддержано. Хотя Указ ещё не подписан".

Академик не замедлил поздравить генерала Н. Ф. Кузнецова, но, оказалось, сделал это рано: вторую "Золотую Звезду" тот тогда так и не получил.

Дело вновь, как и в послевоенные годы, застряло. Были обращения космонавтов к Президенту, обращения ученых, ветеранов войны - всё впустую. Но тем не менее верно говорят: под лежачий камень вода не течёт. Надо было всё время стучаться в эту дверь. Не самому, конечно, генералу стучаться, а его друзьям.

В конце 1990-х годов в газете "Семья" была опубликована статья о 5 несостоявшихся женщинах - космонавтах. Николай Фёдорович Кузнецов был одним из консультантов этой статьи - ведь все космонавты, состоявшиеся и несостоявшиеся, прошли через его руки. После этой статьи, а также после очерка о гибели Юрия Гагарина возобновились ходатайства о присвоении Николаю Фёдоровичу звания дважды Героя. И опять отказы. От самых разных чиновников. Подключились к этим ходатайствам и газета "Семья", и Московский пресс - клуб ЦДРИ. В результате, как говорят в таких случаях, "состоялось": в конце 1999 года пришло известие, что генерал - майору авиации Н. Ф. Кузнецову наконец-то присвоено это долгожданное звание.

Ох, как радовался этому Николай Фёдорович! В декабре 1999 года ему вручили вторую "Золотую Звезду" Героя, и он с удовольствием прицепил её к лацкану пиджака. Но, к сожалению, проходил он с наградой недолго - в январе 2000 года ему сделалось плохо, и его положили в госпиталь. И раны, и болезни, и возраст взяли своё... 5 марта, как ни горько об этом сообщать, дважды Героя Советского Союза Николая Фёдоровича Кузнецова не стало. Но справедливость всё же восторжествовала: в нашей памяти генерал Н. Ф. Кузнецов навсегда останется дважды Героем...

Прославленный советский ас похоронен на Преображенском кладбище в Москве (участок 4).

* * *

Список всех известных побед Гвардии майора Н. Ф. Кузнецова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 27.08.1941 г. 1 Ju-87 Тосно И-16, "Харрикейн",

"Киттихаук", "Аэрокобра".

2 1 Ме-109 (в паре - 1 / 2) ст. Шапки
3 29.08.1941 г. 1 Ju-87 Мга - Погорелушка
4 06.09.1941 г. 1 Ju-88 (в паре - 1 / 2) "подожгли"
5 11.09.1941 г. 2 Ju-87 Николаевское
6 12.09.1941 г. 1 Hs-126 аэр. Сиверская
7 16.09.1941 г. 1 Ме-109 сев. - зап. Красный Бор
8 21.09.1941 г. 1 Ju-87 Горелово
9 22.09.1941 г. 1 FW-200 (в паре - 1 / 2) Кронштадт
10 24.09.1941 г. 1 Ju-88 (в группе - 1 / 3) юж. окр. Шлиссельбург
11 27.09.1941 г. 1 Ме-109 Шлиссельбург
12 27.06.1942 г. 1 Ме-110 Волоконовка
13 1 Ме-109 Ленцово
14 28.06.1942 г. 1 Ме-109 Богдановка
15 01.07.1942 г. 1 Ме-109 Волоконовка
16 06.12.1942 г. 1 FW-189 Пола
17 30.12.1942 г. 1 Ме-109 юж. Соснино
18 06.01.1943 г. 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) Ольховец
19 1 Ме-109 (сбит таранном) * Кузьминское
20 1 Ме-109 (в группе - 1 / 6) Ольховец
21 12.09.1944 г. 1 FW-190 Белоленка - Терхомин
22 15.10.1944 г. 1 Ме-109 юж. Дзебанице
23 27.03.1945 г. 1 FW-190 зап. Хоэн
24 19.04.1945 г. 1 FW-190 Даненберг

Всего сбитых самолётов - 21 + 12 [ 19 + 6 ]; боевых вылетов - 252; воздушных боёв - 99.

[ * Информация взята из открытой печати, архивными документами не подтверждается. ]

Тема Сталинграда давно волновала меня – еще с юности, когда узнала, что где-то вблизи этого города, попав под бомбежку в составе эвакогоспиталя, в 1942-м погиб младший брат бабушки, любимец семьи Владимир Захарович Ермаков.

Годы спустя, когда я начинала работать в районной газете, познакомилась с одним из защитников крепости на Волге – Вениамином Тимофеевичем Андрющенко, тогда завучем веселовской СШ № 5. Ровесник революции, наш земляк принял боевое крещение в окопах Сталинграда. В.Т. Андрющенко сражался в том же полку, что и Рубен Ибаррури – сын лидера испанской компартии Долорес Ибаррури, которую прозвали Пасионарией, или Пламенной.

Рассказы Вениамина Тимофеевича о тяжелых боях, в ходе которых плавился металл и горячим становился снег, до сих пор в моей памяти. Впрочем, как и беседы с другим сталинградцем – Петром Никитовичем Пироженко. Павловчанин за героизм при взятии железнодорожной станции Апостолово на Днепропетровщине был удостоен полководческого ордена Александра Невского. А свою первую награду – медаль «За отвагу» – земляк получил за Сталинград. Вместе с товарищами он сражался на Мамаевом кургане, в цехах одного из заводов.

О многих новолеушковцах, оборонявших стратегический город на Волге, упомянул в своей книге «Кубанская станица» В.К. Панфилец. Перечислю некоторых – А.И. Щербуха, Г.А. Крылач, П.Г. Давиденко, Н.Г. Марченко, Д.М. Боровик. Данные об их боевом пути, а также фронтовые биографии этих и других земляков собраны в фотоальбомах. Хранятся они в Новолеушковской сельской библиотеке имени станичника, полного кавалера ордена Славы И.И. Никонова. И делается это во многом благодаря беспокойству директора, энтузиаста патриотической работы Н.И. Блиновой.

Тема Сталинграда снова привлекла меня после выхода в свет последнего романа В.С. Пикуля «Барбаросса» из незавершенной дилогии «Площадь Павших борцов». В работе над рукописью Валентин Саввич использовал более 500 источников и убедился: Сталинград – это не просто город на Волге, символ нашей Победы, но еще и главный военно-политический фактор всей войны. Бои на чердаках и в окопах Сталинграда эхом отражались в пустынях Ливии и водах Атлантики. Там тоже шли сражения, и от них зависело многое в жизни народов Европы. Сталинград ознаменовал начало краха режима Гитлера.

И сегодня, в дни, когда страна празднует 70-летие Сталинградской битвы, еще раз давайте вспомним защитников города, стоявших насмерть у стратегического рубежа и совершавших подвиги «не ради славы – ради жизни на земле!»

Золотых Звезд на его груди должно быть две

Среди земляков, отличившихся под Сталинградом, с особой гордостью называю незамаевца Григория Ивановича Свердликова , в числе немногих выживших после боев за город удостоенного звания Героя Советского Союза.

Неоднократно я писала об этом офицере, для которого служение Родине было превыше всего. И, казалось, белых пятен в биографии Героя для меня не осталось. Но сотрудники Павловского музея на днях дали мне папку из архива В.Г. Швеца . Он был членом совета районного клуба революционной, боевой и трудовой славы и в 70-е годы собрал солидный материал о Г.И. Свердликове. Читая эти записи, я обнаружила неизвестные ранее факты.

Оказалось, о подвигах офицера-артиллериста земляки узнали лишь в 1974 году. Тогда в нашей районке появилась заметка из белорусской газеты «Днепровская правда». В ней рассказывалось о выходе в свет 9-го тома Белорусской Советской Энцик­лопедии, в которой значится старший лейтенант Г.И. Свердликов, уроженец станицы Незамаевской Павловского района.

Григорий Иванович особо отличился в сентябре 1943 года. Под огнем противника батарея Свердликова форсировала реку Днепр и на захваченном плацдарме отбила две контратаки противника, уничтожив много техники. За мужество отважному командиру, как написали белорусские журналисты, присвоено звание Героя Советского Союза.

А чтобы узнать о нем подробности, В.Г. Швец написал десятки запросов родным, одноклассникам Героя и по крупицам собрал объемное и достоверное досье.

Выяснилось, что звания Героя Советского Союза Григорий Иванович удостоился за отражение танковой атаки под Сталинградом. А за бои в Белоруссии второй раз был представлен к Золотой Звезде. Увы, какие-то обстоятельства помешали её вручению.

На фронтах Великой Отечественной воевали, кроме Григория, пять его братьев. Павел погиб под Сталинградом, Алексей – под Харьковым. Оба были политруками. Петр, Николай, Иван получили ранения, контузии и умерли после войны.

Племянник Героя Владимир Иванович Свердликов вспоминал: «В январе 1945 года я был курсантом Ростовского артиллерийского противотанкового училища, где дядя был командиром учебной батареи. Он пользовался большим авторитетом у курсантов. В начале апреля 1945 года Григория Ивановича опять послали на фронт, где Свердликов в последние дни войны участвовал в штурме Берлина».

Бывший сосед Свердликова Я.Г. Некрасов рассказал, что родился Герой на хуторе Кавалерском, относившемся к землям Незамаевской станицы. Потом семья Свердлик (так поначалу именовали их) переехала в хутор Плоский (ныне село Шевченковское Крыловского района). А с 1934 года после смерти отца зять перевез родных в Незамаевскую. Яков Григорьевич рассказывал о встрече с Григорием Ивановичем после войны, в 1945 году. Тогда Г.И. Свердликов решил навестить родных на хуторе Плоском. Но их не застал, и гость зашел к соседям, рассказал о двух фактах фронтовой биографии.

Первый имел место на Украине. Отстреливаясь от немцев до последнего пат­рона, Григорий был ранен и только благодаря тому, что прит­ворился мертвым, лежа среди убитых товарищей, выжил. Немец-танкист ударил его в бок сапогом и был уверен, что перед ним труп. С наступлением темноты наши санитары унесли с поля боя раненого Г. Свердликова.

Второй эпизод был связан с рейдом в тыл врага в районе города Мозырь (Беларусь). В разведку отправился Григорий Свердликов вместе с другом, вооружившись автоматами. На окраине села наших встретила молодая женщина и пригласила к себе в дом, где сдала бойцов немцам. После допроса Григорий сумел развязать руки и убил фашиста. Помог и товарищу освободиться. Не буду останавливаться на других деталях, как устроили засаду и захватили «языка», которого и привели в штаб, блестяще завершив разведку.

Лейтенант Кузнецов, он же Свердликов?

Просматривая в очередной раз фильм по роману Ю. Бондарева «Горячий снег», вышедший на экраны в 1972 году, я поймала себя на мысли: до чего же киногерой Бориса Токарева – лейтенант Кузнецов – внешне похож на нашего земляка Григория Свердликова. (Кстати, за эту кинороль Б. Токарев стал лауреатом Государственной премии РСФСР).

А если это не случайность? Не мог ли фронтовик, писатель Юрий Бондарев взять в качестве прототипа своего героя кубанца?

В Симферополе по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря был проведен региональный этап Рождественских чтений по военному направлению. Мероприятие проходило при поддержке Пограничного управления ФСБ России по Республике Крым.

Тематика Пленарного заседания: «Православная Церковь и армия в Крыму. Нравственные ценности и формирование патриотизма при взаимодействии Церкви и силовых ведомств».
Общее названием Международных Рождественских чтений: «Нравственные ценности и будущее человечества».
Участие в мероприятии приняли: председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Протоиерей Сергий Привалов, генерал- лейтенант Звирык Юрий Дмитриевич-начальник пограничного управления ФСБ России по Республике Крым, военный прокурор ЧФ Российской Федерации генерал- майор юстиции Быков Евгений Анатольевич, заместитель командующего ЧФ России по работе с личным составом контр-адмирал Ореховский Юрий Иванович, командир Крымского соединения войск национальной гвардии генерал- майор Кузнецов Николай Анатольевич, председатель Крымского гарнизонного военного суда полковник Путиловский Михаил Михайлович, военный комиссар Республики Крым полковник Ермилов Олег Владимирович, заместитель военного комиссара Республики Крым полковник Малолетко Анатолий Владимирович, заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Республике Крым полковник Бондарев Константин Александрович, заместитель командира 22 армейского корпуса ЧФ России Полковник Зайцев Василий Петрович, священнослужители епархии, окормляющие воинские части, штатные священники начальники управлений и заместители ФСБ, МВД, Россгвардии, Черноморского Флота, военной прокуратуры ЧФ, военного гарнизонного суда, военного комиссариата Республики Крым, следственного комитета. Также в мероприятии приняли участие руководитель миссионерского отдела епархии протоиерей Максим Кондаков руководитель отдела епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Игорь Лесик, окружной атаман Крымского казачества Иловченко Вадим Яковлевич и помощник начальника УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю протоиерей Роман Цуркан.

Перед началом Пленарного заседания было сделано общее фото участников, и далее в зале совещаний пограничного управления ФСБ после совместной молитвы начато само заседание, которое открыл приветственным словом генерал- лейтенант Звирык Юрий Дмитриевич- начальник пограничного управления ФСБ России по Республике Крым
Далее выступили:
Протоиерей Сергий Привалов- Председатель Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
Заместитель начальника Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю об организации мероприятий, профилактической работе и взаимодействии с разными структурами в борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом.
Иерей Михаил Мамаев - помощник командующего Черноморским Флотом. Опыт работы штатного духовенства на флоте. Содокладчиком выступил заместитель командующего по работе с личным составом Черноморского Флота контр- адмирал Ореховский Юрий Иванович.
Полковник Ермилов Олег Владимирович- Военный комиссар Республики Крым- призыв на воинскую службу и специфика прохождения воинской службы.
Протоиерей Максим Кондаков- руководитель миссионерского отдела Симферопольской и Крымской епархии: « Деструктивное влияние неоязычества и распространение его в воинской среде".
Иловченко Вадим Яковлевич- Окружной атаман Крымского казачьего общества
Протоиерей Дмитрий Кротков – руководитель военного отдела Симферопольской и Крымской епархии- выступление о работе военного отдела епархии о взаимодействии и проблемных вопросах.
Полковник Бондарев Константин Александрович- заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Республике Крым.
Все выступления и доклады сопровождались слайд- шоу и фотоматериалами.
В конце заседания было озвучено приветствие управляющего Симферопольской и Крымской епархии и зачитан итоговый документ, который был принят единогласно путем голосования.(Текст итогового документа приведен ниже).
По завершении, протоиерей Сергий Привалом вручил грамоты Синодального военного отдела РПЦ генералам, офицерам и священнослужителям епархии, а руководителю военного отдела епархии была подарена икона прп. Серафима Саровского.

В этот же день протоиерей Сергий Привалом и протоиерей Дмитрий Кротков в сопровождении протоиерея Георгия Дейнес, клирика храма святого воина Феодора Ушакова в Новофедоровке ознакомились с военным учебным объектом в пгт. Новофедоровка под названием "Нитка", который является единственным в России учебным тренировочным центром,построенным в советский период прототипом взлетной палубы авианосца для посадки самолетов- истребителей.

КУЗНЕЦОВ Николай Николаевич , родился 26 января 1954 г. в Ярославле.

В 1961 году поступил в 1-й класс Николо-Кормской средней школы № 4 Рыбинского района.

С 1966 по 1967 г. учился в Марьинской средней школе Некоузского района.

В 1967 г. переведён в 7-й класс школы-интерната № 9 Ярославля. В 1969 году переведён в среднюю школу № 9 Ленинского района Ярославля, которую закончил в 1971 г.

С июля 1971 г. по июль 1972 г. работал на фабрике «Североход» в Ярославле.

С июля по ноябрь 1973 г. работал на Ярославском шинном заводе.

Без отрыва от производства обучался в Ярославском учебном авиационном центре.

На военную службу призван 01.04.1972 Ленинским РВК Ярославля.

Принял военную присягу 01.05.1972 при Ярославском УАЦ.

Военную подготовку прошёл в Вязниковском УАЦ в 1973 г.

С 03.12.1973 проходил службу в составе 181-го отдельного вертолётного полка 73-й воздушной армии Среднеазиатского военного округа в должностях "лётчик-штурман", "штурман звена" на вертолётах Ми-8 (в/ч 23319, г. Джамбул).

В Афганистане с декабря 1979 г. по октябрь 1980 г. в в/ч. п.п. 70419.

Николай Кузнецов скончался 12.10.1980 г. от термического ожога пламенем головы.

Награждён Орденом Красной Звезды (посмертно).

Похоронен на кладбище "Зелёный ковёр" г. Тараз (Джамбул) Жамбылской области Республики Казахстан.

15 ноября 2007 г. в средней школе № 9 г. Ярославля в память о выпускнике Николае Кузнецове была установлена мемориальная доска.

А в 2009 году в школе-интернате № 9 города Ярославля воину-интернационалисту была также установлена мемориальная доска.

Из Книги памяти павших в Афганистане Жамбылской области Казахстана (2003 г.):

«…Коля, как и многие его сверстники, с замиранием сердца глядя на летающие высоко в небе крылатые машины, мечтал летать.

Вышло так, как было задумано. Получив в средней школе № 9 г. Ярославля аттестат зрелости, девятнадцатилетний юноша поступил в Сызранское военное авиационное училище лётчиков. Учился отлично. Увлекался боксом и музыкой. Видимо, эти увлечения самым положительным образом повлияли на его характер. Смелый и решительный, он в то же время был лириком и романтиком, любил песни, читал стихи, играл на музыкальных инструментах.

Прибыв после выпуска в строевую часть города Джамбул, лейтенант Кузнецов быстро завоевал в коллективе всеобщее уважение и авторитет. Его характеризовали как офицера с отличной подготовкой, способного принимать решения и быть инициативным.

В декабре 1979 года в числе первых его направили в Афганистан для оказания интернациональной помощи афганскому народу. Он выполнял самые разнообразные задания. Практически побывал на всех здешних аэродромах, облетел всю страну с севера на юг, с запада на восток...

В небе Демократической Республики Афганистан старший лейтенант Николай Кузнецов совершил 287 боевых вылетов, налетал 360 часов.

12 июня 1980 г. северо-западнее Файзабада Николай обнаружил опорный пункт мятежников. В результате атаки звена было уничтожено около 30 бандитов.

Такие вылеты были регулярными.

Так было и в последний раз, когда 6 октября 1980 г. при выполнении очередного боевого задания в районе Пули-Хумри машина Николая Кузнецова была сбита силами противовоздушной обороны душманов и упала на землю. Экипаж погиб.

Старший лейтенант Кузнецов Н.Н. скончался от полученных тяжелых ран».

Лейтенант

29.06.1962 –

Кузнецов Николай Анатольевич – командир группы спецназа, лейтенант.

Родился 29 июня 1962 года в селе Первая Питерка Моршанского района Тамбовской области (Россия) в крестьянской семье. Русский. В 5 лет остался круглым сиротой. Вместе с сестрой воспитывался у бабушки. В 1977 году окончил 8 классов средней школы в селе Сокольники Моршанского района, в 1979 году – Ленинградское суворовское военное училище.

В Вооруженных Силах СССР с 4 августа 1979 года. В 1983 году с отличием окончил Ленинградское высшее общевойсковое командное училище имени С.М.Кирова. Служил командиром группы специального назначения во 2-й бригаде специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (город Псков). Неоднократно подавал рапорты с просьбой направить его в Афганистан.

В Республике Афганистан с 18 марта 1985 года. Служил командиром группы специального назначения 1-й роты 334-го отдельного отряда специального назначения 15-й отдельной бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил СССР (войсковая часть полевая почта 83506; город Асадабад, провинция Кунар).

21 апреля 1985 года* группа лейтенанта Кузнецова получила задачу в составе роты разведать месторасположение и уничтожить отряд моджахедов, расположившийся в районе кишлаков Сангам и Даридам провинции Кунар в Мараварском ущелье. В ходе выполнения поставленной задачи подразделение Кузнецова было отрезано от основных сил роты и окружено противником. Завязался бой. В разгар боя тяжелые ранения получил прапорщик Бахмутов. Лейтенант Кузнецов перенес его в укрытие, а затем вернулся к своей группе. Приказав подчиненным прорываться из окружения, офицер вместе с тремя бойцами остался обеспечивать отход. Он был ранен в ногу, но продолжал вести огонь из автомата. Поняв намерение душманов пленить прикрывавших бойцов, лейтенант Кузнецов приказал солдатам отходить на соединение с основными силами, а сам продолжал вести огонь по врагу, прикрывая их. Когда кончились патроны, он пустил в ход гранаты. Последней шестой гранатой взорвал себя и подошедших к нему душманов.

Похоронен на кладбище родного села Первая Питерка. На городском кладбище в Моршанске установлен кенотаф (символическая могила).

Герой Советского Союза (21.11.1985; посмертно). Награжден орденом Ленина (21.11.1985; посмертно), медалями.

Приказом Министра обороны Республики Беларусь №95 от 19 февраля 1996 года Герой Советского Союза Н.А.Кузнецов навечно зачислен в списки 1-й учебной роты 5-й отдельной бригады специального назначения (город Марьина Горка Минской области). Также навечно зачислен в списки 5-й роты суворовцев Санкт-Петербургского (Ленинградского) суворовского военного училища. В городе Моршанск около задания военкомата и в Санкт-Петербургском суворовском военном училище установлены бюсты Героя. В 1990 году в честь Н.А.Кузнецова был выпущен почтовый конверт СССР. Именем Героя названа улица в селе Сокольники Моршанского района. В феврале 2009 года его именем назван кадетский отряд средней школы №4 города Кыштым Челябинской области, на здании школы в мае 2010 года открыта мемориальная доска Герою. В Моршанске ежегодно проводится областной турнир по волейболу, посвященный памяти Н.А.Кузнецова.

*На кенотафе, который установлен на городском кладбище в Моршанске, и во многих публикациях значится дата гибели лейтенанта Н.А.Кузнецова 23 апреля 1985 года . Эта информация не точна: 23 апреля прошло опознание останков офицера. После боя 21 апреля тела погибших собирали два дня. Многих пришлось идентифицировать по татуировкам и красным петлицам. В связи с этим у некоторых погибших, в том числе лейтенанта Н.А.Кузнецова, была зафиксирована дата смерти – 23 апреля.