Актуальность изучения психологии. Актуальность проведения психолого-педагогических диагностик детей дошкольного возраста


АКТУАЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И АЛГОРИТМ ПРОФЕССИОГРАММЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Шантырь Е.Е. Актуальность практической психологии и алгоритм профессиограммы практического психолога //
Психолог. — 2015. - № 4. - С.116-138. DOI: 10.7256/2409-8701.2015.4.15267.
URL: http://e-notabene.ru/psp/article_15267.html

Шантырь Евгений Евгеньевич,
психолог, заведующий кафедрой практической психологии Днепропетровского института
Межрегиональной академии управления персоналом, доцент, кандидат медицинских наук

Аннотация. В данной статье показана актуальность практической психологии в современном обществе. В условиях постоянной интенсификации жизни человека и нарастания кризисных явлений прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению. Проблемы, с которыми сегодня сталкивается человечество, являются результатом нынешнего духовно-психологического кризиса. Уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов, не обеспечивает во многих случаях, адекватную реакцию социума и его индивидуумов на существующие ныне вызовы и не приводит к своевременной выработке нового мировоззрения по преодолению кризисных явлений. В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной наукой, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций.Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе, сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов не стала конкретной и понятной людям. Ключевой причиной этого является, прежде всего, отсутствие четко сформулированных основ профессиограммы практического психолога, позволяющих отделить психологическую помощь от всех других близких по содержанию парапсихологических и астрологических видов деятельности. Методология исследования данной работы включает в себя анализ научного материала и теоретическая разработка основной концепции деятельности практического психолога. Научная новизна представленных материалов заключается в том, что автором предложен и обоснован алгоритм профессиограммы практического психолога, деятельность которого, в отличие от других профессий, должна быть направлена, прежде всего, на развитие психических процессов человека с целью формирования новой личности, способной в любых условиях адекватно решать свои конкретные проблемы. При этом автором разработан и описан метод гуманитарно-поведенческого психоанализа, который отражает основное содержание работы практического психолога. Статья может быть интересна широкому кругу специалистов в сфере психологических услуг: студентам, преподавателям, практическим психологам и госслужащим системы образования.

Ключевые слова: психология, практическая психология, актуальность, интенсификация, кризис, алгоритм профессиограммы психолога, психические процессы, психологические консультации, гуманитарно-поведенческий психоанализ, социум

УДК: 159.99

DOI: 10.7256/2409-8701.2015.4.15267

Современное общество характеризуется разнонаправленным многообразием социально-политических, религиозных, культурно-образовательных, семейно-брачных, а также межличностных отношений,в том числе по половому признаку. На протяжении последнего времени мы становимся свидетелями более важных технологических прорывов и социально значимых изменений в обществе на протяжении одного десятилетия, или даже одного года, чем те, что люди прежних исторических эпох переживали за целые столетия . Человечеству удалось проникнуть в тайны ядерной энергии, посылать космические корабли на Луну и ко всем планетам Солнечной системы, передавать вокруг земного шара звук и цветные изображения, взломать код ДНК, начать опыты с клонированием и генной инженерией и многое другое. Тем не менее, эти и многие другие, столь впечатляющие интеллектуальные успехи цивилизации, привели современное человечество на грань глобальных катастроф . Очень часто, достижения науки и техники используются для удовлетворения первобытных эмоций и инстинктивных влечений, которые не очень-то отличаются от тех, что правили поведением людей в каменном веке . Такое положение дел привело к тому, что помимо призрака ядерной войны человечеству угрожают несколько менее зрелищных, но не менее коварных и более предсказуемых сценариев конца света. В первую очередь это относится к промышленному загрязнению почвы, воды и воздуха, разрушению озонового слоя, парниковому эффекту в атмосфере, угрозе ядерных отходов и катастроф, возможному истощению на планете запасов кислорода, опасности токсичных добавок в пище и напитках. К этому ещё можно добавить некоторое число социальных явлений, менее апокалиптических по природе, но не менее разрушительных. Прежде всего, это нищета и голод с одной стороны, а с другой - пресыщение людьми материальными благами, наличие избыточного веса и ожирения среди значительной части населения планеты . Угрожающего размаха приобрели также распад семьи, кризис материнства и отцовства , исчезновение духовных общечеловеческих ценностей , утрата естественной связи человека с природой, рост всеобщего отчуждения и агрессии в отношениях между людьми и, даже, целыми этническими группами, отсутствие спланированных и благоприятных перспектив на будущее развитие целых регионов .

Вызов нашего времени - это всё возрастающая интенсивность далеко неоднозначных процессов во всех сферах человеческой жизни. Социально-политическая, производственная, информационная, религиозная, культурно-образовательная, а также сфера семейно-брачных и межличностных отношений претерпевает изменения буквально на глазах. Резко возрастает интенсивность производства, наблюдаются интенсивные, далеко не всегда благоприятные, преобразования в обществе , ускоряются интенсивные, часто деструктивные изменения личностных качеств человека , его состояния здоровья , имеет место интенсивное лечение, обучение и многое, многое другое .

Сама по себе интенсивность не является проблемой, а скорее, наоборот, она вызвана самим ходом исторического развития и призвана удовлетворять растущие социальные, духовные и материальные потребности современного человека. В то же время, именно, такая "скоростная" ситуация порождает опасность накопления не решенных проблем в социуме. В ходе постоянной интенсификации жизни очень быстро растёт число конфликтных ситуаций и соответствующих состояний психики в результате отставания общества или отдельного человека от требования современного мира . Это в свою очередь неизбежно формирует ошибочное, не адекватное, а порой и просто агрессивное поведение личности и даже целых этнических или социальных групп . Такое положение дел порождает возникновение и непримиримое противостояние различных мировоззрений и, самое главное, приводит к конфликтам и проблемам, которые, к сожалению, в условиях современной цивилизации всё чаще перерастают во враждебность и человеческие трагедии. При этом такие тенденции наблюдаются во всех сферах жизни общества, но, особенно, в социально-политической сфере и в личной жизни человека .

И как следствие вышеупомянутых причин нынешнее человечество живёт в условиях постоянной психо-эмоциональной напряженности, находясь на самом краю им же созданных катастроф. И это происходит в то время, когда современная наука предлагает обществу почти сказочные производственные технологии, которые с легкостью бы могли решить большинство насущных социальных и материальных проблем сегодняшнего мира. Но этого не происходит, а, следовательно, существующие проблемы по своей природе не являются технологическими, экологическими или даже политическими, их глубинный смысл находится внутри человеческой личности, в его психике и самих психических процессах .

Становится всё более и более очевидным тот факт, что в современном мире административные и законодательные меры, экономические и общественные санкции, силовые сценарии, военные вторжения и другие подобные действия и мероприятия практически не приводят к желаемому результату. Более того, они обязательно порождают, новые гораздо более сложные проблемы, чем были призваны решить изначально. Уже с самого начала их применения, как правило, можно с уверенностью утверждать, что они обречены на провал, потому что их стратегия, призванная устранить или хотя бы облегчить тот или иной региональный кризис в социуме, коренится в той же самой идеологии, которая и явилась первопричиной возникновения самого кризисного явления.

При самом тщательном рассмотрении нынешний глобальный кризис человечества в своей основе является ни чем иным, как кризисом духовно-психологическим, ибо он отражает уровень эволюции человеческого сознания, как носителя психических процессов. Именно поэтому трудно себе представить, чтобы этот кризис мог бы быть разрешен без коренного преобразования личностных качеств человеческого индивидуума, что определяется, в конечном счете, уровнем развития его сознания, как носителя психических процессов: интеллектуальных, эмоциональных, функциональных и духовных . Другими словами, сегодня миру нужен человек, как личность, с качественно новым мировоззрением, интеллектуально и духовно зрелый, с приоритетом общечеловеческих и духовных ценностей .

На первый взгляд подобная задача кажется слишком сложной и даже научно-фантастической. Возможность превращения современного человечества в вид индивидов, способных на мирное сосуществованиесо своими собратьями, невзирая на расу, цвет кожи, религиозные и политические убеждения, не говоря уже о других отличиях, разумеется, не выглядит слишком уж правдоподобной с учетом всей предыдущей истории развития человеческой цивилизации. Однако, ситуация не столь безнадёжна, как может показаться вначале. Коренные духовно-психическое преобразования человечества не только возможны, но и постоянно происходят, в том числе и в наши дни .

Что же является основополагающим фактором прогресса, как всего человечества, так и отдельно взятого индивидуума? Это, безусловно, эволюционное, в соответствии с интенсивностью современной жизни, комплексное и гармоничное развитие человеческого сознания, как носителя психических процессов.

Эволюция психических процессов представляет собой непрерывное, постепенное и длительное развитие психики всех живых организмов в условиях адаптации их к Земным параметрам жизни. Психика, как совокупность психических процессов, возникла по данным литературных источников, более 500 миллионов лет назад и на протяжении всего этого периода постоянно эволюционировала . В доступных нам источниках литературы и на сайтах Интернета выделяются три основных уровня эволюции психики:

1. Межвидовой уровень эволюции - на данном этапе происходит постепенное изменение психики от наиболее простых к более сложным формам по мере развития различных видов животных от простейших к млекопитающим и самому человеку. Он раскрывает все происходящие явления жизни на планете Земля.

2. Филогенетический (внутривидовой) уровень эволюции - заключается в плавном переходе психики по мере развития животного или человека, как вида. В данном случае человек выступает как один из видов млекопитающих, существующих около 3 миллионов лет. На протяжении всего этапа наблюдается постепенное не прерывное изменение самой психики.

3. Онтогенетический уровень эволюции - раскрывает развитие психики в онтогенезе, т. е. в процессе всей жизни человека (либо животного), начиная с момента рождения до смерти.

Безусловно, в процессе эволюции, психика как жизненное явление, постоянно претерпевает глубокие качественные преобразования . Смысл этих преобразований, если говорить коротко, заключается в том, что первоначально свойства психических процессов предоставляют возможность живым объектам удаляться от неблагоприятных факторов, затем обеспечивают поиск благоприятных условий для организма и, в конечном счете, психика выступает как инструмент для изучения и преобразования всей окружающей среды. Качественно новые характеристики психических процессов, которые появились в результате развития живого объекта в онтогенезе, в дальнейшем проявляются в последующих поколениях на филогенетическом (внутривидовом) уровне эволюции животного или человека.

Вместе с тем, если рассматривать историю человечества, то она свидетельствует, что эволюция психических процессов и в целом психики человека, наряду с неоспоримыми достижениями, сопровождалась и сопровождается, к сожалению, целым рядом негативных явлений: войнами, социальными бедствиями, техногенными катастрофами и другими кризисными явлениями. Следовательно, развитие психики, как совокупности психических процессов человека, особенно в нынешних условиях, требует научно обоснованных профессиональных подходов и представляется нам архи важным для будущего всей человеческой цивилизации. И главная задача здесь заключается в том, чтобы в условиях нарастания кризисных явлений и постоянной интенсификации жизни человека качественно новые прогрессивные личностные преобразования в обществе происходили достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность современного человечества к саморазрушению и самоуничтожению.

В этих условиях психология и её практическая реализация представляется, чуть ли не единственной дисциплиной, к которой обращены взгляды в поисках ответа на актуальные вопросы сегодняшнего дня и определение практических действий по выходу из кризисных ситуаций. Именно этим можно объяснить актуальность и всё возрастающую потребность в обществе профессии практического психолога. Наблюдается нарастающее внедрение этой специальности во все сферы государственных служб и образовательных учреждений, религиозных, культурных, медицинских и других заведений, а также растет востребованность этой профессии в частном бизнесе и в решении проблем личной жизни .

Вместе с тем, профессия психолога пока ещё далеко не однозначно воспринимается сегодня в современном обществе. Можно сказать, сложился некий парадокс: с одной стороны наблюдается всё возрастающая потребность и востребованность в психологической помощи, а с другой стороны существует огромное недоверие людей ко всему, что связано с психологическими услугами . Такое положение дел очень часто объясняется достаточно невысоким уровнем психологической грамотности населения, что, бесспорно, имеет своё подтверждение в действительности. Но всё-таки главная причина недоверия и отсутствия должного авторитета профессии психолога в социуме, заключается, на наш взгляд, именно в том, что сама практическая психология не заявила о себе должным образом, а деятельность практических психологов, увы, не стала конкретной и понятной людям.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что в настоящее время работа практического психолога стала почти в один ряд с целителями, астрологами, ясновидящими, экстрасенсами и др. специалистами подобного рода. В Санкт-Петербурге, например, имеется более 400 различных школ целительства, которые могут называться центрами, институтами и даже академиями. Все они рекламируют услуги по оказанию психологической помощи: индивидуальные психологические консультации, тренинги, коучинги и т.д. . Ключевой причиной этого факта, на наш взгляд, является отсутствие четко сформулированной и понятной нормативной базы, позволяющей отделить психологическую помощь от всех других видов деятельности, которые мы ни сколько не преуменьшаем. Нужен некий алгоритм профессиограммы практического психолога. Это необходимо, также, и для организации необходимого контроля за профессиональной деятельностью практического психолога и повышения его ответственности за предоставленные им услуги, а то в настоящее время оказание психологических услуг, кроме как совестью специалиста, никаким образом не регламентируется .

В практической психологии принято выделять две главные составляющие: консультационная работа и так называемое психотерапевтическое, мы назовем его эволюционное направление, как вид деятельности, связанный с применением методов практической психологии для развития психических процессов человека. При этом следует подчеркнуть, что психотерапия, как и другие медицинские термины, применяемые в практической психологии, ни какого отношения к лечению, т.е. к терапии не имеют, о чем подробно описано нами в работе "Вопросы образования и интерпретации профессий в сфере психологических услуг" .

Консультационное направление по смысловому содержанию оказываемой психологической услуги можно классифицировать на 3-и вида:

1). Информация о проблеме с точки зрения современной психологии и других смежных наук и религии.

2). Информация, как рекомендация психолога по решению или смягчению действия проблемы в жизни человека.

3). Информация, как совместное решение, выработанное психологом и клиентом в процессе общения по конкретной проблеме.

Что касается эволюционного (психотерапевтического) направления, то в современной практической психологии существует три основных методологических подхода:

1). Психодинамический (психоаналитический, глубинный).

2). Когнитивно-поведенческий (бихевиоральный, бихевиористский).

3). Гуманистический, гуманитарный (феноменологический, экзистенциально-гуманистический).

Все три подхода, в настоящее время, объединяют в себе около 500 различных методов и подходов. Нет возможности, да и нет, конечно, необходимости описывать их все в данной работе. Для ознакомления с ними в открытом доступе существует множество ресурсов Интернета, а также источников литературы .

При всём вышеуказанном методическом многообразии возникает вопрос, какой же основной смысл или алгоритм работы вложить в концепцию профессиограммы практического психолога в эволюционном (психотерапевтическом) направлении, т.е. в направлении использования психологом всего комплекса методов практической психологии? Что конкретно понимать под деятельностью практического психолога по развитию психических процессов? Какими основными теоретическими положениями ему необходимо руководствоваться в эволюционном направлении вне зависимости от социальной или производственной области своей деятельности и специфики отношений с конкретным клиентом? При этом, что особенно важно, алгоритм профессиограммы практического психолога не должен противопоставлять методологические подходы и ограничивать возможность психолога в выборе методов, применяемых на практике. Все три направления и весь перечень методов в эволюционном (психотерапевтическом) направлении практической психологии необходимо объединить в одну базовую концепцию профессиограммы практического психолога.

Если суммировать всё вышесказанное, то можно утверждать, что алгоритм профессиограммы практического психолога должен включать в себя консультационную помощь и реализацию гуманитарно-поведенческого психоанализа. Консультационная помощь должна проводиться в трёх, указанных выше, смысловых направлениях, каждое из которых требует, безусловно, своего дальнейшего профессионального совершенствования, хотя вопросы консультирования в настоящее время, достаточно широко представлены на многочисленных сайтах Интернета и в источниках литературы .

Что касается термина "гуманитарно-поведенческий психоанализ", то мы его вводим впервые, с целью объединить все три методологических направления практической психологии и, тем самым, включить все существующие методы практической психологии в арсенал деятельности практического психолога. Какое же смысловое значение содержит в себе гуманитарно-поведенческий психоанализ, как алгоритм профессиограммы практического психолога в эволюционном направлении?

Прежде всего, в самом названии уже отражается конкретное содержание алгоритма профессиограммы практического психолога. Гуманитарная составляющая включает в себя усилия психолога направленные на формирования у клиента "Феномена" личности человека, его уникальности и неповторимости, личности, которая обладает в полной мере необходимым потенциалом, "искрой Божьей", для решения любой своей проблемы. В центре внимания здесь выступают высшие ценности: любовь, свобода, творчество, самоактуализация личности, ответственность, а также смысл жизни человека и главные цели реализации его личностных качеств. Для этого практический психолог может использовать всю теоретическую базу феноменологической философии, а также теоретические подходы и весь набор методов гуманистической психологии, гуманитарной психологии, экзистенциально-гуманистический и трансперсональной психологии.

Вторая, поведенческая составляющая алгоритма профессиограммы практического психолога направлена, в первую очередь, на выработку и реализацию конкретных практических шагов по формированию у клиента нового мышления и адекватных поведенческих реакций, как по отношению к его проблемным ситуациям в окружающем мире, так и по отношению к самому себе. Эта та часть работы по преодолению кризисных ситуаций в жизни клиента, которая наиболее доступна с точки зрения осуществления конкретных изменений. Ведь своими мыслями и поведением человек, как личность, всегда имеет возможность управлять. Следовательно, менять свою жизнь, в самом широком смысле этого слова, человек может начинать непосредственно в любой текущий момент, тем более при поддержке психолога. Для работы в этом поведенческом аспекте практический психолог может использовать теоретическую базу и необходимые методы когнитивно-поведенческий (бихевиоральный) и коммуникативной психологии.

И, наконец, психоанализ, как наиболее сложный процесс в работе практического психолога, является третьей частью алгоритма профессиограммы практического психолога. Применяется он для поиска скрытых, глубинных подсознательных механизмов, порождающих кризисные явления в жизни конкретного человека. Методологические подходы проведения психоанализа могут быть разные и базироваться на психоанализе Фрейда, аналитическом психоанализе Юнга, индивидуальном психоанализе Адлера, неофрейдизме, физиологической и биоэнергетической психологии, гештальтпсихологии, а также на многих других подходах.

Мы предлагаем в смысловую основу проведения психоанализа положить поиск заблуждения, ошибочного убеждения, которое находится в глубинах подсознания человека в виде определенной энергии. Основываясь на "энергийности" сознания, согласно интегративной психологии , это ошибочное убеждение, (заблуждение) при его осознании, так называемом инсайте, трансформируется в положительную энергию рационального суждения. Для такой трансформации, прежде всего, необходимо отказаться от ошибочного убеждения и на основании психоанализа выработать рациональное, адекватное мышление по отношению к рассматриваемому явлению или событию в жизни конкретного человека или даже его предшествующих поколений.

При этом в оптимальном варианте практический психолог вместе с клиентом в процессе психоанализа должны стремиться определить корневую заблуждающуюся мысль, так называемый "первородный грех", который и является основным источником проблем и не правильных решений в жизни человека. Хотя устранение не правильных умозаключений на любом уровне "ошибочного древа" будет способствовать смягчению кризисной ситуации и порождать положительную динамику в жизненных обстоятельствах человека.

Схематично гуманитарно-поведенческий психоанализ включает в себя следующие этапы работы практического психолога:

Определить и сформулировать проблему.

Установить причину проблемы.

Обосновать причинно-следственную связь проблемы и причины.

Выработать решение.

Психоаналитическое содержание каждого этапа следующее:

1. Определить и сформулировать проблему:

Анализ жизненных обстоятельств с момента рождения.

Анализ жизни родных и близких.

Анализ кризисных ситуаций в жизни человека.

Анализ и формулировка проблемы человека.

Краткая и четкая текстовая запись сформулированной проблемы.

2. Установить причину проблемы:

Анализ мыслей человека по отношению к себе.

Анализ мыслей человека по отношению к окружающим.

Анализ эмоциональных состояний и реакций человека.

Определить главную ошибочную мысль (корень зла, так называемый первородный грех).

Краткое и четкое формулирование и текстовая запись ошибочной мысли.

3. Обосновать причинно-следственную связь:

Обосновать связь судьбоносных событий в жизни человека с ошибочной мыслью.

Обосновать связь эмоциональных состояний и реакций человека с ошибочной мыслью.

Обосновать жизненные обстоятельства человека и его психо-эмоциональное состояние с наличием ошибочной мысли.

4. Выработать решение:

Сформулировать вместо ошибочной рациональную (правильную) мысль и сделать её текстовую запись.

Сформулировать и записать производные мысли (аффирмации) от новой рациональной (правильной) мысли.

При необходимости определиться с методом практической психологии для дальнейшего развития психических процессов.

Все три этапа проведения гуманитарно-психологического анализа в условиях их практической реализации сами по себе, что уже очень важно, способствуют развитию всех групп психологических процессов психики человека, но в первую очередь, конечно, как видно из самого перечня выполняемых заданий, в развитие вовлечены интеллектуальные психические процессы. К ним относятся воображение, мышление, память, внимание и речь . Именно этим психическим процессам, главным образом, человечество на протяжении всей своей истории обязано своему интеллектуальному прогрессу во всех сферах своего бытия. Проблема всегда является результатом каких-то заблуждений, а прогресс - это всегда результат нового более совершенного интеллектуального состояния, как общества в целом, так и конкретного человека. Следовательно, деятельность практического психолога по развитие этих психических процессов и, в первую очередь, мышления, как основы высшей познавательной деятельности, особенно в условиях постоянной интенсификации жизни и нарастанию кризисных явлений в современном обществе представляется нам наиболее актуальной задачей сегодняшнего дня.

При этом следует отметить, что практическая психология в настоящее время заинтересована в дальнейшем становлении своего имиджа исключительно на основе гуманитарной терминологии. Необходимо в теоретических описаниях и практических действиях полностью отказаться от чисто медицинских терминов, таких как диагностика, диагноз, врач, лечение, терапия и связанных с ними словосочетаниями. Отказавшись от медицинского подхода к человеку с точки зрения лечения проблемы (болезни, патологии), профессия практического психолога станет профессией для здорового человека, как оно и есть на самом деле в контексте развития, подчеркнём, не лечения, а именно развития психических процессов. Даже если у человека есть медицинский диагноз, какой-то болезни, то для практического психолога он остаётся здоровым человеком, личностью, которая с помощью развития психических процессов и появлению более совершенных личностных качеств решает свои проблемы, в том числе, и в отношении своего здоровья. Привлекательность профессии практического психолога для социума заключается именно в развитии человека, как личности, а не в его лечении. Лечением занимаются врачи, усилия психолога направлены на личностный рост человека.

Таким образом, подводя итог сказанному в этом разделе, мы акцентируем внимание на следующих основных положениях:

1). Актуальность практической психологии и всё возрастающая потребность в обществе профессии практического психолога сегодня продиктована интенсификацией всех сфер жизни человека и угрожающим нарастанием кризисных явлений в современном обществе. Качественно новые прогрессивные личностные преобразования в обществе должны происходить достаточно быстро и массово, что позволит обратить вспять кризисные явления и нынешнюю направленность человечества к саморазрушению и самоуничтожению.

2). Алгоритм профессиограммы практического психолога включает в себя деятельность, направленную на развитие психических процессов человека, путём проведения консультаций и реализации гуманитарно-поведенческого психоанализа, который последовательно включает в себя все три основные методологические направления практической психологии: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и гуманистическое.

3). Практический психолог - гуманитарная профессия, которая не включает в себя врачебное мировоззрение и лечебные манипуляции и, соответственно, не предусматривает использование медицинской терминологии. Главной целью работы практического психолога является личностный рост человека путем развития его психических процессов.

Библиография

.

Александров А.А. Интегративная психотерапия. СПб: Питер, 2009. 352 с.

.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001. 272 с.

.

Арефьев А.Л. Девиантные явления в среде учащейся молодежи // Народное образование. 2003. №7. С.193-200.

.

Башмакова О.В. Емоційні та психологічні чинники ставлення до здоров"я. Дисертація канд. психол. наук / Одеський держ. медичний ун-т. К., 2007. 234 с.

.

Берн Э.Л. Игры, в которые играют люди. Психология человеческой судьбы / Общ. ред. М.С. Мацковского. СПб.: Лениздат, 2006. 270 с.

.

Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.

.

Бондаренко О.Ф., Кучеровська Н.О. Контент-аналіз структури професійної мотивації практикуючих психологів // Теоретико-методологічні проблеми розвитку особистості в системі неперервної освіти: Матеріали методологічного семінару АПН України, 16 грудня 2004 року / За ред. академіка С.Д.Максименка. К., 2005. С. 614-619.

.

Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. 2003. № 7. С. 100-105.

.

Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций // Психол. журн. 1995. Т. 16. № 3. С. 90-101.

.

Васюк К.М. Особливості прояву егоцентризму особистості в періоди життєвих криз. Дисертація канд. психол. наук / Нац. акад. пед. наук України, Ін-т психології ім. Г.С.Костюка. К., 2012. 200 с.

.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. - М.: Смысл, 1998. - 670 с.

.

Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. 754 с.

.

Генон Р. Царство количества и знамения времени. М.: Беловодье, 2003. 450 с.

В системе основного общего образования Российской Федерации формируется психолого-педагогическое сопровождение - особая культура поддержки и помощи личности ребенка в образовательном процессе.

В настоящее время термин «психолого-педагогическое сопровождение» используется применительно к проблемам организации обучения и воспитания в контексте модернизации образования.

Большую роль начинают играть представления о психолого-педагогическом сопровождении как системе профессиональной деятельности психолога, направленной на организацию социально-психологических условий успешного обучения и психологического развития ребенка в различных ситуациях школьного взаимодействия в процессе ориентации на зону ближайшего развития ребенка.

Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи ребенку в образовательном процессе, технологией, направленной на оказание помощи на той или иной стадии развития в решении или предупреждении возникающих проблем .

Специалисты сближают понятие «сопровождение» с понятием поддержки и отмечают, что технологии сопровождения позволяют проводить анализ социальной ситуации развития ребенка, его ближайшего окружения, диагностировать уровень его психического развития, применять активные групповые методы работы, методы активного-социально-психологического обучения, а также индивидуальную работу с обучающимися, родителями, педагогами. Система сопровождения выросла из практики и ориентирована на практику .

Л.М. Шипицына трактует сопровождение как метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Под субъектом развития при этом понимается как развивающийся человек, так и развивающаяся психолого-педагогическая система. С точки зрения автора, сопровождение является комплексным методом, в основе которого лежит единство взаимодействия специалиста и сопровождаемого. А процесс сопровождения - это взаимодействие психолога, педагога, медика и обучающихся, результатом которого является помощь в разрешении проблем личностного развития. Кроме того, психологическое сопровождение представляет собой своего рода модель организации психологической службы в образовании и является отражением на практике системы теоретических представлений о деятельности школьного психолога .

Цель психолого-педагогического сопровождения личности ребенка связана с государственным заказом на результаты образовательного процесса в школе в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов и потребностями субъектов образовательного процесса. Потребности личности в процессе психолого-педагогического сопровождения изучаются с помощью методов психолого-педагогической диагностики . На основе полученных психодиагностических данных уточняются цель и задачи психолого-педагогического сопровождения личности ребенка.

Основным принципом психолого-педагогического сопровождения является ценность личного выбора человека и его самоопределения в значимых жизненных ситуациях.

В психолого-педагогической науке и практике названы следующие задачи основные психолого-педагогического сопровождения :

  • Мониторинг динамики психологического развития и психолого-педагогического статуса обучающегося.
  • Разработка индивидуальной образовательной траектории на основе формирования устойчивой учебной мотивации ребенка в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию, самоопределению.
  • Создание психолого-педагогических условий для развития детей, имеющих особые образовательные потребности.
  • Оказание психолого-педагогической помощи родителям обучающихся.
  • Оказание психолого-педагогической поддержки педагогам.

Функции сопровождения систематизированы по трем группам:

  • Информационная функция состоит в информировании субъектов образовательного процесса о формах и методах сопровождения.
  • Направляющая функция обеспечивает согласование деятельности всех заинтересованных в сопровождении субъектов образовательного процесса для координации их действий.
  • Развивающая функция задает направление всем участвующим в системе сопровождения службам. Она обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, дефектолога, при этом педагогические работники используют в своей практике развивающие технологии обучения и воспитания, а педагоги-психологи - развивающие занятия с обучающимися.

Ведущей идеей психолого-педагогического сопровождения личности ученые называют осознание специалистами важности самостоятельности ребенка в решении проблем его собственного развития.

Концептуальные составляющие психолого-педагогического сопровождения:

  • систематический мониторинг динамики психического развития ребенка и его психолого-педагогического статуса;
  • социально-психологические условия развития личности учащихся и их успешного обучения;
  • специальные социально-психологические условия оказания помощи детям, имеющим особые образовательные потребности.

Психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном процессе реализовывается в соответствии со следующими принципами:

  • Базовым принципом является соблюдение интересов ребенка. Специалисту системы сопровождения необходимо решать каждую проблемную ситуацию с пользой для ребенка. Успешность помощи ребенку зачастую зависит от ряда специалистов или от того, как взаимодействуют специалист и родитель. Это означает также взаимодействие специалистов, использование научных методов исследования, коррекции и развития, что позволяет получить оптимальные результаты.
  • Принцип непрерывности, гарантирующий ребенку непрерывное сопровождение как на всех уровнях образования, так и на всех этапах помощи в решении проблемы. Кроме того, этот принцип означает, что дети группы риска также будут обеспечены непрерывным сопровождением.
  • Принцип системности сопровождения. Системное проектирование сопровождения осуществляется по ряду направлений: разработка и реализация программ развития образовательных систем, проектирование новых типов образовательных учреждений, создание профилактических и коррекционно-развивающих программ. Этот принцип реализуется через единство диагностики, коррекции и развития.

На разных уровнях образования решаются соответствующие задачи психолого-педагогического сопровождения личности (Таблица 1).

Таблица 1

Уровень образования

Начальная школа

Диагностика готовности к обучению в школе.

Обеспечение адаптации к школе.

Формирование познавательной и учебной мотивации.

Развитие творческих способностей.

Развитие самостоятельности и самоорганизации.

Основная школа

Помощь в адаптации к новым условиям обучения в основной школе.

Помощь в решении проблем личностного развития, социализации, самоопределения и саморазвития.

Помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками.

Превенция девиантного поведения, наркозависимости, профилактика неврозов

Старшая школа

Поддержка в профессиональной ориентации и самоопределении.

Поддержка в решении ценностно-смысловых проблем.

Развитие социальных компетенций.

Развитие способности к целеполаганию.

Профилактика девиантного поведения

В соответствии с психологическими особенностями развития ребенка, структурой образовательной системы и требованиями ФГОС определены направления психолого-педагогического сопровождения личности ребенка, реализуемые на всех уровнях образования:

  • Психолого-педагогическая диагностика обучающихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации учащихся.
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, входящих в «группу риска».
  • Психологическое просвещение участников образовательного процесса.
  • Выявление и сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
  • Сохранение и укрепление психического здоровья.
  • Выявление одарённых детей и их поддержка.
  • Обеспечение осознанного выбора будущей профессии.

Кроме того, выявлены уровни психолого-педагогического сопровождения (индивидуальное, групповое; на уровне класса, на уровне школы) и формы сопровождения (диагностика, консультирование, профилактика, просвещение, коррекционно-развивающая работа) .

Психолого-педагогическое сопровождение включает в своё содержание особенные компоненты (таблица 2).

Таблица 2

Компоненты

Психолого-педагогические условия

Выявление и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.

Коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса.

Применение современных образовательных технологий.

Создание комфортного социально-психологического климата.

Дифференцированные условия

Оптимальные учебные нагрузки.

Здоровьесберегающие условия

Сохранение физического и психического здоровья.

Соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм. Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок обучающихся.

Специализированные условия

Учет особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Комплексное коррекционно-развивающее воздействие, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях.

Проведенный анализ позволил выявить поле проблем психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе в современных условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Первая проблема связана с теми затруднениями, которые возникают в процессе психолого-педагогического сопровождения при реализации ФГОС, в их числе: сниженная мотивация у учителей; недостаточное использование в работе данных психолого-педагогической диагностики детей; низкий уровень соответствующих компетенций; etc.

Разрешение затруднений проходит успешнее в условиях реализации в образовательных организациях, осваивающих ФГОС, таких мер, как:

  • информационная поддержка (формирование банка диагностических материалов, создание проектов, организация научной деятельности).
  • повышение квалификации (методические семинары, психологические тренинги, методическая поддержка учебного процесса, конференции различных уровней).

Вторая проблема возникла в связи с тем, что ФГОС предполагает учет индивидуальных характеристик каждого обучающегося (возрастных, психологических, физиологических) с разработкой индивидуальных траекторий развития. Следствием этого является совместная деятельность специалистов системы образования (педагога, психолога, дефектолога, медика, социального педагога) и родителей, что должно привести к возникновению координационных центров, осуществляющих это взаимодействие. Такую деятельность может осуществлять тьютор. Если в школе обучаются дети с особыми образовательными потребностями, его роль представляется особенно важной.

Третью проблему создают особенности образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья, специалисты школы должны обладать высоким уровнем соответствующих компетенций.

Таким образом, сущность психолого-педагогического сопровождения личности ребенка в образовательном процессе заключается в создании социально-психологических условий личностного развития ребенка и его успешного обучения, в том числе формирование характеристик личности, отвечающих требованиям новых образовательных стандартов, на основе выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка и формирования устойчивой учебной мотивации, а также для психолого-педагогической поддержки всех участников образовательного процесса.

Актуальность психологического консультирования для системы дошкольного образования.

А.А. Медведева, педагог-психолог

ГБОУ детский сад №932 СВУО

Практика психологического консультирования в системе дошкольного образования переживает в настоящее время период своего активного становления. Это требует от педагога-психолога, с одной стороны расширения его методического арсенала и соответствующего круга психологических представлений, с другой стороны, классификации уже имеющегося опыта, выделения определенных научно-методических подходов, более ясного обозначения позиций..

Детский психолог - это, прежде всего, человек, хорошо знающий и глубоко понимающий ребёнка, разбирающийся как в общих закономерностях его психического развития, так и в возрастных особенностях и индивидуальных вариантах. Вместе с тем он ориентируется и в психологии взрослых людей, в тех её сторонах, которые определяют позицию, занимаемую ими по отношению к ребёнку. Родители в процессе психологической консультации сами находят возможные варианты решения вопроса, а психолог подводит их к точным выводам..

За психологической консультацией обращаются как родители воспитанников нашего дошкольного образовательного учреждения, так и родители детей, не посещающих детский сад. На базе ГБОУ д/с№932 организована работа консультативного пункта, где плодотворно ведется психологическая консультативная практика. Запросы родителей имеют несколько направлений:

1. Адаптация к дошкольному учреждению. Каждый малыш по-своему переживает отрыв от мамы, да и родители, приняв решение о посещении ребенком дошкольного учреждения, далеко не всегда сами готовы к этому. Психолог начинает консультировать родителей еще до прихода ребенка в детский сад, что позволяет родителям грамотно подойти к этой проблеме и максимально улучшить процесс адаптации. В нашем дошкольном учреждении 90% детей легко адаптируются к ДОУ, а организованные группы кратковременного пребывания позволили достичь практически 100% успешного результата. Плодотворное взаимодействие с родителями с первых минут посещения дошкольного учреждения позволяет в дальнейшем строить доверительное и продуктивное общение на индивидуальных консультациях.

2. Потеря контроля. Даже при самых гармоничных отношениях между родителями и детьми бывают моменты, когда ребенок не слушается, и это нормально, потому что свидетельствует о становлении личности маленького человека. Родители - теряя контроль над ребенком, решают посоветоваться со специалистом, который сможет объективно оценить ситуацию и подсказать способы выхода из нее.

3. Страхи. Помощь психолога необходима, если ребенок испытывает страхи, чувство страха угнетает ребенка, подавляет его активность, инициативу и нередко ведет к беспомощности перед ситуацией. Родители на консультации узнают, что страхи в определенном возрасте - явление естественное, говорящее о развитии воображения ребенка, узнают, как правильно общаться с дошкольником. Психолог помогает безболезненно преодолеть дискомфортный для ребенка момент.

4. Чрезмерная активность. С проблемой гиперактивных детей родители сейчас сталкиваются очень часто. Такие дети подобны урагану или вулкану, который не знает границ и может взвиться под потолок в любую минуту. Сосредоточиться или высидеть спокойно какое-то время в процессе деятельности для таких детей - большая проблема. Психолог помогает родителям найти оптимальный способ общения с ребенком, овладеть методиками снятия излишнего возбуждения.

5. Агрессивность. Многие родители сталкиваются с этой проблемой. Ребенок сердится, может обидеть другого ребенка, причинить боль животному, демонстративно сломать игрушку. Педагог – психолог находит вместе с родителем причины такого поведения, планирует действия в семье и группе детей.

6. Застенчивость. Застенчивые дети избегают контактов со сверстниками, чрезмерно чувствительны к критике, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Первостепенно таким детям необходима помощь семьи, педагог-психолог проговаривает с родителями их особенности и тонкости общения.

Поводов обращения родителей к педагогу-психологу множество. В жизни порой бывают такие ситуации, с которыми трудно справиться даже взрослым. К ним относятся смерть близкого человека, развод родителей; появление нового члена семьи. И в каждой конкретной ситуации психолог определит, насколько сильно ребенок переживает, поможет пережить семье случившееся. Родители все чаще обращаются не за решением конкретной проблемы, а просто за информацией о достижениях в развитии ребенка. Наряду с индивидуальным консультированием становится актуальной организация родительских клубов, проведение круглых столов с родителями.

Литература.

1.Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ «Перспектива». Вып.2 / Под ред. Н.В. Пилипко. – М.: УЦ «Перспектива», 2000.

2.Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ. Педвузов.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.

3.Чиркова Т.И. Психолого-педагогический анализ обращений взрослого к ребенку // Вопр. психол. – 1987. – №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - психологическое консультирование семьи.

Современные психолого-педагогические исследования показы­вают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...

Психологическое консультирование родителей, имеющих гиперактивного ребенка

Гиперактивность является распространенным нарушением дошкольного возраста и представляет собой сложную и актуальную мультидисциплинарную проблему. Имея в своей основе биологические механизмы, он...

Консультация для родителей "Влияние психологического консультирования на уровень тревожности младших школьников"

Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами влияют на нее....

Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся прежде всего с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни. Спектр проблем поистине широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. С другой стороны, психологическое консультирование, как молодая область психологической практики, пока еще не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку. В связи с существующими проблемами преобладавший ранее подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса. Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это - терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы. Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей. Как и бывает в переломные исторические времена, многие люди легковерно поддаются влиянию эзотерики. Целители, мистики, провидцы разного рода оказывают на них серьезное воздействие именно потому, что ниша влияния на личность не была своевременно заполнена психологическими службами в той степени, в которой это было бы нужно. Для противостояния ложным направлениям современный психолог должен быть вооружен научно-обоснованным подходом. В связи с этим появилась выраженная потребность в надежных тестах, достоверно выявляющих индивидуально-личностные особенности человека, его эмоциональную сферу, мотивацию, иерархию ценностей, степень выраженности социально-психологической дезадаптации. Это также тесты, позволяющих судить об устойчивых профессионально важных личностных особенностях, опираясь на результаты которых можно разрабатывать критерии профессионального отбора, расстановки кадров, интеграции производственных коллективов. Издательский бум помимо позитивной стороны этого явления принес нам также и издержки. Видимо, в этом нужно помочь разобраться молодому психологу прежде чем у него появится своя точка отсчета и умение отличить настоящие работы от обывательской литературы, написанной любителями. Главный вопрос, который интересует многих специалистов: Какие направления в психологии ждут своего развития в ближайшем будущем? Трудно предсказывать, какие направления в психологии будут развиваться в ближайшие годы, но можно сказать, что представляется крайне важным. Дети. Это - весьма болезненная проблема. И если в ближайшее время в социальной психологии, в психологии личности и в педагогической психологии не будут предприняты решительные шаги в этом направлении, то и эта ниша будет занята другим. Дети - это наше будущее. Это будущее современной психологической науки. В свое время, в 20-е годы в отечественной психологии весьма успешно разрабатывались дифференцированные методы педагогического подхода к разным детям, в том числе и к детям с неустойчивой психикой и признаками педагогической запущенности. А также большое внимание уделялось разным мерам социализации детского и подросткового контингента в связи с тем, что и в тот сложный исторический момент было много детей-сирот и десоциализированных подростков. В педагогике преобладает убежденность в том, что "норма" - это средний ребенок, без выраженного характера. Когда им рассказывают о чертах эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности или агрессивности, многие из них думают, что речь идет о патологических проявлениях, о феноменах психиатрического регистра. Образовательные институты мало занимаются воспитательной стороной развития ребенка, злоупотребляя императивными мерами воздействия. Душа ребенка, его интересы, потребность в любви и понимании не получают должного насыщения. Отторгнутые дети, не получившие ни в семье, ни в другом месте, теплоты и ласки, ожесточаются и уходят в полный опасностей мир, где (им кажется) они найдут свободу от окриков и принуждения, и все другое, чего им не достает в семье, в школе. Никто не занимается обучением взрослых искусству воспитания детей. А это - действительно искусство. Мало кто интуитивно или в силу своего интеллекта и развития умело справляется с родительскими обязанностями На сегодняшний день не существует специализации «телефонное консультирование» в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Отдельные учебные дисциплины, присутствующие в программах обучения психологов, краткосрочны, зачастую носят факультативный характер. Дипломированный психолог, желающий работать в сфере психологического консультирования по телефону, фактически не знаком со спецификой будущей работы. Поэтому даже будучи специалистом в области детской психологии, психологического консультирования психологу все же требуется дополнительное повышение квалификации в области телефонного консультирования. Психолог детского Телефона доверия должен обладать высоким профессионализмом, иметь представления из различных областей научных знаний (медицины, педагогики и др.). Телефонное консультирование не дает права для ошибок, особенно это касается детского консультирования. Для многих детей, звонок на Телефон доверия -это первая встреча с психологом и, от того какой опыт он получает в результате этой встречи, во многом будет зависеть дальнейшее отношение ребенка к психологической помощи в целом. Пациенты обращаются за помощью для облегчения своего эмоционального состояния; прояснения внутренних, психологических проблем; за помощью в принятии своей болезни; с вопросами о том, как справляться с эмоциями, агрессией; как общаться в своей семьей, с друзьями, на работе; они обращаются за помощью в нахождении внутренних ресурсов преодоления болезни; с запросами, связанными с профилактикой рецидивов, дальнейшей жизнью в условиях болезни и прочее. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это - человек, его психические процессы, состояния и свойства. Психология - одна из самых перспективных наук, так как все более возрастает роль и значение людей, их психики и сознания. Психология - это наука, не только познающая, но и констатирующая, созидающая человека.

В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, т.к. в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.
Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.
Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако, в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития.
Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Эти диагностики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведениесоциально-психологического анализа условий жизни и развития ребенка, что, в свою очередь, позволяет своевременно включить ребенка в коррекционное обучение, предупреждающее вторичные отклонения.
Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.
Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л.С.Выготского: Источник, Движущие Силы Развития и Условия Воспитания. Такой подход в рассмотрении особенностей процесса развития человеческого индивида отражает специфику всего психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способами ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики. Усвоение общественного опыта не сводится к приобретению ребенком знаний, умений или совокупности культурных навыков. Это гораздо глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.
Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каждом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое отражение в сочетании уровней физического и психического развития.
Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка - общения, предметной деятельности, игры, учения. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребенка в мире, и заключены подлинные движущие силы его разития. В то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно различной, при этом та или иная организация складывается не спонтанно и самопроизвольно, а в зависимости от определенных социальных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.