Знакомство с понятием «слияние. Зрительные символы при обучении грамоте в курсе русского языка Есть ли слог слияние в слове сом

Полное описание

Этот тренинг является частью цикла тренингов на нашем сайте . Цикл посвящен домашнему репетиторству навыков чтения. Тренинг может полезен как родителям дошкольника, так и педагогам.

Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания - наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала в нашей статье оптимально для обучения чтению. В устной речи при чтении в таких случаях два звука как бы сливаются в один для сочетания согласной и гласной, либо твердый согласный становится мягким.

Ниже приведена полная таблица распространенных слогов-слияний.


А

О

У

Ы

И

Е

Я

Ё

Э

Ю

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЬ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЬ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГИ

ГЕ

ГЁ

ГЮ

ГЬ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

ЖЁ

ЖЮ

ЖЬ

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЬ

Й

ЙА

ЙО

ЙЕ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КИ

КЕ

КЁ

КЮ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЭ

ЛЮ

ЛЬ

М

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЭ

МЮ

МЬ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЬ

П

ПА

ПО

ПУ

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЭ

ПЮ

ПЬ

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЭ

РЮ

РЬ

С

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЭ

СЮ

СЬ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЬ

Ф

ФА

ФО

ФУ

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЬ

Х

ХА

ХО

ХУ

ХЫ

ХИ

ХЕ

ХЁ

ХЮ

Ц

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

ЦЮ

Ч

ЧА

ЧО

ЧУ

ЧИ

ЧЕ

ЧЁ

ЧЬ

Ш

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

ШЁ

ШЬ

Щ

ЩА

ЩО

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

ЩЁ

ЩЬ

В таблице выделены и подчеркнуты слоги, в которых дети наиболее часто делают ошибки. Данная таблица пригодна как для обучения чтению, так и для контроля за усвоением материала.

Если ребенок знает все буквы – ему легче читать по столбцам, чем по строкам. Взрослый должен контролировать, чтобы чтение слогов-слияний производилось ребенком как бы «автоматически». Обучение чтению можно производить по частям. Рекомендуем взрослым распечатать и сделать несколько рабочих экземпляров таблицы, вычеркивая при обучении и контроле слоги-слияния, который ребенок узнает и быстро читает (то есть навык доведен «до автоматизма»).

Для обучения чтению и развитию навыка чтения слогов-слияний нами разработан

Смотрите также статьи:

Обучение ребенка чтению. Запоминаем слоги. Обучение чтению слога. Слияние букв в слоги. Слогослияние. Как научить ребенка читать слоги. Переход от буквы к слогу.

В настоящее время рынок детской учебной литературы наполнен разнообразными азбуками и букварями для дошкольников. К сожалению, многие авторы не дают методических указаний по способам обучения чтению. Первые страницы пособий знакомят детей с некоторыми буквами, затем родителям предлагается совместное с детьми выполнение заданий типа "сложи слоги с буквой А и прочитай их", "составь, запиши и прочитай слоги", а иногда и не имеют таких пояснений, а просто на страницах для чтения появляются слоги. Но как ребенку прочитать слог?

Так, Н. С. Жукова в своем "Букваре" иллюстрирует слияние согласного и гласного с помощью "бегущего человечка". Предлагает показать карандашом (указкой) первую букву, передвигая карандаш (указку) ко второй букве, соединять их "дорожкой", при этом тянуть первую букву до тех пор, пока "ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы". Вторую букву нужно прочитать так, чтобы "дорожка не разорвалась".

Еще один способ облегчения слогослияния находим к книге Ю. В. Тумалановой "Обучение детей 5-6 лет чтению". В методической части книги предложены разные варианты сопровождения слогослияния:

Взрослый держит в руках одну букву, ребенок читает, одновременно издалека подносится другая буква, а первая "падает", ребенок же переходит к чтению новой буквы,

Взрослый держит в руках буквы, одну высоко, другую ниже, ребенок начинает читать верхнюю букву, медленно приближаясь к нижней, и переходит на чтение нижней,

Взрослый держит в руках карточку, где написаны буквы с обеих сторон, ребенок читает букву на одной стороне, взрослый переворачивает карточку другой стороной, ребенок продолжает читать.

На страницах, предназначенных для работы с ребенком, видим следующие оригинальные изображения слогов:


Изложенные выше приемы относятся к звуковому аналитико-синтетическому методу обучения чтению. "Буква И после согласного обозначает его мягкость, значит, в сочетании ВИ буква В обозначает мягкий звук. Получается ВИ". Примерно так выглядит цепочка умозаключения при чтении слога посредством звуко-буквенного анализа. А какая же будет цепочка при чтении, например, слова КРОКОДИЛЫ? Может ли ребенок легко освоить чтение таким "длинным" способом? Да, есть дети даже младшего дошкольного возраста, которые благодаря высокой организации аналитико-синтетического мышления способны успешно освоить чтение таким образом. Но для большинства детей этот способ слишком трудный. Он не соответствует возрастной организации познавательной деятельности. Даже при использовании вспомогательных приемов, изложенных выше, чтение по звуковому аналитико-синтетическому методу дети пока еще освоить не могут, или же формирование навыка чтения происходит трудно, теряется интерес к занятиям, формируются психологические проблемы (заниженная самооценка, протестные реакции, замедление развития познавательных процессов, свойственных данному возрасту).

Попробуйте прочитать любое предложение и при этом понаблюдайте, как из букв получаются слова. Вы просто по памяти воспроизводите разные типы слогов и осмысливаете их комбинации! Именно припоминание помогает нам читать быстро, минуя этап построения цепочек умозаключений о звуко-буквенном составе слова.

Исходя из этого, можно понять, что проще для ребенка научиться читать с помощью заучивания системы единиц чтения - слогов-слияний. Наиболее успешным такой способ обучения чтению будет для детей старшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте наиболее активно развивается и совершенствуется память, все ее виды (слуховая, зрительная, память "на движения", комбинированная, смысловая и др.) и процессы (запоминание, хранение и воспроизведение информации).

Заучивать слоги нужно по той же схеме, которая используется при заучивании букв:

Многократное называние слога взрослым;
- поиск слога по заданию взрослого с последующим называнием;
- самостоятельное называние - "чтение" слога.

Конечно, ребенку должно быть интересно заниматься. При ознакомлении ребенка со слогами можно использовать короткие сказки, составленные по одному и тому же принципу: согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные буквы все по очереди, они в паре поют "песенки" - слоги. Согласная буква может "отправиться в лес за грибами", может "кататься на лифте", может "ходить в гости к подружкам - гласным буквам" и еще многое другое, на что способна ваша фантазия. Можно изготовить большие вырезанные из цветного картона буквы с лицами и ручками, тогда гласная и согласная буквы еще и "за ручки берутся и поют вместе песенку" (слог). Не думайте, что вам придется сочинять такие сказки для каждой согласной буквы. Ребенок вскоре сам сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть даже новые слоги по аналогии с теми, чтение которых он уже освоил.

Порядок ознакомления со слогами не принципиален, его определит та азбука, которую вы выберите для обучения чтению ребенка. Некоторые азбуки задают последовательность изучения согласно частотности употребления букв в языке, другие в соответствии с последовательностью формирования звуков у детей, третьи - по замыслу авторов пособий.

После первичного ознакомления ребенка со слогами, которые можно составить с помощью согласного, нужно создавать ситуации, где ребенок будет искать заданный взрослым слог. Напишите слоги на отдельных листочках, разложите перед ребенком:

Попросите привезти на грузовике "кирпичик" КА, или КО, или КУ и т. д.;

- "превратите" листочки со слогами в конфетки, угостите куклу "конфеткой" КИ, или КЕ, или КО и т. д.;

Поиграйте "в почтальона" - разносите "письма"-слоги членам вашей семьи, например: "Отнеси бабушке КУ", "Для папы отнеси письмо ПЕ" и т. д.;

Разложите слоги на полу, "превратите" ребенка в самолетик, командуйте, на какой аэродром приземлиться.

Искать заданный слог можно и на страницах азбуки или букваря. При этом игровая ситуация может выглядеть как обучение любимой игрушки чтению ("Покажи Буратино слог ПУ!", а сразу после показа - "Скажи ему, какой это слог").

Можно разрезать написанные на листочках слоги по горизонтали или диагонали (но не по вертикали, иначе слог будет разделен на буквы). Вы даете ребенку верхнюю часть слога, называете слог, просите найти нижнюю часть, затем составить половинки и назвать слог.

Если ребенок уверенно держит карандаш в руке и умеет писать или обводить буквы, напишите пунктирной линией слоги, которые заучиваете с ребенком, предложите обвести названный вами слог, можно разные слоги обводить карандашами разного цвета.

Всегда после выполнения заданий на поиск слога спрашивайте ребенка, какой это слог (но не "Прочитай, что написано! "). Ребенку в данных учебных ситуациях нужно только припомнить, задание с каким слогом он выполнял, вы сами этот слог называли, когда давали задание. Если ребенок не может вспомнить слог, предложите ему на выбор несколько вариантов ответов: "Это ГО или ГУ?", "ЛЕ? BE? СЕ?". Так вы оградите ребенка от вынужденного побуквенного анализа слога ("Г и О, будет... Будет... Будет..."), который вызовет у него отрицательные эмоции, так как осложнит процесс чтения. Дети, которые привыкают "видеть" в слоге отдельные буквы и пытаются их "складывать", часто длительное время не могут перейти к слоговому чтению и чтению целыми словами, "складывание" слов из букв не дает им возможность увеличивать скорость чтения.

Стоит ли с одинаковым упорством заучивать все слоги? Нет! Обратите внимание на слоги, которые редко встречаются в русском языке (чаще с гласными Ю, Я, Э), не настаивайте на уверенном чтении этих слогов, если ребенок их трудно запоминает. Слова РЮША, РЯСА, НЭЦКЕ и подобные не так часто встречаются в книгах!

Своеобразным экраном успехов в обучении чтению ребенка может стать Слоговой домик, который будет "строить" сам ребенок по мере изучения слогов-слияний. Для его изготовления потребуется большой лист бумаги (ватман, обои), фломастеры или краски, клей и цветная бумага или картон. На большом листе бумаги нужно изобразить "каркас" дома: внизу по горизонтали напишите гласные буквы (можно изобразить их в арках-подъездах), по вертикали снизу вверх напишите согласные буквы в том порядке, который предлагает ваша азбука или букварь (интереснее будет, если согласные буквы будут "стоять на балкончиках"). Каркас готов. Теперь на отдельных листочках бумаги - "кирпичиках" - напишите изучаемые в настоящий момент слоги. Попросите ребенка найти слоги по вашему заданию, определите место этого "кирпичика" в доме (по горизонтали - "этаж", по вертикали - "подъезд"), приклейте слог на его место. Теперь можно после занятий с группой слогов вклеивать их в этот домик. Так домик будет расти этаж за этажом, а ребенок будет видеть свои успехи в освоении чтения.


Фактически Слоговой домик - аналог таблицы для чтения по методике Зайцева. Но в этом варианте перед глазами ребенка будут только те слоги, которые он уже начал осваивать, а порядок слогов определяете вы сами (по своему усмотрению или по порядку появления букв в азбуке).

Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...), по согласной (ПА-ПО-ПУ-ПЫ-...);

Чтение слогов с договариванием до слова (КА - каша, КУ - курица,...);

В дальнейшем по таблице можно загадывать ребенку слова, показывая их по слогам, или ребенок по своему замыслу или заданию взрослого сможет сам составлять слова. В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых "кирпичиков" - ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.

Довольно редко, но все же встречаются в книгах-тетрадях такие задания. Ребенку нужно раскрасить картинку, разделенную на части. Каждая часть подписана слогом. Каждый слог раскрашивается своим цветом.


При выполнении такого задания возникает естественная возможность многократного называния слога, а значит, и его запоминания. Работайте над задание последовательно: сначала один слог, затем другой... Сначала сами покажите и назовите слог, определите цвет для его закрашивания, затем, когда ребенок будет находить и закрашивать соответствующую деталь картинки, спрашивайте, какой слог здесь написан.

Слог + картинка

На этапе самостоятельного чтения используется упражнение "Слог + картинка". Такого рода задания редко встречаются в учебных пособиях, но они очень полезны, так как способствуют раннему формированию осмысленного чтения.

Ребенку предлагается соединить картинку со слогом, на который начинается ее название.

ВНИМАНИЕ! Обращаем ваше внимание на то, что в этом и последующих упражнениях слова надо подбирать такие, в которых произношение 1-го слога совпадает с его написанием (например, слово "вата" годится, а "вода" нет, т.к. произносится "вада").

В другом варианте задания под каждой картинкой подписаны различные слоги, ребенку нужно выбрать правильный первый слог названия предмета, изображенного на картинке.

Можно самостоятельно изготавливать такие задания: используйте ранее написанные вами слоги и подбирайте к ним соответствующие картинки из любой настольной игры или из лото.

Наиболее сложными при обучении чтению дошкольников являются слоги-слияния, о которых мы говорили выше, но в русском языке кроме слогов-слияний существуют и другие типы слогов - обратный слог (AM, АН...), закрытый слог (СОН, КОН...), слог со стечением согласных (СЛО, СКО...). Каждый из этих типов слогов требует отдельного внимания при обучении, тренироваться в их назывании-прочтении необходимо для упрощения дальнейшего перехода к чтению словами.

Так, нужно предупредить неправильное чтение обратного слога: они состоят, так же как и слияние, из согласного и гласного, и дошкольник может прочитать обратный слог как слияние, переставив буквы местами при чтении (ТУ вместо УТ). Полезным будет сравнение и прочтение пар слогов - слияния и открытого, состоящих из одинаковых букв (МА - AM, МУ - УМ, МИ - ИМ и т. д.).

При обучении чтению закрытого слога предлагайте ребенку читать пары и цепочки таких слогов, схожих по входящему в их состав слиянию (ВАМ - ВАС - ВАК - ВАР - ВАН и т. д.) или по "причитываемому" согласному (ВАС - MAC - ПАС, МОС - МУС и т. д.). Аналогичную работу необходимо проводить и при обучении чтению слогов со стечением согласных (СКА - СКО - СМУ - СПО, СКА - МКА - РКА - ВКА - ЛКА и т. д.) Упражнений данного содержания, которые представлены в выбранном вами учебном пособии, может быть недостаточно, такие цепочки вы можете составлять сами. Иногда детям такой вид работы не нравится из-за некоторой его монотонности, в таком случае предлагайте не только читать слог, но и договаривать его до слова (СКО - скоро, МОС - мост...). Такое упражнение не только увлекательное, но и развивает фонематический слух ребенка, а также в дальнейшем будет способствовать осмысленному чтению слов.

Итак, при обучении чтению слога помните!

Особенностью детей дошкольного возраста является физиологическая неготовность к усвоению правил слогослияния и их использования при чтении.

Прежде чем ребенок сам сможет назвать слог-слияние, ему нужно многократно услышать его название, поупражняться в поиске слога по вашему заданию.

Если ребенок затрудняется в назывании слога, в качестве помощи предложите ему несколько вариантов ответа, не позволяйте тем самым перейти на побуквенное чтение слога.

Самыми сложными для запоминания являются первые группы заучиваемых слогов, далее ребенок по аналогии начинает называть схожие по гласной или согласной слоги.

Темп освоения слогов должен соответствовать возможностям ребенка. Лучше освоить меньшее количество согласных и соответствующих слогов, но автоматизировано узнавать-читать слоги.

Навык чтения слогов разного типа способствует быстрейшему обучению ребенка чтению целыми словами.

Вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Обучение чтению детей – процесс непростой и не быстрый. Когда начинать, родители решают самостоятельно для своего ребенка, и каким образом это делать – тоже. Но существуют методики и пособия, помогающие в этом вопросе. Слоговые таблицы для быстрого чтения дают возможность ребенку легко перейти от стадии изучения отдельных букв к непосредственному чтению по слогам.

Многие родители и педагоги, попробовавшие занятия с ребенком по слоговым таблицам, довольны результатами. Но чтобы понять, насколько этот инструмент полезен, важно разобраться как его применять, и какие существуют особенности такого обучения.

Что представляет собой слоговая таблица

Слоговая таблица скоростного чтения для детей – это столбцы гласных букв и ряды согласных, которые при пересечении создают слоги. На строчке с согласной буквой «Н» получились слоги со всеми гласными буквами: «на», «но», «ну» и т.д. Ребенку гласные «поющие» буквы даются гораздо легче, чем согласные. Поэтому выучив одну из них, например, букву «Н», малыш легко сможет прочитать все слоги, которые можно с ней составить.

Далее можно переходить к следующей согласной букве и подставлять к ней гласные. Обучение будет проходить легко, ведь табличка наглядная и простая к запоминанию. Для удобства ребенка гласные буквы обозначены красным цветом, а согласные – синим. Ведь цветовое восприятие ребенка тоже будет полезным при изучении слогов и правил чтения.

Во время занятия ребенок обязательно заметит, что в некоторых ячейках стоит прочерк вместо слога. Важно объяснить ему, что такого сочетания букв, как при пересечении столбца и строчки, не бывает. Например, «ЖЫ» никогда не употребляется, после шипящей согласной всегда ставится гласная «И».

Елена, мама шестилетней Вари: «Я принципиально не учила дочь раннему чтению, как это делали многие знакомые. И хотя мне все вокруг говорили, что потом будет сложнее, что надо начинать пораньше, я решила дать ребенку возможность больше играть а не учиться. А в 5 лет мы начали учиться читать по слоговым таблицам. Варя выучила буквы за несколько недель, потом за пару занятий по таблицам научилась проговаривать целые слоги, и сейчас читает на уровне первоклашек совершенно самостоятельно» .

Как правильно и эффективно пользоваться таблицей

Многие родители, решившись попробовать обучение чтению при помощи слоговых таблиц, интересуются, как пользоваться этим инструментом, и сколько раз в день нужно заниматься с ребенком. Обучение делится на этапы:

  1. Изучение букв.
  2. Складывание их в слоги на пересечении строк и столбцов таблицы.
  3. Чтение слогов, образованных от одной согласной, то есть все слоги из одной строчки.
  4. Распечатка таблицы и вырезание отдельных слогов на карточках.
  5. Чтение слогов вразброс с разных карточек.
  6. Соединение нескольких слогов в простые слова.

Периодичность и длительность занятия зависят от возраста ребенка. Некоторые родители предпочитают раннее обучение, когда ребенку исполнилось 3 или 4 года, но делают это больше для себя, чем для него. Оптимальный возраст для обучения чтению 5-6 лет, когда начинается подготовка к школе. Тогда заниматься можно дважды в день по 10-15 минут утром и вечером.

А У О Ы И Е Я Ё Ю Э Ь
Н НА НУ НО НЫ НИ НЕ НЯ НЁ НЮ НЭ НЬ
М МА МУ МО МЫ МИ МЕ МЯ МЁ МЮ МЭ МЬ
Т ТА ТУ ТО ТЫ ТИ ТЕ ТЯ ТЁ ТЮ ТЭ МЬ
К КА КУ КО - КИ КЕ - КЁ - КЭ КЬ
Х ХА ХУ ХО - ХИ ХЕ - - - ХЭ ХЬ
Б БА БУ БО БЫ БИ БЕ БЯ БЁ БЮ БЭ БЬ
В ВА ВУ ВО ВЫ ВИ ВЕ ВЯ ВЁ ВЮ ВЭ ВЬ
Г ГА ГУ ГО - ГИ ГЕ - ГЁ - ГЭ ГЬ
Д ДА ДУ ДО ДЫ ДИ ДЕ ДЯ ДЁ ДЮ ДЭ ДЬ
Ж ЖА ЖУ ЖО - ЖИ ЖЕ - ЖЁ - - ЖЬ
З ЗА ЗУ ЗО ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ ЗЁ ЗЮ ЗЭ ЗЬ
Л ЛА ЛУ ЛО ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ ЛЁ ЛЮ ЛЭ ЛЬ
П ПА ПУ ПО ПЫ ПИ ПЕ ПЯ ПЁ ПЮ ПЭ ПЬ
Р РА РУ РО РЫ РИ РЕ РЯ РЁ РЮ РЭ РЬ


Польза и результаты обучения

Как сказал однажды выдающийся педагог-новатор и писатель Василий Сухомлинский: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития».

Таблицы скоростного чтения обладают множеством преимуществ для обучения детей. К ним можно отнести не только умение читать весь слог, а не его отдельные буквы, но и способность ориентироваться в таблице и быстро находить нужные слоги. Самый сложный этап в обучении чтению – преодолеть барьер между изучением всех букв и умением читать их слитно, а не по отдельности. Использование таблицы поможет перескочить этот этап.

С первого дня обучения при помощи таблиц ребенок будет иметь понятие, что такое открытый слог, как он формируется и как читается. Регулярные занятия помогут за короткий период освоить навык, и уже в скором времени можно переходить с ребенком на чтение первых книжек по слогам.

Обучающее видео

Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов

Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.

Примерный фрагмент занятия.

Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)

Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)

Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)

Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)

А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)

Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)

Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)

А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)

Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)

Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)

Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)

Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)

Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]

А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)

Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)

К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)

Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)

А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)

Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)

Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].

Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)

Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог.

А теперь приготовьтесь к поизношению слога МО. К каким звукам надо сразу приготовиться? (К звукам [м] и [о].)

К скольким же звукам сразу надо готовиться, чтобы они сливались? (Сразу к двум звукам.)

(Такая же работа проводится со слогами МЫ, МИ, МА.)

А теперь посмотрите на меня. Угадайте по моим губам, к какому слогу я приготовилась? (К слогу МУ.) А сейчас? (К слогу МЫ.)

А теперь? (К слогу МО.) А это какой слог? (МИ.)

А сейчас повернитесь друг к другу и молча, одними губами загадайте друг другу в любом порядке слоги МИ, МО, МУ. МЫ, МА. (Дети угадывают слоги, подготовленные соседом по парте.)

Вот так мы говорим и все другие слоги: приготовимся сразу к двум звукам, а голос даем один раз. Скажите слог ЛУ. (Дети говорят.) Какие в нем звуки? (Звуки [л] и [у].)

Как приготовиться к [у], мы уже знаем, а как приготовиться к (л](Кончик языка прижать к верхним зубам.)

Приготовьтесь к двум звукам слога ЛУ. Дайте голос! (ЛУ!)

(Так же ведется работа со слогами HУ, НО, НЫ. НИ и др.)

На планке доски выставляются слоги из букв разрезной азбуки, например: МУ, МО, МЫ. МИ, МА, ЛО, ЛЫ, ЛИ. ЛУ, ЛА и др.

Дети хором и индивидуально готовятся сразу к двум звукам по указанию учителя и читают прямые слоги, добавляя к ним недостающие до целого слова.

Так дети под руководством учителя раскрывают способ слияния звуков слога в своей устной речи и переносят усвоенный способ с акта речи на акт чтения.

Далее уже можно переходить к чтению по слогам двухсложных слов типа ЛУ-НА. ЗИ-МА. ЛИ-СА, МА-МА, ПА-ПА, СА-НИ. РО-ЗА и др. со знакомыми и новыми согласными буквами. При этом необходимо добиваться, чтобы дети читали первые двухсложные слова хотя и медленно, по слогам, но уже на одном дыхании, без пауз между слогами и с силовым выделением ударного стога.

Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы.

Обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой.На данной схеме –окошко-домик вырезается. В окошко подставляется гласная буква.Читаются открытые слоги.

Для того,чтобы научить детей читать закрытые слоги,можно эту таблицу изменить, дополнив ее еще одним окошечком справа . Чтению слогов со стечением согласных в начале слога поможет эта таблица с окошком слева.Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...)

В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов- ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.


Полное описание

В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:

1) для обучения чтению;

2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;

3) для корректировки ошибочных навыков;

4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;

5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)

В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.


Комментарии к использованию таблиц:

1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):

Возможные варианты:

вариант 1: Б, В, Ж

вариант 2: Г, Д, Ш

вариант 3: З, К, Ц

вариант 4: Л, М, Ж

вариант 5: Н, П, Ш

вариант 6: Р, С, Ц

вариант 7: Т, Ф, Ж

вариант 8: Х, Ч, Ш

вариант 9: Щ, Й, Ц

3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.

4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.

5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.

6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.

Таблица 1 (Б).



Таблица 2 (В)


Таблица 3 (Г)


Таблица 4 (Д)


Таблица 5 (Ж)



Таблица 6 (З)


Таблица 7 (Й)


Таблица 8 (К)


Таблица 9 (Л)

Таблица 10 (М)

Таблица 11 (Н)

Таблица 12 (П)

Таблица 13 (Р)

Таблица 14 (С)

Таблица 15 (Т)


Таблица 16 (Ф)


Таблица 17 (Х)


Таблица 18 (Ц)


Таблица 19 (Ч)