За далью – даль – поэма о поиске истины. Твардовский А.Т

В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль)"книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".

Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает
память и о других пережитых народом муках.Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны.Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой.Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом.В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод­няшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь), от имени которого и идет рассказ о путе­шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток). Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран­ственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи­ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны истори­чески "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.






Проверка домашнего задания: 1. Жанровая характеристика поэмы. Особенности жанра. Сам поэт называл первоначально поэму «из путевого дневника», затем применил термин «книга», но с большей определенностью выражение «мой дневник дорожный». 2. Особенности композиции и сюжета поэмы. Функцию сюжета, композиционного начала берет на себя дорога, она ведет, объединяет воедино лирическое повествование.


3. Каким размером написана поэма: На хуторском / глухом / подворье / / / / / В тени / обкуренных / берез / / / / Стояла / кузница / в Загорье, / / / / / И я / при ней с рожденья / рос./ / / / 1.Двусложная стопа, ударение падает на второй слог. 2. Есть пиррихии – ослабление ударений. Вывод: Ямб, четырехстопный.


4. Как перекликается глава «Две кузницы» с автобиографией поэта? С чем сравнивает Твардовский деревенскую кузницу и почему с благодарностью говорит о «главной кувалде» батюшки-Урала? Волга, великая река, вобравшая в себя все реки – от Валдая до Урала – как символ Родины-России. В размышлениях лирического героя (автора) возникает образ «кузницы в Загорье», в которой «под бой кувалды» он «с рожденья рос», сравнивает ее с «вселенским грохотом» Урала, в нём он «родной расслышал звон» и благодарит, что «был в той кузнице, как дома». Урал – державный образ Родины, «Её добытчик и кузнец, // Ровесник древней нашей славы // И славы нынешней творец».




Словарная работа: Артель – объединение лиц некоторых профессий (связанных с физическим трудом) для совместной работы. Пафос (греч. чувство, страсть) – страстное воодушевление. Пафос произведения – это захватившая автора идея, большое чувство, пронизывающее всё произведение. Притча – небольшой рассказ, заключающий в иносказательном виде моральное или религиозное поучение. Потрафить – то же, что угодить. Торос – ледяная глыба, образовавшаяся при сжатии льдов в морях, озерах, реках. Трошки – «немного».


Работа в группах: 1) Волга, Урал, Сибирь – художественное открытие Твардовского. Задание: Проанализировать главы «Две дали», «Фронт и тыл», «До новой дали». Как автор показывает историю и что объединяет эти главы? Подберите цитаты для ответа на вопрос. 2) Пейзажи, дали поэта. Задание: Проанализировать главы «Огни Сибири», «На Ангаре». Какие образы рисует автор? Какие художественные средства использует А.Т. Твардовский в описании пейзажа? Найти примеры использования художественных средств и объяснить их роль? 3) «Народ в лицах». Задание: Проанализировать главы «Москва в пути», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре». Как изображается народ в поэме? Какие черты русского народа выделяет автор? Применимо ли понятие «народности в литературе» к поэме «За далью – даль»?


Краткий конспект: 1. В главах «Фронт и тыл», «Две дали», «До новой дали» больше автобиографического, личного сокровенного. В них история преломляется в каких-то частностях, которые рождаются в воспоминаниях поэта. 2. В пейзажах Твардовского укрупненные образы: «Волга- матушка», «Батюшка-Урал», «Огни Сибири». Метафоры, гиперболы: в Волгу «смотрелось пол-России», «под кувалдой главного Урала земля отчетливо дрожала», «Как Млечный Путь, огни земные».


3. Масштаб дел русского народа, «подвижника и героя», ощущение Сибири, ее просторов, ее величия: смысловые и эмоциональные контрасты, звукопись, романтическая приподнятость, а рядом «угрюмые зоны», «недоброй славы край глухой». 4. Жизнь утверждала новые пейзажи – с плотинами, эстакадами, мостами. Радость от преобразования Сибири и чувство горечи от потерь, которые несла природа. На месте ее явится другая красота, но уже другая.


5. Народ, собирательный, многоликий образ, в поэме «За далью – даль» персонифицирован. Многие персонажи только упомянуты, кто с симпатией, кто – с иронией: «старичок научный, сквозной, как молодой сморчок», моряк «в «путеец», «охотник», «врач солидных лет», «лысый творческий работник, с утра освоивший буфет», «поп с медалью Восьмисотлетия Москвы»... – «все сведены дорожной далью». Некоторые персонажи выделены из среды «спутников- пассажиров», даны крупным планом: «мой майор, седой и тучный», «молодожены-москвичи». хрустящем кителе», «в орденах старик кудрявый», «дама строгая в пижаме», что «загородит весь проход», «щеголь с усами», «горняк»,









Если уж писать о своем путешествии,

то писать так, как в свое время

писал «Путешествие» Радищев.

Материал к урокам по поэме А. Твардовского «За далью – даль».

Урок первый.

  1. Творческая история поэмы «За далью – даль». Замысел и его осуществление. Своеобразие жанра поэмы.
  2. О себе. Автобиографические мотивы в поэме. Исповедальный характер повествования.

Главы «В дороге», «Две дали», «Литературный разговор», «С самим собой», «До новой дали».

Урок второй.

  1. Волга, Урал, Сибирь – художественное открытие Твардовского.
  2. Пейзажи Твардовского.
  3. «Народ в лицах». Главы «За далью – даль», «Фронт и тыл», «Две дали», «Огни Сибири», «Москва в пути», «На Ангаре».

Урок третий.

1. Трагические страницы истории Отечества, их отражение в поэме «За далью – даль».

2.Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой.

3.«Так песня спелась» Обобщение по теме. Главы «Друг детства», «Так это было», «До новой дали».

Первый урок.

  1. Работа над поэмой шла с перерывами в течение 10 лет (1950-1960). «Страшно подумать, — писал Твардовский, — что на нее в сущности ушло 10 лет. Правда, было и кое-что другое в эти 10 лет, но все же – это главное». 1950-1960. Что это за годы в судьбе поэта? Первое послевоенное десятилетие было трудным для него. Сказывалась усталость, нажитая на войне; ему пришлось пережить массированный удар критиков за книгу прозы «Родина и чужбина» (1948), а в 1953 году – снятие с поста главного редактора «Нового мира» за «неправильную линию в области литературы», «за идейно порочную» поэму «Теркин на том свете» — она характеризовалась как «пасквиль на советскую действительность». До 1956 года на Твардовском висело клеймо «кулацкий сынок». «Трудный мой год, — записывает поэт 20 сентября 1954 года. – Подводя грустные итоги, можно отметить, что я понес поражение «по всем трем» линиям: журнал, поэма, личное дело в райкоме. Целый этап жизни окончился решительно и нужно начинать другой, а душевных сил мало». Поэт остро переживает свой творческий кризис. Приходили мысли, что он как поэт кончился, исписался. Росло чувство неудовлетворенности написанным: «Все идет безлюбовно: какая-то монотонность стиха, необязательность слов, выстроенных уже в известные ряды, абсолютная безусловность и обязательность стихотворной речи». Он понимает, что ритм стиха «может одушевить только свежая поэтическая мысль». О горьких минутах своей творческой жизни он пишет в главе «В дороге», сравнивая себя с «тем солдатом, что от полка отстал случайно на походе».
  2. «Надо что-то предпринимать, нужно ехать, нужно слышать, нужно дышать, нужно видеть, нужно жить». «Мне по природе моей – необходима свежесть впечатлений, недодуманность картин, ситуации, встреча с новыми людьми, какого-то воздуха времени. Иначе начинаю буксовать». Поездки, дорогу он воспринимает как спасительное лекарство.

Изведав горькую тревогу.

В беде уверившись вполне,

Я в эту бросился дорогу.

Я знал, она поможет мне.

Она трясет и бьет,

А — лечит.

И старит нас,

А – молодит.

В апреле 1948 года Твардовский совершил свою первую поездку на Урал, в 1949 году – в Сибирь. Лето 1956 – вторая поездка в Сибирь – в Иркутск, Братск. Лето 1959 – поездка на Дальний Восток, к Тихому океану. Впечатления от этих разных путешествий по стране и составили сюжетную основу «путевого дневника».

  1. Мысль о поэме, которая не получила еще своего названия «За далью – даль», пришла Твардовскому в 1949 году. Поэт вспоминал: «Как-то раз при переезде через Амур возле Комсомольска – на — Амуре я впервые подумал, что мог бы написать поэму со свободным, ничем не стесненным и ничем не ограниченным сюжетом, в которую втоптал бы все свои нынешние, прежние и, возможно, будущие впечатления от поездок. Мысль эта мелькнула у меня как раз на мосту через Амур, и я даже схватил какие-то строчки, которые потом и легли в стихотворение «Мост». А. Кондратович так комментирует это признание поэта: такое «мгновение – не сущий пустяк, а событие, как бы венчающее большую внутреннюю работу к приступу, началу самой работы над произведением. Работу огромную, до времени потаенную, невидимую и даже не всегда сознаваемую самим поэтом». Твардовскому понадобилось еще два года, пока началось осуществление замысла нового крупного произведения, пока к поэту не пришла уверенность: «Есть тема, не выдуманная от желания писать стихи, а та, от которой деваться некуда, если не одолеть ее; есть сердце, не огражденное мелочным себялюбием от других сердец, а открыто обращенное к ним; наконец, желание думать и додумывать для себя до конца, до полной уверенности то, что кажется уже достаточно обдуманным другими, готовым (готового ничего нет в области мысли) – все с самого начала проверить».
  2. Внимание на то, что в собрании своих сочинений Твардовский не назвал поэму «За далью – даль» книгой, как это было с «Василием Теркиным», или «лирической хроникой», как это случилось с «Домом у дороги». Подзаголовок «Из путевого дневника» значился лишь в первых публикациях поэмы, а затем был автором снят, хотя в самом ее тексте встречаются определения: «дорожная тетрадь», «дневник дорожный», «мой дневник», на страницах которого был отражен общий контур сюжета: А сколько дел, событий, судеб, Людских печалей и побед Вместилось в эти десять суток, Что обратились в десять лет! Сам Твардовский считает свою поэму «лирической летописью этих годов». Что горько мне, что тяжко было И что внушало прибыль сил, С чем жизнь справляться торопила – Я все сюда и заносил. Поэт решительно отказывается от общепринятых литературно-повествовательных канонов и в своих записях так определяет принцип новой формы, найденной еще в пору работы над «Василием Теркиным»: «Повесть не повесть, дневник не дневник, а нечто такое, в чем явятся три-четыре слоя разнообразных впечатлений. Чего-чего не вспомнить, не скрестить и не увязать при таком плане! Дело только в том, чтоб, говоря, как будто про себя, говорить очень не «про себя», а про самое главное». В пору работы над новой поэмой поэт записывает 15 января 1955 года: «Надо двигать «Дали». Безумно было отказаться от такой свободной формы, уже найденной и уже принятой читателем». 6 апреля того же года сделана другая запись: «Я уверился и убедился, что у меня есть «хомут» — большая и единственная покамест работа – мои «Дали», которые требуют всех моих сил сейчас. И безумием было бы отказаться от этой формы, дающей такой простор и необязательность речи».
  3. В поэме «За далью – даль», хотя и нет главы «О себе» (как в «Василии Теркине»), автор с подкупающей искренностью поверяет читателю всю сложность своей писательской судьбы, ответственность своего художнического долга. По словам С.Я. Маршака, «эта поэма – своего рода записки современника». А. Турков называет поэму Твардовского «лирическим дневником», который представляет интерес как «исповедь сына века». В своей исповеди Твардовский говорит об истоках, о своей судьбе и судьбе своего поколения. Я счастлив тем, что я оттуда, Из той зимы, из той избы. И счастлив тем, что я не чудо Особой, избранной судьбы. Мы все – почти что поголовно – Оттуда люди, от земли. В главах «В дороге», «Две дали», «Фронт и тыл», «До новой дали» больше автобиографического, личного, сокровенного. В них история преломляется в каких-то частностях, которые рождаются в воспоминаниях автора:

Не молкнет память жизни бедной,

Обидной, горькой и глухой.

Я вижу отчий край смоленский…

Волненью давнему парнишки

Доступна полностью душа,

Как вспомню запах первой книжки

И самый вкус карандаша…

И что ж такого, что с годами

Я к той поре глухим не стал

И все взыскательнее память

К началу всех моих начал!

Второй урок.

«За далью – даль» представляет собой широкое эпическое полотно. Здесь воспоминания и размышления автора сочетаются с дорожными впечатлениями, с картинами, мелькающими за окном вагона. Москва – Дальний Восток – таков маршрут путешествия, в которое отправляется поэт. Заволжье, Зауралье, Забайкалье – путешественник как бы заново открывает для себя дали, эти края родины. В главах эпического плана: «За далью – даль», «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири», «На Ангаре», «К концу дороги» — воссоздается «державный образ Родины». Образ далей, их пространственный и временной характер, варьируясь и обогащаясь, получает в поэме «За далью – даль» все новое и новое звучание. «Окрестный мир земли обширной» живет здесь в многочисленных поэтических зарисовках, передающих ощущение необъятности страны, ее неоглядных далей.

Пейзажи Твардовского. Они впечатляют богатством и разнообразием своего изобразительного ряда. При всей лаконичности их картинный план пластичен и выразителен. Примером может служить волжский пейзаж, занимающий в тексте всего две строки:

Мы видим плес ее широкий

В разрыве поля на пути.

Само слово «плес» означает «широкое водное пространство». Именно так оно толкуется в словаре Ожегова, где в качестве примера приводится: «Верхний плес Волги». У большого поэта слово, попадая в стихотворный контекст, активизируется, приобретает вдруг значение, не учтенное ни в каком словаре. Определение «широкий» — не только значимая деталь, выделяющая волжский плес из ряда других. Значительно его эмоциональное наполнение. Именно «плес широкий» поражает воображение людей, которые видят Волгу впервые, хотя и наслышаны о ней. К восприятию нарисованной поэтом картины читатель подготовлен волнующим моментом ожидания пассажирами встречи с Волгой. С него начинается глава «Семь тысяч рек». Отметим: сцена «Первая встреча с Волгой» подчеркнуто камерного плана. В вагоне рано утром «слово первое о Волге Негромко кто-то произнес».

Уже вблизи была она.

И пыл волненья необычный

Всех сразу сблизил меж собой.

И мы стоим с майором в паре,

Припав к стеклу, плечо в плечо.

Обращает на себя внимание трижды повторенное восклицание: «Она!» повтор здесь эмоционально и эстетически оправдан. Поставленное каждый раз в отдельную строку, это местоимение помогает почувствовать волнение людей, увидевших впервые Волгу, помогает раскрыть многозначность картины, созвучной высокому образу Родины. Взгляд Твардовского масштабный, «всеохватный». Поэт мыслит образами один другого грандиознее.

Она привычно, величаво

Свой древний совершала путь

В ней смотрелось пол России.

Что Волга – это середина

Земли родной.

С.Я. Маршак приводит в своей книге «Ради жизни на земле» короткий фрагмент из главы о Волге и замечает: «По одному этому отрывку видно, как послушно служат автору его ямбы на протяжении всей поэмы. То они звучат спокойно — повествовательно, то полны лирического волнения, то наливаются энергией».

Приметливым взглядом поэта схвачена еще одна картина:

Стожок подщипанный сенца,

Колодец, будка путевая.

Этот этюд в другой тональности, элегической. Увиденное из окна вагона наполнило «до краев» душу автора «теплом восторга и печали». Слово «стожок» встретится через несколько строк еще раз: этот образ оживил в памяти поэта другую даль, «отчий край смоленский».

Рядом с этой акварелью – суровый уральский пейзаж, тоже выполненный лаконично, на одной – двух деталях: «громоздились из земли Пласты породы, как торосы». Здесь в создании образа главную роль играет сравнение.

В пейзажах Твардовского доминируют укрупненные образы: «Волга – матушка», «Батюшка Урал», «звездная Сибирь». Автор прибегает к метафоре, гиперболе: в Волгу «смотрелось пол – России», «огни Сибири». Эти образы важны не сами по себе. Они позволили поэту сказать о масштабах дел русского народа, «подвижника и героя».

Великолепно передано ощущение Сибири, ее просторов, ее величия.

Сибирь! И лег и встал – и снова

Вдоль полотна пути – Сибирь.

Ученики убеждаются, что эти строки, состоящие из коротких слов, невозможно прочитать быстро, скороговоркой. Тон здесь задет слово «Сибирь». Поставленное в синтаксический контекст с выразительным тире, определяющее замедленное его звучание. Повествование о Сибири строится на смысловых и эмоциональных контрастах.

Как свист пурги – Сибирь, —

Звучит и ныне это слово.

Звукопись, фонетическая оркестровка стиха, сравнение по-своему романтизирует этот образ. Романтическая приподнятость чувствуется и в словах «огни Сибири», которые «текут», «бегут», «лучатся» « с нерассказанной красой». А рядом с этим – другие образы, другие слова: «угрюмые зоны», «недоброй славы край глухой».

Всматриваясь в дорожную даль, в мелькающие за окном огни, Твардовский думает о людях «нелегкого труда», которые обживали эти суровые края.

А что там – в каждом поселенье

И кем основана она

Издалека вели сюда

Кого приказ,

Кого заслуга,

Кого мечта,

Какой емкостью отличается эта мысль! В четырех последних коротких строчках – чуть ли не вся история Сибири, ее прошлое и настоящее.

Чувством глубокой горечи окрашены размышления поэта о судьбе самой Сибири.

Необходимо отметить еще одну особенность пейзажей Твардовского. Для него природа – воплощение Прекрасного в жизни. Сильнее всего этот мотив выявлен в главе «На Ангаре». В предварительном комментарии к ней нужно подчеркнуть, что Твардовский был очевидцем главного события, отраженного в поэме, — перекрытия Ангары и писал о нем по живому впечатлению. Это обстоятельство поэт считал важным. Впечатление от увиденного было настолько сильным, что этому событию Твардовский посвятил прозаическое описание «Порог Падун», стихотворение «Разговор с Падуном», написанное почти одновременно с главой «На Ангаре». По стилю этих произведений мы можем судить, во власти каких чувств находился поэт, говоря о могучей силе Падуна.

Твардовский был покорен природой Забайкалья, украшением которой была горная река Ангара. Поэт любуется природной силой Ангары, стремительным движением, прозрачностью ее вод.

Река, стесненная помалу,

Крушила берег насыпной,

Всю прибыль мощных вод Байкала

В резерве чуя за собой.

Такой увидел Ангару Твардовский. Его стих поражает своим энергичным ритмом, имитирующим вольный бег горной реки. Динамичность описания, экспрессивная выразительность образа достигаются нагнетанием глаголов, энергия которых дает почувствовать ее дикий нрав и коварство. Чувствуется, что стихи эти писались с удовольствием, радостью. Так оно и было. Глава «На Ангаре» включает в себя серию микро эпизодов, которые носят не только и не столько описательный характер. Главные фигуры этих эпизодов – люди искусства: «оператор с кино вышки», член Союза художников, сам поэт. За внешне иронической интонацией, с какой говорится о каждом из этих персонажей, угадывается серьезная мысль о возможностях и роли искусства в постижении быстротекущей жизни. Так, в одной из сцен речь идет о художнике, который хотел

У Ангары своею кистью

Перехватить ее красы.

Жизнь утверждала новые пейзажи – с плотинами, эстакадами, мостами, тоннелями. «И есть, что видеть, есть, что петь», — говорил поэт в главе «С самим собой». И его стихам не чужда патетика: в финале главы «На Ангаре» поэт написал впечатляющую картину «Заря на Ангаре». Но патетическое начало не исчерпывало палитры изображения жизни Твардовским. Этому есть свое объяснение: оно в особенности его мировосприятия.

К радостям, вызванным преобразованием Сибири, примешалось чувство горечи от тех потерь, которые несла сибирская природа. Поэт с болью писал о них. Мысль Твардовского об исчезающих красотах угнетала поэта. В 1959 году, накануне завершения строительства Братской ГЭС, он снова побывал на Ангаре.

Народ, собирательный, многоликий образ, в поэме «За далью – даль» персонифицирован. По тому, как представлен каждый персонаж, чувствуется отношение к нему автора. Многие только упомянуты: кто с симпатией, кто с иронией. Герои в отдельных и персональных сценах.

Выразителен, например, эпизод «Первая встреча с Волгой», с которого начинается глава «Семь тысяч рек». Она представляет героев с лучшей стороны, раскрывает их великодушие, душевную тонкость. Печать значительности сказанного о великой русской реке ляжет и на оценку конкретной человеческой судьбы: «Он, мой сосед, под Сталинградом За эту Волгу воевал». В главе «Фронт и тыл» Твардовский покажет майора в новой ситуации, в «крутом споре» на тему: фронт и тыл. Ему дана не одна реплика, а целый монолог, который «с пристрастием слушали». Прошедший на войне путь «от солдата до комбата», майор был убедителен в разговоре на острую тему.

Глава о молодоженах. Здесь выражен чисто психологический аспект темы «молодоженов», которые держатся в вагоне особняком. Взгляд со стороны так естественен в этой ситуации. Он и определил необычность мизансцены, в которой предстали юные герои. Она романтична по своему звучанию.

И только держатся особо,

Друг другом заняты вполне, —

Выпускники, наверно, оба –

Молодожены в стороне.

Стихи согреты теплотой, сердечностью, они поистине вдохновенны. «Супруги юные» — главные герои и главы «Москва в пути». Ее тональность определяет лирическое отступление о молодости, ее долге и ответственности «за все, чем в мире жизнь красна». С авторскими словами перекликается монолог молодого супруга. Поэтически значительна концовка главы «Москва в пути», где ненавязчиво звучит тема «отцов и детей». Здесь элегические мотивы соседствуют с патетикой, светлые воспоминания о минувшей юности – с мыслью, в которой спутники утвердились после встречи с юной парой:

Полна, красна земля родная

Людьми надежных душ и рук.

Это убеждение определяет пафос не только главы «Москва в пути», но и таких, как «Две кузницы», «Огни Сибири». Время требовало героических характеров. И Твардовский находил их на новостройках. Он показывал своих героев во весь рост в крупном событии – перекрытии Ангары.

Третий урок.

«В моем представлении, — писал К. Симонов, — «За далью – даль» — это много лет жизни, прожитых и обдуманных, отданных поэтом на суд читателю» эти слова перекликаются с теми признаниями Твардовского, которые мы найдем на страницах его поэмы:

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил

Я жил со всеми наравне.

Психологический портрет Твардовского дорисовывает еще одно его признание:

Еще и впредь мне будет трудно,

Но чтобы страшно –

Глава «Так это было» занимает в поэме особое место. Писалась она трудно, с большими перерывами. По дневниковым записям поэта можно судить о том, какой труд стоял за каждым ее словом. Начало работы было связано с потрясением, вызванным смертью Сталина в марте 1953 года. Судя по названию, главным эпизодом задуманной «сталинской главы» должна быть встреча Смерти со Сталиным. Новая редакция главы подготовлена к началу 1960 года. Она имела название – «Письмо с дороги». 27 января 1960 года поэт записывает: «Вчерне скруглил сегодня «Письмо с дороги».

В 1956 году прошел ХХ съезд КПСС, развенчавший культ личности Сталина, но вся правда об этом историческом явлении не была сказана до конца. Это заставило Твардовского обратиться с письмом к Н. С. Хрущеву (4 февраля 1960 года). Поэт просил руководителя партии познакомиться с главой «Так это было», «ключевой, решающей» главой законченной книги. В письме, в частности, говорилось: «Если бы все, в чем нуждается душа человека, можно было бы сказать в докладах и решениях, не было бы необходимости искусства, поэзии».

Рядом с этими словами можно поставить строки из поэмы «Василий Теркин»:

Не прожить наверняка –

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Поэт не только выносит в заглавие эти слова «Так это было», но и повторяет их снова. Это рефрен. Глава «Так это было» написана не бесстрастным летописцем, а поэтом-гражданином, который чувствует свою сопричастность времени. Стихотворный текст звучит взволнованно, с повышенной эмоциональностью. Свое видение времени Твардовский проявляет и в осмыслении конкретной человеческой личности, вспоминая свой смоленский край. Говорит о судьбе простой русской крестьянки – тетки Дарьи (это реальная фигура; Дарья Ивановна – соседка Твардовских по Загорью, поэт ее хорошо знал). Она единственная из всех персонажей названа по имени. С теткой Дарьей поэт сверяет свои мысли и дела. Она для него – воплощение совести, правды и справедливости. Тетка Дарья – художественное открытие Твардовского.

Последняя глава поэмы – откровенный разговор поэта с читателем. Вопрос риторичности..

А потому и в книге этой –

Признаться, правды не тая, —

Того-другого – званья нету,

Всего героев –

Да мы с тобой.

Так песня спелась.

Но, может, в ней отозвались

Хоть как-нибудь наш труд, и мысль,

И наша молодость, и зрелость,

И эта даль,

И эта близь?

Посредством анафоры передается емкость содержащейся в этом вопросе мысли.

Позднейшая лирика А. Твардовского - в основном лирика памяти… Наиболее интенсивно, постоянно и многообразно тема памяти связывается у него с войной. А. Твардовский никогда не «реконструирует» военного прошлого, у него нет стихов–воспоминаний о военных годах. Память о войне просто живёт в его стихах, даже если об этом прямо не говорится, но иногда выходит наружу с огромной, пронзительной силой боли, страдания, и даже какой–то собственной вины перед теми, кто навсегда остался на берегу смерти.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живёт в каждом из послевоенных произведений А. Твардовского. Она стала частью его мироощущения.

(Из очерка «Философская лирика» А. И. Павловского.)

День Победы в Москве

Проверьте себя. Художественный приём

Укажите, какой художественный приём (фигуру речи) использует А. Твардовский в данных строчках.

Вот так, судьбой своею смущены,
Прощались мы на празднике с друзьями.
И с теми, что в последний день войны
Ещё в строю стояли вместе с нами;

И с теми, что её великий путь
Пройти смогли едва наполовину;
И с теми, чьи могилы где–нибудь
Ещё у Волги обтекали глиной;

И с теми, что под самою Москвой
В снегах глубоких заняли постели…

градация
анафора
эпифора
параллелизм

Задание с открытым ответом
Готовимся к ЕГЭ. Сравниваем

Чем близки стихотворению А. Т. Твардовского «В тот день, когда окончилась война…» произведения русских поэтов, обращавшихся к теме исторической памяти? Обоснуйте свой выбор и проведите сопоставление.

Дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём - 5-10 предложений). Выполняя задание, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Укажите названия произведений и фамилии авторов. Обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во–первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во–вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа. В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Александр Трифонович утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких - это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящены стихи А. Т. Твардовского из цикла «Памяти матери», представляющие собой непосредственный отклик на смерть матери поэта в 1965 г.

Первое и третье стихотворения цикла Твардовского могли бы быть посвящены великому множеству матерей. В первом - прощание детей с матерью. В третьем - описание похорон. Во втором стихотворении рассказывается как будто история только одной женщины, её беда, воспоминания, мечты. Из восьми строф произведения семь основаны на фактическом материале. Но через испытания, пройденные его матерью, поэт показывает трагедию всего народа.


Высылка крестьянской семьи в Сибирь. Художник И. Н. Горбачёв

Цикл «Памяти матери». «В краю, куда их вывезли гуртом…»

Прочитайте из цикла А. Т. Твардовского «Памяти матери». Проанализируйте его, опираясь на вопросы.

  1. Какой глагол употребляется в первой строке стихотворения? Что мы можем о нём сказать, указывает ли он на какое–то конкретное лицо? Почему?
  2. О перенесённых тяготах в первой строфе сказано всего лишь одной строкой. Но очень ёмкой. Какой?
  3. Что во второй строфе говорится о том, как тяжело там было?
  4. А больше всего «не хотелось там ей помирать». Почему? Какой ответ даёт автор?
  5. В строфах 3–4 воспоминания начинают обретать всё более зримый облик. Какой?
  6. Найдите среди авторских интонаций речь матери. Какими словами она проявляется? Как в тексте противопоставлены «своё» и «чужое»?
  7. А что же видит во сне мать?
  8. Мечта Марии Митрофановны так и не осуществилась: уже весною 1931 г. хутор Загорье перестал существовать. Точнее, был растащен в отсутствие раскулаченных хозяев. В конце произведения ясно слышен голос автора. Обратите внимание на синтаксис последней строфы. Он прерывист. О чём это говорит?
  9. Как судьба народа отражена в данном стихотворении?

Композиция цикла продумана поэтом: ему не безразлично, с чего начать и чем закончить, в какой последовательности расположить стихи. В этой композиции последнее стихотворение занимает особое место. Эмоции идут не на спад, а к своему подъёму. Последнее расставание уже свершилось, похороны состоялись. Но образ матери вновь оживает; слышится её голос, её воспоминания, её любимая песня.

Ответ оставил Гость

В "Автобиографии" Твардовский называет эту поэму (За Далью-Даль) "книгой", указывая на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов.

Поэма датирована 1950-1960 годами. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток, с чем связана форма "путевого дневника". Тиражи изданий поэмы занимают второе место после "Василия Теркина".

Вся первая глава насыщена памятью войны, "мук" народа на его исторической дороге, а дальше в поэме возникает
память и о других пережитых народом муках. Мысли о войне в Корее рождают в памяти картины Великой Отечественной войны. Сцена встречи с другом детства (тот, реабилитированный, возвращается домой) позволяет нам увидеть переживания героя. Друг обрисован как более добрый, умный и талантливый, чем сам герой. Волга становится в глазах лирического героя символом истории русского народа, вызывает гордость. Лирический герой поэмы связан с народом. В поэзии Твардовского поражает простота и красота звучания стиха. Не случайно Твардовскому за эту поэму в 1961 году была присуждена Ленинская премия. Фабула поэмы развивается как бы стихийно, самопроизвольно (дорожные впечатления, наблюдения, раз ышления, случайные встречи, воспоминания, ассоциации). Но эта внешняя свобода от композиционно - сюжетных норм подчинена глубоко продуманной логике главной авторской задачи: запечатлеть реальный облик дня сегод­няшнего, понять его глубинное содержание, его историческую закономерность и связи.

Таковы два "уровня" художественной структуры поэмы. Оба они соединены лирическим героем (он же - автор-повествователь) , от имени которого и идет рассказ о путе­шествии. Его образ организует сюжет, развертывающийся в двух планах: в пространстве и во времени.

Оба эти плана проявляются в сюжете также на двух уровнях. Они и конкретны (путь от Москвы до Владивостока, совершающийся в течение десяти суток) . Они и историчны, ибо размышления лирического героя, в силу возникающих ассоциаций, воспоминаний, захватывают многие простран­ственно - временные горизонты, выходящие за рамки конкретных дорожных ситуаций. Причем каждый географи­ческий рубеж пути дает определенную направленность этим размышлениям, которые сюжетно раскрываются в трех основных аспектах художественного времени: настоящее - прошедшее - будущее. Память недавней войны истори­чески "скрепляет" разнообразие дорожных впечатлений. Возникают и воспоминания далекого детства.