Творческий процесс и творчество в организации. Методика организации учебного процесса в творческих студиях

Методы организации творческого процесса

Проблема творчества – это проблема побуждения интеллекта, мобилизация интеллектуальных возможностей работников, готовых порождать новые идеи и претворять их в жизнь.

Творческий процесс парадоксален. С одной стороны, он, по определению, характеризуется нетривиальностью, недетерминированностью. С другой стороны, для того, чтобы облегчить путь от знакомого, привычного мира в незнакомый, предполагаемый, поисковый, он должен быть по возможности упорядочен и структурирован.

В связи с этим прежде чем предложить методы организации творческого процесса непосредственно на производстве, нужно подвергнуть его анализу. Однако творческое мышление поддается лишь вероятностному анализу , так как оно не укладывается в правила традиционной логики, вследствие чего они применимы ограниченно [Понамарев Я. А., 1990].

При всей сложности генерирования идей и связанных с этим условий они обесцениваются, если не обеспечена материализация, воплощение идеи в практику. В сущности, эта заключительная фаза творческого процесса сама по себе может рассматриваться как творческая задача. Основными направлениями решения последней являются выявление, прогнозирование и активное воздействие на формирование возможного спроса на реализацию идеи на основе изучения тенденций изменения рыночной ситуации, конкурентоспособности новой технологии, продукции, а также возможности повышения престижа фирмы в деловом мире [Дышловой П. С., Яценко Л. В., 1996J.

Методы побуждения творчества достаточно многообразны. Они постепенно изменяются, совершенствуются, дополняются. Однако, несмотря на всю специфику и многообразие, их можно описать в виде определенных процедур.

Во-первых, методы выявления тех лиц, которые склонны к этому виду творчества, а также отбор тех, на которых можно делать ставку. Этой цели служат различные формы соревнования, сравнение видов труда, конкурсы на лучшего по профессии, мастерству, новаторским предложениям. Решению этой задачи в Советском Союзе способствовали различные формы соревнования (при всех издержках организации они в целом выполняли важные производственные и социальные функции). Этому же служили "кружки качества" на японских предприятиях, где работники побуждались к творчеству – от элементарных предложений до возможных кардинальных изменений в технике и технологии труда.

Такое требование связано с тем, что новшества в организации, на производстве появлялись не только в порядке личной инициативы, а в результате организации работы по мобилизации потенциальных возможностей работника. В связи с этим содействие пробуждению креативности людей связано не с ожиданием ее стихийного проявления, а посредством целенаправленной деятельности организаторов производства.

Во-вторых, необходимо знать мотивы, которыми руководствуются участники творческого процесса. Среди них могут быть те, которых интересует сам процесс творчества. Это люди – генераторы идей, которые не могут жить, не выдвигая идеи, не апробируя их, вечно не удовлетворяясь достигнутым, совершенным. Среди творцов идей немало и таких работников, для которых участие в техническом и научно-техническом творчестве имеет ярко выраженный мотив, связанный с желанием получить вознаграждение за поисковые идеи, новаторское предложение, участие в творческом риске. Само по себе это стремление не вызывает нареканий, за исключением тех случаев, когда люди, не обладающие никакими способностями, претендуют на материальные блага, видя смысл участия в том, чтобы сыграть на потребностях организации (производства). Наконец, мотивами могут служить амбиции, претензии на престиж, избранность, неповторимость. Здесь ведущую роль играют идеи людей, избравших путь рационализаторства и изобретательства как форму заявления о себе, своих намерениях и нередко своей исключительности по сравнению с окружающими их людьми. Конечно, среди них есть работники, также претендующие на материальное вознаграждение, но в большинстве случаев они больше руководствуются престижными соображениями, которые подкрепляются ничем иным, как стремлением к славе, известности. В этой категории есть люди, идеи которых могут пригодиться или подтолкнуть к решению некоторых проблем производства.

В-третьих, опыт, практика использования творческих способностей не должна быть пущена на самотек. Она связана с обучением, подготовкой людей к творчеству, креативному мышлению. Работник должен обладать необходимой технической (технологической) грамотностью, владеть определенным уровнем знаний, чтобы квалифицированно выдвигать и доказывать свои идеи. Вариантом такого подхода может быть объединение рабочих и специалистов (а в ряде случаев научных работников), чтобы в этом содружестве решать комплекс вопросов – от технических до принципиально новых технологических процессов. Кроме того, побуждение к творчеству предполагает такую организацию труда, которая вмещает в себя совместное обсуждение, распознавание проблем, принятие на себя ответственности, интуицию. Однако, как известно, очень трудно инициировать действия такого рода или управлять ими со стороны, поэтому необходимо создавать условия, чтобы происходила самоорганизация индивидов.

В-четвертых, важнейшим методом является стимулирование творческих новаций работников производства. Для реализации этого метода используется несколько приемов. Прежде всего, стимулирование в этой сфере – это всегда использование сугубо индивидуального подхода, связанного с предельно точным определением вклада каждого участника творческого процесса. Иначе говоря, нужно поощрять не любую хорошую, а творческую работу, точнее, творческий подход к работе. К сожалению, как в советских, так и в постсоветских организациях и на предприятиях нередко осуществлялась практика, когда инициатор рационализаторского предложения или открытия "обрастал" членами "содействия" до таких пределов, что на заключительной стадии (особенно когда решался вопрос о регистрации и вознаграждении) выпадал из круга участников, вытесненный представителями управленческого персонала, чиновниками, руководителями коммерческих структур. В условиях наступивших рыночных отношений пошли еще дальше, поступая еще проще: недобросовестные лица похищают идеи и приписывают их себе.

Анализируя процесс поощрения и стимулирования, следует иметь в виду, что классические стимулы и санкции в виде зарплаты и замечаний имеют при управлении творчеством ограниченное влияние. Заменить (или дополнить) эти стимулы может учет мотивации, внутренних устремлений и побуждений работника, обусловленных характером работы и его личных особенностей, а также создание правовых гарантий для сохранения интеллектуальной собственности.

Работник будет действовать самомотивированно тогда, когда смысл осуществляемой деятельности будет ему ясен, цель деятельности – казаться ему разумной и пути к достижению этой цели – известны, а его права гарантированы.

В-пятых, не меньшее значение имеет адресность стимулирования, когда поддерживаются в первую очередь наиболее актуальные, значимые для организации и производства направления, хотя иногда трудно определить, что особенно важно для текущих или перспективных целей. Тем не менее, очевидна и имитация творческой мысли, приспособление к имеющимся решениям. Для успешного процесса творческой деятельности надо поощрять не только тех, кто изобретает, но и тех, кто внедряет. Между тем, об этом часто забывают, и процесс творчества остается незавершенным (Старобанский Э. Е., 1993).

В качестве примера можно привести данные всесоюзных (всероссийских) исследований 1990 и 2012 гг. Российского государственного гуманитарного университета и Института социальных исследований. Ответы на вопрос "Если Вы будете работать с большей отдачей, Ваш заработок увеличится?" приводятся в табл. 13.1.

Таблица 13.1

Ответы на вопрос "Если Вы будете работать с большей отдачей, Ваш заработок увеличится?", в % к числу ответивших

В-шестых, немалую роль играет временной фактор в процессе поощрения. Не получая своевременно вознаграждения, творческий человек может потерять интерес, оскорбиться и отказаться от участия в процессе. В связи с этим хотелось бы напомнить практику оборонных заводов в период Великой Отечественной войны, когда каждое предложение, признанное полезным для производства, немедленно вознаграждалось, хотя набор поощрительных мер был достаточно ограниченным. Однако именно эта немедленная реакция на творчество была залогом успехов на трудовом фронте в трудные военные дни.

В-седьмых, к методам организации творчества можно отнести тщательное изучение потребностей рационализаторов и изобретателей. Дело в том, что производственная среда как в советское, так и в постсоветское время плохо настроена на учет специфики творческой личности, ее поведения, устремлений и ориентаций. Видимо, поэтому многие рационализаторские предложения и изобретения сопровождали личные драмы. Едва ли не каждого творца производства откуда-нибудь выгоняют или он сам, пока не поздно, уходит. Очень редко таких людей удерживают, обещают помощь и поддержку. В то же время говорят, что они со скверным характером, скупердяи и обязательно сутяги. В результате появляется золотое дно не внедренных предложений, а из тех, которые все- таки внедряются, большинство используются лишь на одном предприятии.

В этих условиях, конечно, не могут развернуться человеческие таланты, в полной мере проявиться творчество. В связи с этим можно в полной мере согласиться со словами академика И. С. Ениколопова о том, что изобретательство превратилось у нас в дело, которым могут заниматься только очень самоотверженные люди.

Переход к рыночной экономике ознаменовался такими явлениями, которые ставят под сомнение смысл, перспективы и реальность научно-технического творчества. Какое отношение, например, имеют к производству и науке изобретения бывшего председателя Правительства РФ С. В. Кириенко "Устройство для проведения мгновенной лотереи “Вовремя остановись”" и бывшего заместителя председателя Правительства РФ И. Клебанова "Урна для голосования", за которые авторы получили огромные гонорары.

Коммерциализацию технического творчества стимулировало постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. № 648 "О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых действующими на территории Российской Федерации авторскими свидетельствами на изобретения и свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения". Этот документ, подписанный В. С. Черномырдиным в сентябре 1993 г., отменил существовавший десятилетиями порядок расчета авторского вознаграждения. В нем, в частности, говорится, что "вознаграждение выплачивается каждым юридическим или физическим лицом, использующим такое изобретение или промышленный образец, и определяется по соглашению сторон без ограничения его размера". Это постановление, по сути дела, открыло каналы для получения неограниченного по размерам пожизненного "гонорара" каждым, кто сумел получить патент даже на самое пустяшное техническое решение и найти "лазейки" в нормативных актах для его "материализации".

Нарушению и засорению научно-технического творчества способствовало и вольное его толкование, в результате чего появились изобретения, у которых количество взятых патентов исчисляется даже не десятками, а сотнями единиц и которые с большим сомнением могут быть отнесены к техническому творчеству.

Так, например, количество патентов, выданных некоему О. И. Квасенкову на шоре, каши, десерты, консервы и другие продукты с добавками микроорганизмов за период с 1999 по 2001 г., составило около 1000 штук. Поражают не только масштабы разбуженной правительственными постановлениями и циркулярами Роспатента "активности" новой волны новаторов, но и ее финансовое "сопровождение". Если принять во внимание, что услуги патентного поверенного (а без него такое количество заявок написать просто физически невозможно), связанные с оформлением одной заявки на изобретение и получением патента, обходятся автору в 500 долл., О. Квасенков и его соавторы должны были заплатить за рассматриваемый период не менее 500 тыс. долл. А сколько получили прибыли? [Гловацкий А. Б., 2003, с. 90].

Поскольку никто таких громадных денег бросать на ветер никогда не будет, вопрос о том, сколько заработано на кашах и других подобных изобретениях, остается отнюдь не праздным. Можно лишь сожалеть о том, что сегодня в России некому раскрыть государству и общественности эту величайшую коммерческую тайну, а также запретить размеры авторских вознаграждений скрывать, нигде их не регистрировать, не публиковать и в статистической отчетности нс отражать. В результате описанных выше фактов, как справедливо приходит к выводу А. Б. Гловацкий, институт новаторства стал привилегией богатых [Гловацкий А. Б., 2003, с. 89].

В то же время следует отдавать себе отчет в том, что есть еще и причины, которые ограничивают проявление творческого потенциала личности. Эти ограничения накладывают отпечаток на поведение как самого работника, так и его окружения. С точки зрения социальных ограничений на работника оказывает влияние то, как воспримут творчество коллеги по работе: с одобрением, подозрением или даже отвращением. Здесь вступают в силу подозрения, обусловленные следующим: коллеги не всегда могут предполагать, что технические и технологические усовершенствования приведут к более напряженной работе. В этой ситуации проявляется скрытое противодействие в виде рестрикционизма, бойкота, сокрытия имеющихся возможностей. На советских и постсоветских предприятиях, несмотря на все успокаивающие утверждения, социологи фиксировали немало случаев сопротивления пересмотру норм, которые нередко начинались после определенного совершенствования труда, техники и технологии. Почему?

Во-первых, внедрение новшеств часто приводило к высвобождению рабочей силы, сокращению определенных профессий, что сдерживало самого новатора и заставляло его окружение с опаской относиться ко всем техническим или технологическим инициативам коллеги по работе.

Во-вторых, изменения, которые происходили после внедрения новшеств, если не грозили утратой рабочего места, то нередко ставили перед работником необходимость повышения квалификации или, чаще всего, переквалификации, что в определенном возрасте и при определенных обстоятельствах работники рассматривали как излишнее затруднение в своей жизни, нарушение ее сложившегося и упорядоченного ритма.

В-третьих, нередко препятствием на пути реализации творческих новаций становились не столько работники, разрабатывающие и внедряющие технико-технологические новшества, сколько профсоюзы, вернее, их коллективные договоры, если анализ реальной практики показывал, что после изменений, осуществленных в связи с совершенствованием производства, произойдет ущемление прав работников организации (производства). В широком смысле это конфликт, возникающий в связи с нарушением прав и гарантий работника, его ожиданием издержек и ущемлений в его трудовой жизни, что связано с осуществлением преобразований, принятых работодателем без учета их социальных последствий.

В-четвертых, не нужно сбрасывать со счета личностные характеристики работника. Часто творческому поиску препятствуют стереотипы, устоявшиеся привычки, иногда боязнь риска, отсутствие должной уверенности, слабая целеустремленность и просто человеческая лень.

Таким образом, требование сделать экономику (и производство) восприимчивыми к научно-техническому прогрессу, обеспечить жизненность научных изобретений и открытий является неотложным велением времени с точки зрения соединения потоков: поворота науки к нуждам производства, производства – к достижениям науки, а работника – к заинтересованному участию в реализации того и другого.

Перспективы развития творчества в организациях

В развитии и совершенствовании творческих начал работник не должен противопоставляться природному и техническому мирам. Наоборот, его необходимо рассматривать вместе с ними, не забывая, что именно человек является ведущим, определяющим фактором в этом синтезе социального, технического и технологического. Иначе говоря, импульс в развитии и обеспечении новаторства и новшеств зависит от инициативы работника, его естественного желания проявить свое "я", участвовать в решении проблем повседневного труда или более существенных вопросов, касающихся перспектив производственной жизни.

Для этого, прежде всего, должны быть внесены существенные коррективы в решение проблемы заинтересованности работника в участии в творчестве. Причем, необходимо не ограничиваться традиционным материальным вознаграждением (оно не исключается и в данном случае), а учитывать такие условия и факторы, как известность (слава), пусть даже в рамках отдельной организации или производства, поскольку это содействие поиску в виде привлечения внешних ресурсов, это право на эксперимент и т.д.

К сказанному примыкают меры, которые направлены на рост культуры личности работника, повышение его информированности, заботу о повышении его профессионального и квалификационного уровня. В современных условиях, наряду с традиционными мерами, стали использоваться специальное обучение работников, которое оплачивается предприятием, регулярные аттестации, предоставление возможности попробовать свои силы на другом рабочем месте и даже в другой профессии.

Насущной и все возрастающей потребностью становится образование не просто творческих групп, а групп, состоящих из представителей разных профессий, из работников различных уровней технического и технологического знания (от квалифицированных рабочих до инженерно-технических и управленческих работников и представителей науки). Такие группы в состоянии решать сложнейшие проблемы производства, взаимно дополняя друг друга и в этом взаимодействии значительно увеличивая кумулятивный эффект.

Наконец, перспективы научно-технического творчества во все большей мере определяются союзом с научным знанием, необходимостью не просто элементарного, но и глубоко обоснованного решения как фундаментальных, так и прикладных проблем.

С древних времен художественное творчество было синкретичным, слитным с разными сферами и формами жизни народа. Особенно ярко и самобытно были представлены художественно-творческие элементы в традиционных народных календарных праздниках и обрядах. В этих праздниках, сопровождавшихся пением, игрой на музыкальных инструментах, танцами и другими видами художественной деятельности, воплощалось в художественной форме миропонимание и мироощущение народа.

Художественно-творческий процесс в настоящее время - одно из направлений всеобщего развития человечества, который отражает динамику художественного восприятия действительности, а также специфику его на каждой ступени культурно-исторического процесса. По наблюдению учителя музыки В.В. Александровой, метод художественно-творческого процесса - универсальный и общий для искусства метод.

Он требует самостоятельности в добывании и присвоении знаний, творчества, развития способности к индивидуальному восприятию и творческой интерпретации.

По мнению А.С. Каргина, художественно-творческий процесс неразрывно связан с педагогическим (учебно-воспитательным) процессом, который реализуется благодаря вовлечению в художественно-творческую и социально-культурную деятельность.

Осуществляется рассматриваемая деятельность в условиях коллектива во время учебных, репетиционных, художественно-образовательных занятий, концертных выступлений, то есть занятиях творчеством.

Творчество - это процесс человеческой деятельности создающий качественно новые материальные и художественные ценности, либо оригинальной интерпретации уже существующего материала. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение. Творческая деятельность при этом определяется как осознанная, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности; создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т. п., способствующие дальнейшему развитию культуры. Стоит отметить, как утверждает Л.Д. Ивлева, для организации этих процессов, необходимо применение соответствующих технологий.

Технология - упорядоченная совокупность действий, операций, процедур, инструментально обеспечивающая прогнозируемый и диагностируемый результат. Любая технология обладает средствами, формами, методами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность участников художественно-творческого процесса для достижения планированных результатов.

Рассмотрим отдельно каждую составляющую художественно-творческого процесса по классификации Е.И. Григорьевой.

Средства:

  • - устные (живое слово и сценическая речь);
  • - печатные (художественная и политическая литература, журналы);
  • - наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии);
  • - технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео);
  • - психолого-педагогические (игры, развлечения, общение, зрелища);
  • - искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное).

Все средства взаимосвязаны между собой и их выбирают с учетом определенного объекта воздействия, исходя из его возрастной категории.

  • 1. Массовые - аукционы, фестивали, театрализованные представления, олимпиады, праздники.
  • 2. Групповые - диспуты, кружки, круглые столы, любительские объединения и клубы по интересам, конференции.
  • 3. Индивидуальные - беседы, занятость в секциях, консультации, занятия в кружках, интерактивные и компьютерные игры, консультации.

Выбор форм, их разработка и проведение - дело нелегкое и очень ответственное. Применительно к самодеятельному коллективу стоит отметить такие формы как репетиции (как групповые, так и индивидуальные), концерт (массовая).

  • - Учебно-познавательной, самообразовательной деятельности (работа с литературными источниками, материалами прессы);
  • - Формирования общественного сознания личности (убеждение, внушение, пример);
  • - Включения в социально-культурную деятельность и формирование общественного поведения (практическое задание, вовлеченность в деятельность, соревнование, педагогическое требование, индивидуальное поручение);
  • - Стимулирования социально-культурной активности (моральное, материальное, общественное порицание);
  • - Социологических исследования (опрос, интервью, наблюдение, изучение документов, тестирование, эксперимент);

Для наиболее полной характеристики методов следует обратиться к классификации Ю.К. Бабанского. К составной части метода стимулирования добавляется создание ситуаций успеха, разъяснение немаловажным является применение метода контроля и самоконтроля за эффективностью художественно-творческой деятельности (устный, письменный, самоконтроль).

Активно используется в самодеятельных коллективах метод импровизации - проявление своих исполнительских умений вне зависимости от уровня их технической сформированности, показ возможностей своего воображения, фантазии.

Руководитель призван обеспечить определенную целями, конкретными условиями и возможностями каждого объединения работу. Анализируя профессиональную деятельность руководителя самодеятельного художественного коллектива, следует признать, что она является одной из наиболее сложных, комплексных.

Смирнова выделяет функции руководителя самодеятельного коллектива:

  • - исполнительно-организационная - организация конкретной деятельности (подготовка спектакля, дискуссии, осуществление поисковой работы), включает распределение работы и поручений, контроль за их выполнением и руководство деятельностью;
  • - воспитательная - использование интереса участников и самого процесса, характера деятельности для достижения педагогических результатов;
  • - планирование - целенаправленные усилий руководителя и всех участников;
  • - учебно-педагогическая - профессиональная подготовки участников к избранному виду деятельности;
  • - психологического руководства - руководство межличностными отношениями в группе, умение обеспечить хорошее настроение участников, предупреждать и разрешать внутренние конфликты, постигать и учитывать в деятельности индивидуальные особенности каждого участника. Целесообразно считать данную классификацию приемлемой и в настоящее время, с той особенностью, что воспитательная функция руководителя направлена в условиях современности на формирование нравственности, уверенности в себе, механизмов межличностного взаимодействия, иными словами гуманистических качеств личности.

Каргин рассматривает основной функцией - интерпретацию - грамотную, художественно оправданную передачу произведения. Разумно добавить к ней стимулирование - побуждение к художественно-творческой деятельности, а также создание ситуации успеха участника в коллективе, с другой стороны, можно отнести их к составляющей функции педагогического руководства.

Следовательно, нельзя не отметить, что участие в художественной самодеятельности - специфическая форма взаимодействия личности и искусства. Непосредственность вовлечения в художественную деятельность своеобразно сказывается на всей структуре отношений «человек - искусство», а затем и на отношениях «человек - окружающее». Формы, методы и средства культурной деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.

Прежде чем рассматривать конкретную организацию процесса выработки и принятия коллективных решений, познакомимся с его общими предпосылками, к которым прежде всего нужно отнести состав и характер группы.

Что касается первого обстоятельства, принято считать, что наилучшей работоспособностью обладает коллектив, образованный из пяти человек, в котором решения принимаются наиболее оперативно; кроме того, он является наименее конфликтным. В то же время крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы вследствие того, что его участники обладают гораздо большим совокупным опытом, знаниями и квалификацией.

Однако по мере роста группы становится более сложно координировать ее работу, что снижает согласованность действий ее членов; это обстоятельство особенно негативно сказывается в тех случаях, когда рассматриваемая проблема не имеет четкого и однозначного решения. Кроме того, с увеличением числа членов группы вклад каждого в результаты ее деятельности сокращается, поскольку начинают развиваться процессы “социального безделия” и “диффузии ответственности”, появления противоречащих друг другу “статусных групп”. Все это неминуемо сказывается на внутригрупповых отношениях, а следовательно на результативности работы. В зависимости от характера памяти и типа мышления английский ученый Р. Гибсон дал следующую классификацию людей, которые могут быть в той или иной степени участниками процесса коллективной выработки управленческих решений.

Прометеи - творчески мыслящие личности, в свою очередь подразделяющиеся на несколько категорий: одни генерируют идеи в общем виде; другие их подхватывают, полностью перерабатывают и делают пригодными для использования; третьи переносят из одной сферы приложения в другую. В целом, как считается, таких людей не более 6%, но лишь у половины способности проявляются активно.

Эрудиты - сами творить уже не в состоянии, но, обладая глубокими и всесторонними знаниями, хорошей памятью, являются первыми оппонентами и тактическими противниками “прометеев”; эрудитов среди рассматриваемой нами категории людей около 25%, среди которых примерно треть относится к активным, а две трети - к пассивным. Систематизаторы фактов - их роль состоит в первичной обработке потока информации и разделении ее на более мелкие ”рукава”;этих людей в целом около 20%, из которых также примерно лишь треть принадлежит к категории активных. Собиратели и регистраторы фактов, мастера описания; они необходимы для осуществления другими творческого процесса как пассивные накопители и хранители информации. Рядовые труженики, работающие над решением проблем с помощью шаблонов и готовых методик. Они выполняют большей частью такие действия, как переписка материала, первичные расчеты.

Таким образом, число творчески мыслящих личностей и активных эрудитов не превышает 15%, остальные 85% по сути являются ремесленниками, ждущими указаний и способными выполнять лишь вспомогательную работу, без которой, однако, невозможно обойтись.

Российский психолог Э. Старобинский приводит следующие характеристики творческой личности: открытость ума; отсутствие конформизма; напористость, склонность к самоутверждению; стремление работать по своему расписанию; способность к длительной, напряженной работе; желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, всего необычайного; склонность к решению запутанных, двусмысленных проблем; преимущественный интерес к неизвестному; терпимость к ситуации неопределенности; потребность в новых, необычных впечатлениях; потребность в свободе; склонность к юмору; уровень интеллекта выше среднего.

В США, например, 10% управленцев являются докторами наук, 25% обладают степенью магистра, а еще 25% - двумя университетскими дипломами.

А теперь познакомимся с организацией процесса коллективного решения управленческих проблем и его конкретными разновидностями. При этом необходимо иметь в виду, что любое коллективное творчество основывается в конечном итоге на индивидуальном мыслительном процессе. Таким образом, при подборе и первичной обработке новой информации участники процесса выступают в роли “изолянтов” и лишь затем совместно оценивают предлагаемые друг другом идем, мнения, гипотезы и выбирают из них лучшие, которые могут быть внедрены в практику.

Для принятия решений, особенно перспективных, носящих стратегический характер, необходимы прогнозы. Для прогнозирования часто применяетсяметод Дельфи:

Суть метода сводится к тому, что эксперты независимо друг от друга составляют прогнозы, впоследствии суммирующиеся, обобщающиеся в единый вариант, который передается им как основа дальнейшей работы. Так повторяется несколько раз, пока не будет достигнут удовлетворительный результат, отражающий общую взвешенную позицию. Те, кто имеет особое мнение, существенно отличающееся от нее, обосновывают свои взгляды в письменном виде, и после их всестороннего обсуждения принимается окончательное решение.

Чрезвычайно широкое распространение в настоящее время получилметод мозговой атаки, с помощью которого, как показывает практика, за полтора часа можно выдвинуть до 100 оригинальных идей. Здесь для успеха работы необходимо соблюдать ряд условий:

ограниченность числа участников (не более 10 человек); близкий социальный статус (чтобы не “давило” различие в нем); слабое знакомство с сутью обсуждаемой проблемы для большинства (иначе не будет оригинальных подходов к ее решению); комфортная обстановка для работы, позволяющая расслабиться и погрузиться в нее полностью; фиксация всех высказанных предложений; пассивная роль руководителя, выполняющего исключительно председательские функции.

Процедура мозговой атаки выглядит следующим образом: руководитель в своем выступлении (до 15 мин.) вводит в курс правил работы, рассказывает в общих чертах о сути проблемы, ее причинах и пользе, которую может принести найденное решение, а затем предлагает высказываться остальным. Изложенные идеи либо передаются впоследствии специалистам (классический вариант), либо оцениваются самими участниками. Возможна и “мозговая атака наоборот”, когда происходит поиск слабых мест и критика предлагаемых к обсуждению вариантов и уже на этой основе формулировка собственного.

В основе мозговой атаки лежит идея, что для активизации человека нужно поместить в необычные условия (в данном случае в ситуацию игры), ничем не напоминающие обычные совещания, вырвав из рутинной обстановки. Этот метод весьма плодотворен, и его элементы присутствуют в той или иной форме во многих других.

Когда дело не очень спешное, можно применятьметод целевых обсуждений.

Суть метода целевых обсуждений состоит в открытой дискуссии под руководством ведущего, который направляет ее либо на выработку новых идей, либо на оценку существующих и поиск в них слабых мест. В то же время сами предлагаемые идеи могут быть предварительно сформулированы на основе мозговой атаки.

Если вместо отдельных разрозненных идей к обсуждению предлагается целостная концепция, в общих чертах раскрывающая одну из них, речь идет о так называемомметоде инцидента.

Выслушав изложенную ведущим концепцию, участники высказывают свои суждения по поводу нее, уточняют некоторые связанные с ней вопросы; это помогает лучше понять суть проблемы и быстрее найти способы ее решения.

Новые идеи могут вырабатываться с помощьюметода вопросника, в основе которого - список вопросов, составляемый в произвольной форме и имеющий в той или иной степени касательство К сути рассматриваемой проблемы. В качестве универсальных вопросов в данном случае могут использоваться следующие:

можно ли найти для предлагаемой идеи иной способ использования, если в ней что-то изменить;

можно ли идею адаптировать, сделать лучше;

можно ли идею модифицировать (какие элементы и как?);

можно ли что-то увеличить или уменьшить (что и как?);

можно ли что-то заменить (чем и как?);

можно ли что-то перекомпоновать или скомбинировать (что и как?); поменять все местами.

Стимулирование активности участников во многом обеспечивается применением метода“огонь по руководителю”.

Суть этого метода состоит в том, что руководитель формулирует концепцию таким образом, что она противоречит общему мнению группы, чем пытается вызвать бурную дискуссию, позволяющую существенно прояснить ситуацию. Очень многие методы коллективного решения проблем основываются на анализе и осмысливании сделанных записей, их дополнении, развитии и т.п. Так,метод свободных ассоциаций заключается в том, что руководителем пишется на бумаге слово или фраза, имеющие отношение к проблеме, а каждый из участников дополняет сделанную запись своими; так возникает мыслительная цепочка, раскрывающая поставленную проблему с различных сторон.

Анализу ситуации во многом помогает оценка и ранжирование ее в целом и отдельных элементов, осуществляемые с помощью творческой группы. Так, в рамкахметода сравнительных оценок каждый из участников выставляет последние (от 1 до 5 баллов) таким параметрам, как роль и важность ситуации. Затем определяется средняя оценка, а участники, разбившись на две группы (одна с оценками ниже средней; другая - выше средней) пытаются доказать друг другу свою правоту. В условиях методарасставления элементов проблемы по их значимости участники ранжируют их по таким критериям как важность, последовательность, продолжительность решения и т.п. Все предложения записываются на доске и обсуждаются в форме конференции.

Весьма эффективным может бытькруговой метод, предполагающий, что группа из 12-15 человек делится на несколько подгрупп в 3-4 человека, и работа начинается в них. Каждый из участников выписывает на специальной карточке 2-3 идеи, связанные с решением данной проблемы, и затем пускает ее “по кругу”, в процессе чего эти идеи дополняются и развиваются. Затем на основе изучения из них выбираются лучшие, с которыми подгруппа выходит на общий “турнир”. Здесь все предложения сводятся в единый список, содержание которого выносится на голосование (каждый имеет по 5 голосов). Процедура голосования может повторяться несколько раз, с тем чтобы отобрать предложения, отвечающие заданному критерию.

Немало общего с предыдущим имеет способпоименного выдвижения предложений, суть которого сводится к следующему: ведущий ставит перед участниками группы проблему, и через 5-10 минут каждый заносит свои предложения по ее решению на карточку. Карточки пускаются по кругу, и все выставляют этим предложениям соответствующие балльные оценки, после чего без труда выбираются решения, набравшие наибольшее число голосов.

Собравшись вместе, группа из 6 человек проводит 5 раундов мозговой атаки на бумаге (продолжительность первого 5 мин.; второго - 6 мин. и т.д.), выписывая на карточке по 3 варианта решений и передавая их по кругу для оценки. Таким образом, суммарно можно сделать 108 предложений. Ряд методов коллективного творчества применяется не столько для поиска решений, сколько для анализа самих проблем. Прежде всего, здесь можно выделитьметод разложения по частям. Последний предполагает составление перечня основных характеристик проблемы; предлагаемый список всесторонне обсуждается и при необходимости характеристики рассматриваются на предмет их улучшения.

Достаточно сложным представляется метод, связанный с анализом проблемы, называемыйметаплан. Группе 15-20 человек дается задание проанализировать проблему, обычно связанную с расходованием ресурсов. Их потери и резервы выписываются на отдельные карточки, которые впоследствии объединяются в группы в зависимости от сроков, в течение которых резервы могут быть задействованы, а потери - устранены. Отдельным подгруппам дается задание определить причины потерь, пути их устранения и возможности использования резервов, на основе чего и происходит их классификация по срокам. Группа знакомится с полученной информацией, определяет, какие из потерь и резервов являются наиболее существенными и ставит соответствующие цели, которые затем включаются в планы работы фирмы.

Анализ проблем может осуществляться коллективом на основе метода матричного структурирования.

Метод предполагает составление матрицы, столбцы которой образуют обсуждаемые варианты, а строки - их атрибуты (что? где? когда? каким образом? и т.п.). Предварительно эти атрибуты изучаются с разных точек зрения и устанавливаются связи между ними, что в конечном итоге служит основой принятия решения.

Ряд методов заслуживает того, чтобы их отметили, ввиду их оригинальности. К ним, в частности, принадлежит метод “за -против”. Группа, состоящая из 15-20 человек, определяет возможные решения поставленной проблемы и в схематизированном виде представляет их на суд специального жюри. На его заседании каждый вариант обвиняют и каждый защищают по 2 человека, доводы которых фиксируются на специальном табло. На втором этапе они меняются ролями, что позволяет выявить дополнительные доводы “за” и “против”. На третьем этапе все эти доводы обсуждаются жюри (сначала по группам, а затем - совместно), которое с их помощью совершенствует варианты и выбирает лучший из них. На выдвижении нереальных в данное время и в данном виде идей основываетсяметод утопических игр.

Из предлагаемых идей выбираются рациональные зерна с учетом их перспективности. Для выработки этих идей создается специальная группа, состоящая из 4-5 человек, которая в течение 20 минут готовит, а затем излагает жюри свои прогнозы желаемого и нежелаемого будущего и возможные варианты действий в этих условиях.

С помощьюметода принудительных взаимосвязей формируются инновационные решения, о которых мы уже говорили выше, а с помощью методалатерального (бокового) мышления рассматриваются все возможности, выходящие за пределы данной области решений (здесь сходство с методом утопических игр). Наконец, нельзя не упомянуть ометоде коллективного блокнота (в равной мере можно говорить и об индивидуальном блокноте).

Группа получает блокнот с изложением сути проблемы и ежедневно в течение месяца заносит туда идеи, относящиеся к ее решению, которые затем коллективно обсуждаются (но каждый может получить и индивидуальный блокнот). В заключение рассмотрим некоторые пути повышения эффективности коллективного творчества, его важнейшие условия. Последние можно разделить на общие, организационные и персональные.

К общим условиям относятся четкие цели, оптимальный ритм и напряженность творческого процесса, отсутствие в коллективе внутренних конфликтов, резко снижающих активность участников, а также их своевременное материальное и моральное стимулирование.

Организационные условия более специфичны. Здесь можно выделить ряд определяющих моментов, среди которых:

оптимизация числа участников;

правильное ведение заседания группы (стимулирование активности высказывания предложений с тем, чтобы их число было максимальным, путем исключения предварительных оценок, предоставление первого слова наименее знающим и опытным, недопущение обезлички людей и результатов, обеспечение деловитости обсуждения и т.п.);

независимость участников друг от друга и от руководителя;

создание параллельной творческой группы. Нужно иметь в виду, что при обсуждении далеко не все могут сопротивляться давлению общего мнения, поэтому в отдельных случаях целесообразно обеспечить анонимность высказывания мнений.

Наконец, эффективность работы группы во многом зависит от умелости, характера и настроя самогоруководителя, его педагогических способностей, внимания к людям, учета их психологии, традиций фирмы и коллектива, а также его собственного отношения к творчеству. С этой точки зрения психологи выделяют пять типов руководителей.

Демократ - в первую очередь заботится об эмоциональной стороне дела и межличностных отношениях, не придавая значения уровню интеллектуальности членов группы; решения, принимаемые последней, будут при таких условиях неоптимальными; Диктатор - на первое место ставит профессиональную подготовку участников процесса, в результате чего решения оказываются хотя и правильными, но “без полета”, а поэтому также неоптимальньми; Пессимист - считает, что работа в одиночку лучше, а поэтому применяет метод формально, что отражается на качестве решений. Организатор - дает возможность проявить каждому свои индивидуальные способности даже в ущерб другим; подготовленные под его руководством решения также не являются оптимальными. Манипулятор - примиряет позиции и гасит конфликты; сочетает в себе черты предыдущих типов, что позволяет наиболее успешно справляться с поставленными задачами. В зависимости от психологических особенностей руководителя и участников процесса, принимаемые решения могут быть самыми различными по характеру: уравновешенными (их выдвигают люди, трезво проанализировавшие ситуацию, критически ее оценившие, а поэтому быстро нашедшие правильный путь); импульсивными (выдвижение идей резко преобладает над их проверкой и уточнением, а поэтому сами решения принимаются в спешке, оказываются непродуманными, скоропалительными); инертными (являются результатом осторожного поиска, при котором идеи выдвигаются в общем виде, медленно проверяются и много раз перепроверяются, а поэтому сам процесс оказывается растянутым); осторожными (характеризуются особой тщательностью оценок, стремлением избежать ошибки и достичь результата; здесь, в сущности, решения реализуются дважды - сначала в форме прикидки, а затем - корректировки).

Вопросы для самопроверки:

1. Перечислите признаки управленческой команды.

2. Что такое кружок качества?

3. Как организуется процесс коллективного творчества.


Введение

Научная организация творческого процесса

Алгоритм решения изобретательских задач

Литература

Приложения

процесс творчество алгоритм изобретательство


Введение

Тема реферата «Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач» по дисциплине «Основы технического творчества»


Научная организация творческого процесса. Алгоритм решения изобретательских задач

Творческий процесс, связанный с созданием новой техники и технологии, очень тесно связан с изобретательством, которое является древнейшим занятием человека.

Собственно, с изобретения первых орудий труда и начался процесс очеловечения наших древних предков.

С века в век изобретательские задачи становились все более сложными, а методы их решения почти не совершенствовались, как правило, изобретатели шли к цели путем «проб и ошибок».

Специалисты говорят, что было бы очень удобным, если бы изобретения были результатом логического и упорядоченного процесса. К сожалению, это не так. Изобретения являются продуктом того, что психологи называют «интуицией» - неожиданной вспышкой вдохновения, механизм которого лежит в глубинах человеческого разума.

Ранее процесс изобретательства представлял следующую схему процесса:

Первый акт – акт интуиции и желания. Происхождение замысла (постановка задачи).

Второй акт – акт знания и рассуждения. Выработка схемы или плана (решение задачи).

Третий акт – акт умения. Конструктивное выполнение (воплощение задачи).

Вместе с тем эта схема настолько неконкретна, что практически ничего не даёт изобретателю. Вплоть до недавнего времени.

В настоящее время процесс изобретательского творчества учитывает сложность задач по созданию какого-либо технического объекта. Сложность задач может иметь пять уровней, причем на каждом уровне может быть 6 стадий (А, Б, В, Г, Д, Е).

В целом процесс изобретательского творчества состоит из следующих стадий:

¾ выбор задачи;

¾ выбор поисковой концепции;

¾ сбор информации;

¾ поиск идеи решения;

¾ развитие идеи в конструкцию;

¾ внедрение.

Для того, чтобы осуществить все стадии творческого процесса при изобретательстве ученые и специалисты старались разработать теорию изобретательства и создать необходимую методику.

Теория изобретательства исходит из того, что развитие техники, как и всякое развитие, происходит по законам диалектики, и соответственно она основывается на приложении диалектической логики к творческому решению технических задач.

Но для создания работоспособной методики одной логики недостаточно. Методика изобретательства обобщает критически отобранные наиболее ценные приемы и основная ее цель – научная организация творческого труда .

В настоящее время процесс решения изобретательских задач можно рассматривать как методику по установлению последовательности операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия.

Направленность мышления достигается ориентировкой на идеальный способ, идеальное устройство. На всех этапах решения используется системный подход и надо учитывать, что любая изобретательская задача может быть решена в результате планомерных мыслительных операций, при этом главное значение приобретает правильная организация творческого процесса.

В наше время долгие поиски идеи, решения свидетельствуют не только о настойчивости изобретателя, но и о плохой организации творчества.

Творчество вполне совместимо с системой, с планомерностью. Творчество характеризуется не озарением и вдохновением, а результатом работы. Если создано нечто, новое, значит, работа творческая.

Творчество – понятие меняющееся: его содержание постоянно обновляется. Весь смысл теории изобретательства, в сущности, состоит в том, что задачи, сегодня по праву числящиеся творческими, она позволяет решать на том уровне организации умственного труда, который будет завтра.

Нужно помнить, что новые машины не возникают «из ничего». В любой современной машине (механизме, технической системе) аккумулированы десятки, сотни и тысячи последовательных изобретений. Даже на карандаш выдано более 20 тысяч патентов и авторских свидетельств.

Каждое изобретение подталкивает развитие машин, при этом исходят из того, что решение изобретательской задачи – это тот случай, когда вообще нет готового ключа (рецепта) для этого решения.

Вместе с тем известно, что машины развиваются не «как попало», а в определенной логической последовательности. Они могут появиться каких-то средних размеров, а затем как меньших, так и больших размеров. Это наглядно видно при создании грузовых автомобилей. Они есть как малой, средней, так и большой грузоподъемности.

Каждая машина стремится к определенному идеалу «идеальной машине».

«Идеальная машина», представляет собой условный эталон и обладает следующими особенностями: вес, объем и площадь объекта, с которым машина работает (т.е. транспортирует, отрабатывает и т.п.) совпадает ли почти совпадает с весом, объемом и площадью самой машины.

В качестве примера не «идеальной машины» можно назвать вертолет. Он перевозит груз и пассажиров, и самого себя, затрачивая на это примерно 1/3 развиваемого усилия. При создании идеального вертолета надо добиваться, чтобы развиваемое усилие в большем количестве шло на перевозку груза.

При создании любой машины приходится сталкиваться с техническими противоречиями. Эти противоречия возникают между важнейшими показателями, имеющие место в любой машине: вес (масса), габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями всегда есть определенные взаимосвязи, причем чтобы улучшить один из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится платить ухудшением другого.

Из-за указанных противоречий часто обычная задача переходит в разряд изобретательских в тех случаях, когда необходимым условием ее решения является устранение технического противоречия.

Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия. Но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

Если решенная техническая задача будет обладать новизной и полезностью, будет выше уровня техники, то тогда эту решенную задачу признают изобретением.

Существует два понятия «изобретение» - правовое (патентное) и техническое.

Правовое понятие различно в разных странах, к тому же оно часто меняется.

Правовое понятие стремится возможно точнее отразить границы, в которых в данный момент экономически целесообразна юридическая защита новых инженерных конструкций.

Для технического понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность.

С точки зрения инженера создание нового изобретения сводится к преодолению (полному или частичному) технического противоречия.

Возникновение и преодоление противоречия – одна из главных особенностей технического процесса.

Используя понятие об идеальной машине и технических противоречиях, можно существенно упорядочить процесс решения изобретательской задачи.

Идеальная машина помогает определить направление поисков, а техническое противоречие, присущее данной задаче, указывает на препятствие, которое предстоит преодолеть.

Поэтому для решения технической задачи нужна рациональная тактика, позволяющая шаг за шагом это осуществлять .

Одной из научно обоснованных и хорошо зарекомендовавших себя в практике массового технического творчества является методика программного решения технических задач, созданная советским изобретателем и писателем Г.С. Альтшуллером. Он назвал ее алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ).

АРИЗ - наглядный пример применения материалистической диалектики и системного подхода к процессу технического творчества. Методика основана на учении о противоречии. Алгоритм - это комплекс последовательно выполняемых действий (шагов, этапов), направленных на решение изобретательской задачи (понятие «алгоритм» используется здесь не в строгом математическом, а более широком смысле). Процесс решения рассматривается как последовательность операций по выявлению, уточнению и преодолению технического противоречия. Последовательность, направленность и активизация мышления достигаются при этом ориентировкой на идеальный конечный результат (ИКР), т. е. идеальное решение, способ, устройство.

Совершенствуемый технический объект рассматривается как целостная система, состоящая из подсистем, взаимосвязанных элементов, и одновременно являющаяся частью надсистемы, состоящей из взаимосвязанных систем. Перед решением прямой задачи, связанной с техническим объектом, производят поиск задач в надсистеме (обходные задачи) и выбирают наиболее приемлемый путь.

При постановке задачи в АРИЗ учитывается тот факт, что источником психологической инерции служит техническая терминология и пространственно-временные представления объекта. Поэтому рекомендуют формулировать нежелательный эффект или главную трудность какой-либо ситуации, а не требования того, что надо сделать.

Действие психологической инерции уменьшают также применением оператора РВС (Размеры - Время - Стоимость), суть которого состоит в проведении серии мысленных экспериментов по изменению размеров объекта от заданной величины до 0 и затем до ∞, времени действия (скорости) объекта от заданного до 0 и затем до ∞ и стоимости объекта от заданной до 0 и до ∞. Формулировка условий задачи дается по определенной схеме в терминах, доступных неспециалисту.

Стратегию решения изобретательской задачи по АРИЗ можно представить в виде схемы в соответствии с рисунком 1. Онасостоит в следующем. Формулируют исходную задачу (ЗИ) в общемвиде. Обрабатывают и уточняют ее, учитывая действие вектора психологической инерции (ВИ) и технические решения в данной и других областях.

Излагают условия задачи, состоящие из перечисления элементов технической системы и нежелательного эффекта производимого одним из элементов (обработанная задача на рисунке 1.-ЗО). Затем формулируют по определенной схеме ИКР. Он служит ориентиром (маяком), в направлении которого идет процесс решения задачи (при формулировке ИКР не нужно задумываться над тем, как он будет достигнут).

В сравнении ИКР с реальным техническим объектом выявляется техническое противоречие, затем его причина- физическое противоречие (на рисунке 1. противоречие между ИКР и ЗО может быть проиллюстрировано расстоянием между ними на плоскости поискового поля).



(ЗИ – исходная задача, ВИ – вектор психологической инерции; ЗО – обработанная задача; ИКР – идеальный конечный результат).

Рисунок 1 – Схема решения изобретательской задаче по АРИЗ.

Смысл АРИЗ состоит в том, чтобы путем сравнения идеального и реального выявить техническое противоречие или его причину - физическое противоречие - и устранить (разрешить) их, перебрав относительно небольшое число вариантов.

При разработке АРИЗ, после анализа 40 тысяч изобретений, было установлено, что в них преодолено около 1200 противоречий с применением в основном 40 типовых приемов. Выходит, что определенный тип противоречий устраняется определенным небольшим числом «своих» приемов.

Это позволило составить таблицу приемов преодоления технического противоречия. По ее вертикали расположены параметры, которые необходимо улучшить, а по горизонтали - параметры, недопустимо ухудшающиеся, если решать задачу известными путями. При этом пересечение строки (улучшаемого параметра) со столбцом (ухудшающимся параметром) дает сочетание, которое может быть устранено с помощью приемов, указанных в соответствующей ячейке таблицы.

В приложении А рассмотрены основные приемы устранения технических противоречий и некоторые технические решения, которые на них базируются.

АРИЗ – развивающаяся и постоянно совершенствующаяся система. Известны ее варианты: АРИЗ-59, АРИЗ-61, АРИЗ-64, АРИЗ-65, АРИЗ-68, АРИЗ-71, АРИЗ-77 и АРИЗ-80. Рассмотрим один из них.

В приложении Б приведен один из вариантов алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ-77).

Используя алгоритмы решения изобретательских задач можно довольно быстро найти решение поставленной задачи. Для использования указанных АРИЗ необходимо детально изучить их содержание и строго придерживаться частей данного алгоритма.

Коллективом лаборатории математических методов оптимального проектирования Марийского политехнического института (г. Йошкар-Ола) под руководством профессора А.И. Половинкина проведен глубокий научный анализ более 30 известных методов поиска технических решений, активизации и рациональной организации творческой деятельности. Результатом исследования стала разработка обобщенного алгоритма поиска новых технических решений (обобщенный эвристический алгоритм).

Эта методика является дальнейшим развитием АРИЗ, положенного в ее основу, и содержит ряд оригинальных разработок авторов, а также рациональные приемы и процедуры из некоторых других методов, в том числе: морфологического ящика, функционального изобретательства, организующих понятий и др. Такое сочетание, основанное на достижениях методологии технического творчества, делает методику достаточно полной, емкой, подробной и универсальной, применимой для решения самых различных задач во многих отраслях техники.

Обобщенный алгоритм может быть использован для построения более простых, но эффективных частных алгоритмов, предназначенных для решения конкретных задач (частные алгоритмы должны включать этапы с наибольшей частотой применения для данного класса). Методика ориентирована на синтез новых рациональных технических решений с помощью ЭВМ (для работы в диалоговом режиме «человек - машина»), но может быть с успехом использована человеком, преимущественно отдельными блоками, и при безмашинном поиске решений.

Алгоритм состоит из 17 этапов, при прохождении которых используется большой информационный аппарат, состоящий из восьми массивов информации. Хранение их в памяти ЭВМ обеспечивает быстрый поиск нужных вариантов на каждом этапе решения задачи.


Литература

1. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества.– Киев – Донецк: Вища школа, 1983-183с.

2. Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. – М.: Машиностроение, 1988.-366с.

3. Альшулер Г.С. Алгоритм изобретения. – М.: Московский рабочий, 1973.

4. Альшулер Г.С. Творчество как точная наука. – М.: Советское радио, 1979.

5. Альшулер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1986.

6. Буш Г.Я. Рождение изобретательских идей. – Рига: Лиссма, 1976.

7. Буш Г.Я. Методологические проблемы технического творчества. Тезисы докладов. – Рига: Латвийское РС ВОИР, 1979.

8. Буш Г.Я. Методы технического творчества. Рига: Лиссма, 1972.

9. Антонов А.В. Психология изобретательского творчества. – Киев: Вища школа, 1978.

10. Грамп Е.А. Функционально-стоимостной анализ: сущность, теоретические основы, опыт применения за рубежом. – М.: Информэлектро, 1980.

11. Карпунин М.Г., Майданчик Б.И. Функционально-стоимостной анализ в электротехнической промышленности. – М.: Энергоатомиздат, 1984.


Основные приемы устранения технических противоречий и примеры технических решений

1 Принцип дробления . Разделить объект на части, выполнить разборным, увеличить степень дробления.

Гайка (авт.св. № 742639), в которой резьба и корпус выполнены раздельными деталями, снимается с болта без свинчивания – достаточно снять корпус и резьбовая часть сама распадается.

2 Принцип вынесения . Отделить от объекта мешающую часть (свойство) или выделить единственно нужную.

3 Принцип местного качества. Перейтиот однородной структуры объекта (процесса) к неоднородной. Разные части объекта должны иметь разные функции и характеристики, наиболее соответствующие их работе.

Изнашиваемые участки деталей машин, рабочего инструмента (валков прокатных станов) наплавляют дорогим износостойким сплавом, увеличивая их долговечность.

4 Принцип асимметрии. Перейти от симметричной формы к асимметричной.

Прокатка биметаллических полос в валках разного диаметра, вращаемых с разными угловыми скоростями, обеспечивает улучшение качества продукции. При этом валок меньшего диаметра устанавливают со стороны компонента с более высоким пределом текучести (авт.св. № 508380).

5 Принцип объединения . Соединить (объединить) в пространстве или времени однородные или смежные операции (объекты).

Значительного повышения производительности сортового прокатного стана достигают одновременной прокаткой нескольких профилей из одной заготовки (пат. Англии № 1040119). Например, из швеллера можно получить два уголковых профиля.

6 Принцип универсальности . Объект выполняет функции других объектов (тех, в которых теперь нет нужды).

Вместо отдельного электродвигателя, приводящего во вращение нажимные винты устройства регулирования расстояния между валками прокатного стана, предложено их привод осуществлять от главного станового двигателя, вращающего прокатные валки (пат. ЧССР № 120705).

Ручка портфеля может одновременно служить эспандером (авт.св. № 187961).

7 Принцип «матрешки» . Один объект размещен внутри другого, проходит сквозь полость в другом объекте, другой – внутри третьего и т.д.

В шариковой ручке-указке, корпус которой состоит из выдвигаемых телескопических трубок, объединены одновременно принцип «матрешки» и принцип универсальности.

Кузов самосвала-полуприцепа выполнен из двух частей, телескопически входящих друг в друга, - груз из такого самосвала вываливается лучше (авт.св. № 712309).

8 Принцип антивеса. Компенсировать вес объекта соединением с другими объектами, обладающими подъемной силой, или взаимодействие со средой (за счет аэро-, гидродинамических и других сил).

9 Принцип предварительного напряжения. Заранее придать объекту деформации (напряжения), противоположные нежелательным.

Если при навивке пружины одновременно закручивать вокруг своей оси и проволоку, то полученная таким образом предварительно-напряженная пружина «двойной» закрутки по своим механическим показателям намного превосходит изготовленные обычным способом (авт.св. № 316509).

10 Принцип предварительного исполнения. Заранее выполнить требуемое изменение объекта (полностью или частично), расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие с минимальными затратами времени на их доставку.

С целью повышения излучательной способности факела в мартеновской печи газ в горелку подают до температуры 600-700°С (авт.св. № 235053).

11 Принцип «заранее подложенной подушки». Компенсировать невысокую надежность объекта подготовленными аварийными средствами.

С целью быстрого залечивания места среза на дереве, на его ветвь (до спиливания) ставят сжимающее кольцо, что является сигналом накопления в этом «больном» месте питательных и лечащих веществ (авт.св. № 456594).

В ядовитые химические вещества заранее еще при изготовлении добавляют присадки, уменьшающие опасность отравления (авт.св. № 246626).

12 Принцип эквипотенциальности. Изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

Предложен контейнеровоз (авт.св. № 110661), в котором груз не поднимается в кузов, а лишь устанавливается гидроприводом на опорную скобу. Это позволяет обходится без крана и перевозить более высокие контейнеры.

13 Принцип «наоборот». Вместо действия, диктуемого условиями, осуществить обратное действие; сделать движущуюся часть неподвижной, а неподвижную – движущейся; перевернуть объект.

Процесс вибрационной очистки металлических изделий в абразивной среде упрощается, если вибрационное движение сообщать не среде, а обрабатываемой детали (авт.св. № 184649).

В устройстве для тренировки пловцов (авт.св. № 187577) пловец остается на месте, а ему навстречу подается вода.

При отливке крупногабаритных тонкостенных деталей по мере заполнения формы жидким металлом, поступающим сверху из неподвижного питателя (чаши), форма движется вниз (авт.св. № 109942).

14 Принцип сфероидальности. Перейти от прямолинейных частей объекта к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим; использовать ролики, шарики, спирали.

Устройство для вварки труб в трубную решетку имеет электроды в виде катящихся шариков (пат. ФРГ № 1085073).

15 Принцип динамичности. Характеристики объекта (процесса) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы, разделить объект на перемещающиеся относительно друг друга части; неподвижный объект сделать подвижным.

Смазку валков прокатного стана осуществляют только при наличии металла в клети (пат. Англ. № 1287244).

16 Принцип частичного или избыточного решения. Если трудно получить 100% требуемого действия, надо получить чуть меньше или чуть больше.

При покраске цилиндрических деталей на них с избытком подают краску (окунают в ванну), а затем вращением детали (авт. св. № 242714) лишнюю краску удаляют.

17 Принцип перехода в другое измерение. Увеличить число степеней свободы объекта перейти от движения по линии, в одном измерении, к движению в нескольких измерениях, по плоскости, в пространстве; применить многоэтажную компоновку вместо одноэтажной, использовать обратную сторону поверхности.

Для хранения бревен в воде предложено их формировать в пучки диаметром, превышающим длину, и устанавливать в вертикальном, положений (авт. св. №236816).

18 Принцип использования механических колебаний. Привести объект в колебательное движение; изменить частоту; использовать резонансные и ультразвуковые частоты.

При гидросбиве окалины очистка заготовок происходит более эффективно, если на нее подают пульсирующую струю жидкости с регулируемой частотой и амплитудой колебаний (авт. св. № 611699).

19 Принцип периодического действия. Перейти от непрерывного действия к периодическому, изменить периодичность.

С целью увеличения теплообмена в камере горения газ в газовую или газомазутную горелку подают импульсами (авт. св. № 248131).

20 Принцип непрерывности полезного действия. Вести работу непрерывно, устранить холостые и промежуточные ходы; перейти от возвратно-поступательного к вращательному движению.

Производительность обработки отверстий можно повысить, применяя сверла (зенкера), режущие кромки которых позволяют вести обработку как при прямом, так и при обратном ходе инструмента (авт. св. № 262582).

21 Принцип «проскока». Преодолеть отдельные, в том числе вредные и опасные, стадии процесса на повышенной скорости.

22 Принцип «обратить вред в поль зу». Использовать вредные факторы для получения положительного эффекта; усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть таковым; компенсировать один вредный фактор другим.

Чтобы ускорить восстановление сыпучести и снизить трудоемкость, смерзшиеся насыпные материалы подвергают воздействию сверхнизких температур (авт. св. № 409938).

23 Принцип обратной связи. Ввести обратную связь, если она уже есть - изменить ее.

24 Принцип «посредника». Использовать промежуточный объект-переносчик.

Мелкую окалину и ржавчину можно адсорбировать снегом, который подают на поверхность полосы, а затем смывают водой (пат. Японии № 40-1721).

25 Принцип самообслуживания. Объект должен сам себя обслуживать, выполнять вспомогательные и ремонтные работы, использовать отходы вещества, энергии.

Для повышения стойкости корпуса дробемета его облицовочные износостойкие плиты выполнены в виде магнитов, удерживающих на своей поверхности защитный слой дроби, постоянно обновляющийся в процессе работы агрегата (авт. св. № 261207).

26 Принцип копирования. Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии, в том числе оптические видимые инфракрасные и ультрафиолетовые, в измененном масштабе и т.д.

Для исследования тепловых явлений в твердых, жидких и газообразных средах используют фотоснимки нагретого предмета или среды, отснятые на негативную пленку или пластинки, чувствительные к инфракрасным лучам (авт.св. № 947734).

27 Принцип замены дорогой долговечности на дешевую недолговечность. Заменить дорогой объект набором дешевых, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

28 Принцип замены механической схемы. Заменить механическую схему электрической, оптической, тепловой, акустической или «запаховой»; использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом; перейти от стационарных полей к изменяющимся.

Магнитное поле, используемое вместо механического воздействия для направления движения тонкой полосы, выходящей из прокатного стана (авт. св. № 501789), не оставляет следов на ее поверхности и не портит ее.

29 Принцип использования пневмо- и гидроконструкций. Вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.

Быстрый монтаж и демонтаж пути в труднодоступных местах можно обеспечить с помощью направляющих - наполненных сжатым воздухом эластичных шлангов, установленных в промежуточных опорах (авт. св. № 247109).

30 Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок. Вместо объемных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки, изолировать с их помощью объект от внешней среды.

Ускорить сушку различных изделий можно, применив формы -опоры, покрытые тонкими токопроводящими полимерными пленками, через которые пропускают ток (авт. св. № 183624).

31 Принцип использования пористых материалов. Сделать объект или его части пористыми, заполнить поры каким-нибудь веществом.

Добавки в жидкий металл вносят с помощью огнеупора, пропитанного материалом добавки (авт. св. № 283264).

32 Принцип изменения окраски. Изменить окраску или степень прозрачности объекта или внешней среды, использовать красящие добавки, меченные атомы.

Прозрачная повязка позволяет наблюдать рану, не снимая повязки (пат. США №3425412).

33 Принцип однородности. Объекты, взаимодействующие с данным, должны быть сделаны из того же материала (или близкого к нему по свойствам).

Для улучшения смазки охлаждаемого подшипника скольжения при повышенных температурах в качестве смазывающего вещества берут тот же материал, что и материал вкладыша подшипника, (авт. св. № 234800).

34 Принцип отброса или регенерации частей. Выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т.д.) или видоизменена; расходуемые части должны восстанавливаться в ходе работы.

Винтовые микропружины навивают на оправку из эластичного материала, которую затем удаляют, погружая вместе с пружиной в состав, растворяющий эластичный материал (авт. св № 222322).

35 Принцип изменения физико-химических параметров объекта. Изменить агрегатное состояние объекта, химический состав; концентрацию или консистенцию, степень жидкости, температуру, объем.

Капли воды, вводимые в струю охлажденного газа, направленную на деталь, мгновенно замерзают и, превратившись в ледяные шарики, обрабатывают поверхность детали не хуже дроби (авт. св. № 715295).

36 Принцип использования фазовых переходов. Использовать изменение параметров, происходящее при фазовых переходах изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.

Заглушка для герметизации трубопроводов и горловин, с целью упрощения конструкция, выполнена в виде стакана с легкоплавким металлическим сплавом, расширяющимся при затвердевании и обеспечивающим герметичность соединения (авт. св. №319806).

37 Принцип использования термического расширения . Использовать термическое расширение и сжатиематериалов, применить материалы с разными коэффициентами термического расширения.

38 Принцип использования сильных окислителей. Вводить обогащенный воздух или кислород, воздействовать на них ионизирующими излучениями, применять озонированный кислород.

Для повышения качества и производительности плазменной резки нержавеющих сталей в качестве режущего газа используют чистый кислород (авт. св. № 185418).

39 Принцип изменения степени инертности. Заменить обычную среду нейтральной, ввести в объект нейтральные части и добавки, вести процесс в вакууме.

Надежно предотвратить возгорание хлопка в хранилище можно путем обработки его инертным газом при транспортировке к месту хранения (авт. св. № 270171).

40 Принцип использования композиционных материалов . Перейти от однородных материалов к композиционным.

Шум работающего двигателя можно заглушить, заполнив корпус водоэмульсионной пеной (авт. св. № 473843).

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ – 77)

Часть 1 Выбор задачи

1.1 Определить конечную цель решения задачи.

1.1.1 Какую характеристику объекта надо изменить?

1.1.2 Какие характеристики объекта заведомо нельзя менять при решении задачи?

1.1.3 Какие расходы снизятся, если задача будет решена?

1.1.4 Каковы (примерно) допустимые затраты?

1.1.5 Какой главный технико-экономический показатель надо улучшить?

1.2Проверить обходной путь. Допустим, задача принципиально нерешима: какую другую задачу надо решить, чтобы получить требуемый конечный результат?

1.2.1 Переформулировать задачу, перейдя на уровень надсистемы, в которую входит данная в задаче система.

1.2.2 Переформулировать задачу, перейдя на уровень подсистем (веществ), входящих в данную в задаче систему.

1.2.3 На трех уровнях (надсистема, система, подсистема) переформулировать задачу, заменив требуемое действие (или свойство) обратным.

1.3 Определить, решение какой задачи целесообразнее - первоначальной или одной из обходных. Произвести выбор.

Примечание. При выборе должны быть учтены факторы объективные (каковы резервы развития данной в задаче системы) и субъективные (на какую задачу взята установка - минимальную или максимальную).

1.4 Определить требуемые количественные показатели.

1.5 Увеличить требуемые количественные показатели, учитывая время, необходимое для реализации изобретения.

1.6 Уточнить требования, вызванные конкретными условиями, в которых предполагается реализация изобретения.

1.6.1 Учесть особенности внедрения, в частности степень сложности решения.

1.6.2 Учесть предполагаемые масштабы применения.

1.7 Проверить, решается ли задача прямым применением стандартов на решение изобретательских задач. Если ответ получен, перейти к 5.1. Если ответа нет, перейти к 1.8.

1.8 Уточнить задачу, используя патентную информацию.

1.8.1 Каковы (по патентным сведениям) ответы на задачи, близкие к данной?

1.8.2Каковы ответы на задачи, похожие на данную, но относящиеся к ведущей отрасли техники?

1.8.3 Каковы ответы на задачи, обратные данной?

1.9 Применить оператор РВС.

1.9.1 Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

1.9.2 Мысленно меняем размеры объекта от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?

1.9.3 Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

1.9.4 Мысленно меняем время процесса (или скорость движения объекта) от заданной величины до оо. Как теперь решается задача?

1.9.5 Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до 0. Как теперь решается задача?

1.9.6 Мысленно меняем стоимость (допустимые затраты) объекта или процесса от заданной величины до ∞. Как теперь решается задача?

Часть 2. Построение модели задачи

2.1 Записать условия задачи, не используя специальные термины.

Примеры

А. Шлифовальный круг плохо обрабатывает изделия сложной формы с впадинами и выпуклостями, например, ложки. Заменять шлифование другим видом обработки невыгодно, сложно. Применение притирающихся ледяных шлифовальных кругов в данном случае слишком дорого. Не годятся и эластичные надувные круги с абразивной поверхностью - они быстро изнашиваются. Как быть?

2.2 Выделить и записать конфликтующую пару элементов. Если по условиям задачи дан только один элемент, перейти к шагу 4.2.

Правило 1. В конфликтующую пару элементов обязательно должно входить изделие.

Правило 2. Вторым элементом пары должен быть элемент, с которым непосредственно взаимодействует изделие (инструмент или второе изделие).

Правило 3. Если один элемент (инструмент) по условиям задачи может иметь два состояния, надо взять то состояние, которое обеспечивает наилучшее осуществление главного производственного процесса (основной функции всей технической системы, указанной в задаче).

Правило 4. Если в задаче есть пары однородных взаимодействующих элементов (А 1 , А 2 ... и Б 1 , Б 2 ...), достаточно взять одну пару (А 1 Б 1).

Примеры

А. Изделие - ложка. Инструмент, непосредственно взаимодействующий с изделием, - шлифовальный круг.

2.3 Записать два взаимодействия (действия, свойства) элементов конфликтующей пары: имеющееся и то, которое надо ввести; полезное и вредное.

Примеры

А.1 Круг обладает способностью шлифовать.

2 Круг не обладает способностью приспосабливаться к криволинейным поверхностям.

2.4 Записать стандартную формулировку модели задачи, указав конфликтующую пару и техническое противоречие.

Примеры

А Даны круг и изделие. Круг обладает способностью шлифовать, но не приспосабливается к криволинейной поверхности изделия.

Часть 3 Анализ модели задачи

3.1 Выбрать из элементов, входящих в модель задачи, тот, который можно легко изменить и т. д.

Правило 5. Технические объекты легче менять, чем природные.

Правило 6. Инструменты легче менять, чем изделия.

Правило 7. Если в системе нет легко изменяемых элементов, следует указать «внешнюю среду».

Примеры

А Форму изделия нельзя менять: плоская ложка не будет держать жидкость. Круг можно менять (сохраняя его способность шлифовать)- таковы условия задачи.

3.2 Записать стандартную формулировку ИКР (идеального конечного результата).

Элемент (указать выбранный на шаге 3.1) сам (сама, само) устраняет вредное взаимодействие, сохраняя способность выполнять (указать полезное взаимодействие).

Правило 8. В формулировке ИКР всегда должно быть слово «сам» («сама», «само»).

Примеры

А Круг сам приспосабливается к криволинейной поверхности изделия, сохраняя способность шлифовать.

3.3 Выделить ту зону элемента (указанного на шаге 3.2), которая не справляется с требуемым по ИКР комплексом двух взаимодействий. Что в ней - вещество, поле? Показать эту зону на схематическом рисунке, обозначив ее цветом, штриховкой и т. п.

Примеры

А Наружный слой круга (внешнее кольцо, обод); вещество (абразив, твердое тело).

3.4 Сформулировать противоречивые физические требования, предъявляемые к состоянию выделенной зоны элемента конфликтующими взаимодействиями (действиями, свойствами).

3.4.1 Для обеспечения (указать полезное взаимодействие или то взаимодействие, которое надо сохранить) необходимо (указать физическое состояние: быть нагретой, подвижной, заряженной и т. д.).

3.4.2 Для предотвращения (указать вредное взаимодействие или взаимодействие, которое надо ввести) необходимо (указать физическое состояние: быть холодной, неподвижной, незаряженной и т. д.).

Правило 9 Физические состояния, указанные в п.п. 3.4.1 и 3.4.2 должны быть взаимопротивоположными.

Примеры

А. 3.4.1 Чтобы шлифовать, наружному слою круга надо быть твердым (или жестко связанным с центральной частью круга для передачи усилий).

3.4.2 Чтобы приспосабливаться к криволинейным поверхностям изделия, наружному слою круга не надо быть твердым (или не быть жестко связанным с центральной частью круга).

3.5 Записать стандартные формулировки физического противоречия.

3.5.1 Полная формулировка: (указать выделенную зону элемента) должна(указать состояние, отмеченное на шаге 3.4.1), чтобы выполнять (указать полезное взаимодействие), и должна (указать состояние, отмеченное на шаге 3.4.2), чтобы предотвращать (указать вредное взаимодействие).

3.5.2 Краткая формулировка: (указать выделенную зону элемента) должна быть и не должна быть.

Примеры

А. 3.5.1 Наружный слой круга должен быть твердым, чтобы шлифовать изделие, и не должен быть твердым, чтобы приспосабливаться к криволинейным поверхностям изделия.

3.5 2 Наружный слой круга должен быть и не должен быть.

Часть 4 Устранение физического противоречия

4.1 Рассмотреть простейшие преобразования выделенной зоны элемента, т.е. разделение противоречивых свойств.

4.1.1 В пространстве.

4.1.2 Во времени.

4.1.3 Путем использования переходных состояний, при которых сосуществуют или попеременно появляются противоположные свойства.

4.1.4 Путем перестройки структуры: частицы выделенной зоны элемента наделяются имеющимся свойством, а вся зона в целом - требуемым (конфликтующим) свойством.

Если получен физический ответ (т.е. выявлено необходимое физическое действие), перейти к 4.5, а если нет - перейти к 4.2.

Примеры

А Стандартные преобразования не дают очевидного решения задачи А, хотя, как мы увидим дальше, ответ близок 4.1 (4.1.2 и 4.1.4).

4.2 Использовать таблицу типовых моделей задач и вепольных преобразований. Если получен физический ответ, перейти к 4.4, а если нет - перейти к 4.3.

Примеры

А. По типовому решению вещество В 2 надо развернуть в веполь, введя поле П и добавив В 3 или разделив В 2 на две взаимодействующие части. (Идея разделения круга начала формироваться на шаге 3.3. Но если просто разделить круг, наружная часть улетит под действием центробежной силы. Центральная часть круга должна крепко держать наружную часть и в то же время должна давать ей возможность свободно изменяться...). Далее по типовому решению желательно перевести веполь (полученный из В 2) в феполь, т.е. использовать магнитное поле и ферромагнитный порошок. (Это дает возможность сделать наружную часть круга подвижной, меняющейся и обеспечивает требуемую связь между частями круга).

4.3 Использовать таблицу применения физических эффектов и явлений. Если получен физический ответ, перейти к 4.5, а если нет - перейти к 4.4.

Примеры

А По таблице подходит замена «вещественных» связей «полевым» путём использования электромагнитных полей.

4.4 Использовать таблицу основных приемов устранения технических противоречий. Если до этого получен физический ответ, использовать таблицу для его проверки.

Примеры

А По условиям задачи А надо улучшить способность круга притираться к изделиям разной формы (адаптация). Известный путь- использовать набор разных кругов. Проигрыш - потери времени на смену и подбор кругов (снижение производительности).

4.5 Перейти от физического ответа к техническому: сформулировать способ и дать схему устройства, осуществляющего этот способ.

Примеры

А. Центральная часть круга выполнена из магнитов. Наружный слой состоит из ферромагнитных частиц или абразивных частиц, спеченных с ферромагнитным. Такой наружный слой будет принимать форму изделия. В то же время он сохранит твердость, необходимую для шлифовки.

Часть 5 Предварительная оценка полученного решения

5.1. Провести предварительную оценку.

Контрольные вопросы:

5.1.1 Обеспечивает ли полученное решение выполнение главного требования ИКР («Элемент сам...») ?

5.1.2 Какое физическое противоречие устранено (и устранено ли) полученным решением?

5.1.3 Содержит ли полученная система хотя бы один хорошо управляемый элемент? Какой именно? Как осуществлять управление?

5.1.4 Годится ли решение, найденное для «одноцикловой» модели задачи, в реальных условиях со многими «циклами»?

Если полученное решение не удовлетворяет хотя бы одному из контрольных вопросов, вернуться к 2.1.

5.2 Проверить (по патентным данным) формальную новизну полученного решения.

5.3 Какие подзадачи могут возникнуть при технической разработке полученной идеи? Записать возможные подзадачи - изобретательские, конструкторские, расчетные, организационные.

Часть 6. Развитие полученного ответа

6.1 Определить, как должна быть изменена надсистема, в которую входит измененная система.

6.2 Проверить, может ли измененная система применяться по-новому.

6.3 Использовать полученный ответ при решении других технических задач.

6.3.1 Рассмотреть возможность использования идеи, обратной полученной.

6.3.2 Построить таблицу «расположение частей - агрегатные состояния изделия» или таблицу «использованные поля - агрегатные состояния изделия» и рассмотреть возможные перестройки ответа по их позициям. Часть 7 Анализ хода решения

7.1 Сравнить реальный ход решения с теоретическим (по APИЗ). Если есть отклонения - записать.

7.2 Сравнить полученный ответ с табличными данными (таблица вепольных преобразований, таблица физических эффектов таблица основных приемов). Если есть отклонения - записать.