Татарская царица. Смерть Сафы Гирея и его завещание

Образ Сююмбике знаком каждому жителю современного Татарстана с детства. Маленькие девочки, будущие хранительницы домашнего очага хотят быть похожими на нее, а мальчики видят в ней идеал женской красоты, внутреннюю гармонию и непоколебимую преданность родному народу. С ее именем связано немало легенд, каждая из которых показывает характер последней царицы Казанского ханства с новой стороны, открывая иные границы ее преданности и любви.

Открывшаяся в Национальной художественной галерее «Хазинэ» выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения», приуроченная ко Дню Республики Татарстан из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и произведений живописи художников Татарстана, позволит открыть для себя легендарный образ Сююмбике в новом ракурсе, увидеть ее глазами художников, на миг перенестись в Казанское ханство 1535-51 годов, «воочию» увидеть, как Иван Грозный пленял столицу, какими сильными и стойкими были казанские защитники и как красивы и утончены были их супруги.

Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям она родилась около 1516 года. Сююмбике – дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея. В ханской Казани она жила в 1535 – 1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к Отечеству.

Образ царицы Сююмбике не только на картинках, он в душе нашего народа, - обратился к собравшимся на открытии выставки Разиль Валеев , председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам. – Он везде почитаем. В любой татарской семье знают и почитают Сююмбике. Ее знают по всем миру, и каждый тюркский народ почитает ее как свою. Дух царицы, ее образ неисчерпаем. Она не просто умница и красавица, Сююмбике – символ татарского народа.

О том, что образ казанской царицы известен по всему миру, сказал и Турхан Дилмач, Генеральный консул Республики Турция в Казани. В своем обращении к гостям выставки он отметил, что бесчисленное множество стихотворных и рукотворных памятников посвящено последней царице Казанского ханства.

В народе из поколения в поколение передается легенда о последней казанской царице. Жила в Казани красавица - царица Сююмбике. Она была так хороша собой, что если выходила на балкон, то месяц старался спрятаться за тучи, а днем даже солнце тускнело перед ее красотой. Дошли вести о ее необычайной красоте до Ивана Грозного, и послал он гонцов с предложением руки и сердца. Но гордая царица его отвергла.

В гневе он собрал огромное войско и двинулся против Казани, желая покорить красавицу силой, и когда весь город был окружен русскими войсками, царица Сююмбике, видя бесполезность дальнейшего сопротивления, поставила Ивану Грозному условие: она выйдет замуж, если он сможет за семь дней построить самую высокую в городе башню.

Иван Грозный согласился, собрал всех строителей и под страхом смертной казни повелел им исполнить приказание. Прошел первый день - построили первый ярус, во второй - второй. К концу седьмого дня закончили все строительство. Начали свадебный пир. Сююмбике попросила позволения посмотреть на родной город с высоты башни. Царь не мог ей отказать в этом невинном желании. Поднялась она на верхнюю площадку, попрощалась со своим народом и бросилась вниз на острые камни. Так гласит легенда, которую расскажет вам любой житель Казани.

На самом деле судьба царицы гораздо трагичней, чем описывают легенды. Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юсуфа, она была выдана замуж за казанского хана Джанали. Она успела прожить с ним всего 2 года, как во время переворота мужа убили, и Сююмбике стала пятой женой Сафа-Гирея, который был намного старше ее. Прожив с ним 14 лет, Сююмбике овдовела вновь.

Ханом провозгласили малолетнего сына Сююмбике - Утямыш-Гирея. Фактической же правительницей стала Сююмбике. Время ее правления - это тяжелые годы последних лет царства. В результате дворцового переворота царицу вместе с сыном выдали московскому царю. По свидетельству современников, царица наотрез отказалась принять христианскую религию, ее разлучили с сыном и отдали в жены Касимовскому хану Шах-Али. Сын ее был крещен под именем Александр и в возрасте 20 лет скончался.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

500 лет назад в Ногайской Орде родилась девочка, которой предстояло стать царицей Казанского ханства. Точная дата ее рождения неизвестна, как и дата смерти. Ее судьба тесно связана с падением Казанского ханства, взятого войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года. Одна из самых популярных легенд гласит, что во владычицу был страстно влюблен сам Иван IV. Что в истории Сююмбике правда, а что - вымысел, рассказывает «АиФ-Казань».

Легенда о башне

Башня Сююмбике. Фото: АиФ/ Юлия Шигарева

Каждому, кто приезжает в Казань, показывают башню Сююмбике, которую с недавних пор венчает мусульманский полумесяц. И рассказывают красивую легенду о том, что влюбившийся в казанскую правительницу царь Иван Грозный взял город, а после задумал насильно взять ее в жены, но та поставила ему условие: мол, построй за семь дней высокую башню. «Легко!» - якобы ответил царь, и через неделю башня была готова, а казанская правительница под предлогом осмотреть строение забралась на самый верх и, дабы не доставаться нелюбимому, прыгнула вниз…

Сказка, конечно, красивая, но в реальности Сююмбике была вывезена на территорию Московского государства в качестве почетной заложницы за год до взятия Казани, на тот момент государю Ивану Васильевичу было чуть больше 20, в то время как регентше казанского престола - 35. По тем временам это была серьезная разница в возрасте, посему никаких пылких чувств у вчерашнего юноши к столь зрелой женщине возникнуть, скорее всего, не могло. Да и сама башня была построена предположительно конце XVI - начале XVII века, то есть спустя сто лет после покорения Казанского ханства, и на знаменитом рисунке Адама Олеария, посетившего Казань в 1638 году, она отсутствует. Историки до сих пор спорят, когда она была возведена и чем изначально служило это сооружение: ханской мечетью, минаретом или дозорной башней. Кстати, это - одна из немногих в мире «падающих» башен - отклонение от оси составляет 1,98 м.

Ее звали Сююмбике

Так представляет себе Сююмбике художник Ильдар Зарипов. Фото: ГМИИ РТ

На самом деле ханшу звали Сююн. «Бике» в переводе означает госпожа. Эту почетную добавку к имени к себе регентша заслужила благодаря тому, что никогда не забывала о простом народе, в частности о крестьянах, всегда пыталась вникнуть в их проблемы и существенно снизила, выражаясь современным языком, их «налоговое бремя». Вплоть до ХХ века ее называли по-разному: Сююмбика, Сумбеки, Сююнбека. Утвердившееся в ХХ веке написание - Сююмбике.

«Хороша лицом и умна»

Знаменитый «Казанский летописец» (историческая повесть, созданная, по разным данным, в 1564—1566 или между 1626 и 1640 годами и рассказывающая о завоевании Казани Иваном Грозным в 1552 году - прим.ред.) внешность регентши казанского престола описывает следующим образом: «…была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских — дочерей и жен боярских и княжеских». Однако можно предположить, что красота Сююмбике имела несколько экзотический характер - даже для казанцев. Достаточно посмотреть архивные или современные фотографии ногайцев - потомков обитателей некогда грозной кочевой Ногайской Орды, праправнучкой основателя которой Едигея и дочкой могущественного бека Юсуфа и была Сююмбике. Не сохранилось точного описания роста и комплекции казанской царицы, но предположительно она была стройна и имела царственную осанку. А вот у ее кожи, как и у всех ногайцев, наверняка был более смуглый, чем у волжан, оттенок, а разрез глаз был более восточным, чем у уроженцев казанского края.

Трижды замужем

Сююмбике трижды была замужем и все три раза мужа ей выбирали. В первый раз она была выдана замуж за казанского хана Джана-Али в 12 лет. Это был династический брак, заключенный ради политического противовеса между Ногайской Ордой, Казанским и Крымским ханствами. Через два года Джана-Али убили, а девушку выдали замуж за хана Сафа-Гирея, который, как повествуют летописи, был ей любимым мужем. При этом она была ему пятой женой. Именно после смерти Сафа-Гирея Сююмбике и взошла на ханский престол, став регентшей при несовершеннолетнем сыне. Третий раз ее выдали замуж насильно уже после падения ханства - за каимовского хана Шаха-Али, (брата Джана-Али), чему, кстати, был не рад и сам супруг.

Безропотная жертва

Легенды зачастую представляют Сююмбике как «даму печального образа», стоически переносящую все удары и превратности судьбы. На самом деле, по дошедшим до нас данным, будущая правительница с детских лет обладала сильным характером и была своенравна. В частности, известен следующий случай: когда регентша получила известие о том, что в самом центре ее государства русские построили город-крепость Свияжск, то, по словам «Казанского летописца», «словно свирепая львица» начала призывать своих подданных на войну, пообещав заручиться помощью у своих родственников в Ногайской Орде, а также у Крымского и Астраханского ханств. Однако тогда подданные ее не послушали, решив, что на вооруженное сопротивление Москве у них просто не хватит сил, и впоследствии выдали Русскому государству правительницу. В плен попал и ее фаворит - крымский оглан Кощак. Некоторые источники заявляют о том, что он, некогда соратник ее второго мужа - хана Сафа-Гирея - состоял в романтических отношениях с правительницей, другие, что был ее единственным союзником.

Картина «Прощание с Сююмбике» (2001) Ф. Халикова. Фото: Государственный музей ИЗО РТ

Сохранилось предание: когда Сююмбике для заключения мира с Москвой решили выдать за русского ставленника, хана Шаха-Али, та отправила ему в подарок кушанье и рубашку. Однако, заподозрив подвох, хитрый хан прежде накормил этой едой свою собаку, а рубаху повелел надеть впавшему в немилость слуге, после чего и животное, и человек скончались.

Прежние же мужья Сююмбике, к слову, скончались при довольно странных обстоятельствах: первый нелюбимый муж Джан-Али был убит после низложения, причем, деталей гибели история не сохранила, а любимый - Сафа-Гирей - в расцвете лет: он якобы поскользнулся и ударился головой, когда мылся в бане.

Портрет с сыном

Всем интересующимся судьбой Сююмбике известен ее старинный портрет, на котором она якобы изображена вместе с сыном - Утямыш-Гиреем. Иногда к названию работы приписывают: «в русской тюрьме», хотя, как известно, ни в какой тюрьме не саму плененную регентшу, ни ее отпрыска никогда не держали.

Эту живописную композицию мы знаем благодаря кисти художника Дементьева, который вроде бы переписал работу с более раннего, чуть ли не прижизненного оригинала. Однако некоторые историки серьезно сомневаются, что на портрете рядом с казанской правительницей изображен именно ее сын. И для этого есть серьезные основания - на ребенке женская одежда, женские же украшения. Существуют предположения, что на полотне изображена дочка первого мужа Сююмбике - хана Джана-Али, которую та воспитывала после гибели отца.

Известно, что с этим ханом у легендарной правительницы любви не было, равно как и детей.

Единственная женщина на ханском престоле

Довольно часто в заслугу Сююмбике ставят то, что она была единственной женщиной средневекового мусульманского мира, в руках которой была сосредоточена высшая государственная власть. Что серьезно отличает Казанское ханство и в целом казанских татар от других восточных народов, где подобное было просто невозможно. На самом же деле, об относительно либеральных нравах Казани в гендерных вопросах может свидетельствовать то, что Сююмбике была как раз не единственной женщиной, занимавшей ханский престол. И если наша героиня находилась у власти в качестве регентши около трех лет (с 1549 по 1551 годы), то практически столько же правила регентша ее первого мужа Джана-Али (тот вступил на казанский престол подростком) - ханбике Ковгоршад, дочь хана Ибрагима и не менее известной ханши Нур-Солтан.

Замучена тираном-мужем

Портрет Сююмбике работы скульптора Баки Урманче. Фото: ГМИИ ИЗО РТ

Рассказывая о печальной судьбе казанской правительницы, нередко говорят и о том, что замужем за нелюбимым Шахом-Али ей было крайне нелегко, и что третий супруг чуть ли не вверг ее в ад домашнего насилия. Интересно, что аналогичные слухи распускались и при жизни Сююмбике, когда ее отцу, ногайскому беку Юсуфу, сообщили о том, что новый муж отрезал его дочери нос и уши. Возмущенный бек написал соответствующего содержания письмо Ивану Грозному, а тот - Шах-Али. В итоге из Ногайской орды в русские земли прибыла целая делегация, чтобы узнать о состоянии Сююмбике, и послы лично убедились, что женщина жива и здорова.

Конечно, лишенная власти и поселенная в глуши, казанская царица просила отца забрать ее к себе, об этом просили Ивана Грозного и ее братья, но царь был непреклонен. В письме одному из братьев он так обосновывал свое решение: «И тебе самому ведомо, дочь его Сююнбек сколько нам в Казани грубости учинила, и как нам ее Бог в руки дал, и мы лихое позабыли отца для вашего дружбы, и вас для».

При этом союзник Москвы касимовский хан Шах-Али, как уже говорилось выше, был и сам не рад браку с низложенной регентшей, согласившись на него исключительно под давлением Москвы. Русское же государство пошло на подобные меры для того, чтобы держать под контролем властные амбиции казанской царицы, тем более что в Первопрестольной уже порядком устали от того, что политика в Казани на протяжении десятилетий строилась по следующему алгоритму: заключался мир с Москвой, в результате переворота к власти приходила прокрымская партия, устраивалось избиение русских купцов и послов, а далее - поход на русские земли за добычей и невольниками.

Как только Сююмбике привезли к новоиспеченному мужу, тот сразу же велел отослать ее подальше. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шекина, последние годы казанской владычицы прошли в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где ханша жила под опекой своего «личного телохранителя» Чурай-Батыра. Впоследствии на этом месте появилась деревушка Чураевка, ныне не существующая. Характерно, что в мавзолее Шаха-Али места для праха жены не нашлось. Но ученые обнаружили в нём неизвестный надгробный камень, так что историки не исключают, что Сююмбике всё же похоронена там.

Конечно, последние годы Сююмбике нельзя назвать счастливыми. Царственная особа жила в откровенной глуши, вдали как от своей второй родины - Казани, где она взошла на вершину политического олимпа, так и исторической - степей Ногайской Орды. Помимо власти ее лишили и единственного сына, которого отобрали, чтобы воспитывать при царском дворе в Москве. Мальчик был крещен под именем Александр и прожил всего двадцать лет, на девять лет пережив мать, скончавшуюся от тоски, всеми брошенную и забытую. Всеми, кроме ее народа, который сложил о ней красивые легенды.

До конца года в галерее «Хазине» в Казанском кремле проходит выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике…» из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ и произведений живописи художников Татарстана. Она впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве.

Но царица все же начала проявлять все более сильный интерес к православию. Матвей и Лукан научили ее читать на церковно-славянском языке и давали ей книги.

Это - картина современного художника.

Особенно ее впечатлили предания о святой Богородице, поэтому еще при жизни мужа Сююмбеки возвела в ее честь часовню. Матвей, который был к тому же иконописцем, нарисовал образ Божьей матери на дубовой доске, а Сююмбике распорядилась, чтобы ее нимб позолотили.

Волжская Болгария граничила с восточной частью Руси, столица которой сейчас город Москва. Там с 1533 года у власти был князь Иван, который хотел расширения своих владений. В июне 1552 года он напал со своими войсками на Волжскую Болгарию, захватил села вокруг столицы и опустошил страну. Через месяц он дошел до Казани и осадил ее.

Болгары жили мирной жизнью и армия у них была малочисленной - не более 5-6 тысяч человек, а армия князя Ивана составляла 60 тысяч. Но Казань он смог завоевать только после месячной осады, после чего отдал на грабеж и уничтожение. Были сожжены дотла библиотека и здания Казанского кремля. Добычу князя Ивана составили 16 кораблей, набитых золотом, драгоценными камнями, коврами, гобеленами. Была захвачена и золотая корона, на которой было 10 бриллиантов, перламутровый трон с позолотой, скипетр с пятью огромными рубинами.

Князь Иван сел на этот трон, возложил себе на голову корону, в левую руку взял скипетр, перекрестился правой рукой и объявил себя царем Всея Руси и Болгарии. Один из его приближенных посоветовал ему принять имя Грозный, которое принадлежало славному болгарскому хану Круму. Тот согласился с предложением.

Царица Сююмбике стала его пленницей. Царь Иван был очарован ее красотой и захотел, чтобы она стала его женой.

Еще одна картина современного художника.

А это - скульптурный образ.

Сююмбике согласилась с одним условием, что на том месте, где погребен ее супруг, будет выстроена 30-метровая башня».

Третье примечание переводчика: Российская Википедия (можно ли ей доверять?) пишет, что она вместе с сыном была предана мурзами, которые передали ее царю Ивану Грозному. Но царь Иван Грозный завоевал не Казанское царство, как мы привыкли считать, а царство Болгарское.

А болгарский текст продолжает историю дальше: «Такую башню, которую хотела царица, могли построить только болгарские строители. Царь Иван собрал самых опытных строителей покоренного царства, пообещал им по полкилограмма золота и по 5 кг серебра, если они воздвигнут башню за 2 месяца.

Башня была готова за полтора месяца, и царь Иван Грозный ввел в нее Сююмбике.

Но, когда они дошли до самого верхнего помещения башни, царица бросилась оттуда вниз. Так она осталась верной своему супругу и народу: умерла, но не стала рабыней. Сильно разгневанный Иван Грозный повелел сжечь башню дотла, но, когда ее подожгли, на небе появилось дождевое облако и погасило пламя. Летали молнии, и одна из них чуть не поразила самого царя. Иван Грозный принял это как Божье знамение и оставил Казань, но перед этим определил место, на котором должны были возвести часовню в честь Сююмбике, которую он называл Люба, а также большой храм, в подземелье которого она и должна была быть погребена».

Четвертое примечание переводчика : История, которую создали в России, говорит о том, что через полтора года после пленения Сююмбике была выдана замуж за касимовского хана, в городе которого и умерла.

А болгарская версия истории продолжается: «В 1561 году один болгарский мальчик в руинах еще не восстановленного города обнаружил икону святой Богородицы, написанную священником Матвеем. Несмотря на то, что он был мусульманином, он отнес ее в христианский храм. Архиерей очистил ее и на задней стороне иконы нашел дату изготовления - 1541. Когда икону поставили в алтарь, венец Богородицы засветился ослепительным светом.

Мальчик, который принес икону в храм, был глухонемым, но с этого времени начал говорить и слышать. Икона была объявлена чудотворной и по распоряжению патриарха всея Руси ее перенесли в Москву. Когда поляки напали на Русь в 17 веке, русские воины вынесли ее в Архангеловден (день святого архангела Михаила - 8 ноября) для того, чтобы икона заступилась за столицу. Поляки были изгнаны.

Икону поместили в храм Василия Блаженного. В 1941 году Гитлер напал на Советский Союз и почти дошел до Москвы. Сталин, который, хоть и был когда-то семинаристом, считал себя атеистом. Но в декабре 1941 года он велел доставить икону Казанской святой Божьей матери на бронированном поезде на фронт. Священники под охраной спецчастей носили ее по окопам, чтобы к ней смогли приложиться все офицеры и солдаты. Через три дня советские войска предприняли контратаку и отбросили немцев на 100-120 км от Москвы.

После победы Сталин забыл об этом случае. Разоренный войной Советский Союз нуждался в средствах на восстановление. По распоряжению Сталина икона была продана Ватикану за 50 миллионов долларов. Ее поместили в Сикстинскую капеллу, но особенного внимания она не привлекала.

Иоанн Павел II, став первым славянским папой, увидел ее и взял в свои покои. По воспоминаниям личного секретаря папы, когда он был ранен в 1981 году, святой отец велел каждый день подносить его к иконе и часами молился перед ней за свое выздоровление. После выздоровления он объявил, что здоровьем обязан этой иконе. После его смерти в 2004 году русский олигарх Свечовский заключил с Ватиканом сделку по передаче иконы России за денежную сумму 200 тысячи долларов. Она была установлена в Архангельском монастыре на окраине Печорска. Но казанский магнат Анатолий, имевший болгарское происхождение, заплатил 300 тысяч долларов, чтобы ее выкупить у монастыря.

Таким образом, в 2005 года икона вернулась туда, где она была создана: находится в казанском храме Святой Богородицы, недалеко от башни Сююмбике, с которой сбросилась последняя царица Волжской Болгарии. Сейчас эта территория называется Татарстан, но большая часть людей, живущих там, осознают себя болгарами».

В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. Башня находится в северной части территории Казанского Кремля. Общая высота постройки - 58 метров.

Башня Сююмбике

Башня представляет собой уникальный симбиоз татарской и русской архитектуры XIV-XVII веков. Конструкция напоминает Боровицкую и Спасскую башни Московского Кремля, но с восточными элементами. Они проявляются в шпиле, сквозных воротах, полуовальных окнах и изящных полуколоннах с фасадной стороны. Аналогичную архитектуру столичные гости Татарстана могут увидеть ещё в Москве на Казанском вокзале, который архитектор Щусев построил в точном соответствии с падающей башней.

  • Фундаментом башни стали дубовые сваи, которые с течением веков опустились на глубину свыше 2 метров. Стены возведены из кирпича на известковом растворе, а грани украшают кирпичные валики. Строение насчитывает 7 ярусов, первые 3 из которых квадратные, а остальные восьмиугольники.
  • В разновысотных «кубах» первых ярусов устроены гульбища, характерные для русской архитектуры. «Глазницы» гульбищ использовали для осмотра прилегающей территории.
  • Следующие 2 яруса - «восьмерки» - построены так неспроста: во-первых, при такой кладке из одинакового количества материалов здание строится в высоту на 20% больше, во-вторых, оно менее подвержено влиянию ветров, неизменно присутствующих на высоте.
  • Далее возведен конусообразный ярус, на котором размещена дозорная вышка.
  • Венчает всю эту сложную конструкцию зелёный шпиль, на котором красуется мусульманский полумесяц.

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645-1650 гг. - на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694-1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Царица Сююмбике

За всю историю Казанского ханства во главе государства единожды стояла женщина - царица-регентша Сююк, вынужденная править за своего малолетнего сына после смерти мужа. Династия царицы, как и ее биография, была достойной - так, ее прапрапрадедом был основатель Ногайской Орды Едигей, отцом - ногайский бий Юсуф. Замуж Сююк выходила трижды, и все ее мужья были правителями Казанского ханства.

Царствование Сююк запомнилось народу отменой ряда налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. В благодарность за облегчение налогового бремени ее прозвали "любимой госпожой", в переводе с татарского - Сююмбике. А ее именем назвали не только дозорное строение Кремля, но и множество улиц в различных городах и селах. Впрочем, такая история не столь поэтична, легенда - интереснее.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Башня Сююмбике расположена на территории комплекса Казанского Кремля и является одной из главных достопримечательностей Казани. Ее популярность объясняется интересной историей и легендами, а также и тем, что она является падающей. Интересные факты про историю создания башни Сююмбике в Казани.

Башня Сююмбике (Казань): история создания

Историки до настоящего времени спорят о времени ее возведения и речь идет не о точной дате, а об исторической эпохе. По одной из версий была построена в период расцвета Казанского ханства, к XII — XV векам, когда она была дозорной и называлась Казанским минаретом.

Если следовать этой версии, то она является единственным сохранившимся памятником татарской архитектуры тех времен в Казани.

Также есть мнение, что ее построили после взятия Казани Иваном Грозным, отдавшим приказ возвести сооружение за семь дней. Именно из-за спешки фундамент был выполнен неглубокий, чем объясняется и продолжающийся наклон.
Результаты последних раскопок показывают, что строительство проводилось в XVII веке. В тоже время некоторые факты свидетельствуют о ее возведении в XI – XV веках. Поэтому часть ученых выдвинула предположение, что на этом месте первоначально была построена деревянная башня, а позже ее перестроили в каменную. В том месте, где старый фундамент отсутствует, происходит наклон строения.

Большинство историков все же придерживается мнения, что башня Сююмбике была построена в XVII веке.

Башня Сююмбике: архитектура

Высота сооружения составляет 58 метров, а наклон — почти два метра. И хотя она наклонилась меньше, чем знаменитая Пизанская башня, по высоте она больше ее на два метра. В отличие от нее фундамент Сююмбике не укреплялся до тех пор, пока отклонение от вертикали не составило 1,5 метра.

Башня Сююмбике (Казань) имеет семь ярусов:

  • Первый является самым широким, это проездной ярус с аркой посередине.
  • Второй ярус имеет, как и первый, четырехугольную форму, но меньше по высоте и ширине.
  • Третий ярус построен аналогично второму, но имеет небольшие окна.
  • Четвертый и пятый ярусы – восьмиугольные.
  • Шестой и седьмой ярусы являются дозорной вышкой.

На вершине сооружения установлен шпиль зеленого цвета с полумесяцем.

Башня Сююмбике: легенда

Имя Сююмбике составное — Сююм по старотатарски означает любимая, а бике — владычица. Имя Сююмбике переводится «любимая царица» казанского народа в 16 веке. Действительно, Сююмбике была красавицей и благородной образованной женщиной, вдовой хана, погубленного в борьбе за престол.

Существует несколько легенд о названии:
Самая популярная легенда «башня Сююмбике» гласит о том, что царь Иван Грозный после взятия Казани хотел, чтобы царица Сююмбике вышла за него замуж. В случае ее отказа, царь мог наказать весь татарский народ. Чтобы спасти свой народ от бед, царица приняла предложение Ивана Грозного, но выдвинула условие, что за семь дней будет построена семиярусная башня. Когда ее желание было выполнено, она поднялась наверх и бросилась на землю. С тех пор башню называют ее именем.