Сказка на биологическую тему. Урок - сказка по биологии


Алгоритм дидактической сказки

  • Описание сказочной страны, её героев.
  • Важное событие в жизни героев, которое изменяет их жизнь или заставляет о чём-то задуматься.
  • Финал сказки.
  • Задания для учащихся.

6 класс. Тема:

Строение и функции тканей животных

  • Цель: Создать условия для формирования понятий ткани животных, виды тканей и функции.

  • Изучить виды тканей, их строение и функции, используя, форму обучения сказкой;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий организм, клетки, ткани.

Оборудование

  • Мультимедийное оборудование;
  • Диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа»;
  • Карточки с ролями жителей,
  • Кластер;

Описание формы работы:

  • Перед началом работы всем участникам раздаются карточки с названием жителей.
  • Учитель зачитывает сказку.
  • Участники мастер-класса формируют группы, согласно ролям в сказке.
  • Послушав материал диска о строении и функциях тканей животных, участники должны определить свою роль, выяснить названия тканей, их строение и функции.
  • Используя полученные знания, заполнить кластер.
  • Снять проклятие бабы Яги: для этого необходимо сделать задания на диске.

Сказка «Проклятие бабы Яги»

В некотором царстве, некотором государстве, дружно жили-были маленькие существа, скажем, жители. И каждый знал свое место, ряд к ряду. И все у них было ладно. Каждый занимался своим ремеслом, а вместе приумножали и укрепляли своё царство-государство.

И вдруг случилась беда, прогневали они бабу Ягу злую. Наслала она тогда на них проклятие. Забыли они друг друга, не узнают больше, не помнят, какого-роду племени, чем занимались. Тоскуют бедные, плачут.

А искать они должны друг друга по сходству. Послушав сказочника (диск), вспомнить, что делали они в царстве-государстве.


Роли – карточки

  • Жители с длинными хвостами;
  • Жители очень высокие и худые;
  • Жители, все в жиже;
  • Жители, плечо к плечу;


Раздражимость

Движение

Развито межклеточное вещество

Клетки плотно прилегают друг к другу

Клетки с отростками

Многоядерные волокна

Мышечная

Эпителиальная

Соединительная

Опора

Транспорт

Защита



Расшифровка жителей:

  • Жители с длинными хвостами – это нервные клетки;
  • Жители очень высокие и худые – мышечные волокна;
  • Жители, все в жиже – клетки крови, одного из видов соединительной ткани;
  • Жители, плечо к плечу – клетки эпителиальной ткани.

  • 6 класс. Тема: Изучение строения молодого корня. Зоны корня.
  • Цель: Создать условия для формирований понятия о строении корня, о зонах молодого корня.

  • Изучить зоны молодого корня и их функции, используя форму обучения сказкой;
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий о строении и функциях зон корня.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа», карточки изображением части неопознанного объекта.

Описание формы работы:

  • Перед началом работы всем участникам раздаются карточки с деталями неопознанного объекта.
  • Учитель зачитывает сказку;
  • Участники мастер-класса формируют группы с разными деталями для конструирования модели неопознанного объекта; Участники делают предположения о том, что это такое;
  • Послушав материал диска (или прочитав текст учебника о зонах корня и их функциях) производится работа по соотношению модели, которая была собрана, с рисунком молодого корня, где обозначены зоны корня.
  • Используя полученные знания, учащиеся делают рисунок молодого корня, подписывают зоны корня, определяют функции каждой зоны.
  • Рефлексия. Определить, что за объект, назвать зоны и функции молодого корня. Составить свой вариант сказки, используя изученный материал. Рассказать дальнейшую судьбу объекта, и какое отношение к корням имеет сказочная репка.

Сказка о том, как Петя играл в пирата

  • Как-то раз бабка с дедом вырастили репку. Тянут потянут, вытянут не могут. Позвали в гости к себе в деревню своего внучка Петю. Пусть бы помог. Но не тут-то было. Петя решил поиграть в пирата и поискать сокровища Флинта. Взял он лопатку и тихонько пошел в огород. Раз копнул, другой копнул, и вдруг, вылетело из земли что-то, разлетелось на куски, ударило Петю прямо в лоб! Что за неопознанный объект? И так, и эдак вертел детали малыш, ничего у него не получалось.
  • Помогите разобраться, что это вылетело из земли. Соберите модель неопознанного объекта. Изучите, какая часть к чему и зачем. Какое отношение репка имеет к этому объекту?


  • 6 класс. Тема: Организм – единое целое
  • Цель: Создать условия для формирований понятия об организме как целостной саморегулирующейся системе, состоящей из взаимосвязанных органов.

  • Сформировать понятие о целостности организма, состоящего из отдельных органов, взаимосвязанных между собой, через сравнение со сказочными персонажами;
  • Содействовать формированию навыков коммуникативного общения через разные виды творческой активности;
  • Способствовать развитию универсальных учебных действий через изучения понятий организм, системы органов, органы, ткани, клетки.
  • Оборудование: мультимедийное оборудование, диск Биология Живой организм 5-9 классы. Часть 2. «Дрофа», карточки с ролями жителей, кластер. Учебник Н.И.Сонин Биология Живой организм 6 класс. М.: Дрофа, 2008 год.

урок-сказка по биологии

Цель: воспитать негативное отношение к наркогенным веществам (курение, алкоголь); формировать представление о здоровом образе жизни.

Действующие лица:

    Царь и его трое сыновей

    Наркомания

    Слуги-наркотики

    Зеленый змий,

    Царица Спорта,

    Спортсмены,

Ведущий. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У царя было три сына. Собрал однажды царь своих сыновей и говорит.

Царь: Дети мои, стар я стал, силы меня покидают, и править царством мне уже не по силам. Ступайте, дети мои. По белу свету и найдите ответ на вопрос: что нужнее всего на свете? Тому из вас, кто найдет истину, я передам царство-государство. Ступайте же.

Ведущий: Вот и отправились братья в путь. Долго ли, коротко ли шли и, встретили они на пути камень. А на камне том написано: “Направо пойдешь – гостем будешь. Налево пойдешь – девицу увидишь. Прямо пойдешь – здоровье добудешь”.

Старший брат и сказал: Ну, братцы, придется нам тут расстаться. Давайте выбирать, кто по какой дороге продолжит путь дорожку.

Средний брат: Да чего тут выбирать, всем охота здоровым быть. Нет уж, давайте бросим жребий – кому как повезет, пусть так и будет.

Младший промолвил: Жребий, так жребий, пусть будет по-вашему.

Ведущий: И отправился старший брат направо, средний брат – налево, а младшенький – прямо. Вот идет старший брат своей дорогой, по сторонам поглядывает. Вдруг видит, стол ломится от яств, за столом сидят люди: уплетают в обе щеки и пьют вино. Захотелось и ему поесть да вина испить. Сел старший брат за стол и начал есть да пить. Выпил одну рюмку вина, затем вторую, третью и забыл про все на свете.

Старший брат:

Мне чье-то солнце вручено
И всей души моей излучины
Пронзило терпкое вино
Ты право, пьяное чудовище,
Я знаю истина в вине.

Ведущий: Сидит брат старший, выпивает рюмку за рюмкой и не ведает. Как беда подкрадывается к нему, как он падает в бездну, как опутывает его в свои сети зеленый змий.

Звучит музыка, на сцене появляется зеленый змий и захватывает в свою власть старшего брата, а тот не в силах оказать ему сопротивление. Музыка затихает, свет гаснет.

Ведущий: А куда же ведет дорога среднего брата? Идет своей дорогой средний брат, посвистывает. А навстречу ему идет девушка неописанной красоты. Остолбенел брат средний от ее красоты, не может слово выговорить. Подошла к нему девица-красавица и спрашивает.

На сцене Наркомания, одетое в белое одеяние, сзади на голове безобразная маска.

Наркомания: Кто ты, добрый молодец? Что ты, добрый молодец: от дела лытаешь, или дело пытаешь?

Средний брат: Дело пытаю, девица-красавица. Иду я по белу свету искать правду-истину: что нужнее всего на свете? Не поможешь ли ты мне, красна-девица?

Наркомания: Пойдем со мною вместе в мое царство-государство, там ты и найдешь истину.

На сцене царство Наркомании, которое оформлено красочно. Наркомания протягивает сигару.

– Закури эту сигару и ты не пожалеешь, найдешь истину.

Ведущий: закурил средний брат сигару, а затем и другую.

Звучит музыка, появляются слуги-наркотики, одетые в белый наряд. Они танцуют, кружатся вокруг среднего брата.

Средний брат: Что со мной? Где я нахожусь? Мой рот полон липкой слюны, … а теперь слюна исчезла, во рту стало сухо. Пробую пить – не помогает. Меня трясет от холода, а теперь вдруг стало жарко, я обливаюсь потом. Что со мной творится, мне плохо. Помогите! Мне очень плохо! Что со мной!?

Звучит громкая музыка, появляются снова слуги-наркотики, захватывают в плен среднего брата. Наркомания превращается в страшную женщину, громко хохочет. Наркотики увлекают среднего брата за собой. Царство наркомании тоже теряет свой прежний облик.

Ведущий: Оставим на время среднего брата. А что же происходит с младшим братом. Неужели и он попал в беду? Где же он, младшенький?

А вот и он. Младший брат идет своей дорогой. Шел он, шел и привела его дорога в царство-государство “Олимпия”. Встречает младшего брата сама царица Спорта.

Царица Спорта: Добро пожаловать, гость наш нежданный. Куда путь держишь: волею, али неволею?

Младший брат: Иду я издалека, брожу по свету белому не по воле своей, а по воле батюшки родимого. Ищу правду-истину: что важнее всего на свете? Может быть, я здесь найду истину?

Царица Спорта: Царство мое огромное, увидишь сам. Жители моей страны смелые, ловкие, выносливые. Все они дружны с самого рождения со спортом. Спорт и жители моего царства неразлучные друзья. Поживи у меня в гостях, и ты сам найдешь истину. Добро пожаловать в царство “Олимпия”

На сцене спортивные снаряды. Младший брат под музыку начинает выполнять гимнастические упражнения. Появляется царица.

Младший брат: Спасибо Вам большое за хлеб-соль. За ваше радушное гостеприимство. Я нашел истину. Истина – это спорт, а спорт – это здоровье.

Царица Спорта: Ты прав, добрый молодец, истина – это здоровье. Никогда не забывай про спорт, постоянно занимайся. Спорт подарит тебе силу, ловкость, здоровье и все беды на своем пути ты преодолеешь. Счастливой дороги!

Ведущий: Поклонился младший брат в ноги царице Спорта и отправился в обратный путь: спешит, торопится, хочется ему поскорее попасть в родимый дом. Устал он в дороге и присел отдохнуть, и уснул. Спит младший брат крепким сном и снится ему странный сон: попали его родные братья в беду непоправимую, ждут от него помощи. Вскочил на ноги младший и поспешил на помощь к братьям старшим. Привела его дорога в царство Наркомания, в царство тьмы и зла. Младший брат вступает в борьбу с наркотиками, освобождает своего брата от плена и отправляются братья на помощь к старшему.

На сцене разыгрывается освобождение среднего брата от власти Наркомании.

Ведущий. Дошли братья до старшего брата.

Младший брат:

Всю жизнь я с ядом буду враждовать спиртным.
Зеленый змий, будь проклят и заброшен.
Хорошего ты делаешь плохим,
Плохого же не сделаешь хорошим.

Разыгрывается сцена освобождения старшего брата от зеленого змия.

Ведущий: Отрубил голову младший брат змию зеленому и освободил брата старшего от него. Обнялись братья и поспешили к дому родному.

На сцене царь и его сыновья.

Царь: Наконец-то я дождался вас, сынки мои родные! Что же нужнее всего на свете? Кому же из вас править царством-государством.

Старший брат: Батюшка наш родимый, позволь мне слово молвить. Младший брат нашел истину: нужнее всего на свете – здоровье, ему и царством править.

Средний брат:

Всем давно известно это –
Нужно спортом заниматься!

Братья (все вместе):

Люди! Берегите свое здоровье! Это богатство на все времена!

Ведущий. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

1. Почему луковица – побег?

В темном царстве, подземном государстве жила принцесса Луковичка. Нянька принцессы Луковна налюбоваться не могла на свою воспитанницу. А та и впрямь хороша! Сверху одета в плащ, золотистый, блестящий. Это сухие кожистые чешуи. Они защищают мясистые сочные листья. Луковичка старалась своими корешками проникнуть пониже в почву, достать воду и минеральные вещества, а зелеными волосами – листьями фотосинтезировать органические вещества, и в мясистых сочных чешуях накопила много воды и сахара. Все тельце луковички расположилось на крепкой ножке, которая называется донцем. Это плоский стебель. За принцессой хорошо ухаживали, и к осени у нее из придаточных почек появились детки-луковички.
2. Нет повести печальнее на свете

На краю соснового бора одиноко стоял Дуб. Его крона высоко уходила в небо и защищала выступающие кое-где на поверхность земли корни от палящего солнца. И было этому дереву хорошо и спокойно, но очень скучно. Изредка на ствол садился дятел, но не найдя для себя пищи, улетал. Другие птицы также садились отдохнуть на его ветви, но и они вскоре улетали. Приходили кабаны, но их интересовали лишь желуди. А Дубу так хотелось, чтобы кто-то, был с ним постоянно.

И вот как-то раз, пробудившись ото сна, Дуб увидел, что на его коре сидит маленькое существо.

Ты кто? - спросил Дуб.

Я Гриб, - гордо ответил незнакомец.

А где ты живешь?

Пока нигде, - с грустью сказал Гриб.

Дуб задумался на секунду:

А ты не причинишь мне вреда?

О нет! Я ведь не трутовик и не разрушаю древесины.

Услышав такой ответ, Дуб обрадовался и сразу же предложил Грибу поселиться на его коре. Гриб с радостью согласился, и они стали жить вместе. В сухие жаркие дни Дуб давал Грибу воду, а Гриб радовал дерево рассказами о своих путешествиях. Так прошло несколько дней. Гриб очень удобно устроился на грубой, морщинистой коре Дуба.И вот однажды на освещенной поверхности коры рядом с собой Гриб увидел Водоросль. Она была так прекрасна, что он предложил ей жить вместе. Водоросль согласилась. Дуб тоже был не против этого. «Втроем нам будет веселее», подумал он. Водоросль и Гриб так полюбили друг друга, что стали составлять как бы единое целое. Гриб оплел своими грибными нитями (гифами) Водоросль и тем самым оберегал ее от пересыхания и перегрева. Он доставлял ей достаточное количество воды и растворенные в ней соли, которые поглощал из коры дуба и воздуха. Благодарная ему за это Водоросль снабжала Гриб пищей, ведь она была зеленой красавицей и могла производить ее на свету, используя даже то, что давал ей Гриб. А вместе они образовывали вещества, защищающие Дуб от трутовиков-разрушителей.Так прошло несколько лет. Семья стала большая и дружная. Как-то днем два человека, присевшие отдохнуть под Дубом, разговаривали между собой, и один из них, показывая на Гриб и Водоросль, сказал своему спутнику: «Смотри, какой великолепный лишайник! Такие лишайники растут только там, где очень чистый воздух!?». Так Гриб и Водоросль поняли, что не только они чувствуют себя единым целым, но даже люди называют их одним словом - Лишайники.

Больше никто не нарушал спокойствие Дуба и Лишайников, пока на окраине бора не началось строительство завода. Теперь в лесу было так много людей, которые часто приходили, чтобы отдохнуть под Дубом. Лишайники не боялись людей. От своих предков они знали, что люди не должны приносить им вреда. Ведь Лишайники помогают людям излечивать болезни, служат кормом для животных и пищей для людей. Некоторые Лишайники используются человеком для получения красителей и закрепителей аромата в духах. Поэтому некоторое время они жили спокойно и не волновались за свою судьбу. Но когда завод начал работать, в сторону бора потянулись зловещие клубы дыма, копоти и газа.

И Гриб стал замечать, что его подруга Водоросль бледнеет день ото дня. Она стала вялой, хотя влаги было достаточно. И в один из печальных дней она умерла. Этой разлуки Гриб не смог пережить.

С тех пор Дуб снова стоит один, мрачно вдыхая запахи газа, копоти и дыма, а на его коре начинают расти трутовики.

3. Любовь

Былинка полюбила Солнце…

Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на земле, что где ему заметить маленькую неказистую Былинку! Да и хороша пара: Былинка - и Солнце!

Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую, стройную Акацию.

Красивая Акация, чудесная Акация - кто узнает в ней теперь прежнюю Былинку! Вот что делает с нами любовь, даже неразделенная…

4. Крапива

Ах, как возмущалась Крапива, когда мальчишки рвали цветы! И не из-за цветов, нет, - просто Крапиве было досадно, что ее никто не пытался сорвать… А между тем Крапива ничего бы не имела против этого.

Но однажды и ей улыбнулось счастье. Поймав за шиворот вора, Садовник понятно, взрослый, умный мужчина - потянулся не за каким-то цветком, а за ней, Крапивой. И с каким наслаждением стегала Крапива зазевавшегося любителя цветов! Она понимала, что хорошие вкусы надо воспитывать с детства.

5. Костёр в лесу

Костер угасал.В нем едва теплилась жизнь, он чувствовал, что не пройдет и часа, как от него останется горка пепла - и ничего больше. Маленькая горка пепла среди огромного дремучего леса.

Костер слабо потрескивал, взывая о помощи. Красный язычок лихорадочно облизывал почерневшие угли, и Ручей, пробегавший мимо, счел нужным осведомиться:

Вам - воды?

Костер зашипел от бессильной злости. Ему не хватало только воды в его положении! Очевидно, поняв неуместность своего вопроса, Ручей прожурчал какие-то извинения и заспешил прочь. И тогда над угасающим Костром склонились кусты. Не говоря ни слова, они протянули ему свои ветки.

Костер жадно ухватился за ветки, и - произошло чудо. Огонь, который, казалось, совсем в нем угас, вспыхнул с новой силой. Вот что значит для костра протянутая вовремя ветка помощи! Костер поднялся, опершись на кусты, встал во весь рост, и оказалось, что он совсем не такой уж маленький. Кусты затрещали под ним и потонули в пламени. Их некому было спасать. А Костер уже рвался вверх. Он стал таким высоким и ярким, что даже деревья потянулись к нему: одни - восхищенные его красотой, другие - просто, чтобы погреть руки.

Дальние деревья завидовали тем, которые оказались возле Костра, и сами мечтали, как бы к нему приблизиться.

Костер! Костер! Наш Костер! - шумели дальние деревья. - Он согревает нас, он озаряет нашу жизнь!

А ближние деревья трещали еще громче. Но не от восхищения, а оттого, что Костер пожирал их своим пламенем, подминал под себя, чтобы подняться еще выше. Кто из них мог противиться дикой мощи гигантского Костра в лесу?

Но нашлась все-таки сила, которая погасила Костер. Ударила гроза, и деревья роняли тяжелые слезы - слезы по Костру, к которому привыкли и который угас, не успев их сожрать.

И только позже, гораздо позже, когда высохли слезы, деревья разглядели огромное черное пепелище на том месте, где бушевал Костер.

Нет, не Костер - Пожар. Лесной пожар. Страшное стихийное бедствие.

6. Сказка о царице Кукурузе

В некотором царстве в тридевятом государстве жила- была царица Кукуруза: высока, стройна, красива. Не было ей равных на земле. Золотые початки украшали её, мощные придаточные корни удерживали её в почве. Все кругом любили её и поклонялись ей. В початках каждый год созревали драгоценные зерновки. Были они вкусны и полезны для всех.

Было у Кукурузы много родственников, дальних и близких, только об этом она не знала и часто грустила в одиночестве. Приказала она слугам разыскать своих близких и позвать их в гости только с одним условием: они должны доказать своё родство.

И вот однажды со всех концов земли стали приезжать гости и доказывать царице, что они состоят с нею в родстве. Самой смелой оказалась пшеница.

“– Я такая же, как и ты, плод у меня зерновка, стебель – соломина, а уж о знатности моей и так всем известно”

“– А я хоть и по пояс в воде расту, но очень на тебя похож и внешне и внутренне. Посмотри внимательно и убедишься сама” - заявил рис. И тут все вместе заговорили: рожь, овёс, просо, и даже злой сорняк пырей – гроза полей тоже оказался родственником Кукурузы. Поняла Кукуруза, что есть у неё большая и крепкая семья и зовут эту семью Злаки

7.Как царь Горох загадки загадывал

В огороде на грядке жил царь Горох. Родом он был из Индии и гор Афганистана, род его считался одним из самых древних на земле. Не боялся он ни холода, ни голода, только без воды не мог долго обойтись. Царь отличался силой, корни у него были мощные, и по секрету надо сказать, что на корнях тех хранилось несметное богатство в особых клубеньках, о которых он никому не рассказывал. Об этом секрете знали лишь родственники гороха, которые сами этим секретом владели. Очень боялся царь, что все узнают про тайну его рода и тогда пропадёт его сила и могущество. Любил Горох хвалиться своими достоинствами – и цветками-мотыльками, и плодами – лопатками, только стебель у него был слабый и приходилось ему искать опору, цепляться за других. Вот поэтому – то царь и боялся за себя и хранил секрет своей силы и богатства.

8. Лесной карлик

В чаще леса, где сыро и влажно, жил один удивительный карлик. Был он небольшого роста, сверху зелёный, а снизу коричневый. Небольшой его стебелёк, густо усеянный узкими листочками, очень напоминал росток льна. За это его и прозвали кукушкин лён. Почему кукушкин? Да потому, что в чаще леса по соседству жила кукушка и наш карлик подолгу любил слушать её звонкое ку-ку и радовался тому, что кукушка обещала ему долгую жизнь. В конце лета вырастала у него длинная тонкая ножка, на которой возвышалась особая коробочка. Эта коробочка прикрывалась до поры до времени колпачком, похожим на крохотную шляпку с полями. Приходило время и живые пылинки, созревавшие в этой коробочке, отправлялись в путешествие, попадали в подходящее место и прорастали. Так продолжался род карлика. Всё в жизни у него шло гладко, только вот не мог он понять, почему другие растения смотрели на него свысока и не хотели с ним общаться. Ты – не настоящее растение, у тебя даже и корней нет”- говорили они ему и смотрели на него свысока. Не мог с этим смириться кукушкин лён, обижался и постоянно доказывал, что он и его родственники – мхи являются настоящими растениями.

9. Один день из жизни амёбы обыкновенной

В мутной воде старого заброшенного пруда на самом дне жила амёба обыкновенная. Была она крошечная, едва заметная простым глазом, бесцветная и совсем неинтересная. Но она жила, питалась и даже размножалась.В её маленьком водном царстве всё было просто и понятно. Все куда – то спешили, спасались от хищников, искали себе пищу, продолжали свой род. Так проходил день за днём.И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. “ Вот и пришёл мой последний час” - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

10. Как дружат деревья и грибы

В молодом осиннике среди шума ещё не опавшей листвы однажды появился крепкий, яркий гриб. Был он настоящим красавцем: на толстой упругой ножке красовалась красная шляпка. Шло время, гриб подрастал и не успевал принимать от лесных жителей многочисленные комплименты. Наконец, он так зазнался, что перестал здороваться со своими соседками - молодыми осинками. Они казались ему уродливыми и скучными. Он говорил, что ему стыдно жить рядом с такими соседями. Не выдержали скромные осинки такой неблагодарности и решили проучить зазнайку. Перестали они его кормить, стал наш гриб на глазах таять, болеть и от его былой красоты не осталось и следа. Собрался он с силами и попросил прощения. Обещал, что никогда не обидит тех, кто помог ему вырасти. С тех пор так и живут они, помогая друг другу каждый по - своему.

11.Приключения майского жука

Задание: найдите ошибки.

Однажды в осенний погожий день на поверхности почвы показался крупный майский жук, расправил все свои 4 крыла, пошевелил всеми своими 4-мя парами ножек и полетел. Встречный ветер обдавал прохладой, свежестью, и майский жук с удовольствием вдыхал лёгкими воздух. Пролетев немного, он решил отдохнуть и перекусить. Майский жук очень любил сладкий сок цветущих растений, он расправил свой длинный хоботок и, найдя красивый цветок, стал лакомиться сладким нектаром. Вдруг он увидел на земле какое-то уродливое, грязно-белое, неподвижное тело, которое слабо шевелилось. Присмотревшись, он заметил, что тело изогнуто в виде дуги, на большой голове 3 пары ног, а в задней части брюшка просвечивает что-то тёмное. Майский жук был очень любопытным. Подобравшись поближе, он решил заговорить с неведомым существом. Существо слабо пошевелилось, тяжело вздохнуло и стало с аппетитом поедать молодую травку.

“Кто ты?” - спросил майский жук.

“Я – твоя личинка” - ответила толстая уродина. “Осенью я появляюсь на свет и питаюсь молодой травкой, а через год я превращусь в такого - же майского жука, как и ты.

“Ну и ну”- подумал майский жук и полетел навстречу приключениям.

Наталья Дворянова
Экологическая сказка о клетке

Сказка о клетке

Сказка о клетке

Однажды я купил в магазине новую компьютерную игру «Мир клетки » . Меня это заинтересовало, ведь на уроке биологии мы тоже проходили строение клетки , забыл сказать , что учусь я в 5 классе. Придя домой я сразу сел за компьютер и загрузил только что купленную игру. Там как в любой игре были настройки героя – кем я буду играть и выполнять задания и уровни прохождения. Сама игра представляла путешествие в виртуальную реальность.

Я настроил своего героя до микроскопически малых размеров и погрузился в прохождение уровней игры. Клетка представляла собой замок- крепость, в которую мне надо проникнуть, чтобы пройти все уровни и закончить игру. С помощью костюмов, разных приспособлений и хитростей, я с трудом приблизился к странному замку, стены были зеленного цвета. Я обошел его и увидел ворота, надо было ввести код чтобы проникнуть. внутрь. Оказывается,кодовое слово – микроскоп. Я вошел, и сразу попал на оживленную трассу. По ней двигались какие - то шарообразные вещества. Пришлось вспоминать урок, на лабораторной работе мы рассматривали (лук… Да, это были –пластиды. Ворота, в которые я вошел, были поры. Первый уровень пройден! Задание второго уровня - достичь озера Вакуоль. Я надел невидимы специальный костюм и уселся на пластид. Через некоторое время мы подъехали к озеру Вакуоль. Озеро было большим и чистым. Мне захотелось искупаться и почувствовать свежесть, я потрогал содержимое, затем попробовал на вкус и сразу выплюнул. Содержимое оказалась горьким и неприятным, но вкус был знакомым… И я вспомнил,что путешествую по клетке лука . Дышать становилось сложно, надо передвигаться дальше и достичь конечного, третьего уровня игры, самого сложного. Силы меня покидали, я сильно устал, а воды нигде не было, да и мои запасы закончились.

Прохождение затягивалось, оно было долгим,но интересным. Все там двигалось, перемещалось, целый механизм. Да, надо в вспоминать знания, полученные на школьном уроке. Как же мне проникнуть незаметно в эту жизнь и достигнуть самого Ядра. Я и не заметил, как снова очутился у замка, наконец -то замок… В нем -то жил и правил повелитель всего клеточного государства - Ядро . Он провел девочку к своему королю. Ворота в замок охраняла не целая армия, а хорошо обученный специальный агент секретной клеточной службы -Ядрышко . Чтобы пройти через главный блок пост надо было выбрать правильную комбинацию букв, и вот я долго подбирал, и открылись первые 4 буквы, а время до окончания игры уже совсем мало. Похоже я не справлюсь и придется проходить все заново и тут я вспомнил – это ЦИТОПЛАЗМА,. Ура! Я закончил игру, все уровни пройдены. В выходные дни, приглашу к себе друга из другой школы и посмотрю, как он справиться, кстати он тоже ученик 5 класса, проверим его знания о клетке .

ученик 5 «В» класса

Дворянов Сергей

Публикации по теме:

«Чудесница-клюковка» (экологическая сказка) СКАЗКА Составители: Дети подготовительной группы №2 МДОУ «Детский сад №73» Воспитатель: Брагина Нина Николаевна. Адрес: Пермский край Г.

"Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Слушая сказку или сочиняя ее, дети осваивают реальность.

Интегрированное занятие «Экологическая сказка» Все вы знаете пословицу «Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодца урок». О чём говорит эта пословица? (о том, что сказка не только рассказывает,.

Участие в Российском конкурсе сказок для детей собственного сочинения «Тайны Снежной королевы» (январь 2016 г.) Тайны Снежной королевы Это был необыкновенный зимний день! С неба летели снежинки и плавно кружились под мелодию ветра. Одна снежинка,.

Экологическая сказка «Берегите природу!» Работая над семейным экологическим проектом, с которым я вас познакомила, меня сподвигло придумать ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!».

Экологическая сказка «Наш друг». Наш друг. В детский сад прибежала белочка. На деревьях висело много кормушек, в которых всегда были всевозможные вкусности: конфетки,.

Развитие творческих способностей у школьников с ОВЗ средствами устного народного творчества на уроках биологии

Описание работы: Этот материал будет полезен учителю биологии коррекционных школ 8 вида. Материал направлен на развитие творческих способностей, путем применения на уроках биологии устного народного творчества.

Устное народное творчество называется фольклором и включает в себя: пословицы, былины, загадки, легенды, сказки, мифы и т. д. Большая часть произведений возникли еще в глубокой древности.

С появлением компьютера появились компьютерныеигры, которые сразу нашли массу поклонников среди детей. Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Увлечение боевиками, бессодержательными мультфильмами, все это отрицательно сказывается на психике ребенка,порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, научить говорить, сочинять, писать.

Является одним из самых доступных средств, для полноценного развития ребенка. Если правильно подобрать сказки с возрастными особенностями детей, можно положительно влиять на эмоциональное состояние ребенка. Корректировать и улучшать его поведение.

Сказки знают и любят все. Поэтому сказки можно и нужно использовать на уроках в курсе биологии. Язык сказки простой, понятный, образный, т. е. помогающий зрительно представить тот или иной предмет или человека. В фантастических сказках много чудесного, необыкновенного. В них действуют добрые и злые волшебники. В волшебных сказках люди могут превращаться в животных, а животные и птицы говорить человеческим языком.

Использование сказок позволяет сделать урок интересным. Учащиеся с большим удовольствием слушают их, легче запоминают изучаемый материал.

У нашего народа было немало талантливых сказочников и сказительниц, которые покоряли слушателей своими сказками, воспитывали любовь к красоте, добру, благородным поступкам. Современные дети тоже могут сочинять удивительные сказки. Толчком к творчеству служат примеры, которые учитель зачитывает на уроках. По желанию дети сочиняют сказки дома.

В то же время, всем очевидно, что только тот урок будет интересен, на котором царит атмосфера активной мыслительной деятельности, творчества. Одним из способов решения проблемы может оказаться поиск разнообразных, иногда необычных педагогических приёмов. Использование на уроках биологии особенно в 6-7 классах при изучении отдельных тем нестандартных приёмов вызывает удивление, интерес, положительные эмоции, психологическую разгрузку учащихся. К таким приёмам относятся короткие дидактические сказки, где в доступной форме заключена часть информации, биологические понятия и термины. Дети очень отзывчивы и любознательны, поэтому сказка позволяет активизировать познавательные процессы, развивает воображение, творческие способности. Дидактическую сказку отличает большая эмоциональность и образность, в ней есть свои одушевлённые герои, решить задачи, за которых могут только учащиеся.

На уроках можно использовать разные виды сказок: сказки – повествования, которые применяются при изучении нового материала, сказки - загадки, сказки –игры– при закреплении и повторении, сказка – ложный рассказ – при проверке и закреплении знаний.

Кроме этого, при составлении сказок учитывается тема урока,так как не на каждом уроке сказка будет уместна. Если это возможно можно использоватьодин из видов сказки, которые были придуманы самим учителем илиучениками. Кроме этого используются сказки взятые из других источников.

При составлении дидактической сказки необходимо учитывать некоторые требования.

1. Указать сказочную страну, либо конкретное место в которой живут сказочные герои,рассказать о нравах жизни в этой стране, местности. Многие сказки начинаются словами: «В тридесятом царстве…», «В некотором царстве…» или «Жили-были…».

2. Разрушение благополучия злыми персонажами либо стихийными бедствиями. Обращение к учащимся с просьбой восстановить справедливость, а для этого необходимо выполнить определенное задание.

3. Задание.

Сказки могут дополнятсяразличной наглядностью

Ниже приводятся дидактические сказки, которые были составлены и опробованы при изучении биологии в 7-8классах.К каждой сказке обязательно составляются задания для самостоятельной работы.

Сказка – повествование. Эти сказки лучше вводить при объяснении нового материала. Здесь необходимо выбрать подходящих героев, повествование о которых включает новые понятия, термины.

На дне небольшого пруда жила была зеленая лягушка Квака. Была она незаметной на фоне растений и этоспасало ее от врагов - аистов и цапель. Если грозила опасность, то приходили на помощь сильные мускулистые задние ноги. В один миг она оказывалась пруда. Затаится и ждет когда минует опасность. А аисты были внедоумении.Какможетлягушка так долго сидеть на дне водоема без воздуха.Но невдомек было аистам, что лягушка могла дышать не только при помощи легких, но и при помощи кожи, аличинки лягушкидышали при помощи жабер.

Тело у Кваки былокороткое и широкое, а голова большая немного заостреннаяспередии две пары ног. Не было у Квакишеи, голова неподвижно соединялась с туловищем, но это ей не мешало уничтожать огромное количество комаров и мошек. В этом ей помогалязык. Язык уКваки был длинный,липкийи шиворот на выворот. С наступлением холодов лягушка становилась малоподвижной, пряталасьпод камнями, корягами, зарываласьв ил, в таком состоянии проводила долгую зиму.

1. Из каких отделов состоит тело лягушки?

2. Как передвигаются лягушки?

3. Чем и как питаются лягушки и жабы?

4. Как дышат взрослые земноводные и их личинки?

Сказка – ложный рассказ может быть использована при опросе, проведении проверочных работ. Для исправления неточностей в таком повествовании учащиеся должны владеть фактическим материалом по изучаемой теме.

Жила была в лесу очень красивая бабочка – тутовый шелкопряд. Ее крылья на солнце переливались всеми цветами радуги. Это была очень прожорливая бабочка. Перелетая с цветка на цветок она при помощи своего хоботка выпивала столько нектара, что другим бабочкам хватило бы на несколько лет.

Из отложенных яиц тутового шелкопрядавыходили молодые гусеницы, они наоборот ели совсем немного. Ослабленные они с трудом перебирались на сухие ветки, опутывали себя шелковой нитью и превращались в кокон.

Задание: Найди ошибку.

Сказки-игры, сказки загадки применяются для закрепления материала или при повторении домашнего задания.

1. В некотором царстве жила была очень дружная семья Розоцветных, они были очень хорошо воспитаны и сказочно красивы. Об этом узнала злая колдунья. Она была очень злая, завистливая и страшно некрасивая. Решила она внести смуту и разладв их семью. Украла самое драгоценное – семейную формулу.

Задание:Составить формулу цветка.

2. В одном прекрасном волшебном саду росло много разных ярких цветов - белых, желтых, красных. Это были ромашки, георгины, хризантемы, астры, календула и еще много других красивых цветов. Были среди них низкие и высокие. Самым высоким был Подсолнечник. Смотрел он сверху на другие цветы и видел в них что-то родное и близкое. Подсолнечник был не только самым высоким, но и самым мудрым. И вот однажды он обратился к цветам. «Посмотрите друг на друга как вы похожи. Может быть вы ?» Цветы были в недоумении, они не знали как это можно определить.

1. Найти общие признаки строения как доказательство родства.

2. Какиерастения являются родственниками? Рассмотреть гербарии.

3. Чем прославились эти растения?

При изучении нового материала можно использовать
Сказку-игру. Сказка – игра«Корень», на котором изучается новая тема, строение корневой системы. Действуя в необычной ситуации, ученик как бы перешагивает рубеж своих способностей: становиться более раскрепощенным и двигается к поставленной цели без особых усилий. Занимательная форма урока повышает интерес и вызывает желание справиться с заданиями.

Сюжетная игра – сказка по теме «Корень»

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

В некотором царствегосударстве жил был король Корень I, жил не тужил вместе со своими придворными - корешками, царство было замечательным и казна полна, потому что все решали сообща, трудно было выделить главного из них.

В соседнемцарстве государстве жил король Корень II со своими придворными - корешками. Царство тоже было замечательным, но король Корень IIотличался от своих придворных силой богатырской и умом светлым.

Узнала об этом злая колдунья, решила разрушить мир и согласие в этих государствах. Наслала в эти государства ураганстрашной силы, который все перемешал и отнял память, забыли корешкисвое государство. Ребята, чтобы справиться с проклятием, вернуть каждого в свое государство нам нужно справиться с заданием.

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежат разрезанныеизображения корня, чтобы корешкам вернутьпамятьнужно собрать картину.

На уроках биологии можно широко использовать загадки, пословицы, поговорки, легенды.Произведения устного народного творчестваделают урок более интересным, познавательным, насыщенным.Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней.

Если домашнее задание на тему: » Развитие творческих способностей у школьников средствами устного народного творчества на уроках биологии оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

      Жукова Валентина Андреевна Учитель биологии ГБОУ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II вида № 10 Урок биологии по теме «Тип Моллюски» для 7 класса Цель: - «Биологический экспресс» Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе. Цель: Формировать познавательный интерес к изучению биологии; развивать у учащихся умение самостоятельно добывать Сказки знают все. Еще в детстве мы слышали про Колобка, Репку, Курочку Рябу, Ивана-царевича. Сказка - это народно-поэтическое произведение о вымышленных

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое