Примеры возрож деревня к жизни вернуть. Как семья из бобруйска пытается возродить умирающую деревню

В деревне Машкино Торжокского района живут чудаки.
Они перекраивают местный ландшафт по методу какого-то австрийца, возделывают гряды, скачут на лошадях и ткут одежду.

Они покинули мегаполисы, чтобы поднять дух русичам и возродить село.
Мы ожидали увидеть в Машкино все что угодно - старообрядцев, фанатиков, славянских нацистов.

Но только не то, что увидели.

Дорога до Машкина вся в колдобинах и вьется, как лабиринт в журнале«Мурзилка».
На самой опасной развилке как из-под земли вырастает коренастый старик в тулупе и ушанке и подсказывает путь:
- Прямо - большая лужа, а направо - Машкино.

По деревне можно проехать только на внедорожнике, но даже его большие колеса вязнут в грязи. Наша цель - белый дом в конце деревни, обитый сайдингом. Именно там живет «атаман Белояр».

Эти ценные сведения почерпнуты от местного жителя Ярослава, записанного «ВКонтакте» как«дядька Ведунъ». Он же объяснил, как добраться до Машкина, и сообщил одно из главных местных правил:
- В домах обязательно снимайте обувь.

Машкино - деревня холмистая. На ее крутых склонах разбиты грядки, на солнце блестят стекла теплиц. Внизу, под холмом, гудит трактор. Вдоль деревни прорыта длинная узкая канава. Белый атаманский дом окружают желтые домики, похожие на большие ульи.

Стучимся в дверь:
- Здесь живет Белояр?
- Здесь. Но вам надо подождать.
Кудрявый человек с пышной бородой и ярко-синими глазами смотрит насмешливо и идет во двор - подключать газовый баллон.
- Начальник должен не только указывать, но и сам работать, - говорит он, откручивая вентиль.
Во дворе дома стоит коляска. Там под балдахином спит младенец Мария, четвертая дочка из семерых детей Белояра. Поначалу атаман немногословен. Сообщает только, что «в миру» его зовут Сергей Васильевич Кайдаш, а Белояр - это имя для своих. Он бывший банкир, действующий проректор Челябинского государственного университета, казачий старшина.
- Я вам все расскажу по порядку, - говорит он нам, сгорающим от любопытства. - А пока айда чай пить.

И мы спешим в соседнюю избу - поздравлять местную жительницу Наталью с днем рождения. Попутно узнаем, что сейчас в Машкине живут 17 взрослых и 20 детей. Все дети на семейном обучении: они приписаны к школе в Большом Вишенье, а здесь с ними занимается Ирина, преподаватель МГУ.
- Но Ирина не учитель, - уточняет Белояр. - Она тьютор. Просто помогает учиться. А наша задача - создать для детей образовательную среду.
На порог избы выбегает худенький мальчик с топором. У него кудри и васильковые глаза, как у Белояра. Это его сын Гриша десяти лет.
- К моему приезду дрова наколешь, те, что сможешь, - ласково приказывает атаман.
Гриша охотно кивает и скрывается за углом.

На его месте вдруг возникает гастарбайтер с землистым лицом и уточняет у Белояра, где копать.
- Это туркмен, мы зовем его Андрей, - просвещает потом атаман. - У него кличка «маленький экскаватор»: пашет от а до я. Канаву в деревне видели? Это он лопатой вырыл, под укладку зимнего водопровода. У Андрея вот-вот четвертый ребенок должен родиться.
- Как он сюда попал?
- У меня в Торжке есть боевой товарищ Азир. Я его просил найти непьющую семью, которая могла бы жить и работать в Машкино. И он нашел Андрея.
- Обязательно, чтоб не пили?
- Да, - отрезает Белояр. - У нас жесткий сухой закон, и курить нельзя. Двое уже уехали. Один пил, другой курил.
Так мы узнаем второе правило Машкина и, временно проглотив все вопросы, наконец-то переступаем порог избы.

В избе длинный стол уставлен пирогами. Здесь шумно, уютно и много людей: мужчины, женщины, дети. У всех добрые лица и шерстяные носки на ногах.

Вообще-то это место - школа. Здесь, напротив печки, стоит компьютер. На стене висит карта Тверской области, на подоконниках стоят банки с карандашами. Женщина в замшевом бежевом сарафане - это тьютор Ирина, профессор биологии МГУ.

Бородатый парень Юра с балалайкой - профессиональный исполнитель бардовской песни. Вот босой, кстати, мужик с берестяной полоской вокруг лба. Светловолосая именинница Наталья в сарафане до пят с узорами - шила сама. По комнате носятся дети - все как один хорошенькие, похожие на ангелочков. Многие подбегают к Белояру, обнимают и целуют его.

Нас усаживают на диван, подносят пирог и чай с мелиссой и душицей. Только тогда атаман Белояр, он же Сергей Васильевич Кайдаш, начинает рассказ, удивительный, как и все вокруг:
- Я потомственный казак, вырос в Казахстане. По трем высшим образованиям я инженер, специалист по сельскому хозяйству, финансист. С 1989 года - бизнесмен. Проректор ЧелГУ, сейчас представляю интересы этого вуза в федеральных органах. И немножко доктор экономики.
- Шутите?
- Почему? Я просто не люблю об этом говорить, но диссертацию докторскую защитил. Идея сельской жизни возникла давно. Еще на Урале мы разрабатывали проект расселения казаков на село. Но тогда кризис помешал.
- А почему именно Машкино?
- Мы искали место по всем признакам: энергетика, аура, местное население… Объехали всю Ивановскую, Калужскую, Тульскую области. И нашли Машкино. Во-первых, здесь тупик: если кто приехал - значит, к нам. Во-вторых, это уникальное место между Петербургом и Москвой, предгорье Валдая, высота 345 метров над уровнем моря. Здесь красивый ландшафт и достаточно земли, чтобы глобально планировать. Здесь дух хороший.

Атаман Белояр говорит энергично и напористо. Каждое его слово весит пуд. Кажется, он знает ответы на все житейские и философские вопросы. Он с достоинством объясняет, чья это земля, чьи это дома и какая судьба ждет Машкино.
- Недавно мы спасли от банкротства местный колхоз «Путь Ленина», и теперь официально я - его председатель. Мы забрали в собственность то, что осталось от колхозного имущества: конюшню, например. Теперь де-юре вся эта земля - наша. Но мы не хотим слыть варягами. Мы покупаем не землю, а преемственность. Поэтому нам было важно жить в мире с местными жителями.
- И как вас здесь приняли?
- Два года назад, когда мы приехали в Машкино, здесь жили две семьи… Все было разграблено, разрушено. И тут мы. Мы сразу сказали: либо у нас любовь до гроба, либо война до смерти. Пока середина. Летом в Машкино приезжают дачники, которые любят выпить и погулять. А мы их поведение… ммм… корректируем.

Сергей Кайдаш рассуждает о хулиганистых дачниках, а я думаю: чем, собственно, плохи варяги? В конце концов, их приход на Русь был вполне закономерен. С уважением смотрю на Кайдаша: он представляется мне Рюриком.

Атаман Белояр не любит лишних вопросов. Он сразу же расставляет все точки над i: они приехали не просто жить и сажать огород. У них глобальные задачи - такие, как возрождение русского села.

Деревня - это не просто территория. Она должна быть предельно развитой. Мы хотим доказать, что на селе можно жить и работать.
Подобные идеи популярны в последнее время. А Тверская область - лакомый кусочек для дауншифтеров. Но пока особых перемен не видно, а тверские деревни тихо угасают.

Сергей Кайдаш не похож на фанатика. Его концепция идеальной сельской жизни продумана до мелочей:
- Главный аспект деревенской жизни - образование, - складно, как на приеме у министра, чеканит Сергей Васильевич. - Есть школа - есть деревня, и наоборот. Я много лет работаю в вузе. Однажды мы с коллегами поняли: хорошего абитуриента надо растить с начальной школы. Мы соединили несколько продвинутых программ в одну и сформировали 100 экспериментальных начальных классов, чтобы модернизировать образование хотя бы в рамках региона. И результаты были ошеломляющие. Сейчас я занимаюсь внедрением таких программ на федеральном уровне. По мне образование - это не педагоги. Это среда, которая окружает ребенка.

Сергей Кайдаш привез своих детей (а их семеро!) в Машкино, потому что здесь хорошая среда. Сейчас их уроки проходят на природе: в лесу, полях и на лугах. Познавая природу: жучков, паучков, ветер, дождь, - ребята изучают химию, физику, биологию. Поэтому их знания сугубо практичны.

Взрослые здесь тоже активно прислушиваются к природе. Они обустраивают землю и перекраивают местный ландшафт по технологии австрийца Зеппа Хольцера, знаменитого агрария-революционера, подвижника пермакультуры.

Философия Хольцера заключается в том, чтобы понять природу, а не бороться с ней, - объясняет Кайдаш. - Все части ландшафтного дизайна надо разместить «по уму»: гряды - чтобы ловили солнце, рядом с полем - овраг, чтобы вода стекала. Все должно находиться в гармонии.

У Хольцера это называется «пермакультура», а у нас - «лесосад» и«лугоогород». Нам эти слова больше нравятся.

В прошлом году именитый фермер приезжал в Машкино с лекциями. Специально для него и был построен белый дом, в котором сейчас живет Сергей Кайдаш с семьей. Казак солидарен с еще одним положением Хольцера: на земле нужно трудиться руками.
- Индустриализация сельского хозяйства ведет к его исчезновению. Если мы сейчас загоним сюда комбайны, построим крупные животноводческие комплексы - Машкино погибнет. Потому что здесь будет одна кнопка и два человека. А остальной сотне что делать? Деревня должна давать людям работу.
- А как заставить людей трудиться в деревне? Тем более - изнеженных горожан?
- Заставить их приехать в деревню и просто пахать - нереально, - размышляет Кайдаш. - Наша главная цель - научить людей жить на земле без страха. Тот, кто бежит от себя, и здесь не остановится. А тот, кто приехал жить, - будет жить.

В Машкине живут люди разных убеждений: православные, старообрядцы, мусульмане, атеисты…
Однако на общедеревенском сходе жители решили образовать в Машкино казачий хутор.

Здесь далеко не все казаки. Но из 11 хуторов, которые формально сейчас наши, мы будем строить станицу. Моя общественная задача - развитие казачества. Не как этноса, а как духа. Как и у русичей: вернем духовность нашей родине - она воспрянет.
Дух - это основное, но не единственное, что они культивируют. Атаман Белояр не витает в облаках, а крепко стоит на земле. Его любимая приговорка: «Мы без фанатизма».

Проект предусматривает экономическое развитие села и Торжокского района пока в основном за счет туризма:
- Мы развиваем эко-, агро-, этнотуризм, - перечисляет проректор Кайдаш. На ручке дивана сидит профессор Ирина, улыбается и согласно кивает. -«Агро» - это наша земля. «Эко» - это слияние с природой. А «этно» - это фольклор. Все три компонента могут существовать вместе в деревне. Особенно важен фольклор. Телевизор, компьютер - они энергию только забирают. А народное творчество - возвращает. Причем наша задача - не вывозить продукты из деревни, а привлекать потребителя сюда.

В этом деле «станичники» добились немалых успехов. Уже два года в Машкине летом организуется «семейный отдых» для любителей экоагроэтнотуризма: три смены по две недели. Недавно отдыхающие создали «ВКонтакте» восторженную группу «Машкино навсегда». А на деньги туристов Сергей Кайдаш организовал в Машкине бесплатный отдых для детей, чьи отцы погибли в горячих точках.
Летом туристы живут в «домиках-ульях» на четыре спальных места. Трудятся на земле, скачут на лошадях, трапезничают и пляшут.

В Машкине проходят джигитовки и фольклорные фестивали. Все лето работают мастера: гончары, столяры, кузнецы и прочие народные умельцы. После отдыха в Машкине некоторые решают остаться здесь навсегда. Так случилось, например, с именинницей Натальей, в этом году переехавшей сюда на ПМЖ с дочерью.

А сейчас вокруг нее кружится хоровод: соседи поздравляют Наталью, прыгая по пожухлой траве и распевая во весь голос:
Пусть душа, как птица,
Крылья расправляет,
Любовью своей
Землю накрывает.

Отправляемся на экскурсию по деревне. Первый пункт - конюшня, где живет десяток лошадей. Они так же красивы и радостны, как люди - разве что без пуховых носков. Многие жители, в том числе 13-летняя Дарья, дочка атамана, профессионально занимаются джигитовкой. Уже есть настоящий манеж для конкура. В планах - сделать ипподром и проводить скачки.

За конюшней - ферма, где живут две коровы, козы и куры.
С холма открывается вид на новое Машкино, уже почти перекроенное по«умной» технологии Зеппа Хельцера. Пруд в три метра глубиной. Экскаватор роет еще один пруд: они будут располагаться каскадом.
- Там будут сады. А здесь мы сделали сливной канал, чтобы весной поля не затопляло. А гряды разбиты там, где ловятся солнечные лучи, - с толком объясняет атаман. - Мы соединили под землей три ручья - и теперь здесь бьет родник.

И ведет нас за поле показывать какие-то диковинные холмы, где летом вырастает смородина и малина под два метра.


Десант, высадившийся на торжокскую землю и развивший здесь бурную деятельность, конечно, привлек внимание местных властей. В Машкино потянулся поток «проверяющих» всех уровней: прокурор, ветеринар, четыре майора милиции, СЭС, Роспотребнадзор, органы опеки… УБЭП вменяло им незаконное предпринимательство.

Но никто не нашел, к чему придраться:
- Прокуратура пыталась возбудить хоть какое-нибудь уголовное дело, - вспоминает Сергей Кайдаш. - Но нас нельзя уличить, потому мы стараемся жить по совести. Самая большая безопасность для нас - это полная прозрачность. Проверяющие приезжают, а мы их чаем поим, на ухо не шепчем, взятки не даем…

Белояр опять повторяет главную заповедь: они пришли с миром. И второй постулат: чтобы деревня жила, надо грамотно формировать среду. Мимо скачет Дарья на неоседланном коне. Младшие девочки, завидев ее, визжат от восторга.
- Это и есть правильная среда: когда старшие - пример для младших, - вворачивает Кайдаш.

Идем по деревне: летняя т рапезная, кухня, кладовая. Зимняя трапезная обернута сине-красным баннером «Единой России», читаются буквы«Шевел…». Сейчас там проломлен пол, потому что летом «плясали до утра». Это идеологическая рубка станицы: на стене висит устав поселения и прочие заповеди, по которым живут в Машкине. Самая главная из них: «Без любви все - ничто».

Вдруг из подпола показывается бородатая голова… Вздрагиваем.
- Ванька, ты, что ли? - окликает атаман.
Добрый молодец Иван, с которым мы час назад пили чай, сейчас ремонтирует пол в трапезной, таскает кирпичи. Ежедневный труд здесь норма жизни для взрослых и детей. Причем это радость, а не мука. «Самое большое преступление совершил тот, кто стал наказывать трудом», - комментирует Белояр.

Неторопливо оглядываем мастерские. В столярной мастерской - стружки дерева, в гончарной - печь для обжига, большой и малый гончарный круг и горшки. На днях в Машкино на ПМЖ приезжает девушка-портниха и тоже будет здесь работать. Эти мастерские - предтеча производства, когда деревня будет зарабатывать деньги сама.

Последний экспонат - это баня, где туристы летом стирают белье.
- А вы тоже в тазах стираете? - кошусь на Белояра.
- Что вы! - буркает Кайдаш. - У нас стиральная машина. Я же говорю: без фанатизма.
- Так все-таки кто вы? - в конце беседы возникает вопрос, который просился первым. - Вы - община?
- Община для меня слово сакральное, - отрезает атаман. - Ее нельзя создать искусственно. Чтобы общиной стать, людям надо пуд соли съесть. Мы - общежитие людей, которые хотят жить и работать на земле. Есть поговорка: рыба гниет с головы. Но с лидеров начинается и возрождение. Сейчас к нам много народу приезжает. Я так, как с вами, беседую и предлагаю им: живите. А потом как получится. Если человек пришел с миром, мы его примем.

У происходящего в этой деревне есть пяток названий: станица, общежитие, экопоселение, проект…
Но в мыслях я называю это просто Машкино - как феномен, которого еще не было на тверской земле, а может, и в России.
И хочется верить, что оно навсегда.

Под редактирована 1.04.2017 г.

Для местной и региональной власти, остаются актуальными проблемы малонаселённых пунктов (деревень, посёлков). Большие финансовые затраты на ремонт (обслуживание) поселковых авто дорог, снабжение электричеством (не говоря о газификации), обеспечение жителей социальными услугами (оказание медицинской помощи, доставкой детей в школы). Отсутствие достойной работы для трудоспособных граждан (тем более, для более требовательной молодёжи).
К тому же, бюджетные поступления от налогов с малочисленных населённых пунктов, значительно меньше, чем потребности на их обеспечение, всем необходимым.

Поэтому для власти, становится очевидным фактом, что переселение граждан из малых деревень, в более крупные населённые пункты, гораздо менее затратно для бюджетов, чем продолжение без перспективного их дотирования.

С другой стороны, наблюдается тенденция к переселению горожан в сельскую местность (в деревни, посёлки). Желающих купить недорогой дом в деревне, чтобы заниматься своим фермерским хозяйством (подворьем на участке).

Поэтому, можно предложить ряд стимулирующих мер по возрождению (развитию, решению проблем) малонаселённых пунктов (деревень, посёлков, районов) России.

Первое .

Необходимо работодателям, с заработной платы работающих лиц переводить часть от их налога НДФЛ (3% от 13%), не в региональный бюджет субъекта РФ, а в местный бюджет, где проживают их родители.

Многие молодые люди переезжают из деревень в город для устройства на работу. Во время отпуска они приезжают к родителям в деревню, отдохнуть и оказать им помощь. Их родители, в свою очередь, помогают взрослым детям выращенными продуктами питания (уменьшая траты на питание в городе).

Для работодателей (для города) молодые люди из сельской местности выгодны тем, что они трудолюбивы, не боятся трудной и грязной работы (так как в детстве управлялись со скотиной).

Поэтому, будет справедливо отправлять в качестве компенсации, часть налога НДФЛ, в местные бюджеты (деревень, сёл), где живут их родители – пенсионеры.

Тогда, проживание пенсионеров (родителей детей, работающих в городе) станет выгодно, будет приносить прибыль местному бюджету. Отношение местной власти к пенсионерам значительно улучшится.
Возможно впоследствии, даже станет выгодно заманивать пенсионеров в малые населённые пункты для их проживания.

Так же, родители – пенсионеры, проживающие в деревне, являются «стимулом» для работающих граждан (их детей) проводить отпуск у них в деревне, а не ездить отдыхать за границу.

Второе .

Уменьшить затраты из соответствующих бюджетов (дорожных фондов) на ремонт муниципальных (местных) дорог общего пользования до малонаселённых пунктов (посёлков, деревень). За счёт, взаимовыгодного сотрудничества с владельцами объектов экологического туризма и с аграриями (фермерами, крестьянским хозяйствам, организациям).

Одна из основных проблем, почему выгоднее переселить малочисленные деревни в более крупные, это большие затраты на ремонт и обслуживание авто дорог до малых населённых пунктов.

То что, переселять малочисленные деревни в большие деревни, само собой выгоднее, это очевидный факт.

Но, что делать с авто дорогой к населённому пункту (который пересилили или планируют переселить).

Авто дорога до малонаселённых пунктов приносит пользу сельхоз производителям. Так как позволяет перемещать сельскохозяйственную технику.
Да и на территории малочисленных (или заброшенных) деревень и вокруг них, возможно, находится большая площадь с хорошей плодородной землёй, водоёмы для разведения рыбы, участок леса со строительной древесиной и т.п.
В данный район приезжают для активного отдыха горожане (охотники, рыболовы, сборщики ягод, грибов и т.д.), «экологические» туристы.

Но, чтобы дорога не осталась заброшенной, не кому не нужной. Необходимо, простимулировать вдоль неё, развитие сельхозпроизводства. А, в районе малочисленной деревни развитие объектов экологического туризма.

Тогда владельцы туристических объектов и сельхозпроизводители будут заинтересованы в подъездной дороге к своим объектам, организациям. И занялись бы, её ремонтом и поддержанием в хорошем состоянии, даже после отказа местной власти в обслуживании данной дороги (в виду переселения малой деревни).

Это так же, уменьшит затраты из соответствующих бюджетов (дорожных фондов) на ремонт муниципальных (местных) дорог общего пользования до малонаселённых пунктов (посёлков, деревень). За счёт, взаимовыгодного сотрудничества с владельцами объектов экологического туризма и с аграриями (фермерами, крестьянским хозяйствам, организациям).

Для этого.

Региональная, местная власть должна предоставить аграриям льготные (вплоть до нуля) ставки по уплате налога на землю, вдоль поселковых автодорог (дорог местного значения общего пользования). Участки земли, шириной от 50 до 80 м от обочины дороги по обе стороны, от автотрассы до малочисленных населённых пунктов. При выполнении ряда условий и соблюдении требований.

Вдоль дороги, с обоих сторон, на удалении 50 - 80 метров, должны быть высажены заградительные лесополосы, для снижения заносов дороги снегом в зимний период. Снижения неприятного воздействия солнца на водителей (в утренние и вечерние часы, когда солнце находится низко и слепит глаза водителям), так как лесополосы будут давать тень.
Лесополоса должна быть четырёхрядная, для повышения устойчивости выживания посаженных деревьев. Посаженные деревья должны быть, желательно строительных пород, пригодных для выращивания в данных климатических регионах. С мало-раскидистой кроной, для снижения затрат на очистку лесополос.
Участок земли (сельскохозяйственного назначения) со льготной ставкой налогообложения должен использоваться под посадку зерновых (овощных) культур. Что даёт ежегодную перепашку земли, для повышения пожарной безопасности.
И, выполнения условия – вспомогательной уборки обочин дорог от мусора.

В случае, если не удаётся договориться с аграриями. Необходимо, использовать другой вариант.
Уплату налога на участок земли вдоль автодорог, производить не в местный бюджет, а на целевые счёта в соответствующие дорожные фонды районов, сельских поселений, из которых производится оплата обслуживания и ремонт поселковых дорог.

Ещё.
За счёт льготной ставки на участки земли сельскохозяйственного назначения, можно обеспечить, пожарную безопасность малонаселённых пунктов. Если определить эти участки земли, вокруг населённых пунктов.
Посадка лесополос поможет развитию лесного комплекса РФ. Следовательно, возможно получение аграриями субсидий.

С целью дополнительного стимулирования развития экологического туризма в районах малочисленных населённых пунктах, как и районах удалённых от населённых пунктов.
Разрешить часть налога на прибыль с объектов экологического туризма использовать для возмещения затрат на ремонт местной дороги общего назначения по которой клиенты приезжают (добираются) до туристического объекта.

Для чего добавить в Налоговый кодекс РФ статью (или пункт, подпункт в одну из существующих статей НК).
Предоставить возможность уменьшить налоговую ставку на 1/3 по уплачиваемому налогу, на текущий налоговый период, налогоплательщику - юридическому лицу, являющимся владельцем объекта экологического туризма на территории Российской Федерации.
Если налогоплательщик, в прошлом налоговом году, произвёл, за счёт собственных средств, ремонт дороги местного значении (общего пользования), по которой клиенты приезжают (добираются) до его туристического объекта. В объёме, не менее 30% от размера прибыли за прошлый налоговый год.
Дополнительно, для удалённых туристических объектов, расположенных более чем на 10 км по местной дороги от районного центра (от дороги федерального, регионального значения). Предоставить возможность уменьшить ставку на 1/2 по уплачиваемому налогу, если соответственно, налогоплательщик, в прошлом налоговом году, произвёл, за счёт собственных средств, ремонт дороги местного значении (общего пользования), по которой клиенты приезжают (добираются) до его туристического объекта. В объёме, не менее 50% от размера прибыли за прошлый налоговый год.

Третье .

Повышение потребительского спроса на фермерскую продукцию .

Фермеры, пожалуй являются, основным бизнесом в деревне. А так же, относятся к семейному бизнесу.

Проблема фермеров в том, что себестоимость произведённых ими продуктов, выше чем у крупных агрохолдингов.

Из-за малых объёмов, дороговизны, малого срока хранения, сетевые магазины не стремятся брать фермерскую продукцию под реализацию.

Поэтому, фермеры вынуждены практически за бесценок сбывать свою продукцию переработчикам.

В тоже время, в стране возрос потребительский спрос на фермерскую продукцию, чем воспользовались хитрые промышленники (производители продуктов) и магазины. А фермеры остались в стороне, из-за несовершенства действующего законодательства.

По сведениям из СМИ.
Согласно исследованию компании Nielsen, 60% москвичей в наше время выбирают экологически чистые продукты. Уловив эту тенденцию, производители наклеивают на свои товары всевозможные ярлыки вроде "Продукты от фермера", "Сделано на ферме", а сетевые магазины отводят под них целые стеллажи. И товары там не залеживаются: люди охотно их покупают, несмотря на довольно высокие цены, а затем разочаровываются. "Ко мне довольно часто обращаются избиратели с одним и тем же вопросом: за что мы переплачиваем деньги? - рассказывает Илья Свиридов. - Люди верят производителям и броским названиям, но зачастую не читают этикетки, где упоминаются ингредиенты, использованные при производстве того или иного продукта, не вдаются в подробности, а кто, собственно, этот фермер, который его произвел? Мы с коллегами проводили рейды в магазинах, изучали так называемую фермерскую продукцию и видели, что в большинстве случаев там содержатся химические ингредиенты, а производители - никакие не крестьяне, а крупные промышленники". "Название "фермерский продукт" - чисто маркетинговый ход, - соглашается глава комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников.
http://www.rg.ru/2015/07/21/fermprod.html

Чтобы поддержать фермеров и интересы потребителей (граждан), желающих покупать экологически чистые, качественные продукты. Заинтересовать сетевые магазины, брать под реализацию фермерские продукты, а также переработчиков закупать у фермеров, их продукцию, по более высокой цене.

Необходимо, ввести (а по-сути вернуть) маркировку (классификацию) качества на продовольственные товары (продукты питания), когда-то действовавшую в СССР: «Сорт высший, первый, второй, третий» .

Но с учётом современных российских реалиях. На сколько, качество продуктов (их вкусовые свойства, состав) соответствует ожиданиям потребителя и требованиям специалистов (экспертов, дегустаторов для продуктов).

Высший сорт . Аналог БИО сертификации, Европейской системы сертификации органической продукции (обязателен для всех органических продуктов, продаваемых на территории Евросоюза).

К примеру, привожу, некоторые из норм, по которым проходит европейская БИО сертификация:
Сельскохозяйственные плантации в течении минимум 3 лет до выращивания БИО продуктов должны обрабатываться без использования химических удобрений;
Запрещено использование генной инженерии в производстве продуктов;
При выращивании скота запрещено использовать какие-либо гормоны роста и антибиотики;
Запрещено применение пестицидов, гербицидов, инсектицидов, фунгицидов, азотосодержащих и других видов химических удобрений;
Ограничено использование удобрений, содержащих магний, микроэлементы, минерального калия, навоза и тяжелых металлов;
Почвы должны поддерживаться с помощью разнообразного севооборота и биологически расщепляемых удобрений исключительно микробиологического, растительного или животного происхождения;
Для борьбы с вредителями используются физические барьеры, свет, ультразвук, ультрафиолетовые излучения, специальные температурные режимы. http://biostoria.ru/bioprodukty/euro-certification

Первый сорт . Для животноводства, в основном предъявляются требования выращивания животных в большей степени на траве (овощах), в меньшей степени на комбикормах. Для растениеводства, предъявляются требования выращивания овощей в открытом грунте, с минимумом внесения химических удобрений, минимум (на этапе роста) обработке растений ядами от вредителей.
Мясо и овощи, фрукты (по-сути являющиеся фермерскими продуктами), обладают хорошими вкусовыми качествами, богатым содержанием полезных микроэлементов, витаминов.
Консервы, колбасы, полуфабрикаты, молочные продукты, кондитерские изделия, соки и другие пищевые продукты, изготовлены по ГОСТу, из ингредиентов 1 сорта.

Второй сорт . Должен занимать в объеме продаваемых продуктов (не отнесённых к высшему и первому сорту) не более 70-75%.
Консервы, колбасы, молочные продукты, соки и другие пищевые продукты изготовленные по ТУ или ГОСТу, из ингредиентов 2 сорта.
При превышении установленного % объёма, ужесточаются требования к продуктам 2 сорта.

Третий сорт . Остальные продукты питания, допущенные к продаже на внутреннем рынке.

На предложение из данной статьи "по повышению потребительского спроса на фермерскую продукцию " была подана Общественная инициатива № 26Ф25492 , голосование в поддержку закончилось 1.04.2017г.

Желательно, дополнительно внести изменения в размеры ставок Налога на добавленную стоимость (НДС) на продовольственные товары (Налоговый кодекс РФ Статья 164. Налоговые ставки

Для продовольственных товаров высшего и 1 сорта, установить меньшую ставку в 9%. Для продовольственных товаров 2 сорта, оставить действующую ставку 10%. Для продовольственных товаров 3 сорта, установить повышенную ставку в 11%.

Повышение ставок для продовольственных товаров 3 сорта, позволит создать дополнительное препятствие для некачественных импортных продуктов питания.

Так по информации из СМИ
До 80 процентов товаров на полках российских торговых сетей зачастую поставляют недобросовестные иностранные компании, что подтверждают последние проверки Россельхознадзора. В это же время отечественные производители подвергаются дискриминации, заявил председатель Комиссии Общественной палаты по социальной поддержке граждан и качеству жизни Владимир Слепак.
http://www.rg.ru/2014/08/01/torgovlya-site-anons.html

Четвёртое .

Можно создать условия для стимулирования строительства и переноса предприятий (заводов) в малонаселённые районы (пункты).

При этом добиться, осуществление наибольшее числа, дополнительных положительных результатов.

В этом отношении, наиболее подходящим, является внесение изменения в размеры платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Регулируется постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".

Что дополнительно позволит. Уменьшить воздействие вредных выбросов и отходов предприятий, на граждан в густонаселённых районах (городах), за счёт переноса вредного производства в малонаселённые районы. Как следствие, уменьшить количество заболеваний граждан, с вязанных с загрязнением окружающей среды данными предприятиями.

Увеличение платы за загрязнение среды, будет стимулировать бизнес модернизировать свои предприятия (заводы), устанавливать более современное оборудование, с меньшим количеством выбросов загрязнений в окружающую среду.

Для этого, внести следующие дополнения, в выше приведенное постановление.

Для стационарных источников, используемых в технологическом процессе, для производства товаров, изделий, продуктов, размещённых в черте крупного города (областного, краевого значения или города с населением более 100 тыс. граждан), или за чертой города на удалении не более 10 км, использовать в качестве базового норматива платы, только установленные ставки за сверх лимитное загрязнение окружающей среды.

Для стационарных источников, используемых в технологическом процессе, для производства товаров, изделий, продуктов, размещённых в черте города районного значения, или за чертой районного города на удалении не более 5 км, использовать в качестве базового норматива платы, уменьшенные в два раза, установленные ставки за сверх лимитное загрязнение окружающей среды.

Установить переходный период в 15-20 лет, для действующих сейчас предприятий имеющих стационарные источники, подпадающие под вышеприведённые пункты. Для постепенного (поэтапного) увеличения для них платы за загрязнения природной среды, в течение переходного периода.

В итоге, бизнесу станет выгоднее (с целью уменьшения платы за загрязнения природной среды), строить (переносить) свои предприятия, заводы в малонаселённые районы (пункты).

Так же, рекомендую статьи влияющие на благоустройство городов, решение важных городских проблем. Экспертное мнение и аналитика о ситуации в обществе России.

Недостатки реализуемой властью мусорной реформы. И предложения по внесению необходимых социально-справедливых, экономически обоснованных изменений в мусорную реформу в интересах общества и экономики России

Как можно с выгодой устранить, существующую в России систему двойного налогообложения товаропроизводителей

Дать гражданам возможность участвовать в распределении налогов

Введение прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ, грамотным способом

Ещё, порекомендую прочитать актуальную статью Недостатки новой пенсионной системы расчёта пенсии и попытки увеличения пенсионного возраста. Пути социально справедливого реформирования пенсионной системы

КАК ВОЗРОДИТЬ ДЕРЕВНЮ? На днях в газете «Комсомольская правда» появилась статья известного журналиста Дмитрия Стешина, посвящённая проблеме постепенного исчезновения русских деревень. Проблема является общей для всей Центральной России, и касается отнюдь не только Тверской области, где побывал спецкор «Комсомолки», глубоко задетый этой темой. Рейтинг умерших деревень, составленный по результатам переписи населения, может найти в интернете любой желающий. Судя по опубликованным данным, в России сегодня 20 тысяч посёлков, в которых не осталось ни одного жителя, и ещё 36 тысяч, где живёт всего один человек... НАДО ОТДАВАТЬ ЛЮДЯМ ЗЕМЛИ КАК ПОМЕСТЬЯ Свой комментарий по названной теме, в частности, дал владыка Тихон (Шевкунов), митрополит Псковский и Порховский: – У меня в своё время было хозяйство в Рязанской области, и люди возвращались в деревню, получали достойные зарплаты. Но у меня другая работа – кадилом махать, а я носился двадцать лет по эти полям, собирал алкоголиков и приводил их в чувство. А вот в Нечерноземье... Произошла трагедия, когда были объявлены бесперспективными эти регионы, и стали вкладывать деньги в целину. Хотя следовало бы – вкладывать именно в них. И не только в сельское хозяйство – нужно было поднимать большие производства. Я вот бился, как сумасшедший, чтобы было 25 центнеров с гектара, потом – 45, сейчас – 47... Приезжаю в Краснодарский край, а у них – 80 центнеров! И себестоимость зерна совершенно смешная – по сравнению с Рязанской областью. И они мне говорят: Краснодарский край, Ставрополье, Поволжье и Алтай не просто накормят всю страну – будут избытки. Я сейчас вижу выход только в том, чтобы подводить к красивым озёрам дороги, газ, электричество. И отдавать эти земли как поместья простым людям. Сколько тебе нужно – 10 га? И вот тебе – безвозвратная субсидия на дом. Не нужно мучиться с товарным сельхозпроизводством. Просто живи, держи грядки, коз, кроликов! Малое фермерское хозяйство в родовом поместье, гостевой дом... Я и президенту это говорил – отдавайте земли на ответственное хранение помещикам! В той же Псковской области так и жили традиционно – хуторским хозяйством. ИСХОД ИЗ ГОРОДОВ БУДЕТ НАРАСТАТЬ Не остались равнодушными к этой публикации и читатели «Комсомолки». Они оставили под статьёй на сайте и прислали в редакцию сотни откликов и писем. Вот фрагменты некоторых из них. – Тут, говорят, в РФ сельское хозяйство севернее 55-й параллели (Рязани) убыточно. Мол, оно останется только в Краснодарском крае, в Белгородской и Воронежской областях, на Алтае. Но ведь это же неправда! Целый ряд сельскохозяйственных культур в средней полосе растёт лучше. Это лён, рожь, практически все овощи плюс разнотравье (покосы – до трёх раз за летний сезон), молоко не такое жирное, как южное, но только из него получают отменное вологодское масло... А это – как белуга среди рыб! И эти продукты намного вкуснее южных. Даже южане это признают! При этом все они могут проходить, как «эко», а значит, хотя бы детям их можно и нужно давать. – Я думаю, что вымирание деревень будет продолжаться. Но не всё так плохо. Из разбухающих мегаполисов уже сейчас сочится тоненький ручеёк переселенцев, осваивающих брошенные сёла. Думаю, исход из городов будет нарастать. Так что ещё не всё потеряно. – 150 лет назад – это середина XIX века. В это время шёл быстрый рост населения России и прежде всего – сельского. До сих пор в деревнях стоят построенные в то время дома, в том числе – каменные. Сохранились здания земских больниц с резными наличниками, железной крышей и бронзовыми ручками дверей! После Великой Отечественной войны деревня тоже быстро восстанавливалась: с 1945-го по 1955 год население выросло на 28 миллионов человек! Русская деревня начала деградировать при Хрущеве, когда у крестьян отобрали личные участки, задавили налогами, а колхозы заставили выкупить старую технику из МТС по завышенным ценам, а новую отправили на целину. Вот тогда народ и побежал из деревни. Свою лепту в положение дел на селе внёс и Брежнев: именно при нём Центральная Россия стала «неперспективным Нечерноземьем». Сейчас все национальные республики, особенно на Северном Кавказе, получают дотации в повышенных размерах. Малую толику этих денег вложите в русскую деревню, и они окупятся стократно! – Единственный выход, как и говорит владыка Тихон (Шевкунов), – раздавать землю. Полно желающих, тех же москвичей-дачников. У самого есть домдача в Тверской области. Приезжают дачники – появляется работа у местных (из тех, кто не пьёт, конечно). Я бы взял несколько гектаров в придачу к своим 40 соткам. Выращивать что-нибудь вряд ли стану сам, но и не позволю земле зарасти бурьяном, что тоже неплохо. БЕЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕ ОБОЙТИСЬ Наша газета тоже решила присоединиться к обсуждению проблемы, поскольку она касается всех, в том числе жителей Ржевского района. Кстати говоря, в статье «Комсомолки» наш район тоже фигурирует – правда, в качестве положительного примера. Однако это не снимает остроту проблемы с исчезающими с карты сельских районов деревнями. Журналист «Комсомолки» поднял очень большую и сложную проблему в этом разговоре о русской деревне. Речь ведь идёт не о том, стоит ли развивать сельское хозяйство. Здесь всё ясно и понятно – нужно вкладывать деньги, выдавать целевые субсидии, льготные кредиты и т.п. По большому счёту разговор идёт о том, какой быть нашей стране в ближайшем и более отдалённом будущем. Вот, например, Алексей Кудрин, один из лидеров общественного мнения в России, много лет бывший министром финансов и даже вице-премьером, считает, что вся страна должна превратиться в несколько агломераций. Людей в них обеспечат занятостью и культурным отдыхом, ну, а то, что с природой они будут общаться, выезжая куда-нибудь в Турцию или Таиланд, – так это нормально. Понятное дело, человек этот русской деревни не знает, не понимает, и она даром ему не нужна. Более того, он не понимает русской души, как сейчас говорят, русской ментальности, но это, в конце концов, его проблемы. Куда более важный вопрос, чем идеи отдельно взятого чиновника, – магистральный путь развития России. Связан ли он с подъёмом русской деревни, или её судьба – остаться на обочине и со временем окончательно исчезнуть? Но ведь тогда вместе с ней может исчезнуть и русский код – то, что делает нас особенным народом, со своими обычаями, традициями, взглядами. В мегаполисах сохранить свою особость чрезвычайно сложно, если вообще возможно – они всё и всех унифицируют, «причёсывают» под одну гребёнку. Становиться человеком среднего рода как-то не очень хочется. Значит, русская деревня нам нужна. Но тогда возникает вопрос: какой ей быть? Рассуждая на эту тему, про Оленинский район, где побывал спецкор "Комсомолки", говорить не станем – это будет не вполне корректно. Но вот, например, ржевская деревня Звягино, которая долгое время не жила, а выживала. Теперь рядом с ней строится свинокомплекс, а жители не знают, то ли радоваться им, то ли огорчаться. Не верят власти, боятся нарушения экологии; хватает и тех, кто просто разучился и не желает работать. В соседней деревне Зайцево тоже на протяжении многих лет происходил распад и ничего не созидалось. Но вот появились активные, энергичные люди, желающие вдохнуть новую жизнь в деревню, которая некогда была центром большого поместья. Правда, они оказались пришельцами со стороны. Пусть так, но деревня вдруг почувствовала биение жизни, а у её жителей появилась надежда. Надежда на то, что с помощью туризма можно сдвинуть замшелый камень застоявшейся атмосферы, и тогда появится то, чего не было долгие годы, – перспектив для лучшей жизни. Или вот Колембеты, о которых идёт речь в газетном материале, владельцы и создатели гостевого комплекса «Усадьба Чертолино», – они для кого стараются? Для себя? Да, наверное. Но ведь они могут дать работу десяти, а в перспективе и куда большему количеству людей. Не говоря уже о том, что их трудами и усилиями облагораживаются не только природный ландшафт, но и человеческие отношения. Своим примером они показывают, что можно жить иначе – красивее, честнее, благороднее. Всё это – островки новой жизни, жаль только, что всего лишь островки. А нам нужен целый континент под названием «Возрождение русской деревни». И здесь без федеральной целевой программы не обойтись, ибо никаким местным властям эту необъятную проблему в одиночку не решить – будь они хоть семи пядей во лбу. Создание такой программы должно начинаться снизу, когда сами районы определяли бы, где перспективнее заниматься сельскохозяйственным производством, где – размещать переработку и хранение продукции, а где – сосредоточиться на развитии туризма. Тогда уже можно будет все эти сферы объединить и создать единую федеральную целевую программу. Что касается раздачи земли, здесь есть, над чем подумать. Идея не бесспорная, но при выполнении целого ряда условий и она может сработать. Использовать можно разные подходы. Не должно быть только одного – равнодушного взирания на исчезновение русских деревень с карты страны. Пожалуй, этого нам потомки могут и не простить. На снимках: для умирающих деревень всё же есть надежда – на людей, готовых их возрождать. Один из самых ярких примеров в Ржевском районе – супруги Колембет, восстанавливающие усадьбу Чертолино (на втором фото). P.S. Приглашаем неравнодушных читателей также высказаться на заявленную тему.

ПРОЕКТЫ В РЕГИОНАХ. ВОЗРОЖДЕНИЕ ДЕРЕВНИ

Основную ставку нужно делать на возрождение крестьянских (фермерских) хозяйств. На восстановление местной (муниципальной) власти.
Нужно использовать опыт крестьянских хозяйств и власти на местах - земств.

Нужно востанавливать экономическую модель в регионах, .

Нужно возвращать налоги из центра на места и целенаправленно(региональные и федеральные инвестиционные программы) вкладывать в экономику села.
Отчисление налогов по месту расположения производства , а не расположению офиса или юридического адреса..

Восстановление деревень(инфроструктуры, формы собственности, крестьянского самоуправления- мира)

Восстанавливать справедливость - возращать землю, скот, орудия производства потомкам ограбленных и уничтоженных большевиками.

Нужно возращать землю жителям деревень и сёл, у них-то побольше будет прав возврата земель и опыта работы на ней. Возврат(наращивание) земель и имущества жителям деревень, отнятых Н. Хрущёвым от личных хозяйств.

Пора возрождать территории общинных(муниципальных) земель для решения задач для жителей всей деревни: земли для выпаса скота, лесные угодья для сбора грибов, ягод, охоты, и обеспечения топливом или безплотинная миниГЭС на соседней речке (земля под общественные(муниципальные) предприятия).
Возвращение в муниципальную(общественную) собственность земель регионального и федерального значения для обеспечения основных нужд(земли отнятые большевиками у людей, у деревень).

Проекты на деревне. Увеличение объёмов и обрабатываемых территорий крестьянскими хозяйствами

Выделение, перераспределение ресурсов из региональных и федеральных фондов в муниципальные (финансы, земли, оборудование и скот) для показывающих положительную динамику деревень и регионов.
Внедрение успешных экономических схем и проектов на деревне.
Формирование ( , финансовый(паевые безпроцентые фонды), закупочный) для личных хозяйств и крестьянских.

Также формирование успешных форм социально ориентированных муниципальных предприятий(энергостанции, ресурсное предприятие(по самому распространённому местному ресурсу).
Помощь в обучении и формировании местных кадров.

Создание информационно-инвестиционных центров развития на деревне

Такие центры можно сформировать на базе новых деревенских информационно-общинных клубов(центров). .
Такие центры(обеспечение засчёт деревни-земства), прежде всего, будут включать в себя:
- доступ к интернету;
- помещение для встреч, мероприятий, обучения;
- информационные доски с новостями, предложениями и проектами.

Кадры. Крестьянские хозяйства и личные хозяйства

Человеческий потенциал, прежде всего нужно искать на земле, т.е. среди тех кто умеет и трудится на земле (крестьянства, личные хозяйства, дачи).

Прежде всего нужно определиться с теми кто хочет и теми кто может прокормить себя на земле.
По-этому желающих нужно разделить на тех кто будет жить там постоянно и те кто будет приезжать отдохнуть, поработать на земле.

Первая категория это деревенские жители, работающие на ближайших предприятиях, и живущие засчёт в т.ч. личного хозяйства. Также это те, кто имеет опыт жизни в сельской местности и готов переехать, если будет возможность прокормить себя на земле.

Вторая категория это дачники, также имеющие дома с земельным наделом и приезжающие на места для отдыха и выращивания овощей, плодово-ягодных культур. Из второй группу возможен переход во вторую группу при благоприятных условиях.

Опору для развития деревни нужно делать на первую категорию.

Существует также немногочисленная категория фермеров , труженников фермерских хозяйств(крестьянское хозяйство). Они могут выступать как пример эффективного проекта, делиться опытом.

Все желающие переселится постоянно на землю должны попробывать себя в 1-ой категории: подержать личное хозяйство(куры, овцы, кролики, козы и др.) или поработать в саду, огороде. Посмотреть, потянут они 10-12 часовой рабочий день на селе.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ

Нужно учесть негативный опыт прошлого. Те патологические изменения во власти, трагические страницы истории, которые повлияли на деревню и страну в целом.
Здесь 2 основных пласта: и захват голландцами с Московского царства.
Большевики с их уничтожением крестьянства и загон оставшихся в крепостные (в колхозы).
Создание репрессивного сверхцентрализационного государства с развитой системой наказания непокорных. Отсчёт здесь можно начинать от февральской и ноябрьской революций. -большевисткий проект управлялся из Англии, где располагаются хозяева колонизационной Ост-Индийской компании, до этого Генуэзской республики (Голландия и Англия, Крым до этого были колониями этой торговой корпорации).

Это захват Московского царства лжецарём Петром 1, перенесение столицы на балтийский берег в варяжский(балтийские славяне) город . Инфицирование произошло Генуэзской республикой из Голландии, которая посадила на трон Московии своего человека.
В дальнейшем Генуэзцы перебрались в Англию, переименов свою организацию в Ост-Индскую. Флаг, символику, устав они сохранили, над Англией сейчас развивается их флаг. Осуществив проект Великой Британской империи, захватив более половины земного шара.
Сейчас хозяева этого проекта перебрались в Европу, воссоздают Священную Римскую империю в виде Евросоюза.

Реформа власти. Децентрализация

По-этому, следует реформировать систему власти. Нынешняя колонизационная структура неповоротлива и удобна лишь для выкачивания средств из регионов. Нужно возвращать права распределяться своими ресурсами в регионы и на муниципальный уровень.
За модель можно взять (варяжскую) с её грамотным распределением финансовых и информационных потоков.
Это возрождение и укрепление муниципальной(земской) и региональной власти. Это снижение уровней управления во власти, расширение горизонтальных связей.

Постепенное сведение части текущей федеральной власти к реализации проектов, выбора представителей власти только на время работы проекта, а затем возвращение их в региональную власть.

- Отец Кирилл, у Вас деревенские корни?

- Я родился в шахтёрском посёлке Артёмовске на Донбассе. Отец мой - уроженец деревни Переездное Воронежской области, а мать - из села Старое Меловое Белгородской области. В детстве я часто бывал в этих деревнях, особенно в Переездном.

В Павловском районе, где находится Переездное, было два действующих храма, но очень много церквей разрушили после революции. В соседнем с Переездным селе Рассыпном на куполе колокольни я видел множество отметин от пуль. Однажды священник оттуда пришёл в Переездное, чтобы освятить куличи и яйца в Великую субботу, а пьяные мужики закрыли его в сарае, где он просидел всю ночь. Пасхальная служба была сорвана... Несколько десятилетий после массового закрытия храмов в этих местах крестил детей и отпевал покойников раб Божий Феодор, Фёдор Киприянович. Мне рассказывали, он был бесстрашным человеком, много пострадал за веру. Бывало, после очередных крестин дадут ему нагоняй местные власти, отвезут в поле подальше от деревни, а наутро он уже в другой деревне молится об усопшем. Никогда не унывал.

- А когда Вы уже в качестве священника стали опекать деревни?

- С лета 1991 года, тогда я решил приехать в Переездное, чтобы молитвенно помянуть бабушку - мать отца - в день 20-летия её преставления.

- Какой Вы увидели деревню тогда?

- Запомнился разговор с дояркой. Она сетовала на крайне низкую себестоимость молока, это совершенно обесценивало её труд. В деревне тогда появились перекупщики, за гроши скупавшие живность. Потянулись беженцы из республик бывшего Союза. Стало процветать воровство.

Со многими руководителями беседовал. Говорили примерно одно и тоже: высокие цены на горючее делают бессмысленным крестьянский труд, молодёжь покидает деревню, народ спивается. Руководитель хозяйства в селе Лесково - я освящал там его дом и здание, где располагалось правление, - поведал, как незадолго до этого увольнял доярок - за пьянство (!). Последние новости оттуда неутешительные: хозяйство в Лескове полностью развалилось, весь скот в Переездном вырезали.

- Неужели ничего нельзя сделать для пресечения этого зла?

- Этот же руководитель говорил: все знают, в каких домах села гонят самогон или продают некачественный спирт. А милиция бездействует - неприкосновенность частного жилища! Наркотики появились в деревне... После дискотеки у клуба прямо на земле валяются шприцы. Я абсолютно уверен, что народ сознательно спаивают. Смертность ужасающая.

- Зачем Вы установили несколько поклонных крестов в сельской местности, в чём видите смысл их появления в этих местах?

- Поклонные кресты в сёлах стали центром духовной жизни. Всего мы установили в Воронежской области двенадцать таких крестов. Организовали небольшие общины, снабдили людей богослужебными книгами. Таким образом, собираясь у крестов в воскресные и праздничные дни, жители этих сёл не будут оторваны от общей соборной молитвы нашего народа.

- Вы занимались ещё и восстановлением сельских храмов?

- Точнее сказать, давали импульс к их возрождению. Приезжали в какую-нибудь деревню, где храм лежал в руинах, вешали колокола на дереве, начинали трезвон. Люди ничего сначала не понимали, потом собирались к церкви. Служили молебен, затем - проповедь, общая трапеза. Потом приглашаем всех на трудовой час. Бывали настоящие чудеса. После нашего появления в селе Ерышевка через полтора месяца получаю письмо. Местные жители сообщают, что уже покрыли крышу, настелили полы, вставили окна и даже цветники вокруг церкви разбили.

- Что собираетесь делать дальше?

- Помню, как в селе Серяково была совершена первая служба в престольный день на Усекновение главы св. Иоанна Крестителя, и люди нас спросили: "Когда вы нам храм откроете?". А мы говорим: "Уже открыли этой службой". Они: "А дальше что?". - "А дальше в течение нескольких дней мы проведём здесь генеральную уборку и соорудим иконостас. Вы же приходите сюда каждую субботу и воскресение и, помолясь, прочитав молитвы по уставу, протрите подоконник, поставьте банку с цветами, а потом то же самое сделайте со следующим подоконником. То есть мы уверены, что благодаря регулярной молитве начнётся тяга к храму у людей. Так часто бывает. Очевидно, что нужно начинать не с составления огромных смет, а именно с молитвы. Молитва творит чудеса.

- Где Вы трудитесь сейчас?

- В Тверской области. Здесь община имеет несколько домиков. Установили с десяток поклонных крестов, копаемся в руинах нескольких храмов в вымирающих деревнях. Здесь положение ещё хуже. Журнал "Русский Дом" писал, что ежегодно с карты Тверской области исчезает около 40 деревень. Одна исчезла на наших глазах - Райки в Лихославском районе. Можно ещё понять временное приостановление появления новых населённых пунктов, но когда исчезают те, где жили люди столетиями, - это ужасно! Главная причина деградации и вымирания - ужасающее пьянство и безработица. Очень много заброшенных деревень. Этой зимой много приехало южан. Земельные паи скупаются за бесценок. На бумаге в районе более полутора сотен фермеров, реально - три человека, а ведь дотации и льготы получали все.

Пьянство повальное. Местный житель, мужчина 50-ти лет, сказал, что из его одноклассников половина уже умерли от палёной водки. Говорю: "Что ж, ждите здесь пару тысяч китайцев, которые заселят вашу землю". "Ой, не надо", - возражает. "Тогда зачем же вы спиваетесь и не рожаете детей?", - спрашиваю его. Но ответ очевиден: от безысходности.

- Что же делать? Вы всё так мрачно нарисовали...

- Исчерпывающие рекомендации дать затрудняюсь. Но... надо, наконец, начать систематическую работу по ограничению пьянства; не душить налогами оставшихся сельских могикан, а дотировать их только за то, что они ещё живут на земле. Вы посмотрите, что получается: от одной вымирающей деревни до другой несколько десятков километров. Деревня - наш тыл, резерв, в виду грядущих неизбежных катаклизмов. Мы списали долг Монголии в 6 млрд долл., Ираку - 23 млрд, а на национальный проект по развитию сельского хозяйства выделяем 1 млрд. Абсурд!

Контролёр по энергоснабжению рассказал про то, как бабушки в деревнях, хлебнувшие лиха на войне, в колхозах отработавшие несколько десятилетий, получают пенсию 1800 руб., а их ещё заставляют приобретать новые счётчики за 600 руб.!

Селу необходима серьёзная материальная поддержка. Надо срочно провести противоаварийное работы в разрушающихся сельских храмах, сельских школах, почтах, библиотеках. Не будет их - вымирание деревни пойдёт семимильными шагами. Необходима целевая материальная помощь. Важно сплотить людей. Я верю в силу воздействия православных деревенских общин, в то, что они способны исцелить любые гнойные раны...

Беседовал Владимир Александрович ФРОЛОВ

http://www.russdom.ru/2007/200712i/20071233.shtml