Основные экологические нормативы качества окружающей среды. Классификация нормативов качества окружающей среды Нормативы качества окружающей среды подразделяются на

  • 10Ответ. Понятие «Экологическая безопасность окружающей среды» основные показатели и характеристика.
  • 11 Ответ. Природно-антропогенный объект, компоненты, характеристика, свойства и роль в охране окружающей среды.
  • 12 Ответ. Предмет и цель охраны окружающей среды на разных этапах развития природы и общества.
  • 13.Ответ. Различные аспекты охраны окружающей среды, их характеристика.
  • 14.Ответ. Исторические этапы взаимодействия человека с окружающей природной средой.
  • 15.Ответ. Понятие эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 16.Ответ. Цели, задачи и принципы эколого-экономического мониторинга окружающей среды.
  • 17.Ответ. Мониторинг окружающей среды, процедуры, их составная часть и порядок их реализации.
  • Измерительная система;
  • 22.Ответы. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. №7- фз и реализация основных положений закона в современных условиях.
  • 23.Ответ. Основные принципы системы эколого-экономического мониторинга окружающей среды, их характеристика.
  • 24.Ответ. Экологический мониторинг и экологический контроль окружающей среды, содержание, задачи и направления практического применения.
  • 25.Ответ. Правовые и организационные основы экологического мониторинга.
  • Правовые и организационные основы мониторинга
  • Состояние и тенденции развития нормативно-правовой базы природоохранной деятельности.
  • 26.Ответ. Организация систем мониторинга на предприятиях с разным технологическим циклом.
  • 27.Ответ. Основные направления природоохранной деятельности в Российском законодательстве.
  • 28.Ответ. Нормативно-правовая база организации системы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Российской Федерации.
  • 29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.
  • 30.Ответ. Основные международные соглашения и протоколы по охране окружающей среды, их реализация в России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.
  • 32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.
  • 34.Ответ. Экологические нормативы охраны окружающей среды и порядок их применения.
  • 35.Ответ. Производственно-хозяйственные нормативы охраны окружающей среды и их особенности.
  • 36.Ответ. Технологические нормативы охраны окружающей среды, их общая характеристика и отраслевые различия.
  • 37.Ответ. Рекреационные нормативы охраны окружающей среды и их характеристика.
  • 38.Ответ. Научно-технические нормативам и их отраслевые особенности.
  • 39.Ответ. Основные оценочные нормативы качества воздушной среды.
  • 40.Ответ. Система оценки качества водных ресурсов, характеристика основ- ных показателей.
  • 42.Ответ. Основные нормативы и показатели оценки качества продуктов питания.
  • 43Ответ. Оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды.
  • 44.Ответ. Нормирование и лимитирование выбросов загрязняющих веществ.
  • 45.Ответ. Нормирование и лимитирование сбросов загрязняющих веществ.
  • 46.Ответ. Понятие и состав административного механизма управления в сфере охраны окружающей среды.
  • 47.Ответ. Экологическая экспертиза составные элементы и порядок реализации.
  • 48.Ответ. Экологическая стандартизация и сертификация, содержание и формы.
  • 50.Ответ. Мониторинг окружающей среды и ведение государственных природных кадастров.
  • 51.Ответ. Экологический контроль: понятие и виды. Понятие экологического контроля
  • Виды экологического контроля:
  • 52.Ответ.Классификация природных ресурсов и их характеристика.
  • 54.Ответ. Объекты и принципы охраны окружающей среды и х характеристика и особенности.
  • 55.Ответ. Нормативно-правовые основы охраны окружающей среды в России.
  • 56.Ответ. Возможности предотвращения и снижения антропогенных воздействий на атмосферный воздух.
  • 57.Ответ. Пути предотвращения и снижения антропогенных воздействий на водные объекты.
  • 58.Ответ. Особенности охраны и рационального использования земельных ресурсов в России.
  • 59.Ответ. Особенности охраны и управления заповедными территориями России.
  • 31.Ответ. Качество окружающей среды, нормативы качества окружающей среды, их классификация.

    Под качеством окружающей природной среды понимается степень со­ответствия природных условий потребностям людей или других живых орга­низмов.

    В более широком смысле качество природной среды не ограничивается только степенью соответствия природных условий потребностям популяций, поскольку изменение качества одного элемента природной среды неизбежно нарушает природное равновесие и влечет за собой изменения других элемен­тов биосферы. Так, изменение климатических характеристик атмосферы могут привести к ландшафтным изменениям (опустыниванию, затоплению и др.).

    Оценка качества окружающей среды проводится дифференцированно по ряду направлений, по которым анализируется качество воздушного бас­сейна, водной среды, почвенного слоя, продуктов питания и т.д.

    Нормативы качества окружающей среды, их классификация В Законе Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей природной среды определяют научно обоснованную меру сочетания жестких экологических требований общества к качеству среды обитания и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности.

    В основу нормативов качества природной среды положены три показателя:

      мед ици нский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его ге­нетической программе);

      технологический (способность экономики обеспечить выполнение ус­тановленных пределов воздействия на человека и условия его жизне­деятельности);

      научно-технический (способность технических средств обеспечить контроль за соблюдением пределов воздействия по всем параметрам). Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требо­вания к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной по­роговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физического, био­логического, радиационного и другого воздействия.

    32.Ответ. Нормирование качества окружающей среды, основные принципы и практические подходы.

    Нормирование качества окружающей природной среды - это установление нормативов предельно допустимых воздействий человека на природу и является центральной идеей Закона «Об охране окружающей природной среды» – раздел 4 (ст.25-34).

    Под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных и других интересов человека, вносящая изменения в природную среду.

    Разработка нормативов ведется в трех основных направлениях:

    1. гигиеническое нормирование качества окружающей среды;

    2. экологическое нормирование допустимых нагрузок на экосистему;

    3. регламентация объемов загрязнения, поступающих в окружающую природную среду.

    Общие требования к нормам качества: экологическая безопасность населения; сохранение генетического фонда; обеспечение рационального использования и воспроизводства природных условий устойчивого развития хозяйственной деятельности.

    Задача экологического нормирования - обеспечение благополучия экологических систем в целом и здоровья человека, т.е. сохранение установившегося в природе равновесия в пределах возможной саморегуляции.

    По объектам охранынормативы объединяются в три группы :

    1. санитарно- гигиенические нормативы, направленные на охрану здоровья человека (ПДК для водных объектов санитарно- гигиенического и культурно- бытового назначения, ПДК воздуха рабочей зоны и населенных пунктов, нормативы санитарно- защитных зон, уровней радиационных воздействий и др.);

    2. производственно- хозяйственные нормативы (ПДВ, ПДС, ОБУВ, различные строительные нормы и правила);

    3. собственно экологические нормативы ПДН - предельно допустимые нагрузки на экосистемы, ПДК для водоемов, используемых в рыбохозяйственных целях, нормативы изъятия природных ресурсов (минеральных, животных и растительных), добычи полезных ископаемых.

    По принципам вводимых ограничений подразделяются на группы:

    1. нормативы качества или состояния природной среды или объекта;

    2. нормативы воздействия на природную среду, природный объект или экосистему.

    Гигиенические нормативы устанавливаются в интересах охраны здоровья человека и сохранения генетического фонда некоторых видов растительного и животного мира.

    Установленные и утвержденные нормативы обязательны на всей территории РФ (и стран СНГ).

    Нормативы качества окружающей среды - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах и объектах.

    Под ПДК понимают предельно допустимую концентрацию различных видов загрязнителей в воздухе, воде или почве, превышение которой оказывает вредное воздействие на человека, растения или животных.

    ПДВ (предельно допустимые выбросы)- это масса выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника или совокупности источников загрязнения атмосферы.

    ПДС (предельно допустимый сброс) - масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

    ПДВ и ПДС являются основой для планирования мероприятий и проведения экспертизы по предотвращению загрязнения атмосферы и гидросферы.

    ЭДК - экологически допустимые концентрации вредных веществ в окружающей среде, не нарушающие гомеостатические механизмы саморегуляции экосистем. На основе ЭДК можно рассчитывать ЭДН.

    ЭДН – мера, которая позволит обеспечить баланс экологических и социально-экономических интересов человека- инструмент устойчивого развития общества.

    Норма загрязнения - предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допускаемая нормативными актами.

    В качестве критериев количественной оценки уровня загрязнения окружающей среды используются:

    Ø индекс загрязнения (ИЗ) - показатель, качественно и количественно отражающий присутствие в окружающей среде вещества- загрязнителя и степень его воздействия на живые организмы;

    Ø фоновая концентрация (ФК) - содержание вещества в объекте окружающей среды, определяемое суммой глобальных и региональных естественных и антропогенных вкладов;

    Ø под токсической концентрацией понимают концентрацию вредного вещества, которое способно при различной длительности воздействия вызывать гибель живых организмов или концентрацию вредного начала, вызывающую гибель живых организмов в течение 30 суток в результате воздействия на них вредных веществ.

    Вредное вещество - это инородный нехарактерный для природных экосистем ингредиент, оказывающий отрицательное влияние на них и живые организмы, обитающие в этих экосистемах.

    По химической природе вредные вещества или токсиканты бывают неорганического происхождения (ртуть, свинец, хром, цинк и др.) и органического (фенолы, нефтепродукты, пестициды и др.) происхождения.

    Наиболее приоритетными являются тяжелые металлы (свинец, ртуть, кадмий, медь, никель, кобальт, цинк), обладающие высокой токсичностью и миграционной способностью. Степень загрязнения окружающей среды токсикантами определяется их химически активными миграционными формами и механизмом миграции.

    Миграция элементов - это перенос и перераспределение химических элементов в земной коре и на поверхности Земли.

    Показателями негативного воздействия элементов и соединений на живые организмы являются токсичность и канцерогенность - это свойства элементов и соединений, отрицательно влияющие на живые организмы и приводящие к уменьшению продолжительности их жизни.

    Факторы окружающей среды, влияющие на токсичность : температура, растворенный кислород, рН, жесткость и щелочность воды.

    Канцерогенные вещества разделены на три категории: металлосодержащие частицы; водорастворимые соединения металлов; жирорастворимые соединения.

    К канцерогенным веществам относятся вещества, воздействие которых достоверно увеличивает частоту возникновения опухолей в популяциях человека или животных.

    Химические канцерогенные вещества подразделяются на группы:

    · полиароматические углеводороды (ПАУ) и гетероциклические соединения;

    · ароматические азотсоединения;

    · ароматические аминосоединения;

    · нитрозоамины и нитроамины;

    · металлы, металлоиды и неорганические соли.

    Наибольшее распространение получила классификация загрязняющих веществ по степени опасности. В соответствии с ГОСТ в РФ все вредные вещества по степени опасности разделены на 4 класса :

    1 – чрезвычайно опасные

    2 – высокоопасные

    3 – умеренно опасные

    4 – малоопасные.

    Опасность химических соединений характеризуют величиной минимально действующей концентрации:

    · пороговой дозой концентрации вещества, которая при однократном (остром) или многократном (хроническом) воздействии вызывает явные необратимые изменения жизнедеятельности человека;

    · смертельными (летальными) показателями ЛД 50 – средней смертельной дозой, вызывающей гибель подопытных животных в 50% случаев;

    · абсолютно смертельной дозой, ЛД 99 , вызывающей 100% гибель животных.

    33.ответ. Санитарно-гигиенические нормативы охраны окружающей среды и их практическое использование. Санитарно-гигиенические нормативы. Санитарно-гигиенические нормативы регламентируют условия и характеристики зон источников питье­вого водоснабжения, объектов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий и предназначены для защиты здоровья человека и снижения вредного воздействия источников загрязнения на элементы природной среды.

    Санитарно-гигиенические нормативы, в свою очередь, включают само­стоятельные группы: гигиенические нормативы и санитарно-защитные.

    Гигиенические нормативы отражают предельно допустимые концентра­ции загрязнителей в атмосферном воздухе, водной среде, почве, а также уров­ни вредных физических воздействий (акустических колебаний, электромаг­нитных полей, ионизирующего излучения), величины которых не оказывают какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдаленном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

    Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую приро­ду в меньших концентрациях, чем на организм человека, то при нормирова­нии исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

    К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические пока­затели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или фи­зические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие норма­тивы вредных воздействий для отдельных районов.

    Санитарно-защитные нормативы предназначены для защиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водопользования. Их используют при образо­вании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

    "

    Для оценки качества окружающей среды используют нормы и нормативы, ограничивающие воздействие вредных факторов. При обосновании норм и нормативов исходят из общего прин­ципа - естественная адаптационная возможность организма.

    При воздействии вредного вещества на организм вначале воз­никает адаптация, затем - «предболезнь» и далее, при сохра­нении той же интенсивности воздействия, развиваются различ­ные патологические болезненные эффекты, включающие в себя токсичные, канцерогенные, мутагенные, аллергенные, тератогенные. Эти болезненные эффекты могут вызвать болезнь и даже привести к летальному (смертельному) исходу.

    Нормы и нормативы качества окружающей среды подразде­ляются: на санитарно-гигиенические, экологические, производ­ственно -хозяйственные и временные .

    2.10.1. Санитарно-гигиенические нормативы

    К санитарно-гигиеническим нормативам относятся гигиени­ческие и санитарно-защитные нормативы.

    Под гигиеническими нормативами понимают предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в ат­мосфере, водоемах и почве, уровни вредных физических воздействий - вибраций, шума, электромагнитного и радиоактив­ного излучения, не оказывающих какого-нибудь вредного воздействия на организм человека в настоящее время и в отдален­ном будущем, а также на здоровье последующих поколений.

    Если вещество оказывает вредное воздействие на окружающую природу в меньших концентрациях, чем на организм че­ловека, то при нормировании исходят из порога действия этого вещества на окружающую среду.

    К гигиеническим нормативам относят также токсикометрические показатели, представляющие собой концентрации, дозы вредных веществ или физические факторы, которые вызывают фиксируемые реакции организма. Эти нормативы наиболее распространены и едины по всей территории страны. Наряду с ними в необходимых случаях устанавливают более жесткие нормативы вредных воздействий для отдельных районов.

    Санитарно-защитные нормативы предназначены для за­щиты здоровья человека от вредного воздействия источников загрязнения и обеспечения достаточной чистоты пунктов водо­пользования. Их используют при образовании санитарных зон источников водоснабжения, пунктов водопользования, санитарно-защитных зон предприятий.

    2.10.2. Экологические нормативы

    Экологические нормативы определяют предел антропоген­ного воздействия на окружающую среду, превышение которого может создать угрозу сохранению оптимальных условий со­вместного существования человека и его внешнего окружения. Они включают в себя эколого-гигиенические и эколого-защитные нормативы, а также предельно допустимые норма­тивные нагрузки на окружающую среду.


    При установлении эколого-гигиенических нормативов сле­дует учитывать, что многие живые организмы более чувстви­тельны к загрязнениям, чем человек, для которого установлены существующие нормативы, и поэтому целесообразно опреде­лять их на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедея­тельность живых организмов.

    Эколого-защитные нормативы направлены на сохранение генофонда Земли, восстановление экосистем, сохранение па­мятников всемирного культурного и природного наследия и т.п. Они используются при организации охранных зон заповед­ников, природных национальных парков, биосферных заповед­ников, зеленых зон городов и т.п.

    Применение системы предельно допустимых нормативов нагрузки на окружающую среду направлено на предотвращение истощения природной среды и разрушения ее экологических свя­зей, обеспечение рационального использования и воспроизводст­ва природных ресурсов. Эти нормативы представляют собой на­учно обоснованные предельно допустимые антропогенные воз­действия на определенный природно-территориальный комплекс.

    2.10.3. Производственно-хозяйственные нормативы

    Производственно-хозяйственные нормативы предназна­чены для ограничения параметров производственно - хозяйственной деятельности конкретного предприятия с точки зрения экологической защиты природной среды. К ним относятся тех­нологические, градостроительные, рекреационные и другие нормативы хозяйственной деятельности.

    Технологические нормативы включают: предельно допус­тимый выброс (ПДВ) вредных веществ в атмосферу, предельно допустимый сброс (ПДС) загрязняющих веществ в водоемы и предельно допустимое количество сжигаемого топлива (ПДТ). Эти нормативы устанавливаются для каждого источника по­ступления загрязнений в окружающую среду и тесно связаны с профилем работы, объемом и характером загрязнений конкрет­ного предприятия, цеха, агрегата. В связи с этим они могут быть разными даже в рамках одного предприятия. Область рег­ламентированного воздействия ПДВ, ПДС и ПДТ на качество окружающей среды весьма широка. С помощью этих нормати­вов лимитируются отходы и выбросы, производимые в резуль­тате осуществления отдельных видов работ на предприятиях, шумовое загрязнение воздушной среды, расход топлива и пр. В то же время данные нормативы, характеризуя предельно допус­тимое количество загрязнений, поступающих в окружающую среду в зоне расположения источников, оборудованных систе­мами обезвреживания, не позволяют дать оценку самим си­стемам обезвреживания.

    Градостроительные нормативы разрабатывают для обес­печения экологической безопасности при планировке и за­стройке городов и других населенных пунктов.

    Рекреационные нормативы определяют правила пользова­ния природными комплексами в целях обеспечения условий для полноценного отдыха и туризма.

    В тех случаях, когда по тем или иным объективным причи­нам не представляется возможным разработать гигиенические или технологические нормативы, устанавливают временные нормативы. По мере роста научных знаний, развития и совер­шенствования техники и технологии их регулярно пересматри­вают в сторону ужесточения с тем, чтобы воздействие на при­роду было минимальным.

    2.10.4. Виды нормативов при оценке качества воздушной среды,

    водных ресурсов, почвы, шума и радиоактивного загрязнения

    Оценка качества воздушной среды осуществляется на ос­нове следующих нормативов.

    Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны ПДК рз, мг/м 3 . При ежедневной восьми-, семи- и шестичасовой работе (кроме выходных дней) или при другой продолжительности рабочего дня, но не более 41 ч в не­делю, эта концентрация в течение всего рабочего дня не должна вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья которые могут быть обнаружены современными методами ис­следований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни человека.

    Предельно допустимая максимальная разовая концентра­ция загрязняющего вещества в воздухе населенных мест ПДК мр, мг/м 3 . При вдыхании в течение 30 мин эта концентрация не должна вызывать рефлекторных (в том числе субсенсорных) реакций в организме человека.

    Предельно допустимая среднесуточная концентрация вред­ного вещества в воздухе населенных мест ПДК сс, мг/м 3 , которая не должна вызывать отклонений в состоянии здоровья настоя­щего и последующих поколений при неопределенно долгом (в течение нескольких лет) вдыхании.

    Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) загрязняющего вещества в воздухе рабочей зоны ВДК рз, мг/м 3 . Числовые значения этого показателя для различных веществ определяются расчетным путем и действуют в течение 2 лет.

    Временно допустимая концентрация (ориентировочный безопасный уровень воздействия) вредного вещества в атмосфере ВДК ав, мг/м 3 , размер которой устанавливается расчетным путем и действует в течение 3 лет.

    Предельно допустимый выброс загрязняющих веществ в атмосферу ПДВ, кг/сут (г/ч). Этот показатель должен обеспечи­вать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в возду­хе населенных мест при наиболее неблагоприятных для рассеи­вания метеорологических условиях. Он определяется расчетным путем на 5 лет.

    Временно согласованный выброс ВСВ, кг/сут (г/ч) устанавливается в том случае, если по объективным причинам нель­зя определить ПДВ для источника выброса в данном населен­ном пункте. Срок действия этого норматива не более 5 лет.

    Предельно допустимое количество сжигаемого топлива ПДТ, т/ч. Этот показатель должен обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормативов по продуктам сгорания топлива в воздухе населенных мест при неблагоприятных для рассеивания метеорологических условиях. ПДТ устанавливается расчетным путем на срок не более 5 лет.

    Оценка качества водных ресурсов осуществляется с по­мощью системы основных показателей.

    Предельно допустимая концентрация загрязняющих ве­ществ в воде водоема ПДК В, мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на ор­ганизм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиениче­ские условия водопользования.

    Предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей, ПДК вр, мг/л. Для подавляющего большинства нормируе­мых веществ величина этого показателя всегда значительно меньше ПДК, в связи с тем, что токсические соединения могут накапливаться в организме рыб в весьма значительных количе­ствах без влияния на их жизнедеятельность.

    Временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) загрязняющих веществ в воде водоемов ВДК„, мг/л. Нормативы, определяемые этим показате­лем, устанавливаются расчетным путем на срок 3 года.

    Предельно допустимый сброс ПДС, г/ч (кг/сут), регламен­тирующий массу загрязняющего вещества в сточных водах, сбрасываемых в водоем. Применение этого показателя должно обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических нормати­вов, установленных для водных объектов. Величина ПДС опре­деляется расчетным путем на период, установленный органами по регулированию использования и охране вод. После этого она подлежит пересмотру в сторону уменьшения вплоть до прекра­щения сброса загрязняющих веществ в водоемы.

    Оценка качества почвы проводится по нормативам, установ­ленным в соответствии со следующими основными показателями.

    Предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в пахотном слое почвы ПДК П, мг/кг. При такой концентра­ции не должно оказываться прямого или косвенного отрица­тельного воздействия на контактирующие с почвой воду, воздух и, следовательно, здоровье человека, а также на самоочищаю­щую способность почвы.

    Временно допустимая концентрация (ориентировочно допустимая концентрация) вредного вещества в пахотном слое почвы ВДК П, мг/кг, устанавливается расчетным путем и дейст­вует в течение 3 лет.

    Оценка шумового загрязнения окружающей среды осуще­ствляется с помощью следующих показателей.

    Предельно допустимый уровень шума ПДУШ, дБА. Шум с таким уровнем при ежедневном систематическом воздействии в течение многих лет не должен вызывать отклонений в состоя­нии здоровья человека и мешать его нормальной трудовой дея­тельности.

    Допустимый уровень шума (допустимый уровень звукового давления) ДУШ, дБА, при котором длительное систематическое вредное воздействие шума на человека не проявляется или проявляется незначительно.

    Допустимый уровень ультразвука ДУУ, дБ. При таком уровне длительное систематическое воздействие на организм человека не проявляется или проявляется незначительно.

    Предельно допустимый уровень инфразвука ПДУИ, дБ. Длительное систематическое воздействие инфразвука с таким уровнем на организм человека не должно приводить к отклоне­ниям в состоянии здоровья которые могут быть обнаружены современными методами исследований, и нарушать нормаль­ную трудовую деятельность.

    Предельно допустимая шумовая характеристика машин и механизмов ПДШХ. Этот показатель должен обеспечивать со­блюдение санитарно-гигиенических нормативов во всех октавных полосах частот. Его значение определяется по результатам статистической обработки шумовых характеристик однотипных машин и механизмов.

    Технически достижимая шумовая характеристика машин и механизмов ТДШХ применяется в тех случаях, когда по объек­тивным причинам невозможно установить ее уровень. При этом ТДШХ вводится на срок, не превышающий срок действия стан­дарта или технических условий на машину или агрегат каждого конкретного вида.

    Оценка радиоактивного загрязнения окружающей, среды проводится с использованием показателей трех групп: показа­тели основного дозового предела и допустимого уровня, а так­же контрольные показатели.

    Показатели основного дозового предела:

    Предельно допустимая доза радиации за год для работаю­щих с источниками радиоактивного излучения ПДД, Дж/кг. При систематическом равномерном воздействии в течение 50 лет не должны возникать неблагоприятные изменения в состоянии здоровья человека, которые могут быть обнаружены современ­ными методами исследований, в настоящее время и в после­дующие годы;

    Предел дозы радиации за год для населения ПД, Дж/кг, ко­торый на практике всегда устанавливается значительно меньше величины ПДД для предотвращения необоснованного облуче­ния людей.

    Показатели допустимого уровня:

    предельно допустимое годовое поступление радиоактив­ных веществ в организм работающих ПДП, кБк/год, которое в течение 50 лет создает в критическом органе дозу, равную 1 ПДД;

    Предел годового поступления радиоактивных веществ в ор­ганизм человека ПГП, кБк/год, за 70 лет создающий в критическом органе эквивалентную дозу, равную 1 ПД;

    Допустимое среднегодовое содержание радиоактивных ве­ществ в организме (критическом органе) ДС, при котором доза облучения равна ППД или ПД, кБк;

    Допустимое загрязнение поверхности (почвы, одежды, транспорта, помещений и т.д.) ДЗ, частица/(см 2 ×мин).

    Контрольные показатели устанавливают для планирова­ния мероприятий по защите и для оперативного контроля ра­диационной обстановки в целях предотвращения превышения дозового предела загрязнений. К этим показателям относятся:

    Контрольное годовое поступление радиоактивных веществ в организм человека КГП, кБк/год;

    Контрольное содержание радиоактивных веществ в орга­низме человека КС, кБк;

    Контрольная концентрация радиоактивного вещества в воздухе или воде, с которыми оно поступает в организм человека КК, кБк/м 3 ;

    Контрольное загрязнение поверхности радиоактивными веществами КЗ, частица/(см 2 ×мин).

    ªВопросы для самопроверки

    1. Как подразделяют нормы и нормативы качества ОС?

    2. В чем отличие санитарно-гигиенических и экологических нормативов?

    3. Какие нормативы применяют для ограничения воздействия параметров производственно – хозяйственной деятельности на ОС?

    4. Чем отличаются среднесуточная, максимально разовая и временно допустимая концентрации?

    5. В каких случаях устанавливают ВСВ для источника выброса загрязняющих веществ?

    6. Какие нормативы применяют при оценке качества воздушной среды, водных ресурсов, почвы, шума, радиоактивного загрязнения?

    Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда. Данная группа экологических нормативов является одним из критериев определения благоприятности качества окружающей среды и используется при защите экологических прав граждан в суде. 1

    В нашей стране данная группа нормативов сложилась одной из первых в мире, установив ПДК сотен вредных веществ в атмосфере, почвах, воде и т.д. Первые нормативы ПДК вредных веществ по питьевой воде были установлены в 1939 г., а к 1991 г. их было 1925. ПДК вредных веществ по атмосферному воздуху были установлены в 1951 г. для 10 вредных веществ, а к 1991 г. их было уже 479. Нормы ПДК в почве были введены с 1980 г., и к 1991 г. их было 109 .

    Данная группа экологических нормативов введена с целью оценки состояния окружающей среды для сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. Однако до недавнего времени при определении величины ПДК специально уполномоченные органы ориентировались на экологически обусловленные показатели охраны здоровья человека, не учитывая особенности охраны растительного и животного мира. В связи с этим разрабатываемые и принимаемые нормативы качества окружающей среды были скорее гигиеническими, чем экологическими.

    В системе нормативов качества окружающей среды выделяются следующие подгруппы:

    Во-первых, нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы ПДК химических веществ, включая радиоактивные вещества. Различают максимально разовую и среднесуточную величину ПДК для каждого загрязняющего вещества. Если норматив ПДК, согласно данным мониторинга, превышается, то в результате соответствующих замеров определяется во сколько раз, например, 1,3 ПДК, 5 ПДК, 10 ПДК и т.д.

    Во-вторых, нормативы ПДУ воздействий, в том числе вредных физических воздействий (шум, тепло, вибрация, магнитные поля и т.д.) и радиационных воздействий.

    В-третьих, нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы ПДК микроорганизмов.

    В-четвертых, иные нормативы качества окружающей среды.

    При отсутствии ПДК для веществ, содержащихся, например, в сточных водах проектируемых или строящихся предприятий, на стадии предупредительного контроля устанавливаются ОДУ содержания этих веществ в воде, разработанные на основе расчетных и экспресс-экспериментальных методов прогноза токсичности. Сейчас, например, для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения разработано более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ.

    Как следует из ст. 6 Закона об охране окружающей среды, органы государственной власти субъектов РФ сейчас вправе устанавливать нормативы качества окружающей среды, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.

    Нормативы качества окружающей среды, наряду с Законом об охране окружающей среды, предусматриваются и актами природоресурсного законодательства.

    Так, согласно и. 5 ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы ПДК вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ. Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования. В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ.

    Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов (равно как и воздуха), в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

    Согласно ст. 47 Закона о рыболовстве, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативы ПДК вредных веществ в водах объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются в порядке, установленном Правительством РФ. Сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, ПДК которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

    При установлении нормативов качества окружающей среды учитываются природные особенности территорий и акваторий, назначение природных и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Так, несколько десятилетий назад в связи с ухудшением состояния лесных пород мемориального парка музея-усадьбы Л. Н. Толстого "Ясная Поляна", находившегося в зоне влияния промышленных выбросов Щекинского производственного объединения "Азот", были установлены нормативы ПДК ряда загрязняющих веществ, более жесткие, чем ранее .

    Учет природных особенностей территорий и акваторий прямо предусмотрен и рядом современных нормативных правовых актов. Среди них можно отметить Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря РФ (утверждены постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 № 208 "Об утверждении Правила разработки и утверждения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ и нормативов предельно допустимых вредных воздействий на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации").

    Нормативы ПДК вредных веществ в морской среде устанавливаются в целях оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Нормативы ПДК вредных веществ разрабатываются и утверждаются специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти исходя из целевого назначения водного объекта. Так, для водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения они утверждаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области санитарно-эпидемиологического надзора; для водных объектов рыбохозяйственного значения – специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны, контроля и регулирования использования водных биологических ресурсов и среды их обитания по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    • См.: Охрана окружающей природной среды: постатейный комментарий к Закону России. М., 1993. С. 66.
    • См.: Колбасов О. С. Нормирование как правовая мера охраны окружающей среды // Советское государство и право. 1987. № 3. С. 75.

    Чтобы получить объективную оценку, соответствующую уровню и качеству окружающей среды, необходимо проведение дифференцированного анализа одновременно по нескольким направлениям. Среди факторов, которые влияют на итоги оценивания, основополагающие составляющие экологической обстановки: воздух, вода, почва, продукты питания и многое другое.

    Значение нормирования в природоохранной деятельности

    Нормативы качества предназначены для специального ограничения воздействия вредных веществ. Как правило, вероятность появления множества токсинов и пагубно отражающихся на состоянии экологии микроэлементов крайне высока в процессе промышленного, аграрного и прочего производства, а также на протяжении всей жизнедеятельности общества.

    Решение проблем в экологической сфере государства является принципиально важным моментом для нормального существования его населения.

    Активно воздействующие на человеческий организм вредные вещества нередко приводят к развитию патологических процессов, включающих в себя различные осложнения и болезненные синдромы, в т. ч. токсического, мутагенного, анафилактического, злокачественного, эмбриотропного и гонадотропного характера.

    Какие существуют нормативы качества природной среды?

    Основная классификация данных показателей позволяет подразделить их на такие виды нормативов качества окружающей среды:

    • стандарты санитарно-гигиенической сферы;
    • комплекс экологических норм;
    • показатели в производственно-хозяйственной отрасли;
    • временные стандарты.

    Каждый из указанных видов нормативов нуждается в более подробном рассмотрении, поскольку имеет весомое значение при составлении итоговой картины полученных результатов.

    Блок санитарно-гигиенических нормативов

    К нормативам качества окружающей среды относятся, в первую очередь, санитарно-защитные и гигиенические критерии. Например, последние подразумевают целый комплекс важных градаций, определяющих уровень в естественном природном фоне негативных компонентов.

    Это вредных отравляющих веществ в воздухе, реках, озерах и грунтах; показатели допускаемого физического влияния (шум, радиация, вибрация, электромагнитное излучение), которые ни в настоящее время, ни в последующие годы не смогут отразиться на здоровье жителей и их потомков.

    К примеру, если действующее вещество пагубно отражается на состоянии природного объекта в меньших концентрациях (в сравнении с воздействием на человеческий организм), то нормативы качества окружающей среды устанавливаются, исходя из интенсивности влияния данного компонента именно на элементы биосферы. Более высокие пороги показателей, обеспечивающие безопасность только человеку, во внимание не берутся.

    Принципы разработки гигиенических стандартов окружающей среды

    Если же снова говорить о гигиенических показателях, то здесь речь идет в первую очередь о токсикометрических критериях. Соответствующие дозировки, концентрации опасных веществ или последствия воздействия физических факторов вызывают схожие фиксированные реакции организма.

    Неудивительно, что на сегодняшний день такие нормативы качества окружающей среды находят свое применение на территории постсоветских государств. В отдельных регионах, при более тяжелых условиях природной среды, могут быть установлены дополнительные нормы.

    Санитарно-защитные нормативы

    Санитарно-защитные показатели нормативов качества окружающей среды имеют иное предназначение. Их целью является полноценная защита здоровья населения конкретного региона или географического района.

    К мероприятиям по приведению в соответствие с установленными нормами следует отнести:

    • обеспечение необходимой чистоты пунктов водопользования;
    • предупреждение неблагоприятного воздействия загрязняющих источников.

    Стандартизация и нормы в экологической сфере

    Экологические нормативы качества окружающей среды служат для определения предела антропогенного влияния на природную среду. В случае их превышения возникает угроза препятствия сохранению максимально подходящих условий жизнедеятельности человека и его природного окружения. Здесь также нельзя рассматривать указанные критерии в одностороннем порядке, поскольку они могут быть эколого-гигиеническими и эколого-защитными. Кроме того, огромное значение имеют и предельно допустимые нагрузки на природное окружение.

    Экологические стандарты - нормативы качества окружающей среды, при утверждении которых в части гигиенических показателей важно подразумевать, что среди множества биоактивных организмов существуют виды более чувствительные к загрязнениям, по сравнению с человеком.

    И если для людей установленные нормы могут быть на порядок выше тех, в которых нуждаются другие живые организмы, то рациональным решением будет введение пониженных нормативов с целью обеспечения полноценной жизнедеятельности иным формам жизни.

    Разновидности экологических нормативов

    Незаменимыми являются эколого-защитные нормативные показатели, главным направлением которых является сбережение генофонда планеты, пополнение экосистем, сохранение объектов, имеющих историческую, культурную и природную ценность. Ярким примером использования подобных положений можно назвать организацию биосферных заповедных зон, природных национальных парков и т. д.

    К нормативам качества окружающей среды относятся также и другие Предельно допустимые значения нагрузки на природную среду ставят перед собой задачу недопущения аномального истощения природных ресурсов и повреждения естественных экологических связей. Крайне важно добиться целесообразного планирования в использовании и воспроизводстве полезных ископаемых. Такие нормативы качества окружающей среды обычно получают путем длительных научных расчетов. В процессе определения точных пороговых значений особо важно обоснование допустимости степени промышленного воздействия на ту или иную естественную природную зону.

    Производственно-хозяйственные положения в нормировании качества окружающей среды

    В следующий блок включены положения, призванные обозначить низшие пороги показателей, возникновение которых допускается в производственно-хозяйственных отраслях. Изменить параметры реализации деятельности в данной сфере можно в основном посредством ограничения функций конкретного предприятия, вызывающего опасность с точки зрения специалистов в области санитарного и экологического нормирования. Самыми распространенными производственно-хозяйственными нормативами являются:

    • технологические стандарты;
    • положения, рассчитанные для рекреационных зон;
    • нормы, берущиеся в расчет при строительстве.

    К первой подгруппе относят ПДВ, ПДС и ПДТ. Предельно допускаемые выбросы и сбросы вредных веществ в атмосферу, водоемы, а также объемы сжигаемого топлива устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнений в окружающей среде. Такие стандарты взаимосвязаны с профильной направленностью предприятия, количеством и характером вредного воздействия.

    К вопросу ознакомления с градостроительными нормативами приходится обращаться при разработке обеспечения и гарантирования безопасности окружающей среды. Только в том случае может иметь место планировка и застройка населенного пункта.

    В третьей группе сосредоточены другие стандарты. Нормативы качества окружающей среды в позволяют правильно пользоваться природными комплексами, оставляя условия для развития туристического и курортного бизнеса.

    Что такое временные нормативы?

    Временные нормативы устанавливают зачастую в тех случаях, когда по каким-либо причинам не имеется возможности рассчитать одни из вышеописанных показателей. Там, где нельзя разработать технологические, санитарные или гигиенические нормативы, прибегают к созданию временных положений.

    Однако стоит отметить и тот факт, что с течением времени, учитывая научный прогресс, постоянно модернизируются технологии, оборудование, а значит, появляется возможность ужесточения нормативов с целью сокращения воздействия на окружающую среду.

    Как проверить состояние воздушной среды?

    Оценить качество отдельных элементов биосферы можно также с помощью многочисленных вариаций перечисленных норм. В частности, проанализировать состояние воздушной оболочки региона можно на основе нескольких инструментов:

    1. Предельно допустимое концентрирование вредных веществ в воздухе промышленной зоны. Данное нормирование подразумевает замеры концентрации вредных веществ в воздушной среде при восьмичасовом рабочем дне или 40-часовой рабочей неделе. Позволительным считается скопление веществ, не способное вызвать заболевания. Причем обнаружить профзаболевание можно не только в процессе трудовой деятельности, но и в будущем.
    2. Предельно допустимое концентрирование загрязнений в воздушной среде населенных пунктов. Субсенсорные (рефлекторные) реакции человеческого организма не должны возникать при получасовом вдыхании воздуха с позволительной концентрацией.
    3. Допустимое концентрирование загрязняющих веществ в воздушном пространстве рабочей полосы как временный норматив, действующий не более 2 лет.
    4. вредных и загрязняющих веществ в окружающую среду. Данный критерий необходим для максимального обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических положений в воздухе населенных пунктов с учетом сложных метеорологических условий. Такие нормативы качества окружающей природной среды действуют до 5 лет.
    5. Предельно допустимое число сжигаемого топлива. Указанный показатель гарантирует соблюдение всех требований санитарных служб, касаемых продуктов сгорания топлива в атмосфере населенных пунктов.

    Значение нормативов качества водного бассейна

    Огромное значение в системе санитарно-экологических показателей играет анализ состояния и загрязненности водного бассейна. Установленные нормативы качества окружающей среды, в частности водоемов, позволяют контролировать количество вредных и токсичных веществ, поступающих в воду. Предельно допустимые концентрации ни в коем случае не должны оказывать прямого или косвенного влияния на здоровье людей нынешнего, а также последующих поколений.

    Гигиенические условия водопользования, в свою очередь, позволят сохранить качество водоемов, используемых для рыболовецких хозяйственных промыслов. Причем показатели допустимого концентрирования в таком водном бассейне всегда будут строже и жестче, чем аналоги, установленные для практически безрыбных рек, озер и ставков. Объяснить данный факт можно тем, что токсические и неорганические соединения имеют свойство аккумулироваться в организмах водных обитателей в существенных количествах.

    Стандарты, необходимые для нормирования почвенных, шумовых и радиационных показателей

    Оценивание почвенного слоя также происходит по нормативам, установленным согласно предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в пахотном слое. Отрицательное воздействие, которое способна оказать насыщенная токсинами и химическими компонентами почва при контакте с водой, воздухом, растениями, может косвенно сказаться и на здоровье человека. Расчеты нормативов действуют на протяжении трех лет.

    Стандарты и нормативы качества окружающей среды включают в себя и другие показатели. К ним относят шумовые и радиационные критерии. Первая группа разработанных норм подразумевает фиксированные предельно согласно которым ежедневное и систематическое воздействие на здоровье человека не отразится негативным образом на его работоспособности.

    Радиационное загрязнение биосферы должно постоянно находиться под контролем санитарных органов. Последствия чрезмерного или продолжительного накопления радиоактивных веществ в организме человека могут быть крайне тяжелыми. Известно, что ионизирующее излучение способно вызывать рак. Поэтому показатели данных нормативов должны подразумевать невозможность необоснованного облучения.

    Данные нормативы условно подразделяются на три группы:

    Санитарно-гигиенические;

    Производственно-хозяйственные;

    Комплексные.

    Они обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными организациями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

    а) санитарно-гигиенические нормативы качества

    Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды – это нормы содержания загрязняющих веществ в окружающей среде, не оказывающие вредного влияния на здоровье человека и обеспечивающие здоровую эпидемиологическую обстановку. Они не связаны с конкретными источниками вредного воздействия и не регулируют их поведение. К ним относятся: предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ (ПДК – предельно допустимое содержание загрязняющего вещества в единице объема), предельно допустимые уровни воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

    Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. В настоящее время разработаны и утверждены многочисленные нормы ПДК вредных веществ для водных объектов, атмосферного воздуха, почвы.

    По атмосферному воздуху установлены ПДК для 479 загрязнителей. Причем по каждому вредному веществу действуют два норматива – максимально разовая ПДК, направленная на предупреждение рефлекторных реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии, и среднесуточная ПДК – на предупреждение влияния, возникающего при длительном поступлении вредного вещества в организм. Нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах установлены для 192 загрязнителей, в почве – для 109.

    Кроме санитарно бытовых норм ПДК для объектов окружающей среды действуют специальные нормы ПДК для рыбохозяйственных водоемов, нормы по чистоте атмосферного воздуха для лесной растительности, нормы для поверхностных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

    Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Указанные нормативы устанавливают ПДУ шума, вибрации, неионизирующих излучений, обеспечивающем сохранение здоровья, трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающих природную среду.

    Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. Они устанавливают предельно допустимые безопасные для здоровья и генетического фонда человека уровни содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания.

    Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Данная группа нормативов устанавливается путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии;

    б) производственно-хозяйственные нормативы качества

    Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают ограничения к источникам, оказывающим вредное воздействие на окружающую природную среду. К этой группе могут быть отнесены: технологические, строительные, градостроительные нормы и правила. Основными из них являются: предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ, а также нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

    Законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

    Нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ. Устанавливаются, согласно ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды», с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта, иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения.

    ПДВ (ПДС) рассчитываются по каждому источнику выбросов (сбросов) вредных веществ с учетом ПДК и ассимиляционной емкости экосистемы, в которой расположен объект, производящий выбросы (сбросы). Они отражают предельные количественные величины загрязняющих веществ, которые разрешается выбрасывать в единицу времени из конкретного источника, а также лимиты – временно согласованные выбросы (сбросы) – для тех источников загрязнения, которые без совершенствования технологии не смогут выполнить нормативы ПДВ (ПДС).

    Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

    Нормы расхода ядохимикатов приведены в списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, разрешенными для применения в сельском хозяйстве;

    в) комплексные нормативы качества

    Комплексные нормативы качества устанавливают ограничения экологических нагрузок на экосистемы. К ним относятся предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон.

    Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов с учетом потенциальных возможностей экосистем к самовосстановлению, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экосистем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

    Различают отраслевые и региональные ПДН. Отраслевые ПДН регламентируют предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным видам природных ресурсов, например оптимальное число посетителей соснового бора в единицу времени, предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий. Региональные ПДН ограничивают воздействие антропогенных факторов на экосистему в целом, например, разработаны нормы допустимых воздействий на экосистему оз. Байкал, которые включают ограничения по использованию водных ресурсов, окружающих лесов, рыбных запасов и т. д.

    Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий.

    Санитарные и защитные зоны – это часть земельного и водного пространства, поделенного, как правило, на три пояса, в пределах которых устанавливаются особые режимы их использования. В первом поясе находится источник водоснабжения. В нем запрещается проживание, строительство и нахождение лиц, не связанных с работой на водопроводных сооружениях. Во втором поясе, охватывающем территорию, непосредственно окружающую источник водоснабжения и его притоки, запрещается такое ее использование, которое может вызвать качественное и количественное ухудшение источника водоснабжения. Ограниченная хозяйственная деятельность в этом поясе регламентируется органами санитарно-эпидемиологического надзора. Третий пояс включает территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод.