Многообразие одноклеточных эукариот. Урок по биологии "многообразие и значение одноклеточных животных"

Язык проекта:

Одноклеточные животные или простейшие -Разновидности простейших -Роль одноклеточных в жизни природы и человека

Одноклеточные животные или простейшие

Одноклеточные животные обитают в водоемах, каплях росы на листьях растений, во влажной почве, в органах растений, животных и человека.

Тело простейшего состоит из цитоплазмы, поверх которой имеется тончайшая наружная мембрана, а у большинства и плотная оболочка. В цитоплазме находятся ядро (одно, два или более), пищеварительные и сократительные (одна, две или более) вакуоли. Большинство простейших активно передвигается с помощью особых органоидов.

Подцарство простейших включает 40 тыс. видов, объединенных в несколько типов. Самые крупные из них два: тип Саркодовые и жгутиковые и тип Инфузории.

Тип саркодовые и жгутиковые

К саркодовым и жгутиковым относятся в основном свободноживущие организмы. Наиболее распространены из них амеба обыкновенная и эвглена зеленая. Амеба обыкновенная живет в придонных местах пресных водоемов. Она не имеет постоянной формы тела и передвигается перетеканием в образующиеся выпячивания - ложноножки (на греч. "амеба" означает "изменчивая"). Эвглена зеленая живет в верхних слоях пресных водоемов. Она имеет плотную оболочку, придающую ей постоянную веретеновидную форму тела; передвигается с помощью жгутика. Внутри тела эвглены имеются ядро, хлоропласты, сократительная вакуоль, светочувствительный глазок.

Амеб и других простейших, не имеющих оболочки и способных образовывать ложноножки, относят к саркодовым (от греч. "саркос" - плазма). Эвглен и других простейших, имеющих жгутики, относят к жгутиковым. Некоторые жгутиковые, например жгутиковая амеба, имеют жгутики и ложноножки, что свидетельствует о близком родстве саркодовых и жгутиковых и служит основанием объединения их в один тип.

Питание. Амеба обыкновенная питается в основном одноклеточными организмами, захватывая их ложноножками. Пища переваривается в пищеварительных вакуолях под влиянием пищеварительного сока. При этом сложные органические вещества пищи превращаются в менее сложные и переходят в цитоплазму (они идут на образование собственных органических веществ, которые служат строительным материалом и источником энергии). Непереваренные остатки пищи выводятся наружу в любой части тела. Эвглена зеленая, как и одноклеточные водоросли, на свету образует органические вещества. При недостатке света она питается растворенными в воде органическими веществами.

Дыхание. Свободноживущие простейшие дышат растворенным в воде кислородом, поглощая его всей поверхностью тела. Попав в цитоплазму, кислород окисляет сложные органические вещества, превращая их в воду, углекислый газ и некоторые другие соединения. При этом освобождается энергия, необходимая для жизнедеятельности организма. Углекислый газ, образующийся в процессе дыхания, удаляется через поверхность тела.

Раздражимость. Одноклеточные животные реагируют на свет, температуру, различные вещества и другие раздражители. Амеба обыкновенная, например, движется от света в затененное место (отрицательная реакция на свет), а эвглена зеленая плывет в сторону света (положительная реакция на свет). Способность организмов реагировать на действие раздражителей называется раздражимостью. Благодаря этому свойству одноклеточные животные избегают неблагоприятных условий и находят пищу.

Размножение саркодовых и жгутиковых происходит путем деления. Материнская особь дает начало двум дочерним, которые при благоприятных условиях жизни быстро растут, и уже через сутки происходит их деление.

Сохранение при неблагоприятных условиях жизни. При понижении температуры воды или высыхании водоема на поверхности тела амебы из веществ цитоплазмы образуется плотная оболочка. Само тело округляется, и животное переходит в покоящееся состояние, называемое цистой (от греч. "цистис" - пузырь). В таком состоянии амебы не только сохраняются при неблагоприятных условиях жизни, но и расселяются при помощи ветра и животных. В цисты превращаются многие саркодовые и жгутиковые, в том числе амеба дизентерийная, эвглена зеленая, лямблии и трипаносомы.

Тип инфузории

Места обитания, строение и образ жизни.

К типу инфузорий относятся туфельки, бурсарии, гуськи, сувойки. Эти и большинство других инфузорий живут в пресных водоемах с разлагающимися органическими остатками (их название происходит от греч. "инфузиум" - настой). Форма их тела веретеновидная (туфельки), бочонковидная (бурсарии), колоколовидная (трубачи).

Тело инфузорий покрыто рядами ресничек, при помощи которых они передвигаются. Имеются инфузории, например сувойки, ведущие сидячий образ жизни. К подводным предметам они прикрепляются сократимым стебельком.

Инфузории по сравнению с другими простейшими имеют более сложное строение. У них имеются большое и малое (или малые) ядра, клеточные рот и глотка, околоротовая впадина, постоянное место удаления остатков непереваренной пищи - порошица. Сократительные вакуоли инфузорий состоят из собственно вакуолей и приводящих канальцев.

Питание. Большинство инфузорий питается различными органическими остатками, бактериями и одноклеточными водорослями. Пища попадает в предротовую впадину благодаря согласованному колебанию окружающих ее ресничек, а затем через рот и глотку в цитоплазму (в образующуюся пищеварительную вакуоль). Не-переварившиеся остатки пищи удаляются через порошицу.

Дыхание и выделение у инфузорий происходят так же, как у саркодовых и жгутиковых, через всю поверхность тела.

Раздражимость. В ответ на действие света, температуры и других раздражителей инфузории движутся к ним или в обратную сторону (положительный и отрицательный таксисы - движения).

Размножение и сохранение при неблагоприятных условиях у инфузорий происходят в основном так же, как у саркодовых и жгутиковых.

Роль одноклеточных в жизни человека и природы

Простейшие - источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных - голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений. Простейшие - участники образования горных пород. Рассматривая под микроскопом размельченный кусочек обыкновенного писчего мела, можно видеть, что он состоит преимущественно из мельчайших раковинок каких-то животных. Морские простейшие (корненожки и радиолярии) играют весьма важную роль в образовании морских осадочных горных пород. В течение многих десятков миллионов лет их микроскопически мелкие минеральные скелеты оседали на дно и образовывали мощные отложения. В древние геологические эпохи при горообразовательном процессе морское дно становилось сушей. Известняки, мел и некоторые другие горные породы опасны значительной мере состоят из остатков скелетов морских простейших. Известняки с давних пор имеют огромное практическое значение как строительный материал. остатков простейших играет большую роль в определении возраста разных слоев земной коры и нахождении нефтеносных слоев.

Борьба с загрязненностью водоемов - важнейшая государственная задача. Простейшие - показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности.

Итак, простейшие имеют огромное значение в природе и в жизни человека. Одни из них не только полезны, но и необходимы; другие, на против, опасны.

Предметы:


Одноклеточные (простейшие, лат – Protozoa) - организмы, тело которых состоит из одной клетки, будучи вместе с тем самостоятельным целостным организмом со всеми присущими ему функциями. По уровню организации одноклеточные относятся к прокариотам (бактерии, археи) и эукариотам (некоторые водоросли, простейшие, грибы).







В отличие от клеток многоклеточного организма у одноклеточных есть органоиды специального назначения. Это органоиды движения – ложноножки – псевдоподии; жгутики, реснички. Имеются и органоиды осморегуляции – сократительные вакуоли. Есть специализированные органоиды, обеспечивающие раздражимость.




Жгутиковые Организмы с вытянутым овальным или грушевидном телом, составляют класс жгутиковых, их около 1000 видов. Органеллы движения – жгутики, которых у различных представителей класса может быть от 1 до 8 и более. Размножение происходит чаще всего путем деления надвое: обычно одна особь дает начало двум дочерним.


Саркодовые Класс включает разнообразных водных одноклеточных: амеб, солнечников, лучевиков. Среди амеб, кроме форм, не имеющих скелета или раковинки. Саркодовые характеризуются непостоян ной формой тела. Дыхание осуществляется всей его поверхностью. Питание – гетеротрофное. Размножение – бесполое, существует также половой процесс.






Значение Положительное: 1. Звено в цепи питания 2. Поддержание плодородия почв 3. Остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, подбирают донные простейшие. 4. Переваривание целлюлозы в организме растительноядных животных 5. Скелеты простейших составляют основу осадочных горных пород



Многообразие мира животных

Многообразие животных. Царство животных включает более 1,5 млн видов (самое многочисленное среди других царств живых организмов) . Животные, как и растения, бактерии, грибы, населили все среды жизни: водную - рыбы, киты, раки, медузы; наземно-воздушную - жуки, бабочки, птицы, звери; почвенную - дождевые черви, медведки, кроты. Средой жизни для многих животных служат другие животные, человек, растения. Животные разнообразны по величине, форме тела, покровам, органам передвижения, внутреннему строению, поведению и другим признакам (сравните, например, друг с другом медузу, дождевого червя, осьминога, речного рака, майского жука, акулу, голубя, волка) . Сходство животных с другими организмами и их отличия. Животные, как и все другие живые организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, умирают. В отличие от других организмов они, как правило, питаются твердой пищей, содержащей готовые органические вещества, и у них развиты различные приспособления к ее захвату, удержанию, измельчению и перевариванию. Почти все животные имеют органы передвижения (плавники, ласты, ноги, крылья) , способствующие активному поиску пищи, укрытию от врагов и непогоды и пр. У большинства животных заметно различаются передний и задний концы тела, брюшная и спинная стороны, левая и правая стороны тела. На переднем (поступательном) конце тела находятся рот, основные органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания) , органы защиты или нападения. Мысленно через тело таких животных можно провести только одну плоскость, делящую его на две зеркально одинаковые половины. Такая симметрия тела называется двусторонней, или двубоковой. Она позволяет животным двигаться прямолинейно, сохраняя равновесие, с одинаковой легкостью поворачиваться вправо и влево. Вдоль тела некоторых животных, например медуз, можно провести несколько воображаемых плоскостей, и каждая из них поделит его на две зеркально подобные половины. Линии плоскостей расходятся от центра пересечения лучами. Такую симметрию тела называют лучевой. Она присуща животным, ведущим в основном сидячий или малоподвижный образ жизни, и дает возможность ловить добычу и чувствовать приближение опасности с любой стороны. Подцарство одноклеточные животные, или простейшие.

Одноклеточные животные обитают в водоемах, каплях росы на листьях растений, во влажной почве, в органах растений, животных и человека. Тело простейшего состоит из цитоплазмы, поверх которой имеется тончайшая наружная мембрана, а у большинства и плотная оболочка. В цитоплазме находятся ядро (одно, два или более) , пищеварительные и сократительные (одна, две или более) вакуоли. Большинство простейших активно передвигается с помощью особых органоидов. Подцарство простейших включает 40 тыс. видов, объединенных в несколько типов. Самые крупные из них два: тип Саркодовые и жгутиковые и тип Инфузории.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение об историческом развитии органического мира. Она охватывает широкий круг проблем, важнейшими из которых являются доказательства эволюции, выявление движущих сил эволюции, определение путей и закономерностей эволюционного процесса и др.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Простейшие. Классификация. Характерные черты организации. Значение для медицины

Общими чертами организации простейших являются следующие:

Большинство простейших - одноклеточные, реже колониальные организмы. Их одноклеточное тело обладает функциями целостного организма, которые выполняются органеллами общего назначения (ядро, эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, рибосомы и др.) и специального (пищеварительные и сократительные вакуоли, жгутики, реснички и др.). Согласованно функционируя, они обеспечивают отдельной клетке возможность существования в качестве самостоятельного организма.

Покровы простейших представлены либо только плазматической мембраной, либо еще и плотной, довольно гибкой и эластичной оболочкой - пелликулой, придающей им относительное постоянство формы тела. В цитоплазме четко различаются два слоя: поверхностный, более плотный - эктоплазма, и внутренний, более жидкий и зернистый - эндоплазма, в которой располагаются органеллы простейшего. Благодаря коллоидным свойствам цитоплазмы эти два слоя могут взаимно переходить друг в друга.

Органоиды движения большинства видов - ложноножки, жгутики или многочисленные короткие реснички.

У пресноводных одноклеточных имеется 1 - 2 сократительные вакуоли, основная функция которых состоит в поддержании постоянства осмотического давления, осуществляемого за

Раздражимость у простейших проявляется в форме таксисов.

Большинство простейших обладает способностью переносить неблагоприятные условия в состоянии покоящейся стадии - цисты. При этом клетка округляется, втягивает или отбрасывает органоиды движения и покрывается плотной защитной оболочкой. Стадия цисты дает возможность простейшему не только переживать в неактивном состоянии неблагоприятные условия, но и расселяться. Попав в благоприятные условия, простейшее покидает оболочку цисты и начинает питаться и размножаться.

Простейшие подразделяются на классы: Корненожки, Жгутиковые, Инфузории, Споровики.

Многообразие и значение одноклеточных

Некоторые жгутиковые, например вольвокс, - колониальные организмы. Шаровидная колония вольвокса объединяет от 8 до 10 тыс. двужгутиковых особей, полу погруженных в студенистое вещество, заполняющее полость шара. Все клетки колонии соединены между собой цитоплазматическими мостиками, благодаря чему возможна координация биения жгутиков и движения колонии.

Свободноживущие автогетеротрофные жгутиконосцы играют огромную роль в жизни водоемов, являясь начальными звеньями пищевых цепей, а образуемый ими в ходе фотосинтеза кислород насыщает водную среду и используется для дыхания гидробионтов.

Простейшие - самый древний тип животных. К наиболее древним классам этого типа принято относить корненожек и жгутиковых, которые, как полагают, произошли от примитивной, вымершей к настоящему времени группы эукариотических гетеротрофных организмов. Предполагают, что от жгутиковых (через колониальные формы) ведут свое начало все многоклеточные организмы.

Одной из важной составной части здоровьесберегающей организации учебного процесса является рациональная организация урока. От того, как учитель соблюдает гигиенические, психолого-педагогические условия проведения урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При работе по данному направлению нужно учитывать:

1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете:

  • t 0 = +18 0 С - + 20 0 С и свежесть воздуха (обязательное проветривание),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • не должно быть неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

2. Рациональную организацию урока:

  • плотность урока 60-80%,
  • кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • при использовании ТСО (учитывать гигиенические нормы),
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • обязательно физкультминутки, желательно 2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Ошибочно многие педагоги считают, что урок по здоровьесберегающим технологиям, можно проводить только в основном в преподавании курса анатомии. Считаю, любой урок по любому предмету должен быть направлен на сохранение здоровья ученика, если будем учитывать данные требования.

Я предлагаю урок в 7 классе по теме “Многообразие и значение одноклеточных” с учетом здоровьесберегающих технологий.

I Актуализация знаний 2 мин Ответы на вопросы (устно)
II Работа по закреплению пройденного материала 5 мин Заполнение таблицы
2 мин Взаимопроверка
Физкультминутка 1 мин
III Изучение нового материала 29-28 мин.
1. Изучение инфузории-туфельки 7 мин Лабораторная работа
5-4 мин Заполнение таблицы, работа с учебником и иллюстрациями
2. Изучение споровиков 2 мин Сообщение ученика
2 мин Рассказ учителя
Физкультминутка 1 мин
3. Значение простейших в природе и для человека 6-7 мин Работа с учебником, составление схемы-опоры
4. Заболевания, вызванные простейшими и меры профилактики 3 мин Видеофильм
3 мин Составление правил профилактики
IV Закрепление пройденного 4 мин
V Подведение итогов

Задание на дом

2 мин

Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими.

Обобщающий урок

“Многообразие и значение одноклеточных животных”

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Методы обучения:

Активный

  • частично-поисковый,
  • исследовательский,

Самопознания и развития

  • взаимооценка,
  • развитие общения эмоций и интеллекта.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • составление схемы-опоры,
  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • просмотр видеофильма,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя (4):

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • аудиовизуальный (видеофильм),
  • лабораторная работа с постановкой проблемы.

Личная значимость изученного на уроке для школьника:

Источник информации:

  • учебник (стр. 98-99),
  • микроскоп,
  • культура инфузорий,
  • готовые микропрепараты,
  • видеофильм,
  • таблицы,
  • дополнительная литература – С.А. Молис “Хрестоматия по зоологии.

Ход урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успеха себе и своим товарищам.

I. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

Учитель Ученик
1. Простейшие самые маленькие животные, почему их так называют? Они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.
2. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие животные. Назовите признаки живого Способность к размножению, обмену веществ и энергии, клетка как целостный организм способна дышать, питаться, расти, развиваться, выделать во внешнюю среду продукты обмена веществ, умирать.
3. Как устроена клетка простейших? Оболочка, цитоплазма, ядро, органы особого назначения
4. Есть ли отличия в основе строения клеток растений, животных, грибов? План строения клеток всех организмов одинаков, т.к. все организмы имеют единое происхождение.

II. Работа с учащимися по закреплению изученного материала – 8 мин.

Учитель Ученик
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала с заполнением таблицы №1 (6-5 мин) Делятся на 2 варианта. Работают в парах, заполняя таблицу, один амебу, другой эвглену.

Таблица №1

Признаки Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
Учитель следит за правильной осанкой учащихся
  1. Форма тела
  2. Органоиды движения
  3. Сократительная вакуоль
  4. Пищеварительная вакуоль
  5. Глазок
  6. Хлоропласты
  7. Способ питания
  8. Ротовое отверстие
  9. Порошица
Выборочно проверяет несколько ответов по ходу дополнения (2 мин) Взаимопроверка в парах друг друга

Физкультминутка – 1 мин.

III. Изучение нового материала

1. Изучение строения типа инфузории.

Учитель Ученик
а) Организация лабораторной работы с постановкой проблемы – 7 мин а) Лабораторная работа “Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки”
Рассмотрите воду в пробирке. Видны ли в ней какие-то животные?

Чистая ли это вода?

Нет
2. Настройте микроскоп.
3. Приготовьте микропрепарат (ан предметное стекло поместите немного ваты и каплю воды из пробирки)
4. Рассмотрите микропрепарат. Что вы обнаружили? Там есть живое существо, их несколько.
5. передвигается ли увиденное существо? Да
6. Какая у него форма, что напоминает? Предложите название.

Правильно, инфузория-туфелька

Вытянутая, овальная “след, стопу, туфельку” и т.д.

Эмоциональная разрядка

7. Как вы думаете как она питается, дышит, размножается Как и все простейшие – амеба и эвглена гетеротрофно, т.к. нет хлоропластов, дышит всей поверхностью тела, делится делением на 2 части.
Молодцы, ребята!
8. Произошли ли какие прогрессивные черты у инфузории туфельки по сравнению с амебой обыкновенной?
Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить графу в сравнительной таблице работаем с учебником(стр.(() и рисунками. Работа с учебником. Читаю текст, находят недостающую информацию и заполняют таблицу.
Работа с учебником, заполнение таблицы – 4-5 мин.
Выводы по вопросу 8 и таблице Все одноклеточные организмы имеют сходства и различия

2. Изучение строения споровиков - малярийный плазмодий (4 мин).

3. Значение простейших в природе и жизни человека – 6-7 мин.

б) Схема-опора

4. Заболевания и профилактические меры. Просмотр видеофильма – 3 мин

IV. Закрепление изученного материала – 4 мин.

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. Эвглена зеленая всегда плавает из более темной в более освещенную часть водоема, инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?
  4. С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?

V. Подведение итогов – 1-2 мин.

Задание на дом.

Учитель благодарит активных учащихся за ответы (5-6 чел) и оценивает за правильное оформление таблицы (5 чел)

Что для себя вы взяли главное из урока?

На дом стр. 100-101 (Повтор правил профилактики) (Ответы на вопросы устно)