Кельтская музыка. Кельтская музыка Кельтские названия в современной Европе

Кельтская музыка - термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов, являющихся потомками кельтов. Современные потомки кельтов проживают на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса, Галисии, Астурии и Кантабрии. Синтез кельтской музыки с жанрами популярной музыки породил целое направление - келтик-фьюжн.

Традиционные музыкальные инструменты в кельтской музыке:
Скрипка
Аккордеон
Волынка
Банджо
Бойран
Концертина
Ирландская флейта
Арфа
Бузуки
Тин-Вистл
Ирландская волынка
uilleann pipes

Музыкальные формы кельтской музыки:
Баллада
Джига
Рил
Страспей
Barzaz Breiz

РАЗНОВИДНОСТИ КЕЛЬТСКОЙ МУЗЫКИ

Ирландский народный танец

1. Ирландская музыка
Самым древним стилем исполнения считается пение шан-нос (sean-nos - старый стиль). Это сложный, сильно орнаментированный стиль пения без инструментального сопровождения. Шан-нос оказал определенное влияние на инструментальную музыку, что выражается в наличии большого числа партий для солирующих инструментов в подобной музыке. Старейший инструмент ирландской музыкальной традиции - арфа, которая рассматривалась как профессиональный инструмент. В XVI веке в Ирландию попала скрипка, а к XIX-му сложилась ирландская локтевая волынка (uilleann pipes) в ее современном виде, в середине XIX века пришел аккордеон. К 1920-м годам стали появляться кейли-бэнды - группы музыкантов, игравшие на танцевальных вечерах. В 50х гг. ХХ века для борьбы с влиянием американской музыки Шон О’Риада, композитор и преподаватель, основал «Ceoltoiri Chualann», группу, посвятившую себя новому прочтению традиционной ирландской музыки. Часть ее участников позже основали «Chieftains», которые много сделали для того, чтобы представить эту музыку вниманию более широкой аудитории. Примеру «The Chieftains» последовали несколько других групп, в их числе «The Dubliners», «Planxty» и «Clannad». В 1960-70-е годы в Ирландии произошло «фолк-возрождение», благодаря которому ирландская музыка стала известна далеко за пределами Зеленого Острова.

Противостояние Англии и Шотландии находит своё отражение в содержании шотландских народных песен. Развитие шотландской фолк-музыки географически может быть поделено на Хайланд, где английское влияние было незначительным, и Лоуланд, где оно было более явным. Также распространены песни, сопровождающие различные виды работ, особенно валяние сукна, и бофи-баллады (bothy-ballads; песни фермеров). Работники играли также инструментальную музыку. В бофи-группах играли на скрипках, губных гармошках, тин-вистлах. Ритм отбивался каблуками по ящику, в котором хранился овес. Текст вообще мог не иметь никакого смысла и состоял из набора ничего не значащих слогов. Это искусство было известно как «дидлинг» или «разговорная» музыка (puirt a beul; mouth music).



3.Музыка острова Мэн
Мало что можно сказать по поводу характера музыки на острове Мэн до XV века. Существуют многочисленные резные кресты этой эпохи, на них чаще всего встречаются изображения двух музыкантов: исполнителя на луре, и арфиста. Песни этой эпохи, возможно, имели скандинавские корни, некоторые из них также похожи на ирландские и шотландские. Песня «Reeaghyn Dy Vannin» очень похожа на колыбельную с Гебридских островов. Самые ранние письменные доказательства свидетельствуют о скрипичной музыке, однако, в отличие от кельтской традиции арфа здесь не применялась. Церковная музыка XIX века является наиболее документированной мэнкской музыкой. Однако её популярность снижается к концу XX века. Народная музыка острова Мэн начала своё возрождение в конце XX века, наряду с общим возрождением мэнкского языка и культуры. После смерти в 1974 последнего носителя мэнкского языка, возрождение начинается с новой энергией.


4.Корнуоллская музыка
Корнуоллская музыка известна своим подобием бретонской музыке. Некоторые старинные песни и гимны схожи с бретонскими мелодиями. Из Корнуолла было легче попасть в Бретань, чем в Лондон. Соответственно корнский и бретонский языки взаимопонимаемы. Между этими странами происходил интенсивный культурный обмен. Корнуоллские музыканты использовали множество традиционных инструментов. Документальные источники и корнуоллская иконография предполагают, что в позднем Средневековье использовались похожий на скрипку crowd, бомбарда (рожок)(horn-pipe), волынка и арфа. К XIX столетию стали популярны бойран (crowdy crawn) и скрипка. В 1920-х активно внедрялся банджо. После 1945-го популярным стал аккордеон, в 80-х он был присоединён к инструментам народного возрождения.
Народные песни: en:Bro Goth agan Tasow, en:Camborne Hill, en:Come, all ye jolly tinner boys, en:Delkiow Sivy, en:Hail to the Homeland, The Song of the Western Men.
Известные исполнители: Бренда Вуттон (англ.), Dalla (англ.), Fisherman"s Friends (англ.), Anao Atao, Bucca, Sowena, Asteveryn, Hevva, Pyba и прочие.


5.Бретонская музыка
В отличие от островных ирландцев и шотландцев, бретонцы поселились на материке и в большей степени испытали культурное влияние европейских народов. Этим объясняется сложность и разнообразие бретонской народной музыки, в ней нет простых джиг и рилов, им скорее присущи позднесредневековые музыкальные формы, такие как гавот, например. Кан-а-дискан (kan ha diskan) - очень специфичная манера бретонского народного пения. Его суть состоит в перекличке между поющими. Характерные инструменты: биню-коз (biniou koz, традиционная бретонская волынка, использующаяся, как правило, вместе с бомбардой) и бомбарда (bombarde, старинный музыкальный инструмент, предок гобоя).


6.Уэльская музыка
Пенильон - валлийская традиция, соединяющая инструментальную музыку и поэзию: арфист играет всем известную мелодию, то время как другой музыкант импровизирует, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с мелодией первого. Пенильон дожил до XX века, хотя мастерство импровизации постепенно забывается, и теперь под пенильоном подразумевают всего лишь переплетение двух разных мелодий, одну из которых поют, а другую - играют. Наиболее популярными инструментами в Средние века были арфа, Кротта(смычковый струнный инструмент с пятью или шестью мелодическими струнами и большим числом бурдонных, вибрировавших для обеспечения длящегося аккомпанемента) и рожок pibgorn (язычковый музыкальный инструмент, состоящий из деревянной трубки и изогнутого раструба, сделанного из рога). В своё время были и волынки, но они вышли из употребления. Уэльская музыка испытала сильное влияние английской культуры. В настоящее время предпринимаются попытки по восстановлению старинных музыкальных форм и инструментов.

КЕЛЬТСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков индоевропейской семьи, на которых говорят в северной и северо-западной Шотландии, на Гебридских островах, в Ирландии, Уэльсе, Бретани, а также в канадском штате Новая Шотландия. Континентальные кельтские языки представлены галльским; островные языки делятся на две группы: это бриттская, включающая валлийский, корнский и бретонский, и гойдельская, включающая ирландский, шотландский (гэльский, или гаэльский) и мэнский. Наиболее характерные признаки кельтских языков лежат в области фонетики. Многие особенности фонетики и морфологии в кельтских языках – общие с латынью и другими италийскими языками, т.е. среди индоевропейских языков кельтская группа ближе всего к италийской; есть также признаки, общие с индо-иранскими языками, с хеттским, с тохарским, и поэтому кельтские языки представляют особенный интерес для сравнительной грамматики индоевропейских языков.

Обозначение «галльский» обычно употребляется применительно ко всему тому, что дошло до нас от континентальных кельтских языков, так как большая часть памятников была найдена на территории древней Галлии, а материала из других областей недостаточно для установления диалектных различий. Самые ранние галльские надписи (около 120) были найдены на севере Италии, датируемые от 3 или 2 в. до н.э. до 3 в. н.э. У античных авторов встречается много имен собственных и других слов галльского языка, однако о самом этом языке известно очень мало. Имя Ver-cingeto-rix («царь великих воинов») свидетельствует об утрате p , так как ver- соответствует греческому («над»), а также о переходе e в i , так как rix соответствует латинскому rex («царь»). Имя Epo-so-gnatus («хорошо понимающий лошадей»), воспроизводящее гомеровский эпитет , говорит об изменении o в a , так как соответствующая греческая форма – . Топоним Novio-Dunum означает «новая крепость». Наши знания о галльском языке сводятся в основном к списку имен собственных и нарицательных, часто имеющих, однако, достаточно прозрачную этимологию, которая позволяет судить о звуках галльского языка и отчасти о его грамматических формах.

Древнейшим языком бриттской подгруппы является прабриттский, а в гойдельской подгруппе – древнеирландский; возможно, что оба они – диалекты одного языка, которые оставались взаимнопонятными вплоть до 6 в. н.э. В ту эпоху главное, что различало эти диалекты, была судьба индоевропейского *kw , которое сохранилось в виде q в древнеирландском и перешло в p в древнебриттском, а также ударение, падавшее на первый слог в древнеирландском и на предпоследний – в прабриттском. Но прабриттский известен нам лишь по именам собственным в латинских надписях, найденных на территории Британии. Древнейшие валлийские документы датируются 8 в., и за это время произошло значительное количество изменений. Так, валлийское pump «пять» соответствует ирландскому coic , валлийское brawd «брат» – ирландскому bráthir , ср. также: rhin и rún «тайна», gwir и fír «правда», ieuanc и oäc «молодой», newydd и nuae «новый», chwedl и scel «история», cant и cet «сто», tywysog и toísech «вождь».

Особенностью кельтских языков – как бриттской, так и гойдельской подгруппы – является система мутаций (чередований) в начале слова: первый согласный слова меняется в зависимости от звукового состава предыдущего слова. Так, в валлийском слово pen «голова», соответствующее ирландскому cenn, может меняться следующим образом: fy mhen «моя голова», ei (из *ej-s) ben «его голова», ei (из *ej-a) phen «ее голова»; то же верно и для ирландского. Отличительным признаком кельтских языков является также образование обозначения единичного предмета от имени собирательного множества при помощи суффикса -inio-. Так, в ирландском от слова с собирательным значением grán «зерно» образуется сингулятив gráinne «отдельное зернышко»; в валлийском те же формы выглядят, соответственно, как grawn и gronyn , в бретонском – greun и greunenn . Аналогично, в ирландском слову folt «волосы» соответствует foltne «один волос»; в валлийском от слова gwallt «волосы» образуется gwelltyn «стебелек» и даже от слова adar «птицы» – ederyn «отдельная птица». См. также

0 комментариев

КЕЛЬТЫ - группа народов, говорящих на кельтских языках, населявших в древности большую часть Западной Ев-ро-пы.

Ны-не к кельтам от-но-сят-ся бре-тон-цы, гэ-лы и уэльс-цы.

Ядро кельтов сформировалось в 1-й половине I-го тысячелетия до нашей эры в бассейнах Рейна и Верхнего Дуная. Античные авторы рассматривали кельтов как общность близкородственных племён, противопоставляя их другим общностям (иберам, лигурам, германцам и др.). Наряду с термином «кельты» античные авторы употребляли название «гал-лы » (латинский - Galatae, греческий - Гαλάται).

К I веку до нашей эры название «галаты» начинает закрепляться за группой кельтов, осевших в Малой Азии, а название «кельты» - за племенами Южной и Центральной Галлии (в частности, в сочинениях Юлия Цезаря), испытавшими влияние греческой и римской цивилизаций; в противоположность этому термин «галлы» продолжает оставаться более общим. Для ряда периферийных групп кельтов античными авторами были введены также искусственные двойные названия: «кель-ти-бе-ры » (кельты Иберии - Пиренейского полуострова), «кельтолигуры» (Северо-Западная Италия), «кельтоскифы» (на Нижнем Дунае), «галлогреки» (в Малой Азии). Процесс формирования кельтов связывают с верхнерейнскими и верхнедунайскими группами ар-хео-ло-гической куль-ту-ры Галь-штат и их про-дви-же-ни-ем пре-ж-де все-го в сре-ду род-ст-вен-ных за-пад-но-галь-штат-ских пле-мён. На этой ос-но-ве фор-ми-ру-ет-ся куль-ту-ра Ла-тен, от-ра-жаю-щая кельтскую куль-ту-ру пе-рио-да т. н. ис-то-ри-че-ской (т. е. от-ра-жён-ной в гре-ко-латинских ис-точ-ни-ках) экс-пан-сии.

Согласно распространённой точке зрения, приблизительно в VII веке до нашей эры (период Гальштат С) часть кельтов проникла на Пиренейский полуостров, где образовала группу, позднее известную как кельтиберы, испытавшую сильное влияние местных племён иберов и лузитан. Заняв Северную и Центральную Испанию, они совершали военные походы в другие части Пиренейского полуострова. По-видимому, уже в VI-V веках до нашей эры кельтиберы установили торговые связи с финикийскими колониями юга Испании (Гадес, Малака) и Северной Африки (Карфаген).

Литература

  • Ка­лы­гин В. П. Эти­мо­ло­ги­че­ский сло­варь кельт­ских тео­ни­мов. М., 2006
  • Ка­лы­гин В. П., Ко­ро­лев А. А. Вве­де­ние в кельт­скую фи­ло­ло­гию. 2-е изд. М., 2006
  • Пау­элл Т. Кель­ты. М., 2004
  • Megaw J. V. S., Megaw R. Celtic art: from its beginnings to the book of Kells. L., 2001
  • Гюй­он­варх Кр.-Ж., Ле­ру Фр. Кельт­ская ци­ви­ли­за­ция. СПб., 2001
  • Drda P., Rybová A. Les Celtes en Bohême. P., 1995
индоевропейского происхождения, в древности на рубеже эр занимавшие обширную территорию в Западной и Центральной Европе .

Происхождение названия

Появление слова «кельтский» в английском языке произошло в XVII веке. Живущий в Оксфорде уэльский лингвист Эдвард Ллуйд обратил внимание на сходство, присущее языкам, на которых говорят в Ирландии , Шотландии , Уэльсе , Корнуолле и Бретани . Он назвал эти языки «кельтскими» - и название прижилось. Слово «кельтский» также используется для описания специфического и весьма узнаваемого орнаментального стиля со сложной иерархической структурой из разномасштабных элементов: спиралей, сплетённых лент, человеческих фигур и фантастических животных. Особый интерес представляют фрактальные построения, уникальные в мировой истории орнамента. Однако нет никаких доказательств того, что такой дизайн был придуман этнически однородной группой людей.

Видео по теме

История

Междоусобные войны, ослаблявшие кельтов, способствовали вторжению германцев с востока и римлян с юга. Германцы оттеснили часть кельтов в I веке до н. э. за Рейн . Юлий Цезарь в 58 до н. э. - 51 до н. э. овладел всей Галлией . При Августе римлянами были завоёваны области по верхнему Дунаю , северная Испания , Галатия , а при Клавдии (середина I века н. э.) - значительная часть Британии . Кельты, пожелавшие остаться на территории Римской империи, подверглись сильной романизации.

Контакты с античными цивилизациями

Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты издавали оглушительные вопли и трубили в боевые трубы - карниксы , раструбы которых были сделаны в виде голов животных. В 1-м тысячелетии до н. э. кельты для увеличения прочности колёс своих колесниц стали применять металлический обод. Колесо является атрибутом Тараниса , кельтского божества-громовержца.

Восточные кельты, расселённые по долине Дуная, проникли далеко на восток в 281 до н. э. во Фракию на севере Греции, греки называли их галатами .

Расселяясь, кельты смешивались с местными племенами: иберами , лигурами , иллирийцами , фракийцами , но некоторым из них длительное время удавалось сохранять свою идентичность (лингоны, бойи), что стало одной из причин их малочисленности. Так, например, в 58 году до н. э. , по данным Юлия Цезаря насчитывалось 263 000 гельветов и лишь 32 000 бойев (тут аргументация спорная, так как с бойями около 60 года до н. э. беспощадно расправился дакийский царь Буребиста). Кельты южной Франции развивались в условиях активного взаимодействия с античными городами-государствами и потому отличались наиболее высоким уровнем культуры. Вытесненные римлянами во II веке до н. э. с севера Италии (из так называемой Цизальпинской Галлии), кельты обосновались в центральной и северо-западной Чехии (это были племена бойев , от которых территория получила название Boiohaemum - родина бойев - Богемия).

Наиболее многочисленными племенами кельтов были гельветы , белги , арверны .

Следует также отметить, что кельтское происхождение арвернов по сей день под вопросом, а большая часть племенного союза белгов имела германские корни; во всяком случае, большинство специалистов рассматривают их племена как имеющие, вероятно, смешанное, германо-кельтское происхождение. Битуриги и вольки также не были исконно кельтскими племенами. Однако сама постановка вопроса о происхождении нуждается в уточнении, формулируя которое ученые приходят к выводу, что во времена миграций бронзового и железного веков пришельцы (в разные исторические периоды это могли быть кельты, германцы и другие) не столько вытесняли (или истребляли) побеждённое автохтонное население, сколько включались с ними в процесс взаимной ассимиляции, следствием которого являлось формирование новых этносов , сохранявших один из прежних этнонимов .

Поверия кельтов

Ирландское право

Самобытное национальное право, действовавшее в Ирландии с древнейших времён, было в начале XVII века отменено английским правительством и обречено на забвение, как всё, что могло напомнить ирландцам об их прежнем национальном существовании. Но в 1852 году английское правительство поручило ирландским учёным отыскать и издать памятники древнеирландского права.

Полагают, что правовые нормы, содержащиеся в Великой книге древнего закона , сложились под влиянием брегонов , приблизительно в I-м столетии нашей эры, а юридические трактаты, служащие основой сборника и предметом позднейшей глоссы , составлены в эпоху введения в Ирландии христианства , то есть в первой половине V столетия, затем несколько веков были сохраняемы устным преданием, а в VIII веке были записаны. Древнейшая дошедшая до нас рукопись относится к XIV веку. Для изучения исходных основ и эволюции первобытного индоевропейского права нет другого источника - за исключением разве законов Ману , - который превосходил бы своей важностью старинные ирландские законы. Сенхус-Мор состоит из 5 книг, из которых первые две трактуют о судопроизводстве , последние три - о воспитании детей, о различных формах аренды и об отношениях разных лиц между собой, а также к церкви.

Материалом для книги Аицилля, другого источника информации о кельтском праве, послужили два произведения, из которых одно принадлежит королю Кормаку (около 250 г. н. э.), а другое - Ценнфеладсу, жившему четырьмя столетиями позднее; рукописи её не старше XV века, но самая книга составлена гораздо раньше, а описываемые в ней учреждения относятся к отдалённейшей древности.

Дополнением к этим двум главным источникам могут служить другие памятники древнеирландской литературы, в особенности же церковные тексты - исповедь Святого Патрика, Collatio canonum hibernica и др.

Все эти памятники застают народ в состоянии родового быта, высшим проявлением которого был клан . Наряду с родовыми отношениями, а иногда и помимо них, устанавливалась путём аренды земли зависимость, аналогичная вассальным отношениям феодального строя. В основе аренды, которая, впрочем, могла быть и свободной, то есть не устанавливать зависимых отношений между съёмщиком и хозяином, лежала собственно отдача в пользование не земли, а скота (так называемый шетел, cheptel, от кельтс. chatal или chetal - скот).

Собственник по имени был в действительности только управляющим общего родового имения, обременённого повинностями в пользу семьи. Брак заключался посредством покупки жён и до введения христианства, по-видимому, мог быть совершаем на один год. Выкуп за дочь шёл в пользу отца, но при последующих браках известная часть его, которая с каждым новым браком постепенно увеличивалась (закон предусматривает 21-кратный выход замуж), обращалась в пользу дочери. Когда отца заменял брат, он получал половину того, что причиталось отцу. Когда супруги были равны как по общественному положению, так и по вкладам, внесённым ими для составления общего имущественного фонда, то жена пользовалась одинаковыми правами с мужем и один без другого не мог вступать в сделки; в случае неравного брака преимущественное значение в домашних делах принадлежит тому из супругов, кто делал вклад. Наряду с этими случаями Сенхус-Мор предусматривает ещё 7 форм брачных отношений, напоминающие собой неправильные брачные соединения, о которых говорится в законах Ману. При разлучении супругов каждый берёт свой вклад целиком, благоприобретённые же имущества распределяются между ними на основании особых правил, предусматривающих мельчайшие детали.

Существовала весьма сложная система родственных отношений, применявшаяся не только к распределению наследственных имуществ, но и к раскладке денежных штрафов, занявших место кровной мести: к платежу и получению этих штрафов родственники призывались в том же порядке, как и к наследованию. Вознаграждение за убийство свободного человека (цена крови, eric) определялось в 7 рабынь (рабыня - обычная единица ценности у кельтов) или 21 дойную корову. Кроме того, существовала ещё цена чести (enechlann), размер которой зависел от состояния и общественного положения жертвы. От родственников преступника зависело или уплатить за него, или же отказаться от него и обречь его на изгнание . Случайное убийство не освобождало от платежа вознаграждения; убийство тайное или из засады влекло за собой двойной штраф. Существовал тариф штрафов за поранения и побои. Размер вознаграждения за убытки находился в прямом отношении к званию потерпевшего и в обратном к званию нанёсшего вред. Начальной стадией процесса служил арест, который налагался истцом на имущество (скот) ответчика и вместе с тем служил обеспечением иска. Если у ответчика не было никакого имущества, то он подвергался личному задержанию и отводился к истцу с оковами на ногах и цепью на шее; истец обязан был давать ему только чашку мясного отвара в день. Если истец и ответчик принадлежали к разным племенам и арест имущества последнего был неудобоисполним, то истец мог задержать всякое лицо из племени ответчика. Заложник платил за своего соплеменника и имел к нему право обратного требования. Если путём ареста имущества нельзя было побудить ответчика явиться на суд, то дело оканчивалось поединком, условия которого установлены были обычаем и который во всяком случае происходил при свидетелях.

Суд принадлежал главе клана или народному собранию, но вообще имел характер третейский . При постановлении решения он руководился мнением брегонов (собственно brithem, затем brehon - судья), которые в языческую эпоху принадлежали к числу филе (filé - ясновидящий, пророк) - разряду жрецов, непосредственно следовавших за друидами; в Средние века они сделались наследственной корпорацией. Брегоны - это вещатели права, хранители формул и довольно сложных обрядов процесса, отличавшегося обычным в древности формализмом; в своих заключениях они не создают право, а только раскрывают и формулируют те правовые нормы, которые кроются в правовом сознании народа. Брегоны были также поэтами и стояли во главе школ, в которых путём устной передачи изучалось право вместе с правилами поэтического творчества. В языческую эпоху принадлежность брегонов к числу жрецов сообщала заключениям их религиозный авторитет, тем более, что филе приписывалось сверхъестественное могущество, способность низвести на непокорного всяческие беды. Тогда во главе сословия филе стоял так называемый олав (ollaw), соответствующий по своему положению верховному друиду галлов. И после введения христианства заключения брегонов не лишились мистического оттенка: на суде совершались разные магические действия Орегона, которые должны были вызвать сверхъестественные откровения. Затем доказательствами служили судебный поединок, присяга , ордалии , поддержка соприсяжников.

Кельтские названия в современной Европе

  • Амьен - от имени галльского племени амбианов;
  • Бельгия - от имени племени белгов;
  • Белфаст - по-кельтски «бел ферсде» - «брод песчаной отмели»;
  • Богемия (устаревшее название исторической области Чехии) - от имени племени бойев ;
  • Бретань (область во Франции) - по имени племени бриттов ;
  • Британия - то же
  • Бурж - от имени племени битуригиев;
  • Галатия (историческая область на территории современной Турции) - от греческого названия кельтов «галаты»;
  • Галисия (провинция в Испании);
  • Галиция (историческая область на территории Украины);
  • Галлия - (историческая область на территории современной Франции, Бельгии, части Швейцарии, Германии и Северной Италии);
  • Дублин - по-ирландски «чёрное озеро»;
  • Кемпер - по-бретонски «слияние рек»;
  • Кембрийские горы - от древнего самоназвания валлийцев «кимры»;
  • Лангр - от названия галльского племени лингонов;
  • Лион - «Крепость Луга», от древнего названия «Lugdunum» (Lug - галльский бог Солнца, галл. «dun» - крепость, холм);
  • Нант - от имени племени намнетов;
  • Овернь - от имени племени арвернов;
  • Париж - от названия кельтского племени паризиев ;
  • Перигор - историческая область во Франции ;
  • Пуатье - от названия племени пиктонов (пиктавов);
  • Сена (река во Франции), от галльского Sequana ;
  • Тур - от имени племени туронов;
  • Труа - от имени племени трикассов.

Современные кельтские народы

  • Ирландцы (самоназвание - ирл. Muintir na hÉireann или ирл. na hÉireannaigh , единственное число - Éireannach, название языка - An Ghaeilge, название государства - Poblacht na hÉireann (Республика Ирландия))
  • Валлийцы (самоназвание - валл. Cymry , единственное число - Cymro, название языка - Cymraeg, название страны - Cymru, название административно-территориального образования - Tywysogaeth Cymru (Княжество Уэльс))
  • Шотландцы (самоназвание - гэльск. Albannaich , название языка - Gàidhlig, название страны - Alba, название административно-территориального образования - Rìoghachd na h-Alba (Королевство Шотландия))
  • Бретонцы (самоназвание - брет. Brezhoned , название языка - Brezhoneg, название провинции - Breizh)
  • Корнцы (самоназвание - Kernowyon, название языка - Kernowek, название графства - Kernow (

История

Кельтские языки - одна из западных групп индоевропейской семьи, близкая, в частности, к италийским и германским языкам . Тем не менее, кельтские языки, по всей видимости, не образовывали специфического единства с другими группами, как иногда считалось ранее. Гипотеза кельто-италийского единства , выдвинутая А. Мейе , имеет немало критиков.

Распространение кельтских языков, как и кельтских народностей , в Европе связывается с распространением гальштаттской (VI-V вв. до н. э.), а затем латенской (2-я половина I тысячелетия до н. э.) археологических культур . Прародина кельтов находится, вероятно, в Центральной Европе, между Рейном и Дунаем , однако расселились они очень широко: в 1-й половине I тысячелетия до н. э. они проникли на Британские острова , примерно в VII в. до н. э. - в Галлию , в VI в. до н. э. - на Иберийский полуостров , в V в. до н. э. они распространяются на юг, переходят Альпы и приходят в Северную Италию; наконец, к III в. до н. э. они доходят до Греции и Малой Азии .

О древних стадиях развития кельтских языков нам известно сравнительно немного: памятники той эпохи весьма скудны и не всегда легко поддаются интерпретации; тем не менее, данные кельтских языков (в особенности древнеирландского) играют важную роль в реконструкции индоевропейского праязыка.

Языки

Бриттские

Валлийский язык

  • Древневаллийский язык (VI-X вв.)
  • Средневаллийский язык (X-XII вв.)
  • Валлийский язык (с XIII в.)

Бретонский язык

  • Древнебретонский язык (VI-XI вв.)
  • Среднебретонский язык (XII-XVII вв.)

Корнский язык

  • Древнекорнский язык (VI-XI вв.)
  • Среднекорнский язык (XII-XVI вв.)
  • Новокорнский язык (XVII-XIX вв.)
  • Корнский язык (с XX в.)

Гойдельские

Ирландский язык

  • Огамический ирландский язык (II-IV вв.)
  • Древнеирландский язык (V-IX вв.)
  • Среднеирландский язык (X-XI вв.)
  • Ирландский язык (c XII в.)

Континентальные

Все эти языки относятся к мёртвым и документированы весьма плохо.

Классификация

Кельтские языки принято делить на древние и новокельтские языки: к последним относятся ныне живые или, по крайней мере, не так давно исчезнувшие (корнский и мэнский) кельтские языки. Это разделение имеет смысл не только хронологически, но и лингвистически: примерно в середине V в. н. э. произошёл ряд процессов, резко изменивших лингвистическую характеристику кельтских языков, и именно с этого периода мы и имеем более-менее надёжные источники.

Относительно внутренней генеалогической классификации кельтских языков существует две главных гипотезы: островная и галло-бриттская.

Островная гипотеза

Эта гипотеза предполагает, что главное разделение в рамках кельтской группы - на островные (бриттские и гойдельские) и континентальные языки. Действительно, эти языки отличаются от континентальных целым рядом черт, многие из которых уникальны в рамках не только кельтских языков, но и всей индоевропейской семьи.

  • Раннее отпадение (апокопа) конечного *-i.
  • Порядок слов в предложении VSO (глагол-подлежащее-прямое дополнение).
  • Противопоставление абсолютной (чаще всего в абсолютном начале предложения) и конъюнктной (после союзов , превербов и проч.) флексий.
  • Лениция многих согласных - в частности, между гласными.
  • Спрягаемые предлоги (как в валл. iddo «ему», iddi «ей»).

Противники этой теории указывают на то, что многие из этих черт могут быть объяснены как ареальные либо субстратные , а данные континентальных кельтских языков не позволяют делать о них слишком уверенные выводы.

Положение континентальных языков

Памятников континентальных языков, за исключением галльского, сравнительно немного: для лепонтийского это, в основном, эпиграфика , а для кельтиберского - надпись из Боторриты . Лишь для галльского материал сравнительно обширен, однако он, в целом, также не позволяет делать слишком определённых выводов. Главная трудность при интерпретации материала континентальных языков заключается в том, что под ярлыком «галльский язык» могут скрываться весьма сильно различающиеся диалекты; вероятно, то же относится и к лепонтийскому. Не определён и статус «галатского языка» в Малой Азии , сохранившегося, в основном, в ономастике и этнонимике . Данные, которые имеются, говорят о его близости галльскому, однако масштаб различий оценить нельзя.

Галло-бриттская гипотеза

Сторонники этой гипотезы опираются главным образом на результаты развития пракельтского *k w , а также на свидетельства древних и средневековых авторов о том, что кельты Великобритании и Галлии могли понимать друг друга. Эта гипотеза предполагает, что первым от кельтских языков отделился прагойдельский, затем кельтиберский, лепонтийский и галло-бриттская подгруппа. Галло-бриттская гипотеза также подвергается весьма обоснованной критике.

Q-кельтские и P-кельтские языки

В рамках кельтской семьи принято выделять несколько «диагностических признаков», отличающих одни языки от других. Так, пракельтский звук *k w в бриттских языках, в лепонтийском и отчасти в галльском дал *p , а в кельтиберском и гойдельских сохранился: ср. лепонтийск. -pe , кельтиберск. -kue «и» (лат. -que «и»); др.-ирл. énech , валл. wyneb «лицо».

Лингвистическая характеристика

Древние кельтские языки (в первую очередь, континентальные) по своей лингвистической характеристике весьма близки к другим древним индоевропейским языкам, таким как латынь и древнегреческий . Новокельтские (островные), напротив, являют ряд черт, нехарактерных не только для языков Европы, но и для индоевропейских языков вообще. Среди этих признаков можно назвать следующие:

  • Базовый порядок слов VSO ;
  • Развитие сложных систем начальных чередований согласных (мутаций);
  • Появление спрягаемых предлогов;
  • Противопоставление конъюнктной и абсолютной флексии в глаголе (хорошо развито в древнеирландском, следы в ранних памятниках валлийского; в небольшой степени сохраняется в современных ирландском и шотландском);
  • В области фонологии следует отметить развитие противопоставления по мягкости, подобного наблюдаемому в славянских языках , в гойдельских и отчасти в бретонском языке; богатую систему плавных в шотландском (до пяти фонем в диалектах); развитие противопоставления по глухости/звонкости у сонантов в валлийском языке.

Подробнее см. статьи об отдельных языках.

Контакты с другими языками

С самых древних времён кельтские языки вступали в контакт с другими языками Европы. Так, топонимика свидетельствует об очень широком распространении кельтов, вплоть до Балкан и запада Украины . Кельты одними из первых в Европе начали обрабатывать железо: так, германцы заимствовали слово «железо» (англ. iron , нем. Eisen ) именно у кельтов (др.-ирл. iarann ). Следы кельтского влияния прослеживаются и в баскском языке : так, например, баск. hartz «медведь» происходит от кельтского art « медведь»; слово kai «порт, пристань» также является кельтским заимствованием .

Общее число носителей кельтских языков оценивается более чем в три миллиона человек, однако для подавляющего их большинства языком повседневного общения являются другие (английский или французский). Единственной официальной кельтоязычной страной является Ирландия, однако при номинальном числе носителей в 1,8 млн. человек и обязательном преподавании ирландского в школах в повседневной жизни им пользуются только несколько десятков тысяч человек, преимущественно в удалённых сельских районах. Официальный статус кельтские языки имеют в Шотландии и Уэльсе, однако в Шотландии ситуация с распространением и действительным использованием языка примерно такая же, как в Ирландии, тогда как в Уэльсе валлийским активно владеет шестая часть населения, правда, преимущественно, в удалённых от экономических центров районах. Также сравнительно благополучной является ситуация в Бретани, где значительное число говорящих по-бретонски - активные носители языка, использующие его дома. Мэнский и корнский языки, несмотря на попытки их возрождения, остаются в достаточно неблагополучном положении: число их активных носителей не превышает нескольких сотен человек.

Причины сложного положения кельтских языков аналогичны другим угрожаемым и исчезающим языкам: неизбежное в наше время двуязычие ; давление более распространённых и высокостатусных языков межнационального общения с живой литературной традицией - английского и французского; длительный отток населения из сельской местности; глобализационные процессы . В частности, в Ирландии живёт больше людей, которые в обиходе пользуются иностранными языками, чем ирландским.