Какая главная мысль произведения родина. Анализ стихотворения родина лермонтова

История написания

Анализируя стихотворение Лермонтова «Родина» невольно проникаешься историей написания данного творения. В далеком 1841 году автор создает данное произведение, под чувством любви и заботы о родной Отчизне. Тема Отечества, всегда заботила и волновала поэта. И это не случайно, ведь Лермонтова заботила судьба России, находящейся в руках правящих людей, взгляды которых губительны для широкой русской души. Многочисленные ссылки противников действующей власти возмущали и тревожили Лермонтова. Данное произведение долгое время не печаталось в издательствах России, так как правительство видела в нем угрозу, декабристские мотивы, с которыми вело ожесточенную борьбу.

Стихотворение «Родина» было написано, когда автор находился на Кавказе, но там, вдали от родных мест поэт воспевает красоту родных пейзажей, присущих среднерусской полосе. В стихотворении автор делится своими впечатлениями от путешествия по России, где господствовало мнение богатых и властных.

О чем стихотворение?

Делая анализ стиха «Родина» Лермонтова следует заметить бескрайнее выражение любви автора к жителям России и ее красотам. Поэт говорит о некой связи, соединяющей всех русских с нашей природой. Отчетливо видно, как поэт радуется вместе с русским народом и как печалится за него. Как и у большинства русских в душе Лермонтова живет «нелюбовь» к богатому обществу, крепостному праву, несправедливости и безнаказанности. В тоже время автор четко обозначает свое положительное отношение к простым людям, крестьянам и природе.

Поэт возмущен господством недостатков и пережитков прошлого в умах правителей и пренебрежением к народным нуждам. В связи с этим, заметна тревога его души о родном крае. Это можно прочитать в следующих строчках: «Но я люблю, - за что, не знаю сам - ее степей холодное молчанье…». Все стихотворение буквально пронизано патриотическими чувствами, заботой, любовью и тревогой за будущее России.

Жанр

Все произведение выдержано в жанре лирического раздумья автора. В стихотворении «Родина» тесно переплетается мысль существования русской деревни, связанной с русской природой. Страдания русского народа Лермонтов считает своей болью и тревогой. Философский смысл будущего русской деревни соотносится с будущим всего государства. Неудержимая любовь и боль за родную Отчизну звучит на протяжении всего прочтения. Проводя анализ «Родины» Лермонтова хочется самому встать на защиту и русской деревни и самой России.

Главная идея

В идейном выражении «Родина» Лермонтова предстает в образе сильной и могучей любви поэта к своей Родине. Эта патриотическая любовь проносится через все написанное произведение и творчество поэта. Данное стихотворение относится к поздним творениям автора, как будто бы Лермонтов предчувствовал свой скорый уход из жизни и боль за оставленное им Отечество. Этим произведением поэт хочет сказать своим противникам, что одним из главных направлений его творчества является любовь к родной стороне. Бессмысленность упреков толпы о его не заботе, о Родине, он хочет перечеркнуть данным стихотворение. Поэтому в произведении «Родина» так часто слышится слово «люблю».

Любовно отзываясь о Родине Лермонтов неуклонно и твердо воспевает природные красоты и непростой крестьянский быт. Он пишет: «Люблю отчизну я, но странною любовью!», как будто идет противостояние радости и боли за родное Отечество. В стихотворении не один раз говорится об отрицании общественного уклада, ненавистного для Лермонтова. Создается впечатление что в сложившейся обстановке поэт вопреки всему любит и болеет душой за свою Родину.

Способ стихосложения

Читая произведение «Родина» с первых строк возникает чувство торжественности и радости за родное Отечество. Красота российской природы, постепенно, воспетая поэтом в первых строках стихотворения, сменяется неким тоном тоски за ее будущее. Понятие государства в творении Лермонтова отделено от понятия «Родина». Личные переживания за судьбу России автор выражает различными эпитетами. Душевную боль за Родину за господствующее самодержавие и крестьянское рабство поэт доносит да читателя путем сравнения и применения меньшего количества метафор.

Изначально в произведении преобладает шестистопный ямб, меняющийся впоследствии на несколько другую рифмовку. Сочинение первых строчек насыщено образами природы: степи, леса, реки. Во второй части произведения преобладают неотъемлемые черты русского быта: обоз, изба. Имеются многочисленные олицетворения природных объектов с людскими чувствами: «Ее степей холодное молчанье». В понимании Лермонтова «Родина» тесно переплетается с судьбой крестьян, измученных работами и тяжкими ношами.

Самые популярные материалы февраля для 9 класса.

В этом стихотворении М.Ю. Лермонтова тема любви к родине переплетается с темой природы, и именно это придает ему особое своеобразие.

Стихотворение начинается с того, что лирический герой говорит о том, что его любовь к Отчизне "странная". Его душу не трогают ни слава, ни «старины заветные преданья».

Но вместе с тем поэт любит русскую природу: «степей холодное молчанье», «лесов… колыханье», «разливы рек». Взор поэта словно охватывает все просторы родного края. А потом его взгляд начинает выхватывать более детальные картины: он видит печальные «огни… деревень», «дымок спаленной жнивы», обоз, березы на холме, гумно, избы, разудалую пляску мужиков. Картина словно сужается образы становятся все конкретнее. Он готов почти до утра смотреть на пляску мужиков, и это вызывает у лирического героя чувство единения с народом, именно поэтому он называет свою любовь «странной». Ведь она не укладывается в рамки представлений его современников.

Языковые средства, используемые Лермонтовым выразительны. Это достигается тем, что в стихотворении при отсутствии метафор использовано много эпитетов («заветные преданья», «вечером росистым» и и.д.). Тема любви к родине подчеркивается троекратным повтором глагола"люблю", который прямо показывает отношение лирического героя к картинам, описанным в стихотворении.

Интересно композиционное построение стихотворения: начало торжественно, поэт рассказывает о своей любви к Отечеству, размер стихотворения шестистопный ямб. Но вот картина меняется, и мы видим красоты русской природы, проникнутые ноткой грусти, размышлением о судьбе обычного человека, стихотворение становится более личным, и потому размер стиха не сохраняется, рифмовка свободная.

Хоть в данном произведении нет обличительных слов и призыва, но современниками оно было воспринято вызовом самодержавному строю России. Стихотворение было опубликовано только после смерти М.Ю. Лермонтова.

Вариант 2

Произведение относится к гражданской лирике поэта и в качестве основной идеи представляет авторские размышления на тему родины, отчизны, раскрывающейся с точки зрения романтического и реалистического образов. Жанровое направление стихотворения определено в форме лирических рассуждений, думы, имеющих корни в поэтическом творчестве декабристов.

Структурная композиция стихотворения представляет собой двухчастную систему, в которая первая часть выражает личностное чувство поэта к родной земле в виде некоего отрицания, а вторая часть описывает с упоением образы российской природы, а также крестьянского быта. Тем самым поэт подчеркивает противопоставление в форме контраста полемического изображения первых шести строк и элегии.

Отличительным своеобразием «Родины» является использование поэтом в качестве стихотворного размера вольного ямба, представленного пятистопным, шестистопным, переходящим в четырехстопный, в сочетании с разными рифмованными способами в виде перекрестной, парной и кольцевой рифмы.

Среди художественных выразительных средств в стихотворении присутствуют формы ярких эпитетов, развернутые метафоры, великолепные сравнения, необычайные олицетворения, также особого приема в виде олицетворяющего эпитета, служащие важным уточняющим элементов поэтического содержания.

Кроме того, для усиления эмоционального воздействия поэтического повествования поэт употребляет словосочетания высокого стиля, передающие торжественное и вместе с тем душевное настроение произведения.

Главной мыслью стихотворения автор представляет описание внутреннего образа родины, заслуживающего, по его мнению, отдельного внимания. Поэтому примечательным моментом является символическое изображение поэтом русской березы, использованное им одним из первых.

Помимо темы отчизны в произведении проскальзывают мотивы одиночества, а также поднимается проблема ценностей, раскрывающаяся в демонстрации главного достоинства родины, обладающей не богатой казной, а полным гумном простых крестьянских людей.

Смысловая нагрузка стихотворения выражает авторскую идею о необходимости воспевания в поэзии не только великих побед и достижений своей отчизны, но и простых житейских мелочей, а также великолепие русской природы, являющихся истинным проявлением патриотических чувств гражданина к собственной родине.

Анализ стихотворения Лермонтова Родина по плану для 9 класса

План анализа

  • История написания стихотворения
  • О чем стихотворение
  • Главная идея
  • Способ стихосложения
  • Художественные особенности
  • Значимость

История написания стихотворения Родина

Примечательно то, что стихотворение было написано М. Ю. Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1841 году. Предполагается, что начальной мотивацией для написания послужило путешествие через всю Россию на Кавказ. Пребывая вдали от родины, вдали от событий и настроений, будоражащих интеллигенцию России того времени, чувствуется изменение внутреннего мира поэта. Если раньше он был одержим декабристскими, народовольческими настроениями – то в этом стихе обнаруживается обращенье к глубинам собственной души.

Это уже второй раз Лермонтов угодил в ссылку. Отличие было поразительное, его первая ссылка была скорее похожа на исследовательскую прогулку. Михаил Юрьевич по большей части занимался изучением этноса Кавказа, с изумлением любовался и делал зарисовки восхитительной горной природы, изучал местные наречия. Во второй раз поэт попал в самое горнило боевых действий. Опальный поэт был задержан за дуэль с сыном французского посла. Примечательно, что после того, как во время дуэли сломалась шпага, и противники перешли на пистолеты. Сын посла Барант, стрелявший первым, промахнулся. Тогда Лермонтов проявил благородство, отказавшись стрелять в оппонента, выстрелил в сторону.

На этом конфликт исчерпался, оппоненты примирились и разошлись. Но об инциденте стало известно властям. Дуэли в то время были строжайше запрещены, поэт снова оказался на Кавказе по обвинению в сокрытии противозаконных действий. По распоряжению самого императора Николая, командованию было приказано задействовать его в самых опасных боевых операциях. Но М.Ю. Лермонтов, будучи отважным человеком, с уже первых пор проявил себя как мужественный воин и даже был отмечен командованием в официальном донесении. И вот на фоне беспощадной, кровавой войны возникает стихотворение «Родина», которое вначале имело название «Отчизна».

По одной из версий автор поменял название потому, что стих с таким названием уже существовал. Это был пафосный недалекий стишок придворного поэта. По другой версии, понятие отчизна было весьма часто употребляемо декабристами и народовольцами. Чтобы еще более не будоражить умы и не усугублять свое положение, стихотворение было переименовано. Какая версия правильная достоверно не известно.

О чем стихотворение Лермонтова Родина 9 класс

«Люблю отчизну я, но странною любовью!» - с первой строки автор указывает на нетривиальность того, что он собирается передать. Последующие пять строф отметают все стандарты восприятия, уводят в глубинный мир чувственного восприятия. Не секрет, что Лермонтов был весьма талантливым живописцем, а истинные художники воспринимают мир эмоционально и стараются выразить свои чувства в своих работах.

К тому же война, смерть, кровь резко свалились на поэта. Такие потрясения всегда кардинально меняют взгляды человека, заставляют переосмыслить ценности. Если его безусловно гениальные ранние произведения пронизаны юношеским максимализмом, воспеванием женской красоты, наполнены героическим запалом, то это стихотворение – человека уже познавшего цену многим вещам. Недаром В.Г. Белинский резюмировал: « …что за вещь – пушкинская, т. е. одна из лучших пушкинских».

Начало стиха отметает стандартные идеалы, как самого автора, так и общества в котором он жил, нивелирует превосходство интеллекта. Странно после такого начала усматривать в этом произведении какие-либо настроения против царя, государственного строя или заботу о бедном народе. Скорее поэт подвергает себя глубинному самоанализу. Начало стихотворения создано под эгидой приставки «не», этим Лермонтов как бы говорит о том, что здесь выражено вовсе не то что вы привыкли воспринимать. Далее, как истинный мастер, он проводит нас через галерею художественных образов, вызванных из его памяти.

Каждая строфа подобна отдельной картине созданной несколькими взмахами кисти гения. Но, что самое удивительное, каждый фрагмент чудным образом складывается в единое изумительное произведение, где ни отнять, ни прибавить нечего. Можно лишь войти с ним в резонанс, вызвать то истинное ощущение, от которого щемит сердце, хочется плакать и смеяться просто от того, что это чувство есть. «Любовь к отчизне» весьма затертое и заезженное понятие, но Лермонтову удалось содрать всю эту шелуху и обнажить истинную связь человека с родной землей.

Жанр стихотворения Лермонтва Родина

Если говорить о жанре стихотворения «Родина», то все весьма неоднозначно. Без сомнения – это глубокое философское произведение, поэтому его можно отнести к категории медитативная лирика. Но первые шесть строк совершенно выпадают из данного определения. В них автор как бы вступает в конфликт с собой и устоявшимися взглядами. Эту часть стиха скорее необходимо воспринимать как полемическую элегию. Далее поэт проводит читателя по идилличным картинам сельской пасторали в лучших ее проявлениях. В целом произведение все-таки более всего соответствует жанру философская (медитативная) лирика.

Главная идея стихотворения Родина (Лермонтов)

В стихотворении существуют две строки собственно определяющие его идею: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» и «Но я люблю - за что, не знаю сам». Если совместить эти строки в свете всего произведения, то приходим к законченному определению идеи: Истинная, чистая любовь к родине – это глубинное чувство, не относящееся ни к знаниям, ни к рассудительной логике, но определяющее саму суть человека.

Способ стихосложения

В своем стихотворении Лермонтов использует смешанный, разностопный ямб. Произведение состоит из 26 строк, которые, в свою очередь, составляют 2 строфы. 1-я строфа – начальные 6 строк, 2-я строфа – остальные 20. Автор применяет перекрестную рифму, а также кольцевую и парную.

Художественные особенности

Для выразительности он использует метафоры «Чету белеющих берез», «Разливы рек ее подобные морям»; эпитеты «Дрожащие огни печальных деревень», «И в праздник, вечером росистым»; олицетворение «Дрожащие огни печальных деревень»; ассонанс, аллитерацию.

Значимость стихотворения

М.Ю. Лермонтов понятие «любовь к родине» выводит на совершенно новое восприятие, для себя в первую очередь. Он нашел то истинное, глубинное чувство, которое является первоисточником и предлагает читателю сделать то же. Всю свою короткую жизнь поэт протестовал против глупых стандартов и клише, продиктованных светским обществом. «Родина» стала переосмыслением и протестом против представлений о патриотизме в то время. Добролюбов по этому поводу писал о Лермонтове: «…становится решительно выше всех предрассудков патриотизма и понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».

Великое предназначение этого произведения поколениям всех времен – подталкивать к переосмыслению своих взглядов, заставить читателя понять, чьими глазами он смотрит на мир. Своими философскими, лирическими размышлениями он предлагает направить взор внутрь себя для обретения истинного фундамента. В своей жизни люди зачастую оперируют чужими, навязанными стандартами и пониманиями. Автор на примере себя предлагает содрать с себя все наносное, чтобы увидеть свою истинную индивидуальность. Только общество ярких индивидуумов, уважающих точку зрения других, может обрести истинное величие и свободу.

Вне всякого сомнения «Родина» Лермонтова – одно из самых гениальнейших произведений русской литературы. Такое чувство, что произведение опередило не только свое время, но и наше.

Анализ стихотворения Родина по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Милому Ахматовой

    Первые стихи Анны Ахматовой были изданы в 1911 году. Ранняя лирика поэтессы была всецело наполнена темой любви и страдания из-за нее. Хотя Ахматова и была поэтом-акмеистом

  • Анализ стихотворения Баратынского Звезда

    Стихотворение «Звезда» было написано в 1824 году. Оно повествует о ночном небе, в котором сосредоточено множество светящихся звёзд. Их настолько много, что предлагается выбрать какую-то одну и дать ей название

  • Анализ стихотворения Глупое сердце не бейся Есенина

    Подобно всякому настоящему поэту Есенин предчувствовал собственную кончину, он написал Глупое сердце.. в 1925 году и спустя совсем немного времени оставил этот мир весьма трагическим способом

  • Анализ стихотворения Соловьи Некрасова 5, 6 класс

    Произведение посвящено тяжелому положению простого народа. Описывая сцену из крестьянского быта, Некрасов показывает несправедливость существующего строя, по отношению к низшим слоям населения.

  • Анализ стихотворения Фантазия Бальмонта

    Бальмонта довольно часто легко узнать по его характерному слогу и способу рифмовки. Его ритмика и рифмы как бы накатываются на следующие строчки и создают своеобразное ощущение некоторого нагнетания, погружения в стихотворение

Анализ стихотворения Родина Лермонтова

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная тема

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.лавная мысль

1. История создания. Стихотворение «Родина» было написано Лермонтов ым в 1841 г. Первоначально было названо автором «Отчизна». Считается полемическим ответом на стихотворение «Отчизна» Хомякова, появившееся в 1839 г. Хомяков был крайним сторонником славянофильства. В своем стихотворении он отстаивает идеи смирения русского народа и его беззаветной верности православной вере. Только в этом славянофилы видели величие России. Лермонтову же были присущи более демократические взгляды. Слишком вольные мысли поэта были причиной того, что стихотворение долго не печаталось российскими издательствами.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение, наблюдение и размышления автора о своей Родине.

3. Основная тема стихотворения - ощущение неразрывной связи поэта со своей страной. Для Лермонтова Родина - это не высшее общество с его мелочными интересами и бесконечными интригами. В «Родине» Лермонтов признается, что сам не понимает причин своей безграничной любви к Отечеству. В первых строках содержится скрытая полемика со славянофилами. Для поэта не так важны великие деяния предков и «заветные преданья». Его любовь к Родине «странная», впитанная с молоком матери.

Лермонтова восхищает неприхотливый русский пейзаж. Если изнеженным дворянам претит сама мысль о поездке в простой телеге по ухабистым российским просторам, то поэт находит в этом особую привлекательность. Только почувствовав на себе жизнь простого народа, можно понять и полюбить Россию. Вместо шумной столичной жизни Лермонтова привлекают безыскусные стороны крестьянского быта.

Поэт не дает прямого противопоставления, но оно чувствуется в произведении. Великолепный бал он с радостью променяет на «пляску с топаньем и свистом». В любовном отношении к деревенской жизни и простому народу Лермонтов развивает демократические взгляды Пушкина. Поэт призывает высшее общество обратиться к национальным корням, обратить внимание на тех, чьими усилиями создается истинное величие России.

4. Композиция. Вступительные шесть строк произведения задают весь его тон. Лермонтов заявляет о своей любви к Родине, которая не имеет границ и каких-либо конкретных причин. Вторая часть - лирическое описание русской природы и крестьянского быта, сквозь которое проступают размышления и чувства автора.

5. Размер произведения - шестистопный ямб, который к концу меняется на свободный размер рифмовки.

6. Выразительные средства. Для описания русского пейзажа Лермонтов использует выразительные эпитеты: «холодное», «безбрежных», «дрожащие». Обобщенный взгляд на всю Россию представлен развернутыми метафорами («степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье») и ярким сравнением («разливы рек..., подобные морям»). Начало произведения написано в торжественном стиле с употреблением «высоких» словосочетаний: «купленная кровью», «гордого доверия». Постепенно язык упрощается, становится более конкретным. Тем самым увеличивается эмоциональное воздействие. Стихотворение становится более душевным, воздействующим непосредственно на чувства человека.

7. Главная мысль стихотворения - беззаветная любовь к Отчизне, которая слагается из простых, на первый взгляд незаметных, деталей. Лермонтов убежден, что это чувство нельзя воспитать или как-то воздействовать на его развитие. Эта любовь возникает непроизвольно в душе каждого русского человека.

Люблю отчизну я, но странною любовью! ‎ Не победит ее рассудок мой. ‎‎ ‎ Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. ‎‎ Но я люблю - за что, не знаю сам, - ‎‎ Ее степей холодное молчанье, ‎‎ Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям. Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. ‎‎ ‎ Люблю дымок спаленной жнивы, ‎‎‎ ‎ В степи ночующий обоз ‎‎‎ ‎ И на холме средь желтой нивы ‎‎‎ ‎ Чету белеющих берез. ‎‎‎ ‎ С отрадой, многим незнакомой, ‎‎‎ ‎ Я вижу полное гумно, ‎‎‎ ‎ Избу, покрытую соломой, ‎‎‎ ‎ С резными ставнями окно. ‎‎‎ ‎ И в праздник, вечером росистым, ‎‎‎ ‎ Смотреть до полночи готов ‎‎‎ ‎ На пляску с топаньем и свистом ‎‎‎ ‎ Под говор пьяных мужичков.

Творческое наследие русского поэта и писателя Михаила Лермонтова насчитывает немало произведений, которые выражают гражданскую позицию автора. Однако стихотворение «Родина», написанное Лермонтовым в 1941 году, незадолго до смерти, можно отнести к разряду наиболее ярких образцов патриотической лирики 19 века.

Литераторов, являющихся современниками Лермонтова, можно условно разделить на две категории. Одни из них воспевали красоту русской природы, сознательно закрывая глаза на проблемы села и крепостное право. Другие, наоборот, пытались в своих произведениях вскрыть пороки общества и слыли бунтарями. Михаил Лермонтов, в свою очередь, пытался найти в творчестве золотую середину, и венцом его стремлений выразить свои чувства к России максимально полно и объективно по праву считается стихотворение «Родина».

Одно состоит из двух частей, различных не только по размеру, но и по концепции. Торжественное вступление, в котором автор признается в любви к Отечеству, сменяется строфами, в которых описывается красота русской природы. Автор признается, что любит Россию не за ее ратные подвиги, а за красоту природы, самобытность и яркий национальный колорит. Он четко разделяет такие понятия, как родина и государство, отмечая, что его любовь носит странный и несколько болезненный характер. С одной стороны, он восхищается Россией, ее степями, лугами, реками и лесами. Но при этом отдает себе отчет, что русский народ по-прежнему угнетен, а расслоение общества на богатых и бедных с каждым поколением становится все более ярко выраженным. И красота родного края не в состоянии завуалировать «дрожащие огни печальных деревень».

Исследователи творчества этого поэта убеждены, что по своей натуре Михаил Лермонтов не был человеком сентиментальным. В своем окружении поэт слыл задирой и скандалистом, любил насмехаться над однополчанами и решал споры при помощи дуэли. Поэтому тем более странно, что из-под его пера родились не бравурные патриотические и не обличительные строки, а тонкая лирика с налетом легкой грусти. Впрочем, этому есть логическое объяснение, которого придерживаются некоторые литературные критики. Считается, что люди творческого склада обладают удивительной интуицией или, как это принято называть в литературных кругах, даром предвидения. Михаил Лермонтов не являлся исключением и, по словам князя Петра Вяземского, предчувствовал свою гибель на дуэли. Именно поэтому он поспешил попрощаться со всем тем, что ему было дорого, сняв на мгновение маску шута и лицедея, без которой не считал нужным появляться в высшем обществе.

Впрочем, существует и альтернативная трактовка этого произведения, которое, бесспорно, является ключевым в творчестве поэта. По мнению литературного критика Виссариона Белинского, Михаил Лермонтов не только выступал за необходимость государственных реформ, но и предчувствовал, что очень скоро русское общество с его патриархальным укладом изменится полностью, окончательно и бесповоротно. Поэтому в стихотворении «Родина» проскальзывают грустные и даже ностальгические нотки, а основным лейтмотивом произведения, если читать его между строк, является обращение к потомкам любить Россию такой, какая она есть. Не возносить ее достижения и заслуги, не акцентировать внимание на общественных пороках и несовершенстве политического строя. Ведь родина и государство – это два совершенно различных понятия, которые не стоит пытаться привести к единому знаменателю даже из благих побуждений. Иначе любовь к Родине будет приправлена горечью разочарования, чего так боялся поэт, испытавший это чувство.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Родина» было написано в 1841 году. В середине января 1841 года поэт ехал с Кавказа в Петербург. Он вновь увидел Россию, от Кавказа до Балтийского моря. Свои впечатления Лермонтов отразил в этом произведении. В одной из ранних редакций оно имело название «Отчизна». Это первоначальное название исследователи связывают с тем, что лермонтовское стихотворение было полемически направлено против поэта-славянофила А.С. Хомякова, прославлявшего в своей «Отчизне» (1839) «смирение» и религиозность русского народа.

Стихотворение мы можем отнести к пейзажной и философской лирике. Как отмечали критики, в этом произведении мы встречаем «редкое… совпадение чувства природы с чувством родины». Основная тема его – тема Отчизны, России. Произведение объединяет в себе жанровые черты оды, думы, лирического стихотворения. Стиль – реалистический.

Вначале поэт говорит о своей любви к Родине и замечает «странный» характер этого чувства, его конфликт с разумом, с рассудком:

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю – за что, не знаю сам -…

Культурные истоки России, ее достоинства и завоевания, воинская слава, величавый покой государства – ничто не вызывает в поэте «отрадного мечтанья». Как замечает Добролюбов, Лермонтов противопоставляет здесь предрассудкам патриотизма истинную, святую, разумную любовь к отечеству.

И следующая часть стихотворения раскрывает чувства поэта. Вначале взору нашему предстает широкая панорама России, ее «общая характеристика»: «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье», «разливы рек, подобные морям». Затем художественное пространство как будто сужается, картина конкретизируется. Герой признается в своей любви к русской природе, создавая картины различных времен года (лета и осени), приближаясь к жизни русской деревни:

Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.

Как отмечают исследователи, «проселочный путь» здесь напоминает нам о жизненном пути. Цветовая гамма Лермонтова: голубой (реки и моря), зеленый (леса), черный (ночь) желтый (огни, нивы, солома), белый (березы) цвета. Лирический герой воспринимает Родину и природу всеми своими чувствами – зрением («взором медленным пронзая ночи тень»), обонянием («люблю дымок спаленной жнивы»), слухом («на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков»).

Так, постепенно, поэт открывает простой мир крестьянской жизни:

С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно…
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

Текстуально эта картина перекликается с пушкинским отрывком из «Евгения Онегина»:

Теперь мила мне балалалйка,
Да пьяный топот трепака
Перед порогом кабака;
Мой идеал теперь – хозяйка;
Мои желания – покой,
Да щей горшок, да сам большой.

Как писал Добролюбов, «полнейшего выражения чистой любви к народу, гуманнейшего взгляда на его жизнь нельзя и требовать от русского поэта». В этом стихотворении слышится не только открытое любование и скрытая теплота чувств, более того, здесь слышится мотив гордости Россией, ее величавой и гордой природой, самобытной культурой, национальным колоритом. Мотив, противостоящий первоначальному настроению поэта. «Мы должны жить своею самостоятельною жизнью и внести свое самобытное в общечеловеческое. Зачем нам все тянуться за Европою и за французским», – писал Лермонтов в письме А.А. Краевскому.

В основе построения стихотворения лежит принцип антитезы. Оно состоит из двух частей. Первая часть – это отстаивание Лермонтовым своего индивидуально-личностного понимания понятия Родины. Поэт здесь отвергает казенный патриотизм, официальную народность. Антитетичность подчеркнута повтором отрицательных частиц в каждой строке первой части. Вторая часть – признание поэта в любви к малой, «неофициальной», народной России, к ее природе, к ее народу. Мотив этот выражен в повторах глагола: «но я люблю…», «люблю скакать», «люблю дымок».

Стихотворение написано вольным ямбом. Лермонтов использует различные виды рифмовки: перекрестную, парную, кольцевую. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («слава, купленная кровью», «полный гордого доверия покой», «не шевелят во мне отрадного мечтанья», «взором медленным пронзая ночи тень»), олицетворение «степей холодное молчанье»), эпитеты («лесов безбрежных», «дрожащие огни», «печальных деревень»), анафору («Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье»), аллитерацию («Разливы рек ее, подобные морям»), ассонанс («Ни полный гордого доверия покой»).

Таким образом, природа в этом произведении неразрывно связана с чувствами лирического героя, с его мыслями об Отчизне, о жизни народа, с его простым бытом, с его горестями и радостями. Стихотворение «Родина» нам следует рассматривать в контексте всего творчества поэта. И здесь нам стоит отметить, что тема России, народа и исторической судьбы русского человека волновала М.Ю. Лермонтова на протяжении всего его творческого пути. Этой теме посвящены такие стихотворения, как «Бородино», «Два великана», «Казачья колыбельная песня», «Завещание», «Прощай, немытая Россия». Эта же тема звучит у Лермонтова в поэме «Сашка», в «Песне про купца Калашникова».