Эссе «Труд для себя и для других, как способ развития личности дошкольника. Как пишется «другого»? Признайте, что у всех есть свои недостатки

Однажды вы просыпаетесь – конечно же, по будильнику, – и понимаете, что ваша жизнь превратилась в сплошной водоворот из обязательств. Встать в семь утра, вовремя приехать на работу, отремонтировать квартиру, продать машину, найти няню для ребенка, заехать к маме. И так до бесконечности.

Продолжается эта канитель не первый месяц, а то и год, и не видно ей ни конца, ни края. Все чаще и чаще вы ловите себя на ощущении, что вам совершенно ничего не хочется. Что из жизни куда-то исчезли радость, удовольствие, вдохновение и интерес. Что вы превратились в робота, который выполняет заданные функции.

Почему так происходит?

Потому что вы перестали слышать себя и начали жить желаниями и потребностями других – начальника, компании, супруга, родителей, детей. Вы уже не задаетесь вопросом, нужен ли этот ремонт лично вам и не слишком ли дорого он вам эмоционально обходится.

Потому что вы взвалили на себя ответственность за все человечество: за несделанные уроки ребенка, за срыв дедлайнов соседним отделом, за чистоту в подъезде и летний отпуск для всей семьи. «Если я это не сделаю, никто не сделает» – знакомая фраза?

Что же делать?

Выход один – медленно, шаг за шагом заново узнавать себя. Заново учиться чувствовать, чего вам хочется, что вам интересно, что вам доставляет радость и удовольствие. И определять, чего вам совсем не хочется и чем можно пожертвовать. Да, можно! Потому что всех дел все равно не переделаешь, а здоровье и нервы не резиновые.

Начните с малого – посвящайте себе хотя бы полчаса в день. Проводите это время наедине с собой – в ванне, в парке, в кресле с пледом и кошкой, в бассейне или сауне. Как вам будет комфортно. Спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?», «Чего я сейчас хочу?», «Что сейчас хочет мое тело?». Не сбивайтесь на поток мыслей о том, что надо сделать и что вы не успели. Напоминайте себе, что это время и пространство – только для вас. Даже полчаса в день помогут вам немного отдышаться от марафонского бега.

Затем начинайте постепенно расширять этот опыт на час, два, три, четыре… целый день. Учитесь замечать свою усталость, бессилие, боль в спине или шее. Позаботьтесь о себе в эти моменты: делайте перерывы, выходите посреди рабочего дня погулять или купить себе мороженое. Отмените встречи, на которые не хватает сил. Почаще спрашивайте себя: «Для кого я это делаю? Хочу ли я это делать? Есть у меня ресурс, чтобы это делать?».

Не думайте, что у вас сразу получится. Это будет необычно и непривычно. Вас обязательно будет ругать внутренний голос: он скажет, что вы тратите время впустую и потом будете об этом жалеть.

Тенденция «быть» в данном случае содержательно определяется включенностью во взаимоотношения с социумом. Читатель может поставить вопрос: в чем различие между динамической тенденцией адаптации к социуму, рассмотренной выше и стремлением «быть как другие», обсуждаемым здесь? С первого взгляда сходство между ними настолько очевидно, что может показаться искусственным поиск различий. Однако на деле это не так. Во-первых, адаптация к другому указывает на ту жизненную задачу, которая поставлена перед индивидом и решается им, тогда как стремление «быть как другие» (и тем более «быть с другими» или «быть для других») указывает на ту мотивационно-потребностную сферу, которая выступает источником активности. Во-вторых, задача адаптации к социуму решается не только при наличии стремления «быть как другие», но и при других стремлениях, например, стремления «владеть другими» и «владеть самим собой». Более того, стремление «быть как другие» может следовать не цели адаптации, а напротив, преобразования другого. В последнем случае данное стремление может выступать в качестве механизма социальной «мимикрии» в деле решения задачи вызвать желаемые изменения в партнере социального взаимодействия. Короче говоря, тенденция адаптации к социуму и стремление «быть как другие» не перекрывают друг друга, они могут сливаться в одну и ту же деятельность субъекта и могут не сливаться.

Можно выделить три разновидностей взаимодействия с другим (другими), основанные на стремлении «быть»: (1) быть как другие, (2) быть с другими и (3) быть для других. Наиболее ярким выражением первого выступает феномен идентификации, впервые описанный в работах 3. Фрейда и детально изучаемый как психоаналитиками, так и бихевиористски или когнитивистски ориентированными исследователями. В советской психологической науке изучению данного феномена посвящено немало интересных теоретико-эмпирических исследований Описание стремления «быть с другими» дается в экзистенциально-философской литературе вслед за М. Хайдеггером, предложившим понятие «со-бытие». Что же касается стремления «быть для других», то оно лежит в основе альтруистического поведения.

Стремление «быть как другие», охватывает не только феномен идентификации, но и связь между социальным или характерологическим сходством и аттракцией, ставшей предметом обсуждения в одной из наших обзорных статей.

В контексте нашей работы хотелось бы высказать несколько соображений о механизме идентификации. Сам 3. Фрейд его сущность рассматривал в связи с природой онтогенетического развития ребенка и социально-психологических процессов внутри социальной группы. Детальное критическое осмысление существующих психоаналитических представлений по поводу функционирования данного психологического механизма в данный момент не входит в нашу задачу. Мы ограничимся лишь критическими соображениями в адрес одной инвариантной идеи, лежащей в основе столь разноречивых толкований, которыми изобилуют работы психоаналитиков. Сущность этой идеи заключается в следующем: процесс идентификации, с одной стороны, связывается с процессом удовлетворения первичных витальных потребностей, например, потребности в пище, при этом допускается, что младенец «абсорбирует» вместе с пищей образ кормилицы (т. н. анаклитическая идентификация), с другой стороны, он связывается либо с либидонозными стремлениями ребенка занять позицию родителя противоположного пола или символического отца, олицетворяющего определенную силу, либо же со снятием тревоги, вызванной тем, что индивид является объектом агрессии (идентификация с агрессором). Общим знаменателем всех этих разновидностей понимания является то, что идентификация представляется в некоторой степени вторичным процессом, служившим средством удовлетворения некоторой первичной (преимущественно биогенной) потребности. Мы предполагаем, что понимание, согласно которому процесс идентификации выступает средством для удовлетворения определенной потребности или снятия внутреннего напряжения, вызванного тревожностью, частично правильно, однако необоснованна абсолютизация этой ее функции и ограничение исключительно ею. Дело в том, что потребность «быть» является, как мы уже отмечали, фундаментальным человеческим стремлением и ею (как и стремлением «иметь») могут быть «пронизаны» все виды человеческой активности, будут ли они биогенными, психогенными или социогенными. Однако стремление «быть» не беспредметно нужно быть и стать кем-то. Базальная потребность «быть» определяет то, что человек должен быть либо таким, каким является другой (другие), или же таким, каким он есть на самом деле. Между этими двумя крайностями находится средний пункт, отражающий то, каким человек в его понимании или в понимании социума должен стать («сверх-Я») или же каким он желал бы стать («желаемое» или «идеальное Я»). Это последнее стремление мы назвали средним пунктом, потому, что образ того, каким я должен стать или желал бы быть, является своеобразным «сплавом» образца, исходящего извне, и моего воображаемо-креативного участия по созданию или воссозданию данного образца: с одной стороны, опорным пунктом является эталон внешне-социального или культурного мира, но, с другой стороны, приятие такого эталона и его моделирование на себя зависит от меня самого и от моего проектирования способа собственной жизни.

В итоге, стремление «быть как другие», выражающееся в идентификационном с социумом процессе, не является исключительно средством удовлетворения других потребностей, а представляется также самостоятельной движущей силой человеческой жизнедеятельности.

В социально-психологических исследованиях последних двух десятилетий интенсивно изучается феномен деиндивидуации . При его определении перечисляется множество признаков, один из которых указывает на «растворяемость» индивида в социуме, который в нашей терминологии можно определить в качестве стремления «быть как другие». Прочие его признаки указывают на потерю контроля над собою, растормаживание импульсов и несдержанность, ведущих к нарушению принятых норм, на интрапсихический хаос и дезорганизацию поведения. Эти последние признаки прямо не относятся к рассматриваемому здесь стремлению «быть как другие», а отражают характеристики социального взаимодействия по другим параметрам, например, энтропии – негэнтропии.

Следовательно, эти стороны деиндивидуации будут нами рассматриваться при обсуждении вопросов организации и дезорганизации, энтропии и негэнтропии во взаимодействии личности с социальной средой. Пока же сконцентрируем наше внимание на тех сторонах феномена деиндивидуации, которые непосредственно относятся к характеристикам обсуждаемой здесь динамической тенденции.

Многие авторы считают, что стремление к деиндивидуации в смысле растворения индивида в других является либо средством для избегания социальной угрозы или персональной неудачи, либо же результатом того, что личность не воспринимает себя и не является воспринятой со стороны других в качестве своеобразного, необычного и сингулярного индивида. Вместе с тем Р. С. Зиллер, чьи теоретические положения мы еще раз затронем в связи с описанием стремления «быть самим собой», допускает в качестве изначального и самостоятельного стремление индивида к социальной зависимости и деиндивидуации в смысле слияния с другими.

Стремление «быть как другие» М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр и Э. Фромм рассматривают в качестве одной из разновидностей неаутентичного способа существования и неконструктивного решения человеком своих экзистенциальных проблем М. Хайдеггер это стремление, имеющее свое крайнее выражение в растворении индивида в безличном «das Man», связывает со страхом смерти, а Ж. П. Сартр и Э. Фромм – с бегством от личной ответственности и свободы. Однако обнаруживается также большая разница между указанными авторами в понимании данного источника человеческой жизнедеятельности.

Если М. Хайдеггер помимо вышесказанного говорит о внутреннем стремлении к совместному бытию и с этой целью вводит понятия «со-бытие» (Mitsein) и «совместный мир» (Mitwelt), то Ж П. Сартр критикует хайдеггеровскую идею «со-бытия», абсолютизируя взаимную чуждость людей («ад – это другие», – говорит Сартр) и невозможность наличия между ними какой-либо подлинной общности и понимания. Э. Фромм во многих своих работах настойчиво повторял мысль, согласно Которой исходное состояние и стремление человека определялись слитностью с другими людьми и с социальной общностью, а последующий процесс сепарации людей от друг друга, наиболее крайним выражением которой является буржуазный индивидуализм, определил духовный кризис и болезненно-невротические симптомы, которыми страдает современный человек*.

* Весьма далеким «предшественником» такого понимания соотношения слитности и сепарации является онтологическое учение Анаксимандра об «апейроне» как первичном состоянии неопределенности и недифференцированности сущего. Согласно Анаксимандру то, что выделяется от «апейрона», наказывается и возвращается к нему в силу закона.

Во многих неофрейдистски и непсихоаналитически ориентированных теориях онтогенетического развития ребенка подчёркивается первостепенность потребности связи с социумом (сначала е родителями, далее со сверстниками и т. д.) в психическом развитии. В работах советских психологов и ученых из социалистических стран эта идея получила особое звучание. В основополагающих работах советских психологов по вопросам общения и совместной деятельности коллективного самоопределения и идентификации с группой, природы и функционирования социогенных потребностей и т. д. убедительно обосновывается положение о том, что стремления «быть с другими», «быть как другие» и «быть для других» являются важнейшими источниками человеческой жизнедеятельности.

другого или другово

Как пишется слово “другого” или “другово”?

Слово “другого” пишется с окончанием – ого – другого .

Этимология слова

Русская письменная культура имеет длительную историю, и это отразилась в различных правилах орфографии. Написание многих русских слов поддерживается традицией: мы пишем их так, как сотни лет назад. В прилагательных в форме родительного падежа единственного числа пишется окончание –ого, -его: большого, хорошего (хотя вместо г произносится в). В таких случаях правила правописания слов диктуются традицией.

Падежная форма местоимения другого восходит к той же основе, что и друг. Произношение исторически различается ударной гласной: раньше звучало – дрУгий (второй). Постепенно ударение перешло на привычное в русском языке расположение – на окончание. Ошибка написания объясняется нормами произношения, которое не совпадает с написанием.

Не стоит сомневаться в том, как правильно пишется местоимение “другого “, – с окончанием – ого .

Примеры

  • Прохожие шли по одной стороне дороги, боясь сбиться с пути, не представляя себе другого направления.
  • У решения задачи был только один вариант, другого не могло быть.
  • В мыслях не было другого города, возможного переезда и смены места жительства.

Каждый человек мечтает о том, чтобы у него было много хороших и надежных друзей. Но нет смысла ждать их появления в вашей жизни из ниоткуда. Существуют определенные методы, с которыми вам стоит ознакомиться. Секреты, которые вы найдете в этой статье, помогут вам стать лучшим другом для других людей. А месте с этим и у вас найдется далеко не один лучший друг.

Общайтесь с другими людьми

Общайтесь с другими людьми честно и тактично. Всегда старайтесь открыто высказывать свою точку зрения, а также ваши искренние чувства, но делайте это с добротой и уважением к чувствам других людей.

Держите слово

Всегда держите слово и сдерживайте обещания, которые вы даете, независимо от того, в каких отношениях вы состоите с людьми, которым их давали. Будьте тем другом, которому люди могли бы доверять по умолчанию.

Доверяйте друзьям

Как следствие, будьте готовы доверять вашим друзьям. Большинство людей чувствуют себя хорошо, когда другие люди могут им довериться. Многие люди гордятся тем, что их считают достойными доверия. Вам стоит и дальше передавать эти позитивные эмоции, проявляя желание доверять другим людям. Слишком много людей испытывают трудности с тем, чтобы поверить в то, что другие люди могут их поддержать. Сделайте первый шаг и послужите примером для остальных, и тогда они поймут, как можно доверять и завоевывать доверие других.

Помогайте друзьям

Вам нужно поддерживать ваших друзей во всех смыслах, особенно если вы говорите, что будете это делать. Вам нужно всегда стараться протянуть руку другу, так как вы должны понимать, что в будущем может наступить тот момент, когда вам будет необходимо, чтобы кто-то протянул руку и вам.

Признайте, что у всех есть свои недостатки

Очень важно понимать, что у каждого человека имеются свои недостатки, а также важно принимать этот факт, чтобы построить отношения, основанные на преданности и доверии. Не отворачивайтесь от друзей, которые допускают ошибки или которые не присутствуют в вашей жизни настолько, как вам хотелось бы. Если вы сохраняете преданность по отношению к своим друзьям, вы создаете прочную и надежную сеть поддержки. Вы не можете знать, в какой момент жизни вы оступитесь и упадете, и если у вас будет сеть друзей, которые в любой момент готовы вас поддержать, то вы сможете быстрее справиться с проблемами. Но это произойдет только в том случае, если вы сами преданы своим друзьям.

Практикуйте эмпатию

Практикуйте очень ценную способность - эмпатию по отношению к другим людям, и постарайтесь добиться совершенства в этом аспекте. Будьте готовы поставить себя на место другого человека и откажитесь от необходимости убедить всех окружающих в правильности вашего мнения. Представьте себе мир с точки зрения другого человека, и вскоре вы начнете ценить этот навык, который вам очень пригодится при строительстве крепких отношений, основанных на взаимопонимании.

Присутствуйте и слушайте

Научитесь всегда присутствовать в настоящем моменте и слушать то, что говорит вам собеседник, без необходимости вставить свое слово каждый раз, когда в его рассказе появляется пауза. Люди растут над собой за счет обучения, и, если вы не готовы слушать других, вы не сможете узнать больше, чем вы уже знаете.

Умейте признавать неправоту

Не стоит считать, что ваш подход обязательно является правильным. Постарайтесь развивать в себе способность смотреть на мир с различных точек зрения. Это поможет вам проявлять эмпатию по отношению к вашим друзьям, а также позволит вам избавиться от всех суждений и предрассудков, которые вы можете привносить в разговор с другими людьми. Эмпатия и неосуждение - это два ключевых навыка, которые являются отличным топливом для растущего огня дружбы.

Помогайте друзьям

Будьте рядом с друзьями, когда они испытывают трудности в жизни. Но при этом вам не стоит забывать, что вам также нужно быть рядом с друзьями тогда, когда они празднуют свои триумфы. Каждый человек хочет, чтобы в момент его самого большого триумфа его окружали те люди, которые ему не безразличны.

Научитесь смеяться

Вам обязательно нужно научиться смеяться над юмором в вашей жизни, а самое главное - научится смеяться над собой и перестать воспринимать себя слишком серьезно. Да, жизнь - это серьезная вещь, но если вы не найдете места для радости, легкости или чуда, вы слишком много своей энергии будете тратить на серьезность жизни.