Блок А.А. «Россия»

Часть 1
Ответы

Часть 2

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стёртых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слёзы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -
Не пропадёшь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней,
А ты всё та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснёт в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..
(А.А. Блок, 1908)

Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).Укажите
номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.
Ответ: .

Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных
поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения.
1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись
Впишите соответствующие номера в таблицу в любой последовательности и перенесите в бланк ответов № 1.
Ответ:

В12

Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп).
Ответ: .

С3

Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

С4

В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением
А.А. Блока?

Часть 3

В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

С5.3

Как в прозе М. А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия»
или «Мастер и Маргарита».)


C3.

  • C3. Каким чувством проникнуто обращение поэта к России?

  • С4. В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока?


  • 2011: Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

  • 2012: напишите сочинение …в объёме не менее 200 слов

  • Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте

  • свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы,

  • опираясь на литературные произведения (в сочинении по

  • лирике необходимо проанализировать не менее трёх

  • стихотворений). Используйте теоретико-

  • литературные понятия для анализа произведения.

  • Продумывайте композицию сочинения.


С5.1.

  • С5.1. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение

  • мечты с действительностью?

  • С5.2. В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе

  • А.Н. Островского «Гроза».)

  • С5.3. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора

  • человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)




.

  • Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной .

  • Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка №2 выставляется «0» баллов.

  • /…/ При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов.

  • Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.



Как мы уже не раз отмечали, задание 15 КИМ ЕГЭ по литературе относится к заданиям, на которые необходимо дать развернутый ответ.

Нам даётся текст, в данном случае поэтический, и этот текст необходимо проанализировать. Анализ должен быть таким, чтобы это было полезно для написания развернутого ответа, поэтому необходимо сначала прочитать вопрос.

Текст: «Памятник» Г. Р. Державин
Наш вопрос
15. Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»?

Подробный разбор задания и пример развернутого ответа вы можете посмотреть на видео.

Как работать с таким заданием?

Во-первых, нужно изучить критерии оценивания:

Во-вторых, на основе критериев составить план развернутого ответа (мини-сочинения)

ПЛАН

  1. Прямой ответ на вопрос;
  2. Авторский замысел;
  3. 2-3 тезиса с доказательствами из текста.

Даём прямой ответ на вопрос

Чтобы дать ответ на вопрос: "Каким чувством проникнуто обращение поэта к «музе»"? - нам нужно найти это обращение поэта к «музе».

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

Последний катрен (четверостишие) и есть обращение поэта.

Необходимо провести смысловой и художественный анализ четверостишия.

АНАЛИЗ

Для большей убедительности необходимо указать место выделенного четверостишия во всем стихотворении. Для этого, мы захватим для анализа и предыдущий катрен.

Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.

15. В пятом катрене стихотворения «Памятник» Г. Р. Державин, как один из ярких представителей классицизма, следуя традициям оды, передает торжественное и возвышенное обращение к музе.

С одной стороны, муза для поэта - это величественная античная богиня. На это указывают - восклицательный знак при обращении и призыв «возгордись». Образ музы-богини отчетливо передается в третьей строке эпитетами «непринужденной рукой, неторопливой». С другой стороны, для Г. Р. Державина муза - это воплощение его поэзии, что отчетливо прослеживается во второй и четвертой строках. Его поэзия «справедливая» заслуга, которая должна просуществовать вечность - «чело своей зарей бессмертия венчай»

Чувством гордости за свой поэтический труд и торжественным настроением проникнуто последнее четверостишие поэта, в котором он и обращается к музе.

Данное стихотворение А. А. Блока – это обращение к России, проникнутое патриотизмом, глубоким, искренним чувством любви к Родине. Лирический герой видит красоту и величие России во всем: в “росписных спицах”, лесах и полях, в прекрасных чертах и даже в “серых избах” и “ветровых песнях”, которые напоминают ему первую любовь. Хотя страна и предстает перед ним нищей, с “тоской острожной” в песнях ямщика, но лирический герой верит в светлое будущее дорогой сердцу Родины.

Таким образом, патриотизм, любовь к России и преданность ей - основные чувства, которыми проникнуто стихотворение А. А. Блока “Россия”.


Другие работы по этой теме:

  1. Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу...
  2. Тема родины, России – сквозная тема лирики Александра Александровича Блока. На одном из последних выступлений поэта, где он читал самые разные свои стихотворения, Блока попросили...
  3. Тема Родины занимает важное место в лирике А. Блока. Наиболее полно она воплощается в законченном цикле “На поле Куликовом” (1908), основной мотив которого – глубокая...
  4. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слезы первые любви! Тема Родины – тема России – занимала особое место...
  5. Пожалуй, ни у одного из писателей патриотическая тема так полно не сомкнулась с любовной, интимной лирикой, как у Александра Блока. Нетрадиционным стал блоковский образ родины-невесты,...
  6. Александр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и...
  7. Стихотворение “Россия”. Восприятие, толкование, оценка Стихотворение “Россия” было создано А.А. Блоком в 1908 го­ду. Основная тема его – тема Родины, России. Мы можем отне­сти произведение...
  8. В стихотворении “Русь” образ родины, России, видится Блоку в былинно-сказочном ореоле. Это древняя, нетронутая цивилизацией страна, напоминающая исторические картины В. М. Васнецова и И. С....