Балтийский флот крейсер свердлов история. Визит крейсера “Свердлов” в Англию

7-18 июня 1953 года - состоялся первый послевоенный заграничный визит советского корабля в Англию, по случаю коронации Елизаветы II. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе первого послевоенного заграничного визита крейсера "Свердлов" в Англию. После этого дружественные визиты наших кораблей в иностранные порты будут проводиться достаточно часто, но первый визит стоил нашим морякам и большого труда и огромного нервного напряжения

В первые же годы после Великой Отечественной войны произошло коренное изменение отношений Советского Союза со странами Запада. Началась "холодная война", а в 1950-х годах США стали активно проводить политику балансирования на грани войны. Это привело к значительному обострению международной напряженности, возрастанию угрозы возникновения мировой войны. Страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. В буржуазной печати советского человека представляли в образе врага и потенциального агрессора. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам США, а для нашей страны все более реальной становилась угроза безопасности с океанских направлений.


В этих условиях советские Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ.) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии в проведении миролюбивой политики, в предотвращении и сдерживании агрессивных устремлений, а также в противодействии угрозам безопасности для нашей страны. Одним из средств осуществления этой важной миссии стали дружественные визиты наших кораблей в порты иностранных государств. Боевой корабль - это наглядный показатель уровня развития науки, техники и промышленности в стране, показатель ее реальной военной мощи. Империалистические государства активно использовали это для устрашения потенциальных противников.

Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер, демонстрируют высокий культурный уровень наших моряков. Это служит прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде врагов и грубых варваров. Заграничные визиты способствовали росту симпатий и дружественных чувств к нашей стране, укрепляли взаимопонимание между народами и повышали международный авторитет нашей страны.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся новыми кораблями, новой боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй крейсера типа "Свердлов" проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были наиболее совершенными и самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым объектам. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в параде королевского флота на Спидхейдском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов". Три месяца ушло на подготовку экипажа и корабля к этому походу.

За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

В ожидании парада на рейде Спитхейда собралось более 200 кораблей британского флота и гостей королевы. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы найти свое место, обозначенное сигнальным буем с государственным флагом СССР. Командир крейсера капитан 1 ранга Олимпий Иванович Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Крейсер направился к месту якорной стоянки. Предстоит постановка корабля на якорь методом фертоинг, которая требует высочайшего профессионализма от боцманской команды и ювелирной точности в управлении огромным кораблем от его командира. По принятым тогда стандартам для кораблей водоизмещением 12-16 тыс. тонн (как у "Свердлова") отличной считается постановка за 45 минут. У нас такая постановка вообще не применяется за отсутствием надобности.

Обмен салютами привлек к нашему кораблю внимание всех присутствовавших на рейде. "Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствует. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по поводу отсутствия cигнального буя.) Штурмана быстро установили, что ошибки нет, крейсер вышел точно. Звучит команда и первый якорь уходит на дно рейда. Все взоры обращены к крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры: пошел отсчет времени. Прибывший на крейсер английский офицер связи тоже пустил свой секундомер. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.

Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщениям нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.

Дальнейшая судьба крейсера "Свердлов"

Крейсер "Свердлов" с 12 по 17 октября 1955 года нанес визиты в Портсмут (Великобритания), с 20 по 25 июля 1956 года - в Роттердам (Голландия), с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года - в Гдыню (Польша), с 16 по 22 апреля 1974 года - в Алжир, с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 5 по 9 октября 1976 года - в Росток (ГДР) и с 21 по 26 июня 1976 года - в Бордо (Франция). С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ. В период с 24 декабря 1960 года по 14 июля 1961 года и с 12 февраля 1966 года по 29 апреля 1966 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11 февраля 1972 года расконсервирован и вновь введен в строй, 7 февраля 1977 года вторично поставлен на капитальный ремонт, 14 февраля 1978 года вновь законсервирован и поставлен в Лиепаю на долговременное хранение, а 30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 октября 1989 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.

В мае 1992г. исполняется 40 лет со дня вступления в строй артиллерийского крейсера «Свердлов» - головного корабля одного из первых послевоенных проектов. Его рождению предшествовала большая работа, длившаяся почти 15 лет. Дело в том, что в качестве корабля-прототипа для крейсеров данной серии (проект получил шифр 68-бис) был выбран легкий, по тогдашней классификации кораблей ВМФ, крейсер пр. 68-к, в свою очередь созданный на основе разработанного еще до Великой Отечественной войны корабля проекта 68. Предвоенной программой строительства большого морского и океанского флота (1938- 1942 гг.) к концу 1942 г. предполагалось построить 5 легких крейсеров пр. 68 (всего должны были заложить 17 ед.). Первые четыре корабля этого проекта были заложены в 1939 г., пятый - годом позже.

Окончательно их достроили уже в конце 40-х годов, с учетом опыта войны, по так называемому «откорректированному» проекту 68-к. Главным конструктором проекта 68-к был назначен сначала А. С. Савичев, а с 1947 г. - Н. А. Киселев. Головной - «Чапаев» вошел в состав ВМФ осенью 1949 г. Вскоре были приняты флотом и остальные.
Одновременно с достройкой кораблей предвоенных проектов в эти годы были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже во время проектирования можно было бы максимально учесть и опыт войны, и все то новое, что могли дать послевоенные наука и производство. Оставить флот без крупных кораблей было нельзя, и потому крейсера пр. 68-бис решили строить.

К кораблям этого проекта, разработанного под руководством А. С. Савичева, и относится «Свердлов», положив начало вводу в состав ВМФ большой серии артиллерийских крейсеров. Строительство крейсера под заводским номером О-408 осуществлялось на Балтийском судостроительном заводе имени С. Орджоникидзе (в то время - завод № 189 Наркомата судостроительной промышленности). На воду он был спущен 5 июля 1950 г. После достройки на плаву корабль прошел заводские и государственные испытания, а с 29 ноября 1951 г. по 16 января 1952г. в районе о-вов Осмусаар-Пакри, в условиях волнения моря 4-7 баллов - мореходные. 15 мая 1952 г. Комиссия государственной приемки кораблей подписала акт о включении его в состав Военно-Морского Флота.

Что же представляли из себя крейсера пр. 68-бис?
Более «крупные» по своим масса-габаритным характеристикам, нежели корабли типа «Чапаев», они имели водоизмещение: стандартное - 13600 т, нормальное - 15 120 т и полное - 16640 т. При нормальном водоизмещении главные размерения корпуса корабля (по конструктивной ватерлинии) составляли: длина 205 м, ширина 21,2 м, осадка средняя 6,9 м. Запасы топлива, машинного масла, котлозой и питьевой воды, а также про визии обеспечивали кораблю расчетную автономность в 30 суток и дальность плавания на оптимальных экономических ходах до 9 тыс. миль. Впервые на этом проекте советским кораблестроителям удалось реализовать идею создания «полностью сварного корпуса» из низколегированной стали, что по расчетам дало не только повышение технологичности постройки, но и снижение экономических затрат.

Для защиты жизненно важных частей корабля в бою от артиллерии противника было применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстроек. Использовалась в основном гомогенная броня, основную массу бронирования составляла масса «броневой цитадели», конструктивно сформированной из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Толщина брони, примененной в этой конструкции равнялась: бортовая - 100 мм, носового траверза- 120 мм, кормового-100 мм, нижней палубы - 50 мм.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяженность до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля немалую роль играла и смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях.

Расположение служебных и жилых помещений практически не отличалось от принятого на крейсерах пр. 68-к. В качестве главного калибра на кораблях пр. 68-бис были применены четыре 152/57 мм/кал, усовершенствованные трехорудийные артустановки МК-5-бис; универсальный калибр был представлен шестью спаренными стабилизированными 100/70 мм/кал, установками СМ-5-1 (с пятого крейсера серии СМ-5-1-бис), а зенитный - шестнадцатью спаренными 37/67 мм/кал, автоматами В-11, позднее замененными на модернизированные - типа В-11-м.

Особенностью крейсеров пр. 68-бис также являлось наличие специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель. Так, помимо двух командно-дальномерных постов КДП-8 и башенных артиллерийских дальномеров ДМ-8-2, на этих кораблях для управления стрельбой главного калибра были использованы РЛС «Риф» и АРЛС «Залп», а на II и III башнях МК-5-бис смонтированы собственные радиодальномеры. Эффективное боевое использование артиллерии главного калибра обеспечивалось новой системой приборов управления стрельбой «Молния АЦ-68-бис А».

Универсальный калибр корабля, представленный двумя бортовыми батареями (каждая из трех установок), оснащался двумя приданными им стабилизированными постами наводки СПН-500 (обеспечивали стрельбу по воздушным целям в условиях качки корабля) и двумя - побатарейно, оптическими дальномерами ЗДМС-4. Кроме того, для управления огнем 100-мм универсальной артиллерии была применена АРЛС «Якорь».

Зенитные автоматы В-11 устанавливались на надстройках, на носовых и кормовых углах относительно диаметральной плоскости корабля. Как и установки СМ-5-1-бис, автоматы В-11 были сопряжены с системой приборов управления стрельбой
«Зенит-68-бис».

Торпедное вооружение кораблей типа «Свердлов» включало в себя два 53-см пятитрубных наводящихся палубных торпедных аппарата типа «ПТА-53-68-бис», установленных побортно на спардеке, и управляющую ими систему ПУТС «Сталинград-2Т-68-бис», сопряженную со специальной торпедной радиотехнической станцией «Заря» и универсальным торпедным прицелом. В перегруз крейсер этого проекта мог принять более 100 корабельных мин заграждения или контактных минных защитников. Корабли типа «Свердлов» были оснащены также современными по тому времени навигационным и радиотехническим вооружением, средствами связи.

Корабельная энергетическая установка крейсеров пр. 68-бис в целом не отличалась от энергетической установки кораблей типа «Чапаев». В качестве главных паровых котлов здесь также были использованы шесть вертикальных водотрубоых паровых котлов КВ-68 (по одному в котельном отделении, каждый паропроизводительностью на полном ходу порядка 115000 кг/ч); два главных турбозубчатых агрегата типа ТВ-7 (суммарная максимальная проектная мощность на полном переднем ходу 118 100 л. с., на заднем - 25270 л. с.).

К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц пр. 68-бис, флот пополнился лишь 14 крейсерами данного проекта, ставшими после списания линкоров типа «Севастополь» основными кораблями в ядренадводных сил ВМФ. Большая часть крейсеров пр. 68-бис, построенных вскоре после «Свердлова», получила названия либо в честь выдающихся военных деятелей России («Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Сенявин», «Александр Невский», «Александр Суворов», «Михаил Кутузов», «Дмитрий Пожарский»), либо известных партийных деятелей («Дзержинский», «Жданов», «Орджоникидзе»), либо по названию городов - «Мурманск» и «Молотовск» (позднее переименован в «Октябрьскую Революцию»). Некоторые корабли этого проекта, чье строительство, начиная с 1956 г., сначала было приостановлено, а спустя два года, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР, прекращено, имели названия: «Владивосток» (бывший «Дмитрий Донской»), «Архангельск» (бывший «Козьма Минин»), «Варяг», «Щербаков», «Кронштадт», «Таллин», «Адмирал Корнилов».

У крейсеров типа «Свердлов», введенных в строй, судьба сложилась по-разному «Орджоникидзе» впоследствии был продан Индонезии и в составе ее ВМС числился под названием «Ириан». «Адмирал Нахимов» (намеченный к перевооружению по пр. 71 с заменой АГК на ЗУР), в 60-х годах был исключен из состава флота после участия в испытаниях первых образцов противокорабельного ракетного оружия. «Дзержинский» переоборудован в соответствии с пр. 70-э.

Научно-техническая революция в военном деле, начавшаяся в ВМФ с середины пятидесятых вскоре потребовала усиления огневых зенитных средств крейсеров типа «Свердлов». Была осуществлена замена части прежних зенитных систем сначала на автоматы В-11-м, а затем дополнительно установили новые системы корабельной МЗА калибра 30 мм. Было произведено переоборудование и оснащение кораблей и более современными радиолокационными и радиотехническими средствами. Все это на некоторых крейсерах типа «Свердлов» осуществлялось по проекту 68-а. Два крейсера - «Жданов» и «Адмирал Сенявин» - позже в соответствии с пр. 68-у-1 и 68-у-2 были переоборудованы в корабли управления.

До пополнения ВМФ новыми кораблями «океанского, ракетно-ядерного флота» крейсера пр. 68-бис и его вышеуказанные модификации принимали, пока позволяли их технический ресурс и обстановка, активное участие в дальних походах, решая задачи боевой службы. И лучшей памятью им - нашим последним крейсерам «чисто артиллерийского типа» - является нагрудный знак ВМФ «3а дальний поход», где под белоголубым Военно-морским флагом изображен силуэт одного из таких кораблей.

Предназначенный первоначально, чтобы быть 24-корабельной серией в послевоенном советском военно-морском плане Сталина, класс «Свердлов» в итоге состоял из 20 заложенных корпусов. Из них только 17 кораблей были спущены (три из них никогда не были закончены и были сохранены на реке Нева в Ленинграде на несколько лет, прежде чем разобраны окончательно). Сохранившиеся 14 кораблей были введены в состав флота в течение периода 19511955 гг. в двух слегка отличных модификациях, но все, по существу, являлись улучшенной версией разработанного еще до войны (но законченного после ее) крейсера класса «Чапаев». Один из них, «Орджоникидзе», переименованный в «Ириан», передали в 1962 г. Индонезии (в 1972 г. продан Тайваню на металлолом из-за хронической проблемы с запасными частями). В конце 50-х гг. «Дзержинский» был переоборудован в экспериментальный крейсер, вооруженный зенитно-ракетный комплекс, являвшийся морской версией зенитно-ракетного комплекса С-75 Советской Армии. Он был установлен вместо 152-мм орудийной башни. Это опыт оказался неудачным, и корабль в конце 70-х гг. был выведен в резерв Черноморского флота. «Адмирал Нахимов» был также переоборудован в то же самое время в опытовый корабль для испытаний противокорабельной ракетной системы SS-N-1 «Scrubber», но в 1961 г. отправлен на слом, даже не покидая советских вод. Из остающихся кораблей два («Адмирал Сенявин» и «Жданов») были переделаны в корабли управления в период 1971-1972 гг. Первый служит флагманским кораблем Тихоокеанского флота при специальном развертывании, второй используется для тех же самых целей Черноморским флотом. Другие девять: «Свердлов», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Ушаков», «Александр Невский», «Александр Суворов», «Дмитрий Пожарский», «Михаил Кутузов», «Мурманск», «Октябрьская революция» — обычные крейсера. Главная задача этих кораблей — поддержка основным и вспомогательным артиллерийским вооружением советских соединений корпуса морской пехоты в амфибийных операциях и наземных атаках целей НАТО и Запада. Этой способности лишены все флота НАТО, за исключением американского, который с аналогичной целью вывел из резерва линкоры «Айова» с более тяжелой артиллерией.

Первой из этой серии единицей, выведенной для сдачи на металлолом, стал «Адмирал Лазарев» (1986 г.). За ним последовали: «Адмирал Ушаков» и «Дмитрий Пожарский» в 1987 г., «Свердлов», «Александр Невский» и «Дзержинский» в 1989 г. и остальные — в 1990-1991 гг.

Тактико-технические характеристики крейсера «Свердлов»

  • Водоизмещение, т: стандартное 12 900 и полное 17 000;
  • Размеры, м: длина 210,0; ширина 22,0; осадка 7,2;
  • Главная энергетическая установка: паротурбинная, работающая на два вала, мощностью, л. с. (кВт): 110 000 (82 025);
  • Скорость хода, узлов: 32,5;
  • Вертолет: Ка-25 общего назначения (только на крейсере «Адмирал Сенявин»);
  • Вооружение: спаренная пусковая установка комплекса SA-N-2 «Guideline» с 8 зенитными управляемыми ракетами (только на «Дзержинском») или спаренная пусковая установка зенитно-ракетного комплекса SA-N-4 «Gecko» с 18 зенитными управляемыми ракетами (только на «Адмирале Сенявине» и «Жданове»), четыре башни с 152-мм (три на «Дзержинском» и «Жданове», две на «Адмирале Сенявине»), шесть спаренных 100-мм артиллерийских установок, 16 спаренных 37-мм зенитный автомат (14 спаренных установок смонтированы на модификациях в течение 1977-1979 гг. и восемь спаренных зенитных автоматов на «Дзержинском», «Адмирале Сенявине» и «Жданове»), четыре спаренных 30-мм зенитных автомата (только на «Жданове», в то время как на «Адмирале Сенявине» — восемь спаренных зенитных автоматов), до 200 мин (нет на «Адмирале Сенявине» и «Жданове»);
  • Электроника («Дзержинский»): радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Big Net», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Low Sieve», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Slim Net», радиолокационная станция системы управления огнем SA-N-2 «Fan Song-E», две радиолокационные станции системы управления огнем 152-мм артиллерийской установки «Sun Visor», радиолокационная станция системы управления огнем артиллерийской установки и навигационная радиолокационная станция «Top Bow» «Neptune»;
  • Электроника («Адмирал Сенявин» и «Жданов»): радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Тор Trough», радиолокационная станция «Pop Group» для системы управления огнем SA-N-4, радиолокационная станция «Sun Visor» для системы управления огнем 152-мм артиллерийских установок, две радиолокационные станции «Top Bow» для системы управления огнем 152-мм артиллерийских установок, четыре радиолокационных станций «Drum Tilt» для системы управления огнем 30-мм артиллерийских установок (только две на «Жданове») и шесть радиолокационных станций «Egg Cup» для системы управления огнем артиллерийских установок;
  • Электроника (остальные): радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Big Net» или «Тор Trough», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «High Sieve» или «Low Sieve», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей (только на некоторых кораблях), радиолокационная станция обнаружения воздушных целей «Slim Net», навигационная радиолокационная станция «Don-2» или «Neptune», две радиолокационные станции «Sun Visor» для системы управления огнем артиллерийской установки, две радиолокационные станции «Top Bow» для системы управления огнем 152-мм пушек, восемь радиолокационные станции системы управления огнем артиллерийских установок «Egg Cup», станции радиотехнической разведки и РЭП «Watch Dog»;
  • Экипаж, чел.: 1000.
Навигационное вооружение 2 гирокомпаса «Курс-3», 2 лага «Гаусс-50», 2 эхолота НЭЛ-3, автопрокладчик «Путь-1» с тремя планшетами П-2, радиопеленгатор РПН-47-01 и 4 магнитных компаса

Крейсера проекта 68-бис , по классификации НАТО - класса «Свердлов» . Одни из первых послевоенных проектов и последняя серия чисто артиллерийских крейсеров в СССР. Могут нести дежурство и вести боевые действия как вблизи побережья, так и в открытом море. Серийная постройка ЛКР данного типа производилась в соответствии с первой послевоенной программой военного судостроения СССР, принятой в 1950 году. К середине 1950-х гг. к постройке по пр. 68-бис, было запланировано 25 единиц. Заложено - 21 единица, фактически достроены в различных модификациях - 14 единиц, для Черноморского, Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов СССР . Крейсера проекта 68-бис были одной из крупнейших крейсерских серий в мире. С 1956 года, после списания линкоров типа «Севастополь », КРЛ типа «Свердлов», вплоть до середины 1960-х гг., являлись основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ СССР .

История

Проектирование

В первые послевоенные годы (вплоть до середины 1950-х годов) СССР не имел реальных технических возможностей для создания мощного океанского ракетно-ядерного флота и был вынужден строить корабли с обычным артиллерийским и торпедно-минным вооружением. В этот период флот СССР сохранял статус флота прибрежного действия и предназначался, в основном, для решения оборонительных задач. В соответствии с этой военно-морской доктриной велась разработка проекта крейсера типа «Свердлов». Эти корабли по своим размерам явились самыми крупными крейсерами в истории ВМС СССР и самыми многочисленными в своём подклассе.

В январе 1947 года было выдано тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта. Разработку технического проекта под шифром «68-бис» вело ЦКБ-17 под руководством главного конструктора А. С. Савичева (экономя время, от разработки эскизного проекта отказались), который был утверждён через пять месяцев… В 1949 году, по требованию руководства ВМФ, рабочий проект был переработан с учётом установки новых радиолокационных станций и средств связи системы «Победа».

Разработка проекта КРЛ под шифром «68-бис» - итог почти 15-ти летнего периода работы ЦКБ-17 по созданию советских КРЛ под руководством А. С. Савичева , (главный наблюдающий от ВМФ капитан 1-го ранга Д. И. Кущёв) производилась одновременно с достройкой крейсеров предвоенной закладки. В качестве корабля-прототипа был выбран лёгкий крейсер «68-k типа Чапаев ». Однако, в отличие от КРЛ типа «Чапаев», достроенных по переработанному - первому послевоенному проекту, новый проект КРЛ был разработан с учётом реализации послевоенных технологических достижений в советском кораблестроении. В этот период в СССР были продолжены научные и практические работы по созданию боевых кораблей новых поколений, в которых уже на этапе проектирования можно было максимально учесть как опыт войны, так и все новейшие послевоенные научно-производственные разработки. Впервые в практике советского крейсеростроения, в этом проекте был осуществлён цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного), что обеспечило повышение технологичности постройки и снижение экономических затрат.

В проекте 68-бис, впервые в советском кораблестроении, в условиях Балтийского судостроительного завода, была освоена сварка толстых и крупногабаритных бронелистов (автор проекта А.П. Горячев) и реализована новая технология секционной сборки цельносварного корпуса из объемных секций массой 100÷150 тонн - методом сварки. При этом, броневые плиты были полностью включены в силовую схему корпуса и в систему несущих корабельных конструкций. Это стало возможным благодаря созданию новой низколегированной свариваемой стали, марки СХЛ-4 (предел текучести 40 кгс/мм²) Электросварка корабельного корпуса, включая толстые, крупногабаритные бронеплиты - сложный технологический процесс, осуществлённый, в значительной мере, благодаря изучению в 1945-1948 гг., опыта и технологий применяемых на германских верфях, в сочетанием с советским опытом применения сварки в танкостроении. Новый технологический процесс секционной сборки цельносварного корпуса, по сравнению с клёпанным, позволил сократить сроки постройки каждого корабля в среднем почти вдвое (до двух с половиной лет).

Корабль проекта «68-бис», в сравнении с проектом «68-к» отличался увеличенными масса-габаритными характеристиками, цельносварным корпусом, удлинённым полубаком, улучшенными условиями обитаемости, несколько увеличенной мощностью паротурбинных двигателей на полном ходу, количественно более мощной артиллерией вспомогательного и зенитного калибров, наличием специальных артиллерийских радиолокационных станций в дополнение к оптическим средствам наведения орудий на цель, более современными навигационным и радиотехническим вооружением и средствами связи, увеличенной автономностью (до 30 суток) и дальностью плавания (до 9000 миль). Проект 68-бис явился «базовым проектом» для последующих модификаций: пр. 70-э, кораблей управления: пр. 68-у-1 и 68-у-2.

Техническое описание

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Размеры:

Наибольшая длина - 209,98 (210) метров Главные размерения по КВЛ, при нормальном водоизмещении, м: 205×21,2×6,9(средняя осадка) Наибольшая ширина - 22 (22,8) метра Осадка габ. - 7,3 метра Среднее углубление - 7,5 метра

Водоизмещение:

Стандартное - 13230 (13600)тонн нормальное - 15120 (15450) тонн полное - 16340 (16640; 19200) тонн

Главная энергетическая установка:

Два турбозубчатых агрегата (ТЗА), суммарной мощностью 118 100 л. с. , два гребных винта

Скорость и запас хода:

Полная - 33 (34)узла (более 60 км/ч) Оперативно-экономическая - 18 узлов (более 33 км/ч) Запас хода - 9000 миль (на оптимальных экономических ходах); Дальность плавания, миль (при скорости, узлов) - 9000 (16), 8700 (18), 5000 (20). Автономность - 30 суток (расчётная)

Вооружение:

12×152-мм ГК; 12×100-мм УО; 32×37-мм ЗО; 2×5тр. ТА; 250 мин.

Экипаж:

1270 человек (в том числе 71 офицер)

Конструкция

Впервые в практике советского крейсеростроения реализован цельносварный корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного).

Конструктивная подводная минно-торпедная защита включает: двойное дно корпуса (протяжённость до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля значительную роль играет смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части, и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях, а также включение «броневой цитадели» в силовую схему корпуса. Расположение служебных и жилых помещений практически идентично крейсеру типа «Чапаев» (пр.68-к). .

Система бронирования

артиллерии противника, использована в основном гомогенная броня. Системе бронирования конструктивно образована из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель, башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстройки.

Противоснарядная защита жизненно важных частей корабля обеспечивалась общим и местным бронированием, с использованием в основном гомогенной брони. Система общего бронирования включала: цитадель, башни главного калибра, боевую рубку. Броневая цитадель конструктивно сформирована из палубного (броневая нижняя палуба, толщиной - 50-мм), бортовых поясов - 100-мм, носового траверза - 120-мм и кормового траверза - 100 мм, составляла основную массу системы бронирования. Местную противоосколочную и противопульную бронезащиту имели боевые посты верхней палубы и надстройки .

Бортовой броневой пояс включён (интегрирован) в силовую схему корпуса, простираясь вдоль него, от образующей барбета носовой башни главного калибра до образующей барбета кормовой башни главного калибра, возвышаясь над ватерлинией на 0,5 м, имеет толщину: от 32-го до 170-го шпангоута - 100 мм, в оконечностях - 20 мм.

От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра, корпус корабля имеет бронированный пояс, возвышающийся над ватерлинией на 0,5 м, толщиной броневого пояса, от 32-го до 170-го шпангоута - 100 мм, в оконечностях - 20 мм. Броневой пояс интегрирован (включён) в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками обеспечивали его весьма высокую противоторпедную живучесть. Эффективность системы бронирования была подтверждена испытательным артиллерийско-торпедным обстрелом натурного отсека, включающего боевую рубку.

Конструктивная подводная защита (не имеет бронезащиты), включает: двойное дно, продольные переборки и поперечные переборки разделяющие корпус, по длине, на 23 основных водонепроницаемых отсека. Непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении трех любых смежных отсеков.

Вес корпуса (с бронезащитой), относительно стандартного водоизмещения составил - 65 % (около 8600 тонн), а вес бронезащиты корпуса - 22 % (около 2910 т).

Толщины бронелистов в системе общего бронирования (цитадель):

  • Бортовой пояс - 100 мм (в районе шп.32÷170); 20-мм (в оконечностях)
  • Носовой траверз - 120 мм
  • Кормовой траверз - 100 мм
  • Барбеты артиллерийских башен главного калибра - 130 мм
  • Борта отсеков рулевого и румпельного отделений - 100 мм, (сверху - 50-мм).
  • Настил нижней палубы - 50 мм; в оконечностях - 20-мм
  • Боевая рубка: стенки - 130 мм, палуба - 30 мм, крыша - 100 мм.
  • Цилиндрический бронекожух защиты кабельных коммуникаций - 50 мм
  • Колосники и решетки шахт машинно-котельных вентиляторов - 125 мм.

Толщины бронелистов в системе местного (противопульно-осколочного) бронирования:

  • запасной командный пункт (ходовая рубка) - 10 мм
  • Боевые посты внутри башенноподобной фок-мачты (ниже боевой рубки) - 10 мм
  • командно-дальномерные посты (КДП) - 13 мм
  • кожухи дальномеров - 10 мм
  • стабилизированный пост наводки (СПН-500) (включая его барбеты) - 10 мм.
  • Бронеканалы - 10 мм.

Главная энергетическая установка

Главная корабельная энергетическая установка (ГЭУ) крейсеров пр. 68-бис, в целом, аналогична ГЭУ крейсеров типа «Чапаев» (пр. 68-к). Состоит из двух автономных эшелонов, размещённых в восьми отсеках. Проектный вес ГЭУ составил - 1911 тонн. Включает: шесть главных вертикальных, водотрубных паровых котлов треугольного типа КВ-68, с естественной циркуляцией (по одному в котельном отделении), оборудованы системой принудительного вентиляторного наддува воздуха в котельные отделения, паропроизводительность каждого, на полном ходу (с учетом 15-процентной перегрузки) - 115 000 кг/ч, рабочее давление пара - 25 кгс/см², температура перегретого пара - 370°±20°С, испаряющая поверхность нагрева - 1107 м², удельный вес - 17,4 кг/л. с.; Два главных турбозубчатых агрегата (ТЗА) - типа ТВ-7, номинальная мощность каждого - 55 000 л. с., суммарная максимальная проектная мощность полного переднего хода - 118100÷128000 л. с., заднего хода - 25270 л. с. (25200÷27000 л. с.) , каждый ТЗА вращает один валопровод, длина валопровода по правому борту - 84,9 метра, по левому (из кормового машинного отделения) - 43,7 метра, гребные валы диаметром - 0,5 м, вращали два латунных винта диаметром - 4,58 метра и массой 16,4 тонн каждый, с частотой вращения - 315 об/мин; Вспомогательные механизмы, устройства, трубопроводы, системы и арматуру.

Главные котлы типа КВ-68 постройки судостроительных заводов, уже не соответствовали уровню развития котельной техники 1950-х годов (имели сравнительно большой удельный вес и низкие параметры пара)… Крейсера проекта 68-бис явились последними кораблями оборудованными котлами типа КВ-68, на советские корабли нового поколения эти котлы не устанавливались.

Главные ТЗА типа ТВ-7, производства Харьковского турбогенераторного завода (ХТГЗ), в целях повышения надёжности, оборудованы регулируемыми направляющими лопатками (направляющим аппаратом) на входе активной ступени, что обеспечило снижение уровня усталостных напряжений в рабочих лопатках с активными профилями.

Два вспомогательных котла типа КВС-68-бис паропроизводительностью по 10,5 т/ч, обеспечивали отопление и бытовые нужды экипажа на стоянке. Выработку электроэнергии обеспечивали пять турбогенераторов типа ТД-6 и четыре дизель-генератора типа ДГ-300 все мощностью по 300 кВт каждый.

Проектный вес ГЭУ составил - 1911 тонн.

Состав главной, котлотурбинной энергетической установки (ГЭУ):

  • шесть главных паровых котлов типа КВ-68;
  • два вспомогательных котла типа КВС-68-бис;
  • два главных турбозубчатых агрегата, типа ТВ-7, общая мощность - 118 100 л.с. (86 800 кВт).;
  • пять турбогенераторов типа ТД-6;
  • четыре дизель-генератора типа ДГ-300;

Вооружение по проекту

  • Артиллерийское :
    • 12 (4×3) × 152-мм (орудия Б-38 в башенных установках МК-5бис)
    • 12 (6×2) × 100-мм (СМ 5 - 1- бис)
    • 32 (16×2) × 37-мм (МЗА В-11 М)
  • Торпедное
    • 2 × 5 - 533-мм (ПТА-53-68).
  • Мины (может нести мины вперегруз на верхней палубе)
    • 132 (обр. 1908 г.) / 76 (обр.1926 г.) / 68 (КБ «Краб»)

Радиотехническое вооружение

  • БИУС - «Звено»
  • РЛС общего обнаружения:
    • МР-500 «Кливер » (Big Net) или
    • «Киль»
  • РЛС обнаружения НЦ - «Риф »
  • ГАС - «Тамир-5Н»
  • РЛС управления огнём:
    • 2 × «Залп » для АУ ГК
    • 2 радиодальномера Штаг-Б
    • 2 × «Якорь-М » (в составе СПН-500) для универсальных АУ
    • «Заря» для ТА

командно-дальномерные посты:

    • 2 × КДП2-8-III для артиллерии ГК
    • 2 × СПН-500 для универсальных АУ

теплопеленгаторная станция - «Солнце-1» РЛС госопознавания - «Факел-МО / МЗ»

История

Разработка проекта велась около 15 лет, на основе лёгкого крейсера проекта 68-К типа «Чапаев ». Впервые в этом проекте реализован цельносварной корпус из низколегированной стали (вместо клёпаного), что обеспечило повышение технологичности постройки и снижение экономических затрат.

Для защиты важных частей корабля от артиллерии противника, использована в основном гомогенная броня. Система бронирования конструктивно образована из палубного (броневая - нижняя палуба), бортового и траверзного бронирования. Применено традиционное общее и местное бронирование: противоснарядное - цитадель , башни главного калибра, боевая рубка; противоосколочное и противопульное - боевые посты верхней палубы и надстройки.

Конструктивная подводная защита от воздействия торпедного и минного оружия противника включала в себя двойное дно корпуса (протяжённость до 154 м), систему бортовых отсеков (для хранения жидких грузов) и продольных переборок, а также 23 главных водонепроницаемых автономных отсека корпуса, сформированных поперечными герметичными переборками. В общей и местной прочности корабля значительную роль играла смешанная система набора корпуса - преимущественно продольная - в средней части, и поперечная - в его носовой и кормовой оконечностях.

Расположение служебных и жилых помещений практически идентично принятому на крейсерах проекта 68-К «Чапаев ».

К середине 50-х годов из запланированных 25 единиц проекта 68-бис Свердлов» флот пополнили лишь 14 крейсеров данного проекта, ставшие после списания линкоров типа «Севастополь » основными кораблями в ядре надводных сил ВМФ . К настоящему моменту 13 крейсеров проекта отправлены на слом.

Один из крейсеров этого типа, был продан Турции на металл, но фактически, после исследования особенностей обводов и конструкции корпуса, был испытан ВМС США в качестве корабля-мишени в ходе учений. В результате торпедного обстрела корабль, благодаря бронированному корпусу, остался на плаву. От среза передней башни главного калибра до среза задней башни главного калибра корпус корабля имел бронированный пояс от 0,5 м выше ватерлинии до киля толщиной 100 мм, броневой пояс интегрирован (включён) в силовую структуру корпуса крейсера, что вкупе с 16 герметичными отсеками обеспечивали его весьма высокую противоторпедную живучесть. [ ]

Корабли

Модификации

  • 68-бис - базовый проект с артиллерийским вооружением ()
  • 67-ЭП - на одном корабле в опытном порядке установлен ПКРК КСС «Стрела» () («Адмирал Нахимов»)
  • 67-СИ - проект переоборудования пр.67-ЭП для совместных испытаний ПКРК КСС «Стрела» ()
  • 67-бис - проект переоборудования крейсеров с установкой ПКРК П-6 ()
  • 71 - проект оснащения крейсеров ЗРК ДД «Волхов» вместо части артвооружения ()
  • 70 - проект переоборудования в крейсера ПВО с установкой ЗРК ДД «Волхов» ()
  • 70-Э - на одном корабле в опытном порядке установлен ЗРК «Волхов» () («Дзержинский»)
  • 64 - проект оснащения крейсеров управляемыми ракетами взамен артвооружения ()
  • 68-А - усилено зенитное вооружение (30-мм ЗАК АК-230), новое РЭВ (на трёх кораблях в начале -х)
  • 68-У1 / У2 - крейсера управления с новым РЭВ, установлен ЗРК СО «Оса-М» ( -) («Жданов» / «Адмирал Сенявин»)
  • 68-бис-ЗиФ - на семи строящихся кораблях была усилена артиллерия, увеличено водоизмещение (недостроены)

Вступили в строй

  1. «Жданов » - БФ, ЧФ
  2. «Адмирал Ушаков » - БФ, СФ, ЧФ
  3. «Адмирал Лазарев » - БФ, СФ, ТОФ
  4. «Александр Суворов » - БФ, СФ, ТОФ
  5. «Адмирал Сенявин » - СФ, ТОФ
  6. «Молотовск » («Октябрьская революция») - СФ, БФ
  7. «Дмитрий Пожарский » - СФ, ТОФ

Строительство прекращено

«Щербаков»

Заводской номер: 627.

  • июнь 1951 года - заложен на ССЗ № 194 («Завод им. А. Марти », Ленинград).
  • 31 августа 1951 года - зачислен в списки ВМФ .
  • 17 марта 1954 года - спущен на воду.
  • 2 сентября 1959 года - снят со строительства при технической готовности 80,6 % и исключён из состава ВМФ .

«Адмирал Корнилов»

Заводской номер: 395.

  • 31 августа 1951 года - зачислен в списки ВМФ .
  • 16 ноября 1951 года - заложен на ССЗ № 444 («Завод им. А. Марти», Николаев).
  • 17 марта 1954 года - спущен на воду.
  • 2 сентября 1959 года - снят со строительства при технической готовности 70,1 % и исключён из состава

7-18 июня 1953 года - состоялся первый послевоенный заграничный визит советского корабля в Англию, по случаю коронации Елизаветы II. Наш Военно-Морской флот и в мирное время выполняет весьма важные и ответственные задачи по демонстрации флага страны на просторах мирового океана, повышению международного авторитета государства, а также по укреплению доверия и уважения к России народов посещаемых стран. Все эти задачи были прекрасно решены в ходе первого послевоенного заграничного визита крейсера "Свердлов" в Англию. После этого дружественные визиты наших кораблей в иностранные порты будут проводиться достаточно часто, но первый визит стоил нашим морякам и большого труда и огромного нервного напряжения

В первые же годы после Великой Отечественной войны произошло коренное изменение отношений Советского Союза со странами Запада. Началась "холодная война", а в 1950-х годах США стали активно проводить политику балансирования на грани войны. Это привело к значительному обострению международной напряженности, возрастанию угрозы возникновения мировой войны. Страны Запада резко сократили торгово-экономические, культурные и другие связи с Советским Союзом. В буржуазной печати советского человека представляли в образе врага и потенциального агрессора. Важная роль в проведении этого курса отводилась Военно-Морским Силам США, а для нашей страны все более реальной становилась угроза безопасности с океанских направлений.

В этих условиях советские Военно-Морские Силы (10.9 1955 г. Советские ВМС были переименованы в ВМФ.) были одним из действенных инструментов нашей дипломатии в проведении миролюбивой политики, в предотвращении и сдерживании агрессивных устремлений, а также в противодействии угрозам безопасности для нашей страны. Одним из средств осуществления этой важной миссии стали дружественные визиты наших кораблей в порты иностранных государств. Боевой корабль - это наглядный показатель уровня развития науки, техники и промышленности в стране, показатель ее реальной военной мощи. Империалистические государства активно использовали это для устрашения потенциальных противников.

Визиты же наших кораблей всегда носили и носят исключительно дружественный характер, демонстрируют высокий культурный уровень наших моряков. Это служит прекрасным противодействием любым попыткам буржуазной пропаганды представить нас в виде врагов и грубых варваров. Заграничные визиты способствовали росту симпатий и дружественных чувств к нашей стране, укрепляли взаимопонимание между народами и повышали международный авторитет нашей страны.

В первое послевоенное десятилетие наш военный флот пополнялся новыми кораблями, новой боевой техникой и вооружением, которые не уступали иностранным образцам. В этот период стали входить в строй крейсера типа "Свердлов" проекта 68-бис. Они предназначались для действий в составе эскадры при выводе легких сил в атаку, а также для поддержки корабельного дозора и разведки, охранения эскадры от атак легких сил противника.

Эти крейсера были наиболее совершенными и самыми сильными артиллерийскими кораблями и стали вершиной эволюции военно-морской техники отечественного флота. Они, безусловно, превосходили своих английских собратьев, находившихся в строю в середине 50-х годов. Особенно существенным было превосходство крейсеров типа "Свердлов" при стрельбе по береговым объектам. Здесь надо отметить, что после 1945 года в локальных войнах число выпущенных по берегу 152 - 406-мм снарядов было соизмеримо с общим расходом боеприпасов тех же калибров в ходе второй мировой войны.

В начале 1953 года советские ВМС получили приглашение принять участие в параде королевского флота на Спидхейдском рейде Портсмутской военно-морской базы по случаю коронации Ее Королевского Величества Елизаветы II. Предстоял первый за все послевоенное время официальный дружественный визит советского корабля в западноевропейскую военно-морскую базу, да еще с такой ответственной миссией. Выбор пал на головной крейсер новейшей послевоенной серии "68-бис" - "Свердлов". Три месяца ушло на подготовку экипажа и корабля к этому походу.


За сутки до выхода из главной базы флота - города Балтийска на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Обращаясь к экипажу крейсера, он заявил: "Вам поручено ответственное задание правительства и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!"

В ожидании парада на рейде Спитхейда собралось более 200 кораблей британского флота и гостей королевы. Крейсеру предстояло сложное маневрирование для того, чтобы найти свое место, обозначенное сигнальным буем с государственным флагом СССР. Командир крейсера капитан 1 ранга Олимпий Иванович Рудаков отклонил помощь лоцмана и сам повел корабль. При входе на рейд прогремели залпы салюта наций. Крейсер направился к месту якорной стоянки. Предстоит постановка корабля на якорь методом фертоинг, которая требует высочайшего профессионализма от боцманской команды и ювелирной точности в управлении огромным кораблем от его командира. По принятым тогда стандартам для кораблей водоизмещением 12-16 тыс. тонн (как у "Свердлова") отличной считается постановка за 45 минут. У нас такая постановка вообще не применяется за отсутствием надобности.

Обмен салютами привлек к нашему кораблю внимание всех присутствовавших на рейде. "Свердлов" вышел в зону якорной стоянки, однако сигнальный буй отсутствует. (Позднее командир корабля получил официальные извинения по поводу отсутствия cигнального буя.) Штурмана быстро установили, что ошибки нет, крейсер вышел точно. Звучит команда и первый якорь уходит на дно рейда. Все взоры обращены к крейсеру, наблюдатели запустили секундомеры: пошел отсчет времени. Прибывший на крейсер английский офицер связи тоже пустил свой секундомер. Результаты фертоинговых постановок ранее пришедших кораблей хорошо известны: американский крейсер - 2 часа, французский - 4 часа, а шведский еще больше, завершения его постановки просто устали ждать. "Свердлов" встал на якорь за 12 минут. Это был триумф.

Крейсер простоял на рейде неделю и неизменно пользовался большой популярностью населения. На палубе крейсера постоянно что-то происходило: собирались фотографирующиеся группы, небольшие спортивные соревнования, находившийся на борту Ансамбль песни и пляски Краснознаменного Балтийского флота имитировал на верхней палубе отдых моряков в виде спонтанных песен и плясок. Отличная морская выучка экипажа, высокая культура поведения наших моряков на берегу и интересный отдых матросов на верхней палубе корабля находили доброжелательный отклик в британской прессе.

Парад состоялся 17 июня. Все корабли в праздничном убранстве. Команда корабля выстроена вдоль борта. Хлопают на ветру флаги расцвечивания. На рее фок-мачты крейсера британский и советский флаги - это наш салют английской королеве и ее флоту. Елизавета II на яхте обходит строй кораблей. Наши моряки встречают ее мощным троекратным "Ура!" После парада на флагмане эскадры королева дает традиционный прием для флотской элиты. Старшие офицеры приглашению не подлежат, однако О. И. Рудаков, хотя и имел звание капитана 1 ранга, приглашение получил и даже удостоился чести поприветствовать королеву в числе первых. Торжества закончились салютом и иллюминацией.


Праздник и весь период пребывания нашего крейсера на рейде Спидхейда прошли очень успешно. По сообщениям нашего посольства в Лондоне, в деле покорения сердец рядовых британцев неделя пребывания крейсера "Свердлов" в Англии сыграла роль большую, чем годы кропотливой дипломатической деятельности. После завершения торжеств, крейсер благополучно вернулся в Балтийск. На базе его встречали, как победителя. Корабль посетил министр обороны СССР Н. А. Булганин и лично наградил каждого члена экипажа. Командир корабля О. И. Рудаков был произведен в контр-адмиралы и награжден орденом Боевого Красного Знамени. В честь крейсера "Свердлов" был дан концерт по радио. После этого дружественные визиты и деловые заходы советских военных кораблей и вспомогательных судов в порты иностранных государств стали широко распространенным явлением.


Дальнейшая судьба крейсера "Свердлов"

Крейсер "Свердлов" с 12 по 17 октября 1955 года нанес визиты в Портсмут (Великобритания), с 20 по 25 июля 1956 года - в Роттердам (Голландия), с 5 по 9 октября 1973 года и с 27 июня по 1 июля 1975 года - в Гдыню (Польша), с 16 по 22 апреля 1974 года - в Алжир, с 21 по 26 июня 1974 года - в Шербур (Франция), с 5 по 9 октября 1976 года - в Росток (ГДР) и с 21 по 26 июня 1976 года - в Бордо (Франция). С 24 декабря 1955 года входил в состав КБФ. В период с 24 декабря 1960 года по 14 июля 1961 года и с 12 февраля 1966 года по 29 апреля 1966 года прошел в Ленинграде капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 11 февраля 1972 года расконсервирован и вновь введен в строй, 7 февраля 1977 года вторично поставлен на капитальный ремонт, 14 февраля 1978 года вновь законсервирован и поставлен в Лиепаю на долговременное хранение, а 30 мая 1989 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 октября 1989 года расформирован и в 1990 году продан частной фирме Индии для разделки на металл.