Англо франко советские отношения 1939 года. Англо-франко-советские переговоры

Стимулом к переговорам послужили полная оккупация Чехословакии 15 марта 1939 г. нацистами и созданная ими опасность дальнейшего распространения агрессии. 21 марта наркому иностранных дел СССР М. М. Литвинову был вручен английский проект декларации Великобритании, СССР, Франции и Польши. Согласно проекту, эти четыре страны должны были обсуждать меры, необходимые для оказания общего сопротивления угрозе политической независимости европейских государств. СССР дал свое согласие, однако правительство Польши отказалось подписывать совместно с СССР документ даже чисто консультативного характера. 17 апреля 1939 г. советское правительство выступило со своим развернутым предложением. Оно предусматривало заключение Англией, Францией и СССР соглашения о взаимной помощи, включая военную, сроком на 5-10 лет. Помощь должна была оказываться в случае агрессии в Европе против любого из этих трех государств или против государств, граничивших с СССР. После этого последовал трудный обмен мнениями, текстами новых проектов, поправок. В Москве переговоры вели британский посол У. Сидс (с 15 июня до 5 августа совместно с заведующим департаментом МИД Великобритании У. Стрэнгом), французский посол П. Наджиар, с советской стороны - председатель Совнаркома В. М. Молотов. Между тем в московских переговорах создалось большое затруднение: стороны не могли прийти к общей трактовке понятия «косвенная агрессия». В советском проекте от 3 июля косвенная агрессия определилась как «внутренний переворот или поворот в политике в угоду агрессии». Но предложение это было отвергнуто, как и другая, расширенная советская формулировка. Тем не менее британское и французское правительства решили поддержать советскую инициативу о незамедлительном открытии переговоров для подписания военной конвенции. 25 июля они выразили готовность послать в Москву своих представителей. Переговоры военных миссий проходили в советской столице 1221 августа 1939 г. Делегацию СССР возглавлял нарком обороны маршал К. Е. Ворошилов, Великобритании - адъютант короля, адмирал П. Дракс, Франции - член Высшего военного совета генерал Ж. Думенк. Советская делегация руководствовалась разработанными Генеральным штабом Красной Армии «Соображениями по переговорам с Англией и Францией». Они содержали предложения о действиях трех родов вооруженных сил СССР, Англии и Франции. В секретную инструкцию, которую маршал Ворошилов записал предположительно под диктовку Сталина 7 августа 1939 г., было включено требование пропуска советских войск через территорию Польши (Виленский коридор и Галицию), а также через Румынию. Без этого, говорилось в инструкции, «оборона против агрессии в любом ее варианте обречена на провал». Английская военная делегация не была сориентирована на достижение конструктивного соглашения. Миссию отправили в Москву на тихоходном корабле, да и вести переговоры ей рекомендовалось «очень медленно», обсуждать военные планы «на чисто гипотетической основе». Состав делегации и данные ей инструкции показали, что кабинет Чемберлена не хотел связывать себя какими-либо твердыми обязательствами. Во Франции более трезво, нежели в Англии, оценивали опасность агрессии со стороны Германии и значение союза с СССР для обеспечения своей безопасности. Ряд французских дипломатов и военных старались повлиять на неуступчивую Польшу. 21 августа генерал Думенк был уполномочен своим правительством подписать военную конвенцию и на следующий день известил об этом Ворошилова. Однако британскому представителю таких полномочий дано не было. По-прежнему непримиримой в вопросе о передвижении советских войск через ее территорию оставалась Польша. Московские переговоры СССР, Англии и Франции подошли к финалу. Советское руководство сделало свой выбор. Вступив в секретные контакты с Берлином, оно пошло на оформление официального документа: в ночь на 24 августа 1939 г. В. М. Молотов и министр иностранных дел Германии И. Риббентроп в присутствии И. В. Сталина подписали в Кремле советско-германский договор о ненападении с секретным протоколом. Л. П.

МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939

Между СССР, Англией и Францией о заключении договора о взаимопомощи; происходили в апреле - августе.

В течение 1938 и 1939 агрессия гитлеровской Германии и её союзников приобретала всё более угрожающие размеры (захват Австрии, расчленение и захват Чехословакии, отторжение Клайпеды от Литвы, захват Албании Италией и т. д.). Все эти акты происходили при попустительстве правительств Англии и Франции, рассчитывавших путём территориальных и иных уступок "умиротворить" Гитлера ив конечном итоге направить его агрессию на восток - против СССР (см. Мюнхенское соглашение).

Советский Союз неоднократно делал предложения об обуздании фашистской агрессии при помощи создания системы коллективной безопасности, но эти предложения отвергались англо-французской дипломатией, проводившей т. н. политику невмешательства (см.). Так, правительством Чемберлена было отклонено советское предложение о созыве международной конференции для обсуждения мер по устранению опасности войны, сделанное вскоре после захвата Австрии (17. III 1938). Даже после того как Гитлер захватил всю Чехословакию (март 1939), резко усилил нажим на Румынию и предъявил провокационные требования Польше, английское правительство, хотя и пошло на заключение соглашения о взаимопомощи с Польшей (6. IV 1939) и предоставило совместно с Францией гарантии Румынии и Греции (13. IV 1939), тем не менее объявило "преждевременным" сделанное Советским правительством предложение о созыве совещания миролюбивых государств по вопросу о мерах борьбы с агрессией. Только для того, чтобы успокоить английское общественное мнение и создать видимость сближения с СССР, Чемберлен в конце марта 1939 направил в Москву министра по делам заморской торговли Хадсона. Наконец, в середине апреля 1939 английское правительство предложило СССР дать Польше и Румынии такую же одностороннюю гарантию, какую Англия дала Румынии и Греции.

В ответ на это и на одновременное предложение Франции, которое в отличие от английского создавало хотя бы внешнюю видимость взаимности обязательств, правительство СССР предложило Англии и Франции начать переговоры о заключении тройственного договора о взаимопомощи и военной конвенции, устанавливающей размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из трёх государств. Англия и Франция вынуждены были согласиться, и такие переговоры действительно начались в Москве в конце апреля 1939.

Ведя М. п., правительства Англии и Франции не собирались всерьёз заключить с СССР соглашение о взаимопомощи. При поддержке правящих кругов США эти страны продолжали проводить политику натравливания гитлеровской Германии на СССР, прикрываемую "фарисейскими фразами о готовности сотрудничать с Советским Союзом" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка"). Помимо дезориентации общественного мнения своих стран Чемберлен и Даладье надеялись использовать М. п. для давления на Гитлера с целью принудить его в конце концов пойти на компромисс с Англией и Францией. Германский посол в Лондоне Дирксен доносил по этому поводу своему правительству, что в Лондоне "преобладало впечатление, что возникшие за последние месяцы связи с другими государствами являются лишь резервным средством для подлинного примирения с Германией и что эти связи отпадут, как только будет достигнута единственно важная и достойная усилий цель - соглашение с Германией". Таким образом, для англо-французской дипломатии М. п. "с самого начала явились только очередным ходом в её двойной игре" ("Фальсификаторы истории"). Это нашло своё отражение в самом начале переговоров, когда Англия и Франция потребовали от СССР односторонних обязательств оказать им помощь в случае вовлечения их в войну в результате данных ими Польше и Румынии гарантий, не обещая, однако, взамен никакой помощи Советскому Союзу, если бы он был вовлечён в военные действия в результате принятых им на себя обязательств в отношении какого-либо из государств Восточной Европы.

Позиция СССР, оставшаяся неизменной в течение всего хода М. п., была следующим образом охарактеризована В. М. Молотовым: "...если в самом деле хотят создать дееспособный фронт миролюбивых стран против наступления агрессии, то для этого необходимы, как минимум, такие условия: заключение между Англией, Францией и СССР эффективного пакта взаимопомощи против агрессии, имеющего исключительно оборонительный характер; гарантирование со стороны Англии, Франции и СССР государств центральной и восточной Европы, включая в их число все без исключения пограничные с СССР европейские страны, от нападения агрессоров; заключение конкретного соглашения между Англией, Францией и СССР о формах и размерах немедленной и эффективной помощи, оказываемой друг другу и гарантируемым государствам в случае нападения агрессоров".

Нежелание Англии и Франции заключить действительное и равное соглашение с СССР проявилось в ряде фактов. Требуя от СССР помощи странам, которым они дали гарантии, Англия и Франция отказывались предоставить гарантии граничащим с СССР прибалтийским государствам - Латвии, Эстонии и Финляндии, указывая тем самым агрессорам такой путь для нападения на СССР, при использовании которого им обеспечен нейтралитет Англии и Франции. Их уполномоченные отказывались взять на себя действенные обязательства по оказанию помощи СССР в случае косвенной агрессии против него, т. е. использования агрессором территории пограничного с СССР государства при попустительстве правительства последнего. Чемберлен ссылался на то, что прибалтийские государства не желают гарантий, но обходил вопрос о предоставлении ранее Англией гарантий ряду государств без всяких просьб с их стороны. При этом Англия и Франция требовали от СССР предоставления гарантий не только для Польши, правительство которой категорически отказалось принять военную помощь от СССР, но и для Голландии и Швейцарии, с которыми СССР даже не имел дипломатических отношений. "Англо-французские правящие круги, привыкшие загребать жар чужими руками, и на этот раз пытались навязать Советскому Союзу обязательства, в силу которых СССР взял бы на себя всю тяжесть жертв по отражению возможной гитлеровской агрессии, а Англия и Франция вовсе не связывали бы себя какими-либо обязательствами по отношению к Советскому Союзу" ("Фальсификаторы истории"). В М. п. со стороны Англии и Франции участвовали лишь второстепенные лица, в то время как в период переговоров с Германией сам Чемберлен в течение 1938 трижды ездил к Гитлеру. Характерной была невероятная медлительность англо-французской дипломатии, приведшая к бесконечному затягиванию M. п. Причины этой медлительности выдала английская газета "Таймс", которая писала, что "быстрый и решительный союз с Россией может помешать другим переговорам" (речь шла о происходивших одновременно с М. п. англо-германских переговорах). Наконец, Англия и Франция вопреки настояниям Советского правительства не спешили с заключением военной конвенции, без которой всякое политическое соглашение, заключённое в результате М. п., оказалось бы лишённым реальной базы. Только в конце июля Англия и Франция согласились с предложением Советского правительства направить военные миссии для переговоров о конвенции. Однако эти миссии, прибывшие в Москву лишь 11. VIII, состояли из второстепенных военных деятелей, не имевших к тому же достаточных полномочий для заключения каких-либо соглашений. В ходе переговоров о конвенции военные представители Англии и Франции поставили СССР такие условия, которые на практике сделали невозможным военное сотрудничество СССР с этими странами. Всё это привело к тому, что к концу августа стал очевидным полный провал М. п. "Этот провал был, конечно, не случайным. Становилось всё более очевидным, что срыв переговоров был заранее запланирован представителями западных держав в их двойной игре. Дело в том, что наряду с открытыми переговорами с СССР англичане вели закулисные переговоры с Германией, и этим последним они придавали несравненно большее значение" ("Фальсификаторы истории"). Правящие круги Англии надеялись заключить прочное соглашение с Германией и направить германскую агрессию "против недавно "гарантированной" ими Польши и против Советского Союза" ("Фальсификаторы истории").

Учитывая двойную игру англо-французской дипломатии, Советское правительство было вынуждено принять меры по обеспечению безопасности Советского Союза. Заключение 23. VIII 1939 советско-германского договора (см.) о ненападении опрокинуло все расчёты правящих кругов Англии и Франции, вплоть до последнего момента стремившихся направить гитлеровскую агрессию на СССР.


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "МОСКОВСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ 1939" в других словарях:

    Не следует путать с Московскими переговорами о территории Финляндии проходили в том же году. Московские переговоры (также трёхсторонние советско франко британские переговоры в Москве, англ. triple alliance negotiations) … … Википедия

    Переговоры между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимной помощи. Состоялись в марте августе 1939. М. п. начались 18 марта 1939, когда англ. посол в Москве запросил пр во СССР о его возможной позиции в случае агрессии фаш …

    Между СССР, Великобританией и Францией о заключении договора о взаимопомощи, проходили в апреле августе в обстановке угрозы мировой войны, усилившейся после Мюнхенского соглашения 1938 (См. Мюнхенское соглашение 1938), оккупации немецко… …

    Секретные переговоры между представителями правящих кругов Великобритании и фашистской Германии в июне августе 1939. Предпринятые по инициативе английской стороны в период Московских переговоров 1939 (См. Московские переговоры 1939) между … Большая советская энциклопедия

    1939.08.11 - В Москве произошла встреча представителей СССР, Англии и Франции Московские переговоры … Хронология всемирной истории: словарь

    Война, подготовленная силами международной империалистической реакции и развязанная главными агрессивными государствами фашистской Германией, фашистской Италией и милитаристской Японией. В. м. в., как и первая, возникла в силу действия… … Большая советская энциклопедия

    Сентябрьская кампания 1939, агрессия фаш. Германии против Польши, начало второй мировой войны 1939 45 и борьбы польск. народа за свою независимость. Со стороны Германии была агрессивной, империалистич. войной. Для народа Польши война с самого… … Советская историческая энциклопедия

    См. также: Советско финские войны Советско финская война (1939 1940) Вторая мировая война … Википедия

    Польский поход РККА (1939) Дата 17 сентября 6 октября 1939 Место Польша Итог Появление германо советской границы … Википедия

28 апреля Германия заявила о расторжении англо-германского морского соглашения, заключенного 18 июня 1935 года, и одновременно расторгла договор о ненападении с Польшей, заключенный в январе 1934 года. У правящих кругов Англии и Франции возникли серьезные опасения. Они предприняли ряд срочных мер, чтобы обезопасить себя и оказать давление на Германию. Они гарантировали помощь Польше в случае нападения на нее Германии. Такие же обещания получили Греция, Румыния и Турция. Но это не оказало существенного влияния на международные отношения и не изменило политики гитлеровской Германии. Ее нажим на Польшу возрастал. С целью воздействия на Германию Англия и Франция в марте 1939 года начали переговоры с СССР о заключении договора о совместных действиях против ее агрессии.

Советское правительство, понимая реальную опасность надвигавшейся войны, готово было сделать все необходимое, чтобы сохранить мир, принять эффективные меры против агрессии. В качестве основы для переговоров оно выдвинуло следующие положения. Во-первых, предлагалось заключить сроком на 5-10 лет соглашение о взаимопомощи, включая и военную, в случае войны в Европе против любого из договаривавшихся государств. Во-вторых, оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским странам, расположенным между Балтийским и Черным морями и границами с Советским Союзом. В-третьих, в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из трех государств. Наконец, в-четвертых, не вступать в какие бы то ни было переговоры и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трех держав согласия.

Со стороны Советского Союза это был серьезный шаг к объединению усилий трех стран против фашистской агрессии с целью предотвращения второй мировой войны. Однако переговоры приняли затяжной характер. Оки продолжались до середины августа 1939 года и показали, что англо-французские правящие круги стремились навязать СССР односторонние обязательства, которые неизбежно вовлекли бы его в войну с Германией, а Англия и Франция остались бы в стороне. Антисоветская позиция Англии и Франции особенно резко проявилась при ведении переговоров военных миссий, которые начались по инициативе СССР 12 августа 1939 года в Москве. Советская военная делегация, которую возглавлял народный комиссар обороны К.Е. Ворошилов, была уполномочена не только вести переговоры, но и подписать военную конвенцию, направленную на предотвращение возникновения войны в Европе. Она предложила три возможных варианта совместных действии вооруженных сил Англии, Франции и СССР в случае агрессии фашистской Германии.



Первый вариант предусматривал возможность нападения фашистской Германии на Англию и Францию. В этом случае СССР должен был выставить 70% тех вооруженных сил, которые будут направлены Англией и Францией против Германии. Обязательным считалось участие в войне Польши в силу ее договора с Англией и Францией. Второй вариант предусматривал случай, когда агрессия Германии будет направлена на Польшу и Румынию. По этому варианту Польша и Румыния выставляли бы на фронт все свои вооруженные силы, Франция и Англия немедленно объявят войну Германии и выступят против нее. СССР выставил бы такое же количество дивизий, что Англия и Франция. Советские войска в этом случае должны были быть допущены к зоне боевых действий через Виленский коридор, Галицию и Румынию. Третий вариант – когда Германия, используя территорию Финляндии, Эстонии и Латвии, направит агрессию против СССР. В этом случае Франция и Англия должны были немедленно вступить в войну с Германией и выставить 70% сил и средств, развертываемых Советским Союзом. Польша должна была выступить против Германии, выставив не менее 45 дивизий, а если в войну будет втянута Румыния, то и она должна участвовать в ней всеми своими силами.

Советская сторона заявила, что в случае нападения гитлеровской Германии на соседние страны Советский Союз готов в течение 8-20 дней выставить крупные военные силы – 120 стрелковых и 16 кавалерийских дивизий, 5 тысяч тяжелых орудий, 9-10 тысяч танков, от 5 до 5,5 тысяч боевых самолетов. Однако правительства Англии и Франции не только не откликнулись на реальные предложения Советского Союза, но предприняли все, чтобы сорвать переговоры военных миссий, сделать их бесплодными. Они направили в Москву второстепенных представителей, снабдив их инструкцией, в которой предписывалось вести переговоры медленно, категорически уклоняться от обсуждения или сообщения франко-британских планов.

Вместе с тем английский и французский генеральные штабы дали своим делегациям задания подробно выяснить численность и состояние Краской Армии и Военно-морского флота, убедиться в быстроте их мобилизации, ознакомиться со стратегическими планами командования. Миссиям вменялось выяснить, какова основная цель политики СССР в вопросах ведения войны, каковы взгляды советского Генерального штаба на германскую и итальянскую стратегии, каким количеством нефти обладает СССР, какова спецификация советского авиационного бензина. Отсюда нетрудно понять, с какими целями приехали в Москву военные делегации Англии и Франции. Переговоры зашли в тупик и были прерваны.

Вся ответственность за их срыв ложится на французскую и английскую стороны. Кроме того, английское правительство одновременно с переговорами в Москве вело тайные переговоры с Гитлером, стремясь сколотить блок империалистических государств против Советского Союза. Эти переговоры велись в Лондоне в конце июля – начале августа 1939 года. Речь шла о заключении англо-германского пакта о ненападении, о невмешательстве и распределении сфер влияния, об ограничении войск на суше, на море и в воздухе. Все это свидетельствовало о том, что английское правительство во время переговоров в Москве о заключении договора об обуздании агрессии фашистской Германии добивалось за спиной СССР сделки с гитлеровским правительством.

В Европейском парламенте, этом присяжном органе по штамповке «демократических» ценностей, носятся с идеей провозгласить 23 августа, день заключения пакта Молотова–Риббентропа, Днем памяти и борьбы с преступлениями нацизма и коммунизма.

Эстонский парламент принял в марте с.г. одобрительное заявление в поддержку. Того же порядка предложение о запрете на советские символы наряду с нацистскими, инициированное группой депутатов Европарламента, представляющих Венгрию, Словакию, Чехию, Литву и Эстонию.

Прибалтика, старательно делающая вид, что это не ее легионы сражались в составе войск «СС», вообще идет в авангарде сил, вот уже который год требующих от России покаяния за «грехи» Советского Союза. Известно заявление бывшего президента Латвии В. Вике-Фрейберги о равной ответственности СССР и Германии за развязывание Второй мировой войны, поскольку они, де, заключив пакт Молотова-Риббентропа, поделили между собой Европу.

Тем, кто утверждает, что обратный отсчет времени, остававшегося до 1 сентября 1939 г., начался с пакта Молотова–Риббентропа, а не с позорного Мюнхенского сговора (сентябрь 1938 г.), стоит, пожалуй, напомнить некоторые неопровержимые факты.

Тем более что к разговору на этот счет есть хороший повод: ровно семь десятилетий назад в Москве начались англо-франко-советские переговоры, провал которых по вине западных партнеров в августе 1939 г. как раз и поставил СССР перед выбором – оказаться перед перспективой войны с объединенной Европой или заключить пакт с Гитлером, разорвав возможный единый антисоветский фронт.

Захват Чехословакии в марте 1939 г., осуществленный фашистской Германией в демонстративное нарушение Мюнхенского соглашения с Великобританией и Францией, показал последним, что политика «умиротворения» Гитлера чревата непредсказуемыми последствиями. Расчеты на сепаратное соглашение с Берлином Лондон и Париж, тем не менее, не отбросили. Они прибегли к дипломатическим маневрам, преследовавшим сразу несколько целей: сохранить влияние на малые и средние европейские государства, традиционно находившиеся в их орбите, припугнуть Гитлера возможным заключением военного союза с СССР, связать руки Москве, чтобы не дать ей возможности, в свою очередь, договориться с Германией.

В Британии были силы, которые не исключали и возможности соглашения с Москвой. Так, находившийся в оппозиции У. Черчилль заявил в палате общин: «Мы окажемся в смертельной опасности, если не сможем создать великий союз против агрессии. Было бы величайшей глупостью, если бы мы отвергли естественное сотрудничество с Советской Россией».

18 марта в Москву из Лондона по дипломатической линии поступил запрос о позиции СССР в случае германской угрозы Румынии. Наша страна предложила созвать совещание представителей шести заинтересованных стран – СССР, Великобритании, Франции, Польши, Румынии и Турции для выработки возможных мер, которые позволили бы предотвратить дальнейшие агрессивные поползновения со стороны Берлина.

И если выше прозвучавшая фраза о «дипломатических маневрах» Лондона и Парижа кого-то покоробила, то вот еще одно тому свидетельство. Получив ответ из Кремля (подчеркнем: ответ на запрос самого Лондона), министр иностранных дел Великобритании лорд Э. Галифакс заявил, что «английское правительство не могло бы сейчас найти достаточно ответственного человека для посылки на такую конференцию» (?!).

О маневрах и расчетах британской Форрин офис неопровержимо свидетельствует и содержание вышедшего из его недр установочного меморандума, когда до английских дипломатов все же дошло, что далее уклоняться от предложения СССР невозможно без ущерба собственным интересам. Документ гласил: «Желательно заключить какое-либо соглашение с СССР о том, что Советский Союз придет к нам на помощь, если мы будем атакованы с Востока, не только для того, чтобы заставить Германию воевать на два фронта, но также, вероятно, и потому – и это самое главное... что если война начнется, то следует постараться втянуть в нее Советский Союз».

21 марта британский посол У. Сидс вручил наркому иностранных дел СССР М.М. Литвинову проект декларации Великобритании, СССР, Франции и Польши, в соответствии с которой правительства этих четырех стран брали на себя обязательства «совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для общего сопротивления» действиям, «составляющим угрозу политической независимости любого европейского государства» и задевающим мир и безопасность в Европе.

Хотя проект носил крайне расплывчатый характер и не предполагал эффективных действий по пресечению агрессии, Советское правительство уже 23 марта дало согласие на подписание. СССР предложил также, чтобы приглашение присоединиться к декларации (после ее опубликования) было направлено странам Балканского полуострова, прибалтийским и скандинавским государствам, это существенно расширило бы фронт защиты от агрессии. На следующий день Франция согласилась с советским предложением, высказавшись за созыв специального совещания для подписания декларации. Лондон думал целую неделю и, сославшись на отрицательное отношение правительства Польши, отказался от своей собственной инициативы.

Маневры, однако, продолжались. Негласно одобряя захват Гитлером Мемеля (Клайпеды), правительство Н. Чемберлена не оставляло попыток связать руки и Советскому Союзу. В середине апреля Британия предложила СССР взять на себя односторонние обязательства помощи «своим европейским соседям» в случае совершенной против них агрессии. В свою очередь Франция заявила о готовности обменяться с СССР письмами, гарантирующими взаимную поддержку сторон, если одна из них будет втянута в войну с Германией из-за оказания помощи Польше или Румынии.

17 апреля Советское правительство выдвинуло встречные предложения, которые своей конструктивностью не шли, конечно, ни в какое сравнение с осторожными и чаще всего не рассчитанными на взаимность предложениями западных демократий. Вот их суть:

«1. Англия, Франция, СССР заключают между собою соглашение сроком на 5–10 лет о взаимном обязательстве оказывать друг другу немедленно всяческую помощь, включая военную, в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция, СССР обязуются оказывать всяческую, в том числе и военную, помощь восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морями и граничащим с СССР, в случае агрессии против этих государств.

3. Англия, Франция и СССР обязуются в кратчайший срок обсудить и установить размеры и формы военной помощи, оказываемой каждым из этих государств во исполнение § 1 и 2.

4. Английское правительство разъясняет, что обещанная им Польше помощь имеет в виду агрессию исключительно со стороны Германии.

Существующий между Польшей и Румынией союзный договор объявляется действующим при всякой агрессии против Польши и Румынии либо же вовсе отменяется, как направленный против СССР.

6. Англия, Франция и СССР обязуются, после открытия военных действий, не вступать в какие бы то ни было переговоры и не заключать мира с агрессорами отдельно друг от друга и без общего всех трех держав согласия.

7. Соответственное соглашение подписывается одновременно с конвенцией, имеющей быть выработанной в силу § 3.

8. Признать необходимым для Англии, Франции и СССР вступить совместно в переговоры с Турцией об особом соглашении о взаимной помощи».

По существу Советский Союз предложил заключить трехсторонний договор о взаимопомощи, основанный на равенстве обязательств и необходимой эффективности мер пресечения агрессии в любом районе Европы. Новая Антанта могла стать плотиной на пути гитлеровской экспансии. Это обстоятельство, судя по всему, и испугало британских и французских политиков, не готовых идти так далеко.

Для подготовки ответных предложений Франции потребовалось восемь дней, а Великобритании – целых двадцать. Были они уклончивыми, что сразу сказалось на ходе переговоров в Москве между В.М. Молотовым, ставшим 3 мая 1939 г. наркомом иностранных дел СССР, и послами У. Сидсом и Э. Наджияром. Газета «Правда» характеризовала тактику наших партнеров следующим образом: «Хотят не такого договора с СССР, который основан на принципе равенства и взаимности, хотя ежедневно приносят клятвы, что они за "равенство", а такого договора, в котором СССР выступал бы в роли батрака, несущего па своих плечах всю тяжесть обязательств. Но ни одна уважающая себя страна на такой договор не пойдет, если не хочет быть игрушкой в руках людей, любящих загребать жар чужими руками».

К концу июля текст англо-франко-советского договора был в основном отработан, но стороны никак не могли прийти к соглашению относительно определения «косвенной агрессии», что в первую очередь касалось необходимой защиты Прибалтийских стран. Британская сторона, заняв жесткую позицию, по сути воспрепятствовала предоставлению гарантий трех держав Латвии, Литве и Эстонии. Но без этого пункта договор во многом терял для СССР значение, поскольку у власти в этих странах находились правительства, тяготевшие к сближению с фашистской Германией, а это таило угрозу превращения их территорий в германский плацдарм для наступления против СССР.

Семена раздора сеяли и другие государства. Так, правительства Польши и Румынии отказались сотрудничать с СССР в отражении фашистской агрессии. А поскольку они имели с нашей страной общую границу, то это делало невозможным взаимодействий сухопутных войск Великобритании, Франции и СССР в случае наступления вермахта по территории этих стран к границам Советского Союза.

Конечный результат оказался печальным: шанс, который предоставляли Московские переговоры по формированию единого антифашистского фронта в Европе, был упущен. Советское руководство, поставленное перед перспективой отказаться в международной изоляции, дало согласие на прибытие в Москву И. Риббентропа.

Западные демократии, сея ветер, пожали бурю…

Юрий РУБЦОВ, доктор исторических наук