Анализ результатов по методике простые аналогии. Методика «Простые аналогии

Методика «Простые аналогии»

Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

Цель: выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

Материал: серия логических заданий, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция. Посмотрите, слева написаны два слова – сверху лошадь, снизу – жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. А справа то же: сверху одно слово – корова, а снизу – 5 слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое также относится к слову корова как жеребенок к лошади, т. е., чтобы оно обозначало детеныша коровы.

Это будет… теленок. Значит нужно вначале установить, как связаны между собой слова слева, а затем установить такую же связь справа.

Тестовый материал

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту

Вопр. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Отв. 4 1 4 4 5 4 5 5 2 4 5 5 4 2 2 4
Вопр. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Отв. 5 4 4 2 3 2 4 4 5 1 2 5 3 3 2 4

Под номером вопроса в таблице указан порядковый номер верного ответа.

Интерпретация результатов теста

Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2-3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3-4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретные, логические, категориальные, фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого – преобладании наглядных или логических форм.

Сводная таблица результатов по методике « Простые аналогии»

Испытуемый

Кол-во правильных ответов

Заключение

Б.А.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления.Преобладают наглядные формы мышления.

Б.К.

Г.А.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления, быстрая утомляемость

Г.Д.

Преобладают наглядные формы мышления.

К.А.

К.О.

Преобладают логические формы мышления

М.М.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления. . Преобладают наглядные формы мышления

М.Д.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления,быстрая утомляемость.

С.Ю.

Преобладают наглядные формы мышления

С.Д.

Неустойчивость, хрупкость процесса мышления

Для полноценной диагностики процесса мышления у младших школьников применяют методику «Простые аналогии». По результатам тестирования анализируется текущий уровень развития, выявляются проблемные моменты.

Характеристика методики оценки мышления младших школьников «Простые аналогии»

Для успешного обучения в школе и развития от дошкольников и учеников младших классов требуется максимум внимания, умение сосредоточиться на задании и способность логически мыслить. Эти качества приобретаются не сразу, а постепенно развиваются и формируются в процессе взросления. Для своевременной коррекции уровня развития мышления проводится специальное тестирование.

Диагностируя уровень развития мыслительного процесса у младших школьников, важно помнить, что показатели оценки теста - это только основа для дальнейшего анализа с целью разработки для каждого ребёнка программы коррекции.

Мышление развивается одновременно с другими процессами (воображение, внимание, память) в тесной взаимосвязи. Оно отражает признаки объектов, помогает установить причинно-следственные связи между предметами. С развитием мышления формируется объективное восприятие реальности. Поэтому так важно не просто его развивать, но и контролировать этот процесс.

Авторы теста и цели исследования

Известный американский изобретатель и психолог Уильям Гордон в прошлом столетии предложил метод тестирования способностей творческого мышления для взрослых – «Простые аналогии». Идея заинтересовала детских психологов и педагогов, поэтому они упростили тест и адаптировали для младших школьников. Над этой задачей работали специалисты из разных стран, поэтому однозначно автор методики не назван.

Российские педагоги в своей практике ориентируются на технику выполнения теста, описанную в учебнике по возрастной психологии авторами И.Ю. Кулагиной и Калюцким В.Н.

Главная цель исследования - оценить гибкость и логичность мышления учеников начальной школы. Но такая диагностика преследует и другие задачи:

  • проверить точность и скорость установления причинно-следственных связей между предложенными объектами;
  • установить, насколько быстро ребёнок понимает задачу и как быстро приступает к решению;
  • насколько развиты у школьника ассоциативные связи;
  • проанализировать концентрацию, устойчивость внимания и способность его переключения;
  • определить ведущий тип мышления, используемый учеником при решении задачи - логический или визуальный.

Выбирать аналогии ребёнок может, используя визуальное или логическое мышление. При визуальном типе выполняется оценка объектов по внешним признакам, а при логическом - анализируется суть понятия.

Мышление младших школьников характеризуется высокими темпами развития, особенно словесно-логического типа. На этом факте основана большая часть методик диагностики учеников.

Как проводить тестирование по методике «Простые аналогии»

Педагог или психолог, который проводит тестирование, объясняет каждому ученику, что ему требуется сделать. В качестве примера обычно используется первый вопрос в бланке с заданиями, но также можно предложить и свои варианты. Как правило, двух-трёх аналогий достаточно для понимания сути задания.

Пример объяснения: перед вами группы слов. В каждой из них первые два слова находятся в определённой связи, которую необходимо понять. Третье слово также имеет аналогичную связь с одним из слов, написанных ниже. Какое из этих слов подходит, то и нужно отметить на бланке.

Есть задание:

  • школа = обучение, больница = ?;
  • а) доктор; б) ученик; в) лечение; г) учреждение; д) больной.

Слово «школа» имеет связь со словом «обучение». С каким словом по такой же аналогии будет иметь связь слово «больница»? Такой вопрос должен поставить себе каждый школьник и выбрать слово-ответ. Ответ такой: если в школе детей обучают, то в больнице - лечат, значит, подходит слово «лечение».

Разработано несколько вариантов задания с аналогиями. Обычно они состоят из 32 вопросов и на каждый отведено не более трёх минут. Но можно использовать и бланки с меньшим количеством заданий. Для младшеклассников чаще выбирают такие:

  1. «Бежать - Кричать, стоять - ?: а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня».
  2. «Рожь - Яблоня, поле - ?: а) забор, б) садовник, в) яблоки, г) сад, д) листья».

Для проведения исследования понадобятся:

  • секундомер;
  • стимульный материал (бланк с заданиями) по количеству тестируемых;
  • ручка или карандаш, чтобы отмечать выбранные варианты ответов.

Стимульный материал

  • 1. Лошадь: Жеребёнок = Корова: ? Пастбище, Рога, Молоко, Телёнок, Бык.
  • 2. Тонкий: Толстый = Безобразный: ? Красивый, Жирный, Грязный, Урод, Веселый.
  • 3. Свинец: Тяжёлый = Пух: ? Трудный, Перина, Перья, Лёгкий, Куриный.
  • 4. Ложка: Каша = Вилка: ? Масло, Нож, Тарелка, Мясо, Посуда.
  • 5. Яйцо: Скорлупа = Картофель: ? Курица, Огород, Капуста, Суп, Шелуха.
  • 6. Коньки: Зима = Лодка: ? Лёд, Каток, Весло, Лето, Река.
  • 7. Ухо: Слышать = Зубы: ? Видеть, Лечить, Рот, Щётка, Жевать.
  • 8. Собака: Шерсть = Щука: ? Овца, Ловкость, Рыба, Удочки, Чешуя.
  • 9. Пробка: Плавать = Камень: ? Пловец, Тонуть, Гранит, Возить, Каменщик.
  • 10. Чай: Сахар = Суп: ? Вода, Тарелка, Крупа, Соль, Ложка.
  • 11. Дерево: Сук = Рука: ? Топор, Перчатка, Нога, Работа, Палец.
  • 12. Дождь: Зонтик = Мороз: ? Палка, Холод, Сани, Зима, Шуба.
  • 13. Школа: Обучение = Больница: ? Доктор, Ученик, Учреждение, Лечение, Больной.
  • 14. Песня: Глухой = Картина: ? Хромой, Слепой, Художник, Рисунок, Больной.
  • 15. Нож: Сталь = Стол: ? Вилка, Дерево, Стул, Пища, Скатерть.
  • 16. Рыба: Сеть = Муха: ? Комар, Комната, Жужжать, Паутина.
  • 17. Птица: Гнездо = Человек: ? Люди, Птенец, Рабочий, Зверь, Дом.
  • 18. Хлеб: Пекарь = Дом: ? Вагон, Город, Жилище, Строитель, Дверь.
  • 19. Пальто: Пуговица = Ботинок: ? Портной, Магазин, Нога, Шнурок, Шляпа.
  • 20. Коса: Трава = Бритва: ? Сено, Волосы, Острая, Сталь, Инструмент.
  • 21. Нога: Сапог = Рука: ? Галоши, Кулак, Перчатка, Палец, Кисть.
  • 22. Вода: Жажда = Пища: ? Пить, Голод, Хлеб, Рот, Еда.
  • 23. Электричество: Проволока = Пар: ? Лампочка, Ток, Вода, Трубы.
  • 24. Паровоз: Вагоны = Конь: ? Поезд, Лошадь, Овёс, Телега, Конюшня.
  • 25. Алмаз: Редкий = Железо: ? Драгоценный, Железный, Твёрдый, Сталь, Обычный.
  • 26. Бежать: Стоять = Кричать: ? Молчать, Ползать, Шуметь, Звать, Плакать.
  • 27. Волк: Пасть = Птица: ? Воздух, Клюв, Соловей, Яйца, Пение.
  • 28. Растение: Семя = Птица: ? Зерно, Клюв, Соловей, Пение, Яйцо.
  • 29. Театр: Зритель = Библиотека: ? Актёр, Книги, Читатель, Библиотекарь, Любитель.
  • 30. Железо: Кузнец = Дерево: ? Пень, Пила, Столяр, Кора, Листья.
  • 31. Нога: Костыль = Глаза: ? Палка, Очки, Слезы, Зрение, Нос.
  • 32. Утро: Ночь = Зима: ? Мороз, День, Январь, Осень, Сани.

Таблица: ключ к тесту (вопросы 1–16)

Тестирование проводится для группы школьников или по одному. Группа должна быть небольшой: не более 10 – 15 человек. За партой или столом каждый ребёнок сидит сам.

Работа ведётся так:

  1. Руководитель раздаёт участникам бланки с заданиями, а на доске описывает или объясняет другим удобным способом, что нужно делать.
  2. Затем педагог оговаривает правила оформления теста. Важно чётко и доступно изложить все нюансы и желательно дополнить, что нельзя ставить на бланке лишние значки.
  3. После этого оговаривается время, отведённое на выполнение заданий, если оно ограничено. Обычно - 2–3 минуты. Есть ли ограничения, определяет психолог или педагог, проводящий тестирование, в соответствии с индивидуальными особенностями группы .
  4. Далее школьники отвечают на задания, после чего руководитель собирает бланки и приступает к анализу результатов.

Не все дети с одинаковой скоростью включаются в процесс. Если в коллективе есть медлительный ученик, нужно чаще подходить к нему во время выполнения заданий и при необходимости пояснять вопрос или просто подбадривать ребёнка. Но подсказывать запрещается!

Интерпретация результатов

Подсчёт результатов не занимает много времени. Правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов - 32.

Таблица: коридоры итоговых баллов

После анализа ответов детей психолог выдаёт рекомендации учителю и родителям по коррекции состояния ребёнка, предлагает индивидуальные программы развития внимание, усидчивости, логического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию.

Для развития логического мышления рекомендуется привлекать ребёнка к интересным интеллектуальным занятиям, например, к игре в шахматы. Полезны также чтение книг с пересказом, решение логических математических заданий, некоторые компьютерные игры-стратегии.

«Простые аналогии» - один из самых объективных, точных и простых методов оценки мышления учеников начальной школы. Такое тестирование помогает педагогу установить проблемы в развитии и предложить варианты коррекции индивидуально для каждого тестируемого.

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг - бегство;
  2. Физика - наука;
  3. Правильно - верно;
  4. Грядка - огород;
  5. Пара - два;
  6. Слово - фраза;
  7. Бодрый - вялый;
  8. Свобода - воля;
  9. Страна - город;
  10. Похвала - брань;
  11. Месть - поджог;
  12. Десять - число;
  13. Плакать - реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой - движение;
  16. Смелость - геройство;
  17. Прохлада - мороз;
  18. Обман - недоверие;
  19. Пение - искусство;
  20. Тумбочка - шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца - стадо (часть - целое);
  2. Малина - ягода (род - вид);
  3. Море - океан (маленькое - большое);
  4. Свет - темнота (антонимы);
  5. Отравление - смерть (причина - следствие);
  6. Враг - неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца - стадо;
  • Б. Малина - ягода;
  • В. Море - океан;
  • Г. Свет - темнота;
  • Д. Отравление - смерть;
  • Е. Враг - неприятель.
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара- два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
Месть - поджог
Десять - число
Плакать - реветь
Глава-роман
Покой - движение
Смелость - геройство
Прохлада - мороз
Обман - недоверие
Пение - искусство
Тумбочка - шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;

  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
  • Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

    Обучение в школе требует от ребёнка усвоения больших объёмов информации, применения имеющихся и приобретённых знаний на практике. Всё это невозможно без логики и внимательности. Эти качества личности можно разрабатывать, предварительно оценив, насколько они развиты и что именно нуждается в коррекции. Одной из самых удобных и объективных способов диагностики является методика «Простые аналогии».

    Коротко об авторе методики и предназначении диагностики

    Изначально методика разрабатывалась только для взрослых

    Автором теста «Простые аналогии» является американский психолог Уильям Гордон. Он предложил составление аналогий как способ развития творческого мышления. Методика была разработана для взрослых людей, но психологи и педагоги решили адаптировать её и для детей. Учёные нескольких стран попытались упростить тест для малышей. В результате методика Гордона претерпела существенные изменения, а вопрос авторства стал неоднозначным. В современных школах этот тест применяется в том виде, в котором он рекомендован в вузовском учебнике по возрастной психологии И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

    Проведение теста призвано выявить:

    • насколько быстро ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
    • способность испытуемого критически оценивать информацию;
    • уровень развития ассоциативных связей между явлениями;
    • степень врабатываемости в материал;
    • динамику включения показателей произвольного внимания (устойчивости, концентрации, распределения, переключения).

    По результатам составления простых аналогий можно выяснить также, каким образом ребёнок выстраивает концептуальные связи между явлениями (с опорой на внешнее сходство или исходя из сути понятий).

    Тест представляет собой отпечатанный бланк с 32 пунктами. Каждая позиция состоит из 2 слов, имеющих логическую связь между собой, и одного слова, к которому испытуемому необходимо подобрать ассоциацию из приведённых ниже понятий. Причём эта связь должна быть оправдана аналогией, по которой составлена пара образца. Например:

    Дождь - Зонт = Мороз – … ?

    • Палка
    • Холод
    • Шуба

    От дождя человек защищается зонтиком, а от мороза - надевая шубу.

    Проведение теста «Простые аналогии» среди младших школьников

    Учитель должен убедиться, все ли школьники поняли задание правильно

    Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Детей следует рассадить по одному, чтобы не возникало повода «заглянуть к соседу». Выполнение задания может быть либо ограничено по времени (2–3 минуты на вопрос), либо нет. Временные рамки устанавливаются, как правило, с учётом развития психических и физиологических особенностей детей.

    Инструкция по организации диагностики:

    1. Организатор теста раздаёт бланки ребятам. На доске должны быть заготовлены два сигнальных образца с подобными, но не аналогичными заданиями.
    2. Учитель даёт такой комментарий: «Перед вами лежит бланк с вопросами. Начнём мы с того, что подпишем его (слева или справа - значения не имеет). Теперь посмотрите на доску. Здесь даны два задания, похожие на те, что у вас в бланках. Давайте вместе рассмотрим возможные варианты ответа».
    3. Далее взрослый объясняет: «Вы должны внимательно прочитать образец, выяснить, чем слова похожи, и на основе этого сходства найти нужное слово-ассоциацию. В образце у нас дана аналогия «свинья - поросёнок». Значит, речь идёт о животных и их детёнышах, поэтому для слова «лошадь» ассоциация будет «жеребёнок»».
    4. Затем педагогу нужно оговорить правила оформления теста. Например, напротив правильного, с точки зрения ребёнка, ответа школьнику нужно будет поставить галочку. Лишние значки или рисунки не допускаются.
    5. После этого нужно сказать пару слов о времени, которое выделяется для прохождения теста, и ответить на возможные вопросы малышей.
    6. Если в группе есть медлительный ребёнок, то имеет смысл чаще подходить к нему, чтобы приободрить (но ни в коем случае не помогать и не делать работу за него) или разъяснить тот или иной вопрос.

    Организуя тестирование младших школьников, взрослый должен помнить, что испытуемые довольно долго включаются в работу. Поэтому некоторые психологи рекомендуют давать не один, а два примера, по образцу которых и будут выполнять тест малыши.

    Файл: Стимульный материал для тестирования

    Обработка и интерпретация результатов

    Игра в шахматы поможет школьнику развить логику

    Результаты подсчитываются простым сложением правильных ответов, за каждый из которых школьник получает 1 балл. Расшифровка получившихся данных выглядит так:

    • 31–32 балла - логическое мышление ребёнка на высоком уровне;
    • 25–30 баллов - качество развито хорошо, но над внимательностью следует поработать;
    • 15–24 балла - логика и внимание требуют регулярных тренировок;
    • 5–14 баллов - занятия по развитию навыков должны быть ежедневными.

    Для тренировки внимания обычно используются таблицы Шульте, подробнее о которых можно узнать из статьи « », а также тест Бурдона, его проведение рассматривается в материале «Как правильно провести тест Бурдона (корректурную пробу) для диагностики внимания младших школьников »).

    С целью развития логического мышления необходимо:

    • привлекать ребёнка к интеллектуальным играм (шахматам, компьютерным стратегиям);
    • приобщать малыша к чтению книг (особенно тех, которые после повествования содержат задания на проверку прочитанного);
    • стимулировать к выполнению математических действий на том уровне, на котором школьник это может делать.

    По результатам тестирования «Простые аналогии» учитель и родители (совместно с психологом) смогут разработать эффективную программу коррекции логики и внимательности школьника. В дальнейшем это предотвратит возможное отставание в учёбе и исключит искажение линии личностного развития, связанное с заниженной самооценкой и отсутствием чёткого целеполагания.

    1. Выполнение этого задания требует понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда.

    2. Для проведения опыта нужен бланк или просто отпечатанный на машинке ряд задач.
    Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.


    3. Инструкция дается в форме совместного решения первых трех задач. «Вот посмотрите, — говорят больному, — здесь написано два слова — сверху лошадь, снизу жеребенок. Какая между ними связь? Жеребенок — детеныш лошади. А здесь, справа тоже сверху одно слово — корова, а внизу пять слов на выбор. Из них нужно выбрать только одно слово, которое также будет относиться к слову «корова», как жеребенок к лошади, т. е. чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет… теленок. Значит, нужно раньше установить, как связаны между собой слова, написанные слева, вот здесь (показ) и затем установить такую же связь справа.

    Разберем еще пример: вот здесь слева — яйцо — скорлупа. Связь такая: что бы съесть яйцо, нужно снять скорлупу. А справа — картофель и внизу пять слов на выбор. Нужно выбрать из пяти нужных слов справа одно такое, которое относится к верхнему, как это нижнее — к этому верхнему (показ слов слева)».

    Инструкция несколько длинновата, но обязательно нужно добиться того, что бы больной ее хорошо усвоил.

    4. В норме, при соответствующем образовании, исследуемые усваивают порядок решения задач после 2-3 примеров. Если больной, имеющий образование 7 классов, никак не может усвоить задание после 3-4 примеров, это дает основание думать, что его интеллектуальные процессы по крайней мере затруднены.

    Форма протокола к методике “Простые аналогии”

    Номер задачи Ответ Объяснение

    Примечание. Так же, как в задании «Существенные признаки», в протоколе должно быть указано, когда велось обсуждение — сразу, в порядке решения задач, либо после решения последней задачи. Кроме того, протокол может быть неравномерным по точности. Многие задачи, решавшиеся правильно, могут быть записаны только крестиком, но если по поводу какой-либо задачи завязалась интересная дискуссия с больным, эту дискуссию следует записать как можно более подробно, в виде диалога.